Рабочая программа "Шахматы"
Оценка 4.8

Рабочая программа "Шахматы"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
2 кл
24.03.2017
Рабочая программа "Шахматы"
Рабочая программа " Шахматы" для внеурочной деятельности составлена для 2 класса. Первый год обучения. Поможет научить играть в шахматы обучающихся 8-9 лет. Так же данную программу можно использовать для шахматного кружка. Программа рассчитана на четыре года обучения. От простого к сложному.Рабочая программа
Программа шахматы на 4 года обучения.docx

Содержание

 

1.      Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………………...2

2.      Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………………....4

3.      Тематической планирование ……………………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» спортивно – оздоровительной направленности для 2 г класса рассчитана на 4 года обучения, ориентирована на обучающихся 1–4 классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:

1.                      Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.

2.                      Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;

3.                      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;

4.                      Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2016-2017 уч. год.

5.                      Годовой календарный учебный график на 2016-2017 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

 

В результате освоении курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» формируются следующие:

Личностные результаты:

∙        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

∙        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

∙        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

∙        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

∙        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

∙        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

∙        Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

∙        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

∙        Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

∙        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

∙        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

∙        Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

∙        Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;

∙        Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

∙        Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

∙        Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны 

знать:

-        шахматную доску и ее структуру;

-        обозначение полей линий;

-        ходы и взятия всех фигур, рокировку;

-        основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья);

-        ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита;

-        три стадии шахматной партии. Развитие и др.

 уметь:

-        играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

-        записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

-        находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

-        оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

-        планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

-        определять общую цель и пути ее достижения;

-        решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

К концу второго года обучения, обучающиеся должны 

знать:

-        выигрышные стратегии матования одинокого короля;

уметь:

-        ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;

-        понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

-        сравнивать и анализировать действия других игроков;

-        разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

К концу третьего года обучения, обучающиеся должны

 знать:

-        основные идеи комбинаций различных типов;

уметь:

-        осуществлять простейшие комбинации;

-        определять наиболее эффективные способы достижения результата.

К концу четвертого года обучения, обучающиеся должны

знать:

-        понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

-        слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек

в центре, централизацию блокады;

уметь:

-        занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

-        блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

-        использовать базовые понятия.

В основу изучения курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

 

2.      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Учебно-тематический план 1 год обучения

 

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Шахматная доска и фигуры

4

2

Ходы и взятия фигур

12

3

Цель и результат шахматной партии

9

4

Запись шахматных ходов

3

5

Ценность шахматных фигур

2

6

Общие принципы разыгрывания дебюта

3/4

Итого

33/34

 

Шахматная доска и фигуры (4 часа)

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.

Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (12 часов)

Ходы и взятия ладьи, слона ,ферзя, короля и пешки. Ударность

и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита.

Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов)

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (3 часа)

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные

Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)

Ценность фигур. Единица измерения ценности.

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (3/4 часа)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Дебютные ловушки.

 

Учебно-тематический план 2 год обучения

 

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Повторение

6

2

Защита

6

3

Реализация большого материального перевеса

10

4

Эндшпиль

9

5

Практическая игра

3

Итого

34

 

Повторение (6 часов)

Ходы и взятие фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.

Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Защита (6 часов)

Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры. Уход из-под удара, перекрытие линии атаки. Защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Реализация большого материального перевеса (10 часов)

Матование одинокого короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ферзем, королем и ладьей. Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Эндшпиль (9 часов)

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные и ладейные эндшпили.

Практическая игра (3часа)

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Анализ ошибок.

Учебно-тематический план 3 год обучения

 

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Повторение

3

3

Тактика в шахматах и определение комбинации

29

4

Практическая игра

2

Итого

34

 

Повторение (3 часа)

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля.

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Тактика в шахматах и определение комбинации (29 часов)

Тактические приемы и комбинации.

Вариант, форсированный вариант, жертва.

Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.

Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций.

Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра (2часа)

 

Учебно-тематический план 4 год обучения

 

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Атака в шахматной партии

3

3

Оценка позиции

5

4

Игра в середине партии

20

5

Практическая игра

6

Итого

34

 

Атака в шахматной партии (3 часа)

Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.

Оценка позиции (5часов)

Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля. Развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.

Игра в середине партии (20 часов)

Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости.

Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры.  Ограничение подвижности фигур. Блокада, Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий.

Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5.

Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Практическая игра (6 часов)

 

Основные формы и средства обучения:

1.        Практическая игра.

2.        Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.        Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

4.        Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5.        Участие в турнирах и соревнованиях.


 

                                                                  3.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Календарно-тематическое планирование 1 год обучения

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Универсальные действия

Примечание

плану

факт

Шахматная доска и фигура (4 часа)

1.                   

07.09.16

 

Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.

Личностные УУД:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 

2.                   

14.09.16

 

Поля, линии. Обозначение полей и линий.

 

3.                   

21.09.16

 

Шахматные фигуры.

 

4.                   

28.09.16

 

Шахматные фигуры и их обозначения.

 

Ходы и взятия фигур (12 часов)

5.                   

