Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура в частности освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): по специальности СПО 050141 Физическая культура, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
2. Систематизировать и оценивать педагогиОбласть применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура в частности освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): по специальности СПО 050141 Физическая культура, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
2. Систематизировать и оценивать педагоги
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯРассмотрена, утверждена и рекомендована предметно цикловой
комиссией физической культуры, протокол № 5 от 15.12.2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
стр
.
4
7
9
19
231. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью рабочей
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура в частности
освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): по
специальности СПО 050141 Физическая культура, и соответствующих
профессиональных компетенций (ПК):
1. Выбирать учебнометодический комплект, разрабатывать учебно
методические материалы (рабочие программы, учебнотематические планы)
на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида
образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных
обучающихся.
2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области физической культуры на основе
изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности
других педагогов.
3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области
физического воспитания.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована
преподавателями СПО для осуществления профессиональной подготовки
специалистов среднего звена.1.2. Место и задачи профессионального модуля – требования к
результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа учебнометодических комплектов,
разработки учебно
методических материалов (рабочих программ, учебнотематических планов)
на основе образовательных стандартов и примерных программ с учетом вида
образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных
обучающихся;
изучения и анализа педагогической и методической литературы по
проблемам физической культуры, подготовки и презентации отчетов,
рефератов, докладов;
оформления портфолио педагогических достижений;
презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов,
выступлений;
участия в исследовательской и проектной деятельности в области
физического воспитания;
уметь:
анализировать образовательные стандарты и примерные программы;
определять цели и задачи, планировать физическое воспитание
обучающихся в образовательном учреждении;
осуществлять
планирование
с учетом возрастнополовых,
морфофункциональных и индивидуальнопсихологических особенностей
обучающихся, уровня их физической подготовленности;
определять педагогические проблемы методического характера и
находить способы их решения;адаптировать имеющиеся методические разработки;
готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать
исследовательскую и проектную деятельность в области физического
воспитания детей, подростков и молодежи;
использовать методы и методики педагогического исследования и
проектирования, подобранные совместно с руководителем;
оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;
знать:
теоретические основы методической деятельности в области физического
воспитания детей, подростков и молодежи;
теоретические основы, методику планирования физического воспитания
и требования к оформлению соответствующей документации;
особенности современных подходов и педагогических технологий
физического воспитания;
концептуальные основы и содержание примерных программ по
физической культуре;
педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию
предметноразвивающей среды физического воспитания;
источники, способы обобщения, представления и распространения
педагогического опыта;
логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету,
реферированию, конспектированию;
основы организации опытноэкспериментальной работы в сфере
образования.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей
программы профессионального модуля:всего – 201 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 165 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 110 часа;
самостоятельной работы обучающегося 55 часа;
учебной и производственной практики 36 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение
обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Методическое
обеспечение процесса физического воспитания,
в том числе
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 3.1.
ПК 3.2.
ПК 3.3.
ПК 3.4.
ОК 1.
ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
Наименование результата обучения
Выбирать учебнометодический комплект,
разрабатывать
учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно
тематические планы) на основе образовательного стандарта и
примерных программ с учетом вида образовательного
учреждения,
особенностей класса/группы и отдельных
обучающихся.
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области физической культуры на
основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и
анализа деятельности других педагогов.
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,
рефератов, выступлений.
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области физического воспитания.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.
ОК 11.
ОК 12.
ОК 13.
Использовать информационнокоммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и социальными партнерами.
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях
обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм.
Владеть базовыми и новыми видами физкультурноспортивной
деятельности.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).Код
профессиональных
компетенций
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Наименования разделов
профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Практика
3.1.
Всего
Часов
(макс.
Учебная
нагрузка
и
практи)
Обязательная аудиторная учебная
нагрузка обучающегося
Самостоятельная
работа обучающегося
Учебная,
часов
Всего,
часов
в т.ч.
лабораторные
работы и
практические
занятия, часов
в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч.,
курсовая
работа
(проект),
часов
Производственная
(по профилю
специальности),
часов
1
ПК 3.1. – 3.4.
2
МДК.03.01
Теоретические и прикладные
аспекты методической работы
учителя физической культуры
3
165
4
110
5
39
6
7
55
8
Учебная практика.
