муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ладушка» Родионово-Несветайского района
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА на педагогическом совете приказом заведующего
№ 1 от 29.08.2019г. № 61от 30.08.2019 г.
__________ Л.Ф.Тимченко
(дети от 5 до 6 лет)
составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой
и основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Ладушка».
Срок реализации программы 2019– 2020 учебный год.
Воспитатель: Трубникова Т.В.
сл. Родионово-Несветайская
2019
№ |
СОДЕРЖАНИЕ |
Стр. |
I. |
Целевой раздел. |
|
|
Пояснительная записка Цели и задачи Программы Возрастные психологические и индивидуальные особенности детей 6 лет. Планируемые результаты (целевые ориентиры) Планируемые результаты освоения детьми Программы |
|
II. |
Содержательный раздел. |
|
|
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Система работы с семьями воспитанников. |
|
III. |
Организационный раздел. |
|
|
Режим дня Список литературы
|
|
Раздел I. Целевой.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, основной образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлена:
- программой «Юный эколог» С.Н. Николаевой,
- программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой,
- программой «Гармония» К.В. Тарасовой.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Цели и задачи программы.
Цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
· сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
· формирование осознанного отношения к своему здоровью, основ безопасной жизнедеятельности;
· обеспечение физического, личностного и интеллектуального развития, формирование базисных основ личности;
· вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать индивидуальные способности каждого ребенка;
· создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной разнообразной деятельности детей;
· максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
· создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, уважительное отношение к результатам детской деятельности;
· обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
Старшая группа.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжается совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, чтоявляется основой словесно-логического мышления.
В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако
начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Следует отметить, что воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются:
· распределением ролей в игровой деятельности;
· структурированием игрового пространства;
· дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью;
· применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Ø ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Ø ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
Ø способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;
Ø способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности;
Ø понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;
Ø проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
Ø проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
Ø ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать;
Ø ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Ø у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
Ø ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;
Ø проявляет ответственность за начатое дело;
Ø ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
Ø открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе;
Ø проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;
Ø эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);
Ø проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
Ø имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;
Ø соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
Ø имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность;
Ø знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
Ø ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы, настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Планируемые результаты освоения детьми Программы
Планируемые результаты освоения детьми Программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
Промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы раскрывают динамику освоения образовательных областей воспитанниками в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей и образовательным областям и отвечают следующим требованиям:
- соответствие возрастным особенностям детей дошкольного возраста;
- проверяемость достоверности результатов.
Интегративные качества дошкольника |
Содержание |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками |
Сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. |
Любознательный, активный |
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
Эмоционально отзывчивый |
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
|
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. |
Поведение определяется требованиями со стороны взрослых и представлениями «что такое хорошо, что такое плохо». Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
|
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
|
Имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками
|
Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
II. Содержательный раздел.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая:
Ø моральные и нравственные ценности;
Ø развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Ø развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Ø формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
Ø формирование позитивных установок различным видам труда и творчества;
Ø формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Месяц
|
Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Дидактические игры Театрализованные игры |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
Сентябрь
|
СРИ: «Семья», «МЧС», «Водители», «Стройка», «Поход» П/И: «Ловишки», «Лягушки», «Кенгуру», «У медведя во бору», «Бросай-лови» Д/И: «Хорошо-плохо» «Дорожные знаки» «Светофор» «Времена года» «Четвертый лишний» |
Беседа о вежливых словах Мероприятия Дня доброты согласно плану.(Чтение сказки про доброту) |
1 сентября – День знаний Составление рассказа на тему «Кто работает в детском саду» Беседа «Быть примерным пешеходом и пассажиром» Д/И«Хорошо-плохо» Д/Упражнение «Скажи имя -отчество» |
Октябрь
|
СРИ: «Автоколонна», «Булочная», «Магазин» «Семья»
П/И: «Цветные автомобили» «Мы охотимся на льва» «Передай мяч»
Д/И: «Что изменилось? «Чей инструмент?» «Профессии» «Первая помощь» «Угадай по описанию» |
Беседа «Мои поступки и здоровье»
Викторина «Хорошие и плохие манеры» |
«Правила поведения в группе» - разговор-беседа
Беседа «Хлеб - всему голова»
Д/И «Угадай по описанию», «Кто, где живет?»
Рассматривание альбома «Народные костюмы»
Изготовление подарков пожилым и поздравление их- благотворительная акция ко Дню пожилого человека «Твори добро» |
Ноябрь
|
СРИ: «Парикмахерская» «Детский сад»
П/И: «Совушка» «Гуси-гуси» «Два Мороза» «Зверобика»
Д/И: «Какой игрушки не стало?» «Кто где живет?» «Телеграф» Театрализация.: «Ожившие игрушки» Пьеса «Борщ»
|
Разговор о настоящей дружбе.
Д.и.«Будь вежлив»
Чтение рассказа «Волшебное слово» |
Беседа «Мы – друзья природы»
Праздничное мероприятие «День матери»
Беседа «История и традиции казачьего костюма»
Рассматривание альбома «Моя семья» |
Декабрь
|
СРИ: «Строители» «Магазин одежды» «Салон красоты» «Спасатели»
П/И: «Кто самый быстрый?» «Стоп!» «Снежная каша» «Мы веселые ребята» «Дед Мороз»
Д/И: «Опасно- не опасно» «Времена года» «Лента времени»
Театрализация.: «Секрет Деда Мороза» |
Игры по теме «Давайте жить дружно» |
Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Чтение книг о Новом годе, елке.
Беседа"Традиция празднования Нового года на Руси" |
Январь
|
СРИ: «Шоферы» «Гаражи и боксы для машин» «Скорая помощь» «Магазин»
Д/И: «Птицы, звери, рыбы» «Выложи ряд» «А что потом?» «Какой цифры не стало?»
П/И: «Попрыгунчики» «Пустое место»
Театрализация: «Золотые ворота» |
Игра –лото «Угадай настроение» |
Беседа «Народные праздники на Руси»
Беседа «Наши предки- славяне»
Развлечение «Коляда! Коляда! А бывает Коляда…»
|
Февраль |
СРИ: «Учения» «Военная колонна» «Ветлечебница для животных» «Идем в гости» «Семья»
Д/И: «Кем быть?» «Какой цифры не стало?» «Когда это бывает?»
