Рабочая программа "В краю хорошего настроения"
Оценка 4.7

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Оценка 4.7
Исследовательские работы +3
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
25.04.2019
Рабочая программа "В краю хорошего настроения"
Данная рабочая программа разработана для работы психолога с детьми дошкольного возраста, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и проходящими психолого-педагогическую реабилитацию в социальном учреждении. Поставленные цели и задачи рабочей программы выполнимы при использовании всех описанных методик в достаточно короткое время - 6 месяцев. Рабочая программа не требует больших затрат.
на конкурс.docx
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток»  в деревне Рокотушка» Программа «В краю хорошего настроения». Арт­терапия и другие методы в общей системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста.  Срок реализации программы – 6 месяцев. Возраст детей от 3 до 6 лет Рассмотрена и одобрена на педагогическом совете педагогов ОГКУСО СП«Росток» Автор: Верещагина Евгения Сергеевна, педагог ­психолог Протокол №__ ____________   1 2019 г. Оглавление: 1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Содержание программы:                                                        3.1. Календарно – тематическое планирование 3.2. Методы и условия реализации программы 3.3. Требования к уровню подготовки детей 3.4. Средства обучения Приложение 3 4 7 8 9 11 11 14 2 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Рабочая программа  разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и уверенности в себе. 3 Наименование Программы Программа «В краю хорошего настроения» Арт­терапия и другие методы   в   общей   системе   психокоррекционной   работы   с   детьми дошкольного возраста. Основания   для разработки Программы ­Закон  РФ ФЗ 3 273 «Об образовании»  ­Постановление  главного   государственного   санитарного   врача Российской   Федерации   от   22.07.2010   №91   «Об   утверждении СанПиН 2.4.1.2660­10 "Санитарно­эпидемиологические требования к   устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы   в дошкольных организациях" ­Устав учреждения ­Федеральный   государственный   образовательный   стандарт дошкольного   образования.   –   Министерство   образования   и   науки РФ№1155 2013 г. Исполнитель программы Целевая группа Педагог – психолог  Для   детей   3­7   лет,   проживающих   в   учреждении   социального обслуживания Составители программы Педагог – психолог Верещагина Е.С. Цель Программы Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста,  охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция  недостатков в психическом развитии, профилактика  эмоционального напряжения, общее развитие. Задачи Программы 1.Восстановление   эмоционального   комфорта,   поддержание стремления   ребенка   к   психологическому   здоровью,   равновесию, гармонии. 2.Создание атмосферы защищенности и доброжелательности. 3.Оказание помощи и поддержки педагогам в решении возникающих проблем. 4.Формирование адекватной самооценки. 5.Развитие творческих способностей, фантазии, воображения. 6.Профилактика и коррекция тревожности, страхов, агрессии,  асоциального поведения 7.Оказание психологической помощи в познании себя. 8.Развитие индивидуальных особенностей детей. 9.Повышение  активности и самостоятельности детей. 10. Способствовать повышению адаптивных возможностей детей во временном детском коллективе, изменению негативных стереотипов 4 Ожидаемые конечные результаты поведения.   коррекции   и   развития   Программа «В краю хорошего настроения» ­ арт­терапия и другие методы   в   общей   системе   психокоррекционной   работы   с   детьми дошкольного   возраста   –позволяют   при   относительно   небольших временных и финансовых затратах  создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста воспитанников, (самореализации, самовыражения, повышения адаптационных способностей личности, изменения   стереотипов   ее   поведения,   проявления   социальной   и творческой   активности).   Использование   методик:,арт­терапия, пальчиковая гимнастика, а также коррекция умственного развития положительно   скажутся   на   эмоциональном   состоянии воспитанников.   Снимут   напряжение,   переключат   от   негативных переживаний,   создадут   доброжелательную   атмосферу   в   группе среди   воспитанников   и   взрослых,   поспособствуют   развитию творческих   способностей,   а   также   быстрой   адаптации   к   новым условиям проживания и успешной реабилитации. Сроки реализации программы 2019 год 5 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   определяет   содержание   и   структуру   деятельности педагога­психолога   по   направлениям:   психопрофилактика,   психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности в учреждениях социального обслуживания.   