Рабочая программа "В краю хорошего настроения"

  • Исследовательские работы
  • Культурные мероприятия
  • Образовательные программы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная рабочая программа разработана для работы психолога с детьми дошкольного возраста, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и проходящими психолого-педагогическую реабилитацию в социальном учреждении. Поставленные цели и задачи рабочей программы выполнимы при использовании всех описанных методик в достаточно короткое время - 6 месяцев. Рабочая программа не требует больших затрат.
Иконка файла материала на конкурс.docx
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Росток»  в деревне Рокотушка» Программа «В краю хорошего настроения». Арт­терапия и другие методы в общей системе психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста.  Срок реализации программы – 6 месяцев. Возраст детей от 3 до 6 лет Рассмотрена и одобрена на педагогическом совете педагогов ОГКУСО СП«Росток» Автор: Верещагина Евгения Сергеевна, педагог ­психолог Протокол №__ ____________   12019 г. Оглавление: 1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Содержание программы:                                                        3.1. Календарно – тематическое планирование 3.2. Методы и условия реализации программы 3.3. Требования к уровню подготовки детей 3.4. Средства обучения Приложение 3 4 7 8 9 11 11 14 21. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Рабочая программа  разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и уверенности в себе. 3Наименование Программы Программа «В краю хорошего настроения» Арт­терапия и другие методы   в   общей   системе   психокоррекционной   работы   с   детьми дошкольного возраста. Основания   для разработки Программы ­Закон  РФ ФЗ 3 273 «Об образовании»  ­Постановление  главного   государственного   санитарного   врача Российской   Федерации   от   22.07.2010   №91   «Об   утверждении СанПиН 2.4.1.2660­10 "Санитарно­эпидемиологические требования к   устройству,   содержанию   и   организации   режима   работы   в дошкольных организациях" ­Устав учреждения ­Федеральный   государственный   образовательный   стандарт дошкольного   образования.   –   Министерство   образования   и   науки РФ№1155 2013 г. Исполнитель программы Целевая группа Педагог – психолог  Для   детей   3­7   лет,   проживающих   в   учреждении   социального обслуживания Составители программы Педагог – психолог Верещагина Е.С. Цель Программы Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста,  охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция  недостатков в психическом развитии, профилактика  эмоционального напряжения, общее развитие. Задачи Программы 1.Восстановление   эмоционального   комфорта,   поддержание стремления   ребенка   к   психологическому   здоровью,   равновесию, гармонии. 2.Создание атмосферы защищенности и доброжелательности. 3.Оказание помощи и поддержки педагогам в решении возникающих проблем. 4.Формирование адекватной самооценки. 5.Развитие творческих способностей, фантазии, воображения. 6.Профилактика и коррекция тревожности, страхов, агрессии,  асоциального поведения 7.Оказание психологической помощи в познании себя. 8.Развитие индивидуальных особенностей детей. 9.Повышение  активности и самостоятельности детей. 10. Способствовать повышению адаптивных возможностей детей во временном детском коллективе, изменению негативных стереотипов 4Ожидаемые конечные результаты поведения.   коррекции   и   развития   Программа «В краю хорошего настроения» ­ арт­терапия и другие методы   в   общей   системе   психокоррекционной   работы   с   детьми дошкольного   возраста   –позволяют   при   относительно   небольших временных и финансовых затратах  создать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста воспитанников, (самореализации, самовыражения, повышения адаптационных способностей личности, изменения   стереотипов   ее   поведения,   проявления   социальной   и творческой   активности).   Использование   методик:,арт­терапия, пальчиковая гимнастика, а также коррекция умственного развития положительно   скажутся   на   эмоциональном   состоянии воспитанников.   Снимут   напряжение,   переключат   от   негативных переживаний,   создадут   доброжелательную   атмосферу   в   группе среди   воспитанников   и   взрослых,   поспособствуют   развитию творческих   способностей,   а   также   быстрой   адаптации   к   новым условиям проживания и успешной реабилитации. Сроки реализации программы 2019 год 52. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   определяет   содержание   и   структуру   деятельности педагога­психолога   по   направлениям:   психопрофилактика,   психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности в учреждениях социального обслуживания.   