Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление «Школа общения»

  • Образовательные программы
  • Разработки курсов
  • doc
  • 19.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Иконка файла материала программа внеурочки Л.doc
Пояснительная записка. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования   является   развитие   обучающихся:   личностное,   познавательное,   общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных   учреждений   раздел   «Внеурочная   деятельность»   по   различным   направлениям развития личности.          Внеурочная деятельность является составной частью учебно­воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня   преимущественно   как   деятельность,   организуемая   во   внеурочное   время   для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.  Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего   образования   и   реализует   социальное   направление   во   внеурочной   деятельности  в   1­4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся   в   начальных   классах,   развитие   и   совершенствование   их   нравственных     качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого,   сплочение   совершенствование   классного   коллектива   как   значимой   социально   – психологической группы.          Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою   вину,   у   них   доминируют   защитные   формы   поведения,   они   не   способны   конструктивно разрешать конфликты.  На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально­личностной сферы детей, развиваем у   них   навыки   адекватного   общения   со   сверстниками   и   взрослыми.   Программа   призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.            В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.  На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое   внимание   на   занятиях   мы   уделяем   обсуждению   различных   ситуаций,   групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.       Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей. Смыслообразующие идеи программы:            ­   наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;­       умение   жить   в   коллективе,   если   дети   заняты   общей,   увлекательной   для   них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;             ­ умение принимать достойное   решение –   самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;       ­ осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;          ­   умение быть самостоятельным – целостное проявление   человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.     Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях. Содержание   рабочей программы  предполагает решение следующих задач:   поведения;   личности.  обучение навыкам общения и сотрудничества; формирование   у   младших   школьников   навыков   речевого   этикета   и   культуры развитие коммуникативных умений в  процессе общения; введение   в   мир   человеческих   отношений,   нравственных   ценностей,   формирование формирование устойчивой положительной самооценки школьников. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.  Программа рассчитана на 34 занятия в  учебном году.  Проводятся они в группе 12­14 человек. Периодичность проведения – 1 раз в неделю.   Принципы построения программы: а)   личностно   ­   ориентированные  принципы   (принцип   адаптивности,   принцип   развития, принцип психологической комфортности); б) культурно ­ ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой); в) деятельностно­ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип   обучения   деятельности,   принцип   управляемого   перехода   от   деятельности   в   учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно­познавательной деятельности к самостоятельной деятельности). Формы работы:  Беседы  Игры (сюжетно ­ ролевые, словесные, игры ­ драматизации)  Рассказы педагога и детей  Чтение художественных произведений  Упражнения подражательно ­ исполнительского и творческого характера  Сочинение историй  Наблюдения Рассматривание  рисунков и фотографий  моделирование  и анализ  заданных ситуаций импровизации  Дискуссии  Исследования   Коллективные творческие дела;   Смотры­конкурсы, выставки   Тренинги общения   Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране   Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций   Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов    Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД): регулятивные  ­  обеспечивая  умения  решать  проблемы,  возникающие  в  ходе  общения,  при выполнении ряда заданий в ограниченное время; познавательные ­ при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы; коммуникативные  ­   при   использовании   диалога,   совместной   творческой   деятельности, презентации,   за   счёт   обучения   аргументировано   отстаивать   свою   точку   зрения,   логически обосновывать свои выводы; личностные  ­   при   выборе   тематики   занятия,   воспитание   толерантного   отношения   к   иным решениям. Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе. Формы учета оценки планируемых результатов: 1. Опрос 2. Наблюдение 3. Диагностика:  нравственной самооценки;  этики поведения;  отношения к жизненным ценностям;  нравственной мотивации. 4. Анкетирование учащихся и родителей                                                                       Планируемые результаты работы. Планируемые   результаты  определяются   поставленными  выше   задачами  и   ориентируются   на следующие критерии.       1. Изменения в модели поведения школьника: ­  проявление коммуникативной активности при получении знаний в  диалоге       (высказывать свои         суждения,         анализировать         высказывания  участников   беседы,  добавлять,   приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа); ­ соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотношений;     проявление доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;­ активное   участие   в     альтруистической   деятельности,     проявление  самостоятельности, инициативы, лидерских качеств; ­ создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.   