Особенно актуальным это становится, когда   речь   идет   о   детях,   изъятых   из   семей.   Дети,   находящиеся   в   социальном приюте   по­разному   реагируют   на   ситуацию   изъятия   из   семьи,   расставания   с родителями,   изменения   привычных   условий   жизни,   разрушения   внутренних установок о окружающем мире и себя. Это травмирующий процесс, в результате которого  дети испытывают  целый спектор  негативных эмоций:  злость, тревогу, страх, грусть и т.п. Предлагаемая программа коррекционно­развивающей работы направлена   на  стабилизацию   эмоционального  состояния   средствами,  доступным для детей дошкольного возраста.                     Следует отметить,   что у детей, находящихся в зоне социального риска, формируются   психологические   проблемы,   которые   могут   быть   связанны   с реакциями дезадаптации: беззащитностью из­за отрыва из семьи и направлением в детское учреждение. Клиническими проявлениями подобных кризисных состояний являются:   дистимии   (мрачность,   тревожность,   беспокойство);   стремление   к уединению,   замкнутость;   агрессивность,   навязчивость   (сосание   пальцев,   языка, губ).   Профилактической реакций дезадаптаци является создание у воспитанника чувства   защищенности,   психологического   комфорта,   что   возможно   только   при наличии   искренней   любви   и   желанию   помочь,  а  также   когда   все  требования   к воспитанникам, их психическим и физическим возможностям сбалансированы в соответствии с их возрастом и полом.           Когда ребенок по тем или иным показателям определяется в учреждение социального обслуживания для несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  уже не разлука с матерью или неадекватный родительский уход,   но   дефицит   внимания   и   воспитания   становятся   основными   факторами, негативно   влияющими   на   процесс   его   развития.   Дальнейшее   развитие воспитанника зависит от качества и разнообразия впечатлений, связанных с его общением со взрослыми и другими воспитанниками, а также с разными видами деятельности, в которые воспитанник может вовлекаться, находясь в учреждении социального   обслуживания.   Приспособление   к   новым   условиям   требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Воспитанник может быть заторможен или неуравновешен, гиперактивен, напряжен, замкнут, беспокоен, малообщителен, агрессивен. Познавательная активность, как правило, снижается или угасает совсем. Подобное поведение – это реакция на переживаемый   стресс.   В   данном   случае   воспитаннику   необходимо   помочь, оказать   эмоциональную   поддержку.   Признаками   того,   что   воспитанник адаптировался, является: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими   детьми,   адекватная   реакция   на   просьбы   взрослых,   нормальное эмоциональное состояние. 6 ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:                          Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в психическом развитии, профилактика эмоционального напряжения, общее развитие. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии. 2.Создание атмосферы защищенности и доброжелательности. 3.Оказание помощи и поддержки педагогам в решении возникающих проблем. 4.Формирование адекватной самооценки. 5.Развитие творческих способностей, фантазии, воображения. 6.Профилактика   и   коррекция   тревожности,   страхов,   агрессии,   асоциального поведения 7.Оказание психологической помощи в познании себя. 8.Развитие индивидуальных особенностей детей. 9.Повышение  активности и самостоятельности детей. 10.  Способствовать   повышению   адаптивных   возможностей   детей   во   временном детском коллективе, изменению негативных стереотипов поведения. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: ­   дети   дошкольного   возраста,   проживающие   в   учреждении   социального обслуживания. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Программа «В краю хорошего настроения» ­ арт­терапия и другие методы в общей   системе   психокоррекционной   работы   с   детьми   дошкольного   возраста   – позволяют при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия   для   выявления   потенциальных   возможностей   и   стимулирования личностного   роста   воспитанников,   коррекции   и   развития   (самореализации, самовыражения,   повышения   адаптационных   способностей   личности,   изменения стереотипов ее поведения, проявления социальной и творческой активности).              Использование таких методик, как, арт­терапия, пальчиковая гимнастика положительно скажутся на коррекции умственного развития и  на эмоциональное состояние   воспитанников.   