Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы с тобой село родное"

  • Образовательные программы
  • Разработки курсов
  • doc
  • 10.05.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по краеведению "Мы с тобой село родное". Представленные материал можно использовать при проведении уроков по окружающему миру, литературе, русскому языку. При реализации курса ведется научно - исследовательская деятельность учащихся, по изучению местного материала.
Иконка файла материала Рабочая программа.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Сулак Краснопартизанского района Саратовской области» Рабочая программа  внеурочной деятельности  общеинтеллектуальной направленности   по краеведению  «Мы с тобой село родное.» Программа составлена  учителем начальных классов  МОУ «СОШ с.Сулак  Краснопартизанского  района  Саратовской области» Грибаковой С.Н.«Мы с тобой село родное» Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их  интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.  Это  ­ самый массовый вид науки.                                                                                                                    Д.С. Лихачев Пояснительная записка Краеведение ­ сфера научной, культурно­просветительской и памятнико­охранительной  деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого­либо «края», а также  сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только  ученые­специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников,  расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая  Родина» ребёнка ­ это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди,  гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по  изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного  отношения к краеведческому материалу. Цель   курса:   способствовать   воспитанию   патриотических   чувств,    формированию патриотического сознания учащихся:  пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным  ценностям Саратовского края;  воспитание любви к природе родного края;  формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих  земляков;  обогатить знаниями об историческом прошлом нашего села, культурных  традициях прошлого и настоящего,  воспитывать школьников на примерах мужества, героизма  сулачей;  стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края. Задачи курса. Совершенствование работы на основе новых педагогических технологий;  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их  интересов и склонностей, индивидуального плана развития;  создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое  воспитательное пространство школы;  формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения  и укрепления здоровья младших школьников;  развитие межпредметных связей. Принципы и подходы, лежащие в основе курса:  научность;  дифференцированность;  доступность;  принцип гумманизации;  личностно­ориентированный подход  практическая направленность  Образовательным результатом курса будет:  устойчивый интерес к истории своей Родины;  знания по истории и культуре родного края;  умение устанавливать связи между прошлым и современностью;  способность творчески мыслить и рассуждать;  умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;  способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в  творческих группах; Курс «Мы с тобой село родное» рассчитан на 1год (периода обучения в начальной школе) и  предполагает обогащение содержания и совершенствование форм работы. Направления деятельности и предполагаемые формы работы: В основу программы положен проблемно­тематический принцип организации  материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру, литературе и русскому языку. Изучение Родного края: природы; истории; культуры; жизни известных односельчан . Организация проведения занятий Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно­ творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуреродного края из разных источников информации, творческая переработка информации и  создание самостоятельных исследований, проектов. Формы работы: • уроки   русского   языка,   литературного   чтения,   окружающего   мира,   технологии и  изобразительного искусства, музыки; внеклассные мероприятия:  классные часы; фестивали, тематические праздники, коллективно­творческие дела;  художественное творчество учащихся; экскурсии и походы по родному краю;  устные журналы, беседы;  встречи с ветеранами, Уроки мужества; сбор и оформление материалов для школьного музея;  выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы, проектная и исследовательская деятельность учащихся; походы, спортивные турниры, дни здоровья. Мониторинг уровня овладения программой: диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля; участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района; презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью; анкетирование родителей и учащихся. Учащиеся должны знать:   расположение села на карте района, области; суть понятия краеведение, направления краеведения; историю своего села; родословную своей семьи; историю своей школы.  Учащиеся должны уметь:   находить место своего села, района, своей местности на карте области и России; вести наблюдение, поиск и сбор, описание объектов местности. ПРОГРАММА (34ч) Введение (2часа) Что такое свой край, своя местность, малая Родина? Основные населенные пункты. Границы края: родной дом ­ школа с ближайшими  окрестностями ­село; село ­ район ­ область. Родной край ­ часть России, частица мира. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Краеведение в школе. Что  изучают юные краеведы. Блок 1. Моё село. ( 11 часов) История возникновения села. Происхождение названия. Легенды. Время основания села. Известные люди села.История села в названиях улиц, фамилии жителей. Связь истории села с важнейшими этапами  в жизни страны. Проект : «Моя улица» ­ рассказать об истории улицы. Население и хозяйственная деятельность. Национальный состав населения. Численность населения и его динамика за последние годы. Родные дома. Внутреннее убранство дома и квартиры, одежда, пища, утварь, род занятий.  