Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Необходимое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов; самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
Министерство образования и науки Челябинской области
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
« Карталинский многоотраслевой техникум»
Утверждаю :
Директор ГБПОУ КМТ
_______ Ермухаметов С.А.
“____”____________2016 г
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОП.08 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
по специальности: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»п. Бреды
2016г.
ОДОБРЕНА
на заседании предметноцикловой
комиссии профессионального цикла
протокол № 1 от 28 августа 2016 г.
Составлена с учетом требования
ФГОС и получаемой специальности,
в соответствии с федеральным базис
ным учебным планом для специаль
ностей экономического профиля
Председатель ПЦК
профессионального цикла
_________________В.Е. Чеченёв
Составитель: Е.В. Анищук
преподаватель
Рецензент: Н.Я. Чайкина
руководитель структурного
подразделения ГБПОУ «КМТ»
2СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...........................5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................11
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины...................13
31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 «Основы бухгалтерского учета»
1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной про
фессиональной образовательной программы в соответствии с государственными
требованиями ФГОС и Профессионального стандарта 08.002 Бухгалтер,
требованиями WSR по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский
учет (по отраслям)».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
ОП.00 Общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
использовать формы и счета бухгалтерского учета.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
национальную систему нормативного регулирования;
международные стандарты финансовой отчетности;
понятие бухгалтерского учета;
сущность и значение бухгалтерского учета;
историю бухгалтерского учета;
основные требования к ведению бухгалтерского учета;
предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
план счетов бухгалтерского учета;
формы бухгалтерского учета.
1.4. Необходимое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
42. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
изучение лексических единиц по теме
работа с различными информационными источниками
реферативная работа
творческие задания (индивидуальные, групповые)
подготовка презентационных материалов
Объем часов
102
68
34
6
34
4
8
10
10
2
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета
52.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы бухгалтерского учета
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Бухгалтерский учет,
его объекты и задачи
Введение
Тема 1.1.
Хозяйственный учет,
его сущность и значение
Тема 1.3.
Общая характеристика
бухгалтерского учета в РФ
Раздел 2.
Бухгалтерский баланс
Тема 2.1.
Балансовый метод
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
2
Содержание учебного материала
1
Содержание и задачи дисциплины «Основы бухгалтерского учета»
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки
специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. История
возникновения и развития бухгалтерского учета
Содержание учебного материала
1
Хозяйственный учет, его сущность и значение
2
Предмет и метод бухгалтерского учета
Самостоятельная работа обучающихся
1. Изучение лексических единиц по теме: хозяйственный учет; оперативный, статистический, бухгалтерский учет;
натуральные, трудовые и денежные измерители; финансовый, управленческий, налоговый учет; внутренние и
внешние пользователи
Практические занятия
1. Практическое занятие №1.
Классификация хозяйственных средств по составу.
2. Практическое занятие №2.
Группировка имущества организации по источникам образования
Содержание учебного материала
1
Общая характеристика бухгалтерского учета в РФ
Задачи, функции и принципы бухгалтерского учета. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и
отчетности в РФ
Самостоятельная работа обучающихся
1. Работа с информационными источниками: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»
2. Реферативная работа на тему: «Национальная система нормативного регулирования»
Содержание учебного материала
1
Балансовый метод отражения информации
Бухгалтерский баланс: содержание, структура, назначение и место в бухгалтерской отчетности. Типы
3
16
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
4
2
2
6
2
2
4
1
2
2
2отражения информации
хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс
Практические занятия
1. Практическое занятие №3.
Составление бухгалтерского баланса
2. Практическое занятие №4.
Определение типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций
Раздел 3.
Счета и двойная запись
Тема 3.1.
Счета бухгалтерского учета
Содержание учебного материала
Счета бухгалтерского учета
1
1. Бухгалтерские счета, их назначение и структура. Виды бухгалтерских счетов.
