Данная рабочая программа разработана для работы психолога с детьми дошкольного возраста, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и проходящими психолого-педагогическую реабилитацию в социальном учреждении. Поставленные цели и задачи рабочей программы выполнимы при использовании всех описанных методик в достаточно короткое время - 6 месяцев. Рабочая программа не требует больших затрат.
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания
«Социальный приют для детей и подростков «Росток»
в деревне Рокотушка»
Программа «В краю хорошего настроения».
Арттерапия и другие методы в общей системе
психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Срок реализации программы – 6 месяцев.
Возраст детей от 3 до 6 лет
Рассмотрена и одобрена на педагогическом
совете педагогов ОГКУСО СП«Росток»
Автор: Верещагина Евгения
Сергеевна, педагог психолог
Протокол №__ ____________
12019 г.
Оглавление:
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Содержание программы:
3.1. Календарно – тематическое планирование
3.2. Методы и условия реализации программы
3.3. Требования к уровню подготовки детей
3.4. Средства обучения
Приложение
3
4
7
8
9
11
11
14
21. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития
межличностных отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования
адекватной самооценки и уверенности в себе.
3Наименование
Программы
Программа «В краю хорошего настроения» Арттерапия и другие
методы в общей системе психокоррекционной работы с детьми
дошкольного возраста.
Основания для
разработки
Программы
Закон РФ ФЗ 3 273 «Об образовании»
Постановление главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.07.2010 №91 «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.266010 "Санитарноэпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях"
Устав учреждения
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. – Министерство образования и науки
РФ№1155 2013 г.
Исполнитель
программы
Целевая группа
Педагог – психолог
Для детей 37 лет, проживающих в учреждении социального
обслуживания
Составители
программы
Педагог – психолог Верещагина Е.С.
Цель Программы Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста,
охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция
недостатков в психическом развитии, профилактика
эмоционального напряжения, общее развитие.
Задачи
Программы
1.Восстановление эмоционального комфорта,
поддержание
стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию,
гармонии.
2.Создание атмосферы защищенности и доброжелательности.
3.Оказание помощи и поддержки педагогам в решении возникающих
проблем.
4.Формирование адекватной самооценки.
5.Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
6.Профилактика и коррекция тревожности, страхов, агрессии,
асоциального поведения
7.Оказание психологической помощи в познании себя.
8.Развитие индивидуальных особенностей детей.
9.Повышение активности и самостоятельности детей.
10. Способствовать повышению адаптивных возможностей детей во
временном детском коллективе, изменению негативных стереотипов
4Ожидаемые
конечные
результаты
поведения.
коррекции и развития
Программа «В краю хорошего настроения» арттерапия и другие
методы в общей системе психокоррекционной работы с детьми
дошкольного возраста –позволяют при относительно небольших
временных и финансовых затратах создать условия для выявления
потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста
воспитанников,
(самореализации,
самовыражения, повышения адаптационных способностей личности,
изменения стереотипов ее поведения, проявления социальной и
творческой активности).
Использование методик:,арттерапия,
пальчиковая гимнастика, а также коррекция умственного развития
положительно скажутся
на эмоциональном состоянии
воспитанников. Снимут напряжение, переключат от негативных
переживаний, создадут доброжелательную атмосферу в группе
среди воспитанников и взрослых, поспособствуют развитию
творческих способностей, а также быстрой адаптации к новым
условиям проживания и успешной реабилитации.
Сроки реализации
программы
2019 год
52. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности
педагогапсихолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика,
психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности в
учреждениях социального обслуживания. Особенно актуальным это становится,
когда речь идет о детях, изъятых из семей. Дети, находящиеся в социальном
приюте поразному реагируют на ситуацию изъятия из семьи, расставания с
родителями, изменения привычных условий жизни, разрушения внутренних
установок о окружающем мире и себя. Это травмирующий процесс, в результате
которого дети испытывают целый спектор негативных эмоций: злость, тревогу,
страх, грусть и т.п. Предлагаемая программа коррекционноразвивающей работы
направлена на стабилизацию эмоционального состояния средствами, доступным
для детей дошкольного возраста.
Следует отметить, что у детей, находящихся в зоне социального риска,
формируются психологические проблемы, которые могут быть связанны с
реакциями дезадаптации: беззащитностью изза отрыва из семьи и направлением в
детское учреждение. Клиническими проявлениями подобных кризисных состояний
являются: дистимии (мрачность, тревожность, беспокойство); стремление к
уединению, замкнутость; агрессивность, навязчивость (сосание пальцев, языка,
губ). Профилактической реакций дезадаптаци является создание у воспитанника
чувства защищенности, психологического комфорта, что возможно только при
наличии искренней любви и желанию помочь, а также когда все требования к
воспитанникам, их психическим и физическим возможностям сбалансированы в
соответствии с их возрастом и полом.
