РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДв – 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПРОФЕССИЯ 23.01.03 АВТОМЕХАНИК

  • Образовательные программы
  • docx
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г, №1645) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик», входящей в состав укрупненной группы 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.05.2013 г. №701
Иконка файла материала РП АВТОМ-К 16.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДв – 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ПРОФЕССИЯ    23.01.03 АВТОМЕХАНИК2016 2Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекомендациями по  организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных  программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с  учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой  профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо  Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО  Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06­259) и на основе Федерального государственного  образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 (с  изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г, №1645) и  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального  образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик», входящей в состав укрупненной группы  23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА,  утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от   02.05.2013 г. №701              ОДОБРЕНА на заседании предметной цикловой комиссии №  Васина О.В, РЕКОМЕНДОВАНА Методическим Советом колледжа протокол №___, от _________________ 201__г. протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /______________/ Председатель ______________ /_____________/ протокол №___, от _________________ 201__г. протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /______________/ Председатель _____________ /______________/ протокол №___, от _________________ 201__г. протокол №___, от _________________ 201__г. Председатель ______________ /______________/ Председатель _____________ /______________/ Составитель: Воронова А.В  ­  преподаватель государственного автономного профессионального   образовательного   учреждения   Московской   области «Профессиональный колледж «Московия» 3СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт рабочей программы дисциплины 2. Структура и содержание дисциплины 3. Условия реализации рабочей программы дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 41. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ __________ ОУДв – 10_Обществознание____________ 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая   программа   учебной   дисциплины  направлена  на  реализацию   среднего общего образования и является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии  23.01.03 «Автомеханик» Данная   рабочая   программа   разработана   в   соответствии   с   примерной программой   учебной   дисциплины,   рекомендованной   Федеральным   государственным автономным   учреждением   «Федеральный   институт   развития   образования»  (ФГАУ «ФИРО») для профессиональных образовательных организаций, автор:А . Г.Важенин, доцент   кафедры   философии,   социологии,   политологии   и   истории   Российского университета   кооперации,   кандидат   исторических   наук  ­   М.:   Издательский   центр «Академия», 2015. ­ 20с., ISBN978­5­4468­2608­7. Рабочая   программа   учебной   дисциплины   содействует   сохранению   единого образовательного   пространства   и   преемственности   основных   образовательных программ основного общего и среднего общего образования, предоставляет широкие возможности   для   реализации   различных   подходов   к   построению   учебного   курса   и может быть использована при составлении календарно­тематического плана. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Учебная   дисциплина   «Обществознание»   относится   к   предметной   области «Общественные науки», является дисциплиной общеобразовательного цикла в составе учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС   среднего   общего   образования,   изучается   с   учетом   технического  профиля получаемого профессионального образования как базовая дисциплина и базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении обществознания в основной школе. Учебная   дисциплина   «Обществознание»   имеет   интегративный   характер, основанный   на   комплексе   общественных   наук,   таких   как   философия,   социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Содержание   учебной   дисциплины   направлено   на   формирование   четкой гражданской позиции, социально­правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых   обучающимся   для   реализации   социальных   ролей,   взаимодействия   с окружающими людьми и социальными группами. Особое   внимание   уделяется   знаниям   о   современном   российском   обществе, проблемах   мирового   сообщества   и   тенденциях   развития   современных цивилизационных   процессов,   роли   морали,   религии,   науки   и   образования   в   жизни человеческого   общества,   а   также   изучению   ключевых   социальных   и   правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.   учет   возрастных   особенностей   обучающихся, Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов:   практическая направленность   обучения,   формирование   знаний,   которые   обеспечат   обучающимся успешную   адаптацию   к   социальной   реальности,   профессиональной   деятельности, исполнению общегражданских ролей. Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает 5дифференциацию   уровней   достижения   студентами   различных   целей.   