Психологопедагогическая
практика.
36
Производственная практика (по
профилю специальности), часов
(если предусмотрена итоговая
(концентрированная) практика)
10
9
36
201
Тематический план профессионального модуля
Всего:
110
36
55
36
3.2. Содержание обучения по профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
предусмотрены)
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
1
2
ПМ.03
Методическое обеспечение
процесса физического
воспитания
МДК 03.01
Теоретические и прикладные
аспекты методической работы
учителя физической культуры
Раздел 1.
Выбор учебнометодического
комплекта, разработка учебно
методических
материалов
(рабочей программы, учебно
тематических планов) на основе
образовательного стандарта и
примерных программ с учетом
образовательного
вида
учреждения,
особенностей
класса (группы) и отдельных
обучающихся.
Тема 1.1
основы
Теоретические
методической
организации
работы учителя физической
культуры
Содержание
1. Организация методической работы в образовательном учреждении Цель,
задачи, содержание и направления деятельности методической службы.
Содержание и направления методической работы. Виды и формы
организации методической работы.
Государственнообщественные
объединения учителей школы: педагогический совет, учебнометодический
совет, методическое объединение и т.д. Работа учителя в коллективе и
команде, взаимодействие с руководством, коллегами и социальными
партнерами.
Объем часов
Уровень
освоения
3
6
4
12
3
Основы методической работы учителя физической культуры
Виды научнометодической работы учителя:
методическая,
исследовательская, экспериментальная работа. Содержание методической
работы: отбор содержания образования, проектирование образовательного
процесса, выбор способов контроля знаний и умений учащихся,
моделирование воспитательного процесса.
Планирование и организация учителем собственной деятельности
Определение методов решения профессиональных задач, оценка их
эффективности и качества. Оценка рисков и принятие решений в
нестандартных ситуациях.
Осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Осуществление профессиональной деятельности с соблюдением правовых
норм ее регулирующих.
Исполнение воинской обязанности (для юношей) с применением
профессиональных знаний.
Лабораторные работы
1.
«Участие в работе методического объединения учителей физической
культуры»
Практические занятия
1.
Изучение плана работы методического объединения учителей физической
культуры
Содержание
1. Нормативная, учебнометодическая документация, регламентирующая
деятельность учителя физической культуры
Концептуальные основы и содержание ФГОС СПО,
вариативных образовательных программ.
Учебный план, рабочая программа, календарнотематический план,
поурочное планирование, отчетная документация. Должностные инструкции
учителя физической культуры. Локальные нормативные акты.
Анализ нормативной, учебнометодической документации
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта СПО.
Анализ примерных программ СПО. Концептуальные основы и содержание
примерных программ СПО
примерных и
2
2
2
2
1
1
7
Тема 1.2.
Анализ и разработка учебно
методического
обеспечения
учебного процесса3
4
5
Разработка учебнометодического обеспечения образовательного
процесса
Методика разработки УМК, методических пособий и рекомендаций.
Адаптация имеющихся методических разработок с учетом вида
образовательного учреждения и особенностей возраста учащихся.
Определение педагогических проблемы методического характера и
нахождение способов их решения.
Планирование обучения и воспитания младших, средних и старших
школьников физическому воспитанию
Общие подходы к планированию в физическом воспитании.
Определение целей и задач, планирование обучения и воспитания.
Постановка целей, мотивация деятельности обучающихся, организация и
контроль их работы с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
Осуществление планирование с учетом возрастных и индивидуально
психологических особенностей обучающихся. Требования к оформлению
соответствующией документации.
Ведение школьной документации.
Виды школьной документации. Требования к ведению журналов, личных дел
учащихся и т.д.
3
3
2
Лабораторные работы
1.
Практические занятия
1.
Изучение рекомендаций по ведению классного журнала. Заполнение
страницы журнала.
Изучение требований к ведению личных дел учащихся. Заполнение личного
дела учащегося.
Анализ вариативных (авторских) программ и учебников по предметам
начальной школы. Концептуальные основы и содержание вариативных
программ начального общего образования.
Изучение методических рекомендаций по разработке рабочей программы.
Разработка рабочей программы по предметам начальной школы.
Изучение методических рекомендаций по разработке календарно
тематического плана.
Разработка календарнотематического плана
Изучение методических рекомендаций по созданию учебнометодического
комплекса.
