Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
искусство
1 кл
10.12.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс
Актуальность программы состоит в том, что она разрабатывалась в регионе, где отсутствуют промыслы по керамике и качество глины не соответствует параметрам известных месторождений глин, используемых для изготовления фарфора или фаянса. Тем не менее, позволяет использование этой глины для работы с детьми на занятиях кружка по лепке и керамике, что вызывает интерес учащихся, способствует эстетическому воспитанию и трудолюбию. Образовательная программа для учащихся первых классов является одним из разделов программы «Волшебный мир глины», которая составлена на основании собранного материала и собственных экспериментальных авторских программ, разработанных для детей разного возраста, апробированных и успешно реализованных.
волшебный мир глины.docx
Рабочая программа по внеучебной деятельности  «Волшебный мир глины» I. Пояснительная записка   Глина  –  это  природный  материал,  который  встречается  практически,  повсеместно.  Ее доступность, пластичность, разнообразие сфер применения притягивают к себе внимание не одного поколения. Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором создаются объемные и рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.  Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что   создал,   но   и   трогает,   берет   в   свои   руки   и   по   мере   необходимости   изменяет.   Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику   лепки   можно   оценить   как   самую   безыскусственную   и   наиболее   доступную   для самостоятельного освоения.            Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического   развития   ребенка.   Эти   занятия   развивают   умственные   способности   детей, расширяют их технический и художественный кругозор, формируют нравственные представления и   содействуют   формированию   творческого   отношение   к   окружающему   миру.   Одновременно ребенок   осознает   различные   свойства   глины,   знакомится   с   объемной   формой,   строением   и пропорциями предметов, у него развиваются мелкая моторика пальчиков, точность движений и глазомер, формируются конструктивные навыки. Творчество доставляет наслаждение. Но самое важное   и   ценное   заключается   в   том,   что   лепка,   наряду   с   другими   видами   изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Ввиду   удаленности   села   от   культурных   центров,   отсутствия   возможности   посещения художественных   музеев,   небольшого   количества   часов   изобразительного   искусства   и   трудов   в общеобразовательной школе, приобщение учащихся к искусству, творчеству, культуре, возможно восполнять во внеурочное время в системе дополнительного образования детей и подростков или дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Эти занятия позволяют   учащимся  организовать  свое  свободное  время,  дают возможность  самореализации  и раннего профессионального самоопределения.                               Программа имеет социальный заказ окружающего социума – родителей учащихся, общественности. Актуальность программы состоит ещё и в том, что она разрабатывалась в регионе, где отсутствуют промыслы по керамике и качество глины не соответствует параметрам известных месторождений   глин,   используемых   для   изготовления   фарфора   или   фаянса.   Тем   не   менее, позволяет использование этой глины для работы с детьми на занятиях кружка по лепке и керамике, что вызывает интерес учащихся, способствует эстетическому воспитанию и трудолюбию.                Образовательная программа для учащихся первых классов является одним из разделов программы «Волшебный мир глины», которая составлена на основании собранного материала и собственных экспериментальных авторских программ, разработанных для детей разного возраста, апробированных   и   успешно   реализованных   на   базе   творческого   объединения   «Умелые   ручки» Сейкинского Дома детского творчества в течение двенадцати лет. Программа   имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Рассчитана на четыре года обучения, разбита на три этапа: I ­ подготовительный ­1 год обучения (I класс),  II ­ начальный уровень ­        (два года обучения), III –  углубленный уровень  ­ (один год обучения).             