Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»
«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» |
«УТВЕРЖДАЮ» |
Куратор кафедры заместитель |
Директор МБОУ «Лицей №101» |
начальных классов директора по УВР _______ Крайцер Н.В. _____ Дрёмова Е.В. |
______________ Михальчук В.П. «____»_______________________ |
Протокол № 3 от 28.08.2017 года 28.08.2017 года |
Приказ № 357 от 29.08.2017 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
предметной области «Обществознание и естествознание»
для 1 б класса
начального общего образования
на 2017/2018 учебный год
Составители:
Казанцева Лариса Владимировна
Барнаул 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
·
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (с
изменениями и дополнениями от:26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями от 08.06.2015 №576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №38 05 июня 2017 приказ 629, 20 июня 2017 приказ №581, 08 июня 2017 приказ №535)
· Авторская программа по предмету
· Учебный план МБОУ «Лицей №101» на 2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора от 22.05.2017 №244
· Годовой календарный учебный график МБОУ «Лицей №101» на 2017/2018 учебный год, утвержденный приказом директора от29.08.2017 №355
· Положение о рабочих программах учебных предметовв соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, принятое педагогическим советом от 22.05.2017протокол №4 и утвержденное приказом директора от 22.05.2017 №244
· Положение о формах, периодичности и порядке контроля текущей и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356
· Положение о критериях и нормах оценок по учебным предметам и учебным курсам на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356
· Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся на уровне начального общего образования в МБОУ «Лицей №101», утвержденное приказом директора от 29.08.2017 №356.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования.
Концепция (основная идея) программы:
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие , обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системн6ого видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Место предмета в базисном учебном плане: Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», предметной области «Обществознание и естествознание». В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю , 66 часов в год.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание»
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю: 1 класс —66ч (33 учебные недели).
Соответствует федеральному перечню учебников, утверждённому Министерством образования и науки РФ. Учебник «Окружающий мир». В 2ч. – М.: Просвещение, 2014, авторской программы «Окружающий мир» автора: А.А. Плешакова (Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011).
Используемый учебно-методический комплекс (УМК) с указанием учебника и учебных пособий для учащихся:
1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Окружающий мир» 1 класс, в 2 ч.,/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.-10-е изд. – М.: Просвещение, 2014г./ Школа России.
2. Рабочие тетради «Окружающий мир: Мир вокруг нас» 1 класс, в 2 ч., / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016 г
3. Тесты «Окружающий мир» 1 класс А.А.Плешаков, Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2016 г.
Цель и задачи обучения предмету
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.
Его цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён- ком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному до- стоянию родной страны и всего человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого и направлено на :
- формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
- развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
Основные технологии, методы, формы обучения:
Формы организации образовательного процесса:
уроки с групповыми формами работы
уроки творчества
уроки - конкурсы
уроки - общения
уроки - игры
уроки - диалоги
уроки - конференции
интегрированные уроки
межпредметные уроки
уроки - экскурсии
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе. Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала Системно-деятельностный подход обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Технология индивидуализации обучения Информационно-коммуникационные технологии.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
- моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
· Обучающийся научится:
· • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
различать флаг и герб России;
• узнавать некоторые достопримечательности столицы;
• называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
• проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
• проводить опыты с водой, снегом и льдом;
• различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
• различать овощи и фрукты;
• определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
• описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
• сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
• сравнивать реку и море;
• использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
• находить на глобусе холодные и жаркие районы;
• различать животных холодных и жарких районов;
• изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
• различать прошлое, настоящее и будущее;
• называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
• соотносить времена года и месяцы;
• находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
• объяснять причины возникновения дождя и ветра;
• перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
• ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
• мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
• раздельно собирать мусор в быту;
• соблюдать правила поведения в природе;
• правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
• подбирать одежду для разных случаев;
• правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
• правильно переходить улицу;
• соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
• различать виды транспорта;
• соблюдать правила безопасности в транспорте.
