Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
19.02.2018
Рабочая программа  внеурочной деятельности социальное  направление «Школа  общения»
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
программа внеурочки Л.doc
Пояснительная записка. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования   является   развитие   обучающихся:   личностное,   познавательное,   общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных   учреждений   раздел   «Внеурочная   деятельность»   по   различным   направлениям развития личности.          Внеурочная деятельность является составной частью учебно­воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня   преимущественно   как   деятельность,   организуемая   во   внеурочное   время   для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.  Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего   образования   и   реализует   социальное   направление   во   внеурочной   деятельности  в   1­4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся   в   начальных   классах,   развитие   и   совершенствование   их   нравственных     качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого,   сплочение   совершенствование   классного   коллектива   как   значимой   социально   – психологической группы.          Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою   вину,   у   них   доминируют   защитные   формы   поведения,   они   не   способны   конструктивно разрешать конфликты.  На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально­личностной сферы детей, развиваем у   них   навыки   адекватного   общения   со   сверстниками   и   взрослыми.   Программа   призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.            В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.  На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое   внимание   на   занятиях   мы   уделяем   обсуждению   различных   ситуаций,   групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.       Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей. Смыслообразующие идеи программы:            ­   наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя; ­       умение   жить   в   коллективе,   если   дети   заняты   общей,   увлекательной   для   них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;             ­ умение принимать достойное   решение –   самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;       ­ осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;          ­   умение быть самостоятельным – целостное проявление   человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.     Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях. Содержание   рабочей программы  предполагает решение следующих задач:   поведения;   личности.  обучение навыкам общения и сотрудничества; формирование   у   младших   школьников   навыков   речевого   этикета   и   культуры развитие коммуникативных умений в  процессе общения; введение   в   мир   человеческих   отношений,   нравственных   ценностей,   формирование формирование устойчивой положительной самооценки школьников. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.  Программа рассчитана на 34 занятия в  учебном году.  Проводятся они в группе 12­14 человек. Периодичность проведения – 1 раз в неделю.   Принципы построения программы: а)   личностно   ­   ориентированные  принципы   (принцип   адаптивности,   принцип   развития, принцип психологической комфортности); б) культурно ­ ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой); в) деятельностно­ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип   обучения   деятельности,   принцип   управляемого   перехода   от   деятельности   в   учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно­познавательной деятельности к самостоятельной деятельности). Формы работы:  Беседы  Игры (сюжетно ­ ролевые, словесные, игры ­ драматизации)  Рассказы педагога и детей  Чтение художественных произведений  Упражнения подражательно ­ исполнительского и творческого характера  Сочинение историй  Наблюдения  Рассматривание  рисунков и фотографий  моделирование  и анализ  заданных ситуаций импровизации  Дискуссии  Исследования   Коллективные творческие дела;   Смотры­конкурсы, выставки   Тренинги общения   Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране   Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций   Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов    Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД): регулятивные  ­  обеспечивая  умения  решать  проблемы,  возникающие  в  ходе  общения,  при выполнении ряда заданий в ограниченное время; познавательные ­ при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы; коммуникативные  ­   при   использовании   диалога,   совместной   творческой   деятельности, презентации,   за   счёт   обучения   аргументировано   отстаивать   свою   точку   зрения,   логически обосновывать свои выводы; личностные  ­   при   выборе   тематики   занятия,   воспитание   толерантного   отношения   к   иным решениям. Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе. Формы учета оценки планируемых результатов: 1. Опрос 2. Наблюдение 3. Диагностика:  нравственной самооценки;  этики поведения;  отношения к жизненным ценностям;  нравственной мотивации. 4. Анкетирование учащихся и родителей                                                                       Планируемые результаты работы. Планируемые   результаты  определяются   поставленными  выше   задачами  и   ориентируются   на следующие критерии.       1. Изменения в модели поведения школьника: ­  проявление коммуникативной активности при получении знаний в  диалоге       (высказывать свои         суждения,         анализировать         высказывания  участников   беседы,  добавлять,   приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа); ­ соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотношений;     проявление доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия, сопереживания; ­ активное   участие   в     альтруистической   деятельности,     проявление  самостоятельности, инициативы, лидерских качеств; ­ создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.   2. Изменения   объема   знаний,  расширение  кругозора   в   области нравственности и этики: ­ использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности; ­ краткая      характеристика       (высказывание       суждений) общечеловеческих   ценностей   и осознанное   понимание   необходимости следовать им; ­ объективная    оценка    поведения    реальных    лиц,    героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.     