Так,   уровень функциональной   грамотности   может   быть   достигнут   как   в   освоении   наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий   общественных   наук,   так   и   в   области   социально­практических   знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические   понятия   и   положения   социальных   дисциплин,   специфические особенности   социального   познания,   законы   общественного   развития,   особенности функционирования   общества   как   сложной,   динамично   развивающейся, самоорганизующейся системы. В   процессе   освоения   учебной   дисциплины   у   студентов   закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах,   экономической   системе   общества,   социальных   нормах,   регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни. 1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины,   требования   к   результатам освоения учебной дисциплины Содержание программы направлено на достижение следующих целей: • воспитание   гражданственности,   социальной   ответственности,   правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации; •   развитие   личности   на   стадии   начальной   социализации,   становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно­нравственной культуры подростка; •   углубление   интереса   к   изучению   социально­экономических   и   политико­ правовых дисциплин; •   умение   получать   информацию   из   различных   источников,   анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы; •   содействие   формированию   целостной   картины   мира,   усвоению   знаний   об основных   сферах   человеческой   деятельности,   социальных   институтах,   нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом; •  формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю; •   применение  полученных знаний и умений  в практической  деятельности  в различных сферах общественной жизни. Освоение   содержания   учебной   дисциплины   обеспечивает   достижение студентами следующих результатов: ­ личностных: ­ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ­ российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на­ 6роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); ­ гражданская   позиция   в   качестве   активного   и   ответственного   члена российского   общества,   осознающего   свои   конституционные   права   и   обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно   принимающего   традиционные   национальные   и   общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; ­ толерантное   сознание   и   поведение   в   поликультурном   мире,   готовность   и способность   вести   диалог   с   другими   людьми,   достигать   в   нем   взаимопонимания, учитывая   позиции   всех   участников,   находить   общие   цели   и   сотрудничать   для   их достижения; эффективно разрешать конфликты; ­ готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими   ценностями   и   идеалами   гражданского   общества,   к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к   непрерывному   образованию   как   условию   успешной   профессиональной   и общественной деятельности; ­ осознанное  отношение  к профессиональной  деятельности  как возможности участия   в   решении   личных,   общественных,   государственных,   общенациональных проблем; ­ ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; ­метапредметных: ­ умение самостоятельно определять цели  деятельности и составлять планы деятельности;   самостоятельно   осуществлять,   контролировать   и   корректировать деятельность;   использовать   все   возможные   ресурсы   для   достижения   поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; ­ владение навыками познавательной, учебно­исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и   готовность   к   самостоятельному   поиску   методов   решения   практических   задач, применению различных методов познания; ­ готовность и способность к самостоятельной информационно­познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально­ правовой  и экономической  информации, критически  оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; ­ умение  использовать   средства  информационных  и  коммуникационных   тех­ нологий   в   решении   когнитивных,   коммуникативных   и   организационных   задач   с соблюдением   требований   эргономики,   гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; ­ умение определять назначение и функции различных социальных, экономи­   техники   безопасности, ческих и правовых институтов; ­ умение   самостоятельно   оценивать   и   принимать   решения,   определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; ­ владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку   зрения,   использовать   адекватные   языковые   средства,   понятийный   аппарат обществознания; 7­ предметных: ­ сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; ­ владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; ­ владение   умениями   выявлять   причинно­следственные,   функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; ­ сформированнность   представлений   об   основных   тенденциях   и   возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; ­ сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; ­ владение   умениями   применять   полученные   знания   в   повседневной   жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; ­ сформированнность   навыков   оценивания   социальной   информации,   умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев   с   целью   объяснения   и   оценки   разнообразных   явлений   и   процессов общественного развития. ­ формированиеобщих компетенций, включающих в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы   выполнения   профессиональных   задач,   оценивать   их   эффективность   и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,   необходимой   для   профессионального   и эффективного   выполнения   профессиональных   задач, личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного развития,   заниматься   самообразованием,   осознанно   планировать   повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 1.4.   Профильная   составляющая   (направленность)   общеобразовательной дисциплины Профессиональная направленность изучения дисциплины в рамках технического профиля получаемого профессионального образования выражается в освоения обще­ учебных компетенций, способствующих освоению профессиональных компетенций  специалиста; использования потенциала межпредметных связей, организации  8самостоятельной работы обучающихся. Помимо этого, задания для внеаудиторной  самостоятельной работы связаны с познавательной деятельностью студентов для  привлечения дополнительного материала, сопряженного с профессиональной сферой  деятельности. 