Рабочая программа внеурочной деятельности
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
5 кл
26.05.2017
Рабочая программа   внеурочной деятельности
Программа кружка «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге.Программа кружка «Юные Инспектора Движения» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Рабочая программа составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования и предусматривает развитие у обучающихся способность привычного и естественного соблюдения правил безопасного поведения на дороге.
рабочая программа курса внеурочной деятельности.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 4                               «Утверждаю»                            Директор МБОУ СОШ №4                                                                                                                  Л.Н. Буякина                                                                     ________________________                                                                     Приказ №.72 от 30.06.2015г                                                                                               Рабочая программа  курса внеурочнойдеятельности «Вокруг тебя – книжный мир» на 2015­2016 учебный год                                     Класс    2­4                                                    Составитель  заведующая библиотекой                     Галина Николаевна Бедная г. Красный Сулин 2015­2016 учебный год              Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего   образования,   а   также   основной   образовательной   программой   начального   общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.                     Программа   направлена   на   удовлетворение   индивидуальных   потребностей   учащихся   в   нравственном   и интеллектуальном развитии, на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе. Программа  «Вокруг тебя – книжный мир»  реализует общеинтеллектуальное  направление. Основной вид деятельности ­   способствует   расширению   читательского   пространства,   реализации дифференцированного   обучения   и   развитию   индивидуальных   возможностей   каждого   ребёнка,   воспитанию   ученика­ читателя.   реализуемый   данной   программой,  Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными   учебными   действиями   (познавательными,   коммуникативными,   регулятивными,   личностными)   и читательскими умениями. Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу   своей   страны   и   готового   к   восприятию   культуры   и   литературы   народов   других   стран.   Ученик­читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа «Вокруг тебя – книжный мир» ­ это создание условий для использования полученных знаний и умений на   уроках   литературного   чтения   для   самостоятельного   чтения   и   работы   с   книгой.   Содержание   занятий   поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). Цели и задачи программы  создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;  расширение литературно­образовательного пространства учащихся начальных классов;  формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений. Внеурочные   занятия   помогут   решать   задачи   эмоционального,   творческого,   литературного,   интеллектуального развития   ребёнка,   а   также   проблемы   нравственно­этического   воспитания,   так   как   чтение   для   ребёнка   ­   и   труд,   и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Программа «Вокруг тебя – книжный мир» рассчитана на 3 года обучения, для обучающихся 7­9 лет. Специфика организации занятий по программе «Вокруг тебя – книжный мир» заключается в  создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях   предполагается   практическая   работа   с   разными   типами   книг   детскими   периодическими   и   электронными изданиями. В   программу   включены   занятия   библиографического   характера,   которые   познакомят   начинающего   читателя   с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию. Программа «Вокруг тебя – книжный мир» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме одного часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часов  в год  2­4 класс. Формы организации занятий:  литературные игры,  конкурсы­кроссворды  библиотечные уроки  путешествия по страницам книг  проекты  уроки­спектакли. Предполагаемый результат деятельности: В   результате   освоения   программы   формируются  умения,   соответствующие   требованиям   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предметные умения:  осознавать значимость чтения для личного развития;  формировать потребность в систематическом чтении;  использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);  уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;  пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Регулятивные умения:  уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;  уметь самостоятельно работать с новым произведением;  уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;  уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения:  прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;  отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;  ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);  составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;  пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения:  участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;  оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;  высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;  участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;  соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Универсальные учебные действия:  находить книгу в открытом библиотечном фонде;   выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;  формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной  книге и героях;  характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на    заданную тему; сравнивать книгу­сборник с книгой­произведением; слушать и читать книгу, понимать прочитанное;  пользоваться аппаратом книги;  овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);  систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. Формы и средства контроля  Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:  1. Проверка техники чтения.  