П/И: «Чье звено быстрее соберется?» «Перехватчики» «Меткий стрелок» «Пилоты и самолеты» |
День доброты Д.игра «Правила поведения в общественных местах»
|
Комплексное занятие: «Будем в армии служить, будем Родину любить» Изготовление подарков для пап. Чтение рассказа «Богатыри». Васнецов. |
Март |
СРИ: «Пожарные» «Строители» «Магазин книги» «Библиотека» «Магазин для всей семьи»
П/И: «Пятнашки» «Жмурки» «Краски» «Поймай хвост дракона»
Д/И: «Составь букет» «Неделька» «Цепочка слов»
Театрализация: «В гости к бабушке»
|
Чтение рассказа Ю. Яковлев «Мама»
Беседа «Друзья навсегда»
Д/игра: «Этикет рыцарей»
|
Д/И «Прошлое и настоящее»
Беседа «О чем рассказала казачья форма» |
Апрель |
СРИ: «Детский сад» «Семья на даче» «Соревнования» «Ветлечебница»
П/И: «Найди свою ракету» «Бездомный заяц» «Караси и щука» «Кенгуру» Д/И: «Человек и природа» «Для чего нужен в космосе…»
Театрализация: «Полет в космос»
|
Беседа «Я и взрослые» День смеха. |
Викторина «Полет в космос» Беседа «Покорение космоса»
Рассматривание картин из серии «В детском саду» |
Май |
СРИ: «Мы – защитники Родины» «Больница» «Шоферы» «Путешествие» П/И: «Перелет птиц» «Ворон» «Лохматый пес» Д/И: «Скажи наоборот» «Так бывает или нет?»
Театрализация: «Варим кашу»
|
Чтение пословиц о поведении человека
Беседа о дружбе «Дружат дети всей Земли» |
Беседа о Великой Отечественной войне 1941-1945
Рассматривание картины «Победная весна»
Заучивание стихов о Победе |
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Ø формирование положительного отношения к труду:
Ø развитие трудовой деятельности;
Ø воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Ø формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Месяц
Месяц
|
Ручной труд - конструирование |
Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, его результатам |
Формирование о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека |
Самообслуживание Труд в природе Хозяйственно-бытовой труд
|
Сентябрь Сентябрь |
1.«Грузовой автомобиль» 2.«Зайчик из бумаги» 3.«По замыслу» 4.«Подарок для малышей»
|
Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы
|
День дошкольного работника (воспитателя) Экскурсия на кухню, прачку |
Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, ставить обувь на место, Аккуратно складывать одежду в шкаф, по мере необходимости сушить мокрые вещи
Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде.
|
Октябрь |
1.«Гараж с двумя въездами» 2.«Птичка» (оригами) 3.«Дом для животных» 4.«Лесовичок»
|
Международный день учителя (учитель) День работников автомобильного транспорта (водитель, механик, заправщик) |
||
Ноябрь |
1«Многоэтажный дом» 2.«Коврик» (из полосок бумаги) 3.« По замыслу» (из природного материала) 4.«Закладка для книг». 5."Моя улица" |
День работника сельского хозяйства (животновод, агроном) Наблюдение за работой дворника День полиции |
||
Декабрь |
1.«Лиса» (оригами) 2. «Сказочный замок». 3. «Снежинки» (оригами) 4. «Замок Снежной королевы». |
Воспитывать желание участвовать в самостоятельной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам собственного труда |
День энергетика (электрик, инженер) |
Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятиям, без напоминания убирать рабочее место Закреплять умение поддерживать порядок в группе и на участке
Закреплять умение самостоятельно и красиво убирать постель после сна
|
Январь |
1.«Деревья в инее» (из перьев) 2.«Мосты через реку» 3. «Тележка» 4. « По замыслу» |
День Российской печати (писатель, художник, журналист) |
||
Февраль |
1.«Подарок для папы» 2.«Военная техника» 3. «Вертолёт» (прир. материал) 4."Робот" |
День Защитника Отечества (офицер, военнослужащие, связист, военврач) |
||
Март |
1. «Птичка» (оригами) 2.«По замыслу» (строит.материал) 3. «Ремонт книг» |
Международный женский день 8 Марта День театра (артист, костюмер, гример, сценарист, музыкант) |
||
Апрель Апрель |
1.«Космический корабль» 2. «Ракета» (оригами) 3. «Дома на улице» 4.«Морковка из картона» |
|
День космонавтики День работников пожарной охраны |
Приучать добросовестно, выполнять обязанности дежурных по столовой |
Май ай |
1.«Поезд» 2. «Машины» 3.«По замыслу» 4.« Цветы из бумаги» |
|
День пограничника День медработника День радио
|
Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы |
Формирование основ безопасности.
Ø Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания.
Ø формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов поведения в них;
Ø приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
Ø передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Ø формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Месяц
|
Навыки безопасного поведения в природе |
Правила пожарной безопасности |
Основы безопасности собственной жизнедеятельности |
Правила дорожного движения |
Сентябрь |
1.Д/И «Времена года» 2.Д/И «Хорошо. Плохо» 3.Экскурсия в парк 4.Беседа «Овощи и фрукты на нашем столе»
|
Оформление в группе уголка по ПДД
П/И «Стой-беги» |
Д/И «Четвертый лишний» Экскурсия «Мы–старшая группа» |
Беседа «Как безопасно перейти дорогу у детского сада?»
Д/И «Дорожные знаки» «Светофор» |
Октябрь |
1.Беседа «Животные в природе и дома» 2.Чтение К.Ушинского «Спор животных» 3.Д/И «Вершки и корешки» «Найди ошибку» |
Загадки о спецмашинах
Чтение И.Павлова «На машине»
П/И «Найди свой гараж»
Беседа «Безопасность в группе»
|
Рассматривание плаката «Бытовые приборы. Техника»
СР/И «Идем в лес за грибами» |
Рисование «Это улица моя»
Целевая прогулка к пешеходному переходу |
Ноябрь |
1.Беседа «Мы- друзья природы» 2.ДИ: «Кто где живет?» «Какой? Какая? Какие?» 3.Загадки о животных 4.Игра «Дары природы»
|
Беседа «Профессии людей»
Игра «Чей инструмент?»
