Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
13.02.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»
Рабочая программа составлена с расчётом на 4 года, по принципу "снежного кома". С каждым последующим годом знания расширяются, углубляются, информация нарастает. В итоге у ребёнка к концу четвёртого года обучения сложится целостная картина о своей малой Родине. Программа в стадии апробации.Рабочая программа составлена с расчётом на 4 года, по принципу "снежного кома". С каждым последующим годом знания расширяются, углубляются, информация нарастает. В итоге у ребёнка к концу четвёртого года обучения сложится целостная картина о своей малой Родине. Программа в стадии апробации.
Р.П. Я ШАГАЮ ПО РОДНОМУ КРАЮ.doc
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Ергенинская средняя общеобразовательная школа им. Лиджи Очировича Инджиева» Утверждаю: директор школы                        /Бургуева И.А./ приказ №      от «    »          2015г. Согласовано: зам.директора по УВР                     /Довуркаева Б.Б./                  «    »                 2015г. Рассмотрено: на заседании МО Протокол №       от «    »                        2015г Руководитель МО                        /Лиджиева К.В./   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОГО  НАПРАВЛЕНИЯ Наименование курса  «Я  ШАГАЮ  ПО  РОДНОМУ  КРАЮ» Класс:   1 ­  4 Срок реализации программы:  4 года Количество часов по плану:    135 часов, в неделю 1 час Рабочую программу составила: Чимидова Г.Г. Содержание  1 2 3 Нормативно­правовая и документальная основа  ………………….  3 Пояснительная записка ……………………………………………… 3 ­ 7 На степных просторах – 1 класс  …………………………………… 7 ­ 8 4 Юный патриот – 2 класс  …………………………………………….. 9 ­ 10 5 6 7 8 9 10 11 12 Путь через века – 3 класс  …………………………………………… 11 ­ 12 Калмыки в России – 4 класс  ………………………………………… 12 ­ 13 Требования к знаниям  и умениям учащихся к концу  обучения … 14  Планируемые  результаты освоения программы курса …………… 14 ­ 15 Содержание программы…………………………………………… 15 ­ 18 Формы контроля………………………………………………………. 18 Список литературы…………………………………………………… 19 Список литературы для обучающихся и их родителей…………….. 20   2 Закон Российской Федерации « Об образовании». 1. Нормативно­правовая и документальная основа:   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.  Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.  Письмо   Министерства   образования   РФ   от   2.04.2002   г.   №   13­51­28/13   «О   повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ. 2.  Пояснительная записка      «...Заставить любить родину, природу нельзя, но помочь полюбить можно»  Н. Сладков. Актуальность программы заключается в том, что она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности   малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось  народом, проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской   и   творческой   деятельности.   Предполагается   более   осознанное   освоение прошлого   не   только   поселка,   района,   но   и   Республики;   формирование   умений   не   только самостоятельно   добывать   краеведческий   и   исторический   материал,   но   и   умений   грамотно   их обрабатывать,   а   затем   применять   на   практике,   представлять   его   на   мероприятиях   по  окружающему   миру,   чтению.   Программа   призвана   также,   способствовать   более   успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что в настоящее время, в связи с переходом   образования   на   федеральные   государственные   образовательные   стандарты,   к   числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны.  Стандарт   ориентирован,   в   том   числе,   и   на   становление   личностных   характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению. Изучение   краеведения   в   начальной   школе   является   одним   из   основных   источников обогащения   учащихся   знаниями   о   родном   крае,   воспитания   любви   к   нему,   формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом,   трудовом,   политическом   воспитании,   является   интегрирующим   звеном   между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях, создать условия для осознанного изучения младшими школьниками истории родного края, улицы, дома. Программа  «Я шагаю по родному краю»  позволяет пробудить интерес  младших школьников  к истории   родного   края,   начать   формирование   коммуникативных   и   организаторских   навыков, способствует развитию творческих способностей обучающихся.  Особый   акцент   в   программе   сделан   на   использование   краеведческого   материала,   что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами как география, история, биология (т.е. предметом окружающий мир). И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины.   Каждый   человек   связан   с   прошлым,   настоящим   и   будущим   своей   страны,   поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. 3 Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.  Цель   деятельности   педагога  ­    создание   условий   для   духовно–ценностной   ориентации ребёнка в окружающем мире,  воспитания его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края. Цель  программы: знакомство младших школьников с основными сведениями из истории родного   края,   с   культурными,   политическими,   экономическими   особенностями   Республики, достопримечательностями Калмыкии и людьми, строившими и прославившими родной край. Реализация данной цели осуществляется  посредством решения следующих основных задач: ∙ образовательных:  1.  