Когда ребенок по тем или иным показателям определяется в учреждение
социального обслуживания для несовершеннолетних детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию, уже не разлука с матерью или неадекватный родительский
уход, но дефицит внимания и воспитания становятся основными факторами,
негативно влияющими на процесс его развития. Дальнейшее развитие
воспитанника зависит от качества и разнообразия впечатлений, связанных с его
общением со взрослыми и другими воспитанниками, а также с разными видами
деятельности, в которые воспитанник может вовлекаться, находясь в учреждении
социального обслуживания. Приспособление к новым условиям требует
разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых.
Воспитанник может быть заторможен или неуравновешен, гиперактивен, напряжен,
замкнут, беспокоен, малообщителен, агрессивен. Познавательная активность, как
правило, снижается или угасает совсем. Подобное поведение – это реакция на
переживаемый стресс. В данном случае воспитаннику необходимо помочь,
оказать эмоциональную поддержку. Признаками того, что воспитанник
адаптировался, является: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с
другими детьми, адекватная реакция на просьбы взрослых, нормальное
эмоциональное состояние.
6ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста, охрана и
укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в психическом
развитии, профилактика эмоционального напряжения, общее развитие.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к
психологическому здоровью, равновесию, гармонии.
2.Создание атмосферы защищенности и доброжелательности.
3.Оказание помощи и поддержки педагогам в решении возникающих проблем.
4.Формирование адекватной самооценки.
5.Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
6.Профилактика и коррекция тревожности, страхов, агрессии, асоциального
поведения
7.Оказание психологической помощи в познании себя.
8.Развитие индивидуальных особенностей детей.
9.Повышение активности и самостоятельности детей.
10. Способствовать повышению адаптивных возможностей детей во временном
детском коллективе, изменению негативных стереотипов поведения.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:
дети дошкольного возраста, проживающие в учреждении социального
обслуживания.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Программа «В краю хорошего настроения» арттерапия и другие методы в
общей системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста –
позволяют при относительно небольших временных и финансовых затратах создать
условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования
личностного роста воспитанников, коррекции и развития (самореализации,
самовыражения, повышения адаптационных способностей личности, изменения
стереотипов ее поведения, проявления социальной и творческой активности).
Использование таких методик, как, арттерапия, пальчиковая гимнастика
положительно скажутся на коррекции умственного развития и на эмоциональное
состояние воспитанников. Снимут напряжение, переключат от негативных
переживаний, создадут доброжелательную атмосферу в группе среди
воспитанников и взрослых, поспособствуют развитию творческих способностей, а
также быстрой адаптации к новым условиям проживания и успешной
реабилитации.
7Общее
психофизиоло
гическое
развитие.
Эмоциональн
ое развитие.
Речевое
развитие.
Социальное
развитие.
o повышение иммунитета;
o активизация мышления;
o улучшение соматического здоровья;
o коррекция эмоционального состояния;
o активизация деятельности;
o нормализация сна;
o развитие мелкой моторики
o обогащение эмоционального опыта;
o преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и
агрессивности;
o стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний;
o формирование эмоционально спокойного состояния,
способствующее снятию негативных эмоций и состояний;
o активизация словаря;
o накопление языковых представлений;
o формирование способности ребенка к пониманию обращенной
к нему и контекстуальной речи;
o формирование диалогической речи;
o формирование элементов словесного планирования;
o формирование монологической речи;
o формирование способности связно рассказывать, выделяя
основную мысль;
o развитие выразительности речи;
o формирование способностей осознания и переживания успехи
неуспехи, результаты деятельности;
o проекция общественных взаимодействий;
o развитие социальных норм поведения;
o ориентация ребенка на взрослого как на источник социального
опыта;
o формирование организационных умений
o развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую
ситуацию;
o осмысление несложных конструкций, отражающих
общественные правила, нормы общения и поведения в
обществе;
o освоению теоретических знаний посредством обогащения
чувственного опыта;
o развитие умения подчинять свои поступки усвоенным
моральным и этическим нормам;
o формирование и развитие творческих способностей;
8o формирование развития самосознания, самоконтроля,
способности адекватного отношения к себе и окружающим;
o формирование правильного поведения в коллективе
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа включает в себя несколько видов деятельности:
Психопрофилактическая работа:
• мониторинг социальнопсихологического климата в учреждении;
• обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную
ступень; психологическое сопровождение воспитанников дошкольного возраста в
период адаптации.
Диагностика:
• определение причин нарушений в поведении и развитии воспитанников;
• получение информации об индивидуальнопсихологических особенностях детей,
динамике развития для оказания своевременной психологической помощи;
• диагностика особенностей эмоциональноволевой сферы;
• определение интересов, способностей и склонностей для содействия наиболее
полному развитию личности ребенка.