2. Проверка читательского кругозора.  3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4­х классов) Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно­тематическом плане.  Календарно-тематический план Календарно­тематический план 1 час в неделю, всего 33 часа Метапредметные результаты и деятельность 2 класс № Наименование раздела и тем Ча сы  1. Роль   книги   в  жизни   человека.   История   создания   книги. 1 Первая печатная книга на Руси. Здравствуй, книга (3 ч) Познавательны е   Формировать умение слушать слышать художественно е слово и   учащихся Регулятивные Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Плановые сроки прохождения Коммуникативн ые По плану  Фактичес ки Анализиро­вать произведения 3.09 10.09 17.09 Выявлять   (при решении различных задач) известное   и неизвестное;  Использовать алгоритм самостоятельной работы 2. Структура книги (элементы книги). 1 Анализировать результаты Удерживать цель деятельности до 3. Учебная   книга   и   её   справочный   аппарат.   Конкурс 1 «Пословицы о книге и учении». опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты Участвовать   в первичном (ознакомительн ом) чтении. получения ее результата   с Оценивать (сравнивать эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); 4. Правила   поведения   в   библиотеке.   Алфавитный   каталог. 1 Книгочей — любитель чтения (2 ч) Каталожная карточка. Исследовать собственные нестандартные способы Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, 24.09 5. Выставка книг о детях. Структура книги. Книги о твоих ровесниках (4 ч) 6. Библиотечный   урок   «Дети   —   герои   детских   книг». Выставка книг. 1 1 7. Книги   В.   Осеевой.   Книга­сборник.   Книги   Е.   Пермяка. 1 Титульный лист. решения Анализировать  результаты  опытов,  элементарных  исследований;  фиксировать  их результаты Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения 8. Книги Н. Носова. Типы книг. 9. Книги В. Драгунского. Аппарат книги. 1 1 Приводить  примеры в  качестве  доказательства выдвигаемых  положений; Исследовать собственные Удерживать цель деятельности до получения ее результата Корректировать деятельность Корректировать деятельность Анализировать эмоциональные состояния относящие его к определенному классу (виду); Выявлять   (при решении различных задач) известное и   неизвестное;  Выявлять   (при решении различных учебных   задач) известное   и неизвестное;  Выбирать   вид пересказа (полный, краткий, выборочный)   в соответствии   с поставленной целью; Составлять небольшие устные монологические высказывания 1.10 8.10 15.10 22.10 Читать, выполняя Строить схему (модель) 12.11 нестандартные способы решения задания к тексту отношений героев  Крупицы народной мудрости. Книги­сборники (4 ч) 10. Книги­сборники. Малые жанры фольклора. 1 Выявлять  читательский  опыт 11. Пословицы. «Пословицы о книге и учении».   Темы   пословиц.   Рукописная   книга 1 12. Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». 13. Скороговорки и чистоговорки. 14. Книги с литературными (авторскими) сказками. Писатели­сказочники (4 ч) 1 1 1 Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения Выявлять  читательский  опыт Приводить  примеры в  качестве  доказательства выдвигаемых  положений; Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения 19.11 26.11 3.12 10.12 17.12 Удерживать цель деятельности до  получения ее  результата Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Удерживать цель деятельности до получения ее результата Работа над выразительность ю чтения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Формировать  умение слушать и слышать  художественно е слово Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); Формировать умение слушать и слышать художественное слово Различать особенности диалогической   и монологической речи; Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); 15. Писатели­сказочники. 16. Герои сказок. Викторина. 17. По страницам сказок Х.К. Андерсена. 18. Книги   о   детях.   В.   Осеева,   Н.   Носов,   С.   Михалков   и др..Выставка книг. Книги о детях (4 ч) 19. Герои книг В. Осеевой. 1 1 1 1 1 20. Книги Н. Носова. Приключение­сказка о Незнайке и его 1 друзьях. Выявлять  читательский  опыт Удерживать цель деятельности до получения ее результата   Формировать умение слушать слышать художественно е слово и   Приводить  примеры в  качестве  доказательства выдвигаемых  положений; Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Работа над выразительность ю чтения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения  Формировать  умение  слушать и  Читать, выполняя задания к тексту Оценивать весомость 24.12 14.01 21.01 28.01 4.02 Формировать умение слушать и слышать художественное слово Анализировать произведения Различать особенности диалогической   и монологической речи; Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); Строить схему (модель) отношений героев  Анализировать произведения 11.02 слышать  художественно е слово приводимых доказательств и рассуждений 21. 1 Книги   С.   Михалкова,   С.Я.   Маршака,   А.   Барто: стихотворения, басни, рассказы. 1 Старые добрые сказки (4 ч) 22. Книги   о   братьях   наших   меньших. оформители.   Художники­ 1 23. Сборники   стихотворений   для   детей. карточка.   Каталожная 1 24. Книги­сборники   сказок   народов   мира.   Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. 1 Выполнять  задачи, не  имеющие  однозначного  решения Проверять информацию, находить дополнительну ю информацию, используя справочную литературу; Выбирать  решение из  нескольких  предложенных, кратко  обосновывать  выбор Исследовать собственные нестандартные способы решения Характеризовать образы героев и  персонажей. Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Формулировать главную мысль рассказа: Различать виды текста, выбирать текст, соответствующи й поставленной учебной   с Оценивать (сравнивать эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Преобразовыват ь объект: импровизироват ь, изменять, творчески переделывать 25. Народные сказки на страницах детских журналов. 1  Формировать  умение  Оценивать Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Выбирать   вид пересказа (полный, краткий, выборочный)   в соответствии   с поставленной целью; Анализировать произведения 18.02 25.02 4.03 11.03 18.03 26. Книги о семье, о маме. 1 Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) 27. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, 1 сказки, рассказы, колыбельные песни. 28. Мини­проекты (работа в группах): «Они писали о семье»,   «Пословицы   о   семье», «Рассказы   о   семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». 1 Защитникам Отечества посвящается (3 ч) 29. Книги   о   защитниках   Отечества.   Выставка   книг   детских 1 писателей о защитниках Отечества. слушать и  слышать  художественно е слово весомость приводимых доказательств и рассуждений Проверять информацию, находить дополнительну ю информацию, используя справочную литературу; Выбирать  решение из  нескольких  предложенных, кратко  обосновывать  выбор Выявлять  читательский  опыт Формулировать главную мысль рассказа:   с Оценивать (сравнивать эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Удерживать цель деятельности до получения ее результата  Формировать  умение  слушать и  слышать  художественно е слово Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Различать виды текста, выбирать 1.04 текст, соответствующи й поставленной учебной Преобразовыват ь объект: 8.04 импровизироват ь, изменять, творчески переделывать 15.04 Формировать умение слушать и слышать художественное слово Анализировать произведения 22.04 Составлять небольшие 29.04 устные монологические высказывания Строить схему (модель) отношений героев  Выбирать   вид пересказа (полный, краткий, выборочный)   в соответствии   с поставленной целью; Различать виды текста, выбирать текст. 13.05 20.05 27.05 30. Былины и сказы о защитниках Отечества. 1 31. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише­ 1 Кибальчише и его твёрдом слове». По страницам любимых книг (2 ч) 32. Библиотечный   урок   «Хвала   книге».   По   страницам 1 любимых книг. Презентация любимой книги. Применять  таблицы,  схемы, модели  для получения  информаци Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения Анализировать эмоциональные состояния Читать, выполняя задания к тексту Сравнивать иллюстрации с содержанием текста 33. Летнее   чтение.   Оформление   еженедельника   «Книгочей» или «Дневника читателя». 1 Выполнять  задачи, не  имеющие  однозначного  решения Формулировать главную мысль рассказа: Содержание программы 2 класс (33 ч) Тема 1. Книга, здравствуй (3 ч) Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники­оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. Тема  2. Книгочей — любитель чтения (2 ч) Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». Тема 3. Книги о твоих ровесниках (4 ч) Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги­сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс­ кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях­ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои­ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев­сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). Тема  4. Крупицы народной мудрости. Книги­сборники (4 ч) Книги­сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло­ виц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Тема 5. Писатели­сказочники (4 ч) Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей­сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Тема 6. Книги о детях (4 ч) Книги­сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги­сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). Тема  7. Старые добрые сказки (4 ч) Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги­сборника. Каталожная карточка. Сказки   народов   мира   с  «бродячими»  сюжетами   (русская  народная  сказка  «Снегурочка»,  японская  народная  сказка  «Журушка»  и   др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. Тема  8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини­проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч) Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише­Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. Тема  10. По страницам любимых книг (2 ч) Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги­сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». Универсальные учебные действия:  знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;           ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при­ надлежности в открытом библиотечном фонде); пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку; систематизировать книги по авторской принадлежности; составлять список прочитанных книг; выделять особенности учебной книги; работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»; аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв); классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру. 3 класс № Наименование раздела и тем Календарно­тематический план 1 час в неделю, всего 33 часа Метапредметные результаты и деятельность учащихся Ча сы  Познавательные Регулятивные Коммуникативные 1. Книги­сборники былин, легенд, сказов. История книги. Библиотеки (4 ч) 1 Выполнять задачи, не имеющие  Характеризовать  образы героев и  Сравнивать иллюстрации с Плановые сроки прохождения По Фактичес плану  ки 2. Первые книги. Библия. Детская библия. 3. Летописи. Рукописные книги. 4. История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. 1 1 1 однозначного  решения Выполнять задачи, не имеющие  однозначного  решения персонажей. Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Определять жанр  и тему Удерживать цель деятельности до получения ее результата Выполнять задачи, не имеющие  однозначного  решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста содержанием текста Различать особенности диалогической   и монологической речи; Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду Различать особенности диалогической   и монологической речи; По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) 5. Волшебный   мир   сказок.   Книга­сборник   «Сказки   А.С. Пушкина». 6. Сказки бытовые, волшебные, о животных. 7. Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь­се­ 1 1 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Производить  самоконтроль и  самооценку  результатов  деятельности (при Выявлять решении различных   задач) известное и неизвестное;      Приводить  примеры в  качестве  доказательства  выдвигаемых  положений; Проверять информацию, Работа над выразительностью чтения Различать особенности диалогической   и монологической речи; Осуществлять смысловое чтение Анализировать произведения  с милетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов   «Умная   внучка»).   