Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
русская литература
5 кл—9 кл
09.12.2018
Данная программа знакомит учащихся 5- 9 классов с жизнью и деятельностью писателей Ярославского края. Также в ходе занятий ученики познакомятся с такими науками как топонимика, антропонимика, библиография, получат представление о том, как составлять свою родословную. Программа знакомит учащихся как с фольклорными, так и современными произведениями.
Захарьева М.В.Литературное краеведение программа внеурочной деятельности.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 76»
Утверждена
приказом по средней школе №
76
от 31.08.2018 г. № 146.1/0102
Принята
на заседании МО учителей
предметов гуманитарного цикла
протокол от 29.08.18 № 5
руководитель МО:
/М.В. Захарьева/
Согласована
руководитель методического совета
школы
/Н.А.Корниенко /
дата, подпись, расшифровка
Рабочая программа
внеурочной деятельности по литературе
« Литературное краеведение»
в 59 классах
Захарьева Марина Викторовна
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
ФИО учителя
20182019 Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;
эстетические потребности, нравственные ценности на основе знакомства с жизнью и
деятельностью писателей Ярославского края и прочтения художественных произведений;
Краеведение дает возможность расширить и обогатить знания обучающихся о
родных местах, привить им любовь и уважение к культуре Ярославского края,
помогает учащимся осознать связь литературы с жизнью.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Познавательные
Обучающиеся научатся:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и анализе художесвенных произведений,
проводить сравнение и анализ поведения героев;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при написании сочинений разных жанров и
инсценировании.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
формулировать собственное мнение и позицию, включаться в диалог, в коллективное
обсуждение, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров;
обращаться за помощью, формулировать причину затруднений;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные
Обучающиеся научатся: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над рецензией;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки
типа: «У меня всё получится»
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Содержание курса:
Данная программа реализуется в три этапа:
I этап – теоретические сведения о писателях Ярославского края;
II этап –занятия практической направленности ( прочтение художественных
произведений);
III этап – практические занятия (составление устных отзывов о прочитанных
произведениях, написание сочинений разных жанров);
Для
I этапа характерны рассказы о писателях Ярославского края, знакомство с их
произведениями.
На
II этапе ученики учатся анализировать текст , рассуждают о поведении героев,
дают оценку персонажам, знакомятся также с историей своего края.
На
III этапе учащиеся систематизируют полученные знания, дают полный ответ,
письменный или устный, знакомятся с элементами научного исследования.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме творческих работ.
2. Формы организации:
1. свободная творческая дискуссия;
2. ролевые игры;
3. выполнение творческих заданий;
4. активные методы формирования системы общения.
Предусматриваются следующие формы занятий: беседа о писателе и его книге,
обсуждение произведения, дискуссия, творческая и исследовательская работа
учащихся.
3. Виды деятельности:
Составление устного и письменного отзыва о книге, герое;
Создание рецензии на произведение, умение делать доклады и сообщения;
Создание слайдовой презентации;
Умение определять замысел, идею произведения, жанр;
Высказывание суждения о его эстетической ценности; Умение пользоваться интернетресурсами,
мультимедийными программами справочного характера;
справочной литературой,
словарями,
Работа в группе;
Умение грамотно обсуждать и дискутировать;
Высказывание ценностных суждений в рамках своей возрастной компетенции.
№
п/п
1.
2.
2/1
2/2
2/3
2/4
2/5
2/6
2/7
2/8
Тематическое планирование 5 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
Наименование темы
Вводное занятие. Изложение программы занятий.
Игравикторина «Ты ярославец».
Всего
часов
1
ЭКСКУРС В ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ.
Антропонимика. История происхождения имен, отчеств и
фамилий, родовых прозваний на Руси.
10
1
Составление рассказов на тему: «Мое имя. Что оно значит?»;
«Кто и почему меня так назвал?»; «История моей фамилии»
Родословие. Род. Родственники. Что такое родословная?
Правила составления родословной.
Устные сочинения на темы: «История моей семьи в
фотографиях, письмах, открытках».
Биографика – вспомогательная историческая дисциплина.
Научная биография и биография литературная. Автобиография.
Правила составления биографии.