СРИ «МЧС» |
Беседа «Безопасность в группе»
«Мои поступки и здоровье»
СР/И «Спасатели. Служба 112» |
Игра «Школа автомобилиста» «Знаки»
Изготовление пособия |
Декабрь |
1.Беседа «Как звери подготовились к зиме» 2.Рисование «Кот- мягкие лапки, а в лапках царапки»
|
Беседа «Предметы, требующие осторожного обращения»
П/И «Кто быстрей» |
Д/И «Опасно- неопасно»
П/И «Заморожу-заколдую»
СРИ «Строители» |
Игра «Путешествие пешехода»
СР/И «Строительство железной дороги»
|
Январь |
1.Беседа «Куда бежит речка?» «Вода в жизни человека» 2.Эксперимент «Какой формы вода?» «Северный олень» Мозаика
|
СРИ «Спасатели»
Раздача памяток «Петарды и хлопушки – опасные игрушки»
П/И «Попади в обруч» |
СРИ «Скорая помощь»
Игра «На прогулке»
Беседа «Игры во дворе: чтобы не было беды» |
СРИ «Автоколонна»
Д/И «Можно –нельзя»
Изготовление макета дороги для сюжетных игр |
Февраль |
1.Беседа «Кто живет на подоконнике?» 2.Чтение А.Толстой «Ёж» 3.Д/И «Птицы. Звери. Рыбы» «А что потом?» |
П/И «Чьё звено быстрее соберется?»
СР/И «Армейские учения»
Д/И «Кем быть?» |
Беседа «Предметы быта. Безопасность»
Хороводная игра «Ниточка- иголочка»
СР/И «Ветлечебница для бездомных животных»
|
П/И «Цветные автомобили» «Пилоты и самолеты»
СР/И «Военная автоколонна»
Загадки о спецмашинах |
Март |
1.Беседа «Давайте дружить с природой» «Растения и животные Донского края» 2.Д/И «Что бывает весной?» |
СР/И «Пожарные»
П/И «Передай мяч»
Чтение Л.Толстой «Пожарные собаки»
|
СР/И «На стройке»
Беседа «Витамины на нашем столе» |
Домино «Дорожные знаки»
Рассматривание плаката «Правила поведения на дороге» |
Апрель |
1.Д/И «Человек и природа» 2.Беседа «Человек – часть природы» «Весна идет» 3.Чтение Н.Сладков «Загадочные истории» |
СР/И «Пикник на даче»
Д/И «Что сначала, что потом»
П/И «Эстафета»
Рассматривание альбома «Почему это случилось?» |
Беседа «Солнце, воздух и вода- лучшие друзья»
Рисование «На зарядке»
СР/И «Семья делает ремонт на даче» |
Конструирование летательных аппаратов из «Лего»
Рисование «Я и мой велосипед»
СР/И «Строительство гаражей и боксов для машин» |
Май |
1.Беседа «Прекрасен край Донской зеленою весной» 2.Изготовление природоохранных знаков для участка |
Игра «Так бывает или нет?»
П/И «Варим кашу»
СР/И «Мы- пожарные» Рисование «Огонь- друг, огонь – враг» |
Беседа «В транспорте»
Рисование «Опасные забавы»
Рассматривание плаката «Природные явления. Опасные проявления»
|
Рисование «Как мы переходили дорогу в городе»
Моделирование ситуаций «Улица полная неожиданностей» |
Образовательная область «Познавательное развитие».
Содержание образовательной работы по познавательному развитию предполагает:
Ø развитие любознательности и познавательной мотивации;
Ø формирование познавательных действий, становление сознания;
Ø развитие воображения и творческой активности;
Ø формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
Ø формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Месяц
|
ФЭМП
|
ФЦКМ Познавательно-исследовательская деятельность. Ознакомление с миром природы. |
Сенсорное развитие
|
Сентябрь |
1.«Счет до 5» 2.«Квадрат» 3.«Сравнение предметов по длине» 4." Четырёхугольник"
|
1. Чтение сказки Ириса Ревю "Сказка про доброту" 2.Беседа «Что нам осень принесла». 3.«Экскурсия по детскому саду». 4.«Быть примерным пешеходом и пассажиром»
|
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус |
Октябрь |
1. «Число и цифра 6» 2.«Составление предмета из треугольников» 3.«Трапеция, ромб» 4."Число и цифра 7" |
1.Беседа«Как дети могут заботиться о взрослых» 2.Беседа «Как птицы и животные готовятся к зиме» 3.«Беседа о хлебе» 4.« Разговор о профессиях» 5. Беседа «Осень-добрая волшебница» |
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия |
Ноябрь |
1. "Геометрические фигуры". 2. «Измерение» 3. «Далеко-близко»
|
1. «Фея учит вежливости». 2. «Моя семья» 3. «Экскурсия в библиотеку» (Беседа о донском крае). 4. «Мы живём в России».