Групповая развивающая работа:
• групповые развивающие занятия с воспитанниками;
• психологические тренинги.
Индивидуальная консультативная и коррекционноразвивающая работа:
• индивидуальные занятия, направленные на коррекцию эмоциональноволевой
сферы и поведение (по результатам диагностики и запросам педагогов);
• консультирование воспитанников (проблемы взаимоотношений);
• психологическое сопровождение детей, оказавшихся в сложной ситуации
Основные методы:
элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
пальчиковая гимнастика;
игры на развитие навыков общения;
занятия на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
ролевые игры.
Формы организации коррекционноразвивающего процесса:
индивидуальная работа;
групповая работа.
Формы работы с законными представителями:.
индивидуальное и групповое консультирование;
9 стендовые консультации;
анкетирование.
Программа состоит из 24 занятий. Продолжительность занятия с детьми
составляет 45 минут. Занятия проводятся 1 раза в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
3.1.Календарно – тематическое планирование
Месяц
Неделя
Февраль
1 неделя
2 неделя
.
3 неделя
4 неделя
Задачи
Мониторинг
«Давай познакомимся»
«Моё имя»
Цель: знакомство друг с другом и педагогапсихолога с
группой; стимулирование творческого самовыражения.
Цель: установление более тесного эмоционального контакта
«Моя автобиография»
между воспитанниками.
«Мир, в котором я живу»
Цель: установление психологического комфорта.
Март
5 неделя
«Разноцветное настроение»
«В краю хорошего настроения»
Цель: коррекция эмоционального состояния.
«Моё настроение»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
«Я очень хороший»
Цель: гармонизация противоречивости личности.
Формирование адекватной самооценки у детей.
Цель: установление доброжелательного отношения дуг к другу.
«Давайте жить дружно»
6 неделя
7 неделя
8 неделя
Апрель
«Научись владеть собой»
109 неделя
«Новичок»
Цель: обучение детей взаимодействовать в группе,
считаться с их мнением.
10
неделя
11
неделя
12
неделя
Цель: обучение умению самостоятельно решать проблемы.
«Кто, если не ты?».
«Солнце в ладошке»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
«Давай возьмёмся за руки»
Цель: формирование социального доверия.
Май
«Чудесный край»
13
«Волшебный лес»
неделя
14
неделя
15
Цель: развитие чувства общности, снятие эмоционального
напряжения.
« Идём за синей птицей»
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную
изобразительную деятельность, сплочение детского
коллектива.
«Хрустальная вода»
неделя
Цель: развитие и коррекция познавательной и эмоциональной
сферы.
16
неделя
17
неделя
18
«Путешествие в мыльное царство»
Цель: развитие воображения, выразительности движений,
снятие эмоционального напряжения.
«Если добрый ты»
«Протяни руку помощи»
Цель: воспитание дружелюбных отношений друг к другу,
умение проявлять внимание и заботу.
«Вежливый Я»
неделя
Цель: воспитание уважительного отношения к миру и людям,
развитие коммуникативных способностей.
19
неделя
Цель: расширение эмоциональной сферы ребёнка.
«Характер»
11
ИюньИюль
20
неделя
21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
«Поделись своим теплом»
Цель: развитие эмоциональноволевой сферы личности
ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.
«Я больше не боюсь»
«Наши страхи»
Цель: коррекция эмоциональных нарушений.
Цель: развитие чувства единства, снизить эмоциональное
«Смелые ребята»
напряжение.
«Чудо остров»
Цель: развитие воображения, снятие эмоционального
напряжения.
Мониторинг
3.2.МЕТОДЫ:
В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные
как для взрослого (педагоги и родители), так и ребенка:
Методы телесноориентированной терапии.
Релаксационные методы.
Метод арттерапии.
Метод сказкотерапии в книгах автора Л.Д Коротковой.
Модификация эмоциональносимволического метода, предложенная Дж.
Аланом.
Технология использования в обучении игровых методов.
Психогимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
Принцип первый – единство коррекции и развития. Это значит, что решение
о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого
педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это
означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития.
Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции.
12Принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к
одаренному.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ
СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА:
1. Развивающая и психологическая коррекция.
Цель: выработка у воспитанников способов саморегуляции в разработанных
образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть
требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие,
приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Направление реализуется по следующим разделам:
Развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей
Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников
Создание условий для эмоциональной и поведенческой адаптации детей к новой
социокультурной среде.
2. Психологическое консультирование.
Цель: помочь консультируемому в решении проблемы, когда он сам осознал
ее наличие.
Направление реализуется по следующим разделам:
Консультирование по проблемам трудностей в межличностном общении
Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения
всех участников образовательных отношений: дети, родители (законные
представители) и педагоги в коррекционноразвивающую деятельность. В процессе
реализации данной программы используются групповые, индивидуальные формы
взаимодействия с ребенком. Преобладают наглядные и игровые методы в
сочетании со словесными методами.
