Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
doc
воспитательная работа
1 кл—3 кл
19.02.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следст¬вием, за которым стоит причина - дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его ми-ровосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, природе. Приоритетной целью российской системы образования является личност¬ное, познавательное, общекультурное развитие учащихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разрабо-тан Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколе-ния, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основной Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», госу-дарственные образовательные стандарты общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии « требованиями государственных образовательных стандартов духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной об¬разовательной программы начального общего образования. Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами. пониманию величия человеческой жизни и умению найти свое место в ней. Программа духовно-нравственного развития содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся. Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель - общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвященные этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды. Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, классного руководителя. Практическая значимость состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1-го класса. Программа «Путешествие по стране Этике» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует ее стратегической цели: «создание условий для достижения качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Раб.прогр..doc
1.Пояснительная записка. Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым   стоит   причина   ­   дефицит   духовности   общества   и   человека.   Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, природе. Приоритетной   целью   российской   системы   образования   является   личностное, познавательное, общекультурное развитие учащихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный поколения, предусматривающий   в   учебном   плане   образовательных   учреждений   раздел Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. образовательный второго     стандарт     Нормативно­правовой   и   документальной   основной   Программы   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   учащихся   на   ступени   начального   общего образования   являются   Закон   Российской   Федерации   «Об   образовании»,   госу­ дарственные образовательные стандарты общего образования, Концепция духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии « требованиями государственных образовательных стандартов духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России, Концепция и Программа духовно­нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Процессы   развития   нашего   общества,   которые   ориентированы   на   рыночную экономику,   привели   не   только   к   отчуждению   между   людьми,   но   и   к   потере жизненных   ориентиров.   Под   угрозой   оказались   нравственные   ориентиры   жизни, моральная культура.  Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию,   распознаванию   добра   и   зла,   доброжелательному     отношению   ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами. пониманию величия человеческой   жизни   и   умению   найти   свое   место   в   ней.     Программа   духовно­ нравственного   развития   содержит   теоретические   положения   по   формированию целостной   образовательной   среды   и   целостного   пространства   духовно­ нравственного   младшего   школьника,   определяемого   как   уклад   школьной   жизни, интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся. Современное   политическое,   социальное   и   экономическое   развитие   указывает перспективную   созидательную   цель   ­   общечеловеческое   нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она  должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных   проблемах   современности,   высоконравственной,   ответственной   за   себя, своих   близких,   культуру,   природу,   страну.   Для   будущего   гражданина   России необходимо   знать   курс   этической   грамматики.   Являясь   неотъемлемой   частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому   в   школе   так   необходимы   уроки,   посвященные   этическому   воспитанию личности   человека   и   способные   сохранить   и   развить   в   ребёнке   стремление   к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды. Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное   включение   в   творческий   процесс   учащихся,   родителей,   классного руководителя. Практическая   значимость   состоит   в   том,   что   отношение   к   окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1­го класса. Программа   «Путешествие   по   стране   Этике»   является   неотъемлемой   и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует ее стратегической цели: «создание условий для достижения качества образования, всестороннего развития личности учащихся». Цель   настоящей   программы:  освоение   учащимися   норм   нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Задачи: •   развивать  духовное   единство   между   детьми   и   учителем,   устанавливать взаимное доверие; • предоставить   возможности   ребенку   проявить   себя   и   свое   отношение   к окружающему миру; • научить детей всматриваться в мир, людей, которые рядом, учить строить с ними отношения; • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что  каждый может объявить войну своему невежеству. Данная программа позволяет учащимся 1­4­х классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике. Программа состоит из 4 крупных разделов: Раздел 1. «Знакомство с этикой», 1­2­й классы. Раздел 2. «Путешествие в этику отношений с окружающим миром», 2­3­й классы. Раздел 3. «Премудрости дедушки Этикета», 3—4­й классы. Раздел 4. «Добрыми делами славен человек», 4­й класс. На протяжении каждого года обучения присутствуют 4 составные части:   1. Этика общения. 2. Этикет. 