Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
15.02.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)
Авторский курс внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» Брянцева В.Г. по общекультурному направлению для учащихся 1-4 классов реализуется в рамках введения ФГОС НОО во внеурочной деятельности. Задачи данной программы: • формировать положительное отношение к труду и людям труда • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников. • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
РП Профессии в большом городе 1-4 классы.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Суздальская ул., д. 12 В, стр. 1, Москва, 111673 Телефон/Факс: (495) 701­63­21 МОСКВЫ «ШКОЛА № 2128 «ЭНЕРГИЯ» СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом  ГБОУ Школы № 2128 Протокол №1, август 2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школы № 2128 _________________ Фролов К.А. «___» _____________ 2017 г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1­4 класс) Рабочую программу подготовил     Брянцев Владимир Гелиевич  МОСКВА, 2017 Полное наименование Место учебного предмета  в структуре основной  образовательной  программы школы Нормативная основа  разработки  программы Количество часов для  реализации  программы Дата утверждения Цель реализации  программы Рабочая   программа   внеурочной   деятельности   «Профессии   в большом городе» (1­4 классы) Курс внеурочной деятельности «Профессии в большом городе»   по общекультурному направлению для учащихся 1­4 классов  реализуется в рамках введения  ФГОС НОО во внеурочной  деятельности. 1. Примерная основная образовательная программа начального  общего образования (одобрена решением Федерального  учебно­методического объединения по общему образованию  (протокол от 08.04.2015 г. №1/15)). 2. Основная образовательная программа начального общего  образования ГБОУ Школы № 2128. 3. Учебный план начального общего образования ГБОУ Школы  № 2128 на 2017­2018 учебный год. 33 часа на 1 год обучения; 2,3,4 классы по 35 часов в год (1 раз в  неделю). Всего: 138 часов Принята к реализации педагогическим советом ГБОУ Школы №  2128 26.06.2015 г. (протокол №1), Утверждена приказом  директора школы от 01.09.2015 г. № ___ Изменена и принята к реализации педагогическим советом ГБОУ  Школы № 2128 _______ (протокол №__) Составитель рабочей программы: Брянцев В.Г. Ознакомление учащихся с миром профессий, их социальной  значимостью и содержанием. Развитие познавательных  способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся  начальной школы. Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и  последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть  в зону актуального развития. Задачи программы:   формировать положительное отношение к труду и людям   труда   развивать   интерес   к   трудовой   и   профессиональной деятельности у младших школьников. содействовать   приобретению   обучающимися   желания овладеть какой­либо профессией Изучение   программы   внеурочной   деятельности   по социальному   направлению   «Введение   в   мир   профессий»   тесно связано   с   такими   дисциплинами   как   «Математика»,   «Русский язык»,   «Литературное   чтение»,   «Изобразительное   искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».  Используемые учебники и  пособия Требования к уровню  подготовки  обучающихся  Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты освоения   программы  «Профессии   в   большом   городе»   (1­4 классы) В  ходе   реализации   программы   внеурочной   деятельности обучающиеся   должны   овладевать   специальными   знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные   –   знания   обучающихся   о   труде,   о   мире профессий;              мотивационно­личностные – отношение к труду, интерес к профессиям,   желание   овладеть   какой­либо   профессиональной деятельностью; поведенческие   ­   навыки   трудовой   деятельности, ответственность,   дисциплинированность,   самостоятельность   в труде. Метапредметными   результатами  программы   курса внеурочной   деятельности  «Профессии   в  большом  городе»   (1­4 классы)   является   формирование   следующих   универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Учить   высказывать   своё   предположение   (версию)   на   учить   работать   по основе   работы   с   иллюстрацией, предложенному учителем плану. Средством   формирования   этих   действий   служит технология   проблемного   диалога   на   этапе   изучения   нового материала. Учиться   совместно   с   учителем   и   другими   учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством   формирования   этих   действий   служит технология   оценивания   образовательных   достижений   (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,   схем);   находить   и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).   схематических   рисунков,    3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль   в   устной   и   письменной   речи   (на   уровне   одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством   формирования   этих   действий   служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно   договариваться   о   правилах   общения   и поведения в школе и следовать им. Учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит   организация   работы   в   парах   и   малых   группах   (в приложении представлены варианты проведения уроков).     Первый уровень результатов (1­й класс)  – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними   ремёслами,   экскурсии   на   производство,   встречи   с людьми разных профессий     Второй   уровень   результатов  (2–3­й   классы)   – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно­ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», Методы и формы оценки  результатов освоения «Выпуск классной газеты»)      Третий уровень  результатов  (4­й   класс)     –   получение опыта   самостоятельного   общественного   действия.   Совместное образовательное производство детей и взрослых Для оценки эффективности занятий можно использовать  следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при  выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность,  заинтересованность обеспечивают положительные  результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса  эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть  повышение качества успеваемости по математике, русскому  языку, окружающему миру. Критерии оценки результатов тестов. 80 – 100% ­ высокий уровень освоения программы; 60­80% ­ уровень выше среднего; 50­60% ­ средний уровень; 30­50% ­ уровень ниже среднего; меньше 30% ­ низкий уровень. I. Пояснительная записка    Основными   особенностями   ребенка   младшего   школьного   возраста   являются    любознательность,   познавательный   интерес,   открытость   внешнему   миру.   