Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы с тобой село родное"
Оценка 4.7
Образовательные программы +1
doc
воспитательная работа +2
1 кл—4 кл
10.05.2019
Представлена рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по краеведению "Мы с тобой село родное". Представленные материал можно использовать при проведении уроков по окружающему миру, литературе, русскому языку. При реализации курса ведется научно - исследовательская деятельность учащихся, по изучению местного материала.
Рабочая программа.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Сулак
Краснопартизанского района Саратовской области»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
по краеведению
«Мы с тобой село родное.»
Программа составлена
учителем начальных классов
МОУ «СОШ с.Сулак
Краснопартизанского района
Саратовской области»
Грибаковой С.Н. «Мы с тобой село родное»
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их
интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это
самый массовый вид науки.
Д.С. Лихачев
Пояснительная записка
Краеведение сфера научной, культурнопросветительской и памятникоохранительной
деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какоголибо «края», а также
сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только
ученыеспециалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников,
расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая
Родина» ребёнка это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места,
его исторические и культурные центры, промышленные предприятия, это и известные люди,
гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по
изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного
отношения к краеведческому материалу.
Цель курса: способствовать воспитанию патриотических чувств,
формированию патриотического сознания учащихся:
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным
ценностям Саратовского края;
воспитание любви к природе родного края;
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих
земляков;
обогатить знаниями об историческом прошлом нашего села, культурных
традициях прошлого и настоящего,
воспитывать школьников на примерах мужества, героизма сулачей;
стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению
и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.
Задачи курса. Совершенствование работы на основе новых педагогических технологий;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с учетом их
интересов и склонностей, индивидуального плана развития;
создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое
воспитательное пространство школы;
формирование здорового образа жизни, поиск наиболее оптимальных средств сохранения
и укрепления здоровья младших школьников;
развитие межпредметных связей.
Принципы и подходы, лежащие в основе курса:
научность;
дифференцированность;
доступность;
принцип гумманизации;
личностноориентированный подход
практическая направленность
Образовательным результатом курса будет:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в
творческих группах;
Курс «Мы с тобой село родное» рассчитан на 1год (периода обучения в начальной школе) и
предполагает обогащение содержания и совершенствование форм работы.
Направления деятельности и предполагаемые формы работы:
В основу программы положен проблемнотематический принцип организации
материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру, литературе и
русскому языку.
Изучение Родного края:
природы;
истории;
культуры;
жизни известных односельчан .
Организация проведения занятий
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно
творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и
создание самостоятельных исследований, проектов.
Формы работы:
•
уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и
изобразительного искусства, музыки;
внеклассные мероприятия:
классные часы;
фестивали, тематические праздники, коллективнотворческие дела;
художественное творчество учащихся;
экскурсии и походы по родному краю;
устные журналы, беседы;
встречи с ветеранами, Уроки мужества;
сбор и оформление материалов для школьного музея;
выступления перед сверстниками по итогам проделанной работы,
проектная и исследовательская деятельность учащихся;
походы, спортивные турниры, дни здоровья.
Мониторинг уровня овладения программой:
диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного,
итогового контроля;
участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, района;
презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью;
анкетирование родителей и учащихся.
Учащиеся должны знать:
расположение села на карте района, области;
суть понятия краеведение, направления краеведения;
историю своего села;
родословную своей семьи;
историю своей школы.
Учащиеся должны уметь:
находить место своего села, района, своей местности на карте области и России;
вести наблюдение, поиск и сбор, описание объектов местности.
ПРОГРАММА (34ч)
Введение (2часа)
Что такое свой край, своя местность, малая Родина?
Основные населенные пункты. Границы края: родной дом школа с ближайшими
окрестностями село; село район область. Родной край часть России, частица мира.
Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Краеведение в школе. Что
изучают юные краеведы.
Блок 1. Моё село. ( 11 часов)
История возникновения села. Происхождение названия. Легенды. Время основания села.
Известные люди села. История села в названиях улиц, фамилии жителей. Связь истории села с важнейшими этапами
в жизни страны.
Проект : «Моя улица» рассказать об истории улицы.
Население и хозяйственная деятельность. Национальный состав населения. Численность
населения и его динамика за последние годы.
Родные дома. Внутреннее убранство дома и квартиры, одежда, пища, утварь, род занятий.
Орудия труда.
Основные события. Вехи истории села. Роль села в годы военных испытаний и
послевоенного восстановления.
Творческая работа: наше село и В. О. война. Герои В. О. войны жители нашего села.
Шелухин Павел Матвеевич создатель школьного краеведческого музея.
Известные люди села.
Творческая работа: интересный человек моего села.
Блок 2. Природа вокруг нас (5 часов).
Река Иргиз и её влияние на условия жизни, быта и деятельности жителей села.
Наблюдение и описание растительного и животного мира своей местности.
Творческая работа: Я рисую (рисунки, зарисовки картин леса и окружающей природы).
Творческая работа: Осенний лес (составление гербария). Правила сбора и оформления.
Составление гербария.
Творческая работа: Животные нашего края.
Красная книга животных и растений. Экологическая ситуация в селе.
Блок 3. С чего начинается Родина (12 часов).
Понятие генеалогическое древо.
