Рабочая программа учебных курсов для 1 класса УМК Школа России
Оценка 4.9

Рабочая программа учебных курсов для 1 класса УМК Школа России

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 6
Все классы
04.03.2018
Рабочая программа учебных курсов для 1 класса  УМК Школа России
Рабочая программа курса Художественное творчество станем волшебниками 1 класс.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»

 

«ПРИНЯТО»                              

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Куратор кафедры 

начальных классов                     

Заместитель  директора по ВР

Директор МБОУ «Лицей №101»

 

________ Крайцер Н.В.          

 

__________Кухленко Е.Б.

______________  Михальчук В.П.

«29» августа  2017 года

Протокол № 3   

от  28.08.2017 года         

 

28.08.2017 года

Приказ № 357

от 29.08.20167 года

        

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Художественное творчество: станем волшебниками»

 образовательной внеурочной деятельности

для обучающихся 1 б класса

начального общего образования

на 2017/2018 учебный год

 

 

 

                                                                                                                                                          

 

                                                                                                         

 

 

Составитель: Казанцева Лариса Владимировна

                      учитель начальных классов 

                     

 

 

 

Барнаул, 2017

 

 

Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)

·         Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38 05 июня 2017 приказ 629, 20 июня 2017 приказ №581, 08 июня 2017 приказ №535)

  • Программа  Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками». Издательство «Учебная литература»:   Издательский дом «Фёдоров»,  2012).

·         Учебный план МБОУ  «Лицей №101» на 2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора от 22.05.2017 №244

·         Годовой календарный учебный график МБОУ  «Лицей №101» на  2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора  от 29.08.2017   №355

·         Положение  о рабочих программах учебных предметовв соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом, принятое педагогическим советом от 22.05.2017протокол №4 и утвержденное приказом директора от 22.05.2017 №244

·         Положение о формах, периодичности и порядке контроля текущей и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора  от 29.08.2017 №356

·         Положение о критериях и нормах оценок по учебным предметам и учебным курсам на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356

·         Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356.

Программа ориентирована на младших школьников 1 класса, она позволяет развивать интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

- развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;

- формировать прикладные умения и навыки;

-воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Ценностные ориентиры                                                                                     

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

-патриотизма  через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

-трудолюбия  привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

-творческого отношения к учению, труду, жизни;

-формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической вы разительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

-бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

-ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс «Художественный труд» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

 -интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Содержание программы рассчитано на 68 часов в каждом учебном году (1-4 классы). В программу были внесены изменения. Программа имеет блоч­ный принцип (каждый блок спланирован на 34 часа) и может быть скомпонован вариант на 33-34 часа (1 час в неделю).

         Технологии: личностно – ориентированная; информационно-коммуникативная; здоровьесберегающая; развивающая.

         Методы: методы организации учебной деятельности обучающихся; методы контроля и самоконтроля; методы стимулирования познавательной деятельности.

        На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Они включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации  в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах. .

      Курс  «Художественный труд» разработан на один год занятий (33 часа)  с детьми младшего школьного и  рассчитан на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

         Критерии  оценивания  учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы: базовый

 широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

 устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

 адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования: повышенный

 внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

 выраженной познавательной мотивации;

 устойчивого интереса к новым способам познания;

 адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: базовый

 принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

 учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

 планировать свои действия;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

 адекватно воспринимать оценку учителя;

 различать способ и результат действия;

 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться: повышенный

 проявлять познавательную инициативу;

 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;  преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: базовый

 осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

               высказываться в устной и письменной форме;

               анализировать объекты, выделять главное;

               осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;  устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения об объекте;

 обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

               подводить под понятие;

               устанавливать аналогии;

 проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться: повышенный

 осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: базовый

 понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

 учитывать разные мнения;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 договариваться, приходить к общему решению;

 соблюдать корректность в высказываниях;

 задавать вопросы по существу;

 использовать речь для регуляции своего действия;

 стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

 контролировать действия партнера;

 владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться: повышенный

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность: повышенный

развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

познакомиться с новыми технологическими приемами об работки различных материалов;

использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

 оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать систему универсальных учебных действий;

сформировать навыки работы с информацией.

 

Содержание курса

Аппликация и моделирование (21 час)

Аппликация из природных материалов на картоне (Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка)

Аппликация из геометрических фигур (Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон)

Аппликация из пуговиц (Пуговицы, картон)

Мозаика из бисера и пайеток (Картон, бисер, блестки, бусины, пайетки)

Аппликация из круглых салфеток (Салфетки для торта, картон)

Динамическая открытка с аппликацией (Картон, цветная бумага)

Моделирование из бумаги и проволоки (Белая бумага, гофрированная бумага, проволока)

Выпуклая аппликация. Коллективная работа (Калька, гофрированная бумага, цветная бумага)

Пластические материалы (12часов)

Отпечатки на пластилине (Пластилин, картон)

Рисование пластилином (Пластилин, картон)

Обратная мозаика на прозрачной основе (Пластилин, прозрачные крышки)

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе (Скорлупа фисташек, пластилин, веточки)

Разрезание смешанного пластилина проволокой (Пластилин, тонкая проволока)

Лепка из теста (Соленое тесто)

 

Содержание тем учебного курса

 

№ /№

 Разделы курса (с указанием применяемых форм внеурочной деятельности)

Кол-во часов

1.

