Рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка» 1 «А» класс
Оценка 5
Образовательные программы
docx
искусство
1 кл
16.01.2017
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Р О С И Н К А»
( Традиции русского народа)
Пояснительная записка
В системе современного образования усиливается роль нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.
Очевидно, если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы: мудрой цикличности жизни человека как части мира; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к родной земле. Для этого мы должны создать благоприятные условия для развития личности ребенка в учебно-воспитательном процессе через внедрение элементов традиций и культуры родного края. В этом нам поможет программа внеурочной деятельности «Росинка» .
Цель программы: приобщить младших школьников к историко-культурным
традициям родного края через активизацию их творческого
потенциала.
Задачи:
Расширить и углубить знания младших школьников о культуре,
истории русского народа;
Формировать эмоционально-положительное отношение к
этнокультурному наследию;
Развивать умения отражать этнокультурные традиции в разных видах
детского творчества.
Программа «Росинка» предназначена для младших школьников.
Занятия проводятся во внеурочное время 2 часа в неделю.
В течение этого времени дети на фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающего человека и свое место в этом мире, изучают традиционный народный календарь, обычаи и обряды, связанные с земледельческим циклом, знакомятся с многообразием культурных традиций России, с культурой родного края.
Реализация программы «Росинка» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах:
Беседа;
Фольклорный праздник;
Театрализованное представление;
Экскурсия в краеведческий музей;
Выставка – ярмарка.
Викторина.
Мастерская.
Это очень яркий и выразительный мир и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным его участником. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, танцевать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках – все эти возможности представляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Привлекает и языковой аспект: произведения фольклора дают образцы красивой, образной и поэтической речи.
Это образовательная программа, в которой каждый из участников открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности.ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Р О С И Н К А»
( Традиции русского народа)
Пояснительная записка
В системе современного образования усиливается роль нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.
Очевидно, если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы: мудрой цикличности жизни человека как части мира; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к родной земле. Для этого мы должны создать благоприятные условия для развития личности ребенка в учебно-воспитательном процессе через внедрение элементов традиций и культуры родного края. В этом нам поможет программа внеурочной деятельности «Росинка» .
Цель программы: приобщить младших школьников к историко-культурным
традициям родного края через активизацию их творческого
потенциала.
Задачи:
Расширить и углубить знания младших школьников о культуре,
истории русского народа;
Формировать эмоционально-положительное отношение к
этнокультурному наследию;
Развивать умения отражать этнокультурные традиции в разных видах
детского творчества.
Программа «Росинка» предназначена для младших школьников.
Занятия проводятся во внеурочное время 2 часа в неделю.
В течение этого времени дети на фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающего человека и свое место в этом мире, изучают традиционный народный календарь, обычаи и обряды, связанные с земледельческим циклом, знакомятся с многообразием культурных традиций России, с культурой родного края.
Реализация программы «Росинка» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах:
Беседа;
Фольклорный праздник;
Театрализованное представление;
Экскурсия в краеведческий музей;
Выставка – ярмарка.
Викторина.
Мастерская.
Это очень яркий и выразительный мир и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным его участником. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, танцевать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках – все эти возможности представляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Привлекает и языковой аспект: произведения фольклора дают образцы красивой, образной и поэтической речи.
Это образовательная программа, в которой каждый из участников открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности.
программа вд Росинка.docx
МБОУ Развиленская СОШ
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Росинка»
1 «А» класс
Составитель:
учитель начальных классов
Ткаля Н.В. 2015 – 2016 учебный год
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Р О С И Н К А»
( Традиции русского народа)
Пояснительная записка
В системе современного образования усиливается роль нравственного, патриотического и
эстетического воспитания школьников.
