Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
4 кл
18.07.2017
Основные цели:
— совершенствование всех видов речевой деятельности;
— овладение правильным и выразительным чтением;
— воспитание интереса к книгам, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Программа по внеурочной деятельности ЛИТЕРАТУРНЫЕ МИНИАТЮРЫ 4 класс.doc
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Литературные миниатюры»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры»
разработана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована
для 4 класса.
Общая характеристика занятий внеурочной деятельности.
Занятия внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» способствуют
расширению читательского пространства, реализации дифференцированного
обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка,
воспитанию обучающегося читателя.
Занятия внеурочной деятельности помогут решать задачи эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также
проблемы нравственноэтического воспитания, так как чтение для ребёнка — и
труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели и задачи занятий внеурочной деятельности
Основные цели работы:
— совершенствование всех видов речевой деятельности;
— овладение правильным и выразительным чтением;
— воспитание интереса к книгам, формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к
чтению книг;
— расширение литературнообразовательного пространства обучающихся;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и
регулятивных учебных умений. Задачи
Образовательные:
— Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом
дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов,
выработка умений работы с текстом.
Воспитательные:
— Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и
книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах,
любознательности.
Развивающие:
— Развитие художественнотворческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,
совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания,
наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового
развития учащихся.
Преемственность занятий внеурочной деятельности с основным курсом
литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу
по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника.
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными
действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными,
личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут
быть различными: литературные игры, конкурсыкроссворды, библиотечные
уроки, путешествия по страницам книг, проекты, урокиспектакли, экскурсии в
городские библиотеки и т. д.
Содержание занятий внеурочной деятельности создаёт условия для углубления
знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в
самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается
практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и
электронными изданиями.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.
Занятия проводятся для обучающихся 4 класса по 2 часа в неделю, всего 68
часов в год. Занятия проводятся в следующих формах:
1) групповые формы работы;
2) индивидуальные формы работы;
3) познавательноразвлекательные викторины;
4) подготовка и участие в конкурсах и конференциях.
Ценностные ориентиры содержания занятий внеурочной
деятельности.
Содержание программы занятий внеурочной деятельности «Литературные
миниатюры» создаёт возможность для воспитания грамотного и
заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к
восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученикчитатель
овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе
общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа занятий внеурочной деятельности — это создание условий для
использования полученных знаний и умений на уроках литературы для
самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет
школьнику общаться с книгами: внимательно читать, получать необходимую
информацию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы занятий внеурочной деятельности.
В результате освоения программы занятий внеурочной
деятельности«Литературные миниатюры» формируются
следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального
государственного образовательного стандарта общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое); — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Содержание программы
I. По страницам любимых книг (13 ч.) + Вводное занятие (1ч.)
Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.
Организационные вопросы. Играпутешествие «Удивительный мир лета», что
интересного узнали и что прочитали, поделиться впечатлениями. Работа с
книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие,
подзаголовок, оглавление). Выбор одной из интересных книг, прочитанных
летом. Подготовка к рассказу о книге.
Веселые стихи: творчество Б. Заходера, Ю. Кима.
Жизненный и творческий путь Б. Заходера, Ю. Кима. «Веселые стихи» в
творчестве детских поэтов. «Сказки для людей».Творчество писателя в
школьной программе.
Русские народные потешки и прибаутки.
Знакомство с русским народным фольклором. Использование потешек,
прибауток. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о животных.
Детский фольклор, частушки.
Стихи К.И.Чуковского. «В гостях у дедушки Корнея».
Жизненный и творческий путь К.И.Чуковского. В игровой форме повторение и
закрепление знаний о содержании произведений К.И. Чуковского. Показ
мультипликационного фильма «Мойдодыр».
Инсценировка любимых произведений. Инсценировка «Мойдодыр»,
«Тараканище».
Рассказы о дружбе «Я и мои друзья».