3. Этические нормы отношений с окружающими. 4. Этика отношений в коллективе. Основным   методом   преподавания   является   игровой   тренинг.   Вся   информация теоретического характера дается либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы, либо в виде работы с таблицами­плакатами, использование ИКТ.   Навыки, 2 которые   должны   приобрести   учащиеся,   появляются   в   процессе   разыгрывания ситуационно­ролевых игр по заданиям игровых карточек. Виды деятельности:   • игровая; • познавательная; • краеведческая; • волонтерская; • досугово­развлекательная; • проблемно­ценностное общение; • художественное творчество; • социальное творчество. Формы деятельности:   • сюжетно­ролевые игры; • просмотр мультфильмов; • посещение выставочных залов и музеев; • конкурсы, викторины; • этические беседы; • инсценировки; • проблемно­ценностная дискуссия; • праздники. Место проведения занятий: • школа; • городской выставочный зал; • городской краеведческий музей. Данная образовательная программа была составлена на основе программы  А. И.   которая' Шемшуриной   «Этическая   программа   в   начальных   классах», модифицирована   в   соответствии   с   требованиями   федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание программы способствует дополнению и расширению знаний и умений, формированию универсальных учебных   действий   ­   личностных,   познавательных   и  коммуникативных,   которые   дети получают в рамках образовательных областей «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». • Программа адресована учащимся 1­4­х классов и рассчитана на 34 часа в год. • Периодичность занятий ­ 1 час в неделю. • Программа реализуется учителями начальных классов 2.  Планируемые   результаты  освоения   учащимися   программы   внеурочной деятельности Реализация   программы   внеурочной   деятельности   предполагает   следующие результаты. Первый  уровень   результатов  ­  учащиеся   должны  знать   о  нормах   и  правилах нравственного   поведения,   в   том   числе   об   этических   нормах   взаимоотношений   в 3 семье, между поколениями. Для   достижения   данного   уровня   результатов   необходимо   сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматики   и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими. Второй   уровень   результатов   ­  получение   учащимися   опыта   переживания   и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов необходимо: ­ воспитать   взаимоотношения   учащихся   на   уровне   класса,   то   есть дружественной   социальной   среды,   в   которой   каждый   ребенок   получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить. ­ учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. Третий уровень результатов ­  получение учащимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным   деятелем, свободным человеком. Для   его   достижения   необходимо   сформировать   навык   взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе  за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: • на  первом  уровне воспитание  приближено  к  обучению,  при этом  предметом воспитания   как   учения   являются   не   столько   научные   знания,   сколько   знания   о ценностях; • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным. В   результате   реализации   настоящей   программы   могут   быть   достигнуты следующие воспитательные результаты: • начальные   представления   о   моральных   нормах   и   правилах   нравственного поведения; • нравственно­этический   опыт   взаимодействия   со   сверстниками,   старшими   и младшими   детьми,   взрослыми   в   соответствии   с   общепринятыми   нравственными нормами; • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; • способность  эмоционально  реагировать  на  негативные  проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; • уважительное   отношение   к   родителям,   старшим,   заботливое   отношение   к младшим; 4 • знание   традиций   своей   семьи   и   образовательного   учреждения,   бережное отношение к ним. Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов. В   результате   прохождения   программного   материала  к   концу   1   класса  обу­ чающиеся должны знать: ­ отличие понятий «этика» и «этикет»; ­ правила вежливости и красивых манер; ­ заповеди и соответствующие притчи;  уметь: ­ уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; ­ соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах; ­ придерживаться «золотого правила» в общении с другими; ­ быть доброжелательными; ­ соблюдать заповеди; ­ сострадать животным, не обижать их; ­ придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома; ­ быть   опрятными,   соблюдать   порядок   на   своем   рабочем   месте,   содержать   в чистоте свои книги и тетради; ­ не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. В   результате   прохождения   программного   материала  к   концу   2   класса обучающиеся должны  знать: ­ требования этикета к устному и письменному приглашению: с гостями; ­ заповеди и правила этикета; ­ о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок»  В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена); ­ афоризмы;  уметь: ­ исполнять заповеди; ­ соблюдать этикет в театре, кино, музее, на выставке, улице; ­ выполнять общение; ­ написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки; ­ исполнять   ментальную   зарядку   как   один   из   способов   самоконтроля   в самовоспитании. В результате прохождения программного материала к концу  3 класса Учащиеся должны  знать: 5 ­ ранее изученные заповеди и афоризмы; ­ каким должен быть воспитанный человек; ­ требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону. ­ краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений; ­ пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. ­ правила вежливого отказа, несогласия, обращения к разным людям. уметь: ­ соблюдать правила вежливости и красивых манер; ­ на практике применять методы самовоспитания и самоконтроля ­ разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета; ­ уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним; ­ проявлять тактичность и доброжелательность в общении; ­ быть сострадательными к чужому горю; ­ не обижать животных