Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г, №1645) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик», входящей в состав укрупненной группы 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.05.2013 г. №701
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДв – 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПРОФЕССИЯ 23.01.03 АВТОМЕХАНИК2016
2Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06259) и на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 (с
изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г, №1645) и
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик», входящей в состав укрупненной группы
23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
02.05.2013 г. №701
ОДОБРЕНА
на заседании предметной цикловой
комиссии № Васина О.В,
РЕКОМЕНДОВАНА
Методическим Советом колледжа
протокол №___, от _________________ 201__г.
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
Председатель ______________ /_____________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
Председатель _____________ /______________/
протокол №___, от _________________ 201__г.
протокол №___, от _________________ 201__г.
Председатель ______________ /______________/
Председатель _____________ /______________/
Составитель: Воронова А.В преподаватель государственного автономного
профессионального образовательного учреждения Московской области
«Профессиональный колледж «Московия»
3СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы дисциплины
2. Структура и содержание дисциплины
3. Условия реализации рабочей программы дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
41. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
__________ ОУДв – 10_Обществознание____________
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию среднего
общего образования и является частью основной профессиональной образовательной
программы по профессии 23.01.03 «Автомеханик»
Данная рабочая программа разработана в соответствии с примерной
программой учебной дисциплины, рекомендованной Федеральным государственным
автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ
«ФИРО») для профессиональных образовательных организаций, автор:А . Г.Важенин,
доцент кафедры философии, социологии, политологии и истории Российского
университета кооперации, кандидат исторических наук М.: Издательский центр
«Академия», 2015. 20с., ISBN9785446826087.
Рабочая программа учебной дисциплины содействует сохранению единого
образовательного пространства и преемственности основных образовательных
программ основного общего и среднего общего образования, предоставляет широкие
возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса и
может быть использована при составлении календарнотематического плана.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина «Обществознание» относится к предметной области
«Общественные науки», является дисциплиной общеобразовательного цикла в составе
учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей
ФГОС среднего общего образования, изучается с учетом технического профиля
получаемого профессионального образования как базовая дисциплина и базируется на
знаниях обучающихся, полученных при изучении обществознания в основной школе.
Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер,
основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология,
экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются
научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии
социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой
гражданской позиции, социальноправовой грамотности, навыков правового характера,
необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с
окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе,
проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных
цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни
человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых
вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
учет возрастных особенностей обучающихся,
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих
принципов:
практическая
направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся
успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности,
исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает
5дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень
функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее
распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и
категорий общественных наук, так и в области социальнопрактических знаний,
обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные
теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические
особенности социального познания, законы общественного развития, особенности
функционирования общества как сложной,
динамично развивающейся,
самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются
целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных
сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих
жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные
представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения
образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о
путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам
освоения учебной дисциплины
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской
Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление
правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и
духовнонравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социальноэкономических и политико
правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать,
систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах
регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими
людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение
стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в
различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на
6роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов
(герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие,
гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение
к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально
правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных тех
нологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономи
техники безопасности,
ческих и правовых институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат
обществознания;
7 предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
формированиеобщих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
профессионального и
эффективного выполнения профессиональных задач,
личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной
дисциплины
Профессиональная направленность изучения дисциплины в рамках технического
профиля получаемого профессионального образования выражается в освоения обще
учебных компетенций, способствующих освоению профессиональных компетенций
специалиста; использования потенциала межпредметных связей, организации
8самостоятельной работы обучающихся. Помимо этого, задания для внеаудиторной
самостоятельной работы связаны с познавательной деятельностью студентов для
привлечения дополнительного материала, сопряженного с профессиональной сферой
деятельности.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки – 252 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки – 172 часа;
самостоятельной работы – 80 часов.
92. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
работа с учебником: составление конспекта
подготовка докладов, сообщений
Объем
часов
252
172
80
52
28
Итоговая аттестация по дисциплине в форме: экзамена, 4 семестр
102.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
Содержание учебного материала, практические работы,
и тем
1
Введение
Раздел 1.