Снимут   напряжение,   переключат   от   негативных переживаний,   создадут   доброжелательную   атмосферу   в   группе   среди воспитанников и взрослых, поспособствуют развитию творческих способностей, а также   быстрой   адаптации   к   новым   условиям   проживания   и   успешной реабилитации. 7 Общее психофизиоло гическое развитие. Эмоциональн ое развитие. Речевое развитие. Социальное развитие. o повышение иммунитета; o активизация мышления; o улучшение соматического здоровья; o коррекция  эмоционального  состояния; o активизация деятельности; o нормализация сна; o развитие мелкой моторики o обогащение эмоционального опыта;  o преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и      агрессивности; o стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний; o формирование эмоционально спокойного состояния,      способствующее снятию негативных эмоций и состояний;  o активизация словаря; o накопление языковых представлений; o  формирование способности ребенка к пониманию обращенной       к нему и контекстуальной речи; o формирование диалогической речи; o формирование элементов словесного планирования; o формирование монологической речи; o формирование способности связно рассказывать, выделяя       основную мысль; o развитие выразительности речи; o формирование способностей осознания и переживания успехи­      неуспехи, результаты деятельности;  o проекция общественных взаимодействий; o развитие социальных норм поведения; o ориентация ребенка на взрослого как на источник социального      опыта; o формирование организационных умений o развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую      ситуацию; o осмысление несложных конструкций, отражающих      общественные правила, нормы общения и поведения в      обществе; o освоению теоретических знаний посредством обогащения      чувственного опыта; o развитие умения подчинять свои поступки усвоенным      моральным и этическим нормам; o формирование и развитие творческих способностей; 8 o формирование развития самосознания, самоконтроля,      способности адекватного отношения к себе и окружающим; o формирование правильного поведения в коллективе 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа включает в себя несколько видов деятельности: Психопрофилактическая работа: • мониторинг социально­психологического климата в учреждении; • обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную  ступень; психологическое сопровождение воспитанников дошкольного возраста в  период адаптации. Диагностика: • определение причин нарушений в поведении и развитии воспитанников; • получение информации об индивидуально­психологических особенностях детей,  динамике развития для оказания своевременной психологической помощи; • диагностика особенностей эмоционально­волевой сферы; • определение интересов, способностей и склонностей для содействия наиболее  полному развитию личности ребенка. Групповая развивающая работа: • групповые развивающие занятия с воспитанниками; • психологические тренинги. Индивидуальная консультативная и коррекционно­развивающая работа: • индивидуальные занятия, направленные на коррекцию эмоционально­волевой  сферы и поведение (по результатам диагностики и запросам педагогов); • консультирование воспитанников (проблемы взаимоотношений); • психологическое сопровождение детей, оказавшихся в сложной ситуации Основные методы: элементы сказкотерапии, арт­терапии  с импровизацией; пальчиковая гимнастика; игры на развитие навыков общения; занятия на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; ролевые игры. Формы организации коррекционно­развивающего процесса:  индивидуальная работа;       групповая работа. Формы работы с законными представителями:.  индивидуальное и групповое консультирование; 9  стендовые консультации;  анкетирование.   Программа   состоит из 24 занятий. Продолжительность занятия с детьми составляет 45 минут. Занятия проводятся 1 раза в неделю. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: 3.1.Календарно – тематическое планирование Месяц Неделя Февраль 1 неделя 2 неделя . 3 неделя 4 неделя Задачи Мониторинг «Давай познакомимся» «Моё имя» Цель: знакомство друг с другом и педагога­психолога с группой; стимулирование творческого самовыражения. Цель: установление более тесного эмоционального контакта «Моя автобиография» между воспитанниками. «Мир, в котором я живу» Цель: установление психологического комфорта. Март 5 неделя «Разноцветное настроение» «В краю хорошего настроения» Цель: коррекция эмоционального состояния. «Моё настроение» Цель: снятие эмоционального напряжения. «Я очень хороший» Цель: гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей. Цель: установление доброжелательного отношения дуг к другу. «Давайте жить дружно» 6 неделя 7 неделя 8 неделя   Апрель                «Научись владеть собой» 10 9 неделя «Новичок»       Цель: обучение детей взаимодействовать в группе,                                     считаться с их мнением. 