Конкурс­кроссворд «Волшебные предметы». находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;   целью выделения признаков (существенных, несущественных) 8. История   басни.   Басни   Эзопа   и   И.   Крылова.   Аппарат Книги­сборники. Басни и баснописцы (3 ч) 1 книги­сборника.   Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор Оценивать весомость приводимых доказательств рассуждений   и   вид Выбирать пересказа (полный,   краткий, выборочный)   в соответствии   с поставленной целью; 9. Басни   в   прозаической   форме   Эзопа   и   Л.Н.   Толстого. 1 Сборники басен. 10. Русские   баснописцы.   Басни   с   «бродячими»   сюжетами. Герои басен. Инсценирование басен. 11. Родные поэты. Книги о родной природе (3 ч) 1 1 Формировать представления об образах героев, осмысливать понятие «красота» Выполнять задачи, не имеющие  однозначного  решения Анализировать эмоциональные состояния Характеризовать  образы героев и  персонажей. Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Выбирать решение из нескольких  предложенных,  кратко  обосновывать  выбор   Оценивать (сравнивать эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Преобразовывать объект: с импровизировать, изменять, творчески переделывать 12. Книги­сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. 13. Проект «Краски и звуки поэтического слова». 14. Книги Л.Н. Толстого для детей. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч) 15. Л.Н.   Толстой   —   сказочник   и   обработчик   русских   на родных сказок. 16. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». 1 1 1 1 1 Исследовать  собственные  нестандартные  способы решения Выбирать решение из нескольких  предложенных,  кратко  обосновывать  выбор Читать, выполняя  задания к тексту с   Оценивать (сравнивать эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Составлять  небольшие устные монологические  высказывания Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать Приводить  примеры в  качестве  доказательства  выдвигаемых  положений; Определять жанр и тему Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции Удерживать цель деятельности до получения ее результата Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений   вид Выбирать пересказа (полный,   краткий, выборочный)   в соответствии   с поставленной целью; Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду 17. Книги­сборники   произведений   о   животных.   Каталог, Животные — герои детской литературы (4 ч) 1 Исследовать  собственные  Производить  самоконтроль и  Выявлять решении   (при каталожная карточка. 18. Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю­ю». 19. Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере­ водчики рассказа. Отзыв. 20. Художники­иллюстраторы книг о животных. 1 1 1 21. Дети   —   герои   книг.   Типы   книг.   Книги­сборники 1 произведений о детях. Дети — герои книг (3 ч) нестандартные  способы решения   Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор самооценку  результатов  деятельности Оценивать весомость приводимых доказательств рассуждений   и Приводить  примеры в  качестве  доказательства  выдвигаемых  положений; Выполнять задачи, не имеющие  однозначного  решения   Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор Работа над  выразительностью  чтения Характеризовать  образы героев и  персонажей. Оценивать весомость приводимых доказательств рассуждений   и различных   задач) известное и неизвестное;      вид Выбирать пересказа (полный,   краткий, выборочный)   в соответствии   с поставленной целью; Различать  особенности  диалогической и  монологической  речи; Сравнивать иллюстрации с содержанием текста   вид Выбирать пересказа (полный,   краткий, выборочный)   в соответствии   с поставленной целью; 22. Книга­произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга­сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». 1 Приводить  примеры в  качестве  Работа над  выразительностью  чтения Различать особенности диалогической   и 23. Литературная   игра   «Расскажи   о   героях   детских   книг   ­ 1 своих сверстниках». Книги зарубежных писателей (2 ч) 24. Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон­Томпсон, Дж. Чиарди). 25. Библиографический справочник: отбор информации 26. Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Книги о детях войны (3 ч) Аннотация. 27. Книга­сборник Л. Пантелеева «Новенькая». 1 1 1 1 28. Кто они — дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в 1 военном». доказательства  выдвигаемых  положений; Исследовать  собственные  нестандартные  способы решения Извлекать  необходимую  информацию из  книги Исследовать  собственные  нестандартные  способы решения Исследовать  собственные  нестандартные  способы решения Приводить  примеры в  качестве  доказательства  выдвигаемых  положений; Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор   Читать, выполняя  задания к тексту монологической речи; Составлять  небольшие устные монологические  высказывания Выявлять структурные части произведения Строить схему (модель) отношений героев  Производить  самоконтроль и  самооценку  результатов  деятельности   (при Выявлять решении различных   задач) известное и неизвестное;    Читать, задания к   выполняя тексту Работа над выразительностью чтения Составлять небольшие устные монологические высказывания Различать особенности диалогической   и монологической речи; Оценивать весомость приводимых доказательств рассуждений   и   вид Выбирать пересказа (полный,   краткий, выборочный)   в соответствии   с Газеты и журналы для детей (3 ч) 29. Детские   газеты   и   журналы.   История   создания   журнала «Мурзилка» и др. 30. Электронные   периодические   издания:   «Детская   газета», журнал «Антошка» и др. 31. Создание классной газеты «Книгочей». «Книги, книги, книги…» (2 ч) 32. Книги,   их   типы   и   виды.   Практическая   работа   в библиотеке. 33. Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея. 1 1 1 1 1 Выполнять задачи, не имеющие  однозначного  решения Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Исследовать  собственные  нестандартные  способы решения Формировать  умение слушать и  слышать  художественное  слово Исследовать  собственные  нестандартные  способы решения Характеризовать  образы героев и  персонажей. Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Читать, выполняя  задания к тексту Корректировать деятельность Читать, задания к   выполняя тексту Содержание программы поставленной целью; Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду Составлять небольшие устные монологические высказывания Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной Составлять небольшие устные монологические высказывания 3 класс (33 ч) Тема 1. История книги. Библиотеки (4 ч) Книги­сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики. Библия. Детская библия (разные издания). Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге. Тема  2. По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч) Волшебные сказки (народные и литературные): книга­сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне». Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь­семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Конкурс­кроссворд «Волшебные предметы». Тема 3. Книги­сборники. Басни и баснописцы (3 ч) Книги­сборники басен И. Крылова. Аппарат книги­сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление. Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах). Тема  4. Книги о родной природе (3 ч) Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями. Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление). Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга. Тема  5. Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч) Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей». Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).  Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого». Тема  6. Животные — герои детской литературы (4 ч) Книги­сборники о животных. Структура книги­сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги. Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю­ю» или Дж. Лон­ дона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге. Библиотечный урок: знакомство с книгой­легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники­оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов). Тема  7. Дети — герои книг (3 ч) Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга­произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга­сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово». Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?». По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе». Тема  8. Книги зарубежных писателей (2 ч) Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон­Томпсон, Дж. Чиарди). Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей. Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг. Тема  9. Книги о детях войны (3 ч) Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка. Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном». Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти». Тема  10. Газеты и журналы для детей (3 ч) Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов. История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк». Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах). Тема  11. «Книги, книги, книги…» (2 ч) Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники. Библиотечная мозаика: урок­игра «Что узнали о книгах?». Универсальные учебные действия:  работать с книгой­сборником басен И. Крылова;   сравнивать басни по структуре и сюжету; выделять книги­произведения и книги­сборники из группы пред­  ложенных книг или открытого библиотечного фонда;    собирать информацию для библиографической справки об авторе; составлять таблицу жанров произведений писателя; выполнять поисковую работу по проекту;  презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;  готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;  находить по каталогу нужную книгу;  заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;  писать отзыв о книге или героях книги;  пользоваться библиографическим справочником;  рассматривать и читать детские газеты и журналы;  находить нужную информацию в газетах и журналах;  собирать информацию для проекта «История детской газеты или  журнала»;  готовить материал для классной и школьной газеты;  пользоваться электронными газетами и журналами. 4 класс Календарно­тематический план № Наименование раздела и тем Метапредметные результаты и деятельность учащихся 1. Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги­сборники. Страницы старины седой (4 ч) 2. Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси. 3. Библия. Библейские предания.   ы с а Ч 1 1 1 Плановые сроки прохождения Познавательные Регулятивные Познавательные По плану Фактичес ки  Обеспечивать освоение идейно­ нравственного содержания: выполнение заданий в   учебнике   и   в тетради. Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения Применять  таблицы, схемы,  Удерживать цель деятельности до получения ее результата Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной Корректировать деятельность Составлять небольшие устные монологические высказывания Корректировать деятельность Выбирать вид пересказа (полный, 4. Творческая работа: история книги. 5. Героические песни о героях России. Песня­слава. Крупицы народной мудрости (4 ч) 6. Книга­сборник   С.   Алексеева   «Рассказы   о   Суворове   и   русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове. 7. Русь великая в произведениях фольклора. 1 1 1 1 8. День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России. 1 модели для  получения  информации Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения Обеспечивать освоение идейно­ нравственного содержания: выполнение заданий   тетради. Обеспечивать освоение идейно­ нравственного содержания: выполнение заданий   тетради. в в Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения   краткий, выборочный) в соответствии   с поставленной целью; Составлять небольшие устные монологические высказывания Характеризовать качества, признаки объекта, относящие   его   к определенному классу (виду); Корректировать деятельность Сравнивать иллюстрации с содержанием текста   с Оценивать (сравнивать эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду Удерживать цель деятельности до получения ее результата Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, относящие   его   к определенному 9. Мифы народов мира. Книги­сборники. Мифы народов мира (2 ч) 10. Мифологические герои. 