Особенно актуальным это становится, когда   речь   идет   о   детях,   изъятых   из   семей.   Дети,   находящиеся   в   социальном приюте   по­разному   реагируют   на   ситуацию   изъятия   из   семьи,   расставания   с родителями,   изменения   привычных   условий   жизни,   разрушения   внутренних установок о окружающем мире и себя. Это травмирующий процесс, в результате которого  дети испытывают  целый спектор  негативных эмоций:  злость, тревогу, страх, грусть и т.п. Предлагаемая программа коррекционно­развивающей работы направлена   на  стабилизацию   эмоционального  состояния   средствами,  доступным для детей дошкольного возраста.                     Следует отметить,   что у детей, находящихся в зоне социального риска, формируются   психологические   проблемы,   которые   могут   быть   связанны   с реакциями дезадаптации: беззащитностью из­за отрыва из семьи и направлением в детское учреждение. Клиническими проявлениями подобных кризисных состояний являются:   дистимии   (мрачность,   тревожность,   беспокойство);   стремление   к уединению,   замкнутость;   агрессивность,   навязчивость   (сосание   пальцев,   языка, губ).   Профилактической реакций дезадаптаци является создание у воспитанника чувства   защищенности,   психологического   комфорта,   что   возможно   только   при наличии   искренней   любви   и   желанию   помочь,  а  также   когда   все  требования   к воспитанникам, их психическим и физическим возможностям сбалансированы в соответствии с их возрастом и полом.           Когда ребенок по тем или иным показателям определяется в учреждение социального обслуживания для несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную ситуацию,  уже не разлука с матерью или неадекватный родительский уход,   но   дефицит   внимания   и   воспитания   становятся   основными   факторами, негативно   влияющими   на   процесс   его   развития.   Дальнейшее   развитие воспитанника зависит от качества и разнообразия впечатлений, связанных с его общением со взрослыми и другими воспитанниками, а также с разными видами деятельности, в которые воспитанник может вовлекаться, находясь в учреждении социального   обслуживания.   Приспособление   к   новым   условиям   требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Воспитанник может быть заторможен или неуравновешен, гиперактивен, напряжен, замкнут, беспокоен, малообщителен, агрессивен. Познавательная активность, как правило, снижается или угасает совсем. Подобное поведение – это реакция на переживаемый   стресс.   В   данном   случае   воспитаннику   необходимо   помочь, оказать   эмоциональную   поддержку.   Признаками   того,   что   воспитанник адаптировался, является: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими   детьми,   адекватная   реакция   на   просьбы   взрослых,   нормальное эмоциональное состояние. 6ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:                          Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в психическом развитии, профилактика эмоционального напряжения, общее развитие. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1.Восстановление эмоционального комфорта, поддержание стремления ребенка к психологическому здоровью, равновесию, гармонии. 2.Создание атмосферы защищенности и доброжелательности. 3.Оказание помощи и поддержки педагогам в решении возникающих проблем. 4.Формирование адекватной самооценки. 5.Развитие творческих способностей, фантазии, воображения. 6.Профилактика   и   коррекция   тревожности,   страхов,   агрессии,   асоциального поведения 7.Оказание психологической помощи в познании себя. 8.Развитие индивидуальных особенностей детей. 9.Повышение  активности и самостоятельности детей. 10.  Способствовать   повышению   адаптивных   возможностей   детей   во   временном детском коллективе, изменению негативных стереотипов поведения. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: ­   дети   дошкольного   возраста,   проживающие   в   учреждении   социального обслуживания. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Программа «В краю хорошего настроения» ­ арт­терапия и другие методы в общей   системе   психокоррекционной   работы   с   детьми   дошкольного   возраста   – позволяют при относительно небольших временных и финансовых затратах создать условия   для   выявления   потенциальных   возможностей   и   стимулирования личностного   роста   воспитанников,   коррекции   и   развития   (самореализации, самовыражения,   повышения   адаптационных   способностей   личности,   изменения стереотипов ее поведения, проявления социальной и творческой активности).              Использование таких методик, как, арт­терапия, пальчиковая гимнастика положительно скажутся на коррекции умственного развития и  на эмоциональное состояние   воспитанников.   