Поучительные стихи о дружбе и друзьях с вопросами для обсуждения.
Опрос«Законы дружбы». Устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге…».
А. Гайдар «На графских развалинах». Сказки о богатырях. Былины.
Сказки и былины киевского цикла об Илье Муромце и других богатырях.
Знакомство с типами русских былинных богатырей. Показ мультипликационного
фильма «Добрыня Никитич».
Былина новгородского цикла «Садко».
Веселые книги о школе и школьниках.
Современная русская детская литература о школе и школьниках: М.
Дружинина«Мой весёлый выходной», Е. Мурашова «Класс коррекции».
В. Воскобойников «Все будет в порядке», М. Лукашкина «Стойка на руках на
уроках ботаники».
II. С чего начинается Родина (14 ч.)
Стихи о Родине «С чего начинается Родина». Конкурс чтецов.
Беседа «Что такое Родина». Стихи русских поэтов о России. Конкурс чтецов.
Короткие рассказы и сказки Е. Пермяка. Викторина по творчеству Аксакова
С.Т. в библиотеке № 31.
Знакомство с творчеством Е. Пермяка. Мероприятие по творчеству Аксакова
С.Т. в библиотеке № 31:
Создание сборника «Мой родной двор»
Рассказы и иллюстрации к ним о друзьях, знакомых, соседях. Презентация
конкурс на лучший рассказ.
Русские сказки. «Сказка мудростью богата». Знакомство с русским народным
фольклором. Викторина по сказкам «Угадай героя». Святая Русь в волшебных
сказках. Гуси – лебеди в русских литературных сказках. Сказы П.П. Бажова.
Творчество Михалкова С.
Жизненный и творческий путь С. Михалкова. Мероприятие по писателя в
библиотеке № 31. Басни С. Михалкова
Зима в поэзии и прозе. Стихи о зиме. «Поет зима аукает».
Знакомство с циклом стихов о зиме и Новом годе. Зима в творчестве русских
поэтов. Конкурс чтецов. Творческий конкурс «Рождественская история».
III. Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры
фольклора (6 ч.)
Рассказы Н.Носова.
Жизненный и творческий путь Н.Носова. Обсуждение рассказов «Мишкина
каша», Карасик». Чтение отрывков книг «Незнайка в солнечном городе»,
«Незнайка на Луне».
Поэтическое мастерство Пушкина А.С.
Чтение по ролям, обсуждение «Сказки о царе Салтане». Викторина «Знатоки
сказок А. С. Пушкина». Инсценировка сказки «Золотая рыбка»
Считалки и небылицы.
Чтение русских народных потешек; считалок и небылиц. Использование
считалок в игровой деятельности.
Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Составление и обсуждение устного плана рассказа по серии сюжетных картинок
из книг Н. Носова, А.С. Пушкина.
IV. «Ребята с нашего двора» (7 ч.)
Весёлые рассказы Ю. Драгунского.
Биография Ю. Драгунского. Рассказы В.Ю. Драгунского из цикла «Денискины
рассказы». Конкурс знатоков рассказов.
Современные детские журналы.
История журнала «Мурзилка». Презентация «Современные детские журналы». Биография Аксакова С.Т. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы
Багровавнука». Обсуждение произведения.
Юный журналист
Интервью, составление минисообщения об интересных событиях в школе.
Аксаков С.Т. «Детские годы Багрова внука»
Биография Аксакова С.Т. Чтение рассказа по ролям, обсуждение.
Алексин А. «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день»
Биография Алексина А. Чтение рассказа по ролям, обсуждение.
Коваль Ю.И. Чистый двор. Приключения Васи Куролесова
Биография Коваля Ю.И. Чтение рассказа по ролям, обсуждение. Викторина.
Шим Э. Ребята нашего двора
Биография Шим Э. Чтение рассказа, обсуждение. Викторина.
V. Друзья наши меньшие (8 ч.)
Белов В. «Скворцы»
Биография Белова В. Чтение рассказа по ролям, обсуждение.