Тема 1 (9 часов)
самостоятельные работа обучающихся
2
1 курс, 1семестр
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения.
Актуальность изучения обществознания при освоении профессии 23.01.03
«Автомеханик».
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
Инструкция № 007. Введение
Природное и общественное в человеке
Человек, индивид, личность
Бытие человека
Деятельность человека
Смысл жизни
Типы мировоззрения
Повторительнообобщающий урок.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 8
Роль правовой информации в познании права
Право и мораль: общее и особенное.
Философские представления о социальных качествах человека
Гражданские качества личности
Цивилизация и формация
Современные войны, их опасность для человечества
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе
Роль образования в жизни современного человека и общества.
Объем часов
Уровень
освоения
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
2
2
2
3
1
1
2
2
3Тема1.2
(5 час)
Тема1.3
(4 часа)
Тема1.4
(23 час)
Общество как сложная система
Понятие общество
Общество и природа
Развитие общества
Типы общества
Процессы глобализации
Духовная жизнь общества
Культура
Мораль. Наука
Религия
Повторительнообобщающий урок.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 10
Личностные качества и профессиональная успешность
Труд и речь в процессе развития
Основные факторы, способствующие сплочению социума
Современная молодежная культура
Противоречия социального прогресса в России в начале XXI в.
Экономика
Понятие экономика
Собственность
Виды собственности
Производство
Рынок
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
3
1
2
2
3
2
2
2
3
1Деньги
Банки
Типы экономического роста
Государство и экономика
Экономика потребителя
Мировая зкономика
Особенности рыночной экономики
Повторительнообобщающий урок.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 8
Элитарная культура
Воздействие НТР на экономику
Сущность рынка
Закон спроса
Закон предложения
Инфляция
Инфраструктура рынка Прибыль
Экономические системы
Товар
Прожиточный минимум
Семейный бюджет
Открытая экономика
Закрытая экономика
Государственный бюджет
Повторительнообобщающий урок.
ИТОГО за 1 семестр: 40 часов, в том числе:
часов самостоятельной внеаудиторной работы –25 часов
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
2
2
2
3
2
2
3
2
2
2
3
1Инструкция № 007. Налоговая политика
Денежнокредитная политика
1 курс, 2семестр
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 6
Экономические реформы в России
Основные направления экономической политики правительства РФ
Рыночный механизм и государственное регулирование
Формирование и распределение доходов различных групп населения
Предпринимательство Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных
элементов
Тема1.5 (16 час)
Социальная роль и стратификация
Социальная стратификация
Социальная группа
Кастовая модель стратификация
Повторительнообобщающий урок.
Классовый подход общества
Социальный статус
Социальная роль
Социальное поведение
Социальное поведение личности
Социальный конфликт
Повторительнообобщающий урок.
Этнические общности
Нация, национальные отношения
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
3
1
1
2
2
3
2
2
2
3Семья
Брак
Молодежь
Повторительнообобщающий урок.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 5
Социальные отношения и взаимодействия Социальная структура и ее основные
элементы
Социальные нормы Межнациональные отношения
Основные направления социальной политики государства
Тема1.6 (26 час)
Политика и власть
Введение
Понятие власти
Типы общественной власти
Государство как политический институт
Признаки государства
Государственный суверенитет
Сущность государства
Политическая система общества
Повторительнообобщающий урок.
Механизм государства
Орган государства
Классификация органов государства
Законодательная власть
Исполнительная власть
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
2
2
2
3
1
1
2
2
3
2
2
2
3
1Сущность государства
Функции государства
Внешние функции государства
Абсолютная монархия
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:8
Политическая партия
Общественные движения
Основные черты гражданского общества
Современное гражданское общество
Политический плюрализм
Основные системы местного самоуправления
Национальные внутренние интересы России
Национальные интересы в международной сфере
Монархия
Творческие задания
Ограниченная монархия
Республика
Повторительнообобщающий урок.
