Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное

Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное

Медиа
Образовательные программы
doc
Воспитательная работа
8 кл
05.01.2017
Программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» осуществляет реализа-цию духовно-нравственного направления: воспитание у детей ценностного отношения к природе планеты, страны и родного края, окружающей среде на ступени основного общего образования и расширяет образовательную область «География» и «Биология». Программа ориентирована на стандарты второго поколения, где одной из задач является – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, т.е. осуществление экологического воспитания. Нормативно-правовой базой разработки программы являются: -Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12). -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ут-вержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года, - Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189
Программа Восхождение к культуре 8 класс.doc
Рабочая программа  внеурочной деятельности  «Восхождение к культуре» на 2016­2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно­нравственное                       Составитель:                                                      Правдина Наталия Аликовна                                                              учитель географии и биологии,                                                          высшая квалификационная категория
2016 г. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» осуществляет реализацию духовно­нравственного   направления:   воспитание   у   детей   ценностного   отношения   к   природе планеты, страны и родного края, окружающей среде на ступени основного общего образования и расширяет образовательную область «География» и «Биология». Программа ориентирована на стандарты второго поколения, где одной из задач является – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, т.е. осуществление экологического  воспитания. Нормативно­правовой  базой разработки программы являются: ­Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 ­ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12). ­Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего   образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года, ­ Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03­ 296 «Об   организации   внеурочной   деятельности   при   введении   федерального   государственного образовательного стандарта общего образования»; ­   Санитарно­эпидемиологические   требования   общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821­10 от 29 декабря 2010 года №189;   к   условиям   и   организации     обучения   в Одним из направлений духовно­нравственного развития и воспитания учащихся  является воспитание   ценностного   отношения   к   природе,   окружающей   среде   (экологическое воспитание).  Ценности:   планета   Земля   –   общий   дом   для   всех   жителей   Земли;  ценность природы,   родной   земли,   родной   природы,   заповедной   природы;   ответственность   человека   за окружающую среду.  Актуальность  данной   программы   выражается   в   необходимости   формирования   у учащихся знаний о уникальных объектах природного и культурного наследия не только родного края, но и уникальных объектах природного и культурного наследия страны и планеты. Эти знания помогают воспитать у детей патриотическое отношение к малой Родине, и бережное к природе в целом. Огромное значение имеет то, что данная программа связана как с получением знаний   и   практических   навыков,   так   и   с   формированием   мировоззренческих,   культурных ориентиров учащихся, формированием целостной, всесторонне развитой личности.
Цель:  создание   условий   для   становления   и   развития   высоконравственного, ответственного,   творческого,   инициативного,   компетентного   гражданина   России   для формирования  осознанного  ценностного   отношения к  объектам живой и неживой природы планеты, страны и родного края. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: обучающие:  ­ расширить представление  о 7 чудесах света, 7 чудесах России,  7 чудесах Самарской области, 7 чудесах Кошкинского района; ­ дать представление об уникальности объектов природного и культурного наследия; ­ формировать опыт участия в природоохранной деятельности; ­   закрепить     и   углубить   имеющиеся   знания   о   уникальных   природных   и   культурных объектах планеты, страны, родного края развивающие: ­ развивать интерес к изучению природы,  ­ осознать активную роль человека в природе; ­ развивать коммуникативные умения (общение в группе, умения высказывать свое мнение, умение слушать друг друга, умение договариваться) ­   развивать   умения   работы   с   различными   источниками   информации   (   географической картой, энциклопедиями, справочным материалом, ресурсами  Интернет) воспитательные: ­  воспитывать  бережное   отношение   к   окружающей   среде,   необходимость   рационально относится к  объектам живой и неживой природы;  ­ формировать ответственность за свои поступки; Педагогическая целесообразность и новизна программы Программа   курса   способствует   более   разностороннему   раскрытию   индивидуальных способностей   ребенка,   которые   не   всегда   удаётся   рассмотреть   на   уроке,   развитию   у   детей интереса   к   различным   видам   деятельности,   желанию   активно   участвовать   в   продуктивной деятельности, умению самостоятельно планировать и организовать своё свободное время.   Освоение   программы   позволяет   получить   определенную   сумму   знаний   о   7   чудесах современного мира и 7 древних чудесах света, 7 чудесах России, 7 чудесах Самарской области, 7 чудесах   родного   края   и   его   особенностях.   На   занятиях   по   данной   программе   обучающиеся научатся   общаться,   выражать   свое   мнение,   уметь   его   аргументировать   и   доказывать. Используемые   материалы   по   краеведению   способствуют   познанию   окружающего   мира, воспитанию у школьников коллективистских качеств, развитию интеллектуальной деятельности.