Форма занятий – индивидуально­групповая.               I этап программы – подготовительный  (1 год обучения)     Цель  программы: Формирование   и   развитие   творческих   способностей   учащихся   через   эмоционально­ эстетическое восприятие окружающего мира.             Основные  задачи  программы:        формировать   интерес   и   развитие   способностей   к   художественно­творческой деятельности; познакомить детей с глиной как художественным материалом, помочь понять ее научить свободно пользоваться способами и приемами лепки; познакомить с народной игрушкой, её историей, особенностями, традиционными особенности;   приемами лепки и росписи;  научить   создавать   форму   предмета   на   основе   восприятия   и   самостоятельного наблюдения; познакомить с взаимосвязями природной среды и культурных традиций, нашедших свое отражение в предметах декоративно­прикладного искусства;  способствовать самоопределению ребенка; создать  уютную, комфортную окружающую обстановку в кабинете лепки;  воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении конечного результата;                                                формировать здоровый образ жизни, культуру поведения, умение ценить красоту; организовать участие в художественных выставках и конкурсах.          Образовательная программа личностно­ориентирована, предназначена для детей от 6,6 лет. Критериев отбора в группу не существует. Никто, из изъявивших желание учиться, не получает отказа.   Намеренно   не   упоминается   такой   критерий   как   степень   талантливости,   т.к.   за   годы преподавательской     деятельности   совершенно   убедилась,   что   неталантливых   детей   просто   не бывает,   надо   только   уметь   видеть   и   не   создавать   искусственных   ограничений.   Наполняемость группы,   с   учетом   сельской   местности,   специфики   предмета   и   отсутствия   дополнительного помещения,   на   подготовительном   этапе   –   12   человек,   начальный   уровень   –   10   ­   8   человек, углубленный уровень  ­ до 6 человек. Структура программы «Волшебный мир глины» I этап (1 год обучения) ­ подготовительный (дети 6 – 8 лет): знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места. Освоение основных приемов и способов лепки игрушки и посуды, способов соединения деталей в одно целое, простейших способов декорирования. Лепка по мотивам народной глиняной игрушки (знакомство с традиционными способами и приемами лепки, воспроизведение несложных форм). Знакомство с простейшей формой рельефа.              Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся, умения фиксировать и обогащать   материал   наблюдений   и   исследований,   программой   предусмотрены   следующие основные методы: 1. Объяснительно–иллюстративный ­ демонстрация выставочных      работ детей и взрослых, иллюстраций, работа по схемам и таблицам; 2. Репродуктивный  ­ работа по образцам; 3. Частично­творческий ­ выполнение вариативных заданий; 4. Творческий ­ импровизация по мотивам народной глиняной       игрушки, создание собственных образцов игрушки, скульптуры; 5. Исследовательский  ­ исследование свойств глины, красок, а также      других материалов для работы в объеме, создание творческих     проектов по лепке.                       Содержание   курса   программы   раскрывается   в   разнообразных  формах   учебно­ художественно     творческой   деятельности:   практические   занятия,   экскурсии   в   школьный, республиканский   краеведческий   музеи,   на   природу;   просмотр   видео   фильмов,   электронных пособий, работа с образцами – изделиями мастеров; прослушивание на занятиях сказок, былин, басен, русских народных песен, классической музыки; постоянно действующая выставка детских работ, персональные творческие выставки учащихся; игры, праздники, викторины, презентации, участие в общих мероприятиях.             Программа предполагает следующую временную нагрузку: 1 год обучения – 66 часов (1 час ­ 2 раза в неделю).  