Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка
5 кл—9 кл
16.02.2017
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Программа содержит цели, задачи преподавания музыки в школе, основные требования к результатам обучения. В программе перечислены те умения, котрые должен получить выпускник. Есть тематическое планирование с указанием количества часов. Приводится список музыкальных произведений, предлагаемых для изучения.
Рабочая программа учебного предмета музыка.docx
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.
2010 г. № 1897) к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования и программы формирования универсальных учебных действий; на
основе Примерной основной образовательной программы (далее ПООП);
в соответствии с Положением о рабочей программе по учебному предмету, курсу,
внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
«Красноорловская средняя общеобразовательная школа», утвержденном приказом от
19.11. 2014 № 200/1
Цель развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их
духовной культуры.
Задачи:
—приобщение к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену,
осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запе
чатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
—воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и
разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
эмоциональноценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к
музыкальному самообразованию;
—развитие общей музыкальности и эмоциональности, восприимчивости,
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих
музыкальных способностей;
—освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики
его выразительных средств и музыкального языка, интонационнообразной природы и вза
имосвязи с различными видами искусства и жизнью;
—овладение художественнопрактическими умениями и навыками в разнообразных
видах музыкальнотворческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном
музицировании и музыкальнопластическом движении, импровизации, драматизации
музыкальных произведений, музыкальнотворческой практике с применением
информационно коммуникационных технологий).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной
музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных
народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих
закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности
нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе
познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов
музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности
и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения
способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на
человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и
эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе
восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного
обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской
деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития
музыкальноэстетического сознания, проявляющего себя в эмоциональноценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и
коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и
проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие
представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание
бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и
настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности
музыкальнотворческой деятельности учащихся.
Учащиеся научатся:
• высказывать личностнооценочные суждения о роли и
месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах
шедевров музыкального искусства прошлого и современности;
• использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музициров
ания (пение, пластическое
интонирование, импровизация, игра на инструментах);
• решать творческие задачи, участвовать в исследовательских проектах, художественных с
обытиях школы; • проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно
творческой деятельности, в музыкальноэстетической жизни класса, школы (музыкальные в
ечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)
Метапредметные результаты
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и
подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации
учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных
задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества,
сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно
воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их
образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять
творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального
произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая,
пластическая, вербальная, знаковосимволическая), моделировать различные отношения
между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного
материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и
выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; удовлетворять потребность в культурнодосуговой деятельности, духовно обогащающей
личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать,
контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться
на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать
композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и
взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного
публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять
поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в
индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения
осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом
имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать
различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и
учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством
выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения
полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход
решения учебнохудожественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата
творческой музыкальноисполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание
композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их
сольно или при поддержке одноклассников.
Учащиеся научатся:
• наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять осо
бенности взаимодействия
музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное
искусство, театр, кино и др.); раскрывать об разный строй
художественных произведений; находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и других видов искусства;
• передавать свои впечатления в устной и письменной
форме; развивать навыки исследовательской художественно
эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• заниматься музыкальноэстетическим самообразованием
при организации культурного досуга, составлении домашней
фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концертов,театров и др.;
Кроме того, учащиеся получат представление о крупнейших
музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета,
концертные залы, музеи), о текущих событиях
музыкальной/художественной жизни в отечественной и зарубежной культуре.
Предметные результаты. Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических,
героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненнообразное содержание музыкальных произведений разных
жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационнообразный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных
образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические
песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в
русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и
зарубежных композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной,
камерноинструментальной, симфонической музыки; называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации,
рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадноджазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,
образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоциональнообразно воспринимать и характеризовать музыкальные
произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи,
сюжета в творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рокмузыки и ее отдельных направлений: рокоперы, рокнролла
и др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального,
живописного и литературного
произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццосопрано, контральто) певческие голоса; определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
владеть навыками вокальнохорового музицирования;
применять навыки вокальнохоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкальноэстетической
деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационнокоммуникационные технологии для
записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения,
касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и
признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере
мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
музыки;
различать формы построения музыки (сонатносимфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
различать и передавать в художественнотворческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в
том числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных
учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и
др.).
Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационнообразных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера музыки.
вокально
Разнообразие вокальной,
инструментальной,
инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо,
сонатно
симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных
образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические,
романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с
литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная
музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве.
Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной
вокальной музыки.
Различные исполнительские типы художественного общения
(хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России.
Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего
региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIXХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской
храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы
(М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов
(М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский,
С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального
искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной
классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХXХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной
духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга,
месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская
классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов
романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, ФШуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве
композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие
жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония,
камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской
музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера,
балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов
(И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин,
А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси,
К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и
зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз –
наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы
песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок
музыка и ее отдельные направления (рокопера, рокнролл.). Мюзикл. Электронная
музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты,
конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).Наследиевыдающихся
отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных
исполнителей(Э. Карузо, М. Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и
др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и
музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.
Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее
роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и
Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении
образовательных результатов по выбору образовательной организации для
использования в обеспечении образовательных результатов
Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город НьюЙорк» (обр. Дж.
1.
2.
3.
Сильвермена, перевод С. Болотина).
4.
5.
6.
Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
Э. Артемьев. «Мозаика».
И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для фно
Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль минор.
Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том ). Фуга ре диез минор (ХТК, том
Ι
). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор («12 маленьких прелюдий для
начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта
«Agnus Dei» (№ 23), хор «Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта №
Ι
47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. БахФ. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для скрипки
соло.
7.
8.
9.
И. БахШ. Гуно. «Ave Maria».
М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня
и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
10.
(«Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (
Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция части). Соната № 8
часть, менуэт). Соната № 23
Ι
ΙΙ
(«Аппассионата»). Рондокаприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для фно с орк. (фрагмент
ΙΙ
части). Музыка к трагедии И.
Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты: Увертюра, Хабанера из I д.,
Сегедилья, Сцена гадания).
12. Ж. БизеР. Щедрин. Балет «Карменсюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2)
Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро
(№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал
(№ 13).
13.
А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская»
Ι
(экспозиция, ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария
Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14.
Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому
Духу».
15. Ж. Брель. Вальс.
16.
17.
Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа
и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18.
Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и
виолончелей).
19.
А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан»
(сл. Г. Цыганова).
20.
В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфониядейство для
солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2),
«Ерунда» (№ 4), «Тирири» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17).
Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
21.
22.
Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из
оратории «Мессия».
23.
Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня
Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для
фно с оркестром ( часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина,
Ι
русский текст Т. Сикорской).
24. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор
«Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из II д., Песня
Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера
«Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и Фарлафа, Персидский хор,
заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальсфантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина). «Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс
«Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).
25. М. ГлинкаМ. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26.
К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия,
Хор фурий).
27.
Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть
Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» ( часть).
Ι
28.
А. Гурилев. «Домиккрошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка
сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29.
К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный
свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэкуок»).
30.
31.
Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. ЛебедеваКумача).
Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).
32.
33.
34.
А. Журбин. Рокопера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
Знаменный распев.
Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт
№ 3 для фно с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети»,
«Помните!»). «Школьные годы».
35.
36.
37.
38.
В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
Д. Каччини. «AveMaria».
В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с
оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный» (сл.
И. Векшегоновой).
В. Лаурушас. «В путь».
Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
Ф. Лэй. «История любви».
39.
40.
41.
42.
43.
44. Мадригалы эпохи Возрождения.
45.
46.
47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
48.
49.
Р. де Лиль. «Марсельеза».
А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
Д. Мийо. «Бразилейра».
И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание,
Галоп).
50.