и птиц; ­ различать   добро   и   зло,   давать   правильную   оценку   поступкам   литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. ­ проявлять   положительные   моральные   качества   в   достойном   поведении, поступках. В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса  учащиеся должны  знать: ­ правила этики и культуры речи; ­ требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного; ­ об источниках наших нравственных знаний; ­ о совести как основе нравственности; ­ заветы предков. «Поучение» В. Мономаха; ­ стихотворения о родине (на выбор); ­ афоризмы; ­ о пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствия своих поступков; уметь; ­ различать хорошие и плохие поступки; ­ воплощать свои этические знания в повседневном поведении, привычках; ­ уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим; ­ исполнять заповеди; ­ давать   правильную   оценку   поступкам   литературных   героев   и   сверстников, мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию. Формирование универсальных учебных действий У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия. • Личностные универсальные учебные действия: ­ ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ­ знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; 6 ­ развитие этических чувств ­ стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; ­ эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Школьник получит возможность для формирования: ­ морального   сознания   на   конвенциональном   уровне,   способности   к   решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы   и   чувства,   устойчивое   следование   в   поведении   моральным   нормам   и этическим требованиям; ­ эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. • Регулятивные универсальные учебные действия Школьник научится: ­ принимать и сохранять учебную задачу; ­ учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном материале в сотрудничестве с учителем; ­ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; ­ адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   учителей,   товарищей, родителей и других людей; ­ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для   создания   нового,   более   совершенного   результата,   использовать   запись (фиксацию)   в   цифровой   форме   хода   и   результатов   решения   задачи,   собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языка. • Познавательные универсальные учебные действия Школьник научится: ­ осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных заданий   с   использованием   учебной   литературы,   энциклопедий,   справочников (включая электронные, цифровые), открытого информационного пространства, в том числе контролируемого пространства Интернета; ­ строить сообщения в устной и письменной форме; ­ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. • Коммуникативные универсальные учебные действия Школьник научится: ­ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства  для решения   различных   коммуникативных   задач,   строить   монологи   высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; ­ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ­ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 7 ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Формы учета оценки планируемых результатов: 1.Опрос. 2.Наблюдение. 3.Диагностика: • нравственной самооценки; • этики подведения; • отношения к жизненным ценностям; • нравственной мотивации. 4. Анкетирование учащихся и родителей. 1­й класс 3.Тематический план № Тема  Всего  Теория Практика Форма деятельности 1 2 3 4 5 6 7 1 Доброе слово, что ясный день Если вы вежливы Да   здравствует   мыло душистое Когда идешь по улице Узнай себя Нам   счастья   не   сулит обида чья­то Подарок коллективу итого Простые правила этикета Этика общения (8 ч) 1 0.5 0.5 1 1 1,5 1,5 1 1 8 1 0,5 0.5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 0,5 2,5 1 5,5 Этикет (8 часов) 0,5 0,5 Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Игра Игра. Конкурс. Рисунки   Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города Путешествие в сказку. Кон­ курсы Рассказ. Беседа. Игра Урок­сюрприз. Игры Беседа. Решение задач 8 2 3 4 5 6 7 1 2 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 3 Маленькое   дело  большого лучше безделья Любимый уголок родной Отчизны У   каждого   героя   свои герои Мы   соберем   большой хоровод Я   люблю   маму   милую мою Поздравляем наших мам Люби всё живое   правила Повседневный этикет Весёлые хорошего тона Сказка об этикете Продолжение   сказки   об этикете ­ Путешествие   в   страну этикета Просим к столу 1 1,5 1 1 1 1,5 итого 8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 4,5 Ответы на вопросы. Игра Работа   с   картинками. Сценки­миниатюры Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Игра   беседа.  Посещение Познавательная Игра. библиотеки Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие в столовой   Этика отношений с окружающими (9 ч) Путешествие   волшебную сказку Я    могу волшебником быть 0,5 0,5 0,5 1 1 в Познавательная беседа. Игра. Конкурсы Познавательная беседа. Игра 0,5 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 Познавательная беседа. Игра. Инсценировка.   Работа   в групп Познавательная беседа ИКТ  Познавательная беседа Познавательная беседа Познавательная беседа Праздник Посещение зала. Беседа   выставочного Итого Этика отношений в коллективе (8 ч) 9 4 5 Если   радость   на   всех одна Мой класс ­ мои друзья Самолюб никому не люб Поиграем и подумаем О   дружбе   мальчиков   и девочек Путешествие   в   мир добрых мыслей Станет всем светлей итого Всего 1 1 1 1 1 1,5 1,5 8 33 0,5 0,5 0,5 0,5 2 12 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1,5 1,5 6 21 Познавательная беседа Познавательная беседа Познавательная беседа Конкурсы  Познавательная беседа Праздник  Игры 9 2 класс № Тема  Всего  Теория Практика Форма деятельности 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 Если песни петь, с ними веселей Добрым   жить   на   белом свете радостно Добро   творить   ­   себя веселить Подумай о других Подарок коллективу Делу   ­   время,   потехе   ­ час Чего   в   другом   не любишь,  