2. План счетов бухгалтерского учета. Связь между счетами и балансом. Классификация счетов
бухгалтерского учета: по назначению и структуре, по экономическому содержанию
Тема 3.2.
Двойная запись
операций на счетах
Раздел 4.
процессов
Тема 4.1.
Учет хозяйственных
Учет процесса снабжения
Практические занятия
1. Практическое занятие №5.
Открытие счетов бухгалтерского учета
2. Практическое занятие №6.
Классификация счетов бухгалтерского учета
Содержание учебного материала
1
Двойная запись операций на счетах
1. Сущность двойной записи.
2. Понятие корреспонденции счетов.
3. Проводки простые и сложные. Синтетический и аналитический учет. Оборотные ведомости
Практические занятия
1. Практическое занятие №7, 8.
Составление бухгалтерских проводок. Подсчет оборотов и остатков по счетам
2. Практическое занятие №9, 10.
Составление оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета
Контрольная работа «Составление бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям»
Содержание учебного материала
1
Учет процесса снабжения
Понятие процесса снабжения, его отражение бухгалтерскими записями в учете. Фактическая себестоимость
приобретенных материальных ценностей. Характеристика транспортнозаготовительных расходов
Практические занятия
1. Практическое занятие №11, 12.
Оформление бухгалтерскими записями процесса снабжения.
4
2
2
14
2
2
4
2
2
2
2
4
2
2
2
26
2
2
2
2
2
2
2Тема 4.2.
Учет процесса производства
Тема 4.3.
Учет процесса продажи
Расчет фактической себестоимости заготовленных материальных ценностей
Самостоятельная работа обучающихся
1. Творческое задание: «Составление бухгалтерских проводок по учету процесса снабжения с использованием
счета 10; счетов 15, 16 с указанием хозяйственных операций по ним»
Содержание учебного материала
Учет процесса производства
1
Понятие процесса производства, его отражение бухгалтерскими записями в учете. Понятие прямых и
косвенных затрат. Характеристика незавершенного производства. Фактическая себестоимость выпущенной
продукции
Практические занятия
1. Практическое занятие №13.
Оформление бухгалтерскими записями процесса производства
2. Практическое занятие №14.
Расчет фактической производственной себестоимости выпущенной продукции
Самостоятельная работа обучающихся
1. Творческое задание: «Составление алгоритма расчета фактической производственной себестоимости готовой
продукции и оформление бухгалтерских проводок»
Содержание учебного материала
1
Учет процесса продажи
Понятие процесса продажи продукции (работ, услуг), его отражение бухгалтерскими записями в учете.
Финансовый результат от продажи продукции и методика его расчета
Практические занятия
1. Практическое занятие №15.
Оформление бухгалтерскими записями процесса продажи
2. Практическое занятие №16.
Определение финансового результата от продажи продукции
Контрольная работа «Учет хозяйственных процессов»
Раздел 5.
Документация
и инвентаризация
Тема 5.1.
Бухгалтерские документы
Содержание учебного материала
1
Бухгалтерские документы
1. Сущность, значение и классификация бухгалтерских документов.
2. Составление, проверка, обработка документов. Документооборот
Практические занятия
1. Практическое занятие №17.
Заполнение реквизитов бухгалтерских документов
Содержание учебного материала
Тема 5.2.
4
4
2
2
4
2
2
4
4
2
2
4
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
2
2Инвентаризация
1
Инвентаризация
1. Понятие и виды инвентаризации.
2. Порядок проведения и оценки результатов инвентаризации
Практические занятия
1. Практическое занятие №18.
Составление документов по результатам инвентаризации
Самостоятельная работа обучающихся
1. Реферативная работа на тему: «Порядок проведения инвентаризации»
Раздел 6.
Технология обработки
учетной информации
Тема 6.1.
Учетные регистры
Формы бухгалтерского
Тема 6.2.
учета
Содержание учебного материала
1
1. Понятие и классификация учетных регистров.
2. Порядок исправления ошибок в учетных регистрах
Практические занятия
1. Практическое занятие №19.