1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: ­   максимальной учебной нагрузки – 252 часов, в том числе:             ­ обязательной аудиторной учебной нагрузки – 172 часа;             ­ самостоятельной работы – 80 часов. 92. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: ­ работа с учебником: составление конспекта ­ подготовка докладов, сообщений Объем часов 252 172 80 52 28 Итоговая аттестация по дисциплине в форме: экзамена, 4 семестр 102.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов Содержание учебного материала, практические работы, и тем 1 Введение Раздел 1. Тема 1  (9 часов) самостоятельные работа обучающихся 2 1 курс, 1семестр Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессии 23.01.03  «Автомеханик». ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе                     Инструкция № 007.                   Введение   Природное и общественное в человеке Человек, индивид, личность Бытие человека Деятельность  человека Смысл жизни Типы мировоззрения Повторительно­обобщающий урок. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 8 Роль правовой информации  в познании права Право и мораль: общее и особенное. Философские представления о социальных качествах человека Гражданские качества личности Цивилизация и формация Современные войны, их опасность для человечества Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе Роль образования в жизни современного человека и общества. Объем часов Уровень освоения 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 2 2 2 3 1 1 2 2 3Тема1.2 (5 час) Тема1.3 (4 часа) Тема1.4 (23 час) Общество как сложная система Понятие общество Общество и природа Развитие  общества Типы общества Процессы глобализации Духовная жизнь общества Культура Мораль. Наука  Религия  Повторительно­обобщающий урок. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 10  Личностные качества и профессиональная успешность Труд и речь в процессе развития Основные факторы, способствующие сплочению социума Современная молодежная культура Противоречия социального прогресса в России в начале XXI в. Экономика Понятие экономика Собственность Виды собственности Производство  Рынок  12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 1 2 2 3 2 2 2 3 1Деньги  Банки Типы экономического роста Государство и экономика Экономика потребителя Мировая зкономика Особенности рыночной экономики Повторительно­обобщающий урок. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 8 Элитарная культура Воздействие НТР на экономику Сущность рынка                                         Закон спроса Закон предложения Инфляция Инфраструктура рынка Прибыль Экономические системы Товар  Прожиточный минимум Семейный бюджет Открытая экономика Закрытая экономика Государственный бюджет Повторительно­обобщающий урок. ИТОГО за 1 семестр: 40 часов, в том числе: ­ часов самостоятельной внеаудиторной работы –25 часов 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 3 2 2 2 3 2 2 3 2 2 2 3 1Инструкция № 007. Налоговая политика Денежно­кредитная политика 1 курс, 2семестр Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 6 Экономические реформы в России                                          Основные направления экономической политики правительства РФ                     Рыночный механизм и государственное регулирование  Формирование и распределение доходов различных групп населения  Предпринимательство Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных  элементов      Тема1.5 (16 час)                        Социальная роль и  стратификация Социальная  стратификация Социальная     группа Кастовая модель стратификация Повторительно­обобщающий урок. Классовый подход общества Социальный статус  Социальная роль Социальное поведение Социальное поведение личности Социальный конфликт Повторительно­обобщающий урок. Этнические общности Нация, национальные отношения 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 1 1 2 2 3 2 2 2 3Семья  Брак  Молодежь  Повторительно­обобщающий урок. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 5 Социальные отношения и взаимодействия Социальная структура и ее основные  элементы Социальные нормы Межнациональные отношения  Основные направления социальной политики государства Тема1.6 (26 час) Политика и власть                           Введение   Понятие власти Типы общественной власти Государство как политический институт Признаки государства Государственный суверенитет Сущность государства Политическая система общества Повторительно­обобщающий урок. Механизм государства Орган государства Классификация органов государства Законодательная власть Исполнительная власть 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 2 2 2 3 1 1 2 2 3 2 2 2 3 1Сущность  государства   Функции  государства   Внешние функции государства Абсолютная монархия  Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:8 Политическая партия Общественные движения Основные черты гражданского общества  Современное гражданское общество                 Политический плюрализм                        Основные системы местного самоуправления  Национальные  внутренние интересы России  Национальные интересы в международной сфере Монархия  Творческие задания  Ограниченная монархия Республика  Повторительно­обобщающий урок. ИТОГО за 2 семестр: 42 часа, в том числе: ­ часов самостоятельной внеаудиторной работы –19 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 2 2 2 3 16Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельные работа обучающихся Объем часов Уровень освоения 2 курс, 3семестр Инструкция № 007. Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика Творческие задания Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:  8 Национальные интересы в военной сфере                    Вертикали государственной власти Концепция внешней политики Политическая культура Признаки права Признаки социальных норм Правовые нормы Закон, правовые акты и источники права Тема1.8 (18 час) Три составляющих формы правления Унитарное государство Федеративное государство Конфедерация  Демократический режим Авторитарный режим Тоталитарный режим  Избирательное право Избирательный процесс в России Повторительно­обобщающий урок. Гражданское общество Правовое государство 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 3 1 1 2 3 2 2 2 3 1Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 ­ ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 ­ репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 ­ продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 183. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия:   учебного   кабинета история и обществознание. Помещение   кабинета   должно   удовлетворять   требованиям   Санитарно­ эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178­02) и быть оснащено типовым   оборудованием,   указанным   в   настоящих   требованиях,   в   том   числе специализированной   учебной   мебелью   и   средствами   обучения,   достаточными   для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся1. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по истории, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы. 3.1.1. Оборудование учебного кабинета: • многофункциональный комплекс преподавателя; •   наглядные   пособия   (комплекты   учебных   таблиц,   плакатов,   портретов выдающихся ученыхи др.); • библиотечный фонд.   Действующая   нормативно­техническая   и   технологическая 3.1.3. документация:  комплект   технической   документации,   в   том   числе   паспорта   на   средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;  правила техники безопасности и производственной санитарии. 3.2. Учебно­методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам 3.2.1. Нормативный компонент:  ФГОС СОО/ФГОС ООО (по дисциплине);  извлечение из ФГОС СПО по профессии 23.01.03 «Автомеханик»;  примерная программа учебной дисциплины;  рабочая программа учебной дисциплины;  календарно­тематический план; 3.2.2. Общеметодический компонент: Методические рекомендации:  по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;  по написанию и защите рефератов; 3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:  план учебного занятия (технологическая карта занятия);  вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;   домашние задания;  перечень тем рефератов, устных сообщений. задания для самостоятельной работы студентов на занятиях; 3.2.4. Методический компонент контроля знаний и умений:  тесты по темам дисциплины; 1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД­1552/03 «Об оснащении общеобразовательных  учреждений учебным и учебно­лабораторным оборудованием». 19 перечень вопросов к экзаменационным билетам;  экзаменационные билеты. 3.3 Информационно­коммуникационное обеспечение обучения 3.3.1. Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция). Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 №74­ ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381. Гражданский   кодекс   РФ.   Ч.1   (введен   в   действие   Федеральным   законом   от 30.11.1994 №51­ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301. Гражданский   кодекс   РФ.   Ч.2   (введен   в   действие   Федеральным   законом   от 26.01.1996 №14­ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410. Гражданский кодекс РФ. Ч.3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001№46­ФЗ) // СЗ РФ. —2001. — № 49. — Ст. 4552. Гражданский кодекс РФ. Ч.4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006№230­ФЗ) // СЗ РФ. —2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 №136­ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147. Кодекс   РФ   об   административных   правонарушениях   (введен   в   действие Федеральным законом от 30.12.2001 №195­ФЗ) // СЗ РФ. ­ 2002. — №1 (Ч. I). — Ст. 1. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 №197­ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 №63­ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954. Закон РФ от 07.02.1992 №2300­1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766. Закон   РФ   от   19.04.1991   №1032­1   «О   занятости   населения   в   Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566. Закон РФ от 31.05.2002 №62­ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. Закон РФ от 21.02.1992 №2395­1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823. Закон РФ от 11.02.1993 №4462­1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993. Федеральный закон от 31.05.2002 г. №63­ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. Федеральный   закон   от   29.12.2012   №273­ФЗ   «Об   образовании   в   Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012. Федеральный закон от 30.03.1999 №52­ФЗ «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650. Федеральный закон от 10.01.2002 №7­ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133. Федеральный закон от 24.04.1995 №52­ФЗ «О животном мире» // Российская газета. — 1995. — 4 мая. Федеральный закон от 04.05.1999 №96­ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // 20СЗ РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222. Указ Президента РФ от 16.05.1996 №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. — 18 мая. Указ   Президента   РФ   от   07.05.2012   №596   «О   долгосрочной   государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая. 3.3.2. Основная литература             Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014. 3.3.2. Дополнительная литература Баранов   П.А.,  Шевченко   С.В.  ЕГЭ   2015.   Обществознание.   Тренировочные задания. — М.,2014. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014. Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010. 3.3.3. Периодические издания 3.3.4. Интернет­ресурсы www.openclass.ru(Открытый класс: сетевые образовательные сообщества). www.school­collection.edu.ru(Единая   коллекция   цифровых   образовательных ресурсов). www.festival.1september.ru(Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»). www.base.garant.ru(«ГАРАНТ» — информационно­правовой портал). www.istrodina.com(Российский исторический иллюстрированный журнал    «Родина») 214. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения заданий, самостоятельныхпрактических и контрольных работ. индивидуальных студентами       и   групповых   Оценка качества освоения учебной программы включает стартовый, текущий контроль   успеваемости   и   промежуточную   аттестацию   по   итогам   освоения дисциплины: а) стартовый контроль (результаты уровня обученности); б) текущий контроль – после изучения тем проверочные тематические тесты; формами   текущего   контроля   являются   так   же   участие   студентов   в   проектной деятельности,   круглых   столах,   тестировании,   подготовка   устных   сообщений, рефератов, мультимедийных презентаций по отдельным проблемам истории России; в) итоговый контроль – экзамен. Методическое   обеспечение   в   виде   перечня   вопросов   для   тематического контроля, примерной тематики устных выступлений и рефератов, варианты тестовых заданий,   вопросы   к   экзаменационным   билетам   отражено   в   учебно­методическом комплексе дисциплины. Методы   оценки   результатов   обучения:   традиционная   система   отметок   в баллах за каждую выполненную работу. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения 1 Введение Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) 2 Знание   особенностей   социальных   наук,   специфики   объекта   их изучения 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 1.1. Природа человека,  врожденные и  приобретенные  качества 1.2. Общество как  сложная система Умение   давать   характеристику   понятий:   «человек»,   «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание   о   том,   что   такое   характер,   социализация   личности,   са­ мосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты Представление   об   обществе   как   сложной   динамичной   системе, взаимодействии общества и природы. Умение   давать   определение   понятий:   «эволюция»,   «революция», «общественный прогресс» 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 2.1. Духовная культура  личности и общества Умение   разъяснять   понятия:   «культура»,   «духовная   культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей   молодежной   субкультуры.   Освещение   проблем духовного   кризиса   и   духовного   поиска   в   молодежной   среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. 222.2. Наука и образова­ ние в современном  мире 2.3. Мораль, искусство  и религия как элементы духовной культуры 3. ЭКОНОМИКА 3.1. Экономика и  экономическая наука.  Экономические  системы 3.2. Рынок. Фирма.  Роль государства в эко­ номике 3.3. Рынок труда и без­ работица 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 4.1. Социальная роль и  стратификация Умение   называть   учреждения   культуры,   рассказывать   о государственных   гарантиях   свободы   доступа   к   культурным ценностям Различение   естественных   и   социально­гуманитарных   наук.   Знание особенностей   труда   ученого,   ответственности   ученого   перед обществом Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей Умение   давать   характеристику   понятий:   «экономика»;   «типы экономических   систем»;   традиционной,   централизованной   (ко­ мандной) и рыночной экономики Умение   давать   определение   понятий:   «спрос   и   предложение»; «издержки»,   «процент», «экономический   рост   и   развитие»,   «налоги»,   «государственный бюджет» Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий   «прибыль»,   «выручка»,   «деньги», 4.2. Социальные нормы  и конфликты 4.3. Важнейшие  социальные общности и группы 5. ПОЛИТИКА 5.1. Политика и власть.  Государство в  политической системе 5.2. Участники полити­ ческого процесса 6. ПРАВО 6.1. Правовое регули­ рование общественных  отношений 6.2. Основы конститу­ ционного права  Российской Федерации 6.3. Отрасли  российского права Знание   понятий   «социальные   отношения»   и   «социальная   стра­ тификация». Определение социальных ролей человека в обществе Характеристика   видов   социальных   норм   и   санкций,   девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения Объяснение   особенностей   социальной   стратификации   в   совре­ менной   России,   видов   социальных   групп   (молодежи,   этнических общностей, семьи) Умение   давать   определение   понятий:   «власть»,   «политическая система»,   «внутренняя   структура   политической   системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства:   форм   правления,   территориально­государственного устройства,   политического   режима.   Характеристика   типологии политических   режимов.   Знание   понятий   правового   государства   и умение называть его признаки Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права Умение   давать   характеристику   основам   конституционного   строя Российской   Федерации,   системам   государственной   власти   РФ, правам и свободам граждан Умение   давать   характеристику   и   знать   содержание   основных отраслей российского права 2324ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ 1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий. 2. Влияние   характера   человека   на   его   взаимоотношения   с   окружающими людьми. 3. Проблема познаваемости мира в трудах ученых. 4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе. 5. Индустриальная революция: плюсы и минусы. 6. Глобальные проблемы человечества. 7. Современная массовая культура: достижение или деградация? 8. Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку? 9. Кем быть? Проблема выбора профессии. 10. Современные религии. 11. Роль искусства в обществе. 12. Экономика современного общества. 13. Структура современного рынка товаров и услуг. 14. Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах. 15. Я и мои социальные роли. 16. Современные социальные конфликты. 17. Современная молодежь: проблемы и перспективы. 18. Этносоциальные конфликты в современном мире. 19. Семья как ячейка общества. 20. Политическая власть: история и современность. 21. Политическая система современного российского общества. 22. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре­ менной России. 23. Формы   государства:   сравнительная   характеристика   (два   государства   на выбор: одно — из истории, другое — современное). 24. Формы участия личности в политической жизни. 25. Политические партии современной России. 26. Право и социальные нормы. 27. Система права и система законодательства. 28. Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века. 29.Характеристика отрасли российского права (на выбор). 25