Поэтому   перед начальной   школой   стоит     увлекательная   и   сложная   задача:     определить   роль   и   место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с   миром   профессий,   их   социальной   значимостью   и   содержанием   есть   немаловажная составляющая  системного знания. Программа курсов внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1­4 классы) обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в   силу   возрастных   возможностей   младших   школьников   обеспечивает   условия   ­   исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии. Цель  программы  –   ознакомление   с   миром   профессий,   их   социальной   значимостью   и содержанием. Задачи программы:   формировать положительное отношение к труду и людям труда      Общая   характеристика   программы   курса   внеурочной   деятельности   «Профессии   в развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников. содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой­либо профессией   большом городе» (1­4 классы) Программа курса внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» состоит из четырёх модулей:   Первый модуль      1 класс  :формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека Второй   модуль        2   класс:  формирование   творческого   воображения,   мышления,   интереса   к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой­либо профессией Третий   модуль      3   класс:   развитие   интеллектуальных   способностей,   обогащение представлений о различных сторонах  профессий; Четвёртый   модуль      4   класс:   формирование   у   обучающихся   чувства   ответственности, способности   ориентироваться   в   многообразии   трудовой   деятельности   людей   Кемеровской области. Основным   методом  реализации   программы   является   метод   проблемного   обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов   и гибкого   их   обсуждения   повысить   заинтересованность   учащихся   в   тематике   занятий.   Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью  Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир   профессий»   тесно   связано   с   такими   дисциплинами   как   «Математика»,   «Русский   язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».   Описание места курса внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1­4 классы) в учебном плане     Программа   курса   внеурочной   деятельности     «Профессии   в   большом   городе» предназначена   для   обучающихся   1­4   классов,   с   учётом   реализации   её   учителями   начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией   детей в возрасте от 7 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа  в неделю: 1 класс — 33 ч. в год,  2­4 классы ­ 35 ч. в год.               II  Результаты   освоения   курса   внеурочной   деятельности   «Профессии   в   большом городе» (1­4 классы) Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   освоения   программы «Профессии в большом городе» В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно­личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой­либо профессиональной деятельностью; поведенческие ­ навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде. Метапредметными   результатами  программы   курса   внеурочной   деятельности «Профессии в большом городе» (1­4 классы) является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться   совместно   с   учителем   и   другими   учениками   давать   эмоциональную   оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших   моделей   (предметных,   рисунков,   схематических   рисунков,   схем);   находить   и формулировать   решение   задачи   с   помощью   простейших   моделей   (предметных,   рисунков, схематических рисунков).    3. Коммуникативные УУД: Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством   формирования   этих   действий   служит   технология   проблемного   диалога (побуждающий и подводящий диалог). Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).     Первый уровень результатов (1­й класс)  – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий     Второй уровень результатов  (2–3­й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно­ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты») Третий   уровень   результатов  (4­й   класс)     –   получение   опыта   самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых        Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1) Критерии Показатели 1.Знания о труде. 2.Понимание   значения   труда   для жизни   общества   и   каждого человека. 3.Знания   об   основных   профессиях, их особенностях.   Интерес   к   трудовой   и 1.Отношение   к   труду   и   людям труда   2. профессиональной деятельности. 3.   Желание   овладеть   какой­либо профессией 1.Навыки трудовой деятельности. 2.Проявление старательности. 3.Добросовестность, ответственность в учебном труде.     трудолюбия, активность, Когнитивный знания   учащихся   о труде,   мире   профессий о Мотивационно­ личностный отношение   к   труду, интерес   к   профессиям, желание овладеть какой­либо профессиональной деятельностью     трудовой Поведенческий  Навыки деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность   в труде  о г о в о д у р т   и т с о н н а в о р и м р о ф с   ь н е в о р У я и н а н з о с й о в о д у р т   ь н е в о р У и т с о н в и т к а Методики диагностики Тестирование (Тесты   «Зачем нужен труд?»,  «Какая профессия?») это   Наблюдение Методика «Продолжи предложение» Беседа быть?»   «Кем Наблюдение. Анализ продуктов трудовой деятельности. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися  универсальных учебных действий подводятся посредством  листов педагогических наблюдений, опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем   архивирования   творческих   работ   обучающихся,   накопления   материалов   по   типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики   и   содержания   изучаемого   раздела.   Продуктивным   будет   контроль   в   процессе организации  следующих   форм  деятельности:  викторины,   творческие   конкурсы,  ролевые   игры, школьная научно­практическая конференция. Формы подведения итогов реализации программы Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в        форме интеллектуального марафона «Умники и умницы».         Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: Стартовый,  позволяющий   определить   исходный   уровень   развития   обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем; Итоговый контроль в формах: тестирование; практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания­незнания». Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение   детей   на   занятиях:   живость,   активность,   заинтересованность   обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным   показателем   эффективности   занятий   может   быть   повышение   качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.         Критерии оценки результатов тестов 80 – 100% ­ высокий уровень освоения программы; 60­80% ­ уровень выше среднего; 50­60% ­ средний уровень; 30­50% ­ уровень ниже среднего;      меньше 30% ­ низкий уровень.  III.Содержание   курса   внеурочной   деятельности   «Профессии   в   большом   городе»   (1­4 классы) с указанием форм организации и видов деятельности Содержание программы  1 класс (33 часа) Ценность     труда   и   творчества.   