3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности: ­ способность объективно  оценивать поведение других людей и собственное, ­  сформированность     самоконтроля     и     самооценки:     действия  контроля   ситуативного поведения,   побуждение  вовремя  его  изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.                           Тематическое планирование                                                  1 класс Раздел  № Тема занятия Кол­во часов Дата проведения е л о к ш   в   я и н е д е в о п   а л и в а р П й и ц о м э   и   в т с в у ч   х и о м р и М   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Диагностика «Давайте познакомимся» «Мы­четвероклассники» «Я и мои одноклассники» «Все мы разные» «Чем мы похожи и чем отличаемся» «Копилка добрых дел» «Мое имя»   «Мое настроение» «Мои чувства и эмоции» «Как выразить негативные эмоции:  злость, обида» «Как выразить негативные эмоции:  страх, вина, стыд». «Моя семья» «Мимика и жесты» «Правила поведения в общественных местах: транспорт» «Правила поведения в общественных местах: музей» 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 х а т с е м х ы н н е в т с е щ б о   в   е и н е д е в о П » я б е с   ю а н з о П « 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 «Правила поведения в общественных местах: библиотека» «Правила поведения в общественных местах: театр» «Правила поведения с гостями, в  гостях, приглашение гостей» «Искусство делать, дарить и  принимать подарки» «Я­неповторимый человек» «Как стать прилежным и  старательным» «Мои достоинства» «Я горжусь» «7 моих Я» «Посеешь характер­пожнешь  судьбу» «Мои недостатки» «Как превратить недостатки в  достоинства» «Я глазами других людей» «Мой класс­мои друзья» «Что мы узнали и чему научились» Диагностика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1                             Тематическое планирование 2 класс Раздел программы й е д ю л     х и г у р д и д е р с   Я № Тема занятия Кол­во часов Дата проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Диагностика «Мы­второклассники» «Мальчики и девочки» «Сходство и различие» «Посеешь характер­пожнешь  судьбу» «Каким я себе нравлюсь?» «В дружбе­сила» «Учимся общаться» «Мои интересы и увлечения» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 е и н а н з о п о м а С   и м и щ ю а ж у р к о   с   я и н е щ б о   а р у т ь л у К Й и ц о м э   и   в т с в у ч   х и о м р и М 10 11 12 13 14 15 16 17 19 20 21 22 23 «Путешествие по русским  народным сказкам» «Мой портрет в лучах солнца» «Сказка о Горошинке»  «День рождения» «Наши права  обязанности» «Вежливые слова» «Хорошие манеры» «Ты и твои друзья» «Плохо одному» «Помни о других – ты не один на  свете» «Эмоции и поведение» «Путешествие в страну эмоций» «Что мешает общению» 24. «Саморегуляция»  25 26 27 28 «Самоконтроль» «Способы справиться с  негативными эмоциями» «Творческое занятие «Я в  различных жизненных ролях». Диагностика. 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 1 1                                                  Тематическое планирование 3 класс Раздел программы № Тема занятия Кол­во часов Дата проведения ь т и ж у р д   я с м и ч У 1 2 3 4 5 6 7 Диагностика «Мы­третьеклассники» «Ты и твои друзья» «Ищу друга» «Я и мое настроение» «Я могу управлять своим  настроением» «Как выразить свои эмоции» 1 1 1 1 1 1 1 й и ц о м э   х и о в с   ц е л е д а л в   ­ Я й о б о с   м и м а с   с   и ч е р т с В й е д ю л     х и г у р д и д е р с   Я ь ч е р   я а в и л ж е В я и н е щ б о     ы н о к а з   и   а л и в а р П 8 «Эмоции. Общение. Поведение» 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 «Что я знаю о себе?» «Что знают обо мне  окружающие?» «Мой портрет в лучах солнца» «Мои друзья» «Наш класс» «Наши права и обязанности» «Застенчивость и неуверенность в себе» «О чем говорят наши жесты» «Доверие в общении» «Умею ли я слушать?» «Чем уверенность отличается от  самоуверенности» «Правила хорошего тона» «Употребление вежливых слов в  общении» «Этикетные диалоги, речевые  привычки» «Искусство делать  комплименты» 24. «Вежливый отказ» 25 26 27 28 29 30 «Портрет культурного человека» «Стили общения» «Что такое конфликт?» «Конфликтные эмоции» «Стили поведения в конфликте» «Звездная карта жизни» 33 Диагностика 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1                                        Литература: 1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. ­М., 1988.  2. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999. 3. Васильева­Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984; 4. Венецкая   А.Б.   Региональный   компонент   и   формирование   культуры   общения   у   младших   школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 ­ 2007. 5. Гин С. И. Прокопенко И. Е.  «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000. 6. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя.  Москва, 2008. 7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  «Завуч начальной школы», №5, 2004. 8. Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 ­ 2002. 9. Максименко   Н.А.   Практический   курс   обучения   детей   младшего   школьного   возраста   основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 ­ 4 классы.// ­ Волгоград: Учитель, 2007.  Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности. 10. //Начальная школа// № 6 ­ 2008. 11. 12.  Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. ­ М: АРКТИ, 2007.    Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 ­ 2007.  Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.  Интернет­ресурсы 13. 14.

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности социальное  направление «Школа  общения»

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности социальное  направление «Школа  общения»

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности социальное  направление «Школа  общения»

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности социальное  направление «Школа  общения»

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности социальное  направление «Школа  общения»

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности социальное  направление «Школа  общения»

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности социальное  направление «Школа  общения»

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности социальное  направление «Школа  общения»