Рабочая программа учебных курсов для 1 класса УМК Школа России
Оценка 4.9

Рабочая программа учебных курсов для 1 класса УМК Школа России

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 6
Все классы
04.03.2018
Рабочая программа учебных курсов для 1 класса  УМК Школа России
Рабочая программа учебного курса Окружающий мир 1 класс школа России.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»

«ПРИНЯТО»                                            «СОГЛАСОВАНО»

      «УТВЕРЖДАЮ»

Куратор кафедры                                     заместитель

Директор МБОУ «Лицей №101»

начальных классов                                   директора по УВР

_______ Крайцер Н.В.                    _____ Дрёмова Е.В.

______________  Михальчук В.П.

«____»_______________________

                                   Протокол № 3                              

от 28.08.2017 года                                 28.08.2017 года

Приказ № 357

от 29.08.2017 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Окружающий мир»

предметной области «Обществознание и естествознание»

для 1 б класса  

  начального общего образования

на 2017/2018 учебный год

 

 

 

                                                                                                                                              Составители:

Казанцева Лариса Владимировна

Барнаул 2017

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)

·         Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38 05 июня 2017 приказ 629, 20 июня 2017 приказ №581, 08 июня 2017 приказ №535)

·         Авторская программа по предмету

·         Учебный план МБОУ  «Лицей №101» на 2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора от 22.05.2017 №244

·         Годовой календарный учебный график МБОУ  «Лицей №101» на  2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора  от29.08.2017   №355

·         Положение  о рабочих программах учебных предметовв соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом, принятое педагогическим советом от 22.05.2017протокол №4 и утвержденное приказом директора от 22.05.2017 №244

·         Положение о формах, периодичности и порядке контроля текущей и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора  от 29.08.2017 №356

·         Положение о критериях и нормах оценок по учебным предметам и учебным курсам на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356

·         Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356.

 

 

Программа разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования.

 

Концепция (основная идея) программы:

   Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие , обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системн6ого видения мира в его важнейших взаимосвязях.

 

  Место предмета в базисном учебном плане: Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»,  предметной области «Обществознание и естествознание». В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «окружающий мир» в 1 классе отводится  2 часа в неделю , 66 часов в год.

 

   Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

  Учебный предмет «Окружающий мир»  входит в предметную область «Обществознание и естествознание»

На изучение  курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю: 1 класс —66ч (33 учебные недели).

 

Соответствует федеральному перечню учебников, утверждённому Министерством образования и науки РФ. Учебник «Окружающий мир». В 2ч. – М.: Просвещение, 2014, авторской  программы «Окружающий мир» автора: А.А. Плешакова (Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).

 

  Используемый учебно-методический комплекс (УМК) с указанием учебника и учебных пособий для учащихся:

1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 1 класс, в 2 ч.,/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.-10-е изд. – М.: Просвещение, 2014г./ Школа России.

2. Рабочие тетради «Окружающий мир: Мир вокруг нас» 1 класс, в 2 ч., / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016 г

3. Тесты «Окружающий мир» 1 класс А.А.Плешаков, Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2016 г.

 

 

  Цель и задачи обучения предмету

   Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.

 Его цель  

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён- ком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному до- стоянию родной страны и всего человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

   К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

 

  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

   Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

   Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех  людей, для всего живого и направлено на :

 - формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

-  развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

 

  Основные технологии, методы, формы обучения:

Формы организации образовательного процесса:

уроки с групповыми формами работы

уроки творчества

уроки - конкурсы

уроки - общения

уроки - игры

уроки - диалоги

уроки - конференции

интегрированные уроки

межпредметные уроки

уроки - экскурсии

    Технологии, используемые в образовательном процессе

   Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала Системно-деятельностный подход обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Технология индивидуализации обучения Информационно-коммуникационные технологии.

 

 

  Планируемые результаты:

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе,  между природой и человеком, между разными странами и народами;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных  ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

планировать свои действия в течение урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

- сравнивать объекты по различным признакам;

- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и  пр.;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Предметные результаты

·        Обучающийся научится:

·        • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

различать флаг и герб России;

• узнавать некоторые достопримечательности столицы;

 • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

 • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

• проводить опыты с водой, снегом и льдом;

• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

• различать овощи и фрукты;

• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

 • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

 • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

• сравнивать реку и море;

 • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

 • находить на глобусе холодные и жаркие районы;

 • различать животных холодных и жарких районов;

• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

• различать прошлое, настоящее и будущее;

• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

 • соотносить времена года и месяцы;

 • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

• объяснять причины возникновения дождя и ветра;

• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

 • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

• раздельно собирать мусор в быту;

• соблюдать правила поведения в природе;

• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

• подбирать одежду для разных случаев;

• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

• правильно переходить улицу;

• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

• различать виды транспорта;

• соблюдать правила безопасности в транспорте.  