2
3
4
5
6
7
8
Самостоятельная работа при изучении раздела 1.
8
11Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Анализ нормативной и методической документации.
Изучение методических рекомендаций по разработке программ и календарнотематических планов, по созданию УМК по
предмету.
Разработка рабочей программы по физической культуре.
Разработка календарнотематического плана.
Создание индивидуального плана работы учителя.
Учебная практика
Виды работ
Анализ учебно методических комплектов по физической культуре.
Анализ учебнометодических комплексов учителей физической культуры.
Производственная практика не предусмотрена
Раздел 2.
Создание в кабинете предметно
развивающей среды
Тема 2.1.
Требования
созданию
предметноразвивающей среды
в физической культуре
Содержание
1.
к
2
Характеристика предметноразвивающей среды
Значение предметноразвивающей среды в организации обучения, воспитания
и развития в современном образовательном учреждении. Спортивный зал
(урок физкультуры) как база для успешного выполнения образовательной
программы. Осуществление профилактики травматизма учащихся.
Создание предметноразвивающей среды в спортивном зале (на уроке
физкультуры)
Участие учителя физической культуры в создании предметноразвивающей
среды.
Педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию
предметноразвивающей среды. Оформление кабинета физкультуры,
спортивного зала, тренажерного зала .
Тема 2.2.
Ведение документации
Лабораторные работы
1.
Экскурсия по спортивным залам общеобразовательных школ с целью
изучения различных вариантов создания предметноразвивающей среды.
Практические занятия
1. Моделирование предметноразвивающей среды.
Содержание
1.
Требования к учебнометодическому обеспечению кабинета физкультуры,
спортивному залу, планированию и организации работы. Паспорт кабинета.
Перспективный план развития кабинета.
Требования к ведению
документации.
Лабораторные работы не предусмотрены
7
1
1
6
2
2
2Практические занятия (при наличии, указываются темы)
1.
Изучение положения о кабинете и должностных инструкций заведующего
кабинетом. Составление макета паспорта кабинета
Самостоятельная работа при изучении раздела 2.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Изучение требований к предметноразвивающей среде кабинета физкультуры.
Изучение и анализ документации кабинета.
Поиск материала в психологопедагогической литературе и Интернет – ресурсах по созданию предметноразвивающей
среды.
Анализ предметноразвивающей среды с точки зрения методического обеспечения.
Анализ и корректировка предметноразвивающей среды на соответствие возрасту, целям и задачам обучения.
Учебная практика
Виды работ.
Проект «Создание предметно – развивающей среды в начальной школе, способствующей всестороннему развитию
школьников»
Производственная практика не предусмотрена
Раздел 3.
Систематизация и оценивание
педагогического опыта и
образовательных технологий в
области физической культуры
на
изучения
профессиональной
деятельности спортсмена.
Тема 3.1.
Изучение и анализ
проблем
физической культуры и спорта
основе
Содержание
1. Особенности современных подходов и педагогических технологий в
области физической культуры.
Сравнение эффективности применяемых методов, выбор наиболее
эффективных образовательных технологий с учетом вида образовательного
учреждения и особенностей возраста учащихся.
Особенности инновационной деятельности учителя физической культуры.
Изучение и анализ педагогической и методической литературы,
современных образовательных ресурсов по проблемам физкультуры
Психологопедагогические и методические периодические издания.
Современные образовательные ресурсы в методической работе учителя
физкультуры.
2
1
11
7
2
33
Обобщение педагогического опыта
Источники, способы обобщения, представления и распространения
педагогического опыта. Требования к оформлению результатов обобщения
опытом.
Логика подготовки и требования к устному выступлению, отчету,
реферированию, конспектированию.
Основы организации опытноэкспериментальной работы в сфере образования.
Лабораторные работы
1.
Использование современных образовательных ресурсов в методической
работе учителя физической культуры
Наблюдение и анализ урока с использованием современных образовательных
технологий
2.
Тема 3.2.
Организация
деятельности
педагога по самообразованию и
самовоспитанию.
Создание методических картотек (тематических, алфавитных, электронных)
Практические занятия
1.
Содержание
1. Непрерывное образование учителя физической культуры
Сущность и социальная значимость педагогической профессии. Процесс
самовоспитания. Этапы и методы самовоспитания.