Составление своей автобиографии.
Сообщения о биографии прославленного земляка (по выбору
учащегося.)
Топонимика. Из истории происхождения географических
названий. Современные топонимы. Цели и задачи
топонимических знаний.
1
1
1
1
1
1
1 2/9
История происхождения названий улиц моего района.
Интеллектуальная игра «По улицам города».
2/10
Библиография. Библиотека. Библиотечные каталоги и карточки
Экскурсия в библиотеку. Знакомство со справочным аппаратом
библиотеки
3
3/1
3/2
3/3
3/4
3/5
4
4/1
4/2
4/3
4/4
Наш край в устном народном творчестве.
Ярославские сказки. Знакомство со сказкой «Медведь дурень»
(Ярославский вариант сказки «Маша и медведь»)
Былины и герои былин, связанные с Ярославской землей.
Знакомство с былиной «Илья Муромец и Идолище поганое»
«Алеша Попович и Тугарин змей».
Наш земляк ростовец былинный богатырь. Знакомство с
былиной «Алеша Попович и Тугарин змей».
Создание диафильма по произведению ярославского
фольклора. Особенности диафильма.
Работа в группе по созданию диафильма.
Ярославльродина
театра.
первого национального русского
Игра викторина « Я посещаю театр»
Знакомство с основами театрального искусства: соотношением
пьесы и спектакля; ролью в театре актера, режиссера,
сценографа, костюмера, гримера; ролью музыки в
драматическом спектакле.
Выход на спектакль в Ярославский ТЮЗ.
Обсуждение просмотренного спектакля. Создание отзыва о
спектакле.
5
Ярославль – жемчужина Золотого кольца России.
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
4 5/1
5/2
5/3
5/4
6
6/1
6/2
6/3
6/4
6/5
6/6
6/7
6/8
6/9
Посещение Ярославского музея заповедника.
Ярославская скульптура.
Экскурсия к памятникам Н.А.Некрасову, Петру и Февронии
Муромским.
Опыт описания памятника. Описание одной из скульптур
Ярославля (по выбору учащегося)
Основы исследовательской деятельности.
Выбор темы для мини исследования.
Определение целей и задач исследования, анализ собранного
материала.
Составление текста исследования. Индивидуальные
консультации.
Составление текста исследования. Индивидуальные
консультации.
Подготовка к защите миниисследования. Индивидуальные
консультации.
Подготовка к защите миниисследования. Индивидуальные
консультации
Защита исследовательских работ.
Защита исследовательских работ.
Подготовка материалов для сайта «Незабытые страницы
Ярославля» по результатам защиты мини исследований.
6/10
Викторина «Я люблю Ярославль», подготовленная учениками.
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
34 №
п/п
1.
1/1
1/2
1/3
1/4
1/5
1/6
2.
2/1
2/2
2/3
2/4
2/5
Тематическое планирование 6 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
Наименование темы
Всего
часов
Наш край в устном народном творчестве.
Отражение особенностей жизни и быта местного населения в
УНТ (хозяйственная деятельность различных слоев населения,
обычаи, обряды, язык и культура).
Обряды и праздники ярославских крестьян.
Знакомство с одним из традиционных ярославских обрядов.
Элементы представления обряда. Работа в группах по
подготовке представления обряда.
Представление народного обряда.
Ярославские народные песни. Исторические, революционные.
Наш край в древнерусской литературе.
Первые упоминания городов Ярославского края в Повести
временных лет.
Жанр жития в древнерусской литературе. Житие Александра
Невского.
Заочная экскурсия в Переславль Залесский на родину
Александра Невского.
«Слово о полку Игореве» как величайшее произведение
древнерусской литературы.
Экскурсия в музейзаповедник на экспозицию, посвященную
6
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1 «Слову…».
2/6
2/7
3
3/1
3/2
3/3
3/4
3/5
3/6
3/7
3/8
3/9
В. Сударушкин «Исчезнувшее свидетельство». Повесть
расследование об истории находки и гибели списка «Слова…»
Чтение глав из произведения В. Сударушкина «Исчезнувшее
свидетельство»
ЛЮДИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Образы мужественного ростовского князяпатриота Василько и
его жены княгини Марии в балладе Д. Кедрина «Князь
Василько Ростовский»
Конкурс чтецов (на материале произведения Д.Кедрина)
Ф.МОСКОВКИН «Тугова гора»
Историческая повесть. Восстание в Ярославле в 1237 году.