|
Закреплять знания о форме |
Декабрь |
1.«Число и цифра 8» 2.«Измерение» 3.Четырехугольник 4. «Измерение» 5. «Календарь» |
1.Беседа «Зима пришла» 2.«Как устроен мой организм» 3.«Коллекция тканей» 4.Наблюдение «Замораживаем воду» |
Закреплять умение различать цвет по оттенкам и насыщенности |
Январь |
1.«Неделя» 2. «Число и цифра 9» 3. «Измерение» |
1.«Беседа о Рождестве» 2.Беседа " Как лесные звери встречают зиму.." 3. Беседа «Народные промыслы России» |
Закреплять знание материалов, из которых сделаны предметы |
Февраль |
1.«Число и цифра 0» 2. «Число 10» 3. «Месяц»
|
1. «В мире металла». 2. «Российская армия» 3. «Экскурсия к памятнику защитникам Отечества» 4. Беседа «Широкая масленица» |
Закреплять знание о величине Развивать мелкую моторику рук |
Март |
1. «Измерение жидкости» 2. «Ориентировка в пространстве» 3.Четырехугольник 4. «Ориентировка во времени»
|
1.Беседа «Моя мама» 2.«Как люди заботятся о своем здоровье весной» 3.«Люби животных и заботься о них» 4.Экскурсия в библиотеку. 5.Беседа "Весна"
|
Закреплять знания об ахроматических цветах |
Апрель |
1.«Ориентировка в пространстве» 2. «Измерение» 3. Геометрические фигуры. 4. «Ориентировка в пространстве»
|
1.«Земля -наш общий дом» 2.«Тайны космоса» 3.Беседа "Пасха". 4.Памятники защитникам Отечества в родной слободе» |
Закреплять знания о цветах спектра |
Май |
1.«Измерение» 2.«Повторение» |
1.«Экскурсия к детям подготовительной группы» 2.«Бережем свое здоровье»
|
Закреплять знания об ахроматических цветах и цветах спектра |
Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание образовательной работы по речевому развитию включает: владение речью как средством общения;
Ø обогащение активного словаря;
Ø развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Ø развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Месяц
|
Развитие речи |
Обучение грамоте |
Сентябрь |
1.Составление рассказа из л.о. «За что я люблю лето». 2.Пересказ сказки «Лиса и рак» 3.Рассматривание картины «Золотая осень» 4.Составление рассказа на тему «Кто работает в детском саду»
|
1.Грамота № 1 2.Грамота № 2 3.Грамота № 3 4.Грамота № 4 |
Октябрь |
1. Составление рассказа по сюжет.картине «Семья». 2. Заучивание стих-я Р.Сефа «Совет» 3. Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» 4. «Описание кукол» 5. Пересказ Н.Калининой «Разве так играют?»
|
1.Грамота № 5 2.Грамота № 6 3.Грамота № 7 4.Грамота № 8 5.Грамота № 9 |
Ноябрь |
1.Составление рассказа на тему «Мое село» 2.Чтение р.н.с. «Крылатый, мохнатый да масленый» 3.Чтение стихов о поздней осени. 4.Составление рассказа из л.о. «Моя мама ». |
1.Грамота № 10 2.Грамота № 11 3.Грамота № 12 4.Грамота № 13
|
Декабрь |
1.Заучиваниестихотворения И.Суркова «Зима» 2. Чтение сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце» 3.Составление рассказа из л.о. «За что я люблю зиму» 4.Составление описательного рассказа о предметах посуды. |
1. «В мире звуков» 2. «Звук «А»». 3. «Занятие №7» 4. «Занятие №7»
|
Январь |
1.Составление рассказа из л.о. «Как я провел новогодние каникулы»
2.Обучениерассказываниюпо картине « Зимние развлечения».
3. Пересказ рассказа Н.Калинина «Про снежный колобок»
4. Дидактические игры со словами.
|
1. «Занятие №9» 2. «Звук «И»». 3. «Занятие №14»
|
Февраль |
1. Составление рассказа на тему «Зима». 2.Заучивание стихотворения об Армии. 3.Составление рассказа «Мой папа лучше всех». 4.Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»
|
1. «Звук «У»». 2. «Звук «Ы»». 3. «Занятие №11» 4. «Звук «О»»
|
Март |
1.Описание из л.о. «По дороге из детского сада » 2.Составление рассказа по картине «Купили щенка». 3.Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» 4.Чтение стихотворений о весне. |
1. «Звук «Е» » 2. «Звук «Э»». 3. «Занятие №3» 4. «Звук «Ю»».
|
Апрель |
1.Рассматривание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» 2.Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. 3.Заучивание стихотворения "Апрель" 4.Пересказ «Загадочных историй» (По Н.Сладкову) 5.Чтение рассказа К.Паустовского «Кот-ворюга»
|
1. «Занятие №34» 2. «Занятие №38» 3. «Занятие №41» 4. «Занятие №44» 5. «Занятие №48»
|
Май |
1. Заучивание С.Есенина «Черёмуха» 2.Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость». 3.Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик» 4.Рассказ из л.о. «Забавные истории из моей жизни».
|
1. «Занятие №49». 2. «Звук «Ж»». 3. «Звук «З»» 4. «Звук «Р»» |
Художественная литература.
Ø Воспитание интереса и любви к чтению;
Ø развитие литературной речи.
Ø Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Ø
Месяц |
Организованная деятельность |
Совместная деятельность |
Сентябрь
|
Чтение сказки Ириса Ревю "Сказка про доброту"
Пересказ р.н.с. «Лиса и рак»
|
И. Токмакова «Вот и осень наступила» К. Чуковский «Джек-покоритель Великанов» Э.Успенский «Про Веру и Анфису» И. Токмакова «Дедушка Дерево» «Вот и первый желтый лист…» Сказки и былины. «Илья Муромец» (отр.) Сказка «Сивка-Бурка» «Серая звездочка» Б. Заходер
|
Октябрь |
Чтение рассказа «Как дети могут заботиться о взрослых» В.И.Петрова. Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень» Пересказ Н.Калининой «Разве так играют?»