Очевидно, если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны
обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. В ней заложены гуманные
идеи единства человека и природы: мудрой цикличности жизни человека как части мира; устойчивые
ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия,
верности слову, мужества, любви к родной земле. Для этого мы должны создать благоприятные
условия для развития личности ребенка в учебновоспитательном процессе через внедрение элементов
традиций и культуры родного края. В этом нам поможет программа внеурочной деятельности
«Росинка» .
Цель программы: приобщить младших школьников к историкокультурным
традициям родного края через активизацию их творческого
потенциала.
Задачи:
Расширить и углубить знания младших школьников о культуре,
истории русского народа;
Формировать эмоциональноположительное отношение к
этнокультурному наследию;
Развивать умения отражать этнокультурные традиции в разных видах
детского творчества.
Программа «Росинка» предназначена для младших школьников.
Занятия проводятся во внеурочное время 2 часа в неделю.
В течение этого времени дети на фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем,
как наши предки понимали мир, окружающего человека и свое место в этом мире, изучают
традиционный народный календарь, обычаи и обряды, связанные с земледельческим циклом,
знакомятся с многообразием культурных традиций России, с культурой родного края.
Реализация программы «Росинка» предусматривает построение в виде теоретической и
практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах:
Беседа;
Фольклорный праздник;
Театрализованное представление;
Экскурсия в краеведческий музей;
Выставка – ярмарка.
Викторина.
Мастерская.
Это очень яркий и выразительный мир и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает то,
что предмет изучения позволяет ребенку стать активным его участником. Дети могут попробовать
себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, танцевать, рисовать, мастерить, участвовать в
театральных постановках – все эти возможности представляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Привлекает и языковой аспект:
произведения фольклора дают образцы красивой, образной и поэтической речи.
Это образовательная программа, в которой каждый из участников открывает свои способности,
таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной
и этической деятельности.
При составлении программы учитывались следующие принципы:
Принцип сознательности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
Принцип наглядности.
Принцип активности.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
Принцип оздоровительной направленности.
Принцип формирования ответственности.
В результате реализации программы «Росинка» учащиеся должны знать:
Традиции и обряды русских народных праздников
Календарнобытовую культуру
Малые жанры русского фольклора
Русские народные игры
Русские народные песни
Народные промыслы России
Ожидаемые результаты:
Увеличение количества учащихся, занимающихся творческими видами деятельности;
Занятия учащихся проектноисследовательской деятельностью;
Участие детей в школьных и районных мероприятиях, конкурсах художественной
самодеятельности;
Увеличение количества родителей, участвующих в учебновоспитательном процессе школы;
Удовлетворенность учащихся, родителей и учителей реализацией программы.
Введение программы «Росинка» позволит возродить преемственность поколений, передать
подрастающему поколению нравственные устои предков, патриотические настроения, обычаи и
традиции своего народа.
Литература:
1 Г.Науменко «Чудесный короб», издательство «Детская литература»,Москва,1998 г.
2 «Праздник — ожидаемое чудо», издательство «Вако», Москва, 2006 г.
3 «Мы и наша культура», пособие для учителя, издательство «Экзамен», 2010 год
4 «Мир вокруг и внутри нас», пособие для учителя, издательство «Экзамен», 2010 г.
5 Р.М.Романова «В краю кедровом», издательство «Планета», Москва, 1995 г.
6 Ю.И.Шепелев «Деревянная архитектура Томска», издательство «Советский художник»,
Москва, 1987 г.
7 Материалы из методической газеты «Начальная школа», издательский дом
«Первое сентября», Москва,
8 Материалы из методической газеты «Педсовет».
9 «Калейдоскоп праздников», издательство «Экзамен», Москва, 2011 г. Календарно – тематическое планирование
Краткое содержание
занятия
Сообщить воспитанникам о
направлениях программы
«Росинка», провести обзорную
экскурсию по фольклорному
наследию русского народа в
игровой форме.
Кол-
во
часов Дата
2 ч
Познакомить с понятием
«фольклор». Ознакомление с
образцами русского народного
фольклора.