Героизм русских людей в борьбе с татаро монголами.
Знакомство с героями повести Московкина. Пересказ
понравившихся эпизодов.
Экскурсия на Тугову гору в Ярославле.
ИОАНН ВЕНДЛАНД «Князь Федор» Исторический очерк.
Торговля и ремесла в Ярославле в период правления Федора
Черного.
Экскурсия в Ярославский кафедральный собор в Ярославле.
Б.К.ЗАЙЦЕВ «Сергий Радонежский»
Жизнь великого святого.
3/10 Монастыри Ярославского края, связанные с именем Сергия
Радонежского.
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 3/11
Е.КОВАЛЕВ. «Толга. »Историкоархитектурное описание
Свято Введенского Толгского монастыря.
3/12 Экскурсия в Толгский монастырь.
4
4/1
4/2
4/3
4/4
4/5
4/6
4/7
4/8
4/9
Основы исследовательской деятельности.
Выбор темы для мини исследования.
Определение целей и задач исследования, анализ собранного
материала.
Составление текста исследования. Индивидуальные
консультации.
Составление текста исследования. Индивидуальные
консультации.
Подготовка к защите миниисследования. Индивидуальные
консультации.
Подготовка к защите миниисследования. Индивидуальные
консультации
Защита исследовательских работ.
Защита исследовательских работ.
Викторина «Ярославское Средневековье», подготовленная
учениками.
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
34 Тематическое планирование 7 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№
п/п
1.
1/1
1/2
Наименование темы
Ярославское краеведение
Из истории Ярославского краеведения.
Первые краеведы ярославцы и их вклад в изучение истории и
литературы нашего края.
1/3
Н.ТРЕФОЛЕВ. Историческая проза.
«Ярославль при императрице Елизавете Петровне».
1/4
А.П. Мельгунов». Личность и деятельность Ярославского
наместника А.П. Мельгунова.
С. Серебряников. Очерк «Мельгунов»
1/5
Экскурсия в Ярославский музейзаповедник.
2
2/1
2/2
Русская культура 1 половины 19 века и Ярославский край.
Русская культура 1 половины 19 века и Ярославский край.
Обзор.
Дворянский род Майковых. Знакомство с поэтическим
творчеством Майкова.
Всего
часов
5
1
1
1
1
1
29
1
1 2/3
2/4
Анализ произведений Майкова: «Стихи на смерть Федора
Волкова», «Ода на прибытие ее Величества из Москвы в
Ярославль».
«Как много в имени твоем…» А.С. Пушкин и земля
Ярославская.
2/5
2/6
Декабристы ярославцы друзья поэта; прототипы пушкинских
произведений и земля Ярославская.
Поэтсамоучка Ф.Н. Слепушкин. Мотивы творчества.
2/7
«ПОЗНАНЬЯ РОКОВАЯ ЧАША».
Лирика Каролины Павловой.
2/8
Подготовка к конкурсу чтецов стихотворений ярославских
поэтов начала 19 века. Особенности сценической речи.
Конкурс чтецов.
2/9
2/10 Ярославльродина первого русского национального театра
Знакомство с
краеведов о
Распределение индивидуальных заданий.
произведениями ярославских писателей
первом русском драматическом театре.
2/11
Выступление с индивидуальными заданиями.
Критский П. «Федор Волков».
Любомудров Н. «Федор Волков»
Трефолев Л. « О театре Федора Волкова».
2/12 Ярославльродина провинциальной журналистики
2/13
«Уединенный пошехонец» первый провинциальный журнал
Л.Н.Трефолев «Первый русский провинциальный журнал
«Уединенный пошехонец». Знакомство с очерком Трефолева.
2/14 Поэзия Л.Н.Трефолева.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Главная тема его стихов жизнь самых разных слоев трудового
народа.
2/15 Составление маршрута и текста экскурсии «Трефолевские
места Ярославля».
