Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования
Оценка 4.7

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
обществознание
5 кл—9 кл
02.08.2019
Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования
Программа по обществознанию для 5-9 классов включает следующие разделы: пояснительную записку, планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса, содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Для реализации данной программы используются учебники «Обществознание». для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н. Боголюбова, М: «Просвещение».
обществознание .doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кармаклинская средняя общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской области имени Героя Советского Союза Д.П.Бурцева «Принято  на заседании педагогического совета Протокол № 10 от  29.08.2018г. «Утверждено» Директор школы________/Н.Н.Еремина/ Приказ № 76­ОД от 29.08.2018г. Рабочая программа   предмета   «Обществознание» для   5­9 классов  на 2018­2023 гг.    Составитель:  Бурцева Алла Ильинична,  учитель истории и обществознания I  .Пояснительная записка     Программа по   обществознанию   для 5­9 классов включает следующие разделы: пояснительную записку,  планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса, содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочая программа предмета « Обществознание»  на уровне основного  общего образования разработана на основе  нормативных документов:    Федерального закона от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Приказа   Министерства   Федерации образования Российской       от   17.12.2010   №   1897   "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";  Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);  Приказ   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   31.12.2015  №1577   «О  внесении   изменений   в   федеральный государственный  образовательный   стандарт основного  общего  образования,  утверждённый  приказом  Министерства   образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»;   Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в   общеобразовательных учреждениях»;  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015  №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические  требования  к условиям и организации обучения,  содержания в общеобразовательных организациях»;  Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (зарегистрирован в Минюсте России 18 октября   2013     приказом приказом   приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38; г.,   Минобрнауки   Минобрнауки внесенными 576; 1529; с июня декабря   №     №   регистрационный России России   года года изменениями, 2015 2015 30213) 8 28 номер                       от от                Основной образовательной программы основного общего образования (п/с №9 от 26.06.2015).  Учебного плана МКОУ Кармаклинской СОШ  Положения  о рабочих программах учебных предметов МКОУ Кармаклинской СОШ;  Примерные программы по учебным предметам.   Обществознание. 5­9 классы. – М.: Просвещение, 2011. –     (Стандарты второго поколения); Для реализации данной программы используются учебники   «Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: «Просвещение», 2015.  «Обществознание. 6 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: «Просвещение» 2016.  «Обществознание. 7 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой М: «Просвещение» 2017.   «Обществознание.   8   класс.   ФГОС».   Учебник   для   общеобразовательных   организаций   под   редакцией   Л.Н.Боголюбова,   А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой,   М: «Просвещение» 2018.   «Обществознание.   9   класс.   ФГОС».   Учебник   для   общеобразовательных   организаций   под   редакцией   Л.Н.Боголюбова,   А.Ю. Лазебниковой, Н.И. Городецкой,   М: «Просвещение» 2018.        Общая характеристика учебного предмета   «Обществознание» ­ учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место   и  роль  обществоведческого  знания   в  образовании   молодого  поколения   обусловлены  его   познавательными   и  мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно­нравственное становление личности человека.  Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного   отношения,   собственной   позиции   к   явлениям   социальной   жизни,   поиску   созидательных   способов   жизнедеятельности.   Курс «Обществознание»   даёт   возможность   подростку   оценить   себя   как   личность,   найти   свой   путь,   раскрыть   свой   потенциал,   понять   свои социальные   роли   и   собственное   место   в   социуме   и   культурной   среде.     Подросток   приобретает   опыт   социального   и   культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курс обществознания продолжается в старшей школе и раскрывается в элективных курсах, факультативах, курсах по выбору, предпрофильной и профильной подготовке учащихся. При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся.  Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы. Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно­концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, ­ антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая  курс   «Обществознание»,  школьники   получают  образовательную  информацию,   которая   помогает  им  логично   изучать  содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.  Программа   предусматривает   выделение   двух   относительно   самостоятельных   этапов   изучения   курса,   связанных   между   собой,   с   учётом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются   элементарные   научные   представления   об   обществе, о социальном окружении, Родине.   Эти   вопросы   должны   быть   раскрыты   через   противопоставление   добра   и   зла,   справедливости   и   несправедливости.   Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. В   5   классе   содержание   курса   носит   преимущественно   пропедевтический   характер,   связанный   с   проблемами   социализации   младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют   круг   сведений   не   только   о   важнейших   социальных   институтах   и   их   общественном   назначении,   но   и   о   качествах   человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской   Федерации,   расширяются   их   права   в   экономических   отношениях,   наступает   уголовная   ответственность   за   некоторые   виды преступлений.   Соответственно   курс   даёт   им   две   необходимые   на   этом   рубеже   социализации   темы.   