У   обучающихся   формируется   чувство   любви   к   малой   Родине,   эмоционально­положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, развивается интерес к изучению  особенностей природы и истории своего края,  гордость за свой родной край. Основные принципы программы: Включение учащихся в активную деятельность. Доступность и наглядность. Связь теории с практикой. Учёт возрастных особенностей. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Разработанная программа соответствует категории учащихся в возрасте 14­15 лет. Именно в  этот  период  у  младших  подростков   меняется  характер  учебной  деятельности,  появляется желание   иметь   свою   точку   зрения.   Учащимся   средних   классов   свойственна   повышенная активность, стремление к деятельности, выходящей за рамки предмета. В среднем школьном возрасте формируется исследовательский стиль мышления.1 Срок реализации программы – 1 год, в объеме – 1 час в неделю (35 часов). Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Планируемые результаты освоения обучающимися программы  внеурочной деятельности  Планируемые   результаты   являются   одним   из   важнейших   механизмов   реализации требований   к   результатам   освоения   основных   образовательных   программ   федерального государственного стандарта. Планируемые  результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных   достижениях   выпускников.   Содержание   программы   внеурочной   деятельности «Восхождение   к   культуре»,   формы   и   методы,   применяемые   при   реализации     программы, позволяют, на наш взгляд, достичь следующих результатов: Личностные ­ самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; ­   экологическая   культура:   ценностное   отношение   к   природному   миру,   готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения; ­ эстетические потребности, ценности и чувства; Метапредметные  результаты Регулятивные универсальные учебные действия ­ адекватно воспринимать предложения педагогов, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; ­   умение   в   ходе   своей   деятельности     находить   правильные   пути   поиска   информации, работать с географическими картами, энциклопедиями, ресурсами Интернет; 1 Психологические особенности подростков 10­12 лет. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.kirov.spb.ru/sc/ppms/images/docs/Infomaciya_dlya_OU/Psychological_characteristics_of_adolescents_1 0_12_years.pdf  (дата обращения: 14.09.2015)
­ умение ставить задачу и находить пути ее решения ­ стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач; Коммуникативные универсальные учебные действия ­ставить вопросы; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; ­ предлагать помощь и сотрудничество; ­ определять цели, функции участников, способы взаимодействия; ­ формулировать собственное мнение и позицию; ­ воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к родному краю. Предметные ­ знать 7 чудес современного мира, которые в настоящее время существуют физически, ­ знать 7 древних чудес света, которые  физически не существуют, за исключением  Великой пирамиды в Гизе, ­ знать 7 чудес России, особенности данных природных и культурных объектов,  уметь находить их на физической карте России, ­  знать  7   чудес   Самарской   области,   знать   особенности   данных   природных   и   культурных объектов,  уметь находить их на физической карте России и Самарской области, - знать 7 чудес Кошкинского района, знать особенности данных природных и культурных объектов,   уметь находить их на физической карте России и Самарской области и Кошкинского района. Методы работы  словесный метод (рассказ, беседа, работа с информацией);  наглядный метод (наблюдение, демонстрации, иллюстрации);  эмпирический метод;  исследовательский метод;  метод эвристической беседы;  метод самоконтроля.  Технологические приемы   технология учебно­поисковой деятельности;   ИКТ­технологии;   игровая технология;   технология обучения в сотрудничестве;   метод проектов.                                          Содержание курса № п/п 1 Разделы программы Кол­во  часов Планируемые образовательные  результаты 7 чудес 7 Предметные:  знать  7   чудес   современного