2 ч
Познакомить с основными
занятиями крестьян, образом
жизни, дать определение
понятиям: соха, борона, сноп и
т.д. Совершить путешествие в
русскую избу.
2 ч
№
п/
п
1.
2.
Тема
занятия
Введение.
Народная
культура.
Истоки русской
старины
Путешествие в
прошлое.
«Чем дальше в
будущее смотрим,
тем больше
прошлым
дорожим».
Быт и дом
крестьянина.
3.
Русские
народные
праздники.
Осенний цикл
народных
праздников.
«Капустник».
4.
Знакомство с историей
возникновения капустных
вечорок, показать, как
правильно рубят и засаливают
капусту. Разучивание
поговорок об осенних месяцах,
игра «Вейся капустка».
2 ч
2 ч
5. Поэзия народного
костюма. Сарафан
и кафтан.
Познакомить с видами
мужской одежды (рубаха,
порты), женской одежды (сарафан, душегрейка,
сорочка). Изготовление из
бумаги.
Русские народные
игры. Их значение
в жизни людей.
6.
Знакомство с историей
возникновения народных игр,
их многообразием.
Разучивание игр: «Золотые
ворота», «Чехарда», «Бабки»,
разучивание жеребьевок.
2 ч
Дать понятие: лапти – это
плетеная обувь, которая
крепится к ноге с помощью
веревок – косичек, именуемых
«оборами». Ребятам
предлагается объяснить
пословицы о лаптях, сплести
оборы. Валенки
Знакомство с праздником
Покрова, с приметами этого
дня. Исполнение песен
«Блины», «Сидит дрёма»,
проводится игра «Царевна и
царевич»
Открыть секрет возникновения
хохломской росписи,
познакомить с образцами
изделий. Научить выполнять
узоры: трава – мурава, рябина,
оживка, Кудрины. Знакомство с
основными цветами при
выполнении росписи. Показать
различия Городецких узоров и
хохломских.
Знакомство с гжельскими
изделиями, развивать
эстетическое восприятие
предметов народных
промыслов, учить видеть их
красоту.
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
Русские лапти,
валенки.
7.
Осенний цикл
народных
праздников.
« Покров –
батюшка».
8.
Народные
промыслы и
ремесла.
Росписи по дереву.
Хохломская
роспись.
Городецкая
роспись.
9.
10
.
Роспись по
дереву. Гжель. 11
.
Нетрадиционные
символы России
Познакомить с
нетрадиционными символами
России (берёза, медведь,
ромашка, лапти, валенки,
балалайка и т.д.)
12
.
Русские народные
игрушки.
Познакомить с русскими
народными игрушками.
Изготовление игрушек.
13
.
Дымковская
глиняная игрушка.
14
.
Филимоновская
игрушка.
«Здравствуй,
русская
матрешка!» .
15
.
Познакомить с народным
промыслом «Дымковская
игрушка», показ образцов
глиняной игрушки. Техника
выполнения изделия.
Знакомство с основными
узорами и цветовой гаммой.
Использование символов:
барыня, конь, символ воды,
солнца.
Техника выполнения фигурки
матрешки. Матрешки
расписывали по – разному.
Были матрешки – пастушки,
старички, невеста.
Самостоятельная работа
детей: расписывание
матрешек, сделанных из
соленого теста, бумаги.
Русские обряды
и обычаи.
«У самовара не
скучаем, разговор
ведем за чаем».
Путешествие по
страницам
Рождества
Христова.
16
.
17
.
. Познакомить с историей
появления «чайных»
посиделок; исполнение
частушек про чай, отгадывание
загадок. Рассказ о тульском
самоваре, о рецептах
заваривания чая.
Знакомство с историей
возникновения праздника,
развитие умения вести
исследовательскую
деятельность.
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч Ёлка – символ
Рождества.
Украшение ёлки
18
.
Изготовление ёлочных
игрушек, украшений.
2 ч
19
.
