Рабочая программа "Развитие речи"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 04.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала развитие речи 3кл.docx
Развитие речи 3 класс      Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Развитие речи» составлена    в соответствии с требованиями Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования второго поколения, на основе программы Т.Н. Соколовой «Речь» с использованием   методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ, 2013 г. Программа данного курса представляет систему обучающих и развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 35 часов  (1 час   в   неделю).  Программа   реализована   в   рамках   «Внеучебной   деятельности»   в  соответствии   с образовательным планом. Для реализации программного содержания используются  учебно­методические средства обучения:  Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие для 3 класса –  М.: РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам).  Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 8­9 лет: в 2­х  частях. ­ М.: РОСТ, 2014 – (Юным умникам и умницам). Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство   усвоения   новой   информации,   новых   знаний.   Но   для   того   чтобы   эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать   речевой   культурой.   Владение   словом   –   инструментом   общения,   мышления   –   это первооснова   интеллекта   ребенка.   Мышление   не   может   развиваться   без   языкового   материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети   овладевают   родным   языком   через   речевую   деятельность,   через   восприятие   речи   и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся. Цель данного курса: содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического   анализа,   повышать   уровень   языкового   развития   школьников,   воспитывать познавательный интерес к родному языку. Задачи курса:  ­   обеспечение   правильного   усвоения   детьми   достаточного   лексического   запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; ­ создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; ­ формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Материал   учебного   курса   представлен   в   программе   следующими   содержательными линиями:   Слово Предложение и словосочетание   Текст Культура общения 1 Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.   Содержание тематического блока Содержание курса В  Умение,  вырабатываемые  в результате деятельности учащихся  сего  часов Слово (16 часов)       и   эпитет, Изобразительно­  выразительные   средства   языка: метафора,   сравнение, олицетворение.  Уметь определять значения назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.  Жизнь   слова.   Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные   источники   пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.   устаревшим словам.   объяснение Дать       Многозначные слова.  Омонимы, омоформы омофоны. Фразеологизмы.  Сравнения.  Олицетворение.  Изобразительно­выразительные   средства Слова   нейтральные   и   эмоционально Откуда приходят слова. Этимология.  Как тебя зовут? Наши фамилии. Топонимы.  Устаревшие слова. Сочинение   по   картине   В.М.   Васницова        языка. Эпитеты.  окрашенные.        «Богатыри».        «Свидание».   1  1                    1 + 1  3  2  1  1+ 1  1  1+ 1   1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1       Проверочная работа.   Типы текстов. Темы текстов. Опорные слова. Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Сочинение   по   картине   В.Е.   Маковского Текст (10 +1 часов) 1  1 1 2 1   Единый временной план текста. Определить   типы   текстов. Умение   составлять   описание предметов и явлений, рассуждение в   художественном   и   научном стилях. составлять повествование   с   элементами описания.   Различать   средства связи   в   тексте   с   параллельным построением.   Уметь         Стили речи. Культура общения. Научный стиль. Словари. Проверь себя.   Стили речи (6+2 часов)  Определять   стили   речи. Давать общее понятие о культуре речи. определять стилистическую   принадлежность   составлять   текст   в текстов, заданном     Умение пользоваться словарями.   Умение стиле.         1)Активизация  мыслительной  деятельности  учащихся,  подготовка к выполнению  заданий Структура занятий:  основной части.       Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы: 2)Основная часть. Выполнение заданий проблемно­поискового и творческого характера. 3)Занимательные задания (игры­загадки, игры­задачи и пр.) 4)Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.  