|
Сказки «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» И. Демьянов «Воробей» Н. Селезнева «Борщ» Н. Нищева «Осень» В. Драгунский «Он живой и светится» И. Павлов «Косточка» А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)
|
Ноябрь |
Чтение РНС «Крылатый, мохнатый да масленый» Чтение стихов о поздней осени. |
В. Бианки «Как Муравьишко домой спешил» В. Катаев «Цветик –семицветик» С. Маршак «Счастливого пути!» Я. Аким «Жадина» Л. Пантелеев «Большая стирка» В. Смит «Про летающую корову»
|
Декабрь |
Чтение сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце» Заучивание стихотворения И.Суркова«Зима»
|
Ю. Мориц «Это да – это нет» Ю. Могутина «Случай на мостовой» С. Маршак «Двенадцать месяцев» С. Георгиев «Я спас Деда Мороза» Л. Пантелеев «Буква «ты»» «Старушка» англ., пер. С. Маршака |
Январь |
Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»
|
И. Рутенин «Зима. Рождество» Д. Хармс «Иван Топорышкин» С. Маршак «Пудель» С. Черный «Волк» Н. Телешов «Крупеничка» Г. Сапгир «Небылицы в лицах»
|
Февраль |
Заучивание стихотворений об Армии. Чтение стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине» и А.Барто «Перед сном»
|
Л. Толстой «Лев и собачка» В. Бианки «Молодая ворона» С. Баруздин« Шел по улице солдат» К. Чомов« Деревья спят» М. Пришвин « Лисичкин хлеб» В. Драгунский «Друг детства» Ф. Тютчев «Зима не даром злится»
|
Март |
Чтение стихотворений о весне. Ю. Яковлев «Мама»
|
Л. Толстой «Прыжок» Э. Успенский «Разгром» Г. Литвак «Веснянка» К. Паустовский «Кот –ворюга» А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (главы» Заклички «Дождик, дождик веселей», «Грачи –киричи» Л. Толстой «Пожарные собаки»
|
Апрель |
Заучивание стихотворения "Апрель" Пересказ «Загадочных историй» (По Н.Сладкову Чтение рассказа К.Паустовского «Кот-ворюга» |
К. Майков «Ласточки примчались из-за моря» Д. Мамин –Сибиряк « Сказка про зайца –длинные уши…» Л. Толстой «Рассказы и были» Г. Науменко «Идет Матушка- весна» Б. Житков «Как я ловил человечков» Л. Петрушевская «Кот, который умел петь» Я. Аким «Апрель» В. Драгунский «Восток-2»
|
Май |
Чтение произведений С. П. Алексеев «Брестская крепость» Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик» Заучивание стихотворения С.Есенина «Черёмуха»
|
В. Осеева «Волшебное слово» Б. Жидков «Помощь идет» З. Воскресенская «Галина мама» А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», «Лиса и кувшин» обр. О. Капицы А. Линдгрен «Карлсон опять прилетел» (главы) В. Катаев «Сын полка» (главы) |
Образовательная область
«Художественно - эстетическое развитие»
Содержание образовательной работы в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»предполагает:
Ø развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
Ø становление эстетического отношения к окружающему миру;
Ø формирование элементарных представлений о видах искусства;
Ø восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Ø стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Месяц
|
Рисование |
Лепка |
Аппликация |
Сентябрь |
"Укрась платочек ромашками" "Светофор" "Яблоня с золотыми яблоками" "Что ты любишь больше всего рисовать" "Картинка про лето" "Весёлые игрушки" "Огурцы и помидоры лежат на тарелке" "Открытка для воспитателей |
«Грибы» "Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты"
|
«Яблоки и груши» «На лесной полянке выросли грибы»
|
Октябрь |
"Открытка для дедушки и бабушки» "Хлебобулочные изделия" "Осень золотая" "Кормушка для птиц" "Когда я вырасту, я хочу стать..." "Моя семья" "Чебурашка" "Идёт дождь" "По замыслу" "Девочка в нарядном платье"
|
«Красивые птички» «Вылепи любимую игрушку» |
«Наш любимый мишка и его друзья» «Автобус» |
Ноябрь |
"Дерево доброты" "Дом, в котором я живу" "Символика - флаги Ростовской обл. и Родионово-Несветайской сл." "Российский флаг" "Грузовая машина" "В селе построили разные дома" "По замыслу" "Букет для мамы»
|
"Лепка по замыслу "
|
«Дома на нашей улице» «Машины едут по улице».
|
Декабрь |
"Расписные ткани" "Будь здоров" "Разноцветные льдинки" "Усатый-полосатый" "Роспись подноса" (Жостовская роспись) "Дети гуляют зимой на участке" «Снежинка» «Зима» |
«Котёнок» "Лепка по замыслу" «Девочка в зимней шубке» |
"Большой и маленький бокальчик" «Новогодняя поздравительная открытка»
|
Январь |
"Рождественская звезда "Нарисуй своё любимое животное" "По мотивам городецкой росписи" "Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике" "По замыслу" «Красивое, развесистое дерево» «Наша нарядная ёлка» |
«Снегурочка» |
«Царство диких зверей». «Петрушка на елке»
|
Февраль |
"Автобус, украшенный флажками, едет по улице" "Солдат на посту" " Военная техника" "Деревья в инее" "Портрет папы" "Пограничник с собакой" "По замыслу" "Масленица идёт — блин да мёд несёт!"
|
«Олешек» «По замыслу» |
«Подарок для папы»
|
Март |
"Милой мамочки портрет" «Человек» "Ледоход на реке" "Что я видел в библиотеке" "Картинка к празднику 8 Марта" "Роспись птиц" "Роспись кувшинчиков" "Подснежники" «Как я с мамой ( папой) иду из детского сада домой» |
«Ваза с цветами для мамы» (барельеф) «Птицы на кормушке» |
«Береза» «Поздравительная открытка для мамы» |
Апрель |
"Ракета в космосе" «Планета Земля " «Пригласительный билет родителям на празднование Дня Победы» "Домик для скворцов" "Нарисуй какой хочешь узор" "Красивые цветы" «По замыслу» «Нарисуй своё любимое животное» "Пасхальное яйцо"
|
1. «Военная техника» 2. «Пасхальная корзинка» |
1.«Ракета» 2.«Деревья» |
Май |
«Дети делают зарядку» «Открытка для подготовишек» «Салют в честь праздника Победы» «Весенний дождь» «Радуга-дуга» «Скоро лето»
|
«Сказочные животные»
|
«Весенний ковёр»
|
Образовательная область «Физическое развитие»
Содержание образовательной работы по физическому развитию включает:
Ø приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
Ø способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
Ø формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
Ø становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Ø овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Месяц |
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья |
Воспитание культурно-гигиенических навыков |
Формирование представлений о здоровом образе жизни |
Сентябрь |
Продолжать под руководством медработника проводить комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода) и физическими упражнениями
|
Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически |
«Мы- воспитанники старшей группы» «Овощи и фрукты на нашем столе» «Какая еда полезна для здоровья?» Валеологическое лото «Зубы» Д/игра «Хорошо-плохо» |
Октябрь |
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 10 минут |
Самостоятельно почистить зубы, следить за чистотой ногтей |
Беседа «Мои поступки и здоровье», «Традиция чаепития у разных народов» Д/игры: «Вершки и корешки», «Угадай по описанию».