2/16 Подготовка описаний объектов экскурсии.
2/17 Проведение экскурсии «Трефолевские места Ярославля» для
обучающихся школы.
2/18
«Я в мире промелькну падучею звездой…»
Лирика Юлии Жадовской.
2/19 Лирика Ивана Захаровича Сурикова.
2/20 Чтение и обсуждение исторической поэмы Сурикова
«Богатырская жена»
2/21 Н.А Некрасов и Ярославский край.
Знакомство с произведениями ярославских писателей о
Н.А.Некрасове.
2/22 Лосев П.Ф. «У берега большой реки». Книга о детстве
Н.А.Некрасова.
2/23 Экскурсия «Некрасовские места Ярославля».
2/24 История усадьбы Н.А. Некрасова «Карабиха».
2/25 Составление
экскурсии «Ярославль литературный».
Подготовка материалов. Работа в группах.
2/26 Составление
экскурсии «Ярославль литературный».
Подготовка материалов. Работа в группах.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 2/27 Составление
экскурсии «Ярославль литературный».
Подготовка материалов. Работа в группах.
2/28 Проведение экскурсии «Ярославль литературный» для учеников
школы.
2/29 Итоговое занятие. Оформление фотоотчета об экскурсии.
1
1
1
Итого
34 Тематическое планирование 8 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№
п/п
1
1/1
1/2
1/3
Наименование темы
Русская культура 2 половины 19 века и Ярославский край.
Русская культура 2 половины 19 века и Ярославский край.
Обзор.
Иван Сергеевич Аксаков. Ярославский период в жизни поэта
«Письма к родным из Ярославской губернии». Эпистолярный
жанр в творчестве Аксакова.
1/4
А.Н. Островский и Ярославский край.
1/5
1/6
Первая поездка А. Островского в наш край.
А.Н.Островский «Бесприданница». Быт и нравы русской
провинции.
Исторические прототипы героев Островского провинциальное
купечество. История ярославского купечества
1/7 М.Е. СалтыковЩедрин и земля Ярославская.
1/8
События ярославской действительности, нашедшие отражение в
произведениях сатирика («Благонамеренные речи», «Убежище
Монрено», «В дороге», «Деревенский пожар»)
1/9
«Пошехонская старина» автобиографическое произведение
СалтыковаЩедрина. Глава «Заболотье». Описание барской
усадьбы.
1/10 А.В. СуховоКобылин, его связь с землей Ярославской. Усадьба
Всего
часов
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 СуховоКобылиных в селе Новом.
1/11 Произведения драматурга на
сценах театров области.
Ярославские мотивы в творчестве СуховоКобылина.
1/12 Михаил Павлович Чехов, младший брат А.П. Чехова, его
первый биограф, писательбеллетрист, мемуарист.
1/13 Пьесы А.П.Чехова на сцене ярославских театров.
2
Литературная жизнь Ярославского края в 20 веке.
2/1
2/3
Литературная жизнь Ярославского края в 20 веке. Обзор
В.М.МИХЕЕВ и «СЕВЕРНЫЙ КРАЙ». История газеты
«Северный край».
2/4
В.А.ГИЛЯРОВСКИЙ И ЗЕМЛЯ ЯРОСЛАВСКАЯ
2/5
2/6
2/7
2/8
Знакомство с книгой Е.Г. Киселевой «Гиляровский на Волге».
Служба Гиляровского в пожарной охране г.Ярославля.
Автобиографическая повесть «Мои скитания»
МАКСИМ БОГДАНОВИЧ.
Слово о поэте. Основные темы лирики.
Ярославские страницы жизни М. Петровых. Творческая история
стихов М. Петровых. Участие в «Ярославских понедельниках».
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В
ПИСАТЕЛЕЙФРОНТОВИКОВ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ЯРОСЛАВСКОГО КРАЯ
СОФЬЯ АВЕРИЧЕВА «Дневник разведчицы»
Е.Ф. САВИНОВ
«Зоины товарищи»
Документальный очерк о фронтовых друзьях Героя
Советского Союза разведчицымосквички З. Космодемьянской.
Образ командира партизанского отряда ярославца Бориса
2/9
2/10
Крайнова в произведении Савинова.