Андреев Л.Н. «Кусака»
Биография Андреева Л.Н. Чтение рассказа по ролям, обсуждение.
Куприн А.И. «Белый пудель»
Биография Куприна А.И. Чтение рассказа по ролям. Викторина.
Ю. Казаков «Арктур – гончий пёс»
Сведения о жизни писателя. Обсуждение рассказа. Показ мультипликационного
фильма «Арктургончий пёс».
Чехов А.П. «Каштанка»
Биография Чехова А.П. Чтение рассказа по ролям. Викторина. Куприн А.И. «Белый пудель»
Биография Куприна А.И. Чтение рассказа по ролям. Викторина.
Дмитриев И.И. Пчела, шмель и я. Лебедь и гагары. Дети и мыльные
пузыри.
Биография Дмитриева И.И. Конкурс чтецов.
Паустовский К. Котворюга
Жизненный и творческий путь Паустовского К. Чтение отрывка рассказа по
ролям, обсуждение характера главного героя.
VI. Жизнь замечательных детей (10 ч.)
Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса
Жизненный и творческий путьписателя. Чтение и обсуждение рассказа «А зря
никто не верил в чудеса». Устные сообщения «Чудеса в моей жизни».
Воскобойников В. Жизнь замечательных детей
Чтение и обсуждение рассказов. Устное сообщение по наиболее понравившемуся
рассказу. Викторина «Угадай кто это».
Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД
Обсуждение персонажей и их характеров. Чтение глав произведение. Викторина.
Ларин. Е. Нужда научит. Отцовский клад
Обсуждение персонажей и их характеров. Устное сообщение по наиболее
понравившемуся рассказу. Викторина «Угадай героя».
Каверин В. Два капитана
Биография Каверина В. Обмен мнениями о прочитанном романе. Викторина по
роману.
Рыбаков А.Н. Жизненный и творческий путь Рыбакова А.Н. Обсуждение цикла рассказов о
пионерах: «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел». Викторина «Угадай
героя».Устное сообщение «Мой любимый персонаж».
«Каникулы Кроша». Обмен мнениями о прочитанном произведении. Викторина.
VII. Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста
(4 ч.)
Русская поэзия 19 века: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И.
Тютчев, Н.А. Некрасов
Конкурс чтецов. Викторина по творчеству А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А.
Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов.
Русская поэзия 1й половины 20 века: А. Ахматова, М. Цветаева, О.
Мандельштам, Б. Пастернак
Биография А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Конкурс чтецов.
VIII. Зарубежная литература ( 5 ч.)
Экзюпери А. «Маленький принц»
Биография писателя, чтение и обсуждение произведения. Устное мини
сообщение «любимый персонаж». Викторина.
Кэрролл Л. «Алиса в стане чудес»
Биография писателя, чтение и обсуждение произведения. Викторина.
Метерлинк М. «Синяя птица»
Биография писателя, чтение и обсуждение произведения. Викторина.
Толкиен Д.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
Биография писателя, чтение и обсуждение произведения. Устное мини
сообщение «любимый персонаж». Викторина.
Твен М. «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна» Биография писателя, чтение и обсуждение произведения. Устное мини
сообщение «любимый персонаж». Викторина.
Календарнотематическое планирование
занятий внеурочной деятельности для 4 класса
«Литературные миниатюры»
№
Тема
Колво
часов
Форма занятия
Вид
Дата
По страницам любимых книг (13 ч.)+ Вводное занятие (1ч.)
1
Познавательное
Вводное занятие. Самые
интересные книги,
прочитанные летом.
1
занятие
Занятиеанализ
Веселые стихи Б. Заходера.
1
Познавательное
Исследование
занятие
Веселые стихи Ю. Кима.
1
Познавательное
Исследование
2
3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Русские народные потешки
и прибаутки.
Детский фольклор,
частушки.
Инсценировка деревенских
забав.
Стихи К.И.Чуковского. «В
гостях у дедушки Корнея».