Важно объединить содержание занятий по программе с повседневным
опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления,
пройденного материала. Придумывать сюрпризы, включать в занятия небольшие
паузы для разрядки, песенки, шутки, загадки, потешки.
Условия должны способствовать развитию в детях уверенности в себе,
формировать высокую самооценку, поддерживать стремление к успеху в разных
видах деятельности.
Воспитательные усилия педагогов должны быть согласованными, т.к.
специфичность программы предполагает тесное сотрудничество педагогов в
достижении целей и задач данной программы, осознание значимости социально
эмоционального развития ребенка и его значение в его последующей жизни
представителями):
Формы взаимодействия с педагогами и родителями (законными
индивидуальные беседы
анкетирование
просветительская работа с педагогическим коллективом;
13просветительская работа с родителями (законными представителями);
индивидуальные психологические консультации, занятия
тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.
с элементами
3.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
В данной рабочей программе требования к знаниям, умениям и навыкам
воспитанников дифференцированы:
Общие показатели развития.
В 34 года ребенок:
Уметь распознавать возникновение основных эмоциональных состояний,
учить определять их по внешним проявлениям.
ссоры, научиться простым способам выхода из конфликтов.
Уметь управлять своим эмоциональным состоянием
Уметь разрешать конфликты и понять некоторые причины возникновения
В 56лет ребенок:
Иметь представления о том, что вкусы и мнения бывают разными.
Уметь распознавать основные эмоциональные состояния и их внешние
Иметь представления о своем внешнем облике, уметь отличать особенности
других детей, изменять свою внешность в соответствии с воображаемым
образом.
проявления: грусть, радость и спокойствие, печаль, горе, злость, страх
Иметь представления о том, что такое дружба, элементарные представления
о том, какими качествами должен обладать друг.
Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских
чувств.
Осознавать необходимость соблюдения некоторых норм и правил
поведения.
В 7 лет ребенок:
Уметь представления о том, что важно в дружеских отношениях.
Уметь осознавать причины, приводящих к конфликту, и возможных путей
его разрешения.
Сформированность умения объясняться, способствующих хорошим
отношениям детей с взрослыми и со сверстниками.
Иметь понимание, что наше собственное настроение и отношение других
людей зависит от наших поступков.
Уметь распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.
Уметь справляться с различными проявлениями негативных эмоций.
Уметь адекватно оценивать свою внешность, поддерживать свою
самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности.
Используемые методики:
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
14Эмоциональное состояние ребенка – тест Люшера
Эмоциональное состояние ребенка – методика «Кактус»
Определение степени тревожности ребенка – тест Тэммл, Дорки, Амен
Изучение личностных особенностей ребенка – методика
1.
2.
3.
4.
«Несуществующее
животное»
Проективная методика «Моя семья»
Изучение самооценки ребенка – методика «Лесенка»
Карта эмоционального состояния ребенка (заполняется после каждого
5.
6.
7.
занятия)
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Оборудование для сенсорной комнаты (в паспорте кабинета).
2. Учебно – наглядные пособия:
литература;
игры и игрушки на сенсомоторное развитие детей.
3. Мультимедийная техника:
магнитофон;
компьютер;
проектор;
диски с музыкой.
Таким образом, чтобы решить задачи индивидуального сопровождения
каждого ребенка, изменить его состояние возможно лишь при условии создания
поддерживающей среды, в которой осуществляется коррекция и развитие его
недооформленных функций.
Модель здоровьесохранной образовательной среды
1.
2. Принципы построения здоровьесберегающей развивающей среды
3. Возможность реализации биологической потребности в движении
4. Наличие достаточного свободного пространства, традиционное и нетрадиционное
двигательнооздоровительное оборудование
5. Эмоциогенность среды – обеспечение каждому ребенку эмоционального и
функционального комфорта
6. Зоны отдыха, подвесные модули, цветовое решение среды, музыкальный фон
7. Индивидуальная комфортность среды – обеспечение баланса между совместной
и индивидуальной деятельностью детей
8. Зоны приватности, уголки уединения
9. Деятельновозрастная ориентация среды
10.Постепенное обогащение и развертывание среды в соответствии с развитием
возможностей детей
11.Развивающая ориентация среды, позволяющая ребенку полноценно осваивать все
виды детской деятельности
1512.Организация центров активности в соответствии с основными видами детской
деятельности; алгоритмы самостоятельной деятельности и вариативного
использования оборудования
13.Реализация позиций «Я» концепции: наличие информации о ребенке, его
достижениях, продуктах его деятельности
14.Динамичность среды
Из этого следует, что стремясь к созданию такого развивающего
пространства, благодаря которому закрепляются новообразования, возникшее в
результате коррекционной работы, и ребенок, входящий в современный мир,
становится более уверенным и успешным.
1617