Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»
«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» |
«УТВЕРЖДАЮ» |
Куратор кафедры заместитель |
Директор МБОУ «Лицей №101» |
начальных классов директора по ВР _______ Крайцер Н.В. _____ Кухленко Е.Б. |
______________ Михальчук В.П. «29» августа 2017 года |
Протокол № 3 от 28. 08. 2017 года 28. 08. 2017 года |
Приказ № _357 от 29.08.2017 года |
Рабочая программа
учебного курса «Учусь создавать проект»
образовательной внеурочной деятельности
для обучающихся 1 б класса
начального общего образования
на 2017/2018 учебный год
Составитель:
Казанцева Лариса Владимировна
учитель начальных классов
Барнаул, 2017
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
·
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями
и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012
г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38 05 июня 2017 приказ 629, 20 июня 2017 приказ №581, 08 июня 2017 приказ №535)
· Программы Сизовой Р.И. ,Селимовой Р.Ф.: Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса( М.:Издательство РОСТ,2011г.)
· Учебный план МБОУ «Лицей №101» на 2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора от 22.05.2017 №244
· Годовой календарный учебный график МБОУ «Лицей №101» на 2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора от 29.08.2017 №355
· Положение о рабочих программах учебных предметов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, принятое педагогическим советом от 22.05.2017протокол №4 и утвержденное приказом директора от 22.05.2017 №244
· Положение о формах, периодичности и порядке контроля текущей и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356
· Положение о критериях и нормах оценок по учебным предметам и учебным курсам на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356
· Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356.
Обоснование выбора
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются определенные рубрики.
Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи программы
■ Развитие познавательных потребностей младших школьников.
■ Развитие познавательных способностей младших школьников.
■ Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
■ Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
■Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, воспитывать чувства самоконтроля и рефлексии.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 1 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 ч (1 час в неделю).
Общая характеристика организации учебного процесса
Формы, методы и технологии обучения
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Технологии, методики:
· уровневая дифференциация;
· проблемное обучение;
· моделирующая деятельность;
· поисковая деятельность;
· информационно-коммуникационные технологии;
· здоровьесберегающие технологии;
Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
В ходе занятий учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска:
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
Для первоклассников учебный год рассчитан на 33 недели. Автор разработал программу на 34 ч. и 2 ч для резервных занятий, поэтому в рабочую программу были внесены изменения. На темы занятий: Играем в ученых, Памятка для учащегося, Советы на лето… было дано по 1ч.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Критерии оценивания учебных достижений учащихся в условиях безотметочного обучения.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в научно-практических конференциях, выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Планируемые результаты
Личностные
У обучающегося будут сформированы: базовый
_ положительное отношение к исследовательской деятельности;
_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;
_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования: повышенный
_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные
Обучающийся научится: базовый
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
_ оценивать свои действия;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться: повышенный
_ проявлять познавательную инициативу;
_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные
Обучающийся научится: базовый
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной формах;
_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
_ владеть основами смыслового чтения текста;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться: повышенный
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,
возможность, невозможность и др.; использованию исследовательских методов обучения
в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные
Обучающийся научится: базовый
_ допускать существование различных точек зрения;
_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться: повышенный
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
- Выполнение программы осуществляется с учётом планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс)
|
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. |
Второй уровень результатов (2-3 класс)
|
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. |
Третий уровень результатов (4 класс)
|
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
|
Содержание тем курса внеурочной деятельности
Тема «Кто я? Моя семья.»
Знакомство с понятием «семья», «члены семьи».
Тема «Чем я люблю заниматься. Хобби.»
Знакомство с «хобби».
Тема «О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.»
Поиск темы.
Тема «Как собирать материал. Твои помощники. Этап»
Как работать в команде.
Тема «Повторение. Давай вспомним.»
Повторение.
Тема «Проблема»
Что такое проблема. Как ее увидеть.
Тема «Проблема. Решение проблемы»
Обозначение проблемы. Ее решение.
Тема «Гипотеза. Предположение.»
Что такое гипотеза, предположение.
Тема «Гипотеза. Играем в предположения.»
Закрепление понятия «гипотеза».
Тема «Цель проекта»
Что такое цель. Как ее поставить.
Тема «Задача проекта»
Как определить задачу проекта для поиска способов решения проблемы.
