Рабочая программа по футболу предназначена для спортивной секции ФУТБОЛ, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ГБОУ СОШ № 1298. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения. Принята в общеобразовательном учреждении, где используется программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича.
Цели и задачи
Игра в футбол (мини-футбол) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.Рабочая программа по футболу предназначена для спортивной секции ФУТБОЛ, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ГБОУ СОШ № 1298. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения. Принята в общеобразовательном учреждении, где используется программа В. И. Ляха, А. А. Зданевича.
Цели и задачи
Игра в футбол (мини-футбол) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Рабочая программа
спортивной секции по
футболу
Пояснительная записка
Рабочая программа по футболу предназначена для спортивной секции ФУТБОЛ, муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения ГБОУ СОШ № 1298. Данная программа является программой дополнительного
образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию
общеобразовательного учреждения. Принята в общеобразовательном учреждении, где используется программа В. И.
Ляха, А. А. Зданевича.Цели и задачи
Игра в футбол (минифутбол) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию
многих необходимых в жизни двигательных и моральноволевых качеств.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры футбол (минифутбол).
Основными задачами программы являются:
укрепления здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приёмами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (минифутбол);
подготовка учащихся к соревнованиям по футболу (минифутбол).
•
•
•
•
•
•
•
•
Содержание рабочей программы
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика
игры.В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (минифутбол), правила соревнований.
В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию
общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые
двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и
тактическими приёмами игры.
В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей
и специальной физической подготовки.
Методы и формы обучения
Большие возможности для учебновоспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и
ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт.
Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в
режиме учебнотренировочных по 6 часов в неделю.
Теория проходит в процессе учебнотренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры,
игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (минифутбол) и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы
проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели
используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов.
Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
методы упражнений;
игровой;
соревновательный; круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом;
по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки
игры.
Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах
(станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Задачи этапа начальной подготовки
1. Отбор способных к занятиям футболом детей.
2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
3. Всестороннее гармонического развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание
организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками
игры.
5. Обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям.
6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами минифутбола.Учебнотематический план
Этапы подготовки
10
90
60
60
36
50
10
8
324
Вид подготовки
Теоретическая
ОФП
СФП
Техническая
Тактическая
Игровая
Контрольные и календарные игры
Контрольные испытания
Всего часов за 36 недельУчебный план работы секции гандбола
на 20142015 уч. год
группа 6 часов
Вид подготовки
сентябрь
октябрь нояб
декабрь
январь
февраль март
апрель
май
1
10
6
7
4
5
1.Теоретическая
2.Практическая
ОФП
СФП
Техническая
Тактическая
Игровая
Контрольные игры
Контрольные
нормативы
рь
2
10
6
6
5
7
2
1
1
10
7
6
5
7
3
1
1
10
7
6
4
7
1
1
10
7
9
5
7
1
1
1
10
7
7
5
5
2
1
1
10
1
12
7
6
3
5
1
1
7
6
3
4
1
1
1
8
6
7
2
3
1
Часы
за год
10
90
60
60
36
50
10
8
Всего часов за 46
недель
33
36
39
40
42
38
34
35
28
324Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе «Школьная спортивная лига».
Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют
контрольные нормативы.
Нормативы по физической
и технической подготовке игры в футбол
Упражнения
8 лет
9 лет
10 лет
11 лет
12 лет
Бег 30м (сек)
Бег 400м (сек)
6минутный бег (м)
Прыжок в длину с/м (см)
Бег 30м с ведением мяча (сек)
Бег 5х30м с ведением мяча (сек)
Удар по мячу на дальность – сумма ударов
правой и левой ногой (м)
Удар по мячу ногой на точность (число
Доставание подвешенного мяча ногой и с ударом
Ведение мяча, обводка стоек и удар по
Жонглирование мячом (колво раз)
Удары по мячу ногой с рук на дальность и
попаданий)
воротам (сек)
точность (м)
по воротам
5,3
5,1
160
6,4
170
6,2
6
8
7
10
4,9
1400
180
6,0
45
8
12
4,7
67,0
1500
200
5,8
30,0
55
6
10,0
20
30
45
46
65,0
220
5,4
28,0
65
7
9,5
25
34
50Ожидаемый результат
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации
учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового
образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение
практических и теоретических навыков игры в футбол (минифутбол), привитие любви к спортивным играм.
Рабочий план спортивной секции по футболу.
Наиме
№ нование
п\п
раздела
про
Тема
занятия
Кол
во
часов
Номера
занятий
Элементы содержания
Требования
к уровню под
готовленности
обучающихся
Вид
контроля
Дата
прове
дения
1
1
2
граммы
2
Теория
3
История
футбола
4
3
5
13
6
Инструктаж по ТБ. История и развитие
футбола и минифутбола в
Гигиенические
Закаливание. Режим и питание спортсмена.
занятия
и
7
Знать историю
8
Текущий
9
России. футбола
навыки.
Техни
ческая
подго
товка
Остановк
а,
передача
мяча
12
415
Стойка игрока. Перемещение в стойке боком,
лицом. Остановка и передача мяча на месте.
Учебная игра
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Текущий12
1627
Стойка игрока. Перемещение спиной вперёд.
Остановка и передача мяча в движении.
Учебная игра
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Текущий
Ведение
мяча
Остановк
а мяча
Удары по
мячу
12
12
12
12
12
12
12
2829
Ведение мяча внешней частью и средней
частью подъёма. Игра «Квадрат». Учебная
игра
3041
Ведение мяча носком, внутренней стороной
стопы. Игра «Квадрат». Учебная игра
4253
Ведение мяча с изменением направления.
Игра «Квадрат». Учебная игра
5465
Остановка опускающегося мяча. Развитие
двигательных качеств. Учебная игра.
6677
Остановка мяча бедром и лбом. Элементы
акробатики. Учебная игра.
7889
Остановка мяча грудью. Жонглирование.
Учебная игра.
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
90101
Удары по мячу внешней стороной стопы и
внешней частью подъёма. 610минутный бег.
Учебная игра.
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий12
12
12
12
12
12
12
12
102113 Техника игры вратаря. Учебная игра.
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
114125 Удары по катящемуся мячу. «Квадрат». СФП. Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Учебная игра.
126137 Удары по прыгающему и летящему мячу.
Развитие двигательных качеств. Учебная игра.
138149 Удары по мячу носком, пяткой.
Жонглирование.
Учебная игра.
150161 Удары по мячу с полулёта. Элементы
акробатики. Учебная игра.
162173 Удары по мячу головой. Эстафеты.
Учебная игра.
174185 Обманные движения (финты). Игра
«Квадрат».Учебная игра
186197 Отбор мяча. Вбрасывание. СФП.
Учебная игра
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий198209 Индивидуальные действия в защите и в
нападении. Тактика вратаря. Учебная игра
210218 Групповые действия в защите и в нападении.
Учебная игра
12
9
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Уметь выпол
нять техничес
кие приёмы
Текущий
Текущий
Тактиче
ская
подгото
вка
Список литературы
1. Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978.
2. Андреев С.Н. Минифутбол. – М.: ФиС, 1978.
3. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
4. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.
5. Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС, 1979.
6. Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
7. Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС, 1976.
8. Правила игры в футбол. М.: ФиС (последний выпуск).
9. Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. – М.: ФиС, 1981.
10.Чанади А. Футбол. Техника. – М.: ФиС, 1978.
11.Чанади А. Футбол. Стратегия. – М.: ФиС, 1881.
12.Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., 1974.
13.Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и практика футбол» 2008 г.
14.Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных способностей» 2008 г.
15.Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры головой» 2006 г.