Инсценировка «Мойдодыр»,
«Тараканище».
Рассказы о дружбе «Я и мои
друзья».
А. Гайдар «На графских
развалинах».
Сказки о богатырях.
Былины.
Былина новгородского
цикла «Садко».
Веселые книги о школе и
школьниках.
В. Воскобойников «Все
будет в порядке»
М. Лукашкина «Стойка на
руках на уроках ботаники».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
занятие
Познавательное
Конкурс
занятие
Игровое занятие
Инсценировка
Познавательное
Занятиеанализ
занятие
Игровое занятие
Инсценировка
Познавательное
Исследование
занятие
Час чтения
Обсуждение
Познавательное
Занятиеанализ
занятие
Час чтения
Обсуждение
Познавательное
Исследование
занятие
Час чтения
Обсуждение
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение С чего начинается Родина ( 14 ч.)
Познавательное
1
Конкурс
занятие
Игровое занятие
Конкурс
Досугово –
развлекательное
занятие
Досугово –
развлекательное
занятие
Познавательное
занятие
Экскурсия
Викторина
Исследование
Урокпрезентация Конкурс
Игровое занятие
Экскурсия
Познавательное
Исследование
занятие
Познавательное
занятие
Досугово –
развлекательное
занятие
Досугово –
развлекательное
занятие
Исследование
Экскурсия
Викторина
15
Стихи о Родине «С чего
начинается Родина».
Конкурс чтецов
Короткие рассказы и сказки
Е. Пермяка.
Викторина по творчеству
Аксакова С.Т.; просмотр
кукольного спектакля с
Создание сборника «Мой
родной двор»
Презентацияконкурс на
лучший рассказ.
Русские народные
сказки. «Сказка мудростью
богата».
Святая Русь в волшебных
сказках.
Гуси – лебеди в русских
литературных сказках.
Сказы П.П. Бажова
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Викторина по творчеству С.
Михалкова.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 26
27
28
Басни С. Михалкова
Стихи о зиме. «Поет зима
аукает».
Творческий конкурс
«Рождественская история»
1
1
1
Час чтения
Обсуждение
Познавательное
Исследование
занятие
Урокпрезентация Конкурс
Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора ( 6 ч.)
29
Рассказы Н.Носова.
30
31
32
33
34
Чтение отрывков книг
«Незнайка в солнечном
городе», «Незнайка на
Луне» Н. Носова
Викторина «Знатоки сказок
А. С. Пушкина».
Инсценировка сказки
«Золотая рыбка»
Считалки и небылицы.
Составление рассказов по
сюжетным картинкам.
1
1
1
1
1
1
Познавательное
занятие
Час чтения
Занятиеанализ
Обсуждение
Игровое занятие
Викторина
Игровое занятие
Инсценировка
Познавательное
Исследование
занятие
Творческая
деятельность
Проект
«Ребята с нашего двора» ( 7 ч.)
35
36
Весёлые рассказы Ю.
Драгунского.
Современные детские
журналы.
37 Юный журналист (интервью,
минисообщение)
1
1
1
Познавательное
Исследование
занятие
Познавательное
Исследование
занятие
Познавательное
Исследование
занятие 38
39
С.Т. Аксаков. «Детские
годы Багрова внука»
А.Алексин «Как ваше
здоровье», «Самый
счастливый день»
40 Ю.И. Коваль. «Чистый
двор». «Приключения Васи
Куролесова»
41
Э. Шим. «Ребята нашего
двора»
1
1
1
1
Час чтения
Обсуждение
Познавательное
Исследование
занятие
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Друзья наши меньшие ( 8 ч.)
42
43
44
45
46
47
48
В. Белов «Скворцы»
Л.Н. Андреев «Кусака»
А.И. Куприн «Белый
пудель»
Казаков Ю. «Арктур –
гончий пёс»
А.П.Чехов «Каштанка»
А.И. Куприн «Белый
пудель»
Дмитриев И.И. Пчела,
шмель и я. Лебедь и гагары.