Составление бухгалтерских справок на исправление ошибок в учетных регистрах
Самостоятельная работа обучающихся
1. Творческое задание: «Составление кроссвордов по темам «Бухгалтерские документы» и «Учетные регистры»»
Содержание учебного материала
1
1. Формы бухгалтерского учета, рассчитанные на его ведение вручную.
2. Упрощенная форма бухгалтерского учета. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
Практические занятия
1. Практическое занятие №20.
Заполнение журналаордера, ведомости, мемориального ордера
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка презентационных материалов на тему: «Формы бухгалтерского учета»
Раздел 7.
Бухгалтерская отчетность
организации
Тема 7.1.
Понятие и виды отчетности
Содержание учебного материала
1
Понятие и виды бухгалтерской отчетности
1. Понятие и состав бухгалтерской отчетности. Виды бухгалтерской отчетности.
2. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности. Международные стандарты финансовой
отчетности
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
1. Реферативная работа на тему: «Международные стандарты финансовой отчетности»
2
2
2
2
2
2
2
4
14
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
14
2
2
2
10
42. Работа с информационными источниками: «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации»
Всего:
6
102
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
1
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета теории
бухгалтерского учета.
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
рабочие места обучающихся;
программное обеспечение (MS Office, КонсультантПлюс, учебное пособие
в электронной оболочке Moodle, слайдфильмы, локальная компьютерная сеть,
Интернет);
учебнометодическое обеспечение (раздаточные материалы);
классная доска.
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
средства мультимедиа (проектор, экран).
2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
Интернетресурсов,
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Бухгалтерский учет: учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. — Изд. 19
е, стер. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Основы бухгалтерского учета: учебнометодический комплекс / Лапп В.П. –
Челябинск: ЧКИИТиЭ, 2010.
Дополнительные источники:
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: Баланс и система счетов: учеб.
пособие. – М.: Академия, 2010.
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: Классификация бухгалтерских
счетов: учеб. пособие. – М.: Академия, 2010.
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: Практикум: учебное пособие. –
6е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: Рабочая тетрадь: учебное
пособие. – 6е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
Брыкова Н.В. Теория бухгалтерского учета: учебник. – М.: Академия, 2010.
Касьянова Г.Ю. Практический комментарий ПБУ. – М.: Финансы и
статистика, 2009.
Теория бух. учета: учебник. – 2е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. проф.
Е.А. Мизиковского и проф. М.В. Мельник. – М.: Магистр, 2009.
Интернетресурсы:
Бухгалтерский учет, налоги, аудит в Российской Федерации: Бухучет и
налоги на сайте: http://www.auditit.ru/.
Бухгалтерский учет, налоги, аудит на сайте: http://www.businessuchet.ru/.
Бухгалтеру / Клерк.Ру – актуальные новости, полезные статьи и др. на
сайте: http://www.klerk.ru/buh/.
1113.
14.
Интернет портал для бухгалтера: http://www.pravcons.ru/.
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации:
http://www.minfin.ru/ru/.
124. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
ориентироваться на международные
уметь:
применять нормативное регулирование
бухгалтерского учета;
стандарты финансовой отчетности;
соблюдать требования к бухгалтерскому
учету;
бухгалтерского учета;
использовать формы и счета бухгалтерского
учета;
знать:
нормативное регулирование бухгалтерского
учета и отчетности;
регулирования;
международные стандарты финансовой
отчетности;
понятие бухгалтерского учета;
сущность и значение бухгалтерского учета;
историю бухгалтерского учета;
бухгалтерского учета;
предмет, метод и принципы бухгалтерского
учета;
план счетов бухгалтерского учета;
формы бухгалтерского учета
национальную систему нормативного
следовать методам и принципам
основные требования к ведению
Экспертная оценка преподавателем
защиты рефератов
Оценка
практических заданий
результата
Устный опрос
Тестирование
выполнения
13