Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.6

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
3 кл
14.12.2018
Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа рассчитана на детей 1-3 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Продолжительность программы для каждого класса 1 год по 2 занятия в неделю. В неё входит: коррекция недостатков познавательной деятельности, формирование пространственно-временных ориентировок, сенсорно-перцептивной деятельности, исправление недостатков моторики, зрительно-двигательной деятельности.
Сенсорное развитие 1-3 класс.docx
Пояснительная записка  Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования          обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся  первого класса, второго класса и третьего класса. Данная рабочая программа разработана на основе следующих  документов: ­                                                                                                                                                                                         ­ Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".                      ­ Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124­ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в  Российской Федерации".                                                              ­ Санитарно­эпидемиологические правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286­15 "Санитарно­эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную  деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).                                                                                                                          ­ Приказом  Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и  осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам ­ образовательным  программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).                    ­ Приказом  Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"       ­ Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихсяяс умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).                                                                                                                               ­ Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой и  глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  развития (вариант 2).                                                                                                ­ Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 1 – 4 классы, под редакцией доктора  педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2013                                                                                                      ­ Устав  ГОУ «Черновская специальная  (коррекционная) школа ­ интернат» Младший школьный возраст детей с умственной отсталостью – важнейший период формирования жизненного  ресурса детей, этап становления его социализации, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия.       Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более  полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья,  индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной  помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями,  что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.      Теоретической  основой данной программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об  общих законах развития аномального и нормального развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможности его  компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учтёте зон его актуального и  ближайшего развития при организации психологической помощи.      Сенсорное развитие предполагает формирование у  ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлений окружающего мира.       Сенсорное  развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит   неравномерно.  Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико­синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить  планомерному наблюдению за объектом, его рассматриванию, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо  определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е.  ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками (сенсорными эталонами), которые сложились  исторически. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства  предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.       Сенсорное развитие, формирование  пространственно­временной организации деятельности ребёнка базируется и теснейшим образом связано с его моторной  активностью (характеризующейся недостаточной дифференциацией, координацией и переключаемостью движений,  неустойчивостью темпа движений, неумением подчинить свои действия словесным инструкциям). Все перечисленное  выше является важнейшим аспектом формирования предпосылок дальнейшего развития.        Практика диагностической и коррекционно­развивающей деятельности показывает, что правильное представление ребенка с легкой умственной  отсталостью о действительности обеспечивает накопление знаний, а вместе с двигательной активностью и успешное  освоение новых видов деятельности, адаптацию к новой обстановке, что подтверждает нужность и необходимость  проведения данной программы в нашей школе.      Особенностью программы является то, что на основе создания  оптимальных условий познания ребенком каждого объекта,  его свойств, качеств, признаков дается правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития  ребенка и более эффективной социализации его в обществе.    Цель программы: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие  на различные анализаторы.     Программа включает в себя несколько последовательно реализуемых задач:  • Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью путем  систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины,  цвета, особых свойств  предметов, их положение в пространстве;  • Формирование пространственно – временных ориентировок;  • Развитие слух голосовых координации;   • Совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;  • Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации.    