Нагрузка для первого года обучения 66 часов вводится в связи с учетом возрастных особенностей младших   школьников   –   недостаточным   уровнем   мышечной   работоспособности,   преобладанием непроизвольного   внимания,   неустойчивым   интересом,   быстрой   утомляемостью   детей   и необходимостью адаптации ребенка к новым условиям при поступлении в школу.              II. Учебно­тематический план № Тема 1 2 3 4 5. 6 7 «Чудеса из глины» Введение в образовательную программу. Превращение волшебного комочка. «Лепилкина азбука». Художественно­технические приемы лепки из глины. Осень. «Грибы на лесной поляне». «Во саду ли, в огороде». Лепка овощей и фруктов. Натюрморт. «Лепилкины секреты».  Основные способы лепки: конструктивный, пластический,  комбинированный. «В гончарной мастерской». Всего       часов 1 1 1 1 1 1 2 Дата 4.09 11.09 18.09 25.09 2.10 9.10 16.10 23.10 Знакомство с различными способами лепки посуды: ленточный  способ, лепка из жгута (спирально­кольцевой) способ, выбирание глины стекой. Керамическая игрушка. Её лучшие традиционные центры. Лепка  на основе знакомства с народной глиняной игрушкой. Орнамент в росписи народной игрушки. Грунтовка и роспись готовых работ. Рельефы. Знакомство с одной из форм скульптуры. Техника  изображения. Практическая работа: «Веселый клоун», «Снегири  на ветке рябины». Зимушка­Зима. Цикл работ: «Девочка в шубке», «На лесной  опушке». Сказки в глине. Беседа о народных сказках. Лепка по мотивам  народных сказок: «Колобок», «Маша и  медведь», «Курочка  Ряба» и др. Авторские сказки. Лепка персонажей сказок. Птицы. Серия занятий. Лепка по памяти и наблюдениям. Животные. Серия занятий. Лепка по памяти и наблюдениям. Цветущая весна. Серия занятий: «Весна пришла», «Букет в  вазе», «На весенней полянке». Мои любимые игрушки. Лепка по собственному замыслу. Итоговое занятие «Праздник игрушки». Организация и проведение выставки детских работ. Экскурсия в лес. Итого 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 30.10 13.11 20.11 27.11 4.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 5.02 19.02 26.02 5.03 12.03 19.03 2.04 9.04 16.04 23.04 17.05 14.05 21.05 5 3 2 1 4 1 1 2 2 1 1 1 1 33 III. Содержание программы Тема 1. «Чудеса из глины» Введение в образовательную программу. Занятие «Путешествие волшебного комочка»: как   человек   «открыл»   глину,   использование   глины   как   материала,   разнообразие   изделий   из глины, глиняная игрушка.  Экскурсия по выставке керамической игрушки. Показать разнообразие поделок из глины, созданных ребятами кружка «Умелые ручки». Тема   2.   «Превращения   волшебного   комочка».   Знакомство   со   свойствами   глины, оборудованием, инструментами.  Сведения   о   глине   как   художественном   материале,   об   организации   рабочего   места, названии   и   назначении   инструментов   и   приспособлений:   стека,   доска,   блюдце   для   воды, тряпочки, печатки для украшения лепных работ. Игра «Превращение волшебного комочка» (выявить начальный навык ребенка в работе с глиной). Практическое знакомство с материалом. Подготовка глиняного теста. Основные приемы лепки:   скатывание,   раскатывание,   сплющивание,   оттягивание,   вдавливание,   прищипывание, сгибание, заглаживание.. Правила поведения в кабинете, техника  безопасности и личной гигиены.  Тема   3.   «Лепилкина   азбука».   Художественно­технические   приемы   лепки   из   глины. Практические занятия: лепка грибов, фруктов, овощей.       Тема 4. «Лепилкины секреты». Основные способы лепки игрушки и посуды. Знакомство со способами лепки. Практические занятия.            1.Способы лепки игрушки:   Конструктивный способ. При этом способе лепки образ создается из отдельных частей.   Его чаще используют на начальных этапах обучения. Упражнение – лепка медвежонка. Пластический способ лепки (скульптурный или из целого куска). Этапы работы: а) передача общего строения;  б) проработка основных, второстепенных деталей;  в) обработка поверхности изделия. Упражнение – лепка птички. Комбинированный способ.  Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.  