11. Мир сказок: сказки народные и авторские. Русские писатели­сказочники (3 ч) 12. Книги со сказками  русских  писателей­классиков. Сказка сказок  П. Ершова «Конёк­Горбунок». 13. Исторические  (фольклорные)   корни литературных  произведений   на примере   летописи   «Вещий   Олег»   и   «Песни   о   вещем   Олеге»   А.С. Пушкина. 1 1 1 1 1 классу (виду);     вид Выбирать пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии   с поставленной целью; Различать особенности диалогической   и монологической речи; Анализировать произведения  с целью выделения признаков (существенных, несущественных) Анализировать произведения Анализировать произведения  с целью выделения признаков  Применять  таблицы, схемы,  модели для  получения  информации Приводить  примеры в  качестве  доказательства  выдвигаемых  положений; Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Корректировать деятельность Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;     Формировать умение   слушать и слышать художественное слово   Оценивать  весомость  приводимых  доказательств и  рассуждений Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Осуществлять смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 14. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. 1 Экскурсия в библиотеку. «Книги, книги, книги…» (4 ч) 15. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги. 16. Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги. 17. Проектная   деятельность:   создание   рукописной   книги   «Русские баснописцы». 18. Дети — герои книг писателей XIX века. Книги о детях и для детей (3 ч) 1 1 1 1 Применять  таблицы, схемы,  модели для  получения  информаци Приводить  примеры в  качестве  доказательства  выдвигаемых  положений; Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения Обеспечивать освоение идейно­ нравственного содержания: выполнение заданий   тетради. в Корректировать деятельность Выявлять структурные части справочного аппарата книги Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Удерживать цель деятельности до получения ее результата   Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии   с поставленной целью;   Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной Характеризовать качества, признаки объекта, относящие   его   к определенному классу (виду); Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной  Формировать  умение слушать  и слышать  художественное  слово Оценивать  весомость  приводимых  доказательств и  рассуждений Анализировать произведения 19. Библиографические   справки   о   Марке   Твене,   В.   Гюго,   Д.   Мамине­ Сибиряке, А. Куприне и др. 20. Конкурс­кроссворд «Авторы произведений  о детях».  Аннотация на книгу­сборник писателей­классиков. 1 1 21. «Хранители   слов»   —   словари.   Выставка   словарей.   Игра­конкурс 1 Словари, справочники, энциклопедии (3 ч) «Объясни слово». 22. Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия. 1 23. Игра   «100   вопросов   Почемучек»   —   практическая   работа   со 1 справочной литературой. 24. Книги­сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. 1 Родные поэты (3 ч) Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения Выбирать  решение из  нескольких  предложенных,  кратко  обосновывать  выбор Исследовать  собственные  нестандартные  способы  решения Приводить  примеры в  качестве  доказательства  выдвигаемых  положений; Формулировать главную мысль рассказа: Различать виды текста, выбирать текст Читать, выполняя задания к тексту Составлять небольшие устные монологические высказывания Удерживать цель деятельности до получения ее результата Сравнивать иллюстрации с содержанием текста     Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии   с поставленной целью; Характеризовать качества, признаки объекта, относящие   его   к определенному классу (виду); Выявлять  структурные  части  произведения Различать виды текста, выбирать текст Исследовать собственные нестандартные способы Читать, выполняя задания к тексту Составлять небольшие устные монологические высказывания 25. Читаем   и   слушаем   стихотворения   о   Родине   А.С.   Пушкина,   М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др. 26. Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе». 27. Очерки и воспоминания. Писатели о писателях. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4ч) 28. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич   Некрасов»:   чтение,   выбор   информации,   определение жанра и темы. 29. Воспоминания   Л.Н.   Толстого,  А.   Куприна  «Воспоминания  об  А.П. Чехове». 30. Творческая   работа:   очерк   о   своей   школе,   о   своём   городе   или   о любимой книге. 1 1 1 1 1 1 Анализировать собственную Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду Выбирать вид  пересказа (полный, краткий,  выборочный) в  соответствии с  поставленной  целью; Анализировать произведения решения Формировать  умение слушать  и слышать  художественное  слово Выбирать  решение из  нескольких  предложенных,  кратко  обосновывать  выбор работу: соотносить план и совершенные операции Удерживать цель деятельности до  получения ее  результата  Формировать  умение слушать  и слышать  художественное  слово Оценивать  весомость  приводимых  доказательств и  рассуждений Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции Формулировать главную мысль рассказа: Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду Различать виды текста, выбирать текст Формировать  умение слушать  и слышать  художественное  слово Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Исследовать собственные нестандартные способы Читать, выполняя задания к тексту Составлять небольшие устные монологические высказывания Мир книг (3 ч) 31. Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота». 32. Детские газеты и журналы. 33. Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы,  подготовленные презентации. 1 1 1 решения Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;  Формировать  умение слушать  и слышать  художественное  слово Формулировать главную мысль рассказа Формулировать главную мысль газетного текста Оценивать  весомость  приводимых  доказательств и  рассуждений Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду Анализировать произведения Содержание программы 4 класс (33 ч) Тема  1. Страницы старины седой (4 ч) Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Экскурсия в типографию или книжный магазин. Тема  2. Крупицы народной мудрости (4 ч) Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня­слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами. Книга   С.   