формирование  представлений  о   краеведении,   как   предмете   исторического   и   культурного развития общества;  2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;  3. закрепление этих знаний на практике.  В ходе решения данных задач обучающиеся приобретают знания: ­ об истории возникновения своего края; ­ о символике родного края; ­ о природе родного края; ­ о знаменитых людях края, района и села; ­ о народных промыслах; умения и навыки:  ­ составлять кроссворды; ­   работать   с   картой   Республики   Калмыкия,   находить   и   показывать   города,   районы,   районные центры, водоёмы, места с достопримечательностями, соседей Республики; ∙ воспитательных:  1. формирование уважительного,  бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;  2. воспитание  уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых   норм поведения  в  общественных   местах,  в  кругу знакомых и близких;  3.    умение   анализировать  своё   поведение   и   принимать   правильное   решение   в   различных жизненных  ситуациях. В   ходе   решения   данных   задач   младшие   школьники  приобретают   знания,     умения   и навыки:   ­ культуры труда и деловых качеств; ­ побуждение к познавательной творческой деятельности; ­ нравственно – эстетического вкуса (направленность на прекрасное в жизни и искусстве); ­ появление потребности постоянного общения с искусством и родной природой; ­ бережного отношения к природе;  ­ творческого отношения к выполнению работы; ­ коммуникативных качеств; ­ внимательности; ­ терпения; ∙ развивающих: 1. развитие психических процессов (внимание, воображение, память, мышление, речь и т.д.) 2. развитие кругозора учащихся.  В ходе решения данных задач у обучающихся развивается: ­ глазомер, точность действий, пространственные представления; ­ пространственное и логическое мышление; ­ воображение (в том числе и творческое); ­ наблюдательность; ­ творческие способности; 4 ­ художественный вкус; ­ стойкий интерес к поиску дополнительной информации (познавательная активность). Обязательным   требованием   достижения   поставленных   задач   является   соблюдение  использование  наглядных   пособий, следующих принципов:  системность и последовательность занятий: 1 раза в неделю, по 1 часу в 1 ­ 4 кл.; обеспечение преемственности обучения;  научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;   доступность:  от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;  наглядность: дополнительной научной и справочной литературы;  проблемность:  использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;  активность   и   сознательность:  понимаются   цели   и   задачи   учеником,   ученик   обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опираясь не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;  прочность знаний (завершённость обучения):  завершение каждой темы итоговым занятием, призванным   закрепить   полученные   знания   и   навыки,   и   подготовить   учащихся     к   восприятию материала   следующей   темы,   сопоставления, противопоставления;  принципы   уважительного   отношения   к   детскому   творчеству:  предоставление   свободы выбора,   создание   атмосферы   раскованности   и   талантливости,   умение   педагога   оценить художественные достоинства детских работ.   применение   технологии   сравнения,   иллюстраций,   авторских   работ, При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:   объяснительно­иллюстративный: предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно;  репродуктивный:  воспроизведение   знаний   и   способов   действий   по   образцу,   актуализация знаний,   дети   произвольно   и   непроизвольно   запоминают,   учитель   руководит   и   контролирует выполнение заданий;  исследовательский:  самостоятельное   рассмотрение   задачи,   осмысление   условий   задачи, планирование   исследования,   самоконтроль   и   его   завершение,   непроизвольное   запоминание, воспроизведение и мотивирование результата;  частично­поисковый: восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов,  непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи;  конструктивный: применение знаний в знакомой ситуации;  метод творческих заданий: применение знаний в измененной и новой ситуации. Во   внеурочной   деятельности   спектр   занятий   по   изучению   краеведения   обширен.   Формы внеучебной   работы   весьма   разнообразны:  классные   часы,   пешие   прогулки   по   селу   и   его окрестностям,   походы,   викторины,   тематические   экскурсии,   уроки­беседы,   уроки­ сообщения,   марафоны,   конкурсы,   встречи   с   интересными   людьми,   исследовательские работы и проекты, подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям и т. д.  В программах для каждого класса прослеживается:  преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год   обучения   осуществляется   более   глубокое   изучение   предмета   с   выполнением   творческих 5 заданий на более высоком уровне.  теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям  творчески подходить к выполнению разного рода занятий.  Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям.  