ИТОГО за 2 семестр: 42 часа, в том числе:
часов самостоятельной внеаудиторной работы –19 часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
2
2
2
3
16Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельные работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
2 курс, 3семестр
Инструкция № 007. Парламентская республика
Президентская республика
Смешанная республика
Творческие задания
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 8
Национальные интересы в военной сфере
Вертикали государственной власти
Концепция внешней политики
Политическая культура
Признаки права
Признаки социальных норм
Правовые нормы
Закон, правовые акты и источники права
Тема1.8 (18 час)
Три составляющих формы правления
Унитарное государство
Федеративное государство
Конфедерация
Демократический режим
Авторитарный режим
Тоталитарный режим
Избирательное право
Избирательный процесс в России
Повторительнообобщающий урок.
Гражданское общество
Правовое государство
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
3
1
1
2
3
2
2
2
3
1Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
183. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия: учебного кабинета
история и обществознание.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно
эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 17802) и быть оснащено
типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию
по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученыхи др.);
• библиотечный фонд.
Действующая нормативнотехническая и технологическая
3.1.3.
документация:
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
правила техники безопасности и производственной санитарии.
3.2. Учебнометодический комплекс по дисциплине, систематизированный
по компонентам
3.2.1. Нормативный компонент:
ФГОС СОО/ФГОС ООО (по дисциплине);
извлечение из ФГОС СПО по профессии 23.01.03 «Автомеханик»;
примерная программа учебной дисциплины;
рабочая программа учебной дисциплины;
календарнотематический план;
3.2.2. Общеметодический компонент:
Методические рекомендации:
по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
по написанию и защите рефератов;
3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:
план учебного занятия (технологическая карта занятия);
вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
домашние задания;
перечень тем рефератов, устных сообщений.
задания для самостоятельной работы студентов на занятиях;
3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:
тесты по темам дисциплины;
1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03 «Об оснащении общеобразовательных
учреждений учебным и учебнолабораторным оборудованием».
19 перечень вопросов к экзаменационным билетам;
экзаменационные билеты.
3.3 Информационнокоммуникационное обеспечение обучения
3.3.1. Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 №74
ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч.1 (введен в действие Федеральным законом от
30.11.1994 №51ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч.2 (введен в действие Федеральным законом от
26.01.1996 №14ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс
РФ. Ч.3 (введен в действие Федеральным законом от
26.11.2001№46ФЗ) // СЗ РФ. —2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс
РФ. Ч.4 (введен в действие Федеральным законом от
18.12.2006№230ФЗ) // СЗ РФ. —2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001
№136ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие
Федеральным законом от 30.12.2001 №195ФЗ) // СЗ РФ. 2002. — №1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001
№197ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996
№63ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 №23001 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. —
1992. — № 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 №10321 «О занятости населения в Российской
Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18.
— Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 №62ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ
РФ. — 2002.
Закон РФ от 21.02.1992 №23951 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. —
№ 10. — Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 №44621 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. —
1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. №63ФЗ «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 №52ФЗ «О санитарноэпидемиологическом
благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 №7ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ
РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 №52ФЗ «О животном мире» // Российская
газета. — 1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 №96ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» //
20СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 №724 «О поэтапном сокращении применения
смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. —
1996. — 18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной
экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
3.3.2. Основная литература
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
3.3.2. Дополнительная литература
Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные
задания. — М.,2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс.
Базовый уровень. — М., 2013.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
3.3.3. Периодические издания
3.3.4. Интернетресурсы
www.openclass.ru(Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.schoolcollection.edu.ru(Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов).
www.festival.1september.ru(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru(«ГАРАНТ» — информационноправовой портал).
www.istrodina.com(Российский исторический иллюстрированный журнал
«Родина»)
214. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также
выполнения
заданий,
самостоятельныхпрактических и контрольных работ.
индивидуальных
студентами
и
групповых
Оценка качества освоения учебной программы включает стартовый, текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию по итогам освоения
дисциплины:
а) стартовый контроль (результаты уровня обученности);
б) текущий контроль – после изучения тем проверочные тематические тесты;
формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной
деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка устных сообщений,
рефератов, мультимедийных презентаций по отдельным проблемам истории России;
в) итоговый контроль – экзамен.
Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для тематического
контроля, примерной тематики устных выступлений и рефератов, варианты тестовых
заданий, вопросы к экзаменационным билетам отражено в учебнометодическом
комплексе дисциплины.
Методы оценки результатов обучения: традиционная система отметок в
баллах за каждую выполненную работу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
1
Введение
Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)
2
Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их
изучения
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1.1. Природа человека,
врожденные и
приобретенные
качества
1.2. Общество как
сложная система
Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид»,
«личность», «деятельность», «мышление».
Знание о том, что такое характер, социализация личности, са
мосознание и социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и
взаимодействие, конфликты
Представление об обществе как сложной динамичной системе,
взаимодействии общества и природы.
Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция»,
«общественный прогресс»
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1. Духовная культура
личности и общества
Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура
личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной
жизни.
Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ
особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем
духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде;
взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика
культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.
222.2. Наука и образова
ние в современном
мире
2.3. Мораль, искусство
и религия как элементы
духовной культуры
3. ЭКОНОМИКА
3.1. Экономика и
экономическая наука.
Экономические
системы
3.2. Рынок. Фирма.
Роль государства в эко
номике
3.3. Рынок труда и без
работица
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Социальная роль и
стратификация
Умение называть учреждения культуры,
рассказывать о
государственных гарантиях свободы доступа к культурным
ценностям
Различение естественных и социальногуманитарных наук. Знание
особенностей труда ученого, ответственности ученого перед
обществом
Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их
роли в жизни людей
Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы
экономических систем»; традиционной, централизованной (ко
мандной) и рыночной экономики
Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»;
«издержки»,
«процент»,
«экономический рост и развитие», «налоги», «государственный
бюджет»
Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия
безработицы, ее причины и экономических последствий
«прибыль»,
«выручка»,
«деньги»,
4.2. Социальные нормы
и конфликты
4.3. Важнейшие
социальные общности и
группы
5. ПОЛИТИКА
5.1. Политика и власть.
Государство в
политической системе
5.2. Участники полити
ческого процесса
6. ПРАВО
6.1. Правовое регули
рование общественных
отношений
6.2. Основы конститу
ционного права
Российской Федерации
6.3. Отрасли
российского права
Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стра
тификация».
Определение социальных ролей человека в обществе
Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного
поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и
истоков их возникновения
Объяснение особенностей социальной стратификации в совре
менной России, видов социальных групп (молодежи, этнических
общностей, семьи)
Умение давать определение понятий: «власть», «политическая
система»,
«внутренняя структура политической системы».
Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм
государства: форм правления, территориальногосударственного
устройства, политического режима. Характеристика типологии
политических режимов. Знание понятий правового государства и
умение называть его признаки
Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание
понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации
Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать
характеристику системе права
Умение давать характеристику основам конституционного строя
Российской Федерации, системам государственной власти РФ,
правам и свободам граждан
Умение давать характеристику и знать содержание основных
отраслей российского права
2324ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.
2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими
людьми.
3. Проблема познаваемости мира в трудах ученых.
4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе.
5. Индустриальная революция: плюсы и минусы.
6. Глобальные проблемы человечества.
7. Современная массовая культура: достижение или деградация?
8. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?
9. Кем быть? Проблема выбора профессии.
10. Современные религии.
11. Роль искусства в обществе.
12. Экономика современного общества.
13. Структура современного рынка товаров и услуг.
14. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и
причин безработицы в разных странах.
15. Я и мои социальные роли.
16. Современные социальные конфликты.
17. Современная молодежь: проблемы и перспективы.
18. Этносоциальные конфликты в современном мире.
19. Семья как ячейка общества.
20. Политическая власть: история и современность.
21. Политическая система современного российского общества.
22. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре
менной России.
23. Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на
выбор: одно — из истории, другое — современное).
24. Формы участия личности в политической жизни.
25. Политические партии современной России.
26. Право и социальные нормы.
27. Система права и система законодательства.
28. Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.
29.Характеристика отрасли российского права (на выбор).
25