Оценка планируемых результатов:
№ |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
примечание |
1. |
Рабочая тетрадь «Окружающий мир», А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2016 г. |
Программа универсальных учебных действий в Основной образовательной программе МБОУ «Лицей №101» |
Программа универсальных учебных действий в Основной образовательной программе МБОУ «Лицей №101»
|
|
Выполнение программы осуществляется с учетом планируемых результатов освоения междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. В Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ |
Разделы |
Количество часов |
Лабораторные, практическое ,развитие речи, внеклассное чтение |
Экскурсии |
Контрольные работы |
1 |
Задавайте вопросы! |
1 ч |
|
|
|
2 |
« Что и кто?» |
20 ч |
|
4 |
|
3 |
« Как, откуда и куда?» |
12 ч |
3 |
1 |
|
4 |
« Где и когда?» |
11 ч |
|
|
|
5 |
« Почему и зачем?» |
22 ч |
1 |
|
|
итого |
5 разделов |
66 часов |
4 практических |
5 экскурсий |
----- |
Содержание рабочей программы
1 класс (66 ч)
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила
перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (21 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение (1 ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока (тип урока) |
Кол-во ча- сов |
Основное содержание |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Виды контроля |
1 1 нед. сен |
1 раздел «Задавайте вопросы!» *
|
1 |
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой |
Уч-ся осваивают первоначальные умения: -задавать вопросы; -вступать в учебный диалог; -пользоваться условными обозначениями учебника; -различать способы и средства познания окр. мира; -оценивать результаты своей работы на уроке. |
|
2 1нед. сен |
2 раздел Что такое Родина?*
|
1 |
Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. |
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го родах страны, занятиях жителей; — сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; — рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
|
3 2нед. сен. |
Что мы знаем о народах России?*
|
1 |
Многонациональный характер населения России. Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России. |
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; — обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; — работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
|
4 2нед. сен |
Что мы знаем о Москве?*
|
1 |
Москва-столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. Жизнь москвичей- наших сверстников.
|
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации ученика, извлекать из них нужную информацию о Москве; -узнавать достопримечательности столицы; --работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей – своих сверстников; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
5 3 нед сен |
Проект «Моя малая Родина»*
|
1
|
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Экскурсия по Индустриальному району. |
В ходе выполнения проекта с помощью взрослых учатся: -фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; -находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; -интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; -составлять устный рассказ; -выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии; -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
|
6 3 нед сен |
Что у нас над головой? *
|
1 |
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. |
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; -моделировать форму Солнца; -работать в паре: моделировать форму созвездий; -работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, луной, погодой (по заданиям тетради); -- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
7 4 нед сен |
Что у нас под ногами? *
|
1 |
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. |
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; -практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; -различать гранит, кремень, известняк; -работать в паре: использовать полученную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
8 4 нед сен |
Что
общего
|
1
|
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. |
понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; -рассматривать иллюстрации ученика, извлекать из них нужную информацию; -практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; - работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
9 1 нед окт |
Что растёт на подоконнике?
|
1 |
Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса. |
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам; -практическая работа определять комн. растения с помощью атласа определителя; -различать изученные растения; - работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комн. растений, осуществлять самопроверку; -приводить примеры комнатных растений; -рассказывать об особенностях любимого растения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
10 1 нед окт |
Что растёт на клумбе?
|
1
|
Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. Экскурсия на пришкольный участок.
|
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; -практическая работа определять растения цветника с помощью атласа определителя; - работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; -рассказывать о любимом цветке; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
11 2 нед окт |
Что это за листья?
|
1 |
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям. Экскурсия на пришкольный участок. |
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; -узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; -сравнивать и группировать листья по различным признакам; -практическая работа в группе: определять деревья по листьям; -описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок |
|
12 2 нед окт |
Что такое хвоинки?
|
1 |
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна- хвойные деревья. Хвоинки- видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. |
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -различать лиственные и хвойные деревья; - практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа – определителя; -сравнивать ель и сосну; -описывать дерево по плану; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
13 3 нед окт |
Кто такие насекомые? **
|
1 |
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых. |
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; -работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; -сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам, -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
14 3 нед окт |
Кто такие рыбы?*
|
1 |
Рыбы- водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. |
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; -моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; -работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; -приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа- определителя; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
15 4 нед окт |
Кто такие птицы?*
|
1 |
Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -практическая работа: исследовать строение пера птицы; -работать в паре: узнавать птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; -описывать птицу по плану; -сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
16 4 нед окт |
Кто такие звери? *
|
1 |
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; -практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; -работать в паре: узнавать зверей на рисунке, осуществлять самопроверку; -устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
17 5 нед окт |
Что окружает нас дома? *
|
1 |
Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -характеризовать назначение бытовых предметов; -находить на рисунке предметы определённых групп; -работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; -приводить примеры предметов разных групп; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
18 5 нед окт |
Что умеет компьютер? *
|
1 |
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. Экскурсия в компьютерный класс. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -определять составные части компьютера, -характеризовать назначение его частей; -сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; -работать в паре: рассказывать ( по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; -моделировать устройство компьютера; -соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
19 2 нед Нояб. |
Что вокруг нас может быть опасным?