Алексеева   «Рассказы   о   Суворове   и   русских   солдатах»   в   разных   изданиях.   Справочный   материал   об   А.В. Суворове (справочники, энциклопедии). Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках». Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по­ стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг. Тема  3. Мифы народов мира (2 ч) Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки­ тайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс­кроссворд «Мифологические герои». Тема  4. Русские писатели­сказочники (3ч) Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк­Горбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях­сказочниках (проектная деятельность). Тема  5. «Книги, книги, книги…» (4ч) Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно­популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги­ справочника. Книги­сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами. Тема  6. Книги о детях и для детей (3 ч) Дети — герои книг Н. Гарина­Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг. Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс­кроссворд «Писатели­фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Тема  7. Словари, справочники, энциклопедии (3 ч) «Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра­конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах­справочниках. Тема  8. Родные поэты (3 ч) Книги­сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине». Тема  9. Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч) Книги­сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове». Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге. Мир книг (3 ч) Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. Э. Сетон­Томпсона «Герои­животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон­Томпсона». Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги». Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы. Универсальные учебные действия:  составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;  различать виды и типы книг;  писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;  знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;  пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;  писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;  пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;     составлять каталожную карточку на прочитанную книгу; задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках; выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры; собирать, систематизировать   и  оформлять  материал  для  презентации  (выставки,  постеры,  электронные версии, живой журнал, кон­  курсы и т. д.);  работать с детскими газетами и журналами. Проверка читательских умений во 2 классе. В работе с книгой второклассник должен уметь:  использовать   в   ответе   о   книге   ее   справочный   аппарат:   информацию   с   обложки   и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;    определять   примерное   содержание   книги   по   иллюстрациям   и   заголовкам   после просмотра оглавления; пользоваться сносками и примечаниями книги; отвечать на типовые вопросы о книге;  составить рассказ о книге в целом после рассматривания. Проверка читательского кругозора Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии. Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий: 1. Что мы узнаем о книге с ее обложки? 2. Что мы узнаем о книге с титульного листа? 3. Назови писателей ­ авторов сказок 4. Скажи, каких поэтов ты знаешь. 5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей. 6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.) 7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры. 8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры. 9. Чем отличаются стихи от прозы? 10. О чем вы любите читать? 11. Что отличает произведения народного творчества и литературы? 12. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения 13. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время? Проверка читательских умений в 3 классе. В работе с книгой третьеклассник должен уметь: ­ выбирать источник чтения самостоятельно ­ по силам и интересам; ­ характеризовать книгу в целом; _ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги; ­ представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям. В работе с текстом третьекласснику нужны умения, ­готовиться к восприятию нового произведения; ­ эмоционально и аналитически воспринимать читаемое; ­ составить рассказ о герое произведения; ­ кратко передать события (сюжет); ­ самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста. Проверка читательского кругозора 1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время. 2. Назовите фамилии отечественных поэтов. 3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок 4. Какие басни вы знаете? 5. Кто из писателей пишет о природе? 6. Назовите авторов зарубежной литературы. 7. Назовите известные вам жанры произведений. 8. Назовите любимые темы чтения. Проверка читательских умений в 4 классе. В   работе   с   книгой   закрепляются   и   совершенствуются   следующие   читательские   умения четвероклассников: 1. выбирать новую книгу для самостоятельного чтения; 2. определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения; 3. устанавливать тему и жанр просмотренной книги; 4. называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям, 5. выборочно); 6. ставить перед собой цель чтения книги. 7. давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ). Проверка читательского кругозора. Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий: 1. Какие   виды   книжных   изданий   для   детей   вы   знаете?   (Литературно­художественное издание, научно­познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги­ произведения 11 книги­сборники, собрание сочинений классика литературы.) 2. Перечислите   все   известные   вам   жанры   литературы   и   устного   народного   творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки­потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.) 3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2­4 классах учили отрывки из произведений Мамина­Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.). 