Первая   из   них   —   «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких про­ явлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики —  производству,  в процессе   которого  реализуется  её  важнейшая   роль  в обществе  —  создание  материальных   благ  для  удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических  явлений акцент делается  на раскрытии способов рационального поведения основных участников   экономики   —   потребителей   и   производителей.   Кроме   того,   программа   предполагает   раскрытие   основной   проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). На втором этапе курса для  старших подростков (8—9 классы)  все  его   содержательные   компоненты   (социально­психологические, морально­этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы обра­ зования,   науки   и   религии,   с   информационными   процессами   в   обществе.   Тема   «Экономика»   углубляет   знания   учащихся   об   основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям   между   отдельными   хозяйствующими   субъектами   (потребители,   производители,   фирмы).   Специальное   внимание   уделено   и некоторым   макроэкономическим   проблемам,   включая   роль   государства   в   экономике,   безработицу,   международную   торговлю.   Тема «Социальная   сфера»   раскрывает   ключевые   социологические   понятия:   социальная   структура,   социальные   группы,   социальная   роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. В   9   классе   завершается   рассмотрение   основных   сфер   жизни   общества.   Тема   «Политика»   даёт   обобщённое   представление   о   власти   и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права.   Рассматриваются   основы   конституционного   строя   РФ,   федеративного   устройства   РФ,   государственного   устройства   РФ,   а   также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно­экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного   и   развивающего   обучения,   рефлексивные   методы.  На   первой   ступени   основной   школы,   когда   учащиеся   только   начинают систематическое   изучение   содержания   курса   по   обществознанию,   особое   значение   приобретают   методы   личностно   ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права   типичных   социальных   ситуаций,   сложившихся   практик   поведения.   Особого   внимания   требует   использование   в   учебном   процессе компьютерных технологий.  Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.   Описание места учебного предмета в учебном плане. «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 157 часов. Общая  недельная нагрузка   составляет 1 час.   Года обучения Кол­во часов в неделю Кол­во учебных недель 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 1 1 1 1 1 17(1 полугодие) 35 35 36 34 Всего часов за учебный год 17 35 35 36 34 157 часов за курс II   .Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Человек в социальном измерении ученик научится: • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью; • сравнивать   и   сопоставлять   на   основе   характеристики   основных   возрастных   периодов   жизни   человека   возможности   и   ограничения каждого возрастного периода; • выделять   в   модельных   и   реальных   ситуациях   сущностные   характеристики   и   основные   виды   деятельности   людей,   объяснять   роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать   собственный   социальный   статус   и   социальные   роли;   объяснять   и   конкретизировать   примерами   смысл   понятия «гражданство»; • описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать   понимание   особенностей   и   практическое   владение   способами   коммуникативной,   практической   деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. ученик получит возможность научиться: • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • использовать элементы причинно­следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Ближайшее социальное окружение ученик научится: • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; • выполнять   несложные   практические   задания   по   анализу   ситуаций,   связанных   с   различными   способами   разрешения   семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы. ученик получит возможность научиться: • использовать элементы причинно­следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Общество — большой «дом» человечества ученик научится: • распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ; • характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • применять   знания   курса   и   социальный   опыт   для   выражения   и   аргументации   собственных   суждений,   касающихся   многообразия социальных групп и социальных различий в обществе; • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества. ученик получит возможность научиться: • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • выявлять причинно­следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. Общество, в котором мы живём ученик научится: • характеризовать глобальные проблемы современности; • раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны; • называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации; • формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; • находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа. ученик получит возможность научиться: • характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе; • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире. Регулирование поведения людей в обществе ученик научится: • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • критически   осмысливать   информацию   правового   и   морально­нравственного   характера,   полученную   из   разнообразных   источников, систематизировать,   анализировать   полученные   данные;   применять   полученную   информацию   для   определения   собственной   позиции   по отношению  к социальным  нормам, для  соотнесения  собственного поведения  и поступков других  людей  с нравственными  ценностями  и нормами поведения, установленными законом; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю. ученик получит возможность научиться: • использовать элементы причинно­следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. Основы российского законодательства ученик научится: • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей;   права,   обязанности   и   ответственность   работника   и   работодателя;   предусмотренные   гражданским   правом   Российской   Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско­правовых