Труд   –   естественное   условие   человеческой   жизни, состояние   нормального   человеческого   существования.   Особую   роль     в   развитии   трудолюбия ребёнка   играет   его   учебная   деятельность.   В   процессе   её   организации   у   ребёнка   развиваются организованность,   целеустремлённость,   ответственность,   самостоятельность,   формируется ценностное отношение к труду  в целом. Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для   существования      и   прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к людям.  Ценность   гражданственности и патриотизма  – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность    общения  значимой составляющей   жизни  общества,  как    одного    из    основополагающих  элементов культуры.   –  понимание  важности  общения  как  Содержание курса 1 класс                                                                                                Наименование темы       № п/ п     Введение в мир профессий Профессии в школе Знакомство с  различными  профессиями Проект «Азбука профессий» Кол­во часов 5 2 12 9     Профессия моих родителей   Викторина «Что мы узнали?» Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»   Итого 3 1 1   33 часа Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам       В результате изучения данного курса  в первом классе  обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов:  определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  в   предложенных   педагогом   ситуациях   общения   и   сотрудничества,   при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.  Метапредметных результатов: Регулятивные УДД:       определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию); учиться работать по предложенному педагогом плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД:  помощью педагога; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с  учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу; учиться овладевать измерительными инструментами.  Коммуникативные УДД:    учебной задачи. учиться выражать свои мысли; учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать   навыками   сотрудничества   в   группе   в   совместном   решении Предметными результатами являются формирование следующих умений:           сравнивать предметы по заданному свойству; определять целое и часть; устанавливать общие признаки; находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов; определять последовательность действий; находить истинные и ложные высказывания; наделять предметы новыми свойствами; переносить свойства с одних предметов на другие. волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.  Слова – выражения приветствия, прощания.   Понятие слово. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова Формы занятий:  групповая; по   количеству   детей,   участвующих   в   занятии:   коллективная, по   особенностям   коммуникативного   взаимодействия:   практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра; по   дидактической   цели:   вводные   занятия,   занятия   по   углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.   На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.      Основное   время   на   занятиях   занимает   самостоятельное   выполнение   детьми логически­поисковых   заданий.  Благодаря   этому   у   детей   формируются   общеучебные умения:   самостоятельно   действовать,   принимать   решения,   управлять   собой   в   сложных ситуациях.      На каждом занятии после самостоятельной работы проводится  коллективная проверка   решения   задач.  Главное   здесь   не   в   том,   чтобы   выделить   тех,   кто   выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует   ограничиваться   лишь   упоминанием,   что   «так   неверно»,   а   нужно   пояснить: «...задание   надо  было   выполнить   так   потому,   что...».   Такой   формой   работы   создаются условия   для   нормализации   самооценки   у   разных   детей,   а   именно:   у   детей,   у   которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо   развитых   психических   процессов   (например,   памяти,   внимания)   самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.     Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это   позволяет   сделать   работу   детей   динамичной,   насыщенной   и   менее   утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.        Занятие   ­   интеллектуальная   игра,   занятие   ­   соревнование,   беседа­   диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически­поисковых заданий. Виды деятельности: игровая, познавательная.  Описание ценностных ориентиров содержания курса  Ценность   истины  –   это   ценность   научного   познания   как   части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность   человека  как   разумного   существа,   стремящегося   к познанию мира и совершенствованию. человеческой деятельности и жизни. Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия      Ценность свободы  как свободы выбора и предъявления  человеком своих   мыслей   и   поступков,   но   свободы,   естественно   ограниченной   нормами   и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Содержание программы.  2 класс (35 часов) Занятие. 1. Мы построим новый дом.  Знакомство с профессией архитектора. Работа с конструктором. Занятие. 2. Кто такой  ­ дизайнер.  Описание  профессии  дизайнера и его деятельности. Знакомство с понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности — показывать, намечать, делать. Мини­проект «Я хочу стать дизайнером» Занятие. 3. Самый классный ­  классный уголок.  Оформление классного уголка. Творческий проект.   Занятие. 4. Как составить букет Знакомство с профессией ­ флорист. Важное в профессии ­ творческое мышление и фантазия.  Беседа   «Как  создать   настроение   при   помощи   цветов   и   трав».   Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение». Занятие. 5. Фигурки из цветов.  2 Введение   понятий:   флористика,   цвет,   форма,   композиция.     Секреты   составления композиций   из   цветов:   сорт   цветов,   популярность   растений   и   их   сочетаемость. «Спасибо, Учитель!» ­ цветочные проекты. Практическая работа. Занятие.6. Кто такой скульптор Профессия   –   скульптор.     Близкие   понятия   ­   художник,   мастер.   Виды   скульптуры (статуя,   группа,   статуэтка,   бюст,   памятники,   монументы).   Основные   способы работы   скульптора:   резьба,   высекание,   лепка,   литье.   Качества,   необходимые   в профессии:   художественные   способности,   физическая   сила,   память,   внимание, терпение, аккуратность.  Занятие. 7. Лепка из глины Работа с глиной.  Занятие. 8. Маленькие фея. Как придумать аромат Знакомство с профессией ­  парфюмера. Введение основных понятий: начальная нота, «сердце» запаха и конечная нота ­ шлейф. Лаборатория ароматов: колбочки, флаконы, баночки.   Беседа   «Обоняние   ­   самое   загадочное   чувство   человека».   Дискуссия   «Как можно стать настоящим парфюмером?»  Занятие. 9. Кто шьёт новую одежду.  В гости на швейную фабрику, ателье  Профессия   –   портной.   Смежные   профессии:   закройщик,   швея.   