2. Изменения   объема   знаний,  расширение  кругозора   в   области нравственности и этики: ­ использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности; ­ краткая      характеристика       (высказывание       суждений) общечеловеческих   ценностей   и осознанное   понимание   необходимости следовать им; ­ объективная    оценка    поведения    реальных    лиц,    героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.     3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности: ­ способность объективно  оценивать поведение других людей и собственное, ­  сформированность     самоконтроля     и     самооценки:     действия  контроля   ситуативного поведения,   побуждение  вовремя  его  изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.                           Тематическое планирование                                                  1 класс Раздел  № Тема занятия Кол­во часов Дата проведения е л о к ш   в   я и н е д е в о п   а л и в а р П й и ц о м э   и   в т с в у ч   х и о м р и М   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Диагностика «Давайте познакомимся» «Мы­четвероклассники» «Я и мои одноклассники» «Все мы разные» «Чем мы похожи и чем отличаемся» «Копилка добрых дел» «Мое имя»   «Мое настроение» «Мои чувства и эмоции» «Как выразить негативные эмоции:  злость, обида» «Как выразить негативные эмоции:  страх, вина, стыд». «Моя семья» «Мимика и жесты» «Правила поведения в общественных местах: транспорт» «Правила поведения в общественных местах: музей» 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1х а т с е м х ы н н е в т с е щ б о   в   е и н е д е в о П » я б е с   ю а н з о П « 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 «Правила поведения в общественных местах: библиотека» «Правила поведения в общественных местах: театр» «Правила поведения с гостями, в  гостях, приглашение гостей» «Искусство делать, дарить и  принимать подарки» «Я­неповторимый человек» «Как стать прилежным и  старательным» «Мои достоинства» «Я горжусь» «7 моих Я» «Посеешь характер­пожнешь  судьбу» «Мои недостатки» «Как превратить недостатки в  достоинства» «Я глазами других людей» «Мой класс­мои друзья» «Что мы узнали и чему научились» Диагностика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1                             Тематическое планирование 2 класс Раздел программы й е д ю л     х и г у р д и д е р с   Я № Тема занятия Кол­во часов Дата проведения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Диагностика «Мы­второклассники» «Мальчики и девочки» «Сходство и различие» «Посеешь характер­пожнешь  судьбу» «Каким я себе нравлюсь?» «В дружбе­сила» «Учимся общаться» «Мои интересы и увлечения» 1 1 1 1 1 1 1 1 1е и н а н з о п о м а С   и м и щ ю а ж у р к о   с   я и н е щ б о   а р у т ь л у К Й и ц о м э   и   в т с в у ч   х и о м р и М 10 11 12 13 14 15 16 17 19 20 21 22 23 «Путешествие по русским  народным сказкам» «Мой портрет в лучах солнца» «Сказка о Горошинке»  «День рождения» «Наши права  обязанности» «Вежливые слова» «Хорошие манеры» «Ты и твои друзья» «Плохо одному» «Помни о других – ты не один на  свете» «Эмоции и поведение» «Путешествие в страну эмоций» «Что мешает общению» 24. «Саморегуляция»  25 26 27 28 «Самоконтроль» «Способы справиться с  негативными эмоциями» «Творческое занятие «Я в  различных жизненных ролях». Диагностика. 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 1 1 2 1 1                                                  Тематическое планирование 3 класс Раздел программы № Тема занятия Кол­во часов Дата проведения ь т и ж у р д   я с м и ч У 1 2 3 4 5 6 7 Диагностика «Мы­третьеклассники» «Ты и твои друзья» «Ищу друга» «Я и мое настроение» «Я могу управлять своим  настроением» «Как выразить свои эмоции» 1 1 1 1 1 1 1й и ц о м э   х и о в с   ц е л е д а л в   ­ Я й о б о с   м и м а с   с   и ч е р т с В й е д ю л     х и г у р д и д е р с   Я ь ч е р   я а в и л ж е В я и н е щ б о     ы н о к а з   и   а л и в а р П 8 «Эмоции. Общение. Поведение» 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 «Что я знаю о себе?» «Что знают обо мне  окружающие?» «Мой портрет в лучах солнца» «Мои друзья» «Наш класс» «Наши права и обязанности» «Застенчивость и неуверенность в себе» «О чем говорят наши жесты» «Доверие в общении» «Умею ли я слушать?» «Чем уверенность отличается от  самоуверенности» «Правила хорошего тона» «Употребление вежливых слов в  общении» «Этикетные диалоги, речевые  привычки» «Искусство делать  комплименты» 24. «Вежливый отказ» 25 26 27 28 29 30 «Портрет культурного человека» «Стили общения» «Что такое конфликт?» «Конфликтные эмоции» «Стили поведения в конфликте» «Звездная карта жизни» 33 Диагностика 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1                                        Литература:1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. ­М., 1988.  2. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999. 3. Васильева­Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984; 4. Венецкая   А.Б.   Региональный   компонент   и   формирование   культуры   общения   у   младших   школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 ­ 2007. 5. Гин С. И. Прокопенко И. Е.  «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000. 6. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя.  Москва, 2008. 7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,  «Завуч начальной школы», №5, 2004. 8. Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 ­ 2002. 9. Максименко   Н.А.   Практический   курс   обучения   детей   младшего   школьного   возраста   основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 ­ 4 классы.// ­ Волгоград: Учитель, 2007.  Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности. 10. //Начальная школа// № 6 ­ 2008. 11. 12.  Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. ­ М: АРКТИ, 2007.    Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 ­ 2007.  Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.  Интернет­ресурсы 13. 14.