Рабочая программа практикума
геометрия 10 класс
Материал курса распределен следующим образом: 10 класс-решение планиметрических задач, 11 класс-стереометрических.
Программа практикума по геометрии включает углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т. е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в нестандартной ситуации. Особое внимание надо уделить решению задач векторным и координатным, а также векторно-координатным методами. Эти методы могут быть успешно использованы при решении широкого круга планиметрических и стереометрических задач, иногда векторный метод оказывается проще геометрического.
Для эффективной реализации курса необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, делая особый упор на развитие самостоятельности, познавательного интереса и творческой активности учащихся. Для этой цели проводятся уроки различной формы: лекции, консультации, практические занятия, итоговые контрольные работы,
тексты которых прилагаются.
Общая продолжительность работы по программе «Решение планиметрических и стереометрических задач»-2 года: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе (1 час в неделю).
Продолжительность одного занятия – 40 минут. Изучение курса складывается из трех частей: теоретической, практической и контроля знаний и умений учащихся. Теоретическая часть элективного курса заключается в изложении материала учителем по каждой изучаемой теме с приведением примеров и сообщения учащимися дополнительных формул и теорем, не входящих в программу средней школы. Практическая часть элективного курса заключается в применении учащимися полученных знаний при решении задач. В конце каждого года проводится итоговая контрольная работа.
Цели курса:
Совершенствование навыков решения планиметрических и стереометрических задач повышенного уровня сложности. Развитие логического мышления и пространственного представления. Развитие графической культуры учащихся.
Задачи курса.
Развитие потенциальных творческих способностей учащихся. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету. Подготовка к дальнейшему обучению в других учебных заведениях.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет цель: закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области геометрии, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
Знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении планиметрических задач. Знать формулы площадей геометрических фигур и уметь применять их при решении задач. Знать свойства геометрических тел и уметь применять их при решении задач. Знать формулы площадей поверхностей геометрических тел и уметь применять при решении задач. Знать формулы объемов геометрических тел и уметь применять при решении задач. Уметь по условию задачи грамотно строить чертеж.
1.Планиметрия
Теоретические основы большинства тем этой части относится к программе 9-летней школы. Однако глубина их проработки, идейная насыщенность предполагает более высокий уровень математического развития учеников, чем тот, которого достигают школьники по окончанию 9-го класса. Особенность этого блока состоит в том, что ученик получает возможность поработать сразу со всей планиметрией, охватив ее всю целиком. В первом блоке рассматриваются следующие темы: «Треугольники», «Четырехугольники», «Многоугольники», «Окружность, круг».
Треугольники, признаки равенства и подобия треугольников, свойства биссектрисы, медиан, высот треугольника, обобщенная теорема Фалеса, теоремы Чевы и Минелая; свойства окружности, вписанной и описанной около треугольника. Формулы площади треугольника, рассматриваются задачи повышенного уровня сложности. Используются векторный и координатный методы.
Четырехугольники, характеристические свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата, трапеции. Рассматриваются задачи повышенного уровня сложности, используются векторный и координатный методы. Особое внимание уделяется задачам о вписанных и описанных четырехугольниках.
Многоугольники, характеристическое свойство выпуклого многоугольника, свойства правильных многоугольников, вписанных в окружность и описанных около окружности, решение задач на нахождение площади правильных многоугольников.
Окружность, круг. Характеристические свойства окружности. Общие касательные к двум окружностям. Вневписанные окружности, теорема о квадрате отрезка касательной. Формула Эйлера.
2.Стереометрия
Многогранники.
Трехгранные и многогранные углы, теоремы косинусов и теорема синусов для трехгранного угла. Различные способы построения сечений многогранников. Поверхности многогранников. Правильные многогранники, теоремы Эйлера. Объемы многогранников.
Тела вращения, их поверхности и объемы, решение задач с применением определенного интеграла для нахождения объемов тел вращения. Решение задач повышенного уровня сложности векторным и координатным методами.
При решении стереометрических задач требования к качеству чертежа, его наглядности значительно возрастают. Основными принципами построения являются: выбор оптимального положения изображаемого тела, выбор ракурса и проекции, умение строить сечения и проекции на плоскость, умение выделять на пространственном чертеже и соответственно изобразить плоскую конфигурацию, дающую ключ к решению задачи, умение перевести условие задачи на графический язык. Основным средством решения является аналитический метод.