личностно­ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности; личностно­ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка; деятельностно­ориентированные:   деятельности, адаптивности, самостоятельной деятельности ученика.  коммуникативные: учащиеся научатся:     ­ вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное); ­ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; ­ участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; ­   строить   продуктивное   взаимодействие   и   сотрудничество   со   сверстниками   и   смыслового   отношения   к   языку,   перехода   от   совместной   учебно­познавательной   деятельности   к   Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия: взрослыми;    ­ выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; ­ быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.  ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;­ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; ­ владеть монологической и диалогической формами речи.  познавательные:  учащиеся научатся: ­ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; сравнение, классификацию, обобщение) ­ моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); ­   использовать   на   доступном   уровне   логические   приемы   мышления   (анализ, ­ выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. ­   вычитывать   все   виды   текстовой   информации:   фактуальную,   подтекстовую, стремиться к совершенствованию речи;       ­ интерес к изучению языка.  Регулятивные: учащиеся научатся на доступном уровне: ­ адекватно воспринимать оценку учителя; ­ вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; ­   в   сотрудничестве   с   учителем   ставить   конкретную   учебную   задачу   на   основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.   ­ составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;      ­   в   диалоге   с   учителем   вырабатывать   критерии   оценки   и   определять   степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. концептуальную; ­ пользоваться словарями, справочниками;  ­ строить рассуждения.  личностные:  у учащихся будут сформированы: ­ ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); ­ осознание роли речи в общении людей; ­ понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; ­ устойчивой учебно­познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.          ­ чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,                   Требования к уровню подготовки обучающихся.  К окончанию курса «Развитие речи» обучающиеся должны:  знать:     ­ многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; ­   изобразительно­выразительные   средства   языка:   метафоры,   сравнения,   олицетворение,   эпитеты;   ­ стили речи: разговорный и книжный; ­ типы текстов;  уметь: ­   уместно   использовать     изученные   средства   общения   в   устных   высказываниях   (жесты, ­ выразительно читать небольшой текст по  образцу; ­определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; ­ вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться,  мимика, телодвижения, интонацию);    используя соответствующие этикетные формы ;      ­быть хорошим слушателем; ­ определять лексическое значение слова; ­ отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; ­ редактировать предложения;  ­ определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;       №   п/п  1    План  08.09  2  15.09  3  22.09  4  29.09 ­ сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности. ­ распознавать типы текстов; ­ устанавливать связь предложений в тексте; ­ распознавать стили речи; Развитие речи  3 класс   Календарно­тематическое планирование Дата   Ф акт.      Тема занятия  Элементы содержания  Требования к уровню подготовки обучающихся   ые слова. Многозначн Омонимы,   омоформы  омофоны. Фразеологиз  мы.  Знакомство с   многозначными  словами.  Познакомить с   омонимами,  омоформами,  омофонами.  Познакомить с   понятием  «фразеологизмы».   Сравнения.  Познакомить  с   понятием  «сравнение». Уметь различать  Уметь находить   многозначные слова; уметь  находить выражения с  прямыми значениями слов.   омонимы, омоформами и  омофонами; уметь составлять  с омонимами предложения, в  которых раскрывался бы  смысл слов.  тексте фразеологизмы; уметь  объяснять значение  фразеологизмов; уметь  уместно употреблять  крылатые слова в речи.  Уметь подбирать и  употреблять сравнения в  устной и письменной речи. Уметь находить в     5 6 7 8 9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  06.10  13.10  20.10  27.10  10.11  17.11  24.11  01.12  08.12  15.12  22.12  29.12  12.01  19.01               Олицетворен  ие.   