Швейные   изделия. Орудия труда: игла, ножницы, булавка, швейная машина, утюг. Экскурсия в ателье. Занятие. 10. Вкусная профессия. Кто готовит нам обед.   Профессия   повар.   Введение   понятий:   поварня,   кухонная   утварь,   шумовка,   мутовка, ступка, дуршлаг. Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне». Занятие. 11. Моя мама ­ парикмахер Профессии   парикмахер,   стилист,  визажист,   косметолог.  Введение  понятий:  парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри. Практическая работа: эскиз причёски. Аттракцион «Что нужно для парикмахера» (среди многих предметов найти нужные и перенести их на другой стол). Аттракцион «Завяжи бантик» Занятие. 12. «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» Новая жизнь старым вещам Знакомство с профессией ­ реставратор. Проект «Новая жизнь старым вещам» Занятие. 13. Кто украшает книжку. Описание профессии  иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование печатных изданий, книг, сборников; разработка дизайна книги, брошюры. Беседа «Каким должен быть хороший иллюстратор?» Занятие. 14. Рисуем  сказку. Компьютерная иллюстрация  Современные   иллюстраторы.   Рисование   с   помощью   графических   компьютерных программ. Знакомство с иллюстрациями Angel Dominguez к сказке Л. Кэролла "Алиса в стране чудес", с  работами иллюстратора Людмилы Мельникович. Занятие. 15. Кто рисует картины Описание  профессии  художника и его деятельности. Типы художников: живописец, художник­график,  Качества необходимые художнику: воображение; способность воспринимать и различать цвета и   их   оттенки;   оригинальность,   находчивость;   развитое   пространственно­образное мышление;   самостоятельность;   наблюдательность;   открытость   для   восприятия нового; чувство гармонии и вкуса.   художник­мультипликатор.   фотохудожник,   Занятие. 16. Художники ­  детям Детям   о   живописи.   Галереи   лучших   работ   известных   художников   для   детей. Художественная галерея для детей. Золотая осень в картинах русских художников Занятие. 17. Когда возникла музыка. Музыканты оркестра Музыкант,     аранжировщик,     вокалист   ­   сольный   певец   или   артист   хора;   дирижёр   ­ руководитель оркестра или хора, инструменталист. 3 Занятие. 18. Кто сочиняет музыку Композитор. Правилами теории музыки. Отличие композитора от исполнителя.  Занятие. 19. Композиторы – детям Современные   композиторы   –   детям.     Знакомство   с   творчества   композиторов   Ю. Савалова, Ю. Савельева, В. Коровицина.  Занятие. 20. Чем занимается дирижёр. Оркестр. Волшебная палочка дирижёра Знакомство с профессией дирижёра.  Занятие. 21. Как стать писателем. Проба пера Писатель.   Литературные произведения:  повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Структура   произведения,   его   сюжет   (происшествия   и   события),   персонажей   и   их характеры.  Занятие. 22. Писатели – детям Знакомство с творчеством русских писателей. Занятие. 23. Как рождаются стихи. Про поэтов. Описание  профессии  поэта.   Жанры:   стихотворение,   ода,   поэма,   баллада,   стансы, песни и т.д.  Занятие. 24. Поэты – детям Знакомство с творчеством советских, российских поэтов. Занятие. 25. Профессия ­ режиссёр Профессия   –  режиссер.   Близкие   профессии:   актёры,   операторы,   звукорежиссёр, художник­постановщик,   постановщик   движений   и   пр.   Постановка   фильмов, спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий. Занятие. 26 Кукольный театр. Сыграем пьесу. Беседа   «Что   такое   театр?»   Проблемная   ситуация   «Кто   создаёт   театральные «полотна»?». Сказка Н.А. Юсупова «Серый волк» («Хрестоматия» для 2­го класса). Знакомство с особенностями пьесы.  Разбор пьесы. Коллективное разучивание реплик. Коллективное выполнение эскизов декораций, костюмов, их изготовление.  Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Занятие. 27 Я хочу танцевать. Как стать танцором Знакомство с профессией – танцор. Введение понятий: движение, фигуры, композиции. Виды,   стили   и   форма   танца:   балет,   бальные   танцы,   латиноамериканские   танцы, современные танцы и другие. Качества необходимые в профессии: красивая внешность, умение двигаться,  артистичность, любовь к танцам, спортивность, выносливость Занятие. 28 Кто придумывает танцы Описание  профессии  хореограф   и   его   деятельности.     Танцевальная   труппа. Деятельность хореографа:   разработка   идеи танца, оценивание и отбор танцоров, подбор костюмов, музыки и т.д. Занятие. 29 «Танцевальная жемчужина». Экскурсия в Дом творчества Знакомство с творчеством танцевального  коллектива  «Жемчужина» Занятие. 30 Кто пишет статьи в газету. Знакомство с профессией – журналист. Похожие профессии: диктор, корреспондент, литературный   критик,   пресс­секретарь,   редактор,   репортер,   советник.   Введение понятий:   поиск   информации,   анализ   фактов,   составление   текста,   переработка материала.  Соблюдение правил морали, этических и эстетических норм. Занятие. 31 Репортаж с места событий Заметка в школьную газету. Школьные новости. Интервью с отличниками учёбы   Занятие. 32  Что делает фотограф. Описание профессии – фотограф. Основные действия: выставлять необходимое для фотосъемки   освещение;   регулировать   фотоаппаратуру;   производить   фотосъемку; усаживать клиента, поправлять его позу, обладать навыками делового общения. Занятие. 33 Фотография  другу 4 Беседа   «   Как   стать   фотографом»,   Игра   «Весёлый   фотограф»,   Мини­проект   «Снимок другу» Занятие. 34­35  Итоговое повторение.  Творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать» Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам        В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования  Личностных результатов: учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать   креативными   навыками,   действуя   в   нестандартной ситуации. Метапредметными   результатами  изучения   курса   во   втором   классе   являются формирование следующих УУД. Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи формировать   умение   оценивать   свои   действия   в   соответствии   с учебной деятельности. поставленной задачей. Познавательные УУД: известным понятиям; овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к перерабатывать   полученную   информацию:   группировать   числа, числовые выражения, геометрические фигуры; находить и формулировать  решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. Предметными результатами являются формирование следующих умений:                          применять правила сравнения; задавать вопросы; находить закономерность в числах, фигурах и словах; строить причинно­следственные цепочки; упорядочивать понятия по родовидовым отношениям; находить ошибки в построении определений; делать умозаключения;  распознавать виды текстов; редактировать тексты; работать со словарями; Формы занятий: групповая; по   количеству   детей,   участвующих   в   занятии:   коллективная, по   особенностям   коммуникативного   взаимодействия:   практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра; по   дидактической   цели:   вводные   занятия,   занятия   по   углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. 