В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре
минор. Соната до мажор (эксп. ч.). «Маленькая ночная серенада» (Рондо). Симфония №
40. Симфония № 41 (фрагмент
III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
ч.). Реквием («
Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II,
Ι
ΙΙ 51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама,
Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска
персидок).
52.
53.
Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по
выбору образовательной организации.
Негритянский спиричуэл.
54.
55. М. Огиньский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56.
К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина
Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с
инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57.
58.
Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι
ч.). Симфония № 1 («Классическая». ч.,
ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и
Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр
ΙΙ
Ι
Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору
учителя).
59. М. Равель. «Болеро».
60.
С. Рахманинов. Концерт № 2 для фно с оркестром ( часть). Концерт № 3
Ι
для фно с оркестром ( часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды» (сл. Ф.
Тютчева).
Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой).
Ι
Прелюдии (додиез минор, соль минор, соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1
(фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61.
Н. РимскийКорсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная
песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей, Песня Варяжского
гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок»
(«Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария
д.), Сцена таяния
Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (
Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»).
Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча
при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины»
ΙΙΙ
(ст. М. Лермонтова).
62.
63.
64.
65.
А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (
ч. «Поет зима, аукает»).
Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина
ΙΙ «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш»,
«Венчание»). Музыка к драме А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66.
67.
А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья,
Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет на флейте,
Танец оживших кукол). Сюита № 2 для оркестра.
68. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
69.
Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из
ΙΙΙ
действия, другие
фрагменты по выбору учителя).
70.
Э. Уэббер. Рокопера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору
учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
71.
скрипки с оркестром (I ч., II ч.,
А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная).Концерт для
ч.). Музыка к драме М. Лермонтова «Маскарад» (Галоп,
ΙΙΙ
Вальс)
72.
73.
К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее
адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви).
П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ
ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6. Концерт № 1 для фно с
74.
ΙΙ
ΙΙΙ
оркестром (
ч.). Увертюрафантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная
увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На
ч.,
тройке», «Баркарола»). Ноктюрн додиез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево,
радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А.
Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
75.
76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор.
Симфоническая поэма «Море».
77.
А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и
фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке):
Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
78.
Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс №
10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн
фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
79.
80.
81.
Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
И. Штраус. «Полькапиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В.
Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Шарманщик»
(ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В.
Скотта). 82.
83.
Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
Д. Эллингтон. «Караван».
84. А. Эшпай. «Венгерские напевы».
85. УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
№
урока
Тема I раздела: Музыка и литература 16ч
1
24
56
7
Что роднит музыку с литературой?
Вокальная музыка
Фольклор в музыке русских композиторов
Жанры инструментальной и вокальной музыки
8
9
10
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества
«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Перезвоны»
«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты приходишь,
красота?»
1112 Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивый поэт».
«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл
13
14
15
16
Тема II раздела: Музыка и изобразительное искусство 19ч
17
18
Что роднит музыку с изобразительным искусством?
«Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва,
песнь, любовь...»
1920 Звать через прошлое к настоящему. «Александр Невский»
2122 Музыкальная живопись и живописная музыка
23
24
Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно
звучали...»
Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
«О доблестях, о подвигах, о славе...»
«В каждой мимолётности вижу я миры...»
Мир композитора.
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Количество
часов
1
3
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 34
35
С веком наравне.
Обобщающий урок учебного года
Итого
6класс
№
1
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
1
1
35
Количеств
о часов
16 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Название раздела темы
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Удивительный мир музыкальных образов.
Образы романсов и песен русских композиторов.
Два музыкальных посвящения.
Портрет в музыке и живописи.
«Уноси мое сердце в звенящую даль...»
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного
пения.
Мир старинной песни. Ф.Шуберт.
Народное искусство Древней Руси.
Русская духовная музыка.
Духовная музыка. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской».
Западноевропейская музыка XVII – XVIII вв. «Небесное и земное»
в музыке И. С. Баха.
Лирические, драматические образы.