споров; • анализировать   несложные   практические   ситуации,   связанные   с   гражданскими,   семейными,   трудовыми   правоотношениями;   в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; • находить,   извлекать   и   осмысливать   информацию   правового   характера,   полученную   из   доступных   источников,   систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. ученик получит возможность научиться: • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю. Мир экономики ученик научится: • понимать и правильно использовать основные экономические термины; • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; • объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; • характеризовать функции денег в экономике; • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт. ученик получит возможность научиться: • оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. Человек в экономических отношениях ученик научится: • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их; • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; • применять полученные знания для характеристики экономики семьи; • использовать статистические данные, отражающие экономические измене­ния в обществе; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт. ученик получит возможность научиться: • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. Мир социальных отношений ученик научится: • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы; • характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; • характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства; • давать   оценку   с   позиций   общественного   прогресса   тенденциям   социальных   изменений   в   нашем   обществе,   аргументировать   свою позицию; • характеризовать собственные основные социальные роли; • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; • извлекать   из   педагогически   адаптированного   текста,   составленного   на   основе   научных   публикаций   по   вопросам   социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач; • использовать   социальную   информацию,   представленную   совокупностью   статистических   данных,   отражающих   социальный   состав   и социальную динамику общества; • проводить несложные социологические исследования. ученик получит возможность научиться: • использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; • ориентироваться   в   потоке   информации,   относящейся  к   вопросам   социальной   структуры   и   социальных   отношений  в   современном обществе; • адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников. Политическая жизнь общества ученик научится: • характеризовать   государственное   устройство   Российской   Федерации,   описывать   полномочия   и   компетенцию   различных   органов государственной власти и управления; • правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации; • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; • описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности; • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя; • различать факты и мнения в потоке информации. ученик получит возможность научиться: • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Культурно­информационная среда общественной жизни ученик научится: • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры; • распознавать и различать явления духовной культуры; • описывать различные средства массовой информации; • находить   и   извлекать   социальную   информацию   о   достижениях   и   проблемах   развития   культуры   из   адаптированных   источников различного типа; • видеть   различные   точки   зрения   в   вопросах   ценностного   выбора   и   приоритетов   в   духовной   сфере,   формулировать   собственное отношение. ученик получит возможность научиться: • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; • осуществлять рефлексию своих ценностей. Человек в меняющемся обществе ученик научится: • характеризовать явление ускорения социального развития; • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; • описывать многообразие профессий в современном мире; • характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества; • извлекать социальную информацию из доступных источников; • применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем. ученик получит возможность научиться: • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу­бизнес и мода; • оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи. 5 класс Результатами   изучения содержания курса 5 класса по обществознанию, явятся:  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам   как   высшей   ценности;   на   стремлении   к   укреплению   исторически   сложившегося   государственного   единства;   на   признании равноправия   народов,   единства   разнообразных   культур;   на   убежденности   в   важности   для   общества   семьи   и   семейных   традиций;   на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.  6 класс Результаты   изучения содержания курса 6 класса по обществознанию  проявятся в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально­философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;  •  умении  выполнять  познавательные  и  практические   задания,  в том  числе  с  использованием   проектной деятельности   на уроках  и  в доступной социальной практике, на:  1) использование элементов причинно­следственного анализа;  2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;  3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;  4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;  5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;  6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;  7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.  Результатами   изучения содержания курса 7 класса по обществознанию, явятся:  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях  общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:  7 класс социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;  •   умения   находить   нужную   социальную   информацию   в   различных   источниках;   адекватно   ее   воспринимать,   применяя   основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно­мотивационной . 8 ­ 9 классы Результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию явятся:  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;  • понимание языка массовой социально­политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.                 III   .   Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности № п/п Характеристика основных видов деятельности учащихся  Наименование разделов, тем ( на уровне учебных действий). 1 2 Введение  Человек: Загадка человека   Отрочество – особая  пора в жизни человека Семья:  Семья и семейные  отношения  Семейное хозяйство  Свободное время 3 Школа:  Образование в жизни  человека  Образование и  самообразование  Одноклассники,  сверстники, друзья 4 Труд :  Труд – основа жизни  Труд и творчество 5 класс  Модуль «Человек в социальном измерении» • использовать  знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для   оценки   безопасных   условий   жизни;   на   примерах   показывать   опасность   пагубных   привычек, угрожающих здоровью; • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять  в   модельных   и   реальных   ситуациях   сущностные   характеристики   и   основные   виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • описывать  гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать  понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; • формировать  положительное   отношение   к   необходимости   соблюдать   здоровый   образ   жизни; корректировать  собственное   поведение   в   соответствии   с   требованиями   безопасности жизнедеятельности; • использовать элементы причинно­следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; 5 Родина:  Наша Родина – Россия  Государственные символы  Гражданин России  Мы­ многонациональный  народ Итоговое повторение и  обобщение  1 Введение  Человек в социальном  измерении:  Личность   Познание  Деятельность  Потребности 2 Человек среди людей:  Межличностные  отношения  Человек в группе  Общение  Конфликты • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Ближайшее социальное окружение» • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; • характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; • выполнять  несложные   практические   задания   по   анализу   ситуаций,   связанных   с   различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; • использовать элементы причинно­следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Модуль «Политическая жизнь общества» • характеризовать  государственное   устройство   Российской   Федерации,   особенности   России   как многонационального   государства   описывать   государственные   символы;   характеризовать   основные обязанности граждан РФ; • показывать  на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности. • осознавать  значение   гражданской   активности   и   патриотической   позиции   в   укреплении   нашего государства. Модуль «Человек в социальном измерении». 6 класс  • характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять  в   модельных   и   реальных   ситуациях   сущностные   характеристики   и   основные   виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли;  • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; • демонстрировать  понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; 3 Нравственные основы жизни:  Человек и мораль  Человек и  человечность  Нравственные основы  жизни Итоговое повторение и  обобщение  1 Введение  Регулирование поведения  людей в обществе:  Социальные нормы и  правила общественной жизни  Права и обязанности  граждан  Закон  и правопорядок  Ответственность за  нарушение законов  Правоохранительные  органы • использовать элементы причинно­следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Мир социальных отношений» • описывать  межличностные  отношения  и их отдельные  виды,  сущность и причины возникновения межличностных конфликтов;  • характеризовать  большие и малые, формальные и неформальные  социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки; • характеризовать собственные основные социальные роли; • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; • проводить несложные социологические исследования; • ориентироваться  в   потоке   информации,   относящейся  к   вопросам   социальной   структуры   и социальных отношений в современном обществе; • адекватно   понимать  информацию,   относящуюся   к   социальной   сфере   общества,   получаемую   из различных источников. Модуль «Регулирование поведения людей в обществе» 7 класс     характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ, ответственность за нарушение законов; • использовать  накопленные   знания   об   основных   социальных   нормах   и   правилах   регулирования общественных   отношений,   усвоенные   способы   познавательной,   коммуникативной   и   практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; 2 3 1 Человек в экономических  отношениях:  Экономика и ее роль в  жизни общества  Производство, затраты,  выручка, прибыль  Виды и формы бизнеса  Обмен, торговля, реклама  Деньги и их функции  Экономика семьи Человек и природа :  Человек – часть  природы  Охрана природы  Закон на страже  природы Итоговое повторение и  обобщение  • критически осмысливать информацию правового и морально­нравственного характера, полученную из   разнообразных   источников,   систематизировать,   анализировать   полученные   данные;   применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; • использовать  знания   и   умения   для   формирования   способности   к   личному   самоопределению   в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю; • использовать элементы причинно­следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. Модуль «Человек в экономических отношениях». • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; • применять полученные знания для характеристики экономики семьи; • формулировать  и   аргументировать   собственные   суждения,   касающиеся   отдельных   вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт; • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать  познавательные задачи в рамках изученного  материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • выполнять  несложные   практические   задания,   основанные   на   ситуациях,   связанных   с   описанием состояния российской экономики. 