5 На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.      Основное   время   на   занятиях   занимает   самостоятельное   выполнение   детьми логически­поисковых   заданий.  Благодаря   этому   у   детей   формируются   общеучебные умения:   самостоятельно   действовать,   принимать   решения,   управлять   собой   в   сложных ситуациях.      На каждом занятии после самостоятельной работы проводится  коллективная проверка   решения   задач.  Главное   здесь   не   в   том,   чтобы   выделить   тех,   кто   выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует   ограничиваться   лишь   упоминанием,   что   «так   неверно»,   а   нужно   пояснить: «...задание   надо  было   выполнить   так   потому,   что...».   Такой   формой   работы   создаются условия   для   нормализации   самооценки   у   разных   детей,   а   именно:   у   детей,   у   которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо   развитых   психических   процессов   (например,   памяти,   внимания)   самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.     Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это   позволяет   сделать   работу   детей   динамичной,   насыщенной   и   менее   утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.        Занятие   ­   интеллектуальная   игра,   занятие   ­   соревнование,   беседа­   диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически­поисковых заданий. Виды деятельности: игровая, познавательная.  Описание ценностных ориентиров содержания курса   Ценность истины  – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.  Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия   человеческой деятельности и жизни.  Ценность свободы  как свободы  выбора и предъявления  человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.  Ценность   гражданственности  –   осознание   себя   как   члена   общества, народа, представителя страны и государства. Содержание программы  3 класс (35 часов) Наименование темы Кто охраняет наш покой и следит за порядком на  дорогах? Знакомство с профессией милиционера. Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и  практикум – игра «Мы – пешеходы». Кем быть? Викторина «Все профессии нужны – все профессии  важны!».  Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» № п\п 1 2 3 4 5 Кол­ во часов 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Форма работы Беседа  Беседа +  практикум­игра Беседа  Практикум­игра Практическое  занятие 6 6 7 8 9 Встреча с нашими героями Кто такой мастер? Что такое призвание? Из истории слов. Работа со словарём. Профессии наших мам. 10 Сочинение на тему: «Моя мама ­ мастер» 11 Профессии наших пап. 12 13 14 Сочинение на тему: «Мой папа ­ мастер»  «Кем быть? Каким быть?»   Выход в библиотеку.  Совместное мероприятие.  Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?  1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 15  Менеджер. Кто  может работать по этой профессии?  1 ч 16 17 18  Спасатель. Кто может работать по этой профессии? «Калейдоскоп профессий». Знакомство с  профессиями наших шефов.             Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.  Кто может работать по профессии риэлтор? 19 20 Профессия –  фермер. Кто может работать по этой  профессии? Экскурсия  на фермерское угодье.  Коммерсант. Знакомство с профессией.  Кто может работать по этой профессии?  Знакомство с профессией бизнесмена.   Кто может работать по этой профессии?   «Какая профессия меня привлекает?»  Поэтическая игротека «В мире профессий».  Конкурс рисунков: « Все работы хороши». Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все  работы хороши!»  Художник. Профессия или призвание?  Кто может работать по этой профессии? Где может работать художник?  Экскурсия в художественный музей.  «Пишем  «Книгу Мира»». Сбор  и обработка  стихотворений, загадок, пословиц о труде.  Разучивание стихотворений к празднику.  Итоговое мероприятие совместно с библиотекой  21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34­ Игра Беседа Практикум ­ игра Беседа с  приглашением мам Развитие речи.  Практикум. Беседа с  приглашением  пап Развитие речи.  Практикум. Утренник с  чаепитием  Беседа с  приглашением  школьного  бухгалтера Беседа с  приглашением  выпускницы школы Беседа  Экскурсия   Беседа с  приглашением  Практикум ­ игра Беседа Экскурсия, встреча с фермером Беседа с  приглашением   Практикум ­ игра Беседа Практикум ­ игра Беседа Практическое  занятие Практическое  занятие Утренник с  чаепитием Беседа с  приглашением  Беседа Экскурсия Практикум – игра. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч Практическое  7 35 «Праздник профессий», конкурс сочинений  «Радуга профессий» занятие Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам        В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования  Личностных результатов: учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться; учиться выражать свои мысли, аргументировать; овладевать   креативными   навыками,   действуя   в   нестандартной ситуации. Метапредметными   результатами  изучения   курса   во   втором   классе   являются формирование следующих УУД. Регулятивные УУД: учиться отличать факты от домыслов; овладевать   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи формировать   умение   оценивать   свои   действия   в   соответствии   с учебной деятельности. поставленной задачей. Познавательные УУД: известным понятиям; овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к перерабатывать   полученную   информацию:   группировать   числа, числовые выражения, геометрические фигуры; находить и формулировать  решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя); развивать доброжелательность и отзывчивость; развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. Предметными результатами являются формирование следующих умений:                          применять правила сравнения; задавать вопросы; находить закономерность в числах, фигурах и словах; строить причинно­следственные цепочки; упорядочивать понятия по родовидовым отношениям; находить ошибки в построении определений; делать умозаключения;  распознавать виды текстов; редактировать тексты; работать со словарями; Формы занятий: групповая; по   количеству   детей,   участвующих   в   занятии:   коллективная, по   особенностям   коммуникативного   взаимодействия:   практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра; по   дидактической   цели:   вводные   занятия,   занятия   по   углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.       На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. 8 Основное   время   на   занятиях   занимает   самостоятельное   выполнение   детьми логически­поисковых   заданий.  Благодаря   этому   у   детей   формируются   общеучебные умения:   самостоятельно   действовать,   принимать   решения,   управлять   собой   в   сложных ситуациях.      На каждом занятии после самостоятельной работы проводится  коллективная проверка   решения   задач.  