|
Ноябрь |
Во время занятий, требующих высокой умственной нагрузки и в промежутках между занятиями проводить физминутки длительностью 1-3 минуты.
|
При кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону |
Чтение С. Михалков «Чудесные таблетки» Пьеса «Борщ»
Речевая игра «Кулачки- ладошки»
Д/игра «Какая? Какой? Какие?» |
Декабрь |
Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке, используя имеющееся физкультурное оборудование.
|
Учиться быстро, аккуратно одеваться и раздеваться |
Беседа «Моя зимняя одежда и обувь»
Гимнастика для глаз «Муха»
Работа с тетрадью «Правильное питание»: «Самые полезные продукты» |
Январь |
Утренняя гимнастика Динамический час Подвижные игры |
Соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места) |
Беседа «наше здоровье» «Чтобы игры и забавы были безопасными»
Валеологическое лото «Ухо, горло, нос» Чтение «Ручки, ножки, щечки, ушки» Е. Виноградовой.
|
Февраль |
Физминутки Пальчиковая гимнастика Артикуляционная гимнастика |
Опрятно убирать постель
|
Беседа «Как сделать кашу вкусной»
Работа в тетради «Правильное питание»: «Наполни корзину полезными продуктами» |
Март |
Дыхательные упражнения. Гимнастика бодрящая. Гимнастика для глаз. |
Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) |
Упражнение «Чистюля»
Чтение «Мойдодыр» К.Чуковский
Практическая работа «Люблю быть аккуратным».
|
Апрель |
Игровые упражнения для психомышечной тренировки. Массаж. |
Есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. |
Дидактическая игра «Вода-водичка»
Беседа «Чтобы тело и душа были молоды»
Беседа «Здоровье в порядке –спасибо зарядке!»
|
Май |
Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. |
Пользоваться салфеткой во время еды и после еды, полоскать рот после принятия пищи. |
Беседа: «Солнце, воздух и вода– наши лучшие друзья»
Беседа: «Овощи, зелень, фрукты- витаминные продукты».
|
РАЗВИТИЕИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· Создание условий для развития игровой деятельности детей.
· Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.
· Развитие у детей интереса к различным видам игр.
· Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
· Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.
· Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Месяц |
Тема игры |
Цель |
Методы и приемы |
Сентябрь |
«Семья» |
Продолжать использовать в игре реалистические тематики жизни семьи. Закреплять умение создавать последовательный и длительный сюжет
|
Беседы. Рассматривание иллюстраций. Наблюдения. Обсуждения. Чтение художественной литературы. Обогащение игрового опыта. |
«Мы – пешеходы» |
Закреплять желание отображать жизненные примеры, самим распределять роли, обогащать ролевое поведение новыми игровыми идеями |
Рассматривание иллюстраций. Наблюдения. Беседы. Обсуждения. Чтение отрывков. Обыгрывание. Экскурсия к пешеходному переходу. |
|
Октябрь |
«Водители»
|
Обогащать ролевое поведение ребенка, способствовать возникновению желания играть со сверстниками, совершенствовать умение осознавать себя в определенной роли. Продолжать знакомить с трудом водителя |
Рассматривание иллюстраций, игрушек. Рассказ о профессии. Экскурсия к дороге. Наблюдения за транспортом. Объяснения. Игра. |
«Поход»
|
Творческие игры детей по желанию, объединять несколько тем в одну. Развивать речь, воображение |
Сюжетно-ролевая игра |
|
«Автоколонна»
|
Продолжать обогащать ролевое поведение ребенка, закреплять знания о труде шофера, его обязанностях, об обслуживание автомобилей, о движении машин в колонне |
Беседы по теме. Вопросы к детям уточняющего характера. Игра. Обсуждение. |
|
«Магазин» |
Продолжать отражать в сюжетно-ролевых играх новые впечатления о жизни и труде людей. Поощрять использование предметов –заместителей, закреплять умение создавать игровую обстановку |
Дидактическая игра. Рассказ воспитателя по теме. Наблюдения. Рассматривание сюжетных картинок по теме. Экскурсия в магазин. Беседа по теме. |
|
«Булочная» |
Закреплять в игре умение передавать специфику работы конкретного магазина, готовить из соленого теста атрибуты, использовать предметы заместители. Расширять представления детей о сети магазинов. |
Экскурсия в булочную «колоса». Наблюдения. Рассматривание иллюстраций по теме. Рассказ воспитателя. Объяснения. Игра. |
|
Ноябрь |
«Семья» |
Расширять использование в игре реалистических тематик жизни семьи. Закреплять у детей умение создавать последовательный и длительный сюжет игры. |
Наблюдения. Обсуждения. Чтение художественной литературы. Обыгрывание отрывков. |
«Детский сад» |
Закреплять желание и умение отображать жизненные примеры, самим распределять роли, обогащать ролевое поведение новыми игровыми идеями. |
Рассматривание сюжетных картин по теме. Беседы по теме. Обсуждения. Экскурсия по детскому саду. Чтение отрывков. Обыгрывание. |
|
«Парикмахерская» |
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Поощрять применение предметов - заместителей. Осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемую ситуацию. |
Беседа по теме. Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание сюжетных картинок по теме. Конкурс на лучшую прическу для куклы. |
|
«Стройка» |
Способствовать развитию умения отражать в игре труд людей строительных профессий и специальностей. Закреплять умение создавать игровую обстановку, действовать согласованно.
|
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок. Н/П игра «Кому что нужно для работы», «Чей инструмент?» Беседа по теме. Обсуждение. |
|
«Поликлиника» |
Продолжать знакомить детей с работой специалистов поликлиники. Закреплять умение создавать игровую обстановку (устраивать кабинет врача). Проявлять в игре добрые чувства по отношению к сверстникам. |
Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций. Дидактические игры: «Профессии», «Чей инструмент?» Обыгрывание ситуаций. Беседа по теме. |
|
Декабрь
|
«Служба спасения» |
Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом. Учить осуществлять воображаемые действия. |
Рассматривание сюжетных картинок по теме, иллюстраций. Обыгрывание и обсуждение различных ситуаций. Беседа по теме. Презентация «Служба 112» |
«Салон красоты»
|
Формировать представление о работе салона красоты, профессия парикмахера, мастера маникюра, визажиста, умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. |
Экскурсия. Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций в тематических журналах. Дидактическая игра «Что кому нужно для работы» |
|
Январь
|
«Скорая помощь» |
Формировать умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом. Отображать в игре знания о работе «Скорой», формировать понимание социальной значимости медицины |
Беседа по теме. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций. Разыгрывание ситуаций. Объяснения и уточнение.