 

Оценка планируемых результатов:

  

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

примечание

1.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир», А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2016 г.

Программа универсальных учебных действий в Основной образовательной программе МБОУ «Лицей №101»

Программа универсальных учебных действий в Основной образовательной программе МБОУ «Лицей №101»

 

 

 

Выполнение  программы осуществляется с учетом планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом».                                                                                            

 

 

Содержания курса

 

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. В Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Разделы

Количество часов

Лабораторные, практическое ,развитие речи, внеклассное чтение

Экскурсии

Контрольные работы

1

Задавайте вопросы!

1 ч

 

 

 

2

« Что и кто?»

20 ч

 

4

 

3

« Как, откуда и куда?»

12 ч

3

1

 

4

« Где и когда?»

11 ч

 

 

 

5

« Почему и зачем?»

22 ч

1

 

 

итого

5 разделов

66 часов

4 практических

5 экскурсий

-----

 


Содержание рабочей программы

                        1 класс (66 ч)

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила

перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (21 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Заключение (1 ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема урока

(тип урока)

Кол-во ча-  сов

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Виды контроля

1

1 нед.  сен

1 раздел

«Задавайте вопросы!» *

 

 

1

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Уч-ся осваивают первоначальные умения:

-задавать вопросы;

-вступать в учебный диалог;

-пользоваться условными обозначениями учебника; 

-различать способы и средства познания окр. мира;

-оценивать  результаты своей работы на уроке.

 

2                    1нед.   сен

2 раздел

Что такое Родина?*

 

 

1

Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го родах страны, занятиях жителей;

— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

 рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

3

2нед.         сен.

Что мы знаем о народах России?*

 

1

Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России.

 Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

 работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;

 обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

 работать со взрослыми: находить   информацию о народах своего края;

 отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

4

2нед.                сен

Что мы знаем о Москве?*

 

 

1

Москва-столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей- наших сверстников.

 

 

 

 

 

 

 

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации ученика, извлекать из них нужную информацию о Москве;

-узнавать достопримечательности столицы;

--работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

5

3 нед

сен

Проект «Моя малая Родина»*

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Экскурсия по Индустриальному району.

В ходе выполнения проекта с помощью взрослых учатся:

-фотографировать наиболее значимые  достопримечательности  своей малой родины;

-находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

-интервьюировать членов своей семьи об истории и  достопримечательностях  своей малой родины;

-составлять устный рассказ;

-выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

 

6

3 нед

сен

Что у нас над головой? *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

-моделировать форму Солнца;

-работать в паре: моделировать форму созвездий;

-работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения  за созвездиями, луной, погодой (по заданиям тетради);

-- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

7

4 нед

сен

Что у нас под ногами? *

 

 

 

1

Камни  как  природные объекты, разнообразие их признаков

(форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

-практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;

-различать гранит, кремень, известняк;

-работать в паре: использовать полученную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

8

4 нед

сен

Что общего
у разных растений? *

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации ученика, извлекать из них нужную информацию;

-практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть;

- работать в паре: использовать представленную  информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

9

1 нед

окт

Что растёт на подоконнике?

 

 

1

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;

-практическая работа определять комн. растения с помощью атласа определителя;

-различать изученные растения;

- работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комн. растений, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры комнатных растений;

-рассказывать об особенностях любимого растения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

10

1 нед

окт

Что растёт на клумбе?

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. Экскурсия на пришкольный участок.

 

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;

-практическая работа определять  растения цветника с помощью атласа определителя;

- работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;

-рассказывать о любимом цветке;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

 

11

2 нед

окт

Что это за листья?

 

 

 

1

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. Экскурсия на пришкольный участок.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;

-узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

-сравнивать и группировать листья по различным признакам;

-практическая работа в группе: определять деревья по листьям;

-описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок

 

12

2 нед

окт

Что такое хвоинки?

 

 

 

1

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна- хвойные деревья. Хвоинки- видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать лиственные и хвойные деревья;

- практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа – определителя;

-сравнивать ель и сосну;

-описывать дерево по плану;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

13

3 нед

окт

Кто такие насекомые? **

 

 

 

1

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых.