10 класс – 34 (часа)
№ |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Дата |
|
Решение планиметрических задач. |
34 ч. |
|
1. |
Решение задач на свойства биссектрисы треугольника. |
2ч. |
|
2. |
Решение задач на свойства медианы треугольника. |
2ч. |
|
3. |
Решение задач на свойства высот треугольника. |
2ч. |
|
4. |
Решение задач на свойства описанной около треугольника окружности. |
2ч. |
|
5. |
Решение задач на свойства вписанной в треугольник окружности. |
2ч. |
|
6. |
Решение задач на площадь треугольника. |
2ч. |
|
7. |
Решение задач на свойства параллелограмма. |
2ч. |
|
8. |
Решение задач на площадь параллелограмма. |
2ч. |
|
9. |
Решение задач на свойства ромба. |
2ч. |
|
10. |
Решение задач на площадь ромба. |
2ч. |
|
11. |
Решение задач на свойства прямоугольника и квадрата. |
2ч. |
|
12. |
Решение задач на площадь прямоугольника и квадрата. |
2ч. |
|
13. |
Решение задач на свойства трапеции. |
2ч. |
|
14. |
Решение задач на площадь трапеции. |
2ч. |
|
15. |
Решение задач на свойства окружности и ее частей. |
2ч. |
|
16. |
Решение задач на площади круга и его частей. |
2ч. |
|
17. |
Итоговая контрольная работа. |
2ч. |
|
Тематическое планирование
11-й класс (34 часа)
|
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
Дата |
|
Решение стереометрических задач. |
34 ч. |
|
1. |
Построение задач на сечения. |
2ч. |
|
2. |
Решение задач по теме «Свойства пирамиды». |
1ч. |
|
3. |
Решение задач на нахождение площади поверхности пирамиды. |
2ч. |
|
4. |
Решение задач на нахождение объема пирамиды. |
2ч. |
|
5. |
Решение задач по теме «Свойства параллелепипеда». |
1ч. |
|
6. |
Решение задач на нахождение площади поверхности параллелепипеда. |
1ч. |
|
7. |
Решение задач на нахождение объема параллелепипеда. |
1ч. |
|
8. |
Решение задач по теме «Свойства призмы». |
1ч. |
|
9. |
Решение задач на нахождение площади поверхности призмы. |
2ч. |
|
10. |
Решение задач на нахождение объема призмы. |
2ч. |
|
11. |
Решение задач с помощью векторов. |
2ч. |
|
12. |
Решение задач по теме «Свойства цилиндра». |
1ч. |
|
13. |
Решение задач на нахождение площади поверхности цилиндра. |
2ч. |
|
14. |
Решение задач на нахождение объема цилиндра. |
2ч. |
|
15. |
Решение задач по теме «Свойства конуса». |
1ч. |
|
16. |
Решение задач на нахождение площади поверхности конуса. |
2ч. |
|
17. |
Решение задач на нахождение объема конуса. |
2ч. |
|
18. |
Решение задач по теме «Свойства сферы». |
1ч. |
|
19. |
Решение задач на нахождение площади поверхности шара и ее частей. |
2ч. |
|
20. |
Решение задач на нахождение объема шара и ее частей. |
2ч. |
|
21. |
Итоговая контрольная работа. |
2ч. |
|
Контрольная работа по планиметрии. 10 класс.
Задача 1
В треугольнике ABC сторона AC равна 26, а медианы, проведенные из вершин А и С, соответственно равны 36 и 15. Найдите длину третьей медианы.
Задача 2
Около окружности описана прямоугольная трапеция, боковые стороны которой равны 20 и 25. Найдите площадь четырехугольника, вершинами которого являются точки касания окружности со сторонами трапеции.
Задача 3
Биссектрисы тупых углов трапеции пересекаются на другом ее основании. Найдите стороны трапеции, если ее высота равна 12, а длины биссектрис равны 15 и 13.
Задача 4
На медиане ВМ треугольника АВС отмечена точка D так, что BD:DM=3:1.
Прямая AD пересекает отрезок BC в точке E. Найдите отношение площадей треугольников ABE и AEC.
Контрольная работа по стереометрии.11 класс.
Задача 1
Основанием пирамиды служит прямоугольный треугольник ABC с гипотенузой AC, высота пирамиды равна 1. Все боковые ребра наклонены к плоскости основания под углом 45˚, а угол между боковым ребром ТВ медианой основания CD равен 60˚. Какую наименьшую площадь может иметь сечение пирамиды плоскостью, проходящей через медиану CD и пересекающей ребро ТВ.(Т – вершина пирамиды)
Задача 2
В правильной шестиугольной пирамиде SA…F, боковые ребра которой равны 2, а стороны основания – 1, найдите косинус угла между прямой AC и плоскостью SAF.
Задача 3
В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, найдите косинус угла между прямыми AB1 и BC1.
Задача 4
Диаметр окружности основания цилиндра равен 20, образующая цилиндра равна 28. Плоскость пересекает его основания по хордам длины 12 и 16. Найдите тангенс угла между этой плоскостью и плоскостью основания цилиндра.
1. Г. В. Арутюнян, Е. В. Марчевская, И. К Марчевский «Элементарная геометрия» изд. МГТУ им. Баумана. Москва 2010г.
2. Е. В. Потоскуев, Л. И. Звавич «Задачник для классов с углубленным изучением математики» изд. «Дрофа», 2008г.
3. В. В. Просолов «Задачи по планиметрии» изд. МНМО, 2001г.
4. М. И. Сканави «Сборник задач по математике». Изд. Москва «ОНИКС 21 век» «Мир и образование» «Альянс-В» 2003г.
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пионерская средняя школа»
Николаевского муниципального района
Волгоградской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО естественно-математического цикла руководитель МО С.С.Кадрашова
Протокол № от «___»________2015 г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор:_________С.У. Кадрашов Приказ № от «___»__________2015г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________Г.Х. Романко «___»___________2015г.
|
Рабочая программа практикума
Алгебра 10 класс
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пионерская средняя школа»
Николаевского муниципального района
Волгоградской области
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО естественно-математического цикла руководитель МО С.С.Кадрашова
Протокол № от «___»________2015 г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор:_________С.У. Кадрашов Приказ № от «___»__________2015г. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________Г.Х. Романко «___»___________2015г.
|
Рабочая программа практикума
8 класс
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.