РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

Оценка 5
Разработки курсов
doc
психологическая работа +2
Взрослым
13.08.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Программа Я-гражданин!.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО ­ НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………..3 2. Планируемые результаты……………………………………………………13 3. Содержание программы……………………………………………………...20 4. Учебно­тематический план…………………………………………………..27 5. Список литературы…………………………………………………………...38 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                         В   Концепции   сформулирована   высшая   цель   образования   – высоконравственный,   творческий,   компетентный   гражданин   России, принимающий   судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. На   основе   национального   воспитательного   идеала   формулируется основная   педагогическая   цель  –  воспитание   нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.   Воспитание   гражданина   страны   ­   одно   из   главных   условий национального   возрождения.   Функционально   грамотный   гражданин   ­   это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать   свое   человеческое   право.   Понятие   ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению   к   себе   самому,   своей   семье,   коллективу,   к   родному   краю, Отечеству,   планете   Земля.   Это   проблемы   не   только   философские, социальные,   экономические,   но   и   педагогические.   Важно   воспитать деятельного   гражданина   своей   Родины,   а   не   стороннего   наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому   гражданин   с   педагогической   точки   зрения   ­   это   самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно­нравственного и правового долга.  Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно­нравственного   воспитания   российских   школьников,   с   учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы 2 начального   общего   образования»,   установленных   Стандартом   второго поколения   и   основной   образовательной   программы   образовательного учреждения.  Программа  “Я   –  гражданин   России”  является   основой   к   программе духовно­нравственного   развития   и   воспитания   обучающихся   на   ступени начального   общего   образования     с   учетом     воспитательной,   учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе   духовных   идеалов,   моральных   приоритетов,   реализуемого   в совместной   деятельности   школы,   семьи   и   других   объектов   общественной жизни.                         Программа   направлена   на  системный   подход   к   формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.   При   этом   важно   использовать   педагогический   потенциал   помочь   учащимся   освоить   общественно­ социального   окружения, исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.                       Данная   программа   представляет   собой   определенную   систему содержания,   форм,   методов   и   приемов   педагогических   воздействий, опирается   на   принципы   индивидуализации,       взаимодействия   личности   и коллектива,   развивающего   воспитания   и   единства   образовательной   и воспитательной среды.                        Программа “Я – гражданин России”   предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности   гражданина   –   патриота   России,   способного   встать   на   защиту интересов   страны;   формирование   комплекса   нормативного,   правового   и организационно­методического   обеспечения   функционирования   системы патриотического   воспитания.   Любовь   к   Родине,   патриотические   чувства формируются   у   детей   постепенно,   в   процессе   накопления   знаний   и 3 представлений   об   окружающем   мире,   об   истории   и   традициях   русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.                  Программа    включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной   войны   и   труда,   воинов   –   афганцев   в   целях   сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с  интересными  людьми:  поэтами, художниками, музыкантами;  экскурсии  в краеведческие   музеи;   дискуссии,   инсценированные   представления,   устные журналы,   викторины;   принимать   участие   в   социальных   проектах   (вахта памяти,   акция   добра   и   милосердия);   собирать   материалы   для   музейного   а   также   организовывать   теоретические   и уголка   “Операция   Поиск”;   практические занятия для детей и родителей. Цель   программы:  создание   условий   для   гражданина   и   патриота   России   с   присущими   ему   ценностями,   взглядами, ориентациями,   мотивами   деятельности   и   поведения;   формирования   личности   установками, совершенствование   системы   патриотического   воспитания,   формирование   у учащихся     как   качеств гражданственности   и   патриотизма конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: ­   создавать   условия   для   эффективного   гражданского   и   патриотического воспитания школьников; ­   формировать   эффективную   работу   по     патриотическому   воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; 4 ­   утверждать   в   сознании   и   чувствах   воспитанников   гражданских   и патриотических   ценностей,   взглядов   и   убеждений,   воспитание   уважения   к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;  ­   развивать   системы   гражданского   и   патриотического   воспитания   через интеграцию   урочной   и   внеурочной   деятельности,   обновление   содержания образования,   переноса   акцента   с   обучения   на   воспитание   в   процессе образования;  ­ воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее   истории,   традициям   через   поисково­краеведческую   работу,   совместную деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда; ­ повышать качества  патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России. Формы организации внеурочной деятельности Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):  Беседы  Предметные   уроки   (литературное   чтение,   русский   язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)  Классный час    Сообщения  Встречи с интересными людьми  Литературно – музыкальные композиции  Просмотр и обсуждение видеоматериала    Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)  Поездки, походы по историческим и памятным местам  5 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):  Творческие конкурсы  Выставки декоративно­прикладного искусства  Коллективные творческие дела  Соревнования  Показательные выступления  Праздники  Викторины  Интеллектуально­познавательные игры  Трудовые дела  Тренинги  Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране  Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций  Заочные путешествия  Акции благотворительности, милосердия  Творческие проекты, презентации   Проведение   выставок   семейного   художественного   творчества, музыкальных вечеров   Сюжетно   ­   ролевые   игры  гражданского   и   историко­ патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)   Место   проведения:  школа,   семья,   учреждения   дополнительного образования.    Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.   6 Программа “Я – гражданин России” используется с 1­4 классы. Она включает   направлений,   связанных   между   собой   логикой   формирования шесть   подлинного гражданина России. 1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.  Задачи:  ­формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;  ­   формировать   сознательное   отношение   к   своему   здоровью   и   здоровому образу жизни;  ­   воспитывать   у   детей   понимание   сущности   сознательной   дисциплины   и культуры   поведения,   ответственности   и   исполнительности,   точности   при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;  ­ формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально­ волевых качеств.  Предполагаемый результат деятельности:  высокий   уровень   самосознания,   самодисциплины,   понимание   учащимися ценности   человеческой   жизни,   здоровья,   справедливости,   бескорыстия, уважения   человеческого   достоинства,   милосердия,   доброжелательности, способности к сопереживанию.  Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?»,   тест   «Познай   себя»,   психологический   практикум   «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия. 2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.  Задачи:  7 ­формировать уважение к членам семьи;  ­воспитывать семьянина, любящего своих родителей;  ­формировать   у   детей   понимание   сущности   основных   социальных   ролей: дочери, сына, мужа, жены.  Предполагаемый результат деятельности:  ­сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;  ­  сформировано   представление   о   том,  что   настоящая   женщина   отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;  ­сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов   семьи,   готовы   помочь   старшим   в   работе   по   дому,   не   создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.  Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», «   Забота   о   родителях   –   дело   совести   каждого»,   конкурс   рисунков   и стихотворений   «Я   люблю   свою   маму»,   конкурсы   сочинений   «Я   и   мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей   души»,   праздники   «Семейные   традиции»,   «Только   раз   в   году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные   праздничные   вечера,   день   открытых   дверей   «День   школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей. 3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству. Задачи:  ­воспитывать   у   школьников   чувство   прекрасного,   развивать   их   творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;   формировать   понимание   значимости   искусства   в   жизни   каждого гражданина  Предполагаемый результат деятельности:  8 умение   видеть   прекрасное   в   окружающей   жизни,   занятие   детей   одним   из   участие   в видов   искусства   в   кружках   художественного   цикла, художественной самодеятельности.  Мероприятия:   экскурсии   в   музеи,   на   художественные   выставки   и фотовыставки,   посещение   театров   и   кинотеатров,   беседы   об   искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и   конкурс   художественной   самодеятельности   «Звёзды фотовыставок, Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН. 4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.  Задачи:  ­ формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление   к   сочетанию   личных   и   общественных   интересов,   к   созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;  ­   воспитывать   сознательное   отношение   к   учебе,   развивать   познавательную активность,   формировать   готовность   школьников   к   сознательному   выбору профессии;  ­ воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;  ­   вырабатывать   потребность   учащихся   в   постоянном   пополнении   своих знаний, в укреплении своего здоровья;  ­ воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.  Предполагаемый результат деятельности:  осознание   учеником   роли   знаний   в   жизни   человека,   овладение   этикой взаимоотношений   «ученик   –   учитель»,   «ученик   ­   ученик»,   выполнение распорядка работы школы и  9 возложенных   на   учащегося   обязанностей,   умение   пользоваться   правами ученика,   выполнение   роли   хозяина   в   школе,   поддерживающего   обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.  Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого   о   вежливости»,   конкурс   сочинений   «Наша   школа   в   будущем», конкурс   поздравлений,   выпуск   плакатов   ко   Дню   учителя,   концерт   для учителей,   акция   «Библиотеке   ­   нашу   помощь»,   конкурс   классных   комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».   5.  “Я   и   мое   Отечество”  –   формирование   гражданского   отношения   к Отечеству.  Задачи:  ­   развивать   общественную   активность   обучающихся,   воспитывать   в   них сознательное   отношение   к   народному   достоянию,   верность   к   боевым   и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;  ­ воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.  Предполагаемый результат деятельности:  убежденность   обучающихся   в   том,   что   настоящий   гражданин   любит   и гордится своей Родиной, изучает ее историко­культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.  Мероприятия:   беседы   о   государственной   символике   РФ   и   малой   Родины, встреча   с   работниками   прокуратуры   «Об   ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в 10 краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.     6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.  Задачи:  ­   воспитывать   понимание   взаимосвязей   между   человеком,   обществом,   и природой;  ­ формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.  Предполагаемый результат деятельности:  обучающиеся   должны   серьезно   задуматься   над   своим   существованием   на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.  Мероприятия:  круглый стол «Я ­ житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги   природу   ­   наш   дом»,   уборка   территории   вокруг   школы   «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка­зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». 11 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Система контроля и оценки достижения  планируемых результатов   С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится   2 раза в 1­2 классах (декабрь, май) и 3 раза в 3­4 классах (сентябрь, декабрь, май). 12 Подведение   итогов   мониторинга   осуществляется   на   МО   классных руководителей.   Формы и средства контроля  Диагностика   нравственной   воспитанности   по   методике М.И.Шиловой;    Анкета   «Необитаемый   остров»;     «Настоящий   друг» (А.С.Прутченков);  Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);   Изучение самооценки личности младшего школьника;    Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);  Проектная методика «Автопортрет»;  Конкурс рисунков «Я и мой класс»;  Изучение   удовлетворенности   учащихся   школьной   жизнью   по методике А.А. Андреева;  Социометрия;  Определение   социальной   активности   школьника   по   методике Е.Н.Степанова;   Методики   «Пословицы»   (С.М.Петрова),   «Наши   отношения» (Л.М.Фридман);  Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);  Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой). Ценностные установки и планируемые результаты Ценностные установки:   любовь к России, к своему народу,   к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,   долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о   старших   и   младших,   справедливость,   милосердие,   честь,   достоинство, толерантность;  родная земля, заповедная природа, планета Земля;  красота,   гармония,   духовный   мир   человека,   эстетическое   развитие, 13 художественное творчество.          Планируемые результаты:    государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.   Сформировано   ценностное   отношение   к   России,   своему   народу,   краю,   Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения   гражданского   и   патриотического   долга,   о   традициях   и культурном   достоянии   своего   края,   о   моральных   нормах   и   правилах поведения,   об   этических   нормах   взаимоотношений   в   семье,   между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.   Учащиеся   обладают   опытом   ролевого   взаимодействия   и   реализации   гражданской,   патриотической   позиции,   опытом   взаимодействия   с   людьми разного возраста,   неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.   Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека,   гражданина,   семьянина,   товарища,   эстетического   отношения   к окружающему миру и самому себе.    У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических   инициативах,   проектах,   в   природоохранной   деятельности   в школе, на пришкольном участке. Критерии Индикатор Измеритель Обретение   чувства Имеет   четкое Анкета гражданственности, и патриотизма   представление принадлежности к РФ   о 14 уважения к правам, и свободам   Испытывает   чувство гордости   за   родную Анкета, педагогическое обязанностям человека страну Имеет   представление   о понятии «гражданин» Имеет начальные   наблюдение, педагогический анализ Анкета Анкета,   анализ представления о правах, свободах и   творческих   работ, собеседование Сформированность моральных   норм   и обязанностях человека Соблюдает   моральные нормы   и   правила правил поведения поведения Ценностное Имеет   ценностную Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей  Методика изучения отношение к учебному   труду;   установку   «Учение», «Труд»  ценностных установок   и сформированность первоначальных навыков общественно­ полезной личностно­   и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ 15 значимой деятельности Участвует общественно­полезной   в Мониторинг участия   в деятельности     ценностную Имеет установку «Природа» Ценностное отношение   к природе, окружающей среде общественно­ полезных   делах, акциях Методика изучения ценностных   и установок ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения Ценностное Имеет   ценностную   и творческих проектных работ Методика изучения отношение