Настоящая программа предназначена для групповой работы с детьми 1­3 классов с легкой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями). Количество детей в группе 3­8 человек. Курс включает 66 занятий в первом классе,    по 68 занятий во втором, 34 занятия в третьем классе. Занятие длится 20­30 минут, его продолжительность зависит от  возраста и актуального состояния школьников на данный момент. Основной формой осуществления программы является  групповая работа.     К проведению занятий предъявляются следующие требования: светлое, проветриваемое помещение с достаточным  местом для игр на ковре, музыкальное сопровождение, парты для выполнения письменных заданий, проведения  настольных игр. Занятия строятся с учетом специфических особенностей развития с легкой умственной отсталостью  (интеллектуальные нарушения), а именно проводятся в одно и тоже время во второй половине дня. Нагрузка на нервную  систему детей распределятся так, чтобы они не чувствовали усталости. Для этого используется чередование различных   видов деятельности.  В ходе занятий применяются такие формы подачи материала, как подвижные, графические и настольные игры,  схемы, рисунки, загадки, логические задачки и т.д. Методика их проведения тщательно продумывается. Задания  усложняются постепенно, от наиболее легких к более сложным. С учащимися, не успевающими выполнять по каким – то  причинам отдельные задания, ведется индивидуальная дополнительная работа по ранее заготовленным карточкам.  Специально подбираются меры и средства влияния на каждого ребенка. При выполнении задания, действия, участия в  играх, поддерживаются и словесно поощряются любые проявления детской инициативы. Уделяется внимание развитию  стремления видеть необычное в ближайшем окружении, желанию узнать, спросить, а также коррекции и развитию мелкой  моторики рук, с целью чего на занятиях используются традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков.   Для проведения коррекционных занятий необходимо специальное материально­техническое оснащение,  включающее:  ­  оборудованная сенсорная комната;   ­  сухой (шариковый) бассейн;   ­  игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;   ­  образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;   ­  сенсорные панели;   ­  мячи, кольце бросы, обручи;   ­  массажеры для рук (шарики су­джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки);   ­  мозаики (крупные и мелкие).   ­  игры «Дартс», «ТИР», «Лото», ­  плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,             ­  конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,             ­  звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).   Компьютер и открытый доступ к сети интернет в ОУ позволяют реализовать использование современных  компьютерных технологий в процессе коррекционной работы. Мультимедийные материалы на коррекционных занятиях  помогают учителю комплексно воздействовать на разные органы чувств ребенка, а это несомненно положительно влияет  на процесс обучения.     Возможные результаты освоения программы по сенсорному развитию:  ­  Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.  ­  Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.  ­  Знание основных цветов радуги.  ­  Знание  геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).  ­  Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.  ­  Умение составлять предмет из 2—3 частей.  ­  Способность различать речевые и неречевые звуки.  ­  Умение соотносить звук с его источником.  ­  Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.  ­  Знание частей суток и названий дней недели.  ­  Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).  ­  Способность узнавать продукт по вкусу. ­  Способность различать объект по запаху.  ­  Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).  ­  Способность согласовывать свои действия и движения.  ­  Способность опосредовать свою деятельность речью.          Содержание программы. Программа 1­2 классов включает 14 тем и подразделена на два блока.   Первый блок объединяет занятия на восприятие свойств предметов, пространства, времени, движений и  целостности предметов, второй блок ­ на восприятие сложных явлений: природы, искусства, внутреннего состояния  людей. Игры и задания подобраны с учетом закономерностей формирования восприятия: сначала действия с реальными  предметами, затем с моделями предметов, где школьники учатся манипулировать свойствами сначала в реальных  действиях, помогающих расчленить перцептивные действия и модели предметов на элементы, что позволяет облегчить их усвоение и перевести на уровень зрительного обследования предметов. Восприятие сложных явлений включает задания и  действия, направленные на их обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, последующего за этим  узнавания по сходству и различию, словесного описания, переживания чувств, творческой деятельности.  Программа 3  класса включает 7 тем и подразделяется на 4 блока:  1. Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и  синтеза; 2. Пространственная ориентация; 3. Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и  фонематического слуха; 4. Развитие сенсомоторных координаций.  Каждое занятие имеет свою структуру и состоит из 3 частей: разминки, основной и заключительной части.   Целью разминки является создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка школьника к  предстоящей деятельности. В разминке используются следующие упражнения: •  Упражнения на развитие моторики, дыхательные, стимулирующие и расслабляющие;  •  Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации равновесия);  •  Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно­ сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки);  •  Дыхательные упражнения: обучение детей 4­х фазным дыхательным упражнениям;  •  Стимулирующие упражнения (упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы,  ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук);  •  Упражнения по оптимизации тонуса и обучение релаксации;  •  Работа с локальными мышечными движениями (упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с  плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия, зрения).  