Программа предполагает работу по следующим направлениям деятельности:  ­ исследовательская (сбор материалов, отражающих историю края в частности и страны в целом их обработка, подбор материалов для проведения экскурсий, выпуска альманахов, составление экскурсионного отчета),  ­  практическая  (проведение тематических  экскурсий  и пеших прогулок, организация встреч с интересными   людьми,   выпуск   книжек   –   малышек,   тематических   альманахов,   проектов, презентаций, устных журналов),  ­ воспитательная (проведение мероприятий, участие в конкурсах, посвященных изучению истории края). Программа курса «Я шагаю по родному краю» общим объемом 132 часа предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Данный курс рассчитан на преподавание в 1 – 4 классах начальной школы, 30 (в 1 кл.) и 34 (во 2 ­ 4 кл.)   часа   в   год   (1   час   в   неделю)   в   рамках   внеучебной   деятельности   базисного   учебного (образовательного) плана и содержит четыре блока: «На степных просторах», «Юный патриот», «Путь через века», «Калмыки в России». Каждый блок поделен на темы – модули, ежегодно он расширяется   и   конкретизируется   в   соответствии   с   возрастными   особенностями   учащихся начальной школы. Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей   детей,   их   увлечениями,   необходимостью   регулярной   работы   с   наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной  программы              Программа рассчитана для работы с детьми  7 – 10 лет В связи с отсутствием соответствующего Государственного стандарта по краеведению я  опираюсь на данные экспериментального учебного пособия  для общеобразовательных учреждений  «История и культура калмыцкого народа» в двух частях (17­18век),  (19 век), авторы Моисеев А.И., Моисеева Н.И.;  «Сокровища культуры Калмыкии»  из серии Наследие народов Российской  Федерации, составитель Тарунов А.М.  Для углубленного изучения истории своего края использую три уровня познавательной  работы с учащимися: I. Получение «готовых» знаний о регионе со слов учителя. II. Самостоятельное приобретение знаний. III.Изучение школьниками истории родного края в ходе исследования (походы, беседы со старожилами, экскурсии). Новизна   программы состоит   в интеграции   исторических,   природоведческих   и   социальных знаний, которые формируют целостный взгляд на природу, общество,   причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края  и  истории   своей   семьи;   интеграция  классных   и   внешкольных   форм   образования,   в   том   числе   ­ музейного.       Отличительными особенностями программы являются ее результативность и доступность,  простота в использовании. Основными критериями отбора материала при составлении программы является его  культурная значимость в жизни, актуальность, воспитательная ценность. 6 Анализ существующего множества программ по изучению родного края  показывает, что ни  одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с  родным краем, т.к. предлагаемая в них работа по краеведению носит недостаточно целостный  характер, отмечаются эпизодические включения исторических событий или же  акцент перенесён на обычаи и традиции народа, на устное народное творчество... Моя  программа призвана помочь детям узнать больше об историческом прошлом своего народа,  своей  малой родины, о людях, вершивших эту историю; Проникнуться гордостью за свой народ; мыслью,  что он ­ часть этого народа и в его силах, чтобы красота и слава отцов и дедов не меркла, а крепла  и приумножалась;  узнать больше об  основных богатствах своего края, о его растительном и  животном мире.  Тематическое планирование На степных просторах – 1 класс 30 часов № Название темы Кол ­во час Основные виды деятельности                1 раздел              Край, в котором мы живём.                    10 часов 1 2 3 4 5 6 Введение.  Знакомство с Республикой Калмыкия Наша столица 7 чудес Калмыкии Стихи калмыцких поэтов о родном крае Произведения художников и композиторов о  родном крае Конкурс юных художников, поэтов на тему  «Край, в котором мы живём».           Выпуск первого альманаха 2 1 1 2 2 2 Беседа,  обзорная  экскурсия по  стенду «Краше  нет родного  края» Беседа по  материалам  презентации,  личного опыта  детей Просмотр  диска, беседа Чтение стихов  наизусть Беседа по  произведениям Сочинение,  рисование,  обсуждение,  отбор  материала для  альманаха Источники  Альбомы: Калмыкия, Атлас народов  России Папки:  Республика  Калмыкия, Наш  край Диск. 7 чудес  Калмыкии  Учебники по  внеклассному  чтению, журнал  «Байр»,  дидактический  материал по  классам             2 раздел           Кто живёт в степи?  Что растёт в степи?        14часов 7 2 8 Птицы  Водоёмы.  (Маныч – Гудило. Чограй.  Сарпинские и Состинские озёра)  Заказники. Заповедники  9 10 Сайгаки. Суслики. Корсаки.   Экскурсии по  материалам  презентаций,  тематических  альбомов,  2 3 2 А.И.Кукиш.  Животный мир  Калмыкии.  Птицы. 7 колючка. Кермек.  11 Тюльпаны. Ковыль. Полынь. Верблюжья  12 Экологические проблемы нашего края 13 Охрана природы. Участие школьников в  охране природы родного края 14 Животноводство. Растениеводство 2 1 1 1 детских  энциклопедий. Интерактивные игры,  викторины. Прогулки по  окрестностям  села. В.Колесниченко.  Тайны  солнечного края А.И.Близнюк и  др. Животный мир  Калмыкии.  Млекопитающие. Растительный  мир Калмыкии              3 раздел           Люблю я свой посёлок Ергенинский.                 6 часов 15 Мой посёлок на карте. Топонимика.  Что здесь было до меня? 16 17 18 Чем славен наш посёлок?  Знаменитые люди нашего посёлка Посещение школьного музея Жизнь дана на добрые дела.  В музее Г.Г.Менкенова Его имя носит наша школа.  В музее Л.О.Инджиева 19 Брейн ­ ринг «Кто живёт в степи?   