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;

-работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;

-сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам,

 -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

14

3 нед

окт

Кто такие рыбы?*

 

 

 

1

Рыбы- водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

-моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;

-работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;

-приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа- определителя;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

15

4 нед

окт

Кто такие птицы?*

 

 

 

1

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-практическая работа: исследовать строение пера птицы;

-работать в паре: узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку;

-описывать птицу по плану;

-сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

16

4 нед

окт

Кто такие звери? *

 

 

 

1

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

-практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;

-работать в паре: узнавать зверей на рисунке, осуществлять самопроверку;

-устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

17

5 нед

окт

Что окружает нас дома? *

 

 

1

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-характеризовать назначение бытовых предметов;

-находить на рисунке предметы определённых групп;

-работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;

-приводить примеры предметов разных групп;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

18

5 нед

окт

Что умеет компьютер? *

 

 

1

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. Экскурсия в компьютерный класс.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-определять составные части компьютера,

-характеризовать назначение его частей;

-сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;

-работать в паре: рассказывать ( по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;

-моделировать устройство компьютера;

-соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

19

2 нед

Нояб.

Что вокруг нас может быть опасным?

 

 

 

1

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выявлять потенциально опасные  предметы домашнего обихода;

-характеризовать опасность бытовых предметов;

-работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;

-моделировать устройство светофора;

-оценивать своё обращение с предметами дом-го обихода и поведение на дороге;

-сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;

--отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

20

2 нед

нояб

На что похожа наша планета? *

 

 

 

1

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-выдвигать предположения и доказывать их;

-использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

-работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;

-моделировать форму Земли;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

21

3 нед

нояб

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина».

 

1

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 

-выполнять тестовые задания учебника;

-выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

-обсуждать выступления уч-ся;

-оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

 

22

3 нед

нояб

3 раздел«КАК, ОТКУДА И КУДА?»

Как живёт семья? Проект «Моя семья».*

 

 

 

1

Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

Подготовка к выполнению проекта « Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

-называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

-рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

-оценивать значение семьи для человека и общества;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

-отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

-интервьюировать членов семьи;

-оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

-составлять экспозицию выставки;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

 

23

4 нед

нояб

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? **

 

 

 

 

1

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-прослеживать по рисунку –схеме путь воды;

-обсуждать необходимость экономии воды;

-выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

-практич. работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;, отвечать на итоговые вопросы и

оценивать свои достижения на уроке.

 

24

4 нед

нояб

Откуда в наш дом приходит электричество? **

 

 

 

1

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых приборов. Способы выработки электричества и доставки её потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

-запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

-анализировать схему выработки  электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

-практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

25

1 нед

дек

Как путешествует письмо?*

 

 

 

1

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

-работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма;

-различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;

-работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

26

1нед

дек

Куда текут реки? *

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды  от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море,

-сравнивать реку и море;

-различать пресную и морскую воду;

- практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению «морской воды;

-- практич. работа в паре: историю по рисунку;- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

27

2 нед

дек

Откуда берутся снег и лёд? **

 

 

 

1

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда .Практическая работа

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;

-наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

28

2 нед

дек

Как живут растения?

 

 

1

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

-прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;

-формулировать выводы об условиях , необходимых для жизни растений;

-практич. работа в паре: ухаживать за комн. растениями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

29

3 нед

дек

Как живут животные? *

 

 

 

 

 

 

 

1

Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

-работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

- практич. работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

- оценивать свои достижения на уроке

 

30

3 нед

дек

Как зимой помочь птицам?

 

 

1

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. Экскурсия на пришкольный участок и развешивание кормушек.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-наблюдать  зимующих птиц, различать  зимующих птиц по рисункам и в природе;

-обсуждать формы  кормушек и виды корма для птиц;

-практич. работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

-запомнить правила подкормки птиц;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

31

4 нед

дек

Откуда берётся и куда девается мусор?

 

 

 

1

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. раздельный сбор мусора

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

-обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора  мусора;

- практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

-сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

32

4 нед

дек

Откуда в снежках грязь? **

 

 

1

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практич. работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

-обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

-формулировать предложения по защите окружающей среды  от загрязнений;

-сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок

 

33

3нед

янв

 

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

 

1

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений, .практическая работа.

 

выполнять тестовые задания учебника;

-выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

-обсуждать выступления уч-ся;

-оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.