Изобразител ьно­выразительные  средства языка.  Эпитеты.  Слова  нейтральные и  эмоционально  окрашенные.  Откуда  приходят слова.  Этимология. Как тебя  Как тебя   зовут?  зовут? Наши  фамилии.  Топонимы.  Познакомить с   понятием  «олицетворение».  эпитетами, их  назначением. Познакомить с  Познакомить с   эмоционально  окрашенной лексикой. Познакомить с   заимствованными  словами. Познакомить с   разделом языка –  этимология.  Обсуждение о  10происхождении и  понятии слов в языке.  Познакомить с  происхождением и  значением имен.  происхождением  отчеств.  происхождением  фамилий.  топонимами. Познакомить с  Познакомить с  Знакомить с  Устаревшие  слова. Исследовать   устаревшие слова. Сочинение  по   картине   В.М. Васнецова «Богатыри».  работа.  Проверочная Типы  текстов. Темы   текстов. Опорные  слова. Знакомить с   написанием сочинения – описание картины.   Контроль Знакомим с   усвоения знаний первой   части   рабочей тетради  разными типами  текстов и их  признаками.  Знакомить с  признаками текста,  совершенствовать  навыки определения  опорных слов.  Уметь употреблять  олицетворения в устной и  письменной речи.  эпитеты в устной и  письменной речи. Уметь употреблять  Уметь выделять   эмоционально окрашенные  слова из текста и употреблять  их в речи.  Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с  двумя, с тремя.  Уметь использовать  этимологический словарь;  уметь объяснять  происхождение слов. Уметь объяснять   происхождение имен.  Уметь объяснять  происхождение отчеств. Уметь высказывать   предположения о  происхождении фамилии.  Уметь объяснять  топонимы. Уметь находить и   объяснять значение  устаревших слов.  Уметь употреблять  фразеологические обороты. Уметь самостоятельно   выполнять задания,  содержащие изученный  материал  текстов. Уметь различать типы  Уметь определять тему  текста; уметь определять  опорные (ключевые) слова в  тексте; на основе опорных  слов создавать текст. 19  20  21  22  23  24  25  26.01  02.02  09.02  16.02  02.03  09.03  26  16.03  27  28  23.03  06.04  29  13.04  30  31  20.04  27.04             Обсуждение   признаков текста. Уметь из предложений   составлять текст. Связь   предложе­ний в  тексте.  предложений в  тексте.  предложений в  тексте. Цепная связь Цепная связь Параллельна  я связь предложе­ ний в тексте.  по картине В.Е.  Маковского  «Свидание». Сочинение  Обсудить   способы цепной связи  предложений в тексте.  понятие цепной связи  предложений в тексте. Обсудить  Обсудить   параллельную связь  предложений в тексте.  написанием сочинения – описание картины Знакомить с   Единый  временной план  текста.  Единый  временной план  текста.  Единый  временной план  текста.   Стили речи. Стили речи. Культура   общения. Научный   стиль. Знакомство с  Обсуждение с   Исследовать  единый временной  план в текстах с  цепной и  параллельной связью  предложений.  понятием о временной соотнесённости  глаголов в  повествовательных  текстах.  временной  соотнесённостью  глаголов.  понятием «стиль  речи» и с  разновидностями  стилей речи.  Исследовать  разговорный стиль  речи; дать понятия  «Монолог» и  «Диалог».  правила речевого  этикета во время  спора, дискуссии.  Обсудить  признаки научного  стиля. Знакомство с  Исследовать  Уметь определять  Уметь составлять из   способы цепной связи  предложений в тексте.  предложений текст, в котором предложения соединяются  цепной связью.  предложений текст с  параллельной связью.  определять и употреблять  связь между предложениями в тексте.  Уметь составлять из  Уметь правильно  Уметь определить типы  текста; уметь находить  глаголы в тексте и определять  их время. Уметь объяснять   фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. Уметь редактировать   повествовательные тексты. Уметь различать   тексты в разговорном стиле и  в книжном. Уметь находить текст в  разговорном стиле.  Уметь соблюдать  речевой этикет в споре,  дискуссии.  Уметь различать  научный текс от других.Научный   стиль.  Словари. Проверь   себя. Обсудить  Исследовать   признаки научного  стиля.  разные виды словарей  (толковые, или  объяснительные  словари; словари –  справочники).  контроль знаний за  третий класс Итоговый   Итоговое  Повторить повторение изученное в 3 классе   32  33  34  35  04.05  11.05  18.05  25.05        Уметь различать  научный текс от других. Уметь работать со   словарями. Уметь   самостоятельно задания, изученный      выполнять содержащие материал  Уметь самостоятельно выполнять задания, содержащие изученный материал