Что растёт в степи?» Семейный проект «Люблю я свой посёлок  Ергенинский»  (фото, коллаж, рисунки, песни,  стихи, презентации) Выпуск  второго  альманаха 20 1 1 1 1 1 1 Беседа,  выступления  детей с  сообщениями  «Что здесь  было до меня?» Альбом. Дорогие  мои Кетченеры Материалы музея Экскурсия,  беседа по  материалам  экскурсии Экскурсия,  беседа по  материалам  экскурсии Экскурсия,  беседа по  материалам  экскурсии Игра  Выступления  семей, отбор  материала для  альманаха Материалы музея Презентация  Материалы музея Презентация  Материалы музея Архив  Личные архивы  семей Всего 30 часов К концу 1 класса учащиеся должны:  знать/понимать: • своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес; • основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении; • традиции своей школы; • свою республику, столицу, основные занятия населения, достопримечательности; • основные достопримечательности родного села, столицы, республики; • поэтов, писателей, художников своей республики; • наиболее известные их произведения; • известных (знаменитых) своих земляков, героев; • основных представителей растительного и животного мира своей местности  8 на практическом уровне • соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни; • составлять рассказ­описание по картине, по увиденному, пересказывать сказки, выразительно  читать литературные произведения Юный патриот – 2 класс      34 часа № Название темы Кол ­во час Основные виды деятельности           1 раздел               Я – гражданин                            9 ч 1 Россия ­ Родина моя. Символы государства –  герб и флаг. Гимн России.  1 2 3 4 5 6 7 8 Родной край – частица России. Символика  края. Кетченеровский район – земля моих предков Что даёт район стране? Экскурсия «Село моё родное». Я ­ ученик. Родной дом и семья. Традиции семьи. Примечай будни, а  праздники сами придут. Сбор материала «Моя Родина»  Создание презентаций 1 1 1 1 1 1 2 Беседа, конкурс рисунков Урок –  путешествие Учебный  диалог,  презентация  учителя Экскурсия  Экскурсия по  школе Беседа  Игра  Выступление  детей  Источники  Альбомы: Республика  Калмыкия, Атлас народов  России. Презентации.  Архив Альбом. Дорогие мои Кетченеры Семейные  архивы         2 раздел              Живые страницы прошлого         16 ч 9 Ойраты – предки калмыков 10 Зая – пандита ­ великий просветитель Урок –  путешествие Лекция, беседа 1 1 Очерки истории  Калмыцкой  АССР (дооктябрьский период) А.Панькин.  Образование для  9 11 Герои сказаний калмыков – мифы и легенды 2 12 Народные сказки, песни, пословицы,  поговорки 13 Эпос «Джангар». 2 7 Викторина  Учебный диалог Пересказ,  инсценирование Книжки ­  малышки Коллективное  чтение  калмыков 7 звёзд.  Калмыцкие  легенды и  предания Бутан Санҗин  туульс Учебники по  внеклассному  чтению, журнал  «Байр»,  дидактический  материал по  классам Джангар (эпический репертуар М.Басангова) 10 14 Аюка хан 15 Калмыцкие  полководцы.  Серебджаб Тюмень,  Джамбо Тундутов. 1 1 О.И.Городовиков, Б.Б.Городовиков 16 Калмыцкие полководцы  17 Выпуск третьего альманаха           3 раздел                Прошлое рядом                        9  ч 1 18 Село в годы Великой Отечественной войны.  Экскурсия в музей боевой славы посёлка  Ергенинский. 19 Депортация моего народа 20 Проект «Военная летопись нашей семьи». 21 Дети войны. 22 День Победы. 23 Конкурс чтецов, посвященный «Дню  24 Встреча с участниками боевых действий.  Экскурсия к мемориалу Воинской славы. Победы». 1 1 3 1 1 1 1 Очерки истории  Калмыцкой  АССР (дооктябрьский  период) Лекция, беседа Рассказ  учителя, беседа Рассказ  учителя, беседа Материалы музея Рассказ учителя, посещение музея Беседа  Выступление детей Беседа, встреча  Видеоролики. Беседа,   участие в митинге Конкурс  Презентация   Презентации. Встреча, экскурсия Всего 34 часа К концу 2 класса учащиеся должны: знать/понимать • символы государства, текст Гимна; • символы своей республики, текст её Гимна; • названия крупных населённых пунктов своей местности и РК; • названия и отличительные признаки 5 ­ 6 растений и 4 ­ 5 животных, обитающих на территории  своей местности; • особенности труда и быта земляков; • родственные связи в семье, уклад семьи; • народные  сказки, песни, пословицы, поговорки; • выдающихся деятелей из прошлого уметь • показывать на физической карте РК основные изучаемые объекты, свой населённый пункт; • рассказывать о достопримечательностях родного села, района,  столицы, республики; •различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и  ядовитые растения); • бережно относится к растительному и животному миру Калмыкии использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной  жизни для • соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага; • соблюдения правил поведения в музее; 11 • поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Калмыкии,  промыслах и ремёслах, распространённых в РК и т.д. Путь через века – 3 класс  34 часа № Название темы Кол ­во час            1 раздел        Прошлое моего народа                15 ч 1 Корни народа. Ойраты – предки калмыков 1 2 Мазан–баатр – герой сказаний  3 4 5 6 7 8 Кочевники и пастухи. Как жили калмыки в  древности (труд, быт, торг, одежда и т.д.)  Калмыцкая кибитка.  В этномузее (кабинет калмыцкого языка)  Ремесленные занятия кочевников. Обработка  шерсти, кожи. Предметы быта из шерсти,  кожи. Металлические, деревянные изделия. Досуг кочевника. Джангарчи. Шахматы. Шаһа. Игры. Игрушки. Нәрн шинҗ. Как в старину калмыки лечились. Народные  целители. Этнокухня. Молоко, мясо – основные  продукты питания кочевника. 