того   и   сам   не делай итого По правилам этикета Приглашение к столу Вот школа, дом, где мы живем Вот магазин, куда идем транспорт, Дороги,   пеший путь Лес,   речка,   луг,   где можно отдохнуть В гостях у Вежи итого Этика общения (7 ч) 1 0.5 0.5 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 0,5 1 1 0,5 5,5 0,5 1 0,5 0,5 0.5 0.5 1,5 Этикет (8 ч) 0.5 0.5 0.5 0.5 0,5 2 1 6 2  Беседа Конкурс рисунков   выставки. Посещение Рисунки Инсценировка беседа Урок­сюрприз Работа   с   пословицами. Практическая   работа   в группах Познавательная беседа     Путешествие   по этических Беседа. лабиринту правил. Решение заданий Практическое разыгрывание ситуаций Сценки занятие:     беседа   ситуаций;   посещения Познавательная разыгрывание разыгрывание магазина Практическое   занятие   на улицах города Путешествие   на   лесную полянку Праздник Этика отношений с окружающими (10 ч)   Подари другому радость От чего зависит настроение Не   стесняйтесь   доброты своей Мой дом ­ моя семья В   хорошеет человек труде     1 1 1 1 1,5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 Познавательная беседа Познавательная беседа Познавательная беседа Дискуссия Практическое занятие 10 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 Все   на   белом   свете солнышкины дети Поздравляем наших мам Со сверстниками Цени доверие других взрослыми и     1 1 1 1,5 0.5 0.5 1 1 0,5 1 Путешествие в сказку   Праздник Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами Познавательная беседа. Путешествие   на   детский остров   10 итого Этика отношений в коллективе (9 ч) 3,5 6,5 Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались Советуем друг другу Общее   и   особенное   для мальчиков и девочек Поговорил   бы   кто   со мной Путешествие весеннему лесу Подарок коллективу Делаем газету по   Доброта, что солнце Итого всего 1 1 1 1 1 1 2 1 9 34 0,5 0,5 0,5 0,5 2 9 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1,5 1 7 25 Познавательная беседа. Игра Познавательная Просмотр отрывка сказки Познавательная беседа. Игра беседа.   Путешествие   в   весенний парк. Практическая работа Экскурсия Урок­сюрприз Познавательная   Игра. типографии Праздник   беседа. Посещение 3­й класс № Тема  1 2 3 4 5 6 7 8 Здравствуйте все! Будем беречь друг друга Дружим   с   добрыми словами Любим добрые поступки Подари   дело   и   слово доброе Умеем общаться Каждый интересен Подарок коллективу Итого Теория Практика Форма деятельности Всего  Этика общения (8 ч) 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 4,5 Познавательная беседа. Игра Путешествие   в   сказку. Инсценировка. Решение педагогических задач Игра. Познавательная беседа   Познавательная   Разучивание песни Путешествие в сказку беседа. Рассказ. Беседа. Игра Познавательная беседа. Игра Урок­сюрприз. Игры 11 Премудрости   дедушки Этикета За   столом   с   дедушкой Этикетом Школьные этикета Когда   рядом   много людей правила   Как   решать   семейные проблемы Чистый   ручеек   вашей речи Встречаем Новый год Итого Этикет (8 ч) 1 1 1 2 1 1 1 8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 0,5 0,5 1 1,5 0,5 0,5 1 5,5 Беседа, Решение задач Познавательная беседа. Игра Работа   с   картинками. Сценки­миниатюры Познавательная   Игра. городу Познавательная беседа. Игра беседа.   Путешествие   по Познавательная беседа. Игра Классный «огонек» Этика отношений с окружающими (11 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Душа   ­   это   наше творение   волшебные Отворите двери добра и доверия Хорошие песни к добру ведут Вглядись в себя и сравни с другими Помоги понять себя О   поддельном Тепло родного дома настоящем   и Поздравляем наших мам Цветы,   цветы   ­   в   них родины душа 10 Когда   солнце   тебе улыбается 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 2 1   Познавательная беседа. Игра.   Рисование   сказочных героев Познавательная беседа. Игра   Познавательная Рисование. рисунков. Поход в театр Познавательная беседа. Игра беседа.  Выставка Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Игра   рисунков. Выставка Сочинение «Мой дом» Праздник Познавательная беседа. Посещение памятных мест в городе Праздник. Игры. Песни   итого Этика отношений в коллективе (7 ч) быть 3,5 7,5 0,5 0,5 Познавательная беседа. Игра 11 1   Чтобы коллективом Коллектив   начинается   с меня Подарок коллективу Секретные девочкам и мальчикам Скажи себе сам советы   1 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 1 0,5 Познавательная беседа. Игра Урок­сюрприз. Игра Познавательная беседа. Игра Сочинение   «Скажи   сам себе» 12 Вот   и   стали   добрей   и умней Школе посвящается итого Всего 34 1 1 7 0,5 0,5 3 12,5 1 4 21,5 Путешествие   по   лабиринту мудрых откровений. Игра Праздник 4­й класс № Тема  Теория Практика Форма деятельности Познавательная   беседа. Решение педагогических задач Познавательная   беседа. Игра Игра. беседа Познавательная   беседа. Работа с пословицами   Познавательная Путешествие в сказку Рассказ, Просмотр мультфильма   беседа.  Игра. Беседа. Решение задач   Познавательная беседа Работа с пословицами. Игра Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Ролевые   игры.   Игры   на свежем воздухе Познавательная беседа. Игра Познавательная беседа. Ролевые игры Познавательная беседа   Этика отношений с окружающими (12 ч)   делать  (народная «Поспешай добро» мудрость) «Думай хорошо, и мысли созреют   в   добрые поступки»     Н. (Л. 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 Познавательная Ролевые   игры. первоклассникам Познавательная беседа. Игра   беседа.   Подарок 13 Оглянись   внимательно вокруг Умение   быть   самим собой Что достойно гражданина Даже   будни  труд   может сделать   праздничными днями Праздник вальса Приглашение к зеркалу    школьного Итого «Обычаи   ­   деспот   меж людей» А. С. Пушкин Твой стиль поведения Мальчики. Девочки Поиграем и подумаем Когда какое  слово мол­ вить За общим столом Доброта   и   доброжела­ тельность Мальчики. Девочки Итого Всего  Этика общения (5 ч) 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 2 1 1 1 9 0,5 0,5 0,5 2 Этикет (9ч) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 4,5 0,5 0,5 0,5 1 1 3 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 0,5 0,5 4,5 1 2 3 4 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 Толстой) Родительский дом Любите ваших матерей Поздравляем наших мам О тех, кто сердце отдал людям Умей быть щедрым Праздник благодарности Добрыми   делами   славен человек 1 1 1 3 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 2,5 0,5 1 2   беседа.   