10 неделя 11 неделя 12 неделя Цель: обучение умению самостоятельно решать проблемы.  «Кто, если не ты?». «Солнце в ладошке» Цель: развитие эмоциональной сферы. «Давай возьмёмся за руки» Цель: формирование социального доверия. Май «Чудесный край» 13                                    «Волшебный лес» неделя 14 неделя 15 Цель: развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения. « Идём за синей птицей» Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива. «Хрустальная вода» неделя Цель: развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы.  16 неделя 17 неделя 18 «Путешествие в мыльное царство» Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения. «Если добрый ты» «Протяни руку помощи» Цель: воспитание дружелюбных отношений друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. «Вежливый Я»  неделя Цель: воспитание уважительного отношения к миру и людям, развитие коммуникативных способностей. 19 неделя Цель: расширение эмоциональной сферы ребёнка. «Характер» 11 Июнь Июль 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя «Поделись своим теплом» Цель: развитие эмоционально­волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.      «Я больше не боюсь» «Наши страхи» Цель: коррекция эмоциональных нарушений.  Цель: развитие чувства единства, снизить эмоциональное «Смелые ребята» напряжение. «Чудо остров» Цель: развитие воображения, снятие эмоционального напряжения. Мониторинг 3.2.МЕТОДЫ:            В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого (педагоги и родители), так и ребенка: Методы телесно­ориентированной терапии.  Релаксационные методы. Метод арт­терапии. Метод сказкотерапии в книгах автора Л.Д Коротковой. Модификация эмоционально­символического метода, предложенная Дж.           Аланом. Технология использования в обучении игровых методов.  Психогимнастика.  Пальчиковая  гимнастика. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:                Принцип первый – единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого­ педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.            Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.            Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития.            Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. 12 Принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ   СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА: 1. Развивающая и психологическая коррекция.             Цель: выработка у воспитанников способов саморегуляции в разработанных образовательных   ситуациях,  которые   помогут   им  стать   успешными,  достигнуть требуемого   уровня   освоения   образовательной   программы   и,   как   следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.              Направление реализуется по следующим разделам:  ­ Развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей ­ Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников ­ Создание условий для эмоциональной и поведенческой адаптации детей к новой социокультурной среде.  2. Психологическое консультирование.             Цель: помочь консультируемому в решении проблемы, когда он сам осознал ее наличие.             Направление реализуется по следующим разделам: ­ Консультирование по проблемам трудностей в межличностном общении ­ Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей             Данная программа может быть успешно реализована при условии включения всех   участников   образовательных   отношений:   дети,   родители   (законные представители) и педагоги в коррекционно­развивающую деятельность. В процессе реализации данной программы используются групповые, индивидуальные формы взаимодействия   с   ребенком.   Преобладают   наглядные   и   игровые   методы   в сочетании со словесными методами. Важно   объединить   содержание   занятий   по   программе   с   повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления, пройденного материала. Придумывать сюрпризы, включать в занятия небольшие паузы для разрядки, песенки, шутки, загадки, потешки. Условия   должны   способствовать   развитию   в   детях   уверенности   в   себе, формировать высокую самооценку, поддерживать стремление к успеху в разных видах деятельности.                    Воспитательные усилия педагогов должны быть согласованными, т.к. специфичность   программы   предполагает   тесное   сотрудничество   педагогов   в достижении целей и задач данной программы, осознание значимости социально­ эмоционального развития ребенка и его значение в его последующей жизни   представителями):                   Формы   взаимодействия   с   педагогами   и   родителями   (законными индивидуальные беседы анкетирование просветительская работа с педагогическим коллективом; 13 просветительская работа с родителями (законными представителями); индивидуальные   психологические   консультации,   занятия   тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.   