Снимут   напряжение,   переключат   от   негативных переживаний,   создадут   доброжелательную   атмосферу   в   группе   среди воспитанников и взрослых, поспособствуют развитию творческих способностей, а также   быстрой   адаптации   к   новым   условиям   проживания   и   успешной реабилитации. 7Общее психофизиоло гическое развитие. Эмоциональн ое развитие. Речевое развитие. Социальное развитие. o повышение иммунитета; o активизация мышления; o улучшение соматического здоровья; o коррекция  эмоционального  состояния; o активизация деятельности; o нормализация сна; o развитие мелкой моторики o обогащение эмоционального опыта;  o преодоление страхов; коррекция уровня тревожности и      агрессивности; o стимуляция приятных и эстетических значимых переживаний; o формирование эмоционально спокойного состояния,      способствующее снятию негативных эмоций и состояний;  o активизация словаря; o накопление языковых представлений; o  формирование способности ребенка к пониманию обращенной       к нему и контекстуальной речи; o формирование диалогической речи; o формирование элементов словесного планирования; o формирование монологической речи; o формирование способности связно рассказывать, выделяя       основную мысль; o развитие выразительности речи; o формирование способностей осознания и переживания успехи­      неуспехи, результаты деятельности;  o проекция общественных взаимодействий; o развитие социальных норм поведения; o ориентация ребенка на взрослого как на источник социального      опыта; o формирование организационных умений o развитие умения переносить освоенные навыки в незнакомую      ситуацию; o осмысление несложных конструкций, отражающих      общественные правила, нормы общения и поведения в      обществе; o освоению теоретических знаний посредством обогащения      чувственного опыта; o развитие умения подчинять свои поступки усвоенным      моральным и этическим нормам; o формирование и развитие творческих способностей; 8o формирование развития самосознания, самоконтроля,      способности адекватного отношения к себе и окружающим; o формирование правильного поведения в коллективе 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа включает в себя несколько видов деятельности: Психопрофилактическая работа: • мониторинг социально­психологического климата в учреждении; • обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную  ступень; психологическое сопровождение воспитанников дошкольного возраста в  период адаптации. Диагностика: • определение причин нарушений в поведении и развитии воспитанников; • получение информации об индивидуально­психологических особенностях детей,  динамике развития для оказания своевременной психологической помощи; • диагностика особенностей эмоционально­волевой сферы; • определение интересов, способностей и склонностей для содействия наиболее  полному развитию личности ребенка. Групповая развивающая работа: • групповые развивающие занятия с воспитанниками; • психологические тренинги. Индивидуальная консультативная и коррекционно­развивающая работа: • индивидуальные занятия, направленные на коррекцию эмоционально­волевой  сферы и поведение (по результатам диагностики и запросам педагогов); • консультирование воспитанников (проблемы взаимоотношений); • психологическое сопровождение детей, оказавшихся в сложной ситуации Основные методы: элементы сказкотерапии, арт­терапии  с импровизацией; пальчиковая гимнастика; игры на развитие навыков общения; занятия на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения; ролевые игры. Формы организации коррекционно­развивающего процесса:  индивидуальная работа;       групповая работа. Формы работы с законными представителями:.  индивидуальное и групповое консультирование; 9 стендовые консультации;  анкетирование.   Программа   состоит из 24 занятий. Продолжительность занятия с детьми составляет 45 минут. Занятия проводятся 1 раза в неделю. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: 3.1.Календарно – тематическое планирование Месяц Неделя Февраль 1 неделя 2 неделя . 3 неделя 4 неделя Задачи Мониторинг «Давай познакомимся» «Моё имя» Цель: знакомство друг с другом и педагога­психолога с группой; стимулирование творческого самовыражения. Цель: установление более тесного эмоционального контакта «Моя автобиография» между воспитанниками. «Мир, в котором я живу» Цель: установление психологического комфорта. Март 5 неделя «Разноцветное настроение» «В краю хорошего настроения» Цель: коррекция эмоционального состояния. «Моё настроение» Цель: снятие эмоционального напряжения. «Я очень хороший» Цель: гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки у детей. Цель: установление доброжелательного отношения дуг к другу. «Давайте жить дружно» 6 неделя 7 неделя 8 неделя   Апрель                «Научись владеть собой» 109 неделя «Новичок»       Цель: обучение детей взаимодействовать в группе,                                     считаться с их мнением. 