Целью основной части является развитие познавательных и сенсорных процессов, коррекция эмоционально­волевой сферы, межличностных отношений, психомоторики. Она включает в себя работу по теме занятия, физкультминутку или  подвижную игру, письменные задания (если это необходимо по теме занятия) и игры и упражнения на развитие и  коррекцию психических процессов.  Целью заключения является проверка полученных на занятии навыков, закрепление положительных эмоций от  работы на занятии, подведение итогов прошедшего занятия.   Критерии оценки умений и навыков обучающихся.   В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант С) результативность обучения может  оцениваться  индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей  каждого обучающегося.              В представленной программе используется схема обследования уровня  сформированности сенсорных процессов и психомоторики учащихся, позволяющая выявить уровень актуального развития школьников (оценка владения сенсорными эталонами, оценка психомоторного развития ­ диагностические  задания Н.И. Озерецкого, М.О.Гуревича). Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного  и повторного обследования (см. Приложение)    1. Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". ­ СПб, "Светлячок", 1998. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  2. Бабкина И. В. Радость познания. ­ М.: 2000 г.  3. Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". ­ ИНТОР, 1995.  4. Вайзман И. П. Психомоторика. ­ М., 1976.  5. Винник М. О. "Задержка психического развития". ­ Ростов ­ на ­Дону: "ФЕНИКС", 2007.  6. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". ­ КЛИО, 1997.  7. Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". ­ М: "ФиС", 1988.  8. Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". ­Статья "Развитие психомоторики и сенсорных  процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.  9. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". ­ М: Новая школа, 1998.  10. Игры ­ обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4­х томах. ­ М.: Новая школа, 1994.  11. Ильина М. В. "Чувствуем, познаѐм, размышляем". ­ М.: АРКТИ, 2004.  12. Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.  13. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". ­ Ярославль: "Академия развития", 2006.  14. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". ­ М: ЭКСМО,  2007 г. 15. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". ­ СПб.: "Союз", 1997.  16. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.  17. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". ­ Ярославль: "Академия развития", 2001.  18. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". ­ М.: 1995.  19. Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". ­Чебоксары: "КЛИО", 1994.  20. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" ­ М: 1997 Схема обследования уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики учащихся начальных  классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).   Приложение  Оценка владения сенсорными эталонами.  Оценка зрительного восприятия   узнавание и называние реалистичных изображений (10­15 изображений);               узнавание контурных изображений (5­10 изображений);    узнаваниезашумленных и наложенных изображений (5­10 изображений);  Сформированность образных представлений  •  придумать историю или сказку о каком ­ либо живом существе.  Изложить устно в течение 5 минут. На продумывание темы даётся 1 минута.  Различение формы  •  узнавание и называние основных геометрических форм;                  •  группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).        В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 8) и раздаточного материала (до 30).  Тесты цветоразличения  •  раскладывание в ряд 5­8 карточек одного цвета, но разных оттенков: от темного до самого светлого;  •  называние и показ цветов спектра, называние и показ оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый  и т. д.).  Оценка восприятия величины  •    раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 картинок. В 1­2 классе ­ одинаковых по  содержанию, а в 3­4 класса ­ разных;  •    ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно  поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.  Оценка слухового восприятия  •  воспроизведение ритмических рисунков;  •  определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки  капающей воды из крана, стук молотка и др. ; •  умение слушать музыкальные произведения;  •  реагирование на словесную инструкцию, умение понимать её и выполнять действия в соответствии с указаниями;  •  определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки услышав слово, он поднимает ту  картинку, которая начинается с соответствующего звука).  Оценка пространственного восприятия  •  показ и называние предметов, которые на листе (на экране компьютера) изображены слева, справа, внизу, вверху, в  центре, в правом верхнем углу и т. д.; •  выполнение аналогичного задания в комнате;  •  определение расположения предметов в пространстве (над ­ под, на ­ за, перед ­ возле, сверху ­ снизу, выше ­ ниже и т.  д.);  •  конструирование по образцу из 10 геометрических фигурок.  Оценка восприятия времени  •  ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года);  •  прошедшее и будущее (например:"Какое время года наступит после того, как закончится зима?" и т. д.).  Оценка восприятия эмоций человека  Используется методика "Пиктограмма". Из предложенных на картинке изображений необходимо узнать, какие  изображены эмоции. Представляется проба из 9 изображений.    Оценка психомоторного развития  (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)  Оценка одновременности движений  одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.  Оценка динамической координации верхних конечностей  •  бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50  см.  Оценка динамической координации нижних конечностей  •  преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение  направления движения не должно быть при этом более 50 см.  •  совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без  потери равновесия Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)  •  сохранить равновесие в течение не менее 6­8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе "аист".  •  стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.  Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации.  •  провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;  •  в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных  палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне.  Оценка мелкой моторики рук выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:  •  вытянуть вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать "кольцо" из первого и  каждого следующего пальца;  •  координация движений обеих рук "кулак ­ ладонь": руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая ­ с  распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.  Кинестетический праксис  •  указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;  •  мизинец вперёд, остальные ­ в кулак;  •  кольцо из пальцев рук: 1­2,1­3, 1­4,1­5;  Оральный праксис  •  улыбка (растянуть губы в улыбке); •  трубочка (сложить губы в "трубочку");  •  надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание).  Тесты зрительно­моторной координации •  срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций,  соотношения штрихов;  •  движение в заданном направление по схеме;  •  выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;  •  используется методика "Вырежи фигуры" Р. С. Немова.  Оценка умения выполнять движения и владения частями тела  •  по показу ­ ребѐнок выполняет движения, следуя за показом педагога;  •  по сигналу ­ педагог показывает ряд движений, которые ребѐнку необходимо повторить после окончания комплекса; •   придумай движение ­ ребѐнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их.  Оценка артикуляции и интонирования  •  прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;  •  повторить за педагогом небольшую чистоговорку;  Оценка тактильных ощущений  •  узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой  попеременно;  •  узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических  фигур.  Оценка выполнения заданий.        Все данные заносятся в таблицу, которая  сразу строится на  учебный год. Обследование провожу дважды: в начале и  в конце учебного года.  Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале: 9­10 баллов ­ Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и  правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе,  которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.  7­8 баллов­ Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя  инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное  повторение инструкции педагогом.  5­6 баллов­ Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности,  требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий.  3­4 балла ­ Словесную инструкцию ребѐнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с  трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребѐнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.  1­2 балла­ Словесную инструкцию ребѐнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на  аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с  заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий.   Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.        Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за  выполнение заданий. Тематическое планирование 1 класс (2 часа в неделю)­ 66 часов в год. Дата № Тема занятия Количество часов Содержание 1. Цвет предметов. 1 2  Основные эталоны цвета. Подбор  предметов, различающихся по  доминантному признаку.   Нахождение одинаковых и разных  по цвету предметов на основе  практических действий.  1 1 Методическое  обеспечение Объемные цветы, рамка  для портрета,  презентации, Кубики и  флажки разного цвета,  краски, листы по кол­ву  участников.  1 Дид. игра «Сложи  башенку из кубиков»,  «портрет», «парашют»,  творческое задание  «майданская роза»,  упражнение «Собери  подводный мир».  Игра «Подбери по цвету»,  «Чудесный мешочек»,  Упражнение «Сделай по  инструкции башенку,  Детский конструктор,  цветные карандаши,  листочки в клеточку,  картинки предметные, 3  Сопоставление цветов, их сочетаний и оттенков.  . 1 4 Комбинирование разных цветов.  светофор», «Спина к  спина». 1 Игра «Сложи радугу»,  «Какие цвета  использованы».  Задание «Собери  гирлянду», подв. игра  «Слушай, смотри и  показывай» карточка­шифровка с  буквами, мешочек. Цветные радуги по  количеству учв,  изображения предметов  разных цветов.  Гирлянда­ образец,  кружки разного цвета Геометрические фигуры, форма предметов 5­6  Геометрические фигуры.  Соотнесение фигур с предметами,  совпадающими по форме. 2  7­8 7­8 Закрепление наименований  геометрических фигур.  Воспроизведение простейших  комбинаций по образцу и памяти.   Представление предметов по их  схематическим изображениям.  9­ 10 11 12 2 2 2 1 Игра «Чудесный мешочек»,  задание «Найди предмет  указанной формы», игра  «Коврик», «Найди похожую фигуру». Игра «Из каких фигур  состоит машина, замок».  Задание «Определи форму  предмета». Задание «Составь целое из  частей», зрительный  диктант.    набора геом. фигур (из  фанеры и орг. стекла),  модели геом. фигур,  картинки с изображением  предметов. Образец машины, замка,  карточки с изображением  предметов.  Набор геом. фигур,  цветная бумага для  аппликации.  Дид.игры «Какая  игрушка?», «Найди место  геометрической фигуре». Набор карточек, схем,  геом. фигур разной  формы. Закрепление изученных  геометрических фигур. 1 Упр­ие «Чем похожи  домики», «Найди по  Карточки с инструкциями, карточки В4, 4Л.  Цвет, форма, величина предметов 13­ 14 Подбор пар предметов, одинаковых  по цвету и размеру, цвету и форме,  размеру и форме.      15­ 16 Составление групп предметов,  одинаковых по форме и различных  по другим признакам.  17  Сопоставление частей и деталей  предмета по величине.    18­ 19 Закрепление пространственных  представлений и понятий о форме,  цвете, величине.  2 2 1 2 инструкции», «Четвертый  лишний». Задание «Сложи орнамент  из фигур», «Найди похожие фигуры», «Раскрась  правильно». Дид. игра «Похоже или  нет?», «Засели домики»,  коллаж на тему «Круглая  цветочная поляна», «Город  квадратов». Дид. игра «Разноцветные  круги», «Найди фигуру»,  «Построй башню и  лесенку», подв. игра  «Маленькие и большие  ножки». Игра «Чудесный мешочек»,  задание «Построй дом»,  «Переверни треугольники», графический диктант, дид.  