|
«Гаражи и боксы для машин»
|
Развивать у детей конструктивные навыки, умение договариваться и распределять роли, делиться на подгруппы и снова объединяться. Продолжать расширять представление о профессиях. |
Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок. Рассматривание и обсуждение схем, планов строительства, образцов. Объяснение. Уточнение. |
|
«Железная дорога» |
Формировать представление о железнодорожных профессиях: машинист, обходчик, проводник, начальник поезда. Закреплять умение создавать игровую обстановку, обогащать ролевое поведение. |
Беседы по теме. Рассказывание из личного опыта. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы. Обыгрывание ситуаций. |
|
Февраль |
«Военная автоколонна» |
Продолжать знакомить с миром техники, формировать представление о труде военных водителей, понимание воображаемой ситуации и действие в соответствии с ней; умение делиться на подгруппы и снова объединяться. |
Просмотр фильмов (отрывков) об Армии. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы по теме. Уточнение. Вопросы. |
«Армейские учения» |
Творческие игры детей по желанию, объединять несколько тем в одну. Развивать воображение, физическую выносливость, ловкость, быстроту реакции. |
Просмотр отрывков, эпизодов об Армии. Рассматривание фотоиллюстраций в журналах. Беседа по теме. Спортивные задания. |
|
Март |
«Магазин для всей семьи» |
Отражать в игре новые впечатления о жизни и труде людей. Поощрять создание игровой обстановки, использование предметов – заместителей. |
Дидактическая игра «Назови одним словом», «Моя семья». Рассказывание из личного опыта. Наблюдение. Вопросы. Уточнение. |
«Пожарные» Служба «01» |
Создавать условия и поощрять социального творчество. Формировать умение распределять роли, распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом. Использовать знания об окружающей жизни. |
Чтение художественной литературы по теме. Обыгрывание ситуаций. Встреча с пожарным. Беседа по теме. Рассказы из личного опыта.
|
|
«Семья идет в библиотеку»
|
Согласовывать свой собственный замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Показать социальную значимость библиотек. Закреплять правила поведения в общественном месте. |
Дидактическая игра «Подбери слово». Загадки. Экскурсия в библиотеку. Беседа по теме. Сюжетно – ролевая игра. |
|
«Ветлечебница для бездомных животных»
|
Отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения к группе, животным. |
Просмотр фильма «Доктор Айболит». Беседы по теме. Рассказы из личного опыта. Рассматривание альбома «Животные» |
|
Апрель |
«Дача» |
Научить самостоятельно, распределять роли и действовать в соответствии с ролью, создавать необходимые постройки, использовать свой социальный опыт, знания об окружающей жизни. |
Рассказы из личного опыта. Дидактическая игра «Что, где растет», «Сад-огород», «Что сначала - что потом» Разыгрывание ситуаций. |
«Космодром |
Закреплять знания детей о специфике условий труда космонавтов, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, стройматериалы, предметы-заместители, действовать в соответствии с воображаемой ситуацией. |
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» Рассматривание альбомов «Космос», «На космодроме». Изготовление космолетов из бросового материала. Просмотр эпизодов фильма «Первый полет»
|
|
«Семейный праздник» |
Согласовывать свой замысел с замыслами сверстников, вводить новые роли по ходу игры, вести роли, придерживаясь сюжетной линии. Формировать умение распределяться на подгруппы по сюжету, использовать в игре предметы – заместители. |
Рассказы из личного опыта. Рассматривание сюжетных картинок. Беседа по теме. Разыгрывание ситуаций |
|
Май |
«Мы -защитники Родины» |
Формировать представление о защитниках Родины, умение придумывать сюжет, распределять роли и распределяться по подгруппам игрового сюжета, умение договариваться, избегать конфликтных ситуации |
Просмотр фильма «Василёк». Чтение книги «Шел по улице солдат» С.Баруздина Беседа по теме. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций |
Путешествие |
Закреплять умение переносить приобретенные знания и игровой опыт в самостоятельные игры со сверстниками. Проявлять добрые чувства по отношению к сверстникам. |
Уточнение. Игра. Совет. |
Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Месяц |
Название мероприятия |
Сентябрь |
1. Родительское собрание «Начало путешествий в страну знаний. Обсуждение единой системы требований в детском саду и дома». 2.Консультация : «Обучение дошкольников безопасному поведению на улице» 3. Беседа: «Дисциплина на улице - залог безопасности»
|
Октябрь |
1. Общее родительское собрание :«Берегите детей – самое прекрасное создание на Земле!» Ознакомление с планом работы на 2019 – 2020 учебный год. 2. Выставка – конкурс «Осенний букет»(с родителями) 3.Консультация «Профилактика нарушений осанки у дошкольников» 4.Развлечение «Осень золотая!» 5. Беседа «Агрессивность дошкольника».» |
Ноябрь |
1.Праздничное мероприятие «Мама – солнышко моё!». 2. Консультация ««Что и как читать ребёнку дома» 3.Беседа «Стоит ли делать трагедию из того, что ребенок плохо ест?» |
Декабрь |
1.Новогодние праздники. 2.Консультация «Развитие образной речи на основе фольклорного жанра». 3.Беседа «Почему ребенку трудно со сверстниками» |
Январь |
1.Родительское собрание «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья» 2.Консультация «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной» 3.Беседа «Общение с детьми в семье». |
Февраль |
1.Выставка групповых газет «Наши отважные папы» 2.Конкурс для родителей «Выставка военной техники» 3. Консультация «Физическое, психоэмоциональное благополучие ребенка дошкольника дома» 4.Беседа «Трудимся в детском саду и дома». |
Март |
1.Выставка групповых газет ко дню 8 Марта «Милые барышни» 2.Праздничный концерт «Загляните в мамины глаза!». 3.Фольклорный праздник «Широкая Масленица» 4. Консультация «В чём заключается влияние пальцев рук на развитие речи»
|
Апрель |
1.Родительское собрание «Познавательно-речевое развитие детей старшего возраста. Пути взаимодействия педагогов и родителей» Итоги учебного года. Наши достижения. 2.Развлечение «Весна пришла – веселье принесла!» 3.День смеха «День – ерундень!» 4.Конкурс групповых участков «Сделай детский сад краше!» (родители, дети, воспитатели) 5.«Неделя открытых дверей» для родителей.
|
Май |
1.Участие родителей в совместных проектах 2.Консультация «Чем и как занять ребёнка дома?» 3.Беседа «Как преодолеть рассеянность у ребенка?» 4.Анкетирование «Ваше мнение о работе детского сада» |
Раздел III. Организационный раздел.