Конкурс беседа. ситуаций.     Познавательная Ролевые   игры. рисунков Познавательная Разыгрывание Анкетирование Праздник Познавательная Посещение   краеведческого музея Познавательная Ролевые игры Праздник Познавательная Посещение музея ИЗО     беседа. городского беседа.   беседа. Итого Этика отношений в коллективе (8 ч) 12 3 9 Познавательная беседа. Игра Путешествие в сказку. Игра     с Урок­сюрприз Познавательная беседа. Игра беседа. Познавательная Работа   таблицей требований Познавательная беседа. Ролевые   игры.   Работа   с изречениями Познавательная Ролевые игры Разговор за круглым столом беседа.     Расскажи мне обо мне Присмотритесь   друг   к другу Подарок коллективу Я, ты, мы О   дружбе   мальчиков   и девочек Не хуже других Скажи себе сам Храни достоинство свое повсюду, человек! Итого всего 34 1 1 1 1 1 1 1 1 8 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 13,5 4 20,5 4.Содержание Раздел 1. Знакомство с этикой 1­й класс Часть 1. Этика общения (8 часов) Любимые   сказки.   Объяснение   пословицы   «Доброе   слово,   что  день».   Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик­семицветик».  Разговор о вежливости. Игра «Вежливо ­ невежливо». Анализ:  Небольшие сценки­ загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Л. Н. Толстого «Белка и волк». 14 Личная   гигиена.   Игра   «В   сказочной   стране   будильника».  Конкурс   о   предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов о  предварительно нарисованных рисунках. Правила   поведения  на  улице. Беседа  об  уважении. Разыгрывай  Золотое   правило этики. Применение правила. Познай себя. Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, подводном царстве. Этика   общения.   Рассказ   В.   Осеевой   «Кто   наказал   его?».   Беседа.   Игра «Волшебный цветик­семицветик». Урок­сюрприз. Игры. Чаепитие. Часть 2. Этикет (8 часов) Из   истории   правил   этикета.   Правила   этикета.   Решение   задач   по   культуре поведения. Повседневный   этикет.   Разбор   ситуаций.   Стихотворение   С.   Михалкова   «Одна рифма». А. Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно ­ нельзя». Правила хорошего тона. Знакомство с книгой А. Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки­миниатюры. Этикет   за   столом.   Игра   «Любимые   блюда».   Продолжение   сказки   об   этикете. Выставка  детских рисунков.  Знакомство  с  таблицами о  правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете. Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало». Часть 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) Золотое   правило   этикета.   Игра   с   доброй   феей.   Игра   с   пословицами. Демонстрация   иллюстраций   к   путешествию.   Прием   свитка.   Прием   нахождения пословицы по ее частям. Игра «Лепесток». Этика отношения к труду. Создание живой картины. Этика отношения к живой природе. Карта мест отдыха. Стихотворения о родине. Песня   «С   чего   начинается   родина?».   Рисунки   о   любимом   месте.   Знакомство   с репродукциями,   музыкальными   произведениями   о   природе.   Игра   «На   лужайке». Народные изречения о природе. Толерантность в общении. Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов. Игра­праздник в форме хоровода. Этика отношений в семье. Стихотворения Лившица «Разговор», Е. Благининой «В тишине». Собирательный образ мамы. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки. Часть 4. Этика отношений в коллективе (8 часов) Этика отношений в коллективе. Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя». Игры «Собери букет», «Прополка сорняков». Сочинение песенки. Этика отношений с друзьями. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили». Игра «Светофор». Рассказ В. Осеевой «Долг». О дружбе мальчиков и девочек. Знакомство с рассказом Е. Пермяка «Надёжный человек». О мудрости и доброте. Создание книги мудрости. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков. 15 Раздел 2. Путешествие в этику отношений с окружающим миром 2­й класс Часть 1. Этика общения (7 часов) Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. Разговор о доброте и смелости. Путешествие в сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину. Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре. Беседа   о   добре,   добрых   поступках.   Чтение   отрывка   из   сказки   А.   Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Урок­сюрприз, урок общения. Объяснение   пословицы   «Делу   ­   время,   потехе   ­   час».   Изготовление   значка «Вежливость». Работа в группах. Выставка   значков   для   школы   вежливости.   Разговор   о   доброжелательности   и равноправии   в   отношениях.   Заучивание   волшебного   правила   «Чего   в   другом   не любишь, того и сам не делай». Часть 2. Этикет (8 часов) Беседа   «Что   такое   этикет?»   Путешествие   по   лабиринту   этикетных   правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека ­ уважаешь себя». Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок   с   действующими   лицами   ­   сказочными   героями.   Игра   «Концерт   для именинников». Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета. Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами этикета в транспорте. Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, речке. Путешествие на лесную полянку. Новогодний праздник. Часть 3. Этика отношений с окружающими (10 часов) Этика отношений с окружающими. Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему «Кому и как мы можем дарить радость». Путешествие   на   полянку   к   старичку­лесовичку   и   гномику   Пыху.   Сказка   С. Маршака «Двенадцать месяцев». Знакомство с правилами создания хорошего настроения. Беседа «От чего зависит настроение». Беседа   о   доброте.   Подарок   старичку­лесовичку   и   гномику   Пыху.   Создание газеты. Дискуссия на тему «Какой домик нужно построить гномику Пыху и старичку­ 16 лесовичку». Практическое занятие «Наш общий дом». Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок. Фотогалерея  «Мой   самый   лучший   друг».  Беседа «Кого  я   могу   назвать   своим лучшим другом». Советы­пословицы о добре. Добрый совет другу. Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и старичку­лесовичку. Часть 4. Этика отношений в коллективе (9 часов) Беседа   «Как   провели   каникулы».   Общеколлективная   цветопись   настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг». Как правильно советовать. Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?» Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов. Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора. Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу. Коллективная   деятельность,   в   процессе   которой   каждый   ребенок   должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу. Беседа о работе  за год по  курсу «Этическая грамматика». Дети выражают  свои впечатления и пожелания приемом свитка, которые после прочтения помещаются   в газету. Оформление газеты. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков. Раздел 3. Премудрости дедушки Этикета 3­й класс Часть 1. Этика общения (8 часов) Значение   слова   «здравствуйте».   Проявление   доброжелательного   отношения   к каждому. Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными. Добрые слова. Работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть   ­   доброжелательностью,   расположенностью,   добродушием.   Грубость   ­ нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость ­ жалостью, сочувствием и т. д. Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и поступков в единую цепочку. Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон ­ это память для ребят. Чтобы   быть   приятными   окружающим   и   себе,   надо   соблюдать   определенные правила. Главное из них ­ проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его 17 настроение и считаться с ним, поддержать интерес, считаться с желанием   другого, уступать ему. Интересы детей. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. Устраивается   общий   праздник  общения,  где  каждый   дарит  коллективу  подарок: выдумку, песенку, рассказ. Часть 2. Этикет (8 часов) Этикет ­ свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. Этикет   за  столом.  Коллективное   чаепитие.   Обыгрывание  ситуаций   поведения   за столом. Школьные правила этикета. Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации. Правила поведения в общественных местах: на улице, в магазине, транспорте, театре, музее, библиотеке. Как решать семейные проблемы, чтобы не произошла ссора, не было крика, нравилось быть дома. Речевой этикет. Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев, Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток. Классный «огонек» с праздничным столом. Часть 3. Этика отношений с окружающими (11 часов) Душа ­ это наше творение. Рисование любимого сказочного героя, наделенного теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда...», «Я смеюсь, когда...», «Я радуюсь, когда...». Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться  одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца ­ двери добра и доверия. Любимые песни детей. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков. Я среди людей. Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. Помоги понять себя. Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит  делать дома, что интересно, что не любит и т. д. О настоящем и поддельном. Настоящее ­ это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наше отношение ко всему окружающему. Этикет отношений в семье. Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем  общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. Поздравление мам. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры». Цветы ­ это живое воплощение, отклик родины на наше чувство, живая ниточка, 18 связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. Итоговое занятие ­ праздник весны и песни. Часть 4. Этика отношений в коллективе (7 часов) Этика   отношений   в   коллективе.   Постановка   задачи:   преодолеть   все   плохое   в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. Как   жить   в   коллективе,   будучи   очень   разными?   Что   считать   хорошим   в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы считаться твоим другом, заслужить твое уважение, вызвать симпатию. Подарок коллективу. Секретные советы девочкам и мальчикам. Вопросник отдельно для мальчиков и девочек,   заполнение   секретных   карточек.   При   обсуждении   заполняется   общий «свиток». Скажи себе сам. Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет, и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. Путешествие   по   лабиринту   мудрых   откровений,   которые   помогли   нам   лучше понять   себя,   других,   стать   строже   к   себе   и   добрее,   снисходительнее   к   другим, помогли стать умней и добрей. Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности. Раздел 4. Добрыми делами славен человек 4­й класс Часть 1. Этика общения (5 часов) Этика   общения.   Решение   нескольких   педагогических   задач,   в   которых рассматриваются   качества   людей:   гордость,   скромность,   достоинство.   Вывод:   в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека как личность. Умение   быть   самим   собой.   Совесть   воспитать   трудно.   А   обманывать   легко.  Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души. Рассматривание   понятий   «гражданин»,   '«гражданственность»,   «гражданская активность». Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действии во имя блага или радости других ­ шаг гражданина. Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд ­ это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой... воспитание себя ­ тоже труд. Вальс ­ школьный танец. Роль вальса в школьной жизни. Девиз: «Не жди, когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!». Приглашение к зеркалу. Каждый задает волшебный вопрос: «Ну­ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...», зеркало должно быть доброжелательным и тактичным. Часть 2. Этикет (9часов) Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей. 19 Стиль поведения. Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе. Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы. Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры. Речевой этикет. Умение разговаривать ­ искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово ­ угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор. Этикет за столом. Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести  себя  за столом.  Организация  стола  общими  усилиями. Закрепление навыков этикета. Доброта   и   доброжелательность.   Доброта   ­   глубокое   и   широкое   понятие ­чуткость,   отзывчивость,   деликатность   по   отношению   к   другим   людям,   а доброжелательность ­ составная часть доброты. Часть 3. Этика отношений с окружающими (12 часов) Этика   отношений   с   окружающими.   Изречения,   пословицы   на   тему   добра. Назначение   человека   ­   творить   добро.   Призыв:   «Люди   Земли,   мыслите,   думайте, творите Добро!» Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло ­ добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу. Этикет отношений в семье. Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени, грубости,   несдержанности,   капризов,   претензий.   Повседневные   обязанности   ­   это капли, из которых сливается море человеческого долга. Любите матерей. Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти, печали,   душевных   огорчений   наших   мам?   Разыгрывание   ситуаций.   Анкета «Насколько вы знаете своих мам». «Огонек», посвященный мамам. Разговор   о   людях,   воевавших   и   отстоявших   нашу   родину   от   бед   и   невзгод. Любовь,   как   и   доброта,   должна   быть   активной,   проявлять   себя.   Самая   чистая, действенная и светлая любовь ­ это любовь к матери и к родине. Умей быть щедрым, установить разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других ­ вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры. Праздник благодарности. Добрыми делами славен человек. Работа с изречениями. Для осмысления себя ­ анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше. 20 Часть 4. Этика отношений в коллективе (8 часов) Расскажи мне обо мне. Проведение по сложившейся традиции. На базе сказки об охотнике прийти к выводу, что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного ­ надежно, радостно, легко. Подарок коллективу. Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения. Товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела ­основа отношений в детском коллективе. Нормы   этического   отношения   мальчиков   и   девочек.   Работа   с   таблицей требований   к   мальчикам   и   девочкам.   Каждый   аргументирует   свое   согласие   или несогласие с пунктами таблицы. Не   хуже   других.   Ролевые   игры.   Работа   с   изречениями.   Принцип:   покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», ­ очень опасный принцип. Скажи   себе   сам.   Написать   пять   нравственных   качеств,   важных   для   человека. Напротив каждого ­ собственная оценка себя. Ролевые игры. Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства. 5.Список литературы для учителя 1. Белопольская,   Н.   А.   Азбука   настроения.   Развивающая   эмоционально­ коммуникативная игра / Н. А. Белопольская. ­ М. : Просвещение, 1998. ­100 с. 2. Богданова,   О.   С.   Содержание   и   методика   этических   бесед   с   младшими школьниками / О. С. Богданова. ­ М. : Просвещение, 1982. 3. Богусловская,   Н.   Е.   Веселый   этикет   /   Н.   Е.   Богусловская,   Н.   А.   Купина. ­Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. 4. Буйлова,   Л.   Н.   Современные   педагогические   технологии   в   дополнительном образовании детей / Л. Н. Буйлова. ­ М. : ЦРСДОД, 2000. 5. Горбунова, Н. А. Классные часы / Н. А. Гбрбунова. ­Волгоград : Учитель АСТ, 2004. 6. Косачёва,   И.   П.   Нравственное   развитие   младшего   школьника   в   процессе обучения и воспитания / И. П. Косачёва. ­ М. : Изд­во «АРКТИ», 2005. ­62 с. 7. Костылёва, О. Г. Учись быть вежливым / О. Г. Костылёва, И. Г. Лукина. ­М. : Чистые пруды, 2006, 8. Кульневич, С. В. Современный  урок : научно­практ. пособие  для учителей, методистов / С. В Кульневич, Т. П. Лакоценина. ­Ростов н/Д : Изд­во «Учитель», 2006. ­ Часть 1, 9. Кульневич, С. В. Совсем не обычный урок :практ. пособие для учителей / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. ­ Ростов н/Д : Изд­во «Учитель», 2001. 10. Лихачева,   Л.   Уроки   этикета   в   рассказах,   картинках   и   задачках   /   Л. 21 Лихачева. ­ Екатеринбург : Средне­Уральское кн. изд­во, 1996. 11. 2009. Максимова, Т. Н. Классные часы. 1 класс / Т. Н. Максимова. ­ М. :Вако, 1­2. Малкова, Ю. Умный читатель. Через игру к совершенству / Ю. М, Малкова. ­М. : Лист, 1999. 13.Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. ­ М. : Русский язык, 1986. 14.Пахомова, О. А. Добрые сказки. Этика для малышей / О. А. Пахомова. М, : Книголюб, 2006. ­ 88 с. 15. Пятак, С. В. Расту культурным: для детей 4­5 лет : в 2 ч. / С. В. Пятак. ­М.: Эксмо, 2010. 16. 17. Русские народные сказки Афанасьева / Л. :Лениздат, 1983. Сказка   как   источник   творчества   детей   :   пособие   для   педагогов дошкольного учреждения / М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. 18. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей : популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский. ­ Ярославль : Гринго,1996. 19. Смирнов,   Н.   А.   Этика   и   этикет   младших   школьников   :   пособие   для учителей и родителей учащихся начальных классов / Н. А. Смирнов. ­ М. : Школьная Пресса, 2000. 20. Сухомлинский, В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский. ­ М. : Педагогика, 1990. 21. Шемшурина,   А.   И.   Этическая   грамматика   в   начальных   классах.   В помощь учителю. Части 1­2 / А. И. Шемшурина. ­ М. : Школа­Пресс, 1999. 22. Шорыгина, Т. А. Беседы об этике с детьми 5­8 лет / Т. А. Шорыгина. ­М.:ТЦ «Сфера», 2010. 23. 24. 25. Энциклопедия этикета/ СПб. : Мим­Экспресс, 1996. Этикет от А до Я для взрослых и детей / М.: Изд­во «АСТ», 1998. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена / М. : Изд­ ва «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000. Список литературы для обучающихся 1. Андреев, Ф. В. Золотая книга этикета / Ф. В. Андреев. ­ М. : «Вече», 2004. 