|
1 |
Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; -характеризовать опасность бытовых предметов; -работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; -моделировать устройство светофора; -оценивать своё обращение с предметами дом-го обихода и поведение на дороге; -сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; --отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
|
20 2 нед нояб |
На что похожа наша планета? *
|
1 |
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -выдвигать предположения и доказывать их; -использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; -работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; -моделировать форму Земли; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
21 3 нед нояб |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина».
|
1 |
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.
|
-выполнять тестовые задания учебника; -выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления уч-ся; -оценивать свои достижения и достижения других уч-ся. |
|
22 3 нед нояб |
3 раздел«КАК, ОТКУДА И КУДА?» Как живёт семья? Проект «Моя семья».*
|
1 |
Знакомство с целями и задачами раздела. Семья – это самые близкие люди. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта « Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; -называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; -рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; -оценивать значение семьи для человека и общества; В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: -отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; -интервьюировать членов семьи; -оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; -составлять экспозицию выставки; -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
|
23 4 нед нояб |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? **
|
1 |
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -прослеживать по рисунку –схеме путь воды; -обсуждать необходимость экономии воды; -выяснять опасность употребления загрязнённой воды; -практич. работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
24 4 нед нояб |
Откуда в наш дом приходит электричество? **
|
1 |
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых приборов. Способы выработки электричества и доставки её потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; -запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; -анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; -практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
25 1 нед дек |
Как путешествует письмо?*
|
1 |
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; -работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; -различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; -работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
26 1нед дек |
Куда текут реки? *
|
1 |
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. |
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море, -сравнивать реку и море; -различать пресную и морскую воду; - практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению «морской воды; -- практич. работа в паре: историю по рисунку;- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
27 2 нед дек |
Откуда берутся снег и лёд? **
|
1 |
Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда .Практическая работа |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; -наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
28 2 нед дек |
Как живут растения?
|
1 |
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями. |
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; -прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; -формулировать выводы об условиях , необходимых для жизни растений; -практич. работа в паре: ухаживать за комн. растениями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
29 3 нед дек |
Как живут животные? *
|
1 |
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; -работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практич. работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; - оценивать свои достижения на уроке |
|
30 3 нед дек |
Как зимой помочь птицам?
|
1 |
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. Экскурсия на пришкольный участок и развешивание кормушек. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; -обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; -практич. работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; -запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
31 4 нед дек |
Откуда берётся и куда девается мусор?
|
1 |
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. раздельный сбор мусора |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; -обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; -сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
32 4 нед дек |
Откуда в снежках грязь? **
|
1 |
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практич. работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; -обсуждать источники появления загрязнений в снеге; -формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; -сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок |
|
33 3нед янв
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».
|
1 |
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений, .практическая работа.
|
выполнять тестовые задания учебника; -выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами, -обсуждать выступления уч-ся; -оценивать свои достижения и достижения других уч-ся.
|
|
34 3 нед янв |
4 раздел«ГДЕ И КОГДА?» (11 ч) Когда учиться интересно? *
|
1 |
Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учёбы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; -работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; - рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
35 4 нед янв |
Проект «Мой класс и моя школа» *
|
1 |
Подготовка к выполнению проекта, :знакомство с материалами ученика, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
В ходе выполнения проекта с помощью взрослых учатся: -фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. -коллективно составлять рассказ о школе и классе; -презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями ( слайдами); -оформлять фотовыставку; -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. |
|
36 4 нед янв |
Когда придёт суббота? *
|
1 |
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; -работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; -называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; -сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
37 5 нед янв |
Когда наступит лето?