Тема «Выбор нужной информации»
Работа с текстом, выбор нужной информации.
Тема «Интересные люди - твои помощники»
Работа в команде. Этапы.
Тема «Продукт проекта»
Что такое продукт проекта.
Тема «Виды продукта. Макет.»
Что такое макет. Виды макетов.
Тема «Повторение пройденных проектных понятий.»
Как называются понятия и что они обозначают.
Тема «Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие» .
Понятие «визитка» и правила ее составления.
Тема «Мини-сообщение. Семиминутное выступление.»
Ребята пробуют себя в выступлениях.
Тема «Выступление перед знакомой аудиторией»
Дети выступают перед знакомыми людьми.
Тема «Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.»
Применение знаний на практике. Коллективная работа.
Тема «Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.»
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Пробное выступление перед незнакомой аудиторией»
Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.
Тема «Повторение. Давай вспомним.» Закрепление материала. Тема « Играем в ученых. «Мобильные телефоны».Это интересно. Творческая лаборатория. Тема «Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.» Творческая лаборатория. Тема «Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно» Творческая лаборатория. Тема «Тест. Чему я научился?» Самостоятельная работа. Тема «Памятка для учащегося-проектанта». Разбор памятки. Тема «Твои впечатления от работы над проектом». Самооценка. Тема «Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.» Работа в группах. Тема «Советы на лето от Мудрого Дельфина». Выступления учащихся.
Тематическое поурочное планирование
№ п\п |
Тема занятия. |
Формы внеурочной деятельности |
Раздел основы проектной деятельности- 33ч. |
||
1 1 неделя сентября |
Кто я? Моя семья.
|
Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.
|
2 2 неделя сентября |
Чем я люблю заниматься. Хобби.
|
|
3 3 неделя сентября |
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта.
|
|
4 4 неделя сентября |
Как собирать материал. Твои помощники. Этап.
|
|
5 1 неделя октября |
Повторение. Давай вспомним.
|
|
6 2 неделя октября |
Проблема.
|
|
7 3 неделя октября |
Проблема. Решение проблемы.
|
|
8 4 неделя октября |
Гипотеза. Предположение.
|
|
9 2 неделя октября |
Гипотеза. Играем в предположения. |
|
10 3 неделя ноября |
Цель проекта.
|
|
11 4 неделя ноября |
Задача проекта.
|
|
12 5 неделя ноября |
Выбор нужной информации.
|
|
13 1 неделя декабря |
Интересные люди - твои помощники.
|
|
14 2 неделя декабря |
Продукт проекта.
|
|
15 3 неделя декабря |
Виды продукта. Макет.
|
|
16 4 неделя декабря |
Повторение пройденных проектных понятий.
|
|
17 3 неделя января |
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
|
|
18 4 неделя января |
Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
|
|
19 5 неделя января |
Мини-сообщение. Семиминутное выступление.
|
|
20 1 неделя февраля |
Выступление перед знакомой аудиторией.
|
Проведение учащимися исследований и выполнение творческих проектов под руководством учителя. Мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др |
21 2 неделя февраля |
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно.
|
|
22 3 неделя февраля |
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
|
|
23 1 неделя марта |
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
|
|
24 2 неделя марта |
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
|
|
25 3 неделя марта |
Повторение. Давай вспомним.
|
|
26 1 неделя апреля |
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно.
|
|
27 2 неделя апреля |
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.
|
|
28 3 неделя апреля |
Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно.
|
|
29 4 неделя апреля |
Тест. Чему я научился?
|
|
30 1 неделя мая |
Памятка для учащегося-проектанта.
|
|
31 2 неделя мая |
Твои впечатления от работы над проектом.
|
|
32 3 неделя мая |
Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.
|
|
33 4 неделя мая |
Советы на лето от Мудрого Дельфина.
|
Материально-техническое обеспечение программы
1. Компьютер.
2. Проектор.
Учебно – методическое обеспечение программы
Для педагога
1. Программа Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф.: Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса( М.: Издательство РОСТ,2011г.)
2. Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф.: Учусь создавать проект: 1 класса. Рабочая тетрадь ( М.: Издательство РОСТ,2016г.)
Для обучающихся
Лист внесения изменений
Дата и тема непроведенного занятия |
класс |
Причина (№ приказа) |
Восстановление |
Дата проведения |
Учитель, роспись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.