1 2 2 3 3 1 2 Основные виды деятельности Рассказ  учителя, беседа Беседа  Беседа по  материалам  альбомов,  презентаций Экскурсия,  беседа Беседа по  материалам  альбомов,  презентаций Беседа по  материалам  альбомов,  презентаций Беседа  Беседа по  материалам  альбомов,  презентаций          2 раздел        Сокровища культуры Калмыкии           19 ч 9 Национальный костюм. Мужской. Женский.  Национальный орнамент в элементах одежды 10 Национальные музыкальные инструменты Выезд (по возможности) на концерт оркестра  народных инструментов 11  Лучший друг калмыка – конь  12 .Календарные праздники калмыков: Цаһан   Сар, Зул,  Үрс Сар 13 Обычаи и обряды калмыков в быту по по Беседа   материалам альбомов, презентаций Беседа   материалам альбомов, презентаций Беседа Беседа Беседа 3 2 2 3 2 Источники  Серия «Наследие народов РФ» Сокровища культуры Калмыкии. К.Эрендженов. Золотой родник. Очерки истории  Калмыцкой  АССР (дооктябрьский период) А.И.Моисеев,  Н.И.Моисеева.  История и  культура  калмыцкого  народа В.Бембеев.  Ойраты.  Ойрат­калмыки. Калмыки. Очерки истории  Калмыцкой  АССР (дооктябрьский период) Серия «Наследие народов РФ» Сокровища культуры Калмыкии. Презентации. Архив Л.Хахирова.  12 14 Золотая обитель Будды Шакьямуни 1 Экскурсия  Хальмг улсин  авъясмуд Видеоролик  13 15 Семейный проект «Культурное наследие  моего народа»   Выпуск четвёртого альманаха 16 Выезд в республиканский музей  им.Н.Н.Пальмова 5 1 Семейные выступления   с проектами Экскурсия  Презентация  Всего 34 часа Калмыки в России – 4 класс 34 часа Название темы Кол ­во час Основные виды деятельности Источники  1 раздел  Добровольное вхождение калмыцкого народа в состав России    6 ч № 1 2 3 4 5 Калмыцкое ханство Калмыцкое войско (принципы устройства,  состав, вооружение) Калмыки в русско–турецких войнах (1710­ 1713г.г.)  (1735­1739г.г.)  (1768­1774г.г.) Уход калмыков в Джунгарию.  Распад калмыцкого ханства Эпос «Джангар». Сильных людей страна Народные сказители 1 1 2 1 1 Рассказ, беседа  по картам,  иллюстрациям Рассказ, беседа  по картам,  иллюстрациям Рассказ, беседа  по картам,  иллюстрациям Рассказ, беседа  по картам,  иллюстрациям Презентации,  прослушивание  записей Очерки истории  Калмыцкой  АССР (дооктябрьский  период) А.И.Моисеев,  Н.И.Моисеева.  История и  культура  калмыцкого  народа Презентации  А.И.Моисеев,  Н.И.Моисеева.  История и  культура  калмыцкого  народа А.И.Моисеев,  Н.И.Моисеева.  История и  культура  калмыцкого  народа 14           2 раздел                       Жёлтая вера                     3 ч 6 Пантеон калмыцкого буддизма 7 Святые места, священные сооружения  1 1 Тодо бичг 8           3 раздел                Калмыки при русском дворе         5 ч 9 «Великий русский рисовальщик» ­ А.Е.Егоров 1 1 10 Его звали Фёдор Калмык 11 Война 1812 года 1 2 12 Калмыцкое боевое знамя              4 раздел                        Советская власть                6 ч 13 Грамота для всех калмыков 1 1 Беседа  Танка –  рассматривание, беседа Просмотр  презентаций,  иллюстраций Беседа  Рассказ, беседа  (иллюстрации) Рассказ, беседа  (иллюстрации) Презентация,  беседа Презентация 14 История создания первых колхозов в  республике.  Мой род, моя семья в годы становления  советской власти ­ проект 1 Беседа, учебный диалог,  выступления  детей Диск. Калмыкия (история,  этнография) 15 15 Село Кек Булг (история основания, люди) 16 Гражданская война и наше село 17 Жизнь и труды профессора Н.Н.Пальмова 18 Амур – Санан – народный писатель и политик Беседа Беседа Беседа Беседа 1 1 1 1             5 раздел                  Великая Отечественная война         5 ч 19 Великая Отечественная война 20 Два генерала, два Городовикова 21 Подвиг Эрдни Деликова. 22 Исход и возвращение 1 1 1 2 Просмотр  видеороликов,  беседа Просмотр  видеофильма,  беседа Беседа  Беседа  Выезд на  экскурсию              6 раздел                    Современная Калмыкия              9 ч 23 Современная Калмыкия.  Выпуск устного журнала (самостоятельный подбор материала по теме, распределение  материала по группам) 24 Живопись. Музыка 25 Национальный театр  26 Ансамбль «Тюльпан».  Король калмыцкого танца – Э.Манджиев 27 Театр танца «Ойраты» 28 Джангариада  29 Выпуск пятого альманаха «Родина моя… Ещё одно признание в любви» 1 3 1 1 1 1 1 Выступление  детей  Выступление  детей, беседа Беседа, выезд на спектакль по  возможности Беседа, выезд на концерт  по  возможности Беседа, выезд на спектакль по  возможности Беседа, выезд  по возможности Выступление  детей Материалы  музея Серия «Наследие народов РФ» Сокровища культуры Калмыкии. Диск. Калмыкия (история,  этнография) Альбом. Генерал Басан  Городовиков В.Убушаев.  Выселение и  возвращение Альбомы: Республика  Калмыкия, Атлас народов  России. Презентации.  Архив Серия «Наследие народов РФ» Сокровища культуры Калмыкии. Всего 34 часа Обучающиеся  3­4 классов должны знать: ­  культуру, историю, природу родного края,  ­   представление   о   Родине   как   месте,   где   человек   родился,   природе   родины;   родном   языке; традициях, нравах, обычаях Малой  Родины;  ­ понятия о представлениях «Родине», «Отчизне», «Отечеству»; Обучающие должны уметь: 16 ­   владеть     навыками   самостоятельного   труда   и   сформированными   нравственными   качествами (любовь   к   Малой   Родине,   чувство   гордости   за   родной   край,   бережное   отношение   к   природе, умение видеть и понимать красоту родной природы); ­ владеть навыками саморефлексии и работы с литературой. Требования к знаниям  и умениям учащихся к концу  обучения В результате изучения курса «Я шагаю по родному краю» обучающийся должен: знать /понимать ­ свою взаимосвязь с