05.10.16

 

Ходы и взятия ладьи

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 

6.                   

12.10.16

 

Ходы и взятия слона.

 

7.                   

19.10.16

 

Ходы и взятия короля.

 

8.                   

26.10.16

 

Ходы и взятия пешки

 

 

9.                   

09.11.16

 

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

 

10.               

16.11.16

 

Угроза, нападение, защита.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

 

11.               

23.11.16

 

Превращение и взятие на проходе пешкой

 

12.               

30.11.16

 

Значение короля.

 

13.               

07.12.16

 

Шах.

 

14.               

14.12.16

 

Короткая и длинная рокировка.

 

15.               

21.12.16

 

Начальная позиция. Запись шахматных позиций.

 

 

16.               

28.12.16

 

Практическая игра.

 

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов)

17.               

18.01.17

 

Способы защиты от шаха.

Личностные УУД:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

 

18.               

25.01.17

 

Открытый, двойной шах.

 

19.               

01.02.17

 

Мат.

 

20.               

08.02.17

 

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

 

21.               

15.02.17

 

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

 

 

22.               

22.02.17

 

Пат.

 

23.               

01.03.17

 

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

 

24.               

15.03.17

 

Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

25.               

22.03.17

 

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

 

Запись шахматных ходов (3 часа)

26.               

12.04.17

 

Принцип записи перемещения фигуры.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 

27.               

14.04.17

 

Полная и краткая нотация. Условные

обозначения перемещения, взятия, рокировки.

 

28.               

19.04.17

 

Шахматный диктант.

 

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)

29.               

26.04.17

 

Ценность фигур. Изменение ценности в зависимостиот ситуации на доске.

Коммуникативные УУД. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

30.               

03.05.17

 

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

 

Общие принципы разыгрывания дебюта (3/4 часа)

31.               

04.05.17

 

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

32.               

10.05.17

 

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

 

33.               

17.05.17

 

Классификация дебютов.

 

34.               

24.05.17

 

Дебютные ловушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения

 

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Универсальные действия

Примечание

план

факт

Повторение (6 ч)

1.       

 

 

Ходы и взятие фигур.

Личностные УУД:

активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

 

 

 

2.       

 

 

Понятия шаха.

 

3.       

 

 

Понятия мата и пата.

 

4.       

 

 

Задачи на ценность.

 

5.       

 

 

Правила записи ходов.

 

6.       

 

 

Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

 

7.       

 

 

Понятие о защите.

Личностные УУД:

готовность конструктивно разрешать конфликты Регулятивные УУД:

обнаружение ошибок при выполнение учебных заданий, отбор способов их исправлений.

 

8.       

 

 

Уничтожение атакующей фигуры.

 

9.       

 

 

Уход из-под удара.

 

10.   

 

 

Перекрытие линии атаки.

 

11.   

 

 

Защита атакованной фигуры своей фигурой

 

12.   

 

 

Контратака.

 

 

13.   

 

 

Матование одинокого короля ферзем и ладьей.

Познавательные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

 Коммуникативные УУД:

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

 

 

 

14.   

 

 

Матование одинокого короля двумя ладьями.

 

15.   

 

 

Матование одинокого короля королем и ферзем.

 

16.   

 

 

Матование одинокого короля королем и ладьей.

 

17.   

 

 

Матование одинокого короля.

 

18.   

 

 

Матовые позиции.

 

19.   

 

 

Патовые позиции.

 

20.   

 

 

Матовые и патовые позиции.

 

21.   

 

 

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски.

 

22.   

 

 

Оппозиция.

 

Эндшпиль (9 ч)

23.   

 

 

Эндшпиль.

Личностные УУД:

оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. 

Познавательные УУД: определять наиболее  эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД:

 

24.   

 

 

Общие принципы разыгрывания эндшпилей.

 

25.   

 

 

Общие принципы разыгрывания эндшпилей

 

26.   

 

 

Принципы классификации эндшпилей.

 

27.   

 

 

Принципы классификации эндшпилей.

 

 

28.   

 

 

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

 

29.   

 

 

Пешечные эндшпили.

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

 

30.   

 

 

Ладейные эндшпили.

 

31.   

 

 

Пешечные и ладейные эндшпили.

 

 

32.   

 

 

Контроль за соблюдением шахматных правил.

Регулятивные УУД: тактически правильное использование ходов, использование их в игровой и соревновательной деятельности

 

33.   

 

 

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

 

34.   

 

 

Анализ ошибок.

 

 

Календарно-тематическое планирование 3 год обучения

 

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Универсальные действия

Примечание

план

факт

Повторение (3ч)

 

1.       

 

 

Способы защиты от нападения.

Личностные УУД:

Определять правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 

2.       

 

 

Матование одинокого короля.

 

3.       

 

 

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

 

Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч)

 

4.       

 

 

Тактика в шахматах.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному педагогом плану.

 

5.       

 

 

Тактические приемы

 

6.       

 

 

Тактические комбинации.

 

7.       

 

 

Тактические приемы и комбинации.

 

8.       

 

 

Вариант.

