Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………………...2
2. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………………....4
3. Тематической планирование ……………………………………………………………9
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» спортивно – оздоровительной направленности для 2 г класса рассчитана на 4 года обучения, ориентирована на обучающихся 1–4 классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
4. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2016-2017 уч. год.
5. Годовой календарный учебный график на 2016-2017 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
В результате освоении курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» формируются следующие:
Личностные результаты:
∙ Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
∙ Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
∙ Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
∙ Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
∙ Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
∙ Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
∙ Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
∙ Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
∙ Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
∙ Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
∙ Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
∙ Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
∙ Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
∙ Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
∙ Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
∙ Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
К концу первого года обучения, обучающиеся должны
знать:
- шахматную доску и ее структуру;
- обозначение полей линий;
- ходы и взятия всех фигур, рокировку;
- основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья);
- ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита;
- три стадии шахматной партии. Развитие и др.
уметь:
- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
- оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
К концу второго года обучения, обучающиеся должны
знать:
- выигрышные стратегии матования одинокого короля;
уметь:
- ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;
- понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
- сравнивать и анализировать действия других игроков;
- разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
К концу третьего года обучения, обучающиеся должны
знать:
- основные идеи комбинаций различных типов;
уметь:
- осуществлять простейшие комбинации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата.
К концу четвертого года обучения, обучающиеся должны
знать:
- понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
- слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек
в центре, централизацию блокады;
уметь:
- занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
- блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
- использовать базовые понятия.
В основу изучения курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальную среду. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые не обязательно должны быть положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
1 |
Шахматная доска и фигуры |
4 |
2 |
Ходы и взятия фигур |
12 |
3 |
Цель и результат шахматной партии |
9 |
4 |
Запись шахматных ходов |
3 |
5 |
Ценность шахматных фигур |
2 |
6 |
Общие принципы разыгрывания дебюта |
3/4 |
Итого |
33/34 |
Шахматная доска и фигуры (4 часа)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12 часов)
Ходы и взятия ладьи, слона ,ферзя, короля и пешки. Ударность
и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита.
Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов)
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов (3 часа)
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные
Обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)
Ценность фигур. Единица измерения ценности.
Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (3/4 часа)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Дебютные ловушки.
Учебно-тематический план 2 год обучения
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
1 |
Повторение |
6 |
2 |
Защита |
6 |
3 |
Реализация большого материального перевеса |
10 |
4 |
Эндшпиль |
9 |
5 |
Практическая игра |
3 |
Итого |
34 |
Повторение (6 часов)
Ходы и взятие фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.
Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Защита (6 часов)
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры. Уход из-под удара, перекрытие линии атаки. Защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.
Реализация большого материального перевеса (10 часов)
Матование одинокого короля ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ферзем, королем и ладьей. Матовые и патовые позиции.
Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.
Эндшпиль (9 часов)
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные и ладейные эндшпили.
Практическая игра (3часа)
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.
Анализ ошибок.
Учебно-тематический план 3 год обучения
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
1 |
Повторение |
3 |
3 |
Тактика в шахматах и определение комбинации |
29 |
4 |
Практическая игра |
2 |
Итого |
34 |
Повторение (3 часа)
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля.
Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах и определение комбинации (29 часов)
Тактические приемы и комбинации.
Вариант, форсированный вариант, жертва.
Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.
Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля – основные идеи комбинаций.
Комбинации на сочетание идей.
Практическая игра (2часа)
Учебно-тематический план 4 год обучения
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
1 |
Атака в шахматной партии |
3 |
3 |
Оценка позиции |
5 |
4 |
Игра в середине партии |
20 |
5 |
Практическая игра |
6 |
Итого |
34 |
Атака в шахматной партии (3 часа)
Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.
Оценка позиции (5часов)
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля. Развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.
Игра в середине партии (20 часов)
Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости.
Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада, Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий.
Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5.
Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.