|
1 |
Последовательность смены времен года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -анализировать схему смены времен года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года4 -называть любимое время года и объяснять , почему именно оно является любимым; -работать в паре6 находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; -наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
38 5нед янв |
Где живут белые медведи? *
|
1 |
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -практич. работа в паре: находить на глобусе Сев. Лед, океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; -рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; -приводить примеры животных холодных районов; -устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
39 1 нед фев |
Где живут слоны? *
|
1 |
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - практич. работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; -работать в группе, :анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; - приводить примеры животных жарких районов; -устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
40 1 нед фев |
Где зимуют птицы?*
|
1 |
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму |
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -различать зимующих и перелётных птиц, группировать птиц с использованием цветных фишек; -работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; -объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; -приводить примеры зимующих и перелётных птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
41 2 нед фев |
Когда появилась одежда? *
|
1 |
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и ее назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) |
- понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить; - прослеживать с помощью иллюстраций учебнику историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; - отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; - работать в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирать одежду для разных случаев; - работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
42 2 нед фев |
Когда изобрели велосипед? *
|
1 |
История появления и усовершенствование велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трехколесный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде |
- понимать учебную задачу урока и стремится ее выполнить; - сравнивать старинные и современные велосипеды; - работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; - обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; - запомнить правила безопасности езды на велосипеде; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
43 4 нед фев |
Когда мы станем взрослыми? *
|
1 |
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребенка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира |
понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать жизнь взрослого и ребенка; - определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; - работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием; - рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;
|
|
44 4 нед фев |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». *
|
1 |
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений |
- выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
45 1 нед марта |
5 раздел «ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?» (22 ч) Почему Солнце светит днем, а звезды ночью? *
|
1 |
Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звезд. Созвездие льва |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; - работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; - использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; - работать со взрослыми: наблюдать картину звездного неба, находить в нем созвездие Льва; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
46 1 нед марта |
Почему Луна бывает разной? *
|
1 |
Луна – спутник Земли, ее особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещение ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; - моделировать из пластилина форму Луны; - рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными, осуществлять самопроверку; - работать со взрослыми; наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
47 2 нед марта |
Почему идет дождь и дует ветер? *
|
1 |
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - наблюдать за дождями и ветром; - работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
48 2 нед марта |
Почему звенит звонок? *
|
1 |
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; - практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; - обсуждать, почему и как следует беречь уши; - высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку; Сочинять и рассказывать сказку по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
49 3 нед марта |
Почему радуга разноцветная?
|
1 |
Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
50 3 нед марта |
Почему мы любим кошек и собак?
|
1 |
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку) - обсуждать наше отношение к домашним питомцам; - рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; - практическая работа в паре: познакомится с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; - участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
51 4 нед марта |
Проект «Мои домашние питомцы».
|
1 |
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение знаний, обсуждение способов и сроков работы |
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), ее характере, повадках, играх. - презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
|
|
52 4 нед марта |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
|
1 |
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; - рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; - устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
53 1 нед апр |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
|
1 |
Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; - объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; - работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; - оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; - формулировать правила поведения на природе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
54 1нед апр |
Зачем мы спим ночью?
|
1 |
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать рисунки учебника, делая выводы о значении сна в жизни человека; - работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку; - оценивать правильность своей подготовки ко сну; - рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зеленые страницы»; - определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
55 2нед апр |
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
|
1 |
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; - работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - запомнить правила гигиены при употреблении овоще и фруктов; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
56 2нед апр |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? *
|
1 |
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приемов чистки зубов и мытья рук |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук» - отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; - рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; - практическая работа в паре: осваивать приемы чистки зубов и мытья рук; - запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные; - формулировать основные правила гигиены; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
57 3 нед апр |
Зачем нам телефон и телевизор? *
|
1 |
Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать средства связи и средства массовой информации; - рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; - объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов; - работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприемники); - обсуждать назначение Интернета; - моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
|
58 3 нед апр |
Зачем нужны автомобили? *
|
1 |
Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать автомобили и объяснять их назначение; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомится с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; - использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
59 4 нед апр |
Зачем нужны поезда?
|
1 |
Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать поезда в зависимости от их назначения; - работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; - использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
|
60 4 нед апр
|
Зачем строят корабли? *
|
1 |
Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать корабли в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
61 5 нед апр |
Зачем строят самолеты?
|
1 |
Самолеты – воздушный транспорт. Виды самолетов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолета |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать самолеты в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от полета на самолете; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолета, проводить самопроверку и взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
|
|
62 5 нед апр |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
|
1 |
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а так же в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; - обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; - работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
63 2 нед мая |
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?
|
1 |
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолете |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолете; - участвовать в ролевой игр, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
64 2 нед мая |
Зачем люди осваивают космос?*
|
1 |
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полетов космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; - работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку; - моделировать экипировку космонавта; - участвовать в ролевой игре «Полет в космос»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
65 3 нед мая |
Почему мы часто слышим слово «экология»? *
|
1 |
Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли |
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить в тексте учебника ответы на вопросы; - приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; - оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; - участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
66 3 нед мая |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние питомцы».
|
1 |
Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Практическая работа. |
- выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
|
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочие программы. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2014
Учебники
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1.-М.: Просвещение, 2014.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир.
Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 2.-М.: Просвещение, 2014.
Рабочие тетради
Методические пособия
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 1 класс
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Тесты Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1 класс. – М.: Просвещение, 2016
Классная доска
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер
Сканер
Принтер
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата и тема непроведенного урока |
класс |
Причина (№ приказа) |
Восстановление |
Дата проведения |
Подпись учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.