Направления и источники
Процесс самообразования педагога.
самообразования.
информационнокоммуникативных
технологий для совершенствования профессиональной деятельности.
Осуществление профессиональной деятельности в условиях обновления ее
целей, содержания и смены технология. Осознанное планирование повышения
квалификации.
Использование
Лабораторные работы не предусмотрены
Тема
портфолио
достижений
3.3.
Оформление
педагогических
Практические занятия
1.
2.
3.
Планирование деятельности педагога по самообразованию и самовоспитанию
Изучение готовности студента к профессиональному саморазвитию
Составление программы профессионального самосовершенствования
педагога
Содержание
1. Портфолио педагогических достижений.
Виды и структура портфолио. Требования к оформлению и содержанию
портфолио.
Лабораторные работы
1.
Виртуальная экскурсия по индивидуальным сайтам педагогов. Анализ
электронных портфолио педагогов
Практические занятия
1.
Изучение положения о портфолио и методических рекомендаций по
созданию портфолио.
3
3
3
2
1
6
3
7
1
2Тема 3.4. Анализ и самоанализ
педагогической деятельности
Педагогическая рефлексия.
Анализ портфолио педагогов с точки зрения соответствия требованиям.
2.
Содержание
1. Мониторинг педагогической деятельности. Анализ и самоанализ
2
педагогической деятельности
Педагогическая рефлексия. Изучение затруднений в педагогической
деятельности
Лабораторные работы не предусмотрены
Практические занятия
1.
Педагогическая рефлексия педагогической деятельности. Проведение теста
«Изучение затруднений в педагогической деятельности»
Самостоятельная работа при изучении раздела 3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Самооценка студентом своей компетентности в области современных педагогических технологий
Проведение и анализ результатов методики «Оценка сформированности конструктивносодержательных и
конструктивнооперативных умений учителя (Мякинченко Л.П.)
Анализ результатов педагогической рефлексии. Интерпретация данных по тесту «Изучение затруднений в
педагогической деятельности»
Поиск в сети Интернет методических материалов по заданным темам: «Портфолио педагога»,
Создание портфолио.
Учебная практика
Виды работ.
Наблюдение и анализ урока с использованием современных образовательных технологий.
Изучение требований к обобщению педагогического опыта. Ознакомление с банком обобщения опытом учителей
физической культуры.
Производственная практика не предусмотрена
Раздел 4.
Оформление педагогических
разработок в виде отчетов,
рефератов, выступлений
Тема 4.1
Оформление
подготовка к выступлениям
Содержание
1.
отчетов
и
Оформление различных видов отчетов. Требования к оформлению, структура
и алгоритм отчетов.
Требования к оформлению реферата. Этапы работы над рефератом.
Требования к содержанию, структуре и оформлению реферата.
Подготовка к выступлению. Условия успешной самопрезентации.
Оформление результатов выступления.
2
3
Лабораторные работы не предусмотрены
1.
Практические занятия
7
1
11
6
4
3
3
1
2
31.
2.
3.
4.
Оформление отчета по практике.
Подготовка выступления с презентацией отчета о выполненной работе
Проведение и анализ методики «Изучение профессиональной готовности
учителей к экспериментально – исследовательской работе»
Ознакомление с компонентами и приемами педагогической техники,
способствующими успешному публичному выступлению.
Самостоятельная работа при изучении раздела 4.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Выполнение заданий и упражнений по совершенствованию педагогической техники
Оформление отчета по практике.
Подбор и выполнение упражнений по педагогической технике.
Подготовка рефератов по темам: «Педагогическая техника как компонент педагогического мастерства», «Речь
педагога», «Требования к речи и приемы совершенствования» и др.
Учебная практика
Виды работ
Подготовка выступления с презентацией отчета о выполненной работе.
Производственная практика не предусмотрена
Раздел 5 Участие в
исследовательской и проектной
деятельности в области
физической культуры
Тема 5.1
Основы
деятельности в
физкультуры
Содержание
1. Исследовательская деятельность учителя физкультуры
исследовательской
области
2
3
Виды исследовательских работ. Методы исследования психолого
педагогических проблем. Количественная и качественная обработка
результатов исследования. Использование результатов исследований с целью
совершенствования учебновоспитательного,
учебнотренировочного
процесса в школе.