игра «Собери и догадайся», конструирование  аппликация. Наборы геометрических  фигур, бланки с заданиями для рисования Счетные палочки,  пластилин, тесьма,  цветная бумага, ножницы,  бланки с изображением  домиков Геом. фигуры разного  размера и цвета, полоски  картона с изображением  следов разного размера,  бубен, фонарик.  Танграм, мешочек, овощи  и фрукты, полоски из  цветного картона, цветная  бумага, счетные палочки,  шаблоны геом.Фигур. 20  Сравнение предметов по высоте,  длине, ширине, толщине.  . Размер предметов. 1 Игры «Самый, самый»,  «Палочки в ряд»,  «Пирамидки», подв. игра  «Через ручеек». Карточки с заданиями, с  изображением предметов  разных параметров, бубен. 2 1 21­ 22 Группировка предметов по  указанным признакам.  23 24 23 Простые мерки для измерения и  сопоставления предметов.    Закрепление и обобщение  представлений о размерах  предметов.    Дид. игры «Построй  лесенку», «Разложи в  коробочки», «Какая  крыша?» Упражнения «Как измерить высоту, длину, ширину,  толщину», игра «Что может быть…». Задания «Определи ширину окон и дверей», «Разложи  карандаши», игра «Разные  окна». 5 полос бумаги разной  ширины, 4 коробки,  карточки с заданиями Линейка, лента, веревочка, сантиметр, бумага,  ножницы по кол­ву детей.  По 6 карандашей разной  длины, карточка с  заданиями. Ориентирование в схеме собственного тела. 25  Схема тела. Правая и левая сторона  тела.  1 композиции 26­ 27 Схема тела и направления  пространства по отношению к себе.  2 Игра «Найди пару»,«Пол,  нос, потолок», задания на  расположение  составляющих тела. Стимульный материал– варежки, шаблоны,  карандаши, цветная  бумага, карточки со  схемами изображением  человека.  Игра «Пол, нос, потолок»,  задания на ориентацию в  строении собственного  тела; упражнение  «Проволочный человек».  Игра «Где право, где лево»,  «Найди игрушки». Предметы, находящиеся в  кабинете, карточки,  коробки с предметами,  проволока, кусачки для  проволоки, магнитофон,  музыкальные Ориентация в пространстве и на плоскости. 28  Местоположение предметов в  пространстве относительно друг  друга.  1 Задания на определение  уровня владения  предлогами. Игра «Клад». Ручка, карандаш, ластик,  ключи, конфета,  спичечная коробка, Моделирование пространственных  отношений.  29­ 30 31 Моделирование пространственных  отношений по инструкции педагога.  2 1 32 Моделирование пространственных  1 отношений по замыслу.  33­ 35 Ориентировка на плоскости листа.    3 Игра «Фигуры высшего  пилотажа», «Секреты»,  «Водители», «Выполни по  схеме». Игра «Оформи свою  комнату», « Откуда и чей  голос?», задание «Найди  ошибки» , «Составь  разрезную картинку»,  «Выполни по инструкции». Игра «Незаконченные  изображения», «Расставь  мебель в комнате», Игра  «Что где стоит». Задание «Что где  находится?», «Наведи  порядок», «Расскажи по  картинке», «Расположи  верно», «Что где  лежит?»«Незаконченные  изображения», игра  «Разведчики»,   игрушки, мелкие  предметы. Варианты игровых полей,  машинки по количеству  участников, магнитная  доска, шаблоны  самолетов, план­ схема  кабинета. Геометрические фигуры,  листы А­4 по количеству  участников, магнитная  доска стимульный  материал, карточки «Что  перепутал художник?». Карточки с  недорисованными  изображениями, наборы  кукольной мебели по  количеству учащихся,  небольшие предметы,  эмблемы дома кота, лисы,  зайца…  Бумага А­4, набор  предметов по количеству  участников, карандаши,  сундучок, зашумленная  картинка, мяч, схемы с  изображением  геометрических фигур. Временные понятия. Время суток. Времена года «Внимательно слушай и  рисуй». 36­ 37 Части суток. 2  2   38 Последовательность частей суток.  1 39 39 Сутки.     40 Вчера, сегодня, завтра.  1 1 Рассказ­ миниатюра  «Здравствуй, малыш!»,  работа по картинкам, игра  «День­ ночь», «Когда это  бывает?», «Назови  пропущенное слово»,  упражнение «Встань  правильно», «Выбери  правильно», игра­  путешествие,  раскрашивание. Изготовление графической  модели «Сутки», работа с  моделью, задание «Ответь,  покажи, прыгни  правильно!»,  раскрашивание картинки. Работа по картинкам, игра  «Назови соседей», «Чего не стало», упражнение "Что я  делал не скажу, что я делал  покажу и нарисую " . Игра «Исправь ошибку»,  Задание «Покажи без  слов!», «Заверши фразу»,  игра «Части суток»,  раскрашивание картинки. Картинки, изображающие  деятельность людей,  карточки с изображением  цвета неба и положением  солнца в различные части  суток, квадратики четырех цветов, мяч, игровое поле,  фишки, раскраски,  карандаши по количеству  участников, бубен. Листы бумаги шаблоны  круга, цветные заготовки,  цветные знаки, раскраски,  карандаши по количеству  участников, модель суток. Листы А4 по количеству  участников, шаблоны  круга, модели суток,  цветные заготовки, знаки,  картинки, карандаши.  Мяч, цветные карточки,  картинки, цветные  карандаши. Дни недели.  41­ 42 43 Двенадцать месяцев. Год.  44 Времена года. Зима. Признаки  времени года.    .    45  Времена года. Весна.  46  Времена года. Лето.  2 1 1 1 1 Работа с макетом недели,  чтение стихотворения,  беседа по вопросам,  задание ­ Разложи по  порядку?, «Подскажи  словечко», задание «Угадай кусочек времени»., игра  «Молчанка». Чтение стихотворения,  работа с календарем.  Задание «Расположи  правильно», упражнение  «Времена года».  Презентация, игра "Бывает,  не бывает зимой…",  упражнение «Лепим  снежки», «Разложи  правильно», «Найди  снежинку», графический  диктант. 1 Работа со  стихотворением, с  рассказом «Весна идѐт», с  раскрасками.  Упражнение «Боб ­Доб»,  «Нарисуй по точкам»,  «Зашифрованный рисунок», работа со стихотворением,  Макет недели, сюжетные  картинки с изображением  частей суток, картинки со  схематическим   изображением дней  недели, круг, разделенный  на 7 частей ­ дней недели,  карандаши.  Условные обозначения  дней недели, звездочки,  карточки с названием  недель, календарь,  сюжетные картинки,  символы с изображением  времен года.  Плакаты по теме  "Зима»,карточки для  упражнений , листы,  карандаши, ручки, мячи Иллюстрации пейзажей,  картиннографический  план, предметные  картинки, тетради,  карандаши. Картинки для  профилактики нарушений  зрения, с заданиями по  количеству участников, 47 Времена года. Осень.    48 Обобщающее занятие «В гостях у  времен года».  