Раз в крещенский
вечерок…
«Пришли Святки –
запевай колядки»
(фольклорный
праздник)
20
.
Рассказ о времени проведения
гаданий, видах гаданий:
массовые, на улице,
одиночные. Проведение
нескольких гаданий с детьми.
2 ч
Исполнение песен, хороводов,
колядок. Знакомство с обычаем
колядования.
2 ч
Знакомство с обычаем носить
длинную косу, работа детей по
изготовлению украшения на
волосы, игра «Бантики», показ
различных способов
завязывания платка. Рецепты
ухода за волосами
Знакомство с блюдами русской
кухни. Разучивание песен,
стихов, повторение пословиц,
поговорок о хлебе,
отгадывание загадок.
Познакомить с обычаем
встречать дорогих гостей
хлебом – караваем.
Знакомство с днями
Масленицы: встреча, заигрыш,
лакомка, разгул, тещины
вечера, посиделки, прощеное
воскресенье. Исполнение
песен , хороводов, проведение
русских народных игр,
театрализованное
представление, сжигание
чучела Масленицы.
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч
Музыкальное
наследие
народа.
Инструменты
Знакомство с различными
русскими народными
инструментами: бубен,
барабан, гармонь, балалайка,
21
.
«Длинная коса –
девичья краса».
Особенности
русской кухни.
«Хлеб – всему
голова».
22
.
Зимний цикл
народных
праздников.
«Широкая
Масленица».
23
.
24
. народного
оркестра.
25
.
В песне русская
душа.
ложки, треугольник.
Исполнение песен в
сопровождении народных
инструментов.
Познакомить с видами русских
народных песен: лирические,
игровые и хороводные,
плясовые и шуточные.
Прослушивание песен в
исполнении фольклорного
ансамбля. Разучивание песен
2 ч
Частушка как вид
народного
песенного
творчества.
Прослушивание частушек в
аудиозаписи, знакомство с
историей появления частушки.
2 ч
26
.
27
.
Весенний цикл
народных
праздников.
«Жаворонки весну
кличут».
Исполнение песен, хороводов,
закличек весны, отгадывание
загадок о весенних приметах.
Изготовление птиц лепка,
рисование.
28
.
Пасхальные
обряды и обычаи.
29
.
Русские былины.
Сформировать общее
представление о празднике,
практическая работа по
покраске яиц, разучить
пасхальные игры.
Знакомство с былинным
творчеством. Рассказ о
подвигах былинных богатырей:
Святогора, Ильи Муромца,
Алеши Поповича, Добрыни
Никитича и т. д.
Детский
фольклор.
Мудрости начала»
— русские
народные
пословицы и
поговорки
«Русская загадка».
Знакомство с образцами
детского фольклора,
исполнение детьми потешек,
считалок, скороговорок ,
пословиц, поговорок.
Повторяют русские загадки о
грамоте, животных и
выполняют различные задания.
30
.
2 ч
2 ч
2 ч
2 ч Летний цикл
народных
праздников.
«Троица –
праздник русской
березки».
31
.
Источники памяти.
Русские народные
сказки.
32
.
«Кладезь
народной
мудрости».
Итоговое занятие
по программе.
33
.
Рассказ о березе как дереве
счастья, обычае заламывать
березку, украшать себя
венками. Показ
театрализованного
представления детьми,
исполнение песен, хороводов,
игра «Горелки»
Волшебные сказки – здесь
действуют чудесные
предметы, герои; сказки о
животных похожи на басни;
бытовые о бедном мужике, о
поповом работнике. Чтение
сказок по выбору детей.
2 ч
2 ч
Подведение итогов, викторина
на выявление уровня знаний по
русским народным
праздникам.
2 ч
Рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка» 1 «А» класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка» 1 «А» класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка» 1 «А» класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка» 1 «А» класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка» 1 «А» класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка» 1 «А» класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка» 1 «А» класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка» 1 «А» класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка» 1 «А» класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.