Технология работы с информационными источниками
Работа с библиотечным каталогом. Составление собственных картотек.
Особенности работы с научной литературой по теме исследования. Правила
оформления списка литературы и правила введения авторов в текст работы,
цитирование, оформление ссылок и сносок.
Требования к структуре и оформлению исследовательских работ
Требования к оформлению титульного листа, плана работы, списку
литературы.
Требования к орфографической и стилистической грамотности работы, к
соблюдению технических правил: поля, сноски, ссылки, красные строки и т.д.
Требования к оформлению отзывов и рецензий на исследовательскую работу.
Лабораторные работы не предусмотрены
1.
11
6
2
3
2Тема 5.2
Основы
деятельности в
физической культуры
проектной
области
2.
3.
Содержание
1.
Практические занятия
1.
Составление списка литературы по определенной теме. Составление
каталожных карточек.
Составление методологического аппарата собственного исследования.
Количественная и качественная обработка результатов исследования.
Теоретические аспекты проектирования в образовании
Проектная деятельность в образовании. Типология проектов. Принципы
конструирования и проектирования индивидуальных проектов.
Проектная деятельность учителя физической культуры
Виды проектов.
Этапы работы над проектом: диагностика, целеполагание, поиск
информации, разработка и оформление проекта, защита проекта, реализация
на практике, рефлексия. Деятельность на различных этапах проектирования.
Урокипроекты. Их особенности, методика подготовки и проведения.
Организация проектной деятельности школьников.
Особенности создания проектов в 111 классах. Особенности организации
проектной деятельности школьников по физкультуре.
2
3
Лабораторные работы
1.
Наблюдение и анализ урока (внеклассного занятия, секционного занятия):
«Изучение опыта работы учителей по организации проектной деятельности
учащихся»
Практические занятия
1.
2.
3.
Разработка урока – проекта.
Оформление результатов проекта. Защита проекта.
Разработка рекомендаций для учителя физической культуры по организации
проектной деятельности школьников.
Самостоятельная работа при изучении раздела 5
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Проведение и анализ результатов методики «Владение исследовательскими умениями», «Отношение к
исследовательской деятельности», (Л.П. Мякинченко).
Разработка урока проекта.
Подготовка к защите проекта и оформление результатов защиты.
Разработка рекомендаций для учителей физкультуры.
Учебная практика
Виды работ
Наблюдение и анализ урокапроекта по физкультуре.
Курсовых работ (проектов) в ПМ 03 не предусмотрено
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) не предусмотрено
2
2
2
3
6
1
8
11Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Всего
1104. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы модуля осуществляется в учебных кабинетах по
методическому обеспечению процесса физического воспитания.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
доска для мела;
раздвижная демонстрационная система;
информационный стенд с демонстрационной системой;
программное обеспечение профессионального назначения;
методические рекомендации по организации самостоятельной работы
студентов;
методические рекомендации к практическим и лабораторным работам.
Технические средства обучения:
автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер,
интерактивная доска (мультимедийный проектор)).
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную
(рассредоточенную) практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест при прохождении
практики:
технические средства, в т.ч. аудиовизуальные, компьютерные и
телекоммуникационные и т.д.;
дидактический материал;
элементы предметноразвивающей среды;
обучающие программы по предмету физическая культура.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернетресурсов,
дополнительной литературыОсновные источники:
1. Галкина Т.И., Сухенко Н.В. Организация и содержание методической работы в
современной школе. Книга современного завуча.Феникс, 2008
2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский
3. Матвеева Л.Л. – Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 2010.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] /
(7е изд., стер.) учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. – 480 с. ISBN 97857695
62143
5. Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе.
М.: Каро, 2008. 128 с.
Дополнительные источники:
1. Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную
работу: Учеб. Пособие для студентов средних педагогических учебных
заведений / Л.В.Борикова, Н.А. Виноградова, – М.: Академия, – 2009,– 128с.
Зимняя И.А. Педагогическая технология. М.: «Логос», 2010. 384 с.
2.
3. Ильенко Л.П. Модели методической службы в общеобразовательных
учреждениях. М.: АРКТИ.2008. – 64с.
4. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в
общеобразовательных учреждениях.М.: АРКТИ.2010. – 168с.
5.