2. Барто, А. Л. В театре / А. Л. Барто. ­ М. :Худож. литература, 1985. З.Волков, А.  М.   Волшебник  Изумрудного  города  /  А.  М.  Волков.  ­ Кемерово : Кемеровское кн. изд­во, 1989. 4. Линдгрен, А. Малыш и Карлсон / пер. со швед. Л. 3. Лунгиной ; вступ. ст. Л. 3. Лунгиной ; ил. Р. В. Давыдова. ­ М. : Правда,1985. 5. Лихачева, Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках / Л. Лихачева. ­Екатеринбург : Средне­Уральское кн. изд­во, 1996. 6. Маршак, С. Я. Вот какой рассеянный / С. Я. Маршак. ­ М. : Малыш, 1991. 7. Маяковский, В. В. Что такое хорошо и что такое плохо / В. В. Маяковский.­ М. : Малыш, 1985. 8. Милн, А. А. Винни­Пух и все­все­все / пер. со швед. Л. 3. Лунгиной ; вступ. ст. 22 Л. 3. Лунгиной ; ил. Р. В. Давыдова. ­ М. : Правда, 1985. 9. Некрасов, А, С. Приключения капитана Врунгеля : Повесть. Рассказы : для сред.шк. возраста / А. С. Некрасов. ­ Ф.: Адабият, 1990. 10. 1986. 11. Осеева, В. А. Волшебное слово / В. А. Осеева. ­ М. : Детская литература, Пятак, С. В. Расту культурным: для детей 4­5 лет : в 2 ч. / С. В. Пятак. ­М.: Эксмо, 2010. 12. 13. Русская народная сказка. Лиса и Журавль. ­ М.: Малыш, 1991. Сорокина, Г. И.  Детская риторика в рассказах,  стихах, рисунках / Г. И. Сафонова, И. В. Сафонова и др. ­М.: Просвещение, 2000. 14. Титкова, Т. В. Как принимать гостей / Т. В. Титкова. ­ М. : Издательская группа АСТ„ 2004. 15. 1985. 16. 17. 18. 19. Толстой, Л. Н. Волк и собака / Л. Н. Толстой. ­ М. ;Худож. литература, Чуковский, К. И. Федорино горе / К. И. Чуковский. ­М. '.Малыш, 1991. Чуковский, К. И. Мойдодыр / К. И. Чуковский, ­ М.: Малыш, 1992. Чуковский, К. И. Телефон / К. И. Чуковский. ­ М.: Малыш, 1975. Чуковский,   К.   И.   Краденое   солнце   /   К.   И.   Чуковский.   ­   М.   :Худож. литература, 1994. 20. Шалаева, Г. П. Как себя вести? / Г. П. Шалаева. ­ М. : Издательская группа АСТ, 2010. 21. Шалаева,   Г.   П.   Как   вести   себя   в   гостях   /   Г.   П.   Шалаева.   ­   М.     : Издательская группа АСТ, 2010. 22. Шалаева, Г. П. Как вести себя дома / Г. П. Шалаева. ­ М. : Издательская группа АСТ, 2010. 23. Шалаева,   Г.   П.   Как   вести   себя   в   школе   /   Г.   П.   Шалаева.   ­   М.     : Издательская группа АСТ, 2010. 24. Ягодинский,   В.   Н.   Как   себя   вести   (практический   курс   культурного поведения) / В. Н. Ягодинский. ­ М., 1991. 25. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. ­ М. : Изд­ ва «Астрель», «Олимп», «АСТ», 2000. 23 Приложение 1 Диагностика нравственной воспитанности  Методика 1. Диагностика нравственной самооценки Инструкция. Учитель обращается к ученикам со следующими словами: «Сейчас я   прочитаю   вам   10   высказываний.   Внимательно   послушайте   каждое   из   них. Подумайте,   насколько   вы   с   ними   согласны   (насколько   они   про   вас).   Если   вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны, оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны, оцените   ответ   в   2   балла;   если   вы   совсем   не   согласны,   оцените   ответ   в   1   балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание». Пример: 1. ­ 3; 2. ­ 4 и т. д. Вопросы: 1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми. Третий   вопрос.   Отрицательный   результат:   давление,   агрессия,   хитрость. Положительный   результат:   самоутверждающее   поведение,   построенное   на равноправных отношениях, открытая позиция. Четвертый   вопрос.   Отрицательный   результат,   отсутствие   всякой   реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный  результат; высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости. Пятый   вопрос.   Отрицательный   результат:   грубость,   агрессия,   нетактичность. Положительный   результат:   тактичное,   мягкое,   понятное   высказывание   своего 24 пожелания. Методика 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям Инструкция. Учитель объявляет детям: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка   и  список   из   10  желаний,  выбрать   из   которых   можно   только   5».  Список учитель заранее выписывает на доске. Список желаний: 1. Быть человеком, которого любят. 2. Иметь много денег. 3. Иметь самый современный компьютер. 4. Иметь верного друга. 5. Мне важно здоровье родителей. 6. Иметь возможность многими командовать. 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться. 8. Иметь доброе сердце. 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. 10.Иметь то, чего у других никогда не будет. Интерпретация: Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7,10; 5 положительных ответов ­ высокий уровень; 4­3 ­ средний уровень; 2 ­ ниже среднего уровня; 0­1 ­ низкий уровень. Методика 4. Диагностика нравственной мотивации Инструкция. Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам 4 вопроса, Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один». Вопросы: 1. Если кто­то плачет, то я... а) пытаюсь ему помочь; б) думаю о том, что могло произойти; в) не обращаю внимания. 2.Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6­7 и говорит, что у него нет такой игры... а) я скажу ему, чтобы он не приставал; б)отвечу, что не могу ему помочь; в)скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру; г)пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть. 3.Если кто­то в компании расстроился из­за того, что проиграл в игру... а)я не обращу внимания; б)скажу, что он размазня; в)объясню, что нет ничего страшного; г) скажу, что надо научиться лучше играть в эту игру. 4.Ваш одноклассник на вас обиделся, вы: а)подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации; б)обижусь в ответ; в)докажу ему, что он не прав. Обработка результатов. Ключ положительных ответов: 1 ­ а, 2 ­ г, 3 ­ в, 4 ­ а. 25 Далее   учитель   подсчитывает   сумму   положительных   ответов,   данных   учеником:  4 балла ­ высокий уровень, 2­3 балла ­ средний уровень, 1 балл ­ низкий уровень. 26

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие по стране Этике»

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурное направление «Путешествие  по стране  Этике»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.