Как правило, крупные детали   выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно   и присоединяются к скульптурной форме. Упражнение – лепка слона. 2.  Знакомство с различными способами лепки посуды. «В гончарной       мастерской».  Ленточный способ – стенки сосуда формируются из пласта (ленты), донышко ­ плоский круг. Упражнение – лепка кружки.  Лепка из жгута    (спирально­кольцевой способ), получение объемной посуды путем наращивания жгутиков­колец. Упражнение – лепка корзинки, вазы.  Выбирание глины стекой  –  заготовка шаровидной формы,   выбирание глины стекой. Упражнение – лепка горшочка, чайника.     5. Керамическая игрушка. Ее лучшие традиционные центры.    Тема   Знакомство с традициями русской глиняной игрушки. Лепка игрушек в традиционной русской манере. Орнамент в росписи  народной игрушки. Серия занятий: «В гостях у мастеров Каргопольской игрушки», лепка:  птички, зайчика, Полкана.   «В   гостях   у   мастеров   дымковской   игрушки»,   лепка:   коня,   козлика,   барышни.   «В   гостях   у мастеров Филимоновской игрушки», лепка: барашка, теленка, дамы.   Тема 6. Орнамент в росписи народной игрушки. Знакомство   с   видами   орнамента,   правилами   их   построения.   Создание   эскизов   для   росписи народной игрушки (филимоновской,  каргопольской, дымковской). Грунтовка и роспись готовых работ.    Тема 7. Рельефы. Знакомство с одной из форм скульптуры.   Техника     изображения. Различия видов рельефа. Серия занятий: «Веселый клоун», «Снегири на ветке рябины».  Тема 8. Цикл работ с фигурой человека. Тема 9. Сказки в глине. Беседа о народных сказках.  Живая  связь  с  устным народным творчеством. Развитие фантазии. Серия занятий: «Лепка по мотивам народных сказок»: «Колобок»,   «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Теремок» и др. Лепка героев   новогодних сказок: Снегурочки, Деда Мороза, Снеговика и др.   Авторские сказки.  Знакомство с известными авторами сказок. Лепка персонажей авторских сказок: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка     о рыбаке и рыбке», «Красная Шапочка», (по выбору). Темы: 10, 11, 12. Птицы. Животные. Цветущая весна.  Занятия  направлены привлечь внимание учащихся к окружающей природе, проявлению внимания и заботы к братьям нашим меньшим. Проводится   беседа,   просматриваются   иллюстрации,   ведется   наблюдение   за   птицами   и животными.   Отмечаются     отличительные   признаки   весны.   Занятия   направлены   на   развитие внимания, памяти, воображения.  Серия   занятий:   1)   «Курочка   с   цыплятами»,   «Лебеди   на   пруду»,   «Совушка­сова»;   2)   «Мой дружок», «Приятелями были котенок и щенок», «Свинка с поросятами», 3) «Весна пришла!», «Букет в вазе», «На весенней полянке».                                                          Тема 13. Мои любимые игрушки.  Развитие фантазии и творческого воображения. Лепка по собственному замыслу. Тема   14.   «Праздник   игрушки».   Итоговое   занятие.  Театрализованное   представление.   Игры, конкурсы,   направленные  на   выявление   полученных   знаний;   загадки,   пословицы,   поговорки   о труде, мастерстве, дружбе.          В течение года программой предусмотрено:       ­ Организация и проведение выставки детских работ;       ­ Экскурсия в лес;        ­ Культурно­досуговые мероприятия совместно с классным руководителем.                                                                        IV. Конечный результат                   Прогнозирование результатов работы            Программа «Волшебный мир глины» ориентирована на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных качеств и способностей учащихся.                 Детское  творчество  реализуется  в   умении  создавать  декоративные  тематические композиции и скульптуры по мотивам устного народного творчества, литературных произведений, в   умении   применять   необходимые   знания   и   навыки,   полученные   в   результате   обучения, эмоционально и эстетически воспринимать мир, народное и профессиональное художественное искусство      Механизм оценки получаемых результатов          Для каждого учащегося конкретными  показателями его успехов являются: 1. Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый визуально, и педагогом и детьми. 2. Скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе способов их успешного выполнения. 3. Активное участие в коллективных работах и коллективных мероприятиях. 4. Оригинальность предлагаемых художественных решений. 5. Способность   соотнести   с   оригинальностью   предлагаемого   решения   и   само исполнение. 6. Умение довести работу именно до изначально запланированного результата, не останавливаясь на промежуточном решении. 7. Желание учиться дальше.           Для всего коллектива безусловным показателем успехов является участие в  выставках разного уровня, а также те высокие призовые места, которые были отданы их работам.                    Контроль степени обученности проводится в различных формах:  опрос  собеседование  создание проекта  участие в выставках, викторинах, открытых занятиях. По   окончании   курса   обучения   образовательной   программы   ребятам   выдаются свидетельства.               В течение первого года обучения детьми осваиваются такие  типы деятельности как репродуктивный, творческий, коммуникативный.                   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что к концу первого года обучения учащиеся должны знать:   ­ название материала и его свойства; ­ названия и назначение инструментов, правила безопасности труда и      личной гигиены; ­ основные приемы и способы лепки; ­ главные отличительные элементы орнамента в росписи народной    игрушки (каргопольской, дымковской, филимоновской); ­ значение слов: керамика, палитра, линия, форма, объем, растительный и    геометрический орнамент, ритм, композиция.                                                                 Учащиеся должны уметь: ­ организовать свое рабочее место; ­ использовать в своей работе различные способы и приемы лепки; ­ пользоваться стекой и печаткой; ­ пользоваться кистью, красками, палитрой; ­ лепить несложную игрушку на основе традиционной, расписывать по    образцам орнаментов.                                                                          V. Условия реализации программы Для реализации программы имеются в наличии следующие материально­технические средства:   кабинет   для   занятий   лепкой,   оборудованный   в   соответствии   с   санитарно­ гигиеническими средствами, оборудованный по количеству детей.              Технологическая оснащенность кабинета:             1. Муфельная печь.             2. Дощечки для лепки, баночки для воды, тряпочки и губки для оправки.             3. Стеки, штампики, печатки.             4. Кисти (от №1 до № 12).             5. Клей ПВА и «Мастер».               6.Водоэмульсионная краска, художественная гуашь, лак, краска­пудра (бронза, медь, золото).             7. Бумага лощеная, бумага белая.             8. Карандаши простые.             9. Скалки для раскатывания глины.           10. Сито для получения глиняной «лапши». 11. Стеллажи для сушки  работ, для выставки готовых экспонатов.           12. Цветной телевизор для показа видео фильмов.           13. Видеомагнитофон.           14. Компьютер, принтер, сканер.           15. Набор видеофильмов:                 1. «Декоративно – прикладное искусство» 7 фильмов – о художественной керамике,  об оригинальном искусстве народов Севера, о   возрождающемся искусстве майолики, о мире народных  промыслов (Жостово, Хохлома,  Городец, Гжель, резьба по кости и др.), о гобеленах стран Прибалтики, Грузии, Украины,  России.            2.   «Народные промыслы»  о Гжельских мастерах,  Жостовских подносах, Павловских платках, Филимоновской  глиняной игрушке.                  3. «Что такое искусство…»  о видах и жанрах   изобразительного искусства, редкая возможность побывать в  мастерских живописца, графика, скульптора, в музеях.  музей­усадьба   Архангельское, 16. «Западноевропейский   и   Русский   фарфор    Х1Х   –   ХХ   вв.»,   из   коллекции   Горно­ Алтайского    Республиканского   музея   им   А.В.Анохина,   по   декоративно­прикладному искусству.   Набор   открыток:   «Фарфор   и   фаянс»           17. Папки с демонстрационным материалом по темам: «Лепка посуды», «Лепка животных», «Народная игрушка», «Художественный портрет».           