с   элементами 3.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ В     данной   рабочей   программе   требования   к   знаниям,  умениям   и   навыкам воспитанников дифференцированы:   Общие показатели развития. В  3­4 года  ребенок: Уметь распознавать возникновение основных эмоциональных состояний,             учить определять их по внешним проявлениям.              ссоры, научиться простым способам выхода из  конфликтов. Уметь управлять своим эмоциональным состоянием Уметь разрешать конфликты и понять некоторые причины  возникновения   В 5­6лет ребенок: Иметь представления  о том, что вкусы и мнения бывают разными. Уметь распознавать   основные эмоциональные состояния  и их внешние   Иметь представления о своем внешнем облике, уметь отличать особенности            других детей, изменять свою внешность в соответствии с воображаемым           образом.            проявления: грусть, радость и спокойствие, печаль, горе, злость, страх  Иметь представления о том, что такое дружба, элементарные представления            о том, какими качествами должен обладать друг.  Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских            чувств.  Осознавать необходимость соблюдения некоторых норм и правил           поведения. В 7 лет  ребенок:  Уметь представления о том, что важно в дружеских отношениях.  Уметь осознавать причины, приводящих к конфликту, и возможных путей            его разрешения.  Сформированность  умения объясняться,  способствующих хорошим           отношениям детей с взрослыми и со сверстниками.  Иметь понимание, что наше собственное настроение и отношение других          людей зависит от наших поступков.  Уметь распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.   Уметь справляться с различными проявлениями негативных эмоций.  Уметь адекватно оценивать свою внешность, поддерживать свою           самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности. Используемые методики: СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 14 Эмоциональное состояние ребенка – тест Люшера Эмоциональное состояние ребенка – методика «Кактус» Определение степени тревожности  ребенка – тест Тэммл, Дорки, Амен Изучение   личностных   особенностей   ребенка   –   методика 1. 2. 3. 4. «Несуществующее      животное» Проективная методика «Моя семья» Изучение самооценки ребенка – методика «Лесенка» Карта эмоционального состояния ребенка (заполняется после каждого   5. 6. 7.           занятия) СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1. Оборудование для сенсорной комнаты (в паспорте кабинета). 2. Учебно – наглядные пособия:       литература;       игры и игрушки на сенсомоторное развитие детей. 3. Мультимедийная техника:           магнитофон;           компьютер;           проектор;  диски с музыкой.                  Таким образом, чтобы решить задачи индивидуального сопровождения каждого ребенка, изменить его состояние возможно лишь при условии создания поддерживающей   среды,   в   которой   осуществляется   коррекция   и   развитие   его недооформленных функций.  Модель здоровьесохранной образовательной среды 1. 2. Принципы построения здоровьесберегающей развивающей среды 3. Возможность реализации биологической потребности в движении 4. Наличие достаточного свободного пространства, традиционное и нетрадиционное двигательно­оздоровительное оборудование 5. Эмоциогенность   среды   –   обеспечение   каждому   ребенку   эмоционального   и функционального комфорта 6. Зоны отдыха, подвесные модули, цветовое решение среды, музыкальный фон 7. Индивидуальная комфортность среды – обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей 8. Зоны приватности, уголки уединения 9. Деятельно­возрастная ориентация среды 10.Постепенное   обогащение   и   развертывание   среды   в   соответствии   с   развитием возможностей детей 11.Развивающая ориентация среды, позволяющая ребенку полноценно осваивать все виды детской деятельности 15 12.Организация центров активности в соответствии с основными видами детской деятельности;   алгоритмы   самостоятельной   деятельности   и   вариативного использования оборудования 13.Реализация   позиций   «Я»   ­   концепции:   наличие   информации   о   ребенке,   его достижениях, продуктах его деятельности 14.Динамичность среды                   Из   этого   следует,   что   стремясь   к   созданию   такого   развивающего пространства,  благодаря   которому   закрепляются   новообразования,  возникшее   в результате   коррекционной   работы,   и   ребенок,   входящий   в   современный   мир, становится более уверенным и успешным. 16 17

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

Рабочая программа "В краю хорошего настроения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2019