Главное   здесь   не   в   том,   чтобы   выделить   тех,   кто   выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует   ограничиваться   лишь   упоминанием,   что   «так   неверно»,   а   нужно   пояснить: «...задание   надо  было   выполнить   так   потому,   что...».   Такой   формой   работы   создаются условия   для   нормализации   самооценки   у   разных   детей,   а   именно:   у   детей,   у   которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо   развитых   психических   процессов   (например,   памяти,   внимания)   самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.     Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это   позволяет   сделать   работу   детей   динамичной,   насыщенной   и   менее   утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.        Занятие   ­   интеллектуальная   игра,   занятие   ­   соревнование,   беседа­   диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически­поисковых заданий. Виды деятельности: игровая, познавательная.  Описание ценностных ориентиров содержания курса   Ценность истины  – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.  Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.  Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия   человеческой деятельности и жизни.  Ценность свободы  как свободы  выбора и предъявления  человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.  Ценность   гражданственности  –   осознание   себя   как   члена   общества, народа, представителя страны и государства. Содержание программы  4класс (35 часов) Наименование темы № п\п 1 Артист. Профессия или призвание? 2 Выход в театр им. Островского. Встреча с  выпускницей школы. 3 Учитель. Профессия или призвание? 4 Кто может работать учителем?  Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» Встреча с нашими героями 5 6 Человек – техника. Типы профессий. 7 Встреча с родителями, чьи профессии связаны с  техникой. 8 Человек – природа. Типы профессий. 9 Встреча с людьми, чьи  профессии связаны с  природой.  Кол­ во часов 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Форма работы Беседа  Экскурсия за кулисы Беседа  Практикум­игра Игра Урок ­  викторина Беседа презентация Приглашение  выпускника школы 9 10 Экскурсия в музей Природы: знакомство с  профессией флорист 11 Человек – человек. Типы профессий. 12 Встреча с родителями, чьи профессии связаны с  работой с людьми. 13 Человек – знак. Типы профессий. 14 Человек – художественный образ. Типы  профессий. 15 Урок­презентация: «Эта профессия меня  привлекает». 16 Человек – техника: черты характера, которыми  должен обладать работник. 17 Человек – природа: черты характера, которыми  должен обладать работник. 18 Человек – человек: черты характера, которыми  должен обладать работник. 19 Человек – знак: черты характера,  которыми  20 должен обладать работник.  Человек – художественный образ: черты  характера,  которыми должен обладать работник. 21 Урок – презентация: «Мой характер» 22 23 24  Ручные орудия труда. Качества, которые  необходимы работнику.  Механизированные орудия труда. Качества,  которые необходимы работнику.  Автоматизированные орудия труда. Качества,  которые необходимы работнику. 25 Использование  функциональных средств  организма.                                         26 Урок – презентация: «Мои качества» 27 28  Условия повышенной моральной ответственности  Необычные условия труда: знакомство с  профессией археолога и палеонтолога 29 Условия труда  бытового типа 30 Условия труда  на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика. 31 Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия» 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Экскурсия в музей  Природы Урок ­ экскурсия Урок – беседа  Экскурсия в ГИБДД   (беседа с инспектором  по ПДД) Совместное  мероприятие с  библиотекой  (викторина) Защита детских  презентаций. Экскурсия на завод (цех по изготовлению  игрушек). Беседа  с  работниками. Урок ­ практикум с  приглашением учителя  биологии Викторина: «Сколько  профессий – столько  дорог» Практикум – игра: «Мы – ЮИД!» Урок – экскурсия – в  Художественный музей Защита детских  презентаций Беседа с приглашением  школьного столяра Урок – встреча  Беседа с приглашением   папы одного из  учащихся. Выход в цирк  (экскурсия за кулисы:  встреча с гимнастами) Защита детских  презентаций.  Практикум­игра Экскурсия  в  Палеонтологический  музей города Москвы Беседа с приглашением  технического работника школы Беседа с  приглашением  Урок ­ конкурс 10 32 Конкурс сочинений: «Я б в …  пошёл, пусть меня  научат!»  33 Урок – презентация:  «Это моя будущая профессия» Праздник – встреча для учащихся 1­2­3 классов  : «Что мы знаем о профессиях?»  34­ 35 1 ч 1 ч 2 ч Урок ­ конкурс Защита детских  презентаций. Праздник – встреча с  чаепитием  (с приглашением  родителей) Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам             В   результате   изучения   курса  в   четвертом   классе  обучающиеся   получат возможность формирования  Личностных результатов:  развивать   самостоятельность   и   личную   ответственность   в информационной деятельности;   формировать личностный смысл учения; формировать целостный взгляд на окружающий мир. Метапредметных результатов. Регулятивные УДД:   задачи;     осваивать способы решения проблем поискового характера; определять   наиболее   эффективные   способы   решения   поставленной осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; познавательные УУД; осознанно строить речевое высказывание; овладевать   логическими   действиями:   обобщение,   классификация, построение рассуждения; учиться   использовать   различные   способы   анализа,   передачи   и интерпретации информации  в соответствии с задачами. Коммуникативные УДД: учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; формировать мотивацию к работе на результат; учиться   конструктивно   разрешать   конфликт   посредством сотрудничества или компромисса. Предметными   результатами  изучения   курса   в   четвертом   классе   являются формирование следующих умений:       определять виды отношений между понятиями; решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; находить закономерность в окружающем мире и русском языке; устанавливать ситуативную связь между понятиями; рассуждать и делать выводы в рассуждениях; решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». Формы занятий: групповая; по   количеству   детей,   участвующих   в   занятии:   коллективная, по   особенностям   коммуникативного   взаимодействия:   практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра; по   дидактической   цели:   вводные   занятия,   занятия   по   углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.       На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.        11 Основное   время   на   занятиях   занимает   самостоятельное   выполнение   детьми логически­поисковых   заданий.  Благодаря   этому   у   детей   формируются   общеучебные умения:   самостоятельно   действовать,   принимать   решения,   управлять   собой   в   сложных ситуациях.      На каждом занятии после самостоятельной работы проводится  коллективная проверка   решения   задач.  