Методическая служба в школе. Сост. Дмитриева В.Г. и др. М.:
Педагогическое общество России, 2007. 112 с.
6.
Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных
программ. М.: УЦ «Перспектива», 2008. 116 с.
7.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2010 – 272с.
8.
Организация работы школьного методического объединения.
Нормативные и инструктивнометодические материалы. – Учитель, 2009.9.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в
средних специальных учебных заведениях. М.: Издательство Мастерство, 2009.
272 с.
10.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность.
М. Издательство Магистр, 2007. 224 с.
11. Методология и методы психологопедагогических исследований: Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А.
Соловцова, А.В. Моложавенко; под ред. Н.М. Борытко 2е изд. – М.:
Издательский центр «Академия», 2009. – 320с.
12.
Телешов С.В.,
Татарченкова С.С.
Формирование ключевых
компетентностей учащихся через проектную деятельность. М.: Каро, 2009. 160
Федоров В.Д., Семушина Л.Г., Подвойский В.А. Содержание, функции и
13.
управление методической деятельностью в средних специальных учебных
заведениях. М., НПЦ «Профессионал – Ф», 2009. 200 с.
Электронные пособия и программное обеспечение:
1.
2.
CDROM. Методическая работа в школе. –Учитель, 2007
CDROM. Портфолио учителя. –Учитель, 2009
Интернет – ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
www.zavuch.info.ru
www.uchportal.ru
www.openclass.ru
www.school.edu.ru
www.nachalka.com
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При реализации модуля предусматривается учебная практика, которые
проводятся образовательным учреждением при освоении студентами
профессиональных компетенций в рамках модуля «Методическое обеспечение
процесса физического воспитания».
Реализуется учебная практика рассредоточено, после окончания каждого
раздела профессионального модуля.Проводится практика
в младшем и среднем школьном возрасте
общеобразовательных школ.
Аттестация по итогам учебной практики проводится с учетом результатов,
подтвержденных документами соответствующих организаций.
Изучению модуля «Методическое обеспечение процесса физического
воспитания» предшествовало изучение
учебной дисциплины «Педагогика».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса. Требования к
квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
профессиональному модулю:
Требования к квалификации педагогических кадров, реализующих
программу профессионального модуля «Методическое обеспечение
процесса физического воспитания», определяется на основе п. 7.15 ФГОС
СПО по специальности 050141 «Физическая культура», утвержденного
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
05.11.2009г. № 535, и Квалификационных характеристик должностей
работников образования Единого квалификационного справочника должностей
утвержденного Приказом
руководителей,
специалистов и служащих,
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от 14.08.2009г. № 593.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих
обучение по междисциплинарному курсу (курсам): Высшее профессиональное
образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в
области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу
(курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3х лет) по
реализации основных образовательных программ начального общего образованияили отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому
междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих
руководство практикой:
Высшее профессиональное образование по
направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области,
соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с
наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3х лет) по реализации
основных образовательных программ начального общего образования или
отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому
междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении.
Все преподаватели, реализующие данный профессиональный модуль, как на
уровне преподавания междисциплинарных курсов, так и на уровне руководства
практикой, должны проходить стажировку в общеобразовательных учреждениях
не реже 1 раза в 3 года.
5.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК 3.1. Выбирать учебно
методический комплект,
разрабатывать учебно
методические материалы
(рабочие программы, учебно
тематические планы) на основе
образовательного стандарта и
примерных программ с учетом
вида образовательного
учреждения, особенностей
класса/группы и отдельных
обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и
оценивать педагогический опыт
и образовательные технологии в
Основные показатели оценки
Формы и методы контроля и
результата
оценки
Оптимальный выбор учебно
методического комплекта.
Учет особенностей возраста
учащихся, класса и отдельных
учащихся при выборе программ и
составлении учебнотематических
планов.
Разработка
методического
обеспечения для осуществления
профессиональной деятельности.
Соответствие
разработанных
учебнометодических материалов
ФГОС СПО
Обоснованность
выбора
педагогической и методической
литературы в области начального
материалов
Экспертная оценка аналитических
умений на педагогической практике.
Экспертная оценка разработанных
методических
и
документации.
Экспертная оценка практической
деятельности по выбору и анализу
методических материалов.
Самооценка,
рефлексия сформированности ПК1.
Экзамен по профессиональному
модулю.