8 класс. Введение  Личность и общество:  Что делает человека  человеком  Человек, общество,  природа  Общество как форма  жизнедеятельности людей  Развитие общества Модуль «Человек в социальном измерении» • использовать  знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • выделять  в   модельных   и   реальных   ситуациях   сущностные   характеристики   и   основные   виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • демонстрировать  понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества; 2 3 4 Сфера духовной жизни:  Сфера духовной жизни  Мораль, моральный выбор  Долг и совесть  Образование  Наука в современном  обществе Социальная сфера:  Социальная структура  общества  Социальные статусы и роли  Нации и межнациональные  отношения  Отклоняющееся поведение Экономика:  Экономика и ее роль в  жизни общества  Главные вопросы  экономики  Собственность  Рыночная экономика  Производство – основа  экономики  Предпринимательская  деятельность  Роль государства в  экономике  Распределение доходов  Безработица, ее причины и последствия   Мировое хозяйство и  мировая торговля • использовать элементы причинно­следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. Модуль «Общество — большой «дом» человечества» • распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ; • характеризовать  направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе; • выполнять  познавательные  и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • выявлять  причинно­следственные   связи   общественных  явлений   и   характеризовать   основные направления общественного развития. Модуль «Человек в меняющемся обществе» • характеризовать явление ускорения социального развития; • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; • описывать многообразие профессий в современном мире; • характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества; • извлекать социальную информацию из доступных источников; • применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу­бизнес и мода; • оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи. Модуль «Общество, в котором мы живём» • характеризовать глобальные проблемы современности; • раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны; • формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; Итоговое повторение и  обобщение • находить   и   извлекать  информацию   о   положении   России   среди   других   государств   мира   из адаптированных источников различного типа; • характеризовать   и   конкретизировать  фактами   социальной   жизни   изменения,   происходящие   в современном обществе; • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире. Модуль «Культурно­информационная среда общественной жизни». • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры; распознавать и различать явления духовной культуры; • описывать различные средства массовой информации; • находить и извлекать  социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; • видеть различные точки зрения  в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение; • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; • осуществлять рефлексию своих ценностей. Модуль «Мир экономики» • понимать и правильно использовать основные экономические термины; • распознавать  на   основе   привёденных   данных   основные   экономические   системы,   экономические явления и процессы, сравнивать их; • объяснять  механизм  рыночного регулирования  экономики  и  характеризовать  роль  государства   в регулировании экономики; • характеризовать функции денег в экономике; • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; • получать  социальную   информацию   об   экономической   жизни   общества   из   адаптированных источников различного типа; • формулировать   и   аргументировать  собственные   суждения,   касающиеся   отдельных   вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт; • оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять  несложные   практические   задания,   основанные   на   ситуациях,   связанных   с   описанием состояния российской экономики. 9 класс 1 2 3 Введение   Политика и социальное  управление. Право Модуль «Политическая жизнь общества» • характеризовать  государственное   устройство   Российской   Федерации,   описывать   полномочия   и компетенцию различных органов государственной власти и управления; • правильно   определять  инстанцию   (государственный   орган),   в   которую   следует   обратиться   для разрешения той или типичной социальной ситуации; 4 Итоговое повторение и  обобщение • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; • описывать  основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности; • характеризовать  базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя; • различать факты и мнения в потоке информации; • осознавать  значение   гражданской   активности   и   патриотической   позиции   в   укреплении   нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Модуль «Основы российского законодательства». • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и   обязанности   супругов,   родителей   и   детей;   права,   обязанности   и   ответственность   работника   и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско­правовых споров; • анализировать  несложные   практические   ситуации,   связанные   с   гражданскими,   семейными, трудовыми   правоотношениями;   в   предлагаемых   модельных   ситуациях   определять   признаки правонарушения, проступка, преступления; • объяснять  на   конкретных   примерах   особенности   правового   положения   и   юридической ответственности несовершеннолетних; • находить, извлекать и осмысливать  информацию правового характера, полученную из доступных источников,   систематизировать,   анализировать   полученные   данные;   применять   полученную информацию   для   соотнесения   собственного   поведения   и   поступков   других   людей   с   нормами поведения, установленными законом; • оценивать  сущность и  значение правопорядка  и  законности, собственный  возможный  вклад  в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению.  Рабочая программа  содержит часть, формируемую  участниками образовательных отношений, в объеме  30% от общего количества часов.  ЧФУОО используется для реализации образовательных потребностей обучающихся, коррекцию процесса обучения, проектную деятельность. IV.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс Раздел № 1 2 3 4 5 6 Введение Человек  Семья Школа Труд Родина Итого Количество  часов 1 4 3 3 2 4 17 № Наименование главы Количество часов 6 класс 1 2 3 4 5 Введение Человек в социальном измерении Человек среди людей Нравственные основы жизни Повторение и контроль Итого 1 ч 12 10 8 4 35 № Наименование главы Количество часов 7 класс 1 2 3 4 5 Введение Регулирование поведения людей в обществе Человек в экономических отношениях Человек и природа Повторение и контроль Итого 1 14 14 3 3 35    8 класс № Наименование главы Количество часов 1 2 3 4 5 5 Введение Личность и общество Сфера духовной культуры Социальная сфера Экономика Повторение и контроль Итого 1 6 8 5 13 3 36

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2019