1 1 с картинками. карточки с шифровкой.  Игра «Загадай­ мы  отгадаем», «Компот­  варенье».    Тексты по теме «Осень»,  разрезанные картины Упр­ия в прослеживающем  движении глаз, игра  «Нарисуй по памяти»,  имитация движений. Плакат «Времена года»,  предметные картинки,  сюжетная картина с  «нелепицами»,  «осколочные» картинки Свойства предметов. 49 Обследование предметов разной  1 температуры. Сравнение.  50 Определение качества поверхности.  1 Тренировка чувствительности.      51 Знакомство с эталонами вкуса.  52 Звуки окружающей  действительности. Представление о  звонком и тихом звуке.  1 1 Эксперимент; задание  «Угадай, какой это  предмет?». Предметы, картинки с  изображением предметов  разной температуры.  Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что  неправильно в рисунке»,  игры «Чудесный мешочек»,  «Ласковые лапки». Эксперимент, игра «Самый­ самый», «Найди по  описанию», «Гномы с  мешочками». Игра « Какой у  инструмента голос», «Сила  звука»,  «Ритм по кругу». Предметы с разной  поверхностью, кусочки  ткани, картинки с  изображением предметов. Предметы с разными  ароматами, карточки с  изображением  предметов  по теме.  Аудиокассеты с записью  марша, вальса,  муз.инструменты,  карандаши, бумага. Узнавание предмета по отдельным свойствам и частя 53­ 54 Конструирование предметов из  составных элементов.  2 55 Узнавание предмета по нескольким  1 элементам или назначению, по  словесному описанию    Игра «Колумбово яйцо»,  «Мозаика»,  конструирование сложных  форм. Задание «Собери  разрезанную фигуру». Игра «Сложи орнамент»,  задание « Найди похожие  предметы», «Дорисуй лес». Набор геометрических  фигур, набор карточек,  настольная игра  «Колумбово яйцо».  Наборы геом. фигур по  количеству детей,  карточки с заданиями. Восприятие иллюстраций 56­ 57  Рассматривание иллюстраций.  Анализ логических отношений.  2 Рассматривание картины.  Беседа, сюжетная игра  «Покажи сказку» или  творческая работа( лепка). Иллюстрации, атрибуты к  инсценировке, Восприятие литературных произведений 58 Работа по содержанию.  1 Чтение, беседа о  прочитанном, обыгрывание  фрагментов. Текст, муз.сопровождение. 59 Эмоции. Радость.  Эмоции и чувства. 1 1 Упражнение «Радость для меня – это…»,работа с  произведениями, с  пиктограммами,игра «Я  тебя рада видеть!» Мяч, презентация  "Эмоции",пиктограммы,  краски, контуры масок по  количеству учащихся.  60  Эмоции. Грусть, злость.  1 Работа с плакатом  «эмоции», пиктограммы,  этюды «Кто как  радуется…», упр­ие  Плакат эмоции, муз  сопровождение, мяч,  листы бумаги, задания и  карандаши по кол­ву 61 Эмоции. Гнев, ярость.   62 Эмоции. Зависть.  63  Эмоции. Обида. 1  64 Эмоции. Горе.   65 Эмоции и чувства. Любовь.  66 Обобщающее занятие.  1 1 1 1 1 1 «Солнечный зайчик», игра  «Возьми себя в руки». детей, презентация  «Эмоции».  Работа с произведениями,  упражнение «избавься от  злости», задание «Нарисуй  злость». Игра «Собачка хочет  ласки». Работа с  произведениями,  упражнение «Трюк  Тарзана», рисование. Игра «Карлсон и Малыш»,  упраж­ие на невербальную  поддержку, «Копилка  обид», «Обиженный  кустик». Работа по картине, с  пиктограммами,  литературные загадки,  отрывки, игра «Будь  внимателен».  Игра ­ Пирамида любви?,  упражнение «Передай  Эмоцию», рисование  эмоций.  Пиктограммы, листы А4,  карандаши по кол­ву  участников. Пиктограммы, фрагмент  оперы ­ Сказка о Царе  Салтане» листы А4,  карандаши.  Муз.сопровождение,  листы А4, карандаши по  кол­ву участников. Картина В.М. Васнецова  «Аленушка», набор  пиктограмм. Карандаши, листы А4 по  количеству учащихся,  муз.сопровождение Игра «Взлохмаченные  человечки», сценка  «Мышка­ хвастунья», упр  «Фигуры эмоций»,  Атрибуты для сценки,  листы бумаги, краски по  количеству детей,  муз.сопровождение. Тематическое планирование 2 класс (2 часа в неделю)­ 68 часов в год   «Изобрази эмоцию». Дата № Тема занятия 1   Основные эталоны цвета.  2 3  Различение фиолетового, серого и  коричневого цветов   Комбинирование разных цветов по  словесному указанию  1 1 1 Количество часов Содержание 1. Цвет предметов. Дид. игра «Подбери  картинку по цвету»,  «Портрет», «Собери  подводный мир»,  «Парашют» Дид. игра «Цепочка»,  «какого цвета предмет» Методическое  обеспечение Цветное лото, презентация «Разноцветный мир»,  «Подводный мир»,  парашют, пазлы 6 картинок с  изображением предметов  разного цвета, карточки с  образцами Задание «полосатые  коврики», «Какого цвета не хватает», «Найди похожие  домики» Кисти, краски, листы  бумаги по кол­ву детей,  образцы домиков Геометрические фигуры, форма предметов 4­5  Воспроизведение заданных фигур.  Составление из частей, дорисовка  незавершенных контуров  6  Преобразование фигур    2 1 Игра « «Найди предмет  указанной формы», «Из  каких фигур сложили  картину», задание «Выложи орнамент», «Сколько  треугольников» Игра «Из каких фигур  сложили картину», задание  «Собери разрезанную  Предметные картинки,  игрушечный поезд, геом.  фигуры разного размера,  цвета, материала, коробка, жетоны Картина, карточки с  описанием предмета, геом. фигуры, мозаика Группировка предметов по форме   Выделение заданных форм в  окружающих предметах    1 1 фигуру», игра «мозаика» Задание «Какая фигура  лишняя», поиск  закономерности Дид. игры «На что похоже», «Поможем художнику»,  «Волшебные картинки» Набор геом. фигур,  карточки на поиск  закономерности Набор карт­ схем, лист  А№ с изобр­ем человечка,  цв карандаши, листы А Цвет, форма, величина предметов  Нахождение предметов заданной  формы и величины  10  Сравнение предмета по нескольким  признакам  1 1 Упр­е «Чем похожи замки», «Собери бусы», «Узнай  предмет по описанию» Карточки с заданиями,  наборы геом.фигур.  Дид. игра «Гномы с  мешочками», подв. игра  «Карлики и великаны» ,  коллаж «треугольная  улица» Геом. фигуры, бубен,  листА3, карандаши, 3  мешочка разного веса, 3  полоски бумаги 7 8 9 11 12  Сравнение предметов по заданным  признакам.  Размер предметов. 1 Игры «Логический поезд»,  «домики и дорожки»,  «четвертый лишний»  Выявление общего признака и  продолжение ряда по заданным    13­ 14  Группировка предметов по  указанным признакам.  2 Трафарет поезда , набор  карточек к игре, карты для игры «4­ый лишний»  Схема многоэтажного  дома, набор геом. фигур,  карточки с заданиями.  