окружающим микромиром; ­ связь с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений; для современных жителей, для России и лично для него: «Я – моя семья – моё село  – мое Отечество ­ мир»; ­ многогранности наследия; уметь ­ приобретать  УУД на занятиях, способствующие переносу УУД на другие учебные курсы (ИЗО,  литература, окружающий мир и др.) и внеурочную деятельность; ­ видеть и извлекать из объекта информацию, оценивать его; ­ формулировать познавательные вопросы, учиться этике общения; ­ использовать приобретенные навыки для: ­ организации самостоятельной учебной деятельности; ­ оценки результатов своей деятельности и своих способностей. Планируемые  результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Я шагаю по родному краю» Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Я шагаю по родному  краю» являются: ­ приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию; ­ приобретение основ гражданской идентичности; ­ приобретение ценностно­смысловых установок, отражающих их индивидуально­  личностные  позиции, социальные компетенции, личностные качества. Регулятивные УУД: ­ рассказывает о правилах действия в игре; ­ осуществляет действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или  заданному плану; ­ различает разные способы выполнения действия; ­ выполняет элементарные алгоритмы; ­ видит ошибку и исправляет ее самостоятельно, сравнивает результат действия с образцом и    исправляет найденную ошибку; ­ сравнивает свои цели действий с другими; ­ обсуждает под руководством  учителя успешность или не успешность своих действий. Познавательные УУД: ­ ориентироваться в различных источниках информации по краеведению; ­ находить ответы на вопросы в иллюстрациях; ­ делать выводы в результате совместной работы детей и учителя. Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов,  обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с  информацией). Коммуникативные УУД: 17 ­ оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); ­ слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему  (заголовок), ключевые слова; ­ учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).                        Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно­диалогическая технология и  организация работы в парах и малых группах.  Характерные для занятий формы организации внеучебной деятельности: групповая, парная,  индивидуальная деятельность; проектная и игровая деятельность, самостоятельная деятельность,  экскурсии.   Основными методами на занятиях  являются словесные, наглядные, практические:  эвристический рассказ, информационно­компьютерные технологии для визуализации информации,  игра, работа с краеведческими документами,  встречи, моделирование, конкурсы рисунков,  инсценированное представление и др.  Программа «Я шагаю по родному краю» включает 4 блока:    1) На степных просторах Содержание программы  2) Юный патриот   3) Путь через века             4) Калмыки в России 1) На степных просторах    1 класс 1. Введение (1 ч.)  Что такое «краеведение», что будем изучать на занятиях «Моя малая Родина». Понятие Родина, родной край, район. 1. Край, в котором мы живем (10 ч.)  Мы   –   калмыки.   Республика   Калмыкия   на   карте   Родины.   Положение   района   на   карте Республики   Калмыкия.  История   возникновения   Республики.  Легенды   и   сказания.   Герб   и   флаг Республики   Калмыкия.  Достопримечательности     Республики.   Зоны   отдыха.   Люди,   которыми гордится наша Республика. Поэты, художники, композиторы о своём крае. Практические работы Работа с картой России и картой Республика Калмыкия.  Конкурс чтецов.  Выставка рисунков. Инсценирование маленьких сказок. Выпуск альманаха №1 2. Животный и растительный мир степи  (14 ч.) Самое интересное о природе Калмыкии. Современники мамонта  на территории Калмыкии. Растения и животные степей и полупустынь. Растения и животные пресных водоемов, лугов, полей и садов. Зеленая аптека Калмыкии. Охрана природы.  Экскурсия в природу.   Практические работы Составление правил поведения на природе.  Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. 3. Мой посёлок (6 ч.) 18 История развития посёлка.  Население.  Здравоохранение.  Развитие образования. Развитие сельского хозяйства. Занятость населения в нашем селе. Традиции нашего села.  Экскурсии на социальные объекты села. Практические работы Мини­проект «Моё село».              Выпуск альманаха №2 2) Юный патриот    2 класс 1. Повторение (1 ч.)  О чем мы узнали на занятиях кружка «Я шагаю по родному краю». 2. Я – гражданин (9 ч.) Россия ­  наша Родина. Москва – столица Российского государства.  Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.   Родной   край   –   частица   России.   Республика   Калмыкия.   Символика.   Город   Элиста. Достопримечательности края. Люди и их занятия. Земля моих предков – Кетченеровский район. Вклад моего рода (семьи) в развитие района.   Профессии в моей семье. Наши семейные традиции и обычаи. Практические работы Составление схемы «Что дает район стране». Составление презентации «Моя Родина» Экскурсия. 3. Живые страницы прошлого (16 ч.) Как жили наши предки. Быт, нравы и культура калмыков. Зая – пандита. Тодо бичг.  Богатырская наша сила. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое  богатырская сила? Знакомство с творчеством художника Г.Рокчинского «Богатырь»,      «Рядовой Цо­Манджи». Калмыцкие героические сказки. Устное народное творчество. Кого  называют героем? Какими качествами обладает патриот? Мифы и былинный эпос. Доблесть воина. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила  воли и духа. Образ воина в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки). Аюка хан. Кто такой полководец?  Калмыцкие  полководцы. Серебджаб Тюмень, Джамбо Тундутов и их деяния. Почитание героев народом.      Б.Б.Городовиков. Образ полководца Б.Б.Городовикова Практические работы Коллективное чтение эпоса «Джангар» Выпуск альманаха №3 4. Прошлое рядом   (9 ч.) Революция 1917 года. Гражданская война. Советская власть. Деревня стала колхозом.  С  верой в светлое будущее. Мой род (семья) в годы становления советской власти. Во время Великой Отечественной войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.     Великая Отечественная война в творчестве  калмыцких поэтов. Трагическая дата в истории народа. Мой род (семья) в годы депортации Практические работы Экскурсия Конкурс чтецов 19 Проект «Военная летопись нашей семьи».               3) Путь через века     3 класс 1. Прошлое моего народа  (15 ч.) Калмыки с типичной азиатской внешностью и религией тибетского происхождения  образовали на краю Европы колоритный этнический анклав, ставший неотъемлемой частью  многонациональной России. Два сословия – знать и простолюдины. Кочевники и пастухи во все  века. Четыре вида скота. Дом на колёсах. Ремесленные занятия кочевника.  Шаһа. Шахматы.  Молоко, мясо – основные продукты питания кочевника. Народные целители. Рапсоды: Ээлян Овла, Мукебюн Басангов. В.Фаворский и калмыцкий эпос.  Практические работы Экскурсия Чемпионат (внутри класса) по шахматам.  Игра в альчики – чемпионы, мастера. 2. Сокровища культуры Калмыкии           (19 ч.) Традиционная одежда калмыков, правила в ношении одежды, поверья. Пословицы,  благопожелания. Повседневная, нарядная одежда. Мужской, женский костюм. Платье замужней  женщины. Платье молодой девушки. Шапки. Калмыцкая вышивка зег. Украшения. Ут дун. Домбра, ятха, моринхур, товшур – древние музыкальные инструменты. Калмыцкие  танцы.  «Иерархия» животных у калмыков. Конь – материальное воплощение,  посланных предками  или небом (богами) жизненной энергии, силы. Многие жизненно важные явления и понятия  выражаются в калмыцком языке через образ коня. Календарные праздники калмыков. Обряды и ритуалы календарных праздников. Цаһан Сар.  Үрс Сар. Зул. Практические работы Выезд (по возможности) на концерт оркестра народных инструментов Экскурсия. Музей им.Н.Н.Пальмова. Хурул “Золотая обитель Будды Шакьямуни”  Семейный проект «Культурное наследие моего народа»  Выпуск альманаха №4 4) Калмыки в России     4 класс 1. Добровольное вхождение калмыцкого народа в состав России    6 ч Откочёвка   ойратов   из   Джунгарии.   Дербетовский   правитель   Далай­Батыр   тайша. Торгоутовский владелец Хо­Орлюк. Поселение в пределах Иртыша, Ишима, Тобола. Калмыцкое ханство   в   составе   России.   Аюка   хан.   Военная   служба   калмыков.   Участие   калмыков   в   войнах Российской империи. Кризис 1771г. Откочёвка в Джунгарию.  Ликвидация Калмыцкого ханства Культура калмыков (17­18вв.) Сказки. Былины. Эпос. 2.  Жёлтая вера                     3 ч Пантеон калмыцкого буддизма: Бурхн Багш, Мәәдрин Гегән, Зуңкван Гегән,Очир­Ванин Гегән,  Ноһан Дәрк, Цаһан Дәрк, Окн­Теңгр, Цаһан Аав. Хурулы в калмыцкой степи. Предметы  буддийского культа в Национальном музее Калмыкии. Сокровища “ясного письма” 3. Калмыки при русском дворе         5 ч Появление калмыков при русском дворе.  «Русский Рафаэль» из степного улуса. Его звали  Фёдор Калмык. 20 Война 1812 года. Боевые достоинства калмыцких воинов.  1­ый Астраханский Калмыцкий  полк – Джамба­тайша Тундутов,  2­ой Астраханский Калмыцкий полк – Серебджаб Тюмень,  Ставропольский калмыцкий полк – капитан П.И.Диомидий.   Картины Г.Рокчинского, К.Ольдаева.  Знамя 2­го Калмыцкого полка. 4. Советская власть                6 ч Великая Октябрьская революция. Советское правительство. Декларация прав народов России.  В.А.Хомутников. А.Амур­Санан. Процесс завершается в марте 1918 года. Поселок «Ергенинский» образовался в 20­е годы прошлого столетия, когда начался  массовый переход калмыцкого народа к оседлому образу жизни. Новое поселение получило  название «Кёк Булг», что переводится с калмыцкого языка как «голубой родник». В 1930 году  здесь был создан колхоз «Сян­Эклц», переименованный в 1937 году колхоз им. Карла Маркса.  Организатором и первым председателем колхоза был Лиджи Санджиевич Ольцонов. Хозяйство  специализировалось на производстве животноводческой и земледельческой продукции и считалось  крепким в районе. 5. Великая Отечественная война         5 ч В ходе летнего наступления 1942 года немецко­румынские войска группы армий «A» вышли к границам Калмыцкой АССР. 110 ОККД. Строительство железнодорожной магистрали Кизляр —  Астрахань. О.И.Городовиков. Б.Б.Городовиков. Э.Т.Деликов. Партизанское движение.  Т.Хахалынова, Ю.