Главное   здесь   не   в   том,   чтобы   выделить   тех,   кто   выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует   ограничиваться   лишь   упоминанием,   что   «так   неверно»,   а   нужно   пояснить: «...задание   надо  было   выполнить   так   потому,   что...».   Такой   формой   работы   создаются условия   для   нормализации   самооценки   у   разных   детей,   а   именно:   у   детей,   у   которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо   развитых   психических   процессов   (например,   памяти,   внимания)   самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.     Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это   позволяет   сделать   работу   детей   динамичной,   насыщенной   и   менее   утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.        Занятие   ­   интеллектуальная   игра,   занятие   ­   соревнование,   беседа­   диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически­поисковых заданий. Виды деятельности: игровая, познавательная.  Описание ценностных ориентиров содержания курса  Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека  как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию. Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия     человеческой деятельности и жизни.  Ценность   свободы  как   свободы   выбора   и   предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность   гражданственности  –   осознание   себя   как   члена общества, народа, представителя страны и государства. IV.Тематическое планирование  программы внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1­4 классы) Тематическое планирование  1 класс № Тема занятия Дат а Кол­во часов Основное содержание Ресурсы, оборудова ние Введение в мир профессий 5 ч Зачем человек  трудится?  Какие профессии  ты знаешь? 1 1 Разминка. Проблемная ситуация: зачем   человек   трудится? Понятия:   «труд»,   «профессия». Игра   «Собери   пословицу   о труде» Разминка. Проблемная ситуация: какие   профессии   ты   знаешь? Презентация Разрезные карточки с пословицами Презентация 12    Мир интересных  профессий Чем пахнут  ремесла? Кем я хочу стать? Профессии в школе 2 ч   Профессия ­  учитель Профессия  ­библиотекарь 1 1 1 1 1       учащихся   о Мини­рассказ некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» Разминка.   Рассказ   учителя   о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. Разминка.   Чтение   учителем произведения   Дж.   Родари   «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? Разминка.   Чтение   учителем отрывка   из   произведения   В. Маяковского   «Кем   быть?». Галерея   рисунков   «Кем   я   хочу стать?» Презентация Презентация Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий Разминка. Кто такой учитель?  Проблемная ситуация: каким  должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» Экскурсия в школьную библиотеку. Презентаци я — клип «Учитель» Знакомство с  различными  профессиями 12 ч      Профессия ­  продавец Профессия ­  парикмахер Профессия ­  повар Профессия ­  почтальон Профессия ­ врач 2 2 2 2 2 Разминка.  Заочное путешествие в  магазин.  Сюжетно­ролевая игра «В  магазине» Разминка. Знакомство с профессией парикмахера.  Экскурсия в парикмахерскую Презентаци я Весы Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование  школьного повара . Разминка. Знакомство с профессией почтальона.  Экскурсия на почту. Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс­конференция со  школьной медсестрой. Сюжетно­ ролевая игра «В больнице» Презентаци я Халат врача, аптечка. 13  Профессия ­  художник Проект «Азбука профессий» 9ч       Организационное  занятие.  Предъявление  заданий группам Представление  мини­проектов на  буквы А­Д Представление  мини­проектов на  буквы Е­К Представление  мини­проектов на  буквы Л­Р Представление  мини­проектов на  буквы С­Я Оформление  результатов  проекта Профессия моих родителей 3ч   Кем работают  мои родители? Встреча с  родителями Итоговые занятия 2 ч   Викторина   «Что мы узнали?» Праздник   «Все профессии важны, все   профессии нужны!»  2 1 2 1 2 2 1 2 1 1 1 Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие  предметы нужны художнику?»  Конкурс рисунков «Я­художник» Разминка. Коллективная работа: составление  азбуки профессий. Разминка. Представление мини­ проектов: рассказы учащихся о  профессиях  на буквы А­Д Разминка. Представление мини­ проектов: рассказы учащихся о  профессиях  на буквы Е­К Разминка. Представление мини­ проектов: рассказы учащихся о  профессиях  на буквы Л­Р Разминка. Представление мини­ проектов: рассказы учащихся о  профессиях  на буквы С­Я Создание папки «Азбука  профессий». Защита мини­проектов «Профессия  моих родителей» Пресс­конференция с родителями  на тему «Чем интересна Ваша  профессия?» Разминка. Викторина «Что мы  узнали?» Праздник для родителей «Все  профессии важны, все профессии  нужны!»  Презентаци я Темы № п/п Тематическое планирование 2 класс (35 часов) Количество часов Теори я Прак­ тика Всего 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Мы построим новый дом  Кто такой  ­ дизайнер Самый классный ­  классный уголок Как составить букет Фигурки из цветов Кто такой скульптор Лепка из глины Маленькие фея. Как придумать аромат Кто шьёт новую одежду.  В гости на  швейную фабрику, ателье 10 Вкусная профессия. Кто готовит нам  обед 11 Моя мама ­ парикмахер 12 «Уронили мишку на пол, оторвали  мишке лапу» Новая жизнь старым  вещам 13 Кто украшает книжку. 14 Рисуем  сказку. Компьютерная  иллюстрация 15 Кто рисует картины  16 Художники ­  детям 17 Когда возникла музыка. Музыканты  оркестра 18 Кто сочиняет музыку  19 Композиторы ­ детям 20 Чем занимается дирижёр. Оркестр.  Волшебная палочка дирижёра 21 Как стать писателем. Проба пера  22 Писатели ­ детям 23 Как рождаются стихи. Про поэтов. 24 Поэты – детям  25 Профессия ­ режиссёр 26 Кукольный театр. Сыграем пьесу. 27 Я хочу танцевать. Как стать танцором  28 Кто придумывает танцы  29 Танцевальная жемчужина. Экскурсия в  Дворец культуры 30 Кто пишет статьи в газету 31 Репортаж с места событий 32 Что делает фотограф 33 Фотография  другу 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1       профессию его и Формы   организации   и виды деятельности Оценивать значимость человеческого   труда   и разных профессий, связанных   с   творчеством для   всего   общества. Работать с конструктором. Исследовать «Кто такой  ­ дизайнер»  Описать  дизайнера   деятельности. с Познакомиться  понятиями:   эскиз,   образ,   узоры   и   др.. модель, Участвовать  в   мини­ проектах:   «Я   хочу   стать дизайнером»,  «Самый   классный классный   ­   уголок»,   «Фигурки   из цветов».  Собирать   и   оформлять информацию  (текст, набор иллюстраций) о   скульптор, профессиях:   парфюмер, портной, повар,   парикмахер, реставратор,   иллюстратор и др..  Выполнить проекты:  фея», старым «Компьютерная иллюстрация».  