 

9.       

 

 

Форсированный вариант.

 

10.   

 

 

Жертва.

 

11.   

 

 

Вариант, форсированный вариант, жертва

 

12.   

 

 

Двойной удар.

 

13.   

 

 

Связка.

 

14.   

 

 

Открытое нападение.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

 

 

15.   

 

 

Нападение.

 

16.   

 

 

Слабость последней горизонтали.

 

17.   

 

 

Устранение защиты.

 

18.   

 

 

Отвлечение.

 

19.   

 

 

Завлечение.

 

20.   

 

 

Блокировка.

 

21.   

 

 

Освобождение пространства.

 

22.   

 

 

Перекрытие.

 

 

23.   

 

 

Блокировка. Перекрытие.

 

24.   

 

 

«Мельница».

 

25.   

 

 

«Рентген».

 

26.   

 

 

«Мельница». «Рентген».

 

27.   

 

 

Перегрузка.

 

28.   

 

 

Разрушение пешечного прикрытия короля.

 

29.   

 

 

Основные идеи комбинаций.

 

30.   

 

 

Комбинации на сочетание идей.

 

31.   

 

 

Комбинации на сочетание идей.

 

32.   

 

 

Определение комбинаций.

 

 

Практическая игра (2 ч)

 

33.   

 

 

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении  и следовать им.

 

34.   

 

 

Анализ ошибок.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 4 год обучения

 

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Универсальные действия

Примечание

план

факт

Повторение (3ч)

1.       

 

 

Король в центре.

Личностные УУД:

Определять правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

 

2.       

 

 

Атака позиции короткой рокировки.

 

3.       

 

 

Атака при разносторонних рокировках.

 

Оценка позиции (5ч)

4.       

 

 

Оценка позиции как разложение позиции на элементы.

Личностные УУД:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

 

5.       

 

 

Материальное соотношение, положение в центре.

 

6.       

 

 

Сильные и слабые поля.

 

7.       

 

 

Развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции.

 

8.       

 

 

Понятие о динамике позиции.

 

Практическая игра (3ч)

9.       

 

 

Контроль за соблюдением шахматных правил.

Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

10.   

 

 

Анализ ошибок.

 

Игра в середине партии (20 ч)

11.   

 

 

Что делать после дебюта.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им.

 

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной  работы всей группы.

 

 

12.   

 

 

Слабые поля.

 

13.   

 

 

Временные и постоянные слабости.

 

14.   

 

 

Расположение фигур.

 

15.   

 

 

Плохие и хорошие фигуры.

 

16.   

 

 

Ограничение подвижности фигур.

 

17.   

 

 

Блокада.

 

18.   

 

 

Централизация.

 

19.   

 

 

Открытые линии.

 

20.   

 

 

Полуоткрытые линии.

 

21.   

 

 

Концентрация сил для атаки важного пункта.

 

 

22.   

 

 

Открытие и закрытие линий.

 

23.   

 

 

Два слона.

 

24.   

 

 

7 и 8 горизонтали.

 

25.   

 

 

Форпост. Форпост на е5. 

 

26.   

 

 

Форпост. Форпост на d5.

Регулятивные УУД:

Учиться работать по предложенному педагогом плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 

27.   

 

 

Слабость комплекса полей.

 

28.   

 

 

Фигуры и пешки в центре.

 

29.   

 

 

Висячие пешки. Изолированные пешки.

 

30.   

 

 

Центр и операции на фланге

 

Практическая игра (3ч)

31.   

 

 

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении  и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

32.   

 

 

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.

 

33.   

 

 

Анализ допускаемых ошибок

 

34.   

 

 

Шахматный турнир.

 

 


 

Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………………

Содержание 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………………

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений

К концу третьего года обучения, обучающиеся должны знать: - основные идеи комбинаций различных типов; уметь: - осуществлять простейшие комбинации; - определять наиболее эффективные способы достижения…

К концу третьего года обучения, обучающиеся должны знать: - основные идеи комбинаций различных типов; уметь: - осуществлять простейшие комбинации; - определять наиболее эффективные способы достижения…

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-тематический план 2 год обучения № п/п

Учебно-тематический план 2 год обучения № п/п

Тактика в шахматах и определение комбинации (29 часов)

Тактика в шахматах и определение комбинации (29 часов)

Основные формы и средства обучения: 1

Основные формы и средства обучения: 1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Календарно-тематическое планирование 1 год обучения № п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Календарно-тематическое планирование 1 год обучения № п/п

Угроза, нападение, защита.

Угроза, нападение, защита.

Сходство и различие между понятиями мата и пата

Сходство и различие между понятиями мата и пата

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения № п/п

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения № п/п

Матовые позиции. 2

Матовые позиции. 2

Календарно-тематическое планирование 3 год обучения № п/п

Календарно-тематическое планирование 3 год обучения № п/п

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога

Комбинации на сочетание идей

Комбинации на сочетание идей

Материальное соотношение, положение в центре

Материальное соотношение, положение в центре

Слабые поля. 2

Слабые поля. 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017