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1 2/11
Лирика Е. Савинова. Образ русской женщины. Трудности
грозных лет войны. Боль утраты. ( «Берегиня», «Там, где была
война», «Срок давности).
2/12 Алексей Сурков поэт трудной эпохи. Сборник «Запев»,
«Солдатское сердце». Особенности лирики поэта.
3
3/1
3/2
3/3
3/4
3/5
3/6
3/7
3/8
3/9
Основы исследовательской деятельности.
Выбор темы для мини исследования.
Определение целей и задач исследования, анализ собранного
материала.
Составление текста исследования. Индивидуальные
консультации.
Составление текста исследования. Индивидуальные
консультации.
Подготовка к защите миниисследования. Индивидуальные
консультации.
Подготовка к защите миниисследования. Индивидуальные
консультации
Защита исследовательских работ.
Защита исследовательских работ.
Подготовка материалов для сайта «Незабытые страницы
Ярославля» по результатам защиты мини исследований.
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
34 Тематическое планирование 9 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
№
п/п
1.
1/1
1/2
1/3
1/4
Наименование темы
Русская культура 2 половины 20 века и Ярославский край
Викторина «Ярославские писатели 1920 веков» (Вводный
контроль)
Лев Ошанин. Слово о поэте. Основные темы лирики.
Сочинениеописание памятника Льву Ошанину в Рыбинске.
Подготовка к литературномузыкальной композиции «Песни
Льва Ошанина».
1/5
Литературномузыкальная композиция «Песни Льва Ошанина».
1/6 Юрий Любимов. Судьба и творчество известного режиссера и
актера.
1/7
1/8
1/9
Сценическая история спектакля Театра на Таганке «Гамлет»
Александр Петров. Художниканиматор, режиссер.
Просмотр отрывков из мультфильма Петрова «Старик и море»
1/10 Посещение спектакля Студенческого театра в Ярославле.
1/11 Обучение составлению отзыва на спектакль.
1/12 Юрий Кублановский. Поэт, публицист, искусствовед.
1/13 Основные темы лирики Ю.Кублановского.
1/14 Эмма Марченко. Слово о поэте. Основные темы лирики.
1/15 Художественный анализ стихотворений Э.Марченко.
2
2/1
2/2
Русская культура начала 21 века.
Литературная жизнь Ярославского края в начале 21 века. Обзор
Современная ярославская журналистика. Творчество Евгения
Ермолина.
Обзор краеведческих интернетсайтов, посвященных
2/3
Всего
часов
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1 2/4
2/5
2/6
2/7
Ярославскому краю.
Обзор сайта «Незабытые страницы Ярославля» Основные
рубрики. Навигация по сайту.
Подготовка к конкурсу публикаций на сайте. История проекта,
цели и задачи конкурса.
Основные требования к публикации на сайте. Знакомство с
выставленными работами.
Выбор темы для публикации на сайте. Особенности выставления
публикации на сайте.
Наталья Обнорская. Учитель, экскурсовод, краевед, писатель.
Обзор книги Н.Обнорской «Сказки живут в Ярославле».
2/8
2/9
2/10 Обзор книги Н.Обнорской «»Драгоценности с берегов Ишни.
2/11
Виртуальный музей школы. Знакомство с материалами рубрики
«Литературная гостиная школы № 76»
2/12 Современные поэты школы. Сбор и оформление материалов для
2/13
виртуального музея школы.
Владимир Голосов. Мужество, горы, стихи. Обзор
стихотворений основателя и первого президента ярославского
турклуба «Ирбис», мастера спорта, трагически погибшего в
Фанских горах.
2/14 Книжная культура Ярославского края. Ярославские
библиотеки.
2/15 Экскурсия в Ярославскую областную универсальную научную
библиотеку им.Н.А.Некрасова.
2/16 Обзор серии книжных изданий «Библиотека ярославской
семьи».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2/17 Ярославский литературный клуб «Бродячая @».
2/18
Оформление газеты по материалам занятий «Ярославль
литературный».
2/19 Итоговый мониторинг. Анкета «Мой выбор».
1
34
Итого
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литературное краеведение" для 5-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.