Дети и мыльные пузыри.
49
К. Паустовский «Кот
ворюга»
1
1
1
1
1
1
1
1
Познавательное
Исследование
занятие
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Познавательное
Исследование
занятие
Познавательное
занятие
Час чтения
Исследование
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение Жизнь замечательных детей (10 ч.)
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
И. Гатауллин. «А зря никто
не верил в чудеса»
В. Воскобойников. «Жизнь
замечательных детей»
Г. Белых и Л. Пантелеев
«Республика ШКИД»
Е. Ларин «Нужда научит»,
«Отцовский клад»
В. Каверин «Два капитана»
Викторина по роману «Два
капитана»
А.Н. Рыбаков «Кортик»
А.Н. Рыбаков «Бронзовая
птица»
А.Н. Рыбаков «Выстрел»
А.Н. Рыбаков «Каникулы
Кроша»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Игровое занятие
Викторина
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Час чтения
Обсуждение
Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста (4 ч.)
Русская поэзия 19 века:
А.С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов.
Русская поэзия 19 века:
1
1
60
61
Игровое занятие
Викторина
Познавательное
Экскурсия А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А.
Некрасов
занятие
62
63
Русская поэзия 1й
половины 20 века: А.
Ахматова, М. Цветаева.
Русская поэзия 1й
половины 20 века: О.
Мандельштам, Б. Пастернак
1
1
Игровое занятие
Викторина
Познавательное
Экскурсия
занятие
Зарубежная литература ( 5 ч.)
64
65
66
67
68
А. Экзюпери «Маленький
принц» (отрывок)
Л. Кэрролл «Алиса в стране
чудес» (отрывок)
М. Метерлинк «Синяя
птица»
(отрывок)
Д.Р. Толкиен «Хоббит, или
Туда и обратно» (отрывок)
М. Твен «Приключения
Тома Сойера и Гекльберри
Финна» (отрывок)
1
1
1
1
1
Час чтения
Обсуждение
Познавательное
Исследование
занятие
Час чтения
Обсуждение
Познавательное
Исследование
занятие
Час чтения
Обсуждение
Список литературы:
1. Хрестоматия по детской литературе /Сост.И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова,
С.А.Николаева. – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 544 с. 2. Родничок. Книга для внеклассного чтения. 5 класс. – СПб.: Астрель, 2002.
– 336 с.
3. Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение. Русская
литература. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с.
4. Романовская З.Т. Живое слово. – М.: Дом педагогики, 1997. – 322 с.
5. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В.Сухомлинский. – М.:
Педагогика, 1990. – 304 с.
6. Стихи и рассказы о войне /Сост. П.К.Федоренко. – М.: Астрель: АСТ,
2005. – 203 с.
7. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука. – М.: АСТ, 2007. – 203 с.
8. Коваль Ю.И. Приключения Васи Куролесова книга. – М.: Детская
литература, 2009. – 130 с.
9. Шим Э. Ребята нашего двора. – М.: Детская литература, 2007. – 82 с.
10. Казаков Ю. Арктур – гончий пёс. – М.: Детская литература, 2002. – 64 с.
11. Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса. – Димитровград: Ориент
имидж, 1995. – 80 с.
12. Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. – М.: Харвест, 2010. – 184
с.
13. Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД. – М.: АСТ, 2010. – 415 с.
14. Каверин В. Два капитана. – М.: АСТ, 2013. – 624 с.
15. Рыбаков А.Н. Кортик. Бронзовая птица. Выстрел. – М.: АСТ, 2010. – 704 с.
16. Экзюпери А. Маленький принц. – М.: Эксмо, 2011. – 160 с.
17. Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. – М.: Лабиринт, 2014.
18. Толкиен Д.Р. Хоббит, или Туда и обратно. – М.: Пан Пресс, 2005.
19. Метерлинк М. Синяя птица. – М.: Детская литература, 2008.
20. Твен М. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. – М.: Эксмо,
2009.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.