Практическая работа: составление генеалогического дерева своей семьи. Схема
генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей. Их работа и поиск
данных о своей семье. Родословные школьников. Родословная учителя.
Я и мои родители. Их образование, трудовая и общественная деятельность.
Творческая работа: выяснить происхождение своей фамилии. Поколение бабушек и дедушек.
Их жизнь рассказы, воспоминания.
Творческая работа: рассказ воспоминание моего дедушки (бабушки) о памятном историческом
событии. Поколение прабабушек и прадедушек, социальная принадлежность, сословное
происхождение, их трудовые и общественные дела.
Творческая работа: История моей семьи (в фотографиях)
Творческая работа: Старая фотография рассказывает... Семейные традиции, реликвии,
семейные фотографии.
Практическая работа: Семейная реликвия.
Наблюдение и описание вещественных источников истории своей семьи. Их зарисовка,
описание. Традиции своей семьи, Семейные предания и легенды.
Практическая работа: Знакомство с предметами быта, орудиями труда.
Моя семья и труд. Моя семья и образование. Судьба страны в судьбе семьи. Создание
семейной летописи.
Описание наиболее любимых занятий в семье детей и взрослых
Творческая работа Моя семья.
Блок 4. Моя школа (4 часа). Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Судьбы выпускников. Проект:
«Педагоги и выпускники школы».
Традиции школы. Современная жизнь. Творческая работа: любимый учитель.
Календарнотематическое планирование.
№
Дата
Содержание учебного материала
п/п
Форма
проведения
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Введение (2часа)
Моя малая Родина. Населённые пункты района.
Беседа
Что такое краеведение.
Моё село (11 часов)
История возникновения села. Происхождение
названия. Легенды. Время основания села.
История села в названиях улиц, фамилии жителей.
Связь истории села с важнейшими этапами в жизни
страны.
улицы.
Проект : «Моя улица» рассказать об истории своей
Работа над проектом
Экскурсия в
музей.
Экскурсия в
музей. Беседа.
Экскурсия ПО
улицам села.
Работа над
проек.
Работа над проектом
Защита проекта
Население и хозяйственная деятельность.
Национальный состав населения. Численность
населения и его динамика за последние годы.
Родные дома. Внутренне убранство дома и
квартиры, одежда, пища, утварь, род занятий.
Орудия труда.
Вехи истории села. Роль села в годы военных
испытаний и послевоенного восстановления. Наше село
и В. О. война. Герои В. О. войны жители нашего села.
Шелухин Павел Матвеевич создатель
школьного краеведческого музея.
Исследовательская
работа.
Беседа.
Коллективное
творческое дело
Экскурсия в
музей.
Уроквстреча,
беседа 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Известные люди села. Творческая работа:
интересный человек моего села
Исследовательская
работа
Природа вокруг нас (5часов).
Река Иргиз и её влияние на условия жизни, быта и
деятельности жителей села. Легенда названия.
Наблюдение и описание растительного и животного
мира своей местности. Изучение растений луга, степи
и леса.
Осенний лес (составление гербария). Правила
сбора и оформления. Составление гербария.
Животные нашего края.
Экологическая ситуация в селе. Красная книга
животных и растений.
С чего начинается Родина (12 часов).
Экскурсия на
реку. Творческая
работа
Творческая
работа: рисунки
Экскурсия в лес.
Практическая
работа
Творческая
работа
Коллективное
творческое дело
Понятие генеалогическое древо, составление
генеалогического дерева своей семьи. Схема
генеалогического дерева. Примеры родословных
известных людей.
Родословные школьников. Родословная учителя.
Работа и поиск данных о своей семье.
Я и мои родители. Их образование, трудовая и
общественная деятельность.
Происхождение своей фамилии. Поколение бабушек и
дедушек. Их жизнь рассказы, воспоминания.
Практическая
работа
Исследовательская
работа
Творческое
сочинение.
Беседа.
Рассказ воспоминание моего дедушки (бабушки) о
Беседа
памятном историческом событии.
Поколение прабабушек и прадедушек, социальная
принадлежность, сословное происхождение, их
трудовые и общественные дела.
Исследовательская
работа
История моей семьи в фотографиях.
Урокпрезентация
Старая фотография рассказывает... Семейные
Урок праздник
традиции, реликвии, семейные фотографии.
Семейная реликвия. Их зарисовка, описание.
Урок экскурсия
Традиции своей семьи, Семейные предания и легенды Урокконференция
Моя семья и труд. Моя семья и образование.
Создание семейной летописи.
Беседа с
презентацией 30
31
32
33
34
Описание наиболее любимых занятий в семье
детей и взрослых
Моя школа (3 часа).
Основные этапы истории школы. Педагоги разных
поколений. Судьбы выпускников.
Проект: Педагоги и выпускники школы».
Традиции школы. Современная жизнь.
Творческая работа: любимый учитель.
Итоговая конференция «Моё село».
.
Литература:
Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура.
М.:Искусство,2000.
Разработка курса авторская;
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы с тобой село родное"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы с тобой село родное"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы с тобой село родное"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы с тобой село родное"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы с тобой село родное"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы с тобой село родное"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы с тобой село родное"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы с тобой село родное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.