10 неделя 11 неделя 12 неделя Цель: обучение умению самостоятельно решать проблемы.  «Кто, если не ты?». «Солнце в ладошке» Цель: развитие эмоциональной сферы. «Давай возьмёмся за руки» Цель: формирование социального доверия. Май «Чудесный край» 13                                    «Волшебный лес» неделя 14 неделя 15 Цель: развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения. « Идём за синей птицей» Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива. «Хрустальная вода» неделя Цель: развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы.  16 неделя 17 неделя 18 «Путешествие в мыльное царство» Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения. «Если добрый ты» «Протяни руку помощи» Цель: воспитание дружелюбных отношений друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. «Вежливый Я»  неделя Цель: воспитание уважительного отношения к миру и людям, развитие коммуникативных способностей. 19 неделя Цель: расширение эмоциональной сферы ребёнка. «Характер» 11 ИюньИюль 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя «Поделись своим теплом» Цель: развитие эмоционально­волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.      «Я больше не боюсь» «Наши страхи» Цель: коррекция эмоциональных нарушений.  Цель: развитие чувства единства, снизить эмоциональное «Смелые ребята» напряжение. «Чудо остров» Цель: развитие воображения, снятие эмоционального напряжения. Мониторинг 3.2.МЕТОДЫ:            В содержание работы включены следующие формы и методы, эффективные как для взрослого (педагоги и родители), так и ребенка: Методы телесно­ориентированной терапии.  Релаксационные методы. Метод арт­терапии. Метод сказкотерапии в книгах автора Л.Д Коротковой. Модификация эмоционально­символического метода, предложенная Дж.           Аланом. Технология использования в обучении игровых методов.  Психогимнастика.  Пальчиковая  гимнастика. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:                Принцип первый – единство коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого­ педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.            Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.            Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития.            Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. 12Принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ   СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА: 1. Развивающая и психологическая коррекция.             Цель: выработка у воспитанников способов саморегуляции в разработанных образовательных   ситуациях,  которые   помогут   им  стать   успешными,  достигнуть требуемого   уровня   освоения   образовательной   программы   и,   как   следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.              Направление реализуется по следующим разделам:  ­ Развивающая работа в процессе освоения детьми образовательных областей ­ Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников ­ Создание условий для эмоциональной и поведенческой адаптации детей к новой социокультурной среде.  2. Психологическое консультирование.             Цель: помочь консультируемому в решении проблемы, когда он сам осознал ее наличие.             Направление реализуется по следующим разделам: ­ Консультирование по проблемам трудностей в межличностном общении ­ Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей             Данная программа может быть успешно реализована при условии включения всех   участников   образовательных   отношений:   дети,   родители   (законные представители) и педагоги в коррекционно­развивающую деятельность. В процессе реализации данной программы используются групповые, индивидуальные формы взаимодействия   с   ребенком.   Преобладают   наглядные   и   игровые   методы   в сочетании со словесными методами. Важно   объединить   содержание   занятий   по   программе   с   повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления, пройденного материала. Придумывать сюрпризы, включать в занятия небольшие паузы для разрядки, песенки, шутки, загадки, потешки. Условия   должны   способствовать   развитию   в   детях   уверенности   в   себе, формировать высокую самооценку, поддерживать стремление к успеху в разных видах деятельности.                    Воспитательные усилия педагогов должны быть согласованными, т.к. специфичность   программы   предполагает   тесное   сотрудничество   педагогов   в достижении целей и задач данной программы, осознание значимости социально­ эмоционального развития ребенка и его значение в его последующей жизни   представителями):                   Формы   взаимодействия   с   педагогами   и   родителями   (законными индивидуальные беседы анкетирование просветительская работа с педагогическим коллективом; 13просветительская работа с родителями (законными представителями); индивидуальные   психологические   консультации,   занятия   тренингов для родителей (законных представителей) и педагогов.   