признакам. Наборы геом. фигур по  кол­ву детей.  игра «Разложи похожие  пары», « рассели жильцов»,  «Найди закономерность» Задание «Угадай на ощупь», «Что неправильно в  рисунке», «самый­ самый»,  «выполни по инструкции». 15  Измерение предметов  1 Упражнения на измерение  предметов Линейка, лента, веревочка, сантиметр Ориентирование в схеме собственного тела. Схема тела и направления  пространства по отношению к себе.       Выполнение действий словесному  указанию. Развитие двигательного  контроля. 1 1 Игра «Физкультурники»,  «Найди предмет по  инструкции» Карточки­ схемы с  изображением человечков, карточки с инструкциями Игра «Стоп­ хлоп­ раз»,  «Свистать всех наверх!». Бубен, муз.  сопровождение Ориентация в пространстве и на плоскости. 16 17 18  Правое, левое в окружающем  пространстве.  19­ 20  Моделирование пространственных  отношений.    21 Обводка заданного количества  клеток.    22­ 23 Ориентировка в пространстве по  схеме и плану.  1 2 1 2 Игра «Где звенит  колокольчик», « Куда  бросили мяч», задание  «Выполни по инструкции». Упражнение  «Покажи  правильно», игра «Искатели клада», «Автомобили»,  графический диктант, «Где  что находится?», «Въезд в  новую квартиру». Игра «Прыжки»,  графический диктант Колокольчик, мяч,  крупные предметы Кукла, машинки, планы  проезда, небольшие  предметы, сюжетные  картинки по количеству  участников, список  предметов мебели, бумага, карандаши. Карандаши, бумага.  Игра «Эталоны»,  «Лабиринт», «Попутчик», « Муха», «Секреты». Схемы с изображением  фигур, игровое поле,  «Муха», схемы к игре Временные понятия. Время суток. Времена года 24 Части суток. Последовательность  1 частей суток.    Дни недели.   25­ 26 27  Времена года. Зима.   28  Времена года. Весна. 29  Времена года. Лето.  30 Времена года. Осень.   2 1 1 1 1 Задание «Что перепуталось  на картинках», задание «что лишнее?» Игра "Путаница",  раскрашивание картинки. Игра «Дни недели»,  Задание «Вставь в  предложение пропущенные  слова»,задание «разложи по порядку», загадки. Работа со стихотворением,  рассматривание картины,  игра «Зимние слова»,  «Исправь ошибку,  Рисование «Забавные  снеговики». 1 Беседа по теме, чтение  отрывка, игра «Угадай  время года или загаданный  месяц», раскрашивание  картинки Упр­е «Составь рассказ»,  «Однажды летом», стих­ е  «Путаница», работа с  текстом. Упражнение «Что осенью  «лабиринт, мел, колпачки 2 мяча, цветные карточки,  картинки, цветные  карандаши, картинки с  изображением людей,  природных явлений в  разное время суток. Условные обозначения  дней недели, цифры от 1до 7, разрезанные сюжетные  картинки с изображением  времен года по количеству участников Репродукции картин с  изображением зимней  природы,  аудиозапись,оборудование для рисования, по две  плоские счетные палочки.  Иллюстрации пейзажей,  картинки с изображением  месяцев, схематические  изображения.карандаши Тексты по теме «Лето»,  разрезанные картины.  Тексы по теме «Осень», 31 Обобщающее занятие «Путешествие  1 по временам года».  32  «В гостях у месяцев».  1 бывает», «Собери картинку  и составь рассказ», «Найди  лишнее», задание «Реши  кроссворд»  Упр­я в прослеживающем  движении глаз, игра  «нарисуй по памяти»,  имитация движений. Граф. диктант, задание  «отгадай задание» «Найди  непохожие снежинки»,  «Отбей ритм». разрезанные картины,  таблицы с шифром, ключ,  карточки с заданиями Плакат «Времена года»,  предметные картинки,  сюжетная картина с  «нелепицами»,  «осколочные» картинки.  Бланки с заданиями,  карточки со снежинками. Свойства предметов. Обследование предметов.  33­ 34 35  Тренировка чувствительности.  Восприятие тяжести.  36­ 37 Тренировка чувствительности.    2 1 2 Игра «Пальчики­  узнавальчики», «Узнай  предмет по контуру»,  «Загадочные пакетики»,  «цветочный магазин». Упражнение «Определи  массу предметов», работа с  картинками, взвешивание  емкостей Задание «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», опыт , игра   «Самый­ самый»,«найди по описанию», «Что  Предметы, набор картинки с изобр­ем предметов  разной температуры Плакат по теме, 4  емкости, шаблоны  животных, предметы из  разного материала,  карточки, бумага, цветные  карандаши. Предметы с разной  поверхностью, кусочки  ткани, картинки с  изображением предметов,  ножницы, бумага. Узнавание предмета по отдельным свойствам и частя неправильно в рисунке»,  «Ласковые лапки». 38­ 39 Конструирование предметов из  составных элементов.  2    40­ 41 Обнаружение похожего и различного в предметах.  2 Упражнение «Определи  форму», «Группировка»,  задание «Выложи по  образцу», «Собери  разрезанную фигуру»,  «Дорисуй лес», «Узнай  предмет по описанию»,  мозаика. Игра «Узнай фигуру,  предмет по контуру», «Что  изменилось», «найди по  описанию», «Магазин». Набор геом. фигур,  образцы изображений  предметов, набор  карточек с заданиями,  волшебный мешочек, игра  «мозаика». Карточки с заданиями  картины на обнаружение  сходства и различия. Восприятие иллюстраций 42­ 43 41­42 Изучение иллюстраций. Анализ логических отношений. Выявление  смысла.  2 44 Преобразование иллюстрации в  творческой деятельности.  Рассматривание картины.  Беседа, сюжетная игра  «Живая картина», «Добрый и злой король». Иллюстрации.  Рассматривание  иллюстрации, беседа,  творческая работа. Иллюстрации, листы  бумаги, карандаши и  краски. Восприятие литературных произведений. 45­ 47 Знакомство с произведением  «Красная шапочка». Работа по  содержанию . Творческая  деятельность 3 Чтение, беседа о  прочитанном, обыгрывание  отдельных фрагментов,  Текст, муз.  сопровождение, атрибуты, карандаши, бумага,.  лепка. пластилин. Восприятие музыки. 48­ 49 47­48 Характер муз­х произведений.  Знакомство с параметрами муз  произведении.  2 Игра «Сила и долгота  звука», «Различи мелодию  по темпу, ритму», «Ударь в  бубен», «Различи  настроение мелодии». Бубны по кол­ву детей, 8  карточек с полосками  разной длины,  аудиокассета с записью  марша, вальса, польки. Изучение и осознание возможностей своего тела 50­ 53 Оптимизация и стабилизация общего  тонуса; обучение приемам  релаксации.    54­ 58  Приемы правильного дыхания.  Ритмичное дыхание. Развитие  самоконтроля через использование  дыхательных упражнений.  . 59  Глазодвигательные упражнения, их  применение для расширения  полязрения, улучшения восприятия.  