 

 

34

3 нед

янв

4 раздел«ГДЕ И КОГДА?» (11 ч)

Когда учиться интересно? *

 

 

1

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учёбы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

-работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

- рассказывать о своём учителе; формулировать

выводы из коллективного обсуждения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

35

4 нед

янв

Проект «Мой класс и моя школа» *

 

 

1

Подготовка к выполнению проекта, :знакомство с материалами ученика, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта с помощью взрослых учатся:

-фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

-коллективно составлять рассказ о школе и классе;

-презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями ( слайдами);

-оформлять фотовыставку;

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

 

36

4 нед

янв

Когда придёт суббота? *

 

 

1

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

-работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;

-называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

-сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

37

5 нед

янв

Когда наступит лето?

 

 

1

Последовательность смены времен года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать схему смены времен года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года4

-называть любимое время года и объяснять , почему именно оно является любимым;

-работать в паре6 находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;

-наблюдать сезонные изменения в природе  и фиксировать их в рабочей тетради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

38

5нед

янв

Где живут белые медведи? *

 

 

1

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-практич. работа в паре: находить на глобусе Сев. Лед, океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

-рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

-приводить примеры животных холодных районов;

-устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

39

1 нед

фев

Где живут слоны? *

 

 

1

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- практич. работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;

-работать  в группе, :анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;

- приводить примеры животных жарких районов;

-устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

40

1 нед

фев

Где зимуют птицы?*

 

1

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-различать зимующих и перелётных птиц, группировать птиц с использованием цветных фишек;

-работать  в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;

-объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

-приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

41

2 нед

фев

Когда появилась одежда? *

 

 

1

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная)

- понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить;

- прослеживать с помощью иллюстраций учебнику историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

- отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

- работать в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирать одежду для разных случаев;

- работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке 

 

42

2 нед

фев

Когда изобрели велосипед? *

 

 

1

История появления и усовершенствование велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде

- понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить;

- сравнивать старинные  и современные велосипеды;

- работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;

- обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

- запомнить правила безопасности езды на велосипеде;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

43

4 нед

фев

Когда мы станем взрослыми? *

 

1

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать жизнь взрослого и ребенка;

- определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

- работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;

- рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;

 

 

44

4 нед

фев

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». *

 

 

1

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

- выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

 

45

1 нед

марта

5 раздел «ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?» (22 ч)

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? *

 

 

 

1

Знакомство с целями и задачами раздела.

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие льва

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;

- работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

- работать со взрослыми: наблюдать картину звездного неба, находить в нем созвездие Льва;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

46

1 нед

марта

Почему Луна бывает разной? *

 

 

1

Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещение ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

- моделировать из пластилина форму Луны;

- рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными, осуществлять самопроверку;

- работать со взрослыми; наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

47

2 нед

марта

Почему идет дождь и дует ветер? *

 

 

1

Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- наблюдать за дождями и ветром;

- работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку;

- сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

48

2 нед

марта

Почему звенит звонок? *

 

1

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

- практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;

- обсуждать, почему и как следует беречь уши;

- высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;

Сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

49

3 нед

марта

Почему радуга разноцветная?

 

 

1

Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

- запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема;

- высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

- работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

50

3 нед

марта

Почему мы любим кошек и собак?

 

 

1

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой  и собакой

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку)

- обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

- рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

- практическая работа в паре: познакомится с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

- участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

51

4 нед

марта

Проект «Мои домашние питомцы».

 

 

1

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение знаний, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

- наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений;

- фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

- составлять рассказ о своей  кошке (собаке), ее характере, повадках, играх.

- презентовать свой проект с демонстрацией фотографий  (слайдов);

- оформлять фотовыставку;

- оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

 

 

 

52

4 нед

марта

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

 

 

1

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;

- рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

- устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

53

1 нед

апр

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

 

 

 

1

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

- объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

- работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;

- оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»;

- формулировать правила поведения на природе;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

54

1нед

апр

Зачем мы спим ночью?

 

 

1

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать рисунки учебника, делая выводы о значении сна в жизни человека;

- работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку;

- оценивать правильность своей подготовки ко сну;

- рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зеленые страницы»;

- определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

55 2нед

апр

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

 

1

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;

- работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- запомнить правила гигиены при употреблении овоще и фруктов;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

56

2нед

апр

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? *

 

 

1

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук»

- отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;

- рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки;

- практическая работа в паре: осваивать приемы чистки зубов и мытья рук;

- запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные;

- формулировать основные правила гигиены;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

57

3 нед

апр

Зачем нам телефон и телевизор? *

 

 

1

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать средства связи и средства массовой информации;

- рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

- объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов;

- работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприемники);

- обсуждать назначение Интернета;

- моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

58

3 нед

апр

Зачем нужны автомобили? *

 

 

1

Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

- работать в паре: по рисунку-схеме знакомится с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;

- использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;

- сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

59

4 нед

апр

Зачем нужны поезда?