прекрасному,   к установку «Прекрасное»,   интерес ценностных установок   и сформированность представления   об   к произведениям чтению, ориентаций, педагогическое эстетических идеалах искусства,   спектаклям, концертам,   выставкам, наблюдение, портфолио музыке. Ценностное отношение к  семье,   Имеет ценностную установку   «Семья», обучающихся, результаты выполнения творческих   и проектных работ   Анкета,   анализ   и творческих   16 старшему поколению  начальные представления   об этических взаимоотношений нормах в     Развитое социальное партнерство между   семье, поколениями Степень   участия   и   с эффективность взаимодействия учреждениями дополнительного образования проектных   работ, собеседование, отзывы родителей Анализ воспитательной работы   класса, отзывы   социальных партнеров, достижения обучающихся      В результате реализации программы ожидается: развитие творческих способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;  способность к  самореализации  в  пространстве  российского  государства, формирование   активной   жизненной   позиции;   знание   и   соблюдение   норм правового государства; осознание   обучающимися   высших   ценностей,   идеалов,   ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.   Конечным   результатом   реализации   программы   должна   стать   активная гражданская  позиция  и  патриотическое  сознание  обучающихся, как   основа личности гражданина России.  Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:  доброжелательный; 17 порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др. В   целом   это   самоактуализированная   личность   ученика   с   раскрытым личностным потенциалом.   Организация  работы по  программе “Я –  гражданин  России” в 1­4 классах рассчитан на 1 час в неделю (1­2), 2 часа в неделю (3­4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся: 1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»; 18 2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»; 3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»; 4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс «Маленькие Россияне» ­ 33ч Общий   годовой   план   работы   составляет   ­33ч,   из   них:   теоретических   ­12, практических ­21 19 1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.  Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать.  Антиреклама вредных привычек. Диагностика  2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.     Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.      Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки 3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего города.   Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.   Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.    4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.  Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции. 5.“Я   и   мое   Отечество”(6ч)  –   формирование   гражданского   отношения   к Отечеству.  Мои права и обязанности.  Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 20 6.“Я  и  планета”(4ч)  –  формирование   гражданского   отношения   к   планете Земля.  Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.   Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.   2 класс «Моя Малая Родина» ­ 34ч Общий   годовой   план   работы   составляет   ­34ч,   из   них:   теоретических   ­13, практических ­21 1.“Я   и   я”(4ч)  –   формирование   гражданского   отношения   к   себе,   другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.  Диагностика. Сбор игр.  2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье.  Моя   любимая   мамочка.     Об   отце   говорю   с   уважением.   Мама,   папа,   я   – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений. 3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.       Что посеешь, то и пожнешь.  Широкая Масленица.         Экскурсии в музеи, вернисажи.  4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе. 21 Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная   символика   (гимн,   герб,   флаг).   По   каким   правилам   мы   живем   в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант 5.“Я   и   мое   Отечество”(9ч)  –   формирование   гражданского   отношения   к Отечеству.  Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.   Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.  Конкурсы   рисунков,   экскурсии   в   музеи,   акции.   Выпуск   листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.“Я  и  планета”(6ч)  –  формирование   гражданского   отношения   к   планете Земля.  Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников.  Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.   Вывешивание кормушек, выставки рисунков. 3 класс «Россия – Родина моя» ­ 68ч Общий   годовой   план   работы   составляет   ­68ч,   из   них:   теоретических   ­18, практических ­50 1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика. 22 2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.   Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые   люди   –   мудрые   люди.   Золотые   бабушкины   руки.   Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.  Выставки.   Конкурсы   рисунков,   сочинений.   Акции.   Оказание   адресной помощи одиноким пенсионерам. 3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству. Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.    Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.      Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка.   Экскурсии в вернисаж, библиотеку.    4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.  Мастерская   по   изготовлению   сувениров.   Зеленые   ладошки   земли.   Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады. 23 5.“Я   и   мое   Отечество”(18ч)  –   формирование   гражданского   отношения   к Отечеству.  Урок   милосердия   и   доброты.   