Экспертная оценка на практическом
занятии
Экспертная оценка оптимальности
выбора методов обучения.
Экспертная оценка и самооценка
педагогическаяобласти физической культуры
на основе изучения
профессиональной литературы,
самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять
педагогические разработки в
виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в
исследовательской и
проектной деятельности в
области физического
воспитания.
общего образования.
Обоснованность выбора способа
решения педагогических проблем
методического характера.
выбора
Сравнение
эффективности
применяемых методов обучения, с
целью
наиболее
эффективных образовательных
технологий с учетом вида
образовательного учреждения и
особенностей
возраста
обучающихся.
Эффективное
использование
инструментов самоанализа и
анализа
педагогической
оценивания
деятельности,
образовательных технологий
в
начальном общем образовании.
Логичность
составленной
программы
программы
профессионального
совершенствования.
Правильность
Соответствие
разработок
требованиям.
педагогических разработок.
оформления
педагогических
методическим
Вариативность и эффективность
результатов
презентации
педагогической деятельности.
Правильность, содержательность и
полнота оформления портфолио
педагогических достижений.
Эффективное
использование
приемов организации проектной
деятельности учащихся начальной
школы.
Обоснованность (правильность)
планирования исследовательской
и проектной деятельности.
Владение технологией разработки
и методикой проведения уроков
проектов.
Правильность
оформления
педагогического
результатов
исследования.
Результативность
в
исследовательской и проектной
деятельности.
участия
результатов
психолого
педагогической диагностики уровня
готовности к профессиональному
развитию.
Экспертная оценка презентации
программ
профессионального
самосовершенствования и портфолио
педагогических достижений
Самооценка,
рефлексия сформированности ПК3.
Экзамен по профессиональному
модулю.
Экспертная оценка на практическом
занятии
педагогическая
Экспертная оценка педагогических
разработок, рефератов, выступлений.
Самооценка,
педагогическая
рефлексия сформированности ПК4.
Экспертная
оценка
(и/или)взаимоанализ педагогических
разработок.
Презентация и защита портфолио.
Экспертная оценка на практическом
занятии
Экзамен по профессиональному
модулю
Экспертная
оценка
исследовательских и проектных
работ студентов.
Экспертная оценка проектных работ
учащихся
школы,
выполненных под руководством
студентов.
Экспертная оценка защиты моделей
уроковпроектов.
Экспертная оценка результатов
психологопедагогической
диагностики готовности педагога к
исследовательской и проектной
деятельности.
Самооценка,
рефлексия сформированности ПК5.
Экзамен по профессиональному
модулю.
Экспертная оценка на практическом
занятии
бота.
педагогическая
начальной
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональныхкомпетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
ОК1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать
собственную деятельность,
определять методы решения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество.
ОК3. Оценивать риски и
принимать решения в
нестандартных ситуациях.
ОК4. Осуществлять поиск,
анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и
решения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ОК5. Использовать
информационно
коммуникационные технологии
для совершенствования
профессиональной
деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и
команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и
социальными партнерами.
Основные показатели оценки
Формы и методы контроля и
результата
оценки
Проявление стабильного интереса
к профессиональной деятельности
Высокий уровень мотивации и
готовности к педагогической
деятельности.
Наличие положительных отзывов
по итогам педагогической
практики.
педагогического
Экспертная оценка
Методы
исследования
Зачет, экзамен.
Экспертная оценка на практическом
занятии
Обоснованность планирования и
осуществления педагогической
деятельности.
Обоснованность
и
применения методов и способов
решения педагогических задач.
выбора
Прогнозирование
последствия
педагогической деятельности на
основе анализа рисков.
Оптимальность принятых решений
в нестандартных ситуациях.
Результативность
информации
источниках.
в
поиска
различных
Оптимальный выбор значимой
информации на основе анализа
содержания.
Высокий уровень
развития
информационных умений.
Владение
информационно
коммуникационными
технологиями.
Использование
современных
в
информационных ресурсов
профессиональном
самосовершенствовании.
Участие
в
сетевом
педагогическом взаимодействии.
Умение работать в команде и
коллективе.
Эффективная
организация
общения и взаимодействия с
участниками
педагогического
процесса.
Взаимодействие с социальными
заказчиками
партнерами и
образовательных услуг.