Планирование образовательной деятельности
По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 6 лет планируют 13 занятий (базовая часть) в неделю продолжительностью не более 25 мин. Общее астрономическое время НООД в часах в неделю 6ч.15 минут. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
Время занятий и их количество в день регламентируется «Образовательной программой ДОУ» и СанПиН (не более 2-3 занятия в день продолжительностью не более 25 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально.
Образовательные области |
Базовый вид деятельности |
Количество НОД |
|
Физическое развитие |
Физическая культура в помещении |
2 |
|
Физическая культура на прогулке |
1 |
||
Итого всего количество НОД / количество часов |
3/75мин |
||
Познавательное развитие |
Познавательно – исследовательская деятельность |
2 |
|
Итого всего количество НОД / количество часов |
2/50мин |
||
Речевое развитие |
Коммуникативная деятельность |
2 |
|
Итого всего количество НОД / количество часов |
2/50мин |
||
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная деятельность |
Рисование |
1 |
Лепка |
0,5 |
||
Аппликация |
0,5 |
||
Музыка |
2 |
||
Итого всего количество НОД/ количество часов |
4/100мин |
||
Социально-коммуникативное развитие |
Социализация |
ОБЖ |
1 |
Труд |
1 |
||
Итого всего количество НОД/ количество часов |
2/50мин |
||
Объем НОД (количество) в неделю |
13 |
||
Объем НОД (минут) в неделю |
325 минут |
||
Объем НОД (общее количество времени) в неделю |
5ч25мин |
||
Вариативная часть |
нет |
||
Утренняя гимнастика |
ежедневно |
||
Комплексы закаливающих процедур |
ежедневно |
||
Гигиенические процедуры |
ежедневно |
||
Ситуативные беседы припроведении режимных моментов |
ежедневно |
||
Чтение художественной литературы |
ежедневно |
||
Дежурства |
ежедневно |
||
Прогулки |
ежедневно |
||
Игра |
ежедневно |
||
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития |
ежедневно |
Организация режима пребывания детей
в образовательном учреждении.
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2 - 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 13 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
Общественно-полезный труд детей старшей группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.
Время занятий и их количество в день регламентируется «Образовательной программой ДОУ» и СанПиН (не более 2-3 занятия в день продолжительностью не более 25 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ. При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.
Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.
Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.
Режим дня детей старшей группы (холодный период года).
Режим дня составлен с расчетом 10-часового пребывания детей в детском саду.
Режимные моменты |
Время |
Прием детей, самостоятельная деятельность, игры |
7.30 - 8.10 |
Утренняя гимнастика |
8.15 - 8.25 |
Подготовка к завтраку |
8.25 - 8.40 |
Завтрак |
8.40 – 9.00 |
Непосредственно образовательная деятельность № 1 |
9.10 - 9.35 |
Непосредственно образовательная деятельность № 2 |
9.45 - 10.10 |
Непосредственно образовательная деятельность № 3 |
10.20 – 10.45 |
Второй завтрак |
10.10 |
Подготовка к прогулке |
10.45 – 11.00 |
Прогулка |
11.00 - 12.20 |
Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду |
12.20 - 12.30 |
Обед |
12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.00 - 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры |
15.00 – 15.30 |
Подготовка к полднику, полдник |
15.40 - 15.50 |
Игры, самостоятельная и организованная образовательная деятельность, чтение художественной литературы |
15.50 - 16.30 |
Подготовка к прогулке |
16.30 – 16.40 |
Прогулка, игры, уход домой |
16.40 - 17.30 |
Тёплый период года
Режимные моменты |
Время |
Утренний прием на свежем воздухе. Игры на улице |
7.30-8.30 |
Гимнастика на улице |
8.20-8.30 |
Подготовка к завтраку |
8.30-8.50 |
Завтрак |
8.50 – 9.10 |
Подготовка к прогулке |
9.10 - 9.30 |
Прогулка (познавательно-игровая деятельность, самостоятельная деятельность, подвижные игры, труд, индивидуальная работа). Воздушные и солнечные ванны |
9.30-12.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду |
12.00-12.30 |
Обед |
12.30 – 13.00 |
Подготовка ко сну |
13.00 – 13.10 |
Дневной сон |
13.10-15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность |
15.00-15.40 |
Полдник |
15.40-16.00 |
Прогулка, игры, самостоятельная деятельность |
16.00-17.00 |
Уход детей домой
|
17.00-17.30 |
Список литературы:
1. ОТРОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.
2. Л.И.Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа/ М, Мозаика – Синтез, 2009-2010.
3. «Развитие речи детей 5 – 7 лет» О.С.Ушакова. Творческий центр «Сфера».
4. «Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова. Мозаика-Синтез.2015 г.
5. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». И.А.Помораева, В.А. Позина. Мозаика-Синтез.2015г.
6. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников». Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов.
7. «Ознакомление с природой в детском саду старшая группа»О.А.Соломенникова.
8. «Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа». Т.С.Комарова Мозаика-Синтез.2014 г.
9.«Художественный труд в детском саду» Лыкова И.А. Москва 2011г.
10.«Организация деятельности на прогулке старшая группа». Т.Г. Кобзева.Волгоград 2016г.
9. «Сборник подвижных игр» Степаненкова Э.Я. Мозаика-Синтез.2014 г.
10. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения» Саулина Т.Ф. Мозаика-Синтез.2013г.
11. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: 2015г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.