Преобразовывать извлечённую   информацию о профессиях: художника,   композитора, дирижёра, писателя,   в творческие «Маленькая   «Новая   жизнь­ вещам», поэта         15 Итоговое повторение 2 34 - 35   соответствии   с   заданием. Выделять  главное, сравнивать,  выражать  своё отношение и  представлять её   в   виде   устного   или письменного текста, рисунка,   компьютерной презентации. Читать  вслух   и   про   себя тексты   художественных   и научно­популярных   книг, понимать  прочитанное. Отвечать  на   простые   и сложные вопросы учителя, самим   задавать   вопросы, находить  нужную информацию в тексте.  в   работе Участвовать  распределять группы, роли,  договариваться  друг с   другом,  сыграть  пьесу «Серый волк».  Применить  полученные знания и умения на уроках 35в жизни. Исследовать  «Как   стать фотографом».  Разучить игру «Весёлый фотограф». Участвовать  в   мини­ проекте «Снимок другу» Применить  полученные знания и умения на уроках в   жизни.  Подготовить компьютерную презентацию   «Профессии, связанные с творчеством».  Выполнить  творческий проект   «Кем   и   каким   я хочу стать» Тематическое планирование 3 класс (35 часов) Наименование темы № п\п 1 Кол­ во часов 1 ч Форма работы Беседа  Кто охраняет наш покой и следит за порядком на  дорогах? Знакомство с профессией милиционера. 2 Приглашение инспектора ГИБДД: беседа по ПДД и  практикум – игра «Мы – пешеходы». 3 4 Кем быть? Викторина «Все профессии нужны – все профессии  важны!».  Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» 1 ч 1 ч 1 ч Беседа + практикум­ игра Беседа  Практикум­игра 16 5 6 Конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» Встреча с нашими героями Кто такой мастер? Что такое призвание? 7 8 Из истории слов. Работа со словарём. 9 Профессии наших мам. 10 Сочинение на тему: «Моя мама ­ мастер» 11 Профессии наших пап. 12 Сочинение на тему: «Мой папа ­ мастер» 13 14  «Кем быть? Каким быть?»   Выход в библиотеку.  Совместное мероприятие.  Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии?  1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 15  Менеджер. Кто  может работать по этой профессии?  1 ч 16 17 18  Спасатель. Кто может работать по этой профессии? «Калейдоскоп профессий». Знакомство с  профессиями наших шефов.             Кто такой риэлтор? Знакомство с новой профессией.  Кто может работать по профессии риэлтор? 19 20 Профессия –  фермер. Кто может работать по этой  профессии? 21 Экскурсия  на фермерское угодье. 22 23 24 25 26 27 28  Коммерсант. Знакомство с профессией.  Кто может работать по этой профессии?  Знакомство с профессией бизнесмена.   Кто может работать по этой профессии?   «Какая профессия меня привлекает?»  Поэтическая игротека «В мире профессий».  Конкурс рисунков: « Все работы хороши». 29 Выход в библиотеку. Совместное мероприятие: «Все  работы хороши!»  Художник. Профессия или призвание? 30 31 32 33  Кто может работать по этой профессии? Где может работать художник?  Экскурсия в художественный музей.  «Пишем  «Книгу Мира»». Сбор  и обработка  стихотворений, загадок, пословиц о труде.  1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Практическое  занятие Игра Беседа Практикум ­ игра Беседа с  приглашением мам Развитие речи.  Практикум. Беседа с  приглашением  пап Развитие речи.  Практикум. Утренник с  чаепитием  Беседа с  приглашением  школьного  бухгалтера Беседа с  приглашением  выпускницы школы Беседа  Экскурсия   Беседа с  приглашением  Практикум ­ игра Беседа Экскурсия, встреча с фермером Беседа с  приглашением   Практикум ­ игра Беседа Практикум ­ игра Беседа Практическое  занятие Практическое  занятие Утренник с  чаепитием Беседа с  приглашением  Беседа Экскурсия Практикум – игра. 17 34­ 35 Разучивание стихотворений к празднику.  Итоговое мероприятие совместно с библиотекой  «Праздник профессий», конкурс сочинений  «Радуга профессий» 2ч Практическое  занятие Тематическое планирование 4 класс (35 часов) № п\п Наименование темы 1 Артист. Профессия или призвание? 2 Выход в театр им. Островского. Встреча с  выпускницей школы. Кол­ во часов 1 ч 1 ч 3 Учитель. Профессия или призвание? 4 Кто может работать учителем?  Тест: «Какая профессия мне больше подходит?» Встреча с нашими героями 5 6 Человек – техника. Типы профессий. 7 Встреча с родителями, чьи профессии связаны с  техникой. 8 Человек – природа. Типы профессий. 9 Встреча с людьми, чьи  профессии связаны с  природой.  10 Экскурсия в музей Природы: знакомство с  профессией флорист 11 Человек – человек. Типы профессий. 12 Встреча с родителями, чьи профессии связаны с  работой с людьми. 13 Человек – знак. Типы профессий. 14 Человек – художественный образ. Типы  профессий. 15 Урок­презентация: «Эта профессия меня  привлекает». 16 Человек – техника: черты характера, которыми  должен обладать работник. 17 Человек – природа: черты характера, которыми  должен обладать работник. 18 Человек – человек: черты характера, которыми  должен обладать работник. 19 Человек – знак: черты характера,  которыми  20 должен обладать работник.  Человек – художественный образ: черты  характера,  которыми должен обладать работник. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Форма работы Беседа  Экскурсия за кулисы Беседа  Практикум­игра Игра Урок ­  викторина Беседа презентация Приглашение  выпускника школы Экскурсия в музей  Природы Урок ­ экскурсия Урок – беседа  Экскурсия в ГИБДД   (беседа с инспектором  по ПДД) Совместное  мероприятие с  библиотекой  (викторина) Защита детских  презентаций. Экскурсия на завод (цех по изготовлению  игрушек). Беседа  с  работниками. Урок ­ практикум с  приглашением учителя  биологии Викторина: «Сколько  профессий – столько  дорог» Практикум – игра: «Мы – ЮИД!» Урок – экскурсия – в  Художественный музей 18 21 Урок – презентация: «Мой характер» 22 23 24  Ручные орудия труда. Качества, которые  необходимы работнику.  Механизированные орудия труда. Качества,  которые необходимы работнику.  Автоматизированные орудия труда. Качества,  которые необходимы работнику. 25 Использование  функциональных средств  организма.                                         26 Урок – презентация: «Мои качества» 27 28  Условия повышенной моральной ответственности  Необычные условия труда: знакомство с  профессией археолога и палеонтолога 29 Условия труда  бытового типа 30 Условия труда  на открытом воздухе. Знакомство с профессией сварщика. 31 Конкурс рисунков: «Самая лучшая профессия» 32 Конкурс сочинений: «Я б в …  пошёл, пусть меня  научат!»  33 Урок – презентация:  «Это моя будущая профессия» Праздник – встреча для учащихся 1­2­3 классов  : «Что мы знаем о профессиях?»  34­ 35 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч Защита детских  презентаций Беседа с приглашением  школьного столяра Урок – встреча  Беседа с приглашением   папы одного из  учащихся. Выход в цирк  (экскурсия за кулисы:  встреча с гимнастами) Защита детских  презентаций.  Практикум­игра Экскурсия  в  Палеонтологический  музей города Москвы Беседа с приглашением  технического работника школы Беседа с  приглашением  Урок ­ конкурс Урок ­ конкурс Защита детских  презентаций. Праздник – встреча с  чаепитием  (с приглашением  родителей) 19

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Профессии в большом городе» (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018