Практическая игра (6 часов)
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование 1 год обучения
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Универсальные действия |
Примечание |
|||
плану |
факт |
||||||
Шахматная доска и фигура (4 часа) |
|||||||
1. |
07.09.16 |
|
Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат. |
Личностные УУД: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
|
||
2. |
14.09.16 |
|
Поля, линии. Обозначение полей и линий. |
|
|||
3. |
21.09.16 |
|
Шахматные фигуры. |
|
|||
4. |
28.09.16 |
|
Шахматные фигуры и их обозначения. |
|
|||
Ходы и взятия фигур (12 часов) |
|||||||
5. |
05.10.16 |
|
Ходы и взятия ладьи |
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
|
||
6. |
12.10.16 |
|
Ходы и взятия слона. |
|
|||
7. |
19.10.16 |
|
Ходы и взятия короля. |
|
|||
8. |
26.10.16 |
|
Ходы и взятия пешки |
|
|
||
9. |
09.11.16 |
|
Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. |
|
|||
10. |
16.11.16 |
|
Угроза, нападение, защита. |
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. |
|
||
11. |
23.11.16 |
|
Превращение и взятие на проходе пешкой |
|
|||
12. |
30.11.16 |
|
Значение короля. |
|
|||
13. |
07.12.16 |
|
Шах. |
|
|||
14. |
14.12.16 |
|
Короткая и длинная рокировка. |
|
|||
15. |
21.12.16 |
|
Начальная позиция. Запись шахматных позиций. |
|
|
||
16. |
28.12.16 |
|
Практическая игра. |
|
|||
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 часов) |
|||||||
17. |
18.01.17 |
|
Способы защиты от шаха. |
Личностные УУД: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. |
|
||
18. |
25.01.17 |
|
Открытый, двойной шах. |
|
|||
19. |
01.02.17 |
|
Мат. |
|
|||
20. |
08.02.17 |
|
Сходство и различие между понятиями шаха и мата. |
|
|||
21. |
15.02.17 |
|
Алгоритм решения задач на мат в один ход. |
|
|
||
22. |
22.02.17 |
|
Пат. |
|
|||
23. |
01.03.17 |
|
Сходство и различие между понятиями мата и пата. |
|
|||
24. |
15.03.17 |
|
Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). |
Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
|
||
25. |
22.03.17 |
|
Правила шахматных соревнований. Шахматные часы. |
|
|||
Запись шахматных ходов (3 часа) |
|||||||
26. |
12.04.17 |
|
Принцип записи перемещения фигуры. |
Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
|
||
27. |
14.04.17 |
|
Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. |
|
|||
28. |
19.04.17 |
|
Шахматный диктант. |
|
|||
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа) |
|||||||
29. |
26.04.17 |
|
Ценность фигур. Изменение ценности в зависимостиот ситуации на доске. |
Коммуникативные УУД. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
|
||
30. |
03.05.17 |
|
Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. |
|
|||
Общие принципы разыгрывания дебюта (3/4 часа) |
|||||||
31. |
04.05.17 |
|
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
|
||
32. |
10.05.17 |
|
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. |
|
|||
33. |
17.05.17 |
|
Классификация дебютов. |
|
|||
34. |
24.05.17 |
|
Дебютные ловушки. |
|
|||
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Универсальные действия |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
Повторение (6 ч) |
|||||
1. |
|
|
Ходы и взятие фигур. |
Личностные УУД: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
|
|
2. |
|
|
Понятия шаха. |
|
|
3. |
|
|
Понятия мата и пата. |
|
|
4. |
|
|
Задачи на ценность. |
|
|
5. |
|
|
Правила записи ходов. |
|
|
6. |
|
|
Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий. |
|
|
7. |
|
|
Понятие о защите. |
Личностные УУД: готовность конструктивно разрешать конфликты Регулятивные УУД: обнаружение ошибок при выполнение учебных заданий, отбор способов их исправлений. |
|
8. |
|
|
Уничтожение атакующей фигуры. |
|
|
9. |
|
|
Уход из-под удара. |
|
|
10. |
|
|
Перекрытие линии атаки. |
|
|
11. |
|
|
Защита атакованной фигуры своей фигурой |
|
|
12. |
|
|
Контратака. |
|
|
13. |
|
|
Матование одинокого короля ферзем и ладьей. |
Познавательные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
|
|
14. |
|
|
Матование одинокого короля двумя ладьями. |
|
|
15. |
|
|
Матование одинокого короля королем и ферзем. |
|
|
16. |
|
|
Матование одинокого короля королем и ладьей. |
|
|
17. |
|
|
Матование одинокого короля. |
|
|
18. |
|
|
Матовые позиции. |
|
|
19. |
|
|
Патовые позиции. |
|
|
20. |
|
|
Матовые и патовые позиции. |
|
|
21. |
|
|
Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. |
|
|
22. |
|
|
Оппозиция. |
|
|
Эндшпиль (9 ч) |
|||||
23. |
|
|
Эндшпиль. |
Личностные УУД: оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов. Познавательные УУД: определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные УУД: |
|
24. |
|
|
Общие принципы разыгрывания эндшпилей. |
|
|
25. |
|
|
Общие принципы разыгрывания эндшпилей |
|
|
26. |
|
|
Принципы классификации эндшпилей. |
|
|
27. |
|
|
Принципы классификации эндшпилей. |
|
|
28. |
|
|
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. |
|
|
29. |
|
|
Пешечные эндшпили. |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. |
|
30. |
|
|
Ладейные эндшпили. |
|
|
31. |
|
|
Пешечные и ладейные эндшпили. |
|
|
|
|||||
32. |
|
|
Контроль за соблюдением шахматных правил. |
Регулятивные УУД: тактически правильное использование ходов, использование их в игровой и соревновательной деятельности |
|
33. |
|
|
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. |
|
|
34. |
|
|
Анализ ошибок. |
|
Календарно-тематическое планирование 3 год обучения
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Универсальные действия |
Примечание |
||
план |
факт |
|||||
Повторение (3ч) |
|
|||||
1. |
|
|
Способы защиты от нападения. |
Личностные УУД: Определять правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
|
|
2. |
|
|
Матование одинокого короля. |
|
||
3. |
|
|
Простейшие пешечные и ладейные эндшпили. |
|
||
Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч) |
|
|||||
4. |
|
|
Тактика в шахматах. |
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному педагогом плану. |
|
|
5. |
|
|
Тактические приемы |
|
||
6. |
|
|
Тактические комбинации. |
|
||
7. |
|
|
Тактические приемы и комбинации. |
|
||
8. |
|
|
Вариант. |
|
||
9. |
|
|
Форсированный вариант. |
|
||
10. |
|
|
Жертва. |
|
||
11. |
|
|
Вариант, форсированный вариант, жертва |
|
||
12. |
|
|
Двойной удар. |
|
||
13. |
|
|
Связка. |
|
||
14. |
|
|
Открытое нападение. |
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.