Зарубежная музыка композиторов ХХ века. К. Орф.
Современная музыка. Авторская
песня.
Мир образов камерной и симфонической музыки
19 часов
Вечные темы искусства и жизни.
Могучее царство Ф.Шопена.
Ночной пейзаж.
Инструментальный концерт.
«Космический пейзаж».
Образы симфонической музыки.
Симфоническое развитие музыкальных образов.
Программная музыка и ее жанры.
Программная увертюра Бетховена «Эгмонт».
1
1
1
1
1
1
3
2 2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
1
2
1
1
1
Увертюрафантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта».
Мир музыкального театра.
Образы киномузыки.
Музыка в отечественном кино.
Джаз – искусство ХХ века.
7 класс
Тема урока
Музыкальный образ. Песеннохоровой образ России.
Образное богатство в музыке.
Образы света, истины, битвы за жизнь против войны.
Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости.
Образы боевого духа, гнева и борьбы. Подвиг, воплощённый в музыке.
Драматический образ.
Образ мечты и надежды.
Образ одиночества и отчаяния.
Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли.
Целостность образа поэзии и жизни. 11
12
13
Многокрасочные образы – сцены народной жизни.
Образ прославления молодых прорывов: «И песней боремся за мир».
Изобразительность в музыке. Романтические образы.
14
Разнообразие музыкальных образов.
15
Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти.
16
17
18
19
Разнообразие музыкальных образов. Обобщение темы полугодия.
Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение, развитие и
взаимодействие.
Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке.
Жизнь музыкальных образов.
20
Только музыка способна выразить невыразимое.
Музыкальные драматические образы: столкновение, противоречие, конфликт.
Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и
многоплановость.
Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении.
21
22
23
24
25
Сонатная форма.
26
Противостояние музыкальных образов в одном произведении.
27
Противостояние музыкальных образов в одном произведении. Увертюрафантазия. 28
Драматургия контрастных сопоставлений.
29
Интонационное единство балета (оперы).
Столкновение двух образов – основа драматургии симфонии №7 Д. Шостаковича.
«А значит, нам нужна одна Победа! Одна на всех, мы за ценой не постоим!» (урок, посвящённый Дню
Победы).
Жизненная форма и содержание и форма музыкальных произведений.
Обобщение тем полугодия.
Резервное время.
30
31
32
33
34
35
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. МУЗЫКА 9 КЛАСС. 35 часов.
№
1
2
Тема урока
Что значит современность в музыке.
Современна ли музыка Баха. 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Искусство в борьбе за сохранение жизни на земле.
Искусство в борьбе за сохранение жизни на земле. Обобщение.
Человек – главный герой искусства. Тема страдания в музыке 18 века.
Тема страдания в музыке
В.Лобоса.
Тема страдания в музыке конца 19 века.
«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем…» Д. Кабалевский.
Может ли быть современной классическая музыка.
Новые краски музыки 20 века.
Музыка «лёгкая» и «серьёзная».
«Лёгкое» и «серьёзное» в танцевальной музыке. Полька.
«Лёгкое» и «серьёзное» в танцевальной музыке. Вальс.
«Лёгкое» и «серьёзное» в песне.
Ансамбль – значит вместе. 16
17
18
19
20
21
22
Музыка – язык, понятный всем.
Бардовская (авторская) песня.
Джаз – дитя двух культур.
Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. Джаз и европейский симфонизм – неожиданный сплав
От оперы к оперетте.
23
Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве.
24
25
26
27
28
29
30
31
Мюзикл. Периоды развития.
От оперы к рокопере.
Лёгкая музыка в драматических спектаклях.
Слияние музыки двух столетий – рождение нового шедевра.
Роль «лёгкой» и «серьёзной» музыки в драматическом спектакле.
Два протока одной могучей реки.
Обобщение темы «Взаимопроникновения «лёгкой» и «серьёзной» музыки».
Великие наши «современники». Л Бетховен. 32
33
34
Человек и народ – герои Мусоргского.
Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. Обобщение.
Резервное время.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (5-9 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.