РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование курса внеурочной деятельности: Палитра
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Вид деятельности: художественное творчество
Класс: 5-7
Руководитель:
Срок реализации программы:
Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству.
Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов; 1 часу в неделю, 34 в год, всего 102ч.
Направленность программы. «Палитра» является программой художественно-творческой направленности, предполагает уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной (3 года обучения).
Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
· воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
· художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
· технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 11–14 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
· ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 5 классов (11 - 12 лет);
· развивающий – 1 год обучения для обучающихся 6 классов (12 – 13 лет);
· исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 7 классов (13 - 14 лет).
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
· занятия в свободное время;
· обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
· обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
· Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
· Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
· В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
· Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
· Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
· Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, количество часов в неделю 1 часа, 34 часа в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
- осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
- эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Календарно –тематический план занятий с детьми 11 – 12 лет
(Первый год обучения – ознакомительный этап)
№ занятия |
Тема |
Количество часов |
Дата
|
1. |
«Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. |
1 |
|
2-3. |
«Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Холодная и тёплая палитра цветов. Радуга. |
2 |
|
4. |
«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». |
1 |
|
5. |
«Изображать можно пятном». Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку. |
1 |
|
6. |
«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. |
1 |
|
7. |
«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры. |
1 |
|
8. |
«Дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. |
1 |
|
9. |
«Море». Образ воды. Беседа о передаче настроения чере иллюстрации. |
1 |
|
10. |
«Волшебная птица осени». Тёплая палитра. Пятно, линия, точка. |
1 |
|
11. |
«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. |
1 |
|
12. |
«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. |
1 |
|
13. |
«Силуэт зимнего дерева». Передача в рисунке формы, очертания и цвета изображаемого предмета. Изображение дерева по представлению. |
1 |
|
14. |
«Зимний лес». Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. |
1 |
|
15. |
«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. |
1 |
|
16-17 |
«К нам едет Дед Мороз». Рисование портрета Деда Мороза. Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. |
2 |
|
18-. |
«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция. |
1 |
|
19 |
«Зимние гости». Рисование по представлению снегиря. |
1 |
|
20-21. |
«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. |
2 |
|
22. |
«Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. |
1 |
|
23. |
«Кто стучится к нам в окно». Рисование по представлению синицы. Беседа по иллюстрациям на данную тему. |
1 |
|
24-25 |
«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала. |
2 |
|
26-27. |
«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. (Медведь, слон) |
2 |
|
28. |
«Волшебная птица весны». Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. |
1 |
|
29. |
«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. |
1 |
|
30-31 |
«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики». |
2 |
|
32. |
«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. |
1 |
|
33. |
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные. |
1 |
|
34. |
Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев |
1 |
|
|
Всего часов: Теория: Практика: |
34 7 27 |
|
№ |
Тема |
Количество часов |
Класс. Дата проведения занятия |
||
|
|
|
|||
1. |
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. |
1 |
|
|
|
2. |
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. |
2 |
|
|
|
3. |
Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. |
4 |
|
|
|
4. |
Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. |
2 |
|
|
|
5. |
Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу ассоциаций. |
2 |
|
|
|
6. |
Теплые цвета. Стихия- огонь. Акварель. рисование по методу ассоциаций. |
2 |
|
|
|
7. |
Зарисовки растений с натуры. «Осенние листья». Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша. Линия, штрих, тон, точка. |
2 |
|
|
|
8. |
Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель. |
2 |
|
|
|
9. |
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши. |
2 |
|
|
|
10. |
«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. |
3 |
|
|
|
11. |
Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. |
3 |
|
|
|
12. |
«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал. |
3 |
|
|
|
13. |
«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. |
3 |
|
|
|
14. |
Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. |
2 |
|
|
|
|
Всего часов: Теория: Практика: |
34 7 27 |
|
|
|
№ |
Тема |
Количество часов |
Класс. Дата проведения занятия |
||
|
|
|
|||
1. |
Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия безопасной работы. Рисунок – тест «Впечатление о лете». Фломастеры. |
1 |
|
|
|
2. |
«Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. |
2 |
|
|
|
3. |
Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель. |
4 |
|
|
|
4. |
Натюрморт. Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. |
2 |
|
|
|
5.
|
Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция. Тёплая цветовая гамма. Гуашь, акварель. |
2 |
|
|
|
6. |
Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт. |
2 |
|
|
|
7. |
Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. |
3 |
|
|
|
8. |
«Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм цветочных пятен. Фигура человека в движении. Личный опыт. Гуашь. |
4 |
|
|
|
9. |
«Цветы и травы весны». Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал. |
5 |
|
|
|
10. |
«Скачущая лошадь». Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь. |
5 |
|
|
|
11. |
«Улицы моего города». Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.
|
3 |
|
|
|
12. |
Творческая аттестационная работа. Оформление работ к выставке. |
1 |
|
|
|
|
Всего часов: Теория: Практика: |
34 10 24 |
|
|
|
Должны знать:
Ø названия основных и составных цветов;
Ø понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
Ø изобразительные основы декоративных элементов;
Ø материалы и технические приёмы оформления;
Ø названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
Ø пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
Ø полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
Ø подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
Ø владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
Ø моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
Ø пользоваться материалами.
Обучаемые второго года обучения
Должны знать:
Ø особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
Ø разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
Ø творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
Ø основы графики;
Ø правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
Ø пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
Ø пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
Ø различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
Ø рисовать кистью элементы растительного орнамента;
Ø выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
Ø проявлять творчество в создании работ.
Должны знать:
Ø разнообразие возможных выразительных средств изображения;
Ø значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
Ø различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
Ø основы дизайна;
Ø творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
Ø правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
Ø работать в определённой цветовой гамме;
Ø добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
Ø передавать пространственные планы способом загораживания;
Ø передавать движение фигур человека и животных;
Ø сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
Ø свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
Ø решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Список литературы
1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
3. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,1989г.
4. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,1987г.
6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
8. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
9. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
10. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
12. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
13. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
14. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
15. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
16. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
17. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.