|
|
|
15. |
|
|
Нападение. |
|
||
16. |
|
|
Слабость последней горизонтали. |
|
||
17. |
|
|
Устранение защиты. |
|
||
18. |
|
|
Отвлечение. |
|
||
19. |
|
|
Завлечение. |
|
||
20. |
|
|
Блокировка. |
|
||
21. |
|
|
Освобождение пространства. |
|
||
22. |
|
|
Перекрытие. |
|
|
|
23. |
|
|
Блокировка. Перекрытие. |
|
||
24. |
|
|
«Мельница». |
|
||
25. |
|
|
«Рентген». |
|
||
26. |
|
|
«Мельница». «Рентген». |
|
||
27. |
|
|
Перегрузка. |
|
||
28. |
|
|
Разрушение пешечного прикрытия короля. |
|
||
29. |
|
|
Основные идеи комбинаций. |
|
||
30. |
|
|
Комбинации на сочетание идей. |
|
||
31. |
|
|
Комбинации на сочетание идей. |
|
||
32. |
|
|
Определение комбинаций. |
|
|
|
Практическая игра (2 ч) |
|
|||||
33. |
|
|
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. |
Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им. |
|
|
34. |
|
|
Анализ ошибок. |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 4 год обучения
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Универсальные действия |
Примечание |
||
план |
факт |
|||||
Повторение (3ч) |
||||||
1. |
|
|
Король в центре. |
Личностные УУД: Определять правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). |
|
|
2. |
|
|
Атака позиции короткой рокировки. |
|
||
3. |
|
|
Атака при разносторонних рокировках. |
|
||
Оценка позиции (5ч) |
||||||
4. |
|
|
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. |
Личностные УУД: В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
|
|
|
5. |
|
|
Материальное соотношение, положение в центре. |
|
||
6. |
|
|
Сильные и слабые поля. |
|
||
7. |
|
|
Развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. |
|
||
8. |
|
|
Понятие о динамике позиции. |
|
||
Практическая игра (3ч) |
||||||
9. |
|
|
Контроль за соблюдением шахматных правил. |
Коммуникативные УУД: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
|
|
10. |
|
|
Анализ ошибок. |
|
||
Игра в середине партии (20 ч) |
||||||
11. |
|
|
Что делать после дебюта. |
Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им.
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
|
|
|
12. |
|
|
Слабые поля. |
|
||
13. |
|
|
Временные и постоянные слабости. |
|
||
14. |
|
|
Расположение фигур. |
|
||
15. |
|
|
Плохие и хорошие фигуры. |
|
||
16. |
|
|
Ограничение подвижности фигур. |
|
||
17. |
|
|
Блокада. |
|
||
18. |
|
|
Централизация. |
|
||
19. |
|
|
Открытые линии. |
|
||
20. |
|
|
Полуоткрытые линии. |
|
||
21. |
|
|
Концентрация сил для атаки важного пункта. |
|
|
|
22. |
|
|
Открытие и закрытие линий. |
|
||
23. |
|
|
Два слона. |
|
||
24. |
|
|
7 и 8 горизонтали. |
|
||
25. |
|
|
Форпост. Форпост на е5. |
|
||
26. |
|
|
Форпост. Форпост на d5. |
Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному педагогом плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. |
|
|
27. |
|
|
Слабость комплекса полей. |
|
||
28. |
|
|
Фигуры и пешки в центре. |
|
||
29. |
|
|
Висячие пешки. Изолированные пешки. |
|
||
30. |
|
|
Центр и операции на фланге |
|
||
Практическая игра (3ч) |
||||||
31. |
|
|
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. |
Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
|
|
32. |
|
|
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. |
|
||
33. |
|
|
Анализ допускаемых ошибок |
|
||
34. |
|
|
Шахматный турнир. |
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.