4. Прочитайте   наизусть   понравившееся   вам   стихотворное   произведение.   (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. ­ или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.) 5. Какие   книги   вы   читали   в   последнее   время?   Разделите   эти   книги   на   2   группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно. 6. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о   природе,   о   родине,   о   других   странах,   о   чудесах   и   волшебстве,   о   приключениях   и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.) 7. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников. 8. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение ­это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают  читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет  читателю какую­то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты ­ это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.) Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения. Список литературы 1. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999. 2. Русские   писатели.   Биогр.   слов.   В   2­х       ч.   /   Ред.   ­   сост.  П.А.   Николаев.   ­   М.: Просвещение, 1990. 3. Русские писатели  XX  в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред.  П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия» 4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1­4 классы / под ред. Виноградовой. ­ М.: Вентана­Граф, 2011. ­ 168с.  5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980 6. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980 7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд­тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006 8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997 9. Внеклассные   мероприятия   в   начальной   школе.   ­   Под.   ред.   Мартыновой   Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007 10. Праздник     ­   ожидаемое   чудо!   Внеклассные   мероприятия   (спектакли,   утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006 11. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.­ Москва, «ВАКО», 2006 Список литературы для 2 класса Русская литература 19 ­ начала 20 вв. Толстой Л. Рассказы и были;  Пушкин А. Стихи и сказки;  Ершов П. Конек­горбунок;  Крылов И. Басни. Русская литература 20 века Куприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»;  Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки; Александрова Т. «Домовёнок Кузька»;  Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»;  Житков Б. «Рассказы о животных»;   Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»;  Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»; Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»; Драгунский В. Рассказы;  Давыдычев Л. «Страдания  второгодника Ивана Семенова»;  Алексеев С. «Рассказы из русской истории»; Дуров В. «Мои звери» Зарубежная литература Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»;  Свифт Д. «Путешествия Гулливера»;  Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»;  Родари Д. «Путешествие «Голубой стрелы»;  Киплинг Р. «Сказки»;   Лагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями» Список литературы для 3 класса Русская литература 19 ­ начала 20 века Пушкин А. «Стихи и сказки» Толстой Л. «Рассказы. Сказки. Басни» Чехов А. «Белолобый», «Каштанка», «Ванька» Мамин­Сибиряк Д.Н. «Приёмыш», «Зимовье на Студеной» Григорович Д. «Гуттаперчевый мальчик». Русская литература 20 века Куприн А. «Чудесный доктор»; «Белый пудель»;  Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»;  Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»,  Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»;              Некрасов В.  « Приключения капитана Врунгеля»;  Олеша Ю. «Три толстяка»;  Успенский Э. «Меховой интернат»;  Лагин Л. «Старик Хоттабыч»;  Бажов П. «Серебряное копытце», «Огневушка­Поскакушка», «Голубая змейка»,  Крапивин В. «Дети синего фламинго»;  Гайдар А. «Тимур и его команда»;  Зарубежная литература Андерсен Г.­Х. «Сказки и истории»; Бжехва «Академия пана Кляксы»;  Линдгрен А. Повести;  Твен М. «Приключения Тома Сойера»; «Принц и нищий»; Трэверс П. «Мери Поппинс»;  Бернет Ф. «Маленькая принцесса»;   Вестли А. «Мама, папа, бабушка, восемь детей и грузовик»;  Познавательная литература  Перехвальская Е. «Откуда азбука пришла»;  Горьков В. «Космическая азбука»;  Сахарнов С. «История корабля»;  Чаплина В. «Питомцы зоопарка»; Алексеев С. «От Москвы до Берлина», «Рассказы из русской истории» Список литературы для 4 класса Сказки Русские народные сказки Сказки народов мира Тысяча и одна ночь Библия в изложении для детей Детская библия Чуковский К.И. Вавилонская башня Русская литература 19 века Гоголь Н.В. Майская ночь, или Утопленница Жуковский В.А. Спящая царевна Крылов И.А. Басни Лермонтов М.Ю. Ашик­Кериб. Бородино Пушкин А.С. Руслан и Людмила Толстой Л.Н. Кавказский пленник Тургенев И.С. Муму Чехов А.П. Ванька. Мальчики Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века Вяземский П.А., Козлов И.И., Кольцов А.В., Некрасов Н.А.,  Никитин И.С., Тютчев Ф.И.,  Фет А.А. Языков Н.М. Русская литература 20 века Аверченко А.Т. Смерть африканского охотника Алексин А. В стране вечных каникул Астафьев В.П. Васюткино озеро Белов В.И. Рассказы Булычев К. Девочка с Земли Бунин И.А. Детство. Сказка Велтистов Е.С. Приключения Электроника Житков Б.С. Рассказы Замятин Е.И. Огненное «А» Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания Катаев В.П. Сын полка Крапивин В.П. Мальчик девочку искал Куприн А.И. Чудесный доктор. Мой полет Лиханов А.А. Мой генерал Платонов А.П. Волшебное кольцо. Солдат и царица. Неизвестный цветок Пришвин М.М. Рассказы. Зарубежная литература Гауф В. Сказки Даррелл Дж. Говорящий сверток Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо Крюс Д. Тим Таллер, или Проданный смех Линдгрен А. Повести Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна За страницами вашего учебника Ильин М. Сто тысяч почему Левшин В.А. Нулик­Мореход. Путешествие по Карликании и  Альджебре Соколов Г.В. У юнги тоже сердце моряка Книги серии «Я познаю мир» Книги серии «Узнай мир» Журнал «Детская энциклопедия»

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа   внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017