В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.
Пояснительная записка.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание
свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой
личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы
образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное.
Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан
Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане
образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям
развития личности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и
одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается
сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и
общественно полезной деятельности.
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального
общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 14
классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения
обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств,
ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие
каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально –
психологической группы.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны
частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать
свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно
разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоциональноличностной сферы детей, развиваем
у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана
способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
В работе с младшими школьниками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения
занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной
работы.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в
применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым
дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому
тестированию.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей,
воспитателей.
Смыслообразующие идеи программы:
наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с
другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться,
договариваться, преодолевать себя; умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них
деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и
другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор,
осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и
из интересов и возможностей окружающих;
осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной
зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется
индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм
поведения в различных жизненных ситуациях.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
поведения;
личности.
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование
формирование устойчивой положительной самооценки школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными,
содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Программа рассчитана на 34 занятия в учебном году. Проводятся они в группе 1214 человек.
Периодичность проведения – 1 раз в неделю.
Принципы построения программы:
а) личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития,
принцип психологической комфортности);
б) культурно ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип
ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
в) деятельностноориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие,
принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной
ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной
учебнопознавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
Беседы
Игры (сюжетно ролевые, словесные, игры драматизации)
Рассказы педагога и детей
Чтение художественных произведений
Упражнения подражательно исполнительского и творческого характера
Сочинение историй
Наблюдения Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций
импровизации
Дискуссии
Исследования
Коллективные творческие дела;
Смотрыконкурсы, выставки
Тренинги общения
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
регулятивные обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при
выполнении ряда заданий в ограниченное время;
познавательные при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать
логические выводы;
коммуникативные при использовании диалога, совместной творческой деятельности,
презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически
обосновывать свои выводы;
личностные при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным
решениям.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и
подготовиться к жизни в современном обществе.
Формы учета оценки планируемых результатов:
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
4. Анкетирование учащихся и родителей
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на
следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать
свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить
доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление
доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания; активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности,
инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования
реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и
осознанное понимание необходимости следовать им;
объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и
фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного
поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их
исправить.
Тематическое планирование
1 класс
Раздел
№
Тема занятия
Колво
часов
Дата
проведения
е
л
о
к
ш
в
я
и
н
е
д
е
в
о
п
а
л
и
в
а
р
П
й
и
ц
о
м
э
и
в
т
с
в
у
ч
х
и
о
м
р
и
М
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Диагностика
«Давайте познакомимся»
«Мычетвероклассники»
«Я и мои одноклассники»
«Все мы разные»
«Чем мы похожи и чем отличаемся»
«Копилка добрых дел»
«Мое имя»
«Мое настроение»
«Мои чувства и эмоции»
«Как выразить негативные эмоции:
злость, обида»
«Как выразить негативные эмоции:
страх, вина, стыд».
«Моя семья»
«Мимика и жесты»
«Правила поведения в общественных
местах: транспорт»
«Правила поведения в общественных
местах: музей»
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1х
а
т
с
е
м
х
ы
н
н
е
в
т
с
е
щ
б
о
в
е
и
н
е
д
е
в
о
П
»
я
б
е
с
ю
а
н
з
о
П
«
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
«Правила поведения в общественных
местах: библиотека»
«Правила поведения в общественных
местах: театр»
«Правила поведения с гостями, в
гостях, приглашение гостей»
«Искусство делать, дарить и
принимать подарки»
«Янеповторимый человек»
«Как стать прилежным и
старательным»
«Мои достоинства»
«Я горжусь»
«7 моих Я»
«Посеешь характерпожнешь
судьбу»
«Мои недостатки»
«Как превратить недостатки в
достоинства»
«Я глазами других людей»
«Мой классмои друзья»
«Что мы узнали и чему научились»
Диагностика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 2 класс
Раздел
программы
й
е
д
ю
л
х
и
г
у
р
д
и
д
е
р
с
Я
№
Тема занятия
Колво часов
Дата
проведения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Диагностика
«Мывтороклассники»
«Мальчики и девочки»
«Сходство и различие»
«Посеешь характерпожнешь
судьбу»
«Каким я себе нравлюсь?»
«В дружбесила»
«Учимся общаться»
«Мои интересы и увлечения»
1
1
1
1
1
1
1
1
1е
и
н
а
н
з
о
п
о
м
а
С
и
м
и
щ
ю
а
ж
у
р
к
о
с
я
и
н
е
щ
б
о
а
р
у
т
ь
л
у
К
Й
и
ц
о
м
э
и
в
т
с
в
у
ч
х
и
о
м
р
и
М
10
11
12
13
14
15
16
17
19
20
21
22
23
«Путешествие по русским
народным сказкам»
«Мой портрет в лучах солнца»
«Сказка о Горошинке»
«День рождения»
«Наши права обязанности»
«Вежливые слова»
«Хорошие манеры»
«Ты и твои друзья»
«Плохо одному»
«Помни о других – ты не один на
свете»
«Эмоции и поведение»
«Путешествие в страну эмоций»
«Что мешает общению»
24.
«Саморегуляция»
25
26
27
28
«Самоконтроль»
«Способы справиться с
негативными эмоциями»
«Творческое занятие «Я в
различных жизненных ролях».
Диагностика.
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
2
2
1
1
2
1
1
Тематическое планирование 3 класс
Раздел
программы
№
Тема занятия
Колво часов
Дата
проведения
ь
т
и
ж
у
р
д
я
с
м
и
ч
У
1
2
3
4
5
6
7
Диагностика
«Мытретьеклассники»
«Ты и твои друзья»
«Ищу друга»
«Я и мое настроение»
«Я могу управлять своим
настроением»
«Как выразить свои эмоции»
1
1
1
1
1
1
1й
и
ц
о
м
э
х
и
о
в
с
ц
е
л
е
д
а
л
в
Я
й
о
б
о
с
м
и
м
а
с
с
и
ч
е
р
т
с
В
й
е
д
ю
л
х
и
г
у
р
д
и
д
е
р
с
Я
ь
ч
е
р
я
а
в
и
л
ж
е
В
я
и
н
е
щ
б
о
ы
н
о
к
а
з
и
а
л
и
в
а
р
П
8
«Эмоции. Общение. Поведение»
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
«Что я знаю о себе?»
«Что знают обо мне
окружающие?»
«Мой портрет в лучах солнца»
«Мои друзья»
«Наш класс»
«Наши права и обязанности»
«Застенчивость и неуверенность в
себе»
«О чем говорят наши жесты»
«Доверие в общении»
«Умею ли я слушать?»
«Чем уверенность отличается от
самоуверенности»
«Правила хорошего тона»
«Употребление вежливых слов в
общении»
«Этикетные диалоги, речевые
привычки»
«Искусство делать
комплименты»
24.
«Вежливый отказ»
25
26
27
28
29
30
«Портрет культурного человека»
«Стили общения»
«Что такое конфликт?»
«Конфликтные эмоции»
«Стили поведения в конфликте»
«Звездная карта жизни»
33
Диагностика
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Литература:1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1988.
2. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
3. ВасильеваГангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
4. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников
//Начальная школа плюс до и после// № 2 2007.
5. Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000.
6. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.
7. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
«Завуч начальной школы», №5, 2004.
8. Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 2002.
9. Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам
коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 4 классы.// Волгоград: Учитель, 2007.
Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности.
10.
//Начальная школа// № 6 2008.
11.
12.
Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. М: АРКТИ, 2007.
Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный
руководитель// № 3 2007.
Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
Интернетресурсы
13.
14.