Знакомства   с   символами   Российского государства.   Наша  страна  –  Россия.  Конституция  –  основной   закон   жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История   Отечества.     Путешествие   по   стране.   Кто   хочет   стать   знатоком истории  Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!  О подвигах женщин в военное время.  Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.“Я  и  планета”(8ч)  –  формирование   гражданского   отношения   к   планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.    Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады. 4 класс «Я – гражданин России» ­ 68ч Общий   годовой   план   работы   составляет   ­68ч,   из   них:   теоретических   ­26, практических ­42 1.“Я и я”(9ч) – формирование гражданского отношения к себе.  Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». 24 Письмо   самому   себе.   Правила   жизни.   Правила   счастливого   человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика. 2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.  День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.       Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.      3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные   превращения.   Предметы   быта   в   роли   музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.  Конкурс на лучший рецепт блинов.  4.“Я и школа”(9ч) – формирование гражданского отношения к школе.  Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка.    Я   и   мой   класс.   Самое   сильное   звено.   Мой   лучший   школьный   друг.   Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады. 5.“Я   и   мое   Отечество”(20ч)  –   формирование   гражданского   отношения   к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы   нашего   края.   Государственный   праздник  –   День   Согласия   и примирения. 25 Права ребенка.   Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.   О   подвигах   женщин   в   военное   время.   Победа   деда   –   моя   победа.   Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. Конкурсы   сочинений.   Мини   –   проекты,   презентации     и   размещение   в Интернете   лучших   работ.   Оформление   альбома.   Выпуск   листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.“Я и планета”(12ч) –  формирование гражданского отношения к планете Земля. В   ответе   за   тех,   кого   приучили.   Покормите   птиц   зимой.   Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.     Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.  Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете.  Я ­ житель планеты Земля. Берегите природу.  Изготовление   кормушек,   поделок   из   бросового   материала.   Конкурс экологических сказок, стихов. 26 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс «Маленькие Россияне»  ­ 33ч 27 Тема по программе. Тема и номер урока. Всего Теория Прак­ 1. Праздник первого звонка.  2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. 3. Моя семья – моя радость.   4. Правила поведения в школе. Урок – игра.  5. Экскурсия по школьному саду.  6.  Я, ты, мы. Игра.  7. Кто что любит делать. Конкурс викторина.     8. Мисс Осени.  9.  Дары   природы.   Конкурс   поделок   из   природного материала.  10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? 11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков.  12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.   13. История моего города. Экскурсия в музей 14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. 15. Законы жизни в классе. Урок – игра. 16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия. 17. Фотографии из семейного альбома. Презентация. 18. Школа вежливости. Беседа. 19. Маленькая страна. Экологическая акция. 20.   Антиреклама   вредных   привычек.   Конкурс рисунков. 21. Они защищают Родину. Конкурс стихов. 22. Загляните в мамины глаза. Праздник. 23. Встречаем Масленицу. 24.   Планета   просит   помощи.   Конкурс   рисунков посвященные Дню Земли. 25. Слушаем сказки моей бабушки.    26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. 27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. 28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. 29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. 30.   Маленькие   герои   большой   войны.   Урок Мужества.   31. Десант чистоты и порядка.  32. Самый красивый школьный двор. Акция. 2 класс «Моя Малая Родина» ­ 34 ч  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1   1 1   1   1 1 1  1   1  1   1 1   1 1 1 тика 1       1    1 1  1 1     1        1    1   1 1 1 1  1 1   1 1   1   1 1 28 Тема по программе. Тема и номер урока. Всего Теория Прак­ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1. Урок Мира. 2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).  3. Обязанности ученика в школе. Беседа. 4. Осень в родном городе. Фотоконкурс.   5. Подумай о других.  Беседа с элементами игры. 6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием.  7. Родной край в древности. Экскурсия в музей.   8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. 9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.  10. Мой портфель. Игра – экспромт. 11. Моя любимая мамочка. Презентация. 12. Школьная символика (гимн, герб, флаг) 13. Мой любимый город.  Беседа. 14. Наш город. Конкурс визиток. 15.   О   чем   шепчут   названия   улиц   родного   города. Конкурс рисунков.  16. Самый уютный класс. Конкурс.    17. Экология нашего города. Беседа.   18.   День   добрых   волшебников.   Вывешивание кормушек. 19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. 20. Мы и наши права. Урок – игра. 21. Игры на развитие произвольных процессов. 22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. 23.   Мама,   папа,   я   –   дружная   семья.   Конкурс   – соревнование. 24. По каким правилам мы живем в школе? Игра. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 тика       1         1  1 1     1 1 1   1   1 1 1 1 1 1 29 3 класс «Россия – Родина моя» ­ 68ч 30 Тема по программе. Тема и номер урока. Всего Теория Прак­   Знакомства   с   символами   Российского 1. Урок милосердия и доброты. 2. государства. 3. Мой класс – моя семья. Беседа. 4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.   5. Ты и твои друзья. Игра. 6. В гостях у предков. Сказочный марафон. 7. Откуда я родом. Архивные раскопки.   8.   Наша   страна   –   Россия.   Путешествие   по страницам журнала. 9. Осень в родном городе. Фотоконкурс. 10.  Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. 11. Вежливая улица. Викторина. 12. Каков я в школе? Анкетирование. 13.   Животные   из   Красной   книги.   Просмотр видеофильма.  14.   Доброта   в   стихах   и   сказках.   Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. 15.   Кому  нужна   моя  помощь?   Разведка   добрых дел.  16. Сценки из школьной жизни. 17.Раз   –   словечко,   два   –   словечко   –   будет песенка. Конкурс песен под караоке. 18. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.  19. Мои любимые книги. Выставка книг. 20. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. 21. Почему меня так назвали. Презентация. 22.   Уважения   достойны.   Беседа   о   пожилых людях. 23. Пожилые люди – мудрые люди. Выставка.     24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. 25. престарелым людям.       26. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. 27.   Моя   семья   –   моя   радость.   Беседа   с творческим заданием. 28. По каким правилам мы живем. Игра. 29. Конституция – основной закон жизни страны.   Операция   «Красный   крест».   Помощь Беседа с творческим заданием. 30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет.    31. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие.   32. Новогодняя сказка. Праздник. 33. Флаги России. Беседа с творческим заданием. 1 1 1 1 1 1 1 1 1  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1   1 1 1 1 1 1 тика         1 1 1 1  1   1 1    1 1 1 1 1 1  1 1   1 1 1   1   1   1 1 1   31 4 класс «Я – гражданин России» ­ 68ч 32 Тема по программе. Тема и номер урока. Всего Теория Прак­   1. Поговорим о толерантности. 2.   Кто   я?   Какой   я?   Беседа   с   творческим заданием 3. Символика  России.  4. Символы нашего края.  5.   Тропы   природы.   Изготовление   поделок   из бросового материала. 6. Моя семья. Мини – проект.  7.   Наши   классные   обязанности.   Выпуск буклетов. 8. Десант чистоты и порядка. 9.   В   ответе   за   тех,   кого   приучили.   Беседа   с элементами игры.    10. Я и мой класс. Конкурс рисунков.  11. Продолжаем изучать Школьный Устав.  12. Игры с младшим братом (сестрой). 13. Правила жизни. Беседа с элементами игры. 14. Права ребенка.   Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». 15. Тест «Познай себя». 16.   Письмо   самому   себе.   Конкурс   на   лучшее письмо. 17.   От   вершины   к   корням.   Из   истории появления законов. 18. Государственный праздник – День Согласия и примирения. 19. День пожилого  человека.  Акция «Доброта души». 20. Песни  бабушек. Конкурс песен.       1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 тика          1 1 1 1   1   1      1 1     1 1 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997. 2.   Антошин,   М.К.   Герб,   флаг,   гимн   России:   изучение   государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003. 3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004. 4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003. 5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru  6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. ­ М.: Новое педагогическое мышление, 1989. ­ 221с.  7.   Данилюк,   А.Я.   и   др.   Концепция   духовно   –   нравственного   развития   и воспитания   личности   гражданина   России  [Текст]   /Вестник   образования.   – 2009. ­ №17. ­  9 ­ 13с.    8.  Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007 9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ  [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. ­ №1. – 147с. 10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с. 11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 34 12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –  Волгоград: изд. «Учитель», 2001.   13.   Лизинский,   В.М.   Проект   программы   гражданского   и   патриотического воспитания   [Текст]   /   Научно   –   методический   журнал   зам.   директора   по воспитательной работе. ­ 2006. ­ №3. – 40с.  14.   Молодова,   Л.М.   Экологические   праздники   для   детей   [Текст]   /   сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999. 15.   О   воспитательном   компоненте   Федерального   государственного образовательного   стандарта   второго   поколения  [Текст]   /   Воспитание школьников. 2009. ­ №8 – 10 ­16с. 16.   Павленко,   Г.В.   Ваши   любимые   песни   [Текст]   /   сост.   Г.В.Павленко.   – Смоленск: Русич, 1996.  17.   Перекатьева,   О.В.   Сценарии   школьных   праздников   [Текст]  /   сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001. 18. Программа духовно­ нравственного развития и воспитания обучающихся на   ступени   начального   общего   образования   [Текст]   /   авт.   –   сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48­49с. 19.   Савинов,   Е.С.   Примерная   основная   образовательная   программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с. 20.Черемисина,   В.Г.   Духовно­   нравственное   воспитание   детей   младшего школьного   возраста   [Текст]   /   сост.   В.Г.Черемисина.   ­   Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. ­ 14­ 36.             35 36

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ  Я – гражданин России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018