Аппликация и моделирование

21ч.

2.

Пластические материалы

12ч.

Итого

 

33ч.

 

Тематическое планирование.

№ занятия

дата,

учебная неделя

Тема занятия

 

Формы внеурочной деятельности

 Аппликация и моделирование (21 час)

1.

1 неделя

сентября

Оригами. Складывание прямоугольника. Карандаши.

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

2.

2 неделя

сентября

 

Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов

 

Беседа, презентация.                           

3

3 неделя

сентября

 

 

Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

4

4 неделя сентября

Аппликация из листьев и цветов

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

5

1 неделя

октября

Аппликация из листьев и цветов

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

6

2 неделя

октября

Аппликация из различных природных материалов

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

7

3 неделя

октября

 

Аппликация из различных природных материалов

 

 

 

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

8

4 неделя

октября

 

 

Гофрирование. Ежики

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок, участие в конкурсе.

9

5 неделя

октября

 

 

Аппликация из геометрических фи­гур (части круга и прямоугольники)

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

10

2 неделя

ноября

 

 

Складывание из квадрата динамических игрушек

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

11

3 неделя

ноября

 

 

Складывание из квадрата динамических игрушек

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

12

4 неделя

ноября

 

Аппликация из пуговиц

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

13

1 неделя

декабря

 

Аппликация из пуговиц

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

14

2 неделя

декабря

Мозаика из блесток и бисера

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

15

3 неделя

декабря

Мозаика из блесток и бисера

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

16

4 неделя

декабря

Аппликация из круглых салфеток

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

17

3 неделя

января

 

Аппликация из круглых салфеток

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

18

4 неделя

января

 

Моделирование цветов из бумаги и проволоки

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

19

5 неделя

января

 

Композиция из выпуклых деталей оригами.

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.

20

1 неделя

февраля

 

Композиция из выпуклых деталей оригами.

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

21

2 неделя

февраля

 

Композиция из выпуклых деталей оригами.

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

Пластические материалы (12часов)

22

3неделя

февраля

Отпечатки на пластилине. Вспомним лето.

 

Беседа, обсуждения, экскурсия.

23

4 неделя

февраля

 

Отпечатки на пластилине. Вспомним лето.

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.                           

24

1 неделя

марта

 

Рисование пластилином.

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

25

2 неделя

марта

 

Рисование пластилином.

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

26

3 неделя

марта

 

Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты.

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.                           

27

1 неделя

апреля

 

 

Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты.

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок, участие в конкурсе.                                                     

28

2 неделя

апреля

 

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево.

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.                           

29

3 неделя

апреля

 

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево.

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.                           

30.

4 неделя

апреля

Разрезание смешанного пластилина.

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

31

1 неделя

мая

 

Разрезание смешанного пластилина.

 

Беседа, презентация, выставка детских поделок.

32

2 неделя

мая

 

Лепка из соленого теста.

 

Беседа, обсуждения, экскурсия.

33

3 неделя

мая

 

Лепка из соленого теста.

 

Беседа, обсуждения, презентация, выставка детских поделок.                           

 

 

Материально-техническое обеспечение рабочей программы

-    проекционная техника;

-    компьютер.

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  программы

Учебные пособия для учителя.

Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабоч­ки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2015. - 48 с.

Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. - 104 с. - (Золотая библиоте­ка увлечений).

Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

Для обучающихся

1.      Папка- цветная бумага, простой и цветной картон, линейка, клей ПВА, ножницы, цветные карандаши, пластилин, разный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист внесения изменений.

 

Дата и тема непроведенного занятия

класс

Причина

 (№ приказа)

Восстановление

Дата проведения

Учитель, роспись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101» «ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101» «ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Пояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа: ·

Пояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа: ·

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного…

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного…

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Обучающийся получит возможность научиться: повышенный осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети

Обучающийся получит возможность научиться: повышенный осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети

Содержание курса Аппликация и моделирование (21 час)

Содержание курса Аппликация и моделирование (21 час)

Разделы курса (с указанием применяемых форм внеурочной деятельности)

Разделы курса (с указанием применяемых форм внеурочной деятельности)

Аппликация из различных природных материалов

Аппликация из различных природных материалов

Аппликация из круглых салфеток

Аппликация из круглых салфеток

Рисование пластилином. Беседа, презентация, выставка детских поделок

Рисование пластилином. Беседа, презентация, выставка детских поделок

Лепка из соленого теста.

Лепка из соленого теста.

Дата и тема непроведенного занятия класс

Дата и тема непроведенного занятия класс