Орудия труда. Основные события. Вехи истории села. Роль села в годы военных испытаний и  послевоенного восстановления. Творческая работа: наше село и В. О. война. Герои В. О. войны ­ жители нашего села. Шелухин Павел Матвеевич ­ создатель школьного краеведческого музея. Известные люди села.  Творческая работа: интересный человек моего села. Блок 2. Природа вокруг нас (5 часов). Река Иргиз и её влияние на условия жизни, быта и деятельности жителей села. Наблюдение и описание растительного и животного мира своей местности. Творческая работа: Я рисую (рисунки, зарисовки картин леса и окружающей природы). Творческая работа: Осенний лес (составление гербария). Правила сбора и оформления.  Составление гербария. Творческая работа: Животные нашего края. Красная книга животных и растений. Экологическая ситуация в селе. Блок 3. С чего начинается Родина (12 часов). Понятие генеалогическое древо. Практическая работа: составление генеалогического дерева своей семьи. Схема  генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей. Их работа и поиск  данных о своей семье. Родословные школьников. Родословная учителя. Я и мои родители. Их образование, трудовая и общественная деятельность. Творческая работа: выяснить происхождение своей фамилии. Поколение бабушек и дедушек.  Их жизнь рассказы, воспоминания. Творческая работа: рассказ воспоминание моего дедушки (бабушки) о памятном историческом  событии. Поколение прабабушек и прадедушек, социальная принадлежность, сословное  происхождение, их трудовые и общественные дела. Творческая работа: История моей семьи (в фотографиях) Творческая работа: Старая фотография рассказывает... Семейные традиции, реликвии,  семейные фотографии. Практическая работа: Семейная реликвия. Наблюдение и описание вещественных источников истории своей семьи. Их зарисовка,  описание. Традиции своей семьи, Семейные предания и легенды. Практическая работа: Знакомство с предметами быта, орудиями труда. Моя семья и труд. Моя семья и образование. Судьба страны в судьбе семьи. Создание  семейной летописи. Описание наиболее любимых занятий в семье детей и взрослых Творческая работа Моя семья. Блок 4. Моя школа (4 часа).Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Судьбы выпускников. Проект:  «Педагоги и выпускники школы». Традиции школы. Современная жизнь. Творческая работа: любимый учитель. Календарно­тематическое планирование. № Дата Содержание учебного материала  п/п Форма  проведения 1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Введение (2часа) Моя малая Родина. Населённые пункты района. Беседа Что такое краеведение. Моё село (11 часов) История возникновения села. Происхождение  названия. Легенды. Время основания села. История села в названиях улиц, фамилии жителей.  Связь истории села с важнейшими этапами в жизни  страны. улицы. Проект : «Моя улица» ­ рассказать об истории своей  Работа над проектом Экскурсия в  музей. Экскурсия в  музей. Беседа. Экскурсия ПО  улицам села. Работа над  проек. Работа над проектом Защита проекта Население и хозяйственная деятельность.  Национальный состав населения. Численность  населения и его динамика за последние годы. Родные дома. Внутренне убранство дома и  квартиры, одежда, пища, утварь, род занятий.  Орудия труда. Вехи истории села. Роль села в годы военных  испытаний и послевоенного восстановления. Наше село  и В. О. война. Герои В. О. войны ­ жители нашего села. Шелухин     Павел     Матвеевич         ­    создатель     школьного краеведческого музея. Исследовательская  работа. Беседа. Коллективное творческое дело Экскурсия в  музей. Урок­встреча, беседа13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Известные люди села. Творческая работа:  интересный человек моего села Исследовательская  работа Природа вокруг нас (5часов). Река Иргиз и её влияние на условия жизни, быта и  деятельности жителей села. Легенда названия. Наблюдение и описание растительного и животного  мира своей местности. Изучение растений луга, степи и леса. Осенний лес (составление гербария). Правила  сбора и оформления. Составление гербария. Животные нашего края. Экологическая ситуация в селе. Красная книга  животных и растений. С чего начинается Родина (12 часов). Экскурсия на  реку. Творческая  работа Творческая  работа: рисунки Экскурсия в лес. Практическая  работа Творческая  работа Коллективное  творческое дело Понятие генеалогическое древо, составление  генеалогического дерева своей семьи. Схема  генеалогического дерева. Примеры родословных  известных людей. Родословные школьников. Родословная учителя. Работа и поиск данных о своей семье.  Я и мои родители. Их образование, трудовая и  общественная деятельность. Происхождение своей фамилии. Поколение бабушек и дедушек. Их жизнь рассказы, воспоминания. Практическая  работа Исследовательская  работа Творческое  сочинение. Беседа. Рассказ ­ воспоминание моего дедушки (бабушки) о Беседа памятном историческом событии. Поколение прабабушек и прадедушек, социальная  принадлежность, сословное происхождение, их  трудовые и общественные дела. Исследовательская  работа История моей семьи в фотографиях. Урок­презентация Старая     фотография     рассказывает...     Семейные Урок ­ праздник традиции, реликвии, семейные фотографии. Семейная реликвия. Их зарисовка, описание. Урок ­ экскурсия Традиции своей семьи, Семейные предания и легенды Урок­конференция Моя семья и труд. Моя семья и образование.  Создание семейной летописи. Беседа с  презентацией30 31 32 33 34 Описание наиболее любимых занятий в семье  детей и взрослых Моя школа (3 часа). Основные этапы истории школы. Педагоги разных  поколений. Судьбы выпускников. Проект: Педагоги и выпускники школы». Традиции школы. Современная жизнь.  Творческая работа: любимый учитель. Итоговая конференция «Моё село». . Литература:  Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура.­ М.:Искусство,2000. Разработка курса авторская;