 

 

1

Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать поезда в зависимости от их назначения;

- работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль;

- использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

60

4 нед

апр

 

Зачем строят корабли? *

 

 

1

Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать корабли в зависимости от их назначения;

- рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле;

- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

61            5 нед

апр

Зачем строят самолеты?

 

 

1

Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолета

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать самолеты в зависимости от их назначения;

- рассказывать о своих впечатлениях от полета на самолете;

- работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолета, проводить самопроверку и взаимопроверку;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

 

 

 

62

5 нед

апр

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

 

 

1

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а так же в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках;

- обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае;

- участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

63

2 нед

мая

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

 

 

1

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолете

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолете;

- участвовать в ролевой игр, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

64

2 нед

мая

Зачем люди осваивают космос?*

 

1

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

- работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку;

- моделировать экипировку космонавта;

- участвовать в ролевой игре «Полет в космос»;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

65

3 нед

мая

Почему мы часто слышим слово «экология»? *

 

1

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить в тексте учебника ответы на вопросы;

- приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой;

- оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

- участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 

66

3 нед

мая

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

 

1

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Практическая работа.

- выполнять тестовые задания учебника;

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Плешаков А.А. Окружающий мир   Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2014

 

Учебники

1.Плешаков А.А. Окружающий мир.    Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1.-М.: Просвещение, 2014.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир.                                                                

Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 2.-М.: Просвещение, 2014.

Рабочие тетради

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс В 2 ч. Ч. – М.: Просвещение, 2016.

 

Методические пособия

Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

Тесты Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2016

 

Классная доска

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Компьютер

Сканер

Принтер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Дата и тема непроведенного урока

класс

Причина                       (№ приказа)

Восстановление

Дата проведения

Подпись учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101» «ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101» «ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа: ·

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа: ·

Концепция (основная идея) программы:

Концепция (основная идея) программы:

России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному до- стоянию родной страны и всего человечества

России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному до- стоянию родной страны и всего человечества

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе

Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе

Метапредметные результаты Регулятивные

Метапредметные результаты Регулятивные

Обучающийся научится: - включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; - формулировать ответы на вопросы; - слушать партнёра по…

Обучающийся научится: - включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; - формулировать ответы на вопросы; - слушать партнёра по…

Оценка планируемых результатов: №

Оценка планируемых результатов: №

Человечество как многообразие народов, культур, религий

Человечество как многообразие народов, культур, религий

Содержание рабочей программы 1 класс (66 ч)

Содержание рабочей программы 1 класс (66 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №

Национальные праздники народов

Национальные праздники народов

Что у нас над головой? * 1

Что у нас над головой? * 1

Что общего у разных растений? * 1

Что общего у разных растений? * 1

Что растёт на клумбе? 1

Что растёт на клумбе? 1

Кто такие насекомые? ** 1

Кто такие насекомые? ** 1

Кто такие звери? * 1 Внешнее строение и разнообразие зверей

Кто такие звери? * 1 Внешнее строение и разнообразие зверей

На что похожа наша планета? * 1

На что похожа наша планета? * 1

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? ** 1

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? ** 1

Куда текут реки? * 1

Куда текут реки? * 1

Как живут животные? * 1

Как живут животные? * 1

Откуда в снежках грязь? ** 1

Откуда в снежках грязь? ** 1

Когда придёт суббота? * 1

Когда придёт суббота? * 1

Где живут белые медведи? * 1

Где живут белые медведи? * 1

Когда появилась одежда? * 1

Когда появилась одежда? * 1

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке 47 2 нед марта

Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке 47 2 нед марта

Почему мы любим кошек и собак? 1

Почему мы любим кошек и собак? 1

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? 1

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? 1

Зеленые страницы»; - определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке 55…

Зеленые страницы»; - определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке 55…

Зачем нам телефон и телевизор? * 1

Зачем нам телефон и телевизор? * 1

Представление о развитии железнодорожного транспорта- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать поезда в зависимости от их назначения; - работа в паре:…

Представление о развитии железнодорожного транспорта- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать поезда в зависимости от их назначения; - работа в паре:…

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а так же в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)- понимать учебную задачу урока и…

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а так же в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае)- понимать учебную задачу урока и…

Почему мы часто слышим слово «экология»? * 1

Почему мы часто слышим слово «экология»? * 1

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