с   элементами 3.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ В     данной   рабочей   программе   требования   к   знаниям,  умениям   и   навыкам воспитанников дифференцированы:   Общие показатели развития. В  3­4 года  ребенок: Уметь распознавать возникновение основных эмоциональных состояний,             учить определять их по внешним проявлениям.              ссоры, научиться простым способам выхода из  конфликтов. Уметь управлять своим эмоциональным состоянием Уметь разрешать конфликты и понять некоторые причины  возникновения   В 5­6лет ребенок: Иметь представления  о том, что вкусы и мнения бывают разными. Уметь распознавать   основные эмоциональные состояния  и их внешние   Иметь представления о своем внешнем облике, уметь отличать особенности            других детей, изменять свою внешность в соответствии с воображаемым           образом.            проявления: грусть, радость и спокойствие, печаль, горе, злость, страх  Иметь представления о том, что такое дружба, элементарные представления            о том, какими качествами должен обладать друг.  Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских            чувств.  Осознавать необходимость соблюдения некоторых норм и правил           поведения. В 7 лет  ребенок:  Уметь представления о том, что важно в дружеских отношениях.  Уметь осознавать причины, приводящих к конфликту, и возможных путей            его разрешения.  Сформированность  умения объясняться,  способствующих хорошим           отношениям детей с взрослыми и со сверстниками.  Иметь понимание, что наше собственное настроение и отношение других          людей зависит от наших поступков.  Уметь распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.   Уметь справляться с различными проявлениями негативных эмоций.  Уметь адекватно оценивать свою внешность, поддерживать свою           самооценку, осознавать свои индивидуальные особенности. Используемые методики: СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 14Эмоциональное состояние ребенка – тест Люшера Эмоциональное состояние ребенка – методика «Кактус» Определение степени тревожности  ребенка – тест Тэммл, Дорки, Амен Изучение   личностных   особенностей   ребенка   –   методика 1. 2. 3. 4. «Несуществующее      животное» Проективная методика «Моя семья» Изучение самооценки ребенка – методика «Лесенка» Карта эмоционального состояния ребенка (заполняется после каждого   5. 6. 7.           занятия) СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1. Оборудование для сенсорной комнаты (в паспорте кабинета). 2. Учебно – наглядные пособия:       литература;       игры и игрушки на сенсомоторное развитие детей. 3. Мультимедийная техника:           магнитофон;           компьютер;           проектор;  диски с музыкой.                  Таким образом, чтобы решить задачи индивидуального сопровождения каждого ребенка, изменить его состояние возможно лишь при условии создания поддерживающей   среды,   в   которой   осуществляется   коррекция   и   развитие   его недооформленных функций.  Модель здоровьесохранной образовательной среды 1. 2. Принципы построения здоровьесберегающей развивающей среды 3. Возможность реализации биологической потребности в движении 4. Наличие достаточного свободного пространства, традиционное и нетрадиционное двигательно­оздоровительное оборудование 5. Эмоциогенность   среды   –   обеспечение   каждому   ребенку   эмоционального   и функционального комфорта 6. Зоны отдыха, подвесные модули, цветовое решение среды, музыкальный фон 7. Индивидуальная комфортность среды – обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей 8. Зоны приватности, уголки уединения 9. Деятельно­возрастная ориентация среды 10.Постепенное   обогащение   и   развертывание   среды   в   соответствии   с   развитием возможностей детей 11.Развивающая ориентация среды, позволяющая ребенку полноценно осваивать все виды детской деятельности 1512.Организация центров активности в соответствии с основными видами детской деятельности;   алгоритмы   самостоятельной   деятельности   и   вариативного использования оборудования 13.Реализация   позиций   «Я»   ­   концепции:   наличие   информации   о   ребенке,   его достижениях, продуктах его деятельности 14.Динамичность среды                   Из   этого   следует,   что   стремясь   к   созданию   такого   развивающего пространства,  благодаря   которому   закрепляются   новообразования,  возникшее   в результате   коррекционной   работы,   и   ребенок,   входящий   в   современный   мир, становится более уверенным и успешным. 1617

Посмотрите также