18. Объемные изображения в различных материалах (дерево, металл, гипс, бумага и др.).           19. Фотографии детских работ прошлых лет и детей.           20. Видеофильмы открытых занятий.           21. Постоянно действующая выставка детских работ.                    22. Ксерокопии грамот и благодарностей учащихся творческого объединения «Умелые ручки».                     23.   Электронное   пособие   «Волшебный   мир   глины»   (образовательная   программа   и приложения).                                             Создание уютной, комфортной окружающей обстановки в кабинете лепки способствует творческому настрою, заинтересованности в создании оригинальных работ для оформления интерьера, а так же вовлекает новых учащихся в данный вид изобразительного искусства. В оформлении интерьера предлагаются следующие варианты:   создание   уголков   или   зон   с   компоновкой   керамических   изделий   учащихся   и озеленением;  создание выставок детских работ, например, животных по климатическим зонам; создание   композиций   керамических   изделий   учащихся   с   использованием природного материала (коряги, ветки, мох, камни и т.п.).                                           21.    VI. Список используемой литературы 1. Александров В.Н. История русского искусства. – Мн., Харвест, 2004. 2. Алехин Н.Н. Волшебная глина. ­ М., АГАР, 1998. 3. Горичева   В.С.,   Нагибина   М.И.   Сказку   сделаем   из   глины,   теста,   снега, пластилина. – Ярославль, Академия развития, Академия Ко,1998. 4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств.­ М., Искусство, 1968. 5. Зайцева   Е.П.   Алтайский   национальный   костюм.­   Горно­Алтайск,   Алтайское книжное издательство, 1990.   6. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М., Просвещение, 1985. 7. Короткова   М.В.   Культура   повседневности.  История   костюма.­   М.,   Владос, 2002. 8. Конев А.Ф., Маланов И.Б. Рисуем костюм.­ Мн., Харвест, 2003. 9. Поверин   А.И.   Гончарное   дело.   Чернолощеная   керамика.   –   М.,   Культура   и традиции, 2002. 10. Савенков   А.И.   Детская   одаренность:   развитие   средствами   искусств.­  М., Педагогическое общество России,1999.  11. Садалова Т.М. Алтайские народные сказки.­ Новосибирск, Наука, 2002. 12. Степанова Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., ТЦ Сфера, 2003. 13. Смирнов А.И. Мир профессий. Человек. Художественный образ.­М., Молодая гвардия, 1987.   14. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. – М., АСТ­ ПРЕСС, 1997.  15. Федотов Г.Я. Глина и керамика. М., ЭКСМО, 2004.    16. Халезова   Н.Б.,   Курочкина   Н.А.,   Пантюхина   Г.В.   Лепка   в   детском   саду.­М., Просвещение, 1986.  17. Шепелев А.М. Лепка в доме и квартире.­ М., Стройиздат, 1992. 18. Шпикалова   Т.Я.   Волшебный   мир   народного   творчества.   –   М.,   Просвещение, 2001. 19. Видеофильмы: Народные промыслы. ­ М., Центрнаучфильм, студия «Кварт». 20. Что такое искусство. М., студия Кварт». 21. Декоративно­прикладное искусство – 1., ­ Леннаучфильм, студия «Кварт». 22. Декоративно­прикладное искусство – 2., ­ Центрнаучфильм, студия «Кварт».             VI. Список используемой литературы для учащихся  1. Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли. – М., КАРАПУЗ­ДИДАКТИКА, 2005. 2. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер.с фр. Болдиной Э.А.­ М., ООО Мир книги, 2005. 3. Порте П. Учимся рисовать человека /Пер.с фр. Болдиной Э.А. – М., ООО Мир книги, 2005. 4. Сетон – Томпсон Э. Рассказы о животных. – М., Правда, 1983. 5. Ткаченко   Т.Б.,   Стародуб   К.И.   Лепим   из   пластилина.­  Ростов­ н/Д,Феникс, 2003. 6. Уолтер Фостер Рисуем животных / Пер. с англ. Древаль И. – М., АСТ Астрель, 2004. 7. Бабенко В.Г. Серия Моя первая энциклопедия.­  М., ООО «ОНИКС 21 век», 2001. 8. «Библиотечка юного художника».­ М., Юный художник,2000. 9. Журналы:   «Свирель»,   «Юный   художник»,   «Эскиз»,     «Народное творчество», «Детское творчество».

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир глины» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018