4 5 1 Растяжки «Половинка»,  «Лучики», «Медуза»,  «Травинки на ветру», игра  «разговор с телом»; Релакс запись  аудиокассеты, коврики по  количеству детей. Релакс запись  аудиокассеты, коврики по  кол­ву детей. Релакс запись  аудиокассеты, коврики по  кол­ву детей 5 Упр­я «Поза покоя»,  «Кулачки», «Олени»,  «Загораем», «Штанга»,  «Ритм по кругу», «Колпак  мой треугольный»,  «Чайничек с крышечкой»,  «Море волнуется».  1 Глазодвигательные  упражнения, игра «Разговор с телом»,  «Физкультурники», «Стоп­ хлоп­раз», комплекс  кинезиологических  упражнений.   60­ 61 Эмоции. Различение эмоций по  схематическому изображению. Эмоции и чувства. 2 2 Работа с пиктограммами,  презентация, упражнение  Набор пиктограмм,  презентация, плакат 62­ 63   Диагностика мимики, пантомимики  или общение без слов.  2 . 64­ 69  Умение владеть своими эмоциями.  Приемы регуляции и саморегуляции.  6 «Мысли и настроение»,  работа с раскрасками.  «Настроения», раскраски  по кол­ву детей.  Пиктограммы, набор  фотографий, муз.  сопровождение. Релакс  запись  аудиокассеты, коврики по  кол­ву детей Работа с пиктограммами,  этюды «встреча с другом»,  «Потерялась собака»,  задание «определи  настроение», игра «доброе  животное» Игра «Мальчик­ девочка  наоборот», «Дерево»,  «Черепашка», «Шарик»,  «Птица», этюды, приемы  самоодобрения, способы  управ ления дыханием,  движением. Тематическое планирование 3класс (1 час в неделю)­ 34 часа в год Дата № Тема занятия Количество часов Содержание Методическое обеспечение Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза 1­2 Выделение главных и  второстепенных деталей предмета.  Поиск черт сходства и различия.  3­4 Сравнение, анализ и синтез  реалистических изображений  предметов.  2  2 игра «Чем похожи, чем  отличаются", «Дотронься  до…», «Ищем сокровище»,  «Найди в мешочке».  игра «Почини коврик»,  «Подбери фрагмент»,  «Найди отличия», кол игра  «Мозаика». 10 мелких предметов, мешочек, карточки с заданиями.  6 картинок с заданиями, картинки, крупные пазлы, разрезанные на 8 частей, «коврики». 5 Запоминание визуально  представленного восстановление  деформированного ряда.  6­7 Поиск отличий в сходных, но не  тождественных изображениях.  8 9­ 10 Расчленение изображения предмета,  буквенного или цифрового знака на  элементы.  Различение изображенных буквенных и цифровых знаков, символов.    1 2 1 2 Игры «Заметь все!»,  «Разведчики», «Разложи по  порядку». Задание «найди одинаковую пару», «расшифруй  письмо», «Найди отличия»,  корректурная проба. 1 Игра «Кто пришел в  гости», «Четвертый  лишний», «Нарисуй целое». Игра «Правильно­  неправильно», «Погода в  сказочном городе»,  «Выполни задание». Наборное полотно, 8 картинок по теме, 10 мелких предметов, геом. фигуры 5 картинок со сходными  изображениями, карты с зашифрованным письмом, бланки с корректурной пробой.  Разрезные картинки с изображением предметов, карточки с заданиями, бумага, карандаши по кол­ву детей Карточки с заданиями, символы погоды, карандаши, бумага по кол­ву детей. Пространственная ориентация. Оптико ­ пространственный анализ и синтез 11­ 12 Подробный анализ объектов.  Вычленение главных, существенных  признаков.  13 Преобразование фигуры, буквы,  1 цифры.  14 Уточнение схемы собственного тела.  1 Местоположение предметов.  15 Определение сторонности объектов,  1 Игры «Четвертый  лишний»,« Подбери  фигуры», «следующий ход­  твой» «Игры «Кто быстрее и  точнее», «Прояви  смекалку» Игры «Пожалуйста»,  «Ориентировка по  памяти», «Водители»   Игры «покажи у  Карточки с заданиями, набор предметов, Геом. Фигур. Образцы­ карточки, наборы счетных палочек. Платок, картинки с изображением разных видов транспорта.  Карточки с заданиями, бумага и карандаши по кол­ву детей. линейной последовательности  предметного ряда, находящегося  напротив.  16­  17 18­  19 Определение пространственных  отношений предметов между собой.  Выполнение рисунка по словесной  инструкции.  Ориентировка на основе  предложенного плана.  20 Чередование характера, темпа и  направления движений.  21­ 22 23­ 24 25­ 26 27­ 28 Прослушивание, запоминание и  воспроизведение ритмического  рисунка.  Запоминание и воспроизведение  звуков, слогов, слов, начиная с двух  элементов.    Добавление звуков, слогов к  исходному слогу для получения  новых слов  Придумывание слов с заданным кол­ вом слогов. Чтение рассыпавшихся  слов  2 2 1 2 2 2 2 товарища», «Расскажи, где  стоишь», «выполни  задание»   Задания «Перестановки», « Измени по образцу», «Мама купила мебель», рисование  по словесному описанию.   Дид. игра «Куда спрятался  жучок», «Где живет Маша», «Где мишка», «Найди  игрушку».  10 мелких предметов, карточки с заданиями предметы игр мебели, карандаши и бумага по кол­ву детей Макет кукольной комнаты, план комнаты, кружки трех цветов, бумажная мебель Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха Игра «стон королевы», упр­ е «Ритм по кругу», «Шаг­ бег­стоп».  Игры «Молоточки»,  «Ритмические рисунки»,  «расставь посты», «Яша и  Маша».  Игры «Снежно­ звуковой  ком», «Разноцветные  мячики», «Кот, лист,  груша».  Игра «полсловечка за  тобой», «Построим  пирамиду», «Цепочка».  Игра «путаница»,  Сортировка слов»,  «Слоговая цепочка».  Аудиокассета с записями марша, плясовой, вальса Ширма, карандаши, бумага, платок 2 мяча, по 30 кружков разного цвета каждому ребенку. Рисунок пирамиды из квадратов, набор карточек. Конверты с набором слогов, карточки с трехсложными словами, схемы­ указатели. 29­ 30 Формирование умения «вести руку»  с помощью глаза с одновременной  корректировкой движений 31­ 32 Формирование координации в  системе «ухо­ рука»  33­ 34 Формирование координации в  системе «глаз­ ухо­ рука»  2  2 2 Упр­я «Копировщики  узоров», задания «нарисуй  снежинки», «Выполни узор  по образцу», игра  «звездочки». Игры «ухо­ нос». «школа  радистов», «Муха»,   Игра «Передай  телеграмму», «Сколько  деток», задание «Выполни  по инструкции»  Развитие сенсомоторных координаций Образцы снежинок, 2 игровых поля, 20 звездочек, образцы узоров. ширма, карандаши, игровые поля, фишки по кол­ву детей Карточки – телеграммы, карточки с заданиями

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа "Сенсорное развитие" для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018