Клыков  31 декабря 1942 года ­ Элиста. Депортация. Операция «Улусы». Районы Сибири и Средней Азии. Мемориальный комплекс «Исход  и Возвращение» 6. Современная Калмыкия              9 ч Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка; пищевая  (мясомолочная, консервная, рыбная). Добыча природного газа, нефти и др. Тонкорунное  овцеводство, мясное скотоводство. Посевы зерновых (пшеница) и кормовых культур,  подсолнечника. Традиционные виды народного искусства, резьба и роспись по дереву, тиснение  кожи, вышивка, обработка серебряных изделий чеканкой, гравировкой, просечной чернью. Практические работы Мой род, моя семья в годы становления советской власти ­ проект Выезд на экскурсию к мемориальному комплексу  «Исход и возвращение» Выпуск устного журнала «Современная Калмыкия» Выезд на концерт  по возможности (ансамбли Тюльпан, Ойраты) Выпуск альманаха №5   «Родина моя… Ещё одно признание в любви» Интеллектуальный марафон «Край родной навек любимый» (подведение итогов)  Формы контроля Мониторинг уровня овладения программой обучающимися предполагает: ­ тестирования, беседы, анкетирования, наблюдения, диагностические задания, опросы (текущий  контроль); ­ индивидуальные консультации (контроль с целью коррекции);  ­ самостоятельное выполнение обучающимися творческих работ по плану или образцу (текущий  контроль); ­ участие в краеведческих играх, викторинах, олимпиадах школы и города (итоговый контроль); 21 ­ участие в научно­практических конференциях на школьном, муниципальном и региональном  уровнях (итоговый контроль); ­ презентации мини­проектов учащихся и педагога перед общественностью (итоговый контроль). 22 Список литературы  1. Учебники по внеклассному чтению, журнал «Байр», дидактический материал по классам  2. Атлас народов России.  Москва. Издательство «ОЛМА­ПРЕСС»  2000  3. А.И.Кукиш. Животный мир Калмыкии. Птицы. Элиста. Калм. книжное  изд­во 1982 4. В.Колесниченко. Тайны солнечного края.  Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1982 5. А.И.Близнюк и др. Животный мир Калмыкии. Млекопитающие. Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1980 6. Растительный мир Калмыкии. Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1977 7. Дорогие мои Кетченеры. Юбилейное издание (району­70).  Элиста. НПП «Джангар» 2008 8. Кетченеровский район Республики Калмыкия. Юбилейное изд. (к 400 лет.)  2009 9. Очерки истории Калмыцкой АССР (дооктябрьск. период). Москва. Изд. «Наука» 1967 10 А.Панькин. Образование для калмыков. Элиста. АПП «Джангар» 1997 11. 7 звёзд. Калмыцкие легенды и предания.  Составитель Д.Э.Басаев.  Элиста. Калмыцкое книжное издательство 2004 12. Бутан Санҗин туульс.  Составитель Б.Х.Борлыкова. Элиста. КИГИРАН 2008  13. Джангар (эпический репертуар М.Басангова)  Элиста. Калм. книжное  изд­во 1988 14.  Сокровища   культуры   Калмыкии.     Составитель   А.М.Тарунов.   Можайск.   ОАО   «Можайский полиграфический комбинат» 2009 15. К.Эрендженов. Золотой родник. Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1990 16. А.И.Моисеев, Н.И.Моисеева. История и культура калмыцкого народа (в 2 ч.) Элиста. Калмыцкое книжное издательство 2006 17. В.Бембеев. Ойраты. Ойрат­калмыки. Калмыки.  Элиста. АПП «Джангар» 2004 18 Л.Хахирова. Хальмг улсин авъясмуд.  Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1995 19. Альбом. Генерал Басан Городовиков. Элиста. Калмыцкое книжное издательство 2006 20. В.Убушаев. Выселение и возвращение. Элиста. Издательство «Санан» 1991 21. Художники Калмыкии.  Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1979 22. Художники Калмыцкой АССР.  Ленинград. Издательство «Художник РСФСР» 1972 23. В.П.Курган.  Г.О.Рокчинский.  Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1984 24. Г.Н.Волков и др. Введение в этнопедагогику. Москва. ООО «Большая Медведица» 2006 25. И.В.Борисенко. Времён минувших отраженье. Элиста. Калм. книжное  изд­во 1990 26. Альбом «Гимн сайгаку».  Элиста. Издательский дом «Герел» 2010 27. Р.Б.Дякиева, В.Б.Папуев. Из Азии в Европу. Науч.­популяр. изд. Элиста. «Джангар» 2009 28. Е.Нохашкиева. Цаһан седкл. Сборник. Элиста. НПП «Джангар» 2009 29. Т.Эвеева Хоңх цецг. Элиста. НПП «Джангар» 2008 30.  С.Ользеева. Калмыцкие народные традиции. Элиста.  НПП «Джангар» 2007 31. С.Б.Батырева. Старокалмыцкое искусство. Элиста. Калм. книжное  изд­во 1991 32. И.В.Борисенко. Калмыки в русском изо.искусстве. Элиста. Калм. книжное  изд­во 1988 33. Калмыцкие народные сказки. Элиста. Калм. книжное  изд­во 1982 34. Э.П.Бакаева. Буддизм в Калмыкии. Элиста. Калм. книжное  изд­во 1994 23 Список литературы  для обучающихся 1. Учебники по внеклассному чтению, журнал «Байр», дидактический материал по классам  2. Атлас народов России.  Москва. Издательство «ОЛМА­ПРЕСС»  2000  3. А.И.Кукиш. Животный мир Калмыкии. Птицы. Элиста. Калм. книжное  изд­во 1982 4. В.Колесниченко. Тайны солнечного края.  Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1982 5. А.И.Близнюк и др. Животный мир Калмыкии. Млекопитающие. Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1980 6. Растительный мир Калмыкии. Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1977 7. Кетченеровский район Республики Калмыкия. Юбилейное изд. (к 400 лет.)  2009 8. 7 звёзд. Калмыцкие легенды и предания.  Составитель Д.Э.Басаев.  Элиста. Калмыцкое книжное издательство 2004 9. Бутан Санҗин туульс.  Составитель Б.Х.Борлыкова. Элиста. КИГИРАН 2008  10. Джангар (эпический репертуар М.Басангова)  Элиста. Калм. книжное  изд­во 1988 11.  Сокровища   культуры   Калмыкии.     Составитель   А.М.Тарунов.   Можайск.   ОАО   «Можайский полиграфический комбинат» 2009 12. К.Эрендженов. Золотой родник. Элиста. Калмыцкое книжное издательство 1990 13. Альбом «Гимн сайгаку».  Элиста. Издательский дом «Герел» 2010 14. Е.Нохашкиева. Цаһан седкл. Сборник. Элиста. НПП «Джангар» 2009 15. Т.Эвеева Хоңх цецг. Элиста. НПП «Джангар» 2008 16.  С.Ользеева. Калмыцкие народные традиции. Элиста.  НПП «Джангар» 2007 17. Калмыцкие народные сказки. Элиста. Калм. книжное  изд­во 1982 24

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я шагаю по родному краю»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления  «Я шагаю по родному краю»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017