педагогической
Экспертная оценка педагогической
деятельности.
Анализ и самоанализ результатов
педагогической практики.
Рефлексия
деятельности
Экзамен по профессиональному
модулю
Экспертная оценка на практическом
занятии
Экспертная оценка прогностических
умений.
Оценка психологопедагогической
целесообразности и креативности
принятого решения.
Экзамен по профессиональному
модулю.
Экспертная оценка на практическом
занятии
Экспертная оценка информационных
умений.
Экспертная оценка на практическом
занятии .
Экспертная оценка в ходе
выполнения исследовательской или
проектной работы.
Экспертная оценка на практическом
занятии
Экспертная оценка владения ИКТ.
Экспертная оценка результатов
сетевого
педагогического
взаимодействия.
Экзамен по профессиональному
модулю
Экспертная оценка на практическом
занятии
Экспертная оценка уровня развития
коммуникативных и организаторских
умений.
педагогическая
Самооценка,
рефлексия
сформированности
коммуникативных и организаторских
умений.
Экзамен по профессиональному
модулюОК7. Ставить цели,
мотивировать деятельность
обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с
принятием на себя
ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК9. Осуществлять
профессиональную
деятельность в условиях
обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК10. Осуществлять
профилактику травматизма,
обеспечивать охрану жизни и
здоровья детей.
Экспертная оценка на практическом
занятии
Экспертная оценка и самооценка
организационных умений.
Экзамен по профессиональному
модулю
Экспертная оценка на практическом
занятии
оценка
плана
профессионального
Экспертная оценка и самооценка
индивидуального прогресса.
Экспертная
(программы)
самосовершенствования
Экзамен по профессиональному
модулю
Экспертная оценка на практическом
занятии
Экспертная оценка результатов
педагогической практики.
Экспертная оценка эффективности
используемых технологий обучения
Экзамен по профессиональному
модулю
Экспертная оценка на практическом
занятии
Экспертная оценка результатов
педагогической практики.
Экзамен по профессиональному
модулю
Экспертная оценка на практическом
занятии
Наличие положительных отзывов
от учителей и руководства школ,
от социальных партнеров и
заказчиков и потребителей
образовательных услуг
Умение формировать мотивацию
обучающихся.
Высокий уровень
развития
организаторских умений.
Стабильное
проявление
ответственности за качество
образовательного
процесса
(занятий, мероприятий).
Правильная постановка цели и
профессионального
задач
развития.
Самостоятельность планирования
профессионального
и
процесса
самосовершенствования
повышения квалификации
Адаптация
методических
материалов к изменяющимся
условиям
профессиональной
деятельности.
Стабильное проявление интереса
к инновациям в области
образования.
Мобильность.
Способность к быстрой адаптации к
изменившимся условиям.
Создание
безопасной
образовательной среды.
Качественное планирование и
проведение мероприятий по
подготовке к защите детей и
взрослых
чрезвычайных
ситуациях.
в
Использование способов, форм и
методов
профилактики
травматизма, обеспечение охраны
жизни и здоровья учащихся.
ОК11. Строить
профессиональную
деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых
норм.
ОК 12. Владеть базовыми и
новыми видами физкультурно
спортивной деятельности.
Осуществление
профессиональной деятельности в
соответствии
с правовыми
нормами.
Экспертная оценка результатов
педагогической практики.
Экзамен по профессиональному
модулю
Экспертная оценка на практическом
занятии
Использование полученных умений
на практике
Экспертная оценка на практическом
занятии
ОК 13. Исполнять воинскую
обязанность, в том числе с
Планирование
учебно
методических материалов с
учетом подготовки к исполнению
Экспертная оценка разработанных
конспектов и других методических
материалов.применением полученных
профессиональных знаний (для
юношей).
воинской обязанности по военно
патриотическому воспитанию.
Экзамен по профессиональному
модулю
Экспертная оценка на практическом
занятииРазработчики:
Суражский педагогический руководитель Н.В. Кожемяко
колледж им. А.С.Пушкина физического
воспитания
Суражский педагогический преподаватель С.И. Рыбалова
колледж им. А.С.Пушкина физкультуры
Суражский педагогический преподаватель Ю.В. Рыбалов
колледж им. А.С.Пушкина физкультуры
физического воспитания
председатель ПЦК