современного мира   2 7 чудес  Древнего мира   3 7 чудес  России 4 7 чудес  Самарской области 7 7 7 мира, которые в настоящее время существуют физически  Метапредметные:  извлекать фактуальную   информацию   из   текстов, содержащих теоретические сведения; уметь составлять тексты публицистического стиля Личностные:  сохранение   мотивации   к учебной деятельности, проявление интереса к   новой   информации,   применение   её   в практической   деятельности.   Осознание ценности   географических   знаний   для практической деятельности людей. Предметные: знать 7   древних   чудес света, которые  физически не существуют, за исключением Великой пирамиды в Гизе. Метапредметные:  развивать способности к   самостоятельному   приобретению   новых знаний, кратко формулировать свои мысли, участвовать   в   совместной   деятельности, диалоге Личностные:  сохранение   мотивации   к учебной деятельности, проявление интереса к   новой   информации,   применение   её   в практической   деятельности.   Осознание ценности   географических   знаний   для практической людей, выражение   положительного   отношения   к процессу познания Предметные:  7   чудес   России, особенности данных природных и культурных объектов,   уметь находить их на физической карте России.  Метапредметные:   сравнение   объектов  участие   в по   заданным   критериям, коллективном   обсуждении, обмен мнениями,   понимание   позиции   партнёра, прогнозирование усвоения изучаемого материала Личностные:  сохранение   мотивации   к учебной деятельности, проявление интереса к   новой   информации,   применение   её   в практической   деятельности.   Осознание ценности   географических   знаний   для практической людей, выражение   положительного   отношения   к процессу   познания,   адекватное   принятие причин успешности/неуспешности Предметные:  знать  7   чудес   Самарской области, знать   особенности   данных   деятельности уровня   деятельности          знать
исторической патриотизма,   знать 7 района, природных   и   культурных   объектов,     уметь находить   их   на   физической   карте   России   и Самарской области. Метапредметные:  овладение   приёмами отбора   и   систематизации   материала   на определенную   тему,   умение   вести самостоятельный   поиск   информации, способность к преобразованию, сохранению и   передаче   информации;  формирование   и развитие   компетентности   в   области использования ИКТ­технологий. Личностные: приобщение к краеведческой поисково­исследовательской   деятельности; памяти; сохранение воспитание  духовное приобщение к красоте и богатству родного края. Предметные:  чудес знать Кошкинского особенности данных природных и культурных объектов, уметь находить их на физической карте России и Самарской области и Кошкинского района. Метапредметные: умение организовывать учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность   с   учителем   и   сверстниками; работать   индивидуально   и   в   группе: находить   общее   решение   и   разрешать конфликты на основе согласования позиций и   учёта   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. к Личностные:  краеведческой поисково- исследовательской деятельности; сохранение исторической памяти; воспитание патриотизма, духовное приобщение к красоте и богатству своей малой родины. приобщение       5 7 чудес  Кошкинского района 7 ИТОГО 35
Тематическое планирование № п/ п Раздел, тема о г е с в Количество  часов я и р о е т к и т к а р а п Содержание занятий Виды  деятель­ ности  учащихся Формы занятий Раздел 1. Откуда берутся слова? Всему название дано. 1. История возникновения первых слов.2 1 1 ­ 2. Слова придумывают дети.3 3. Слова   изобретают ученые.4  4. Слова   сочиняют писатели.5  5. Слова   приходят из других языков.6  6. Совсем   недавние пришельцы.7 1 1 1 1 1 ­ ­ ­ ­ ­ 1 1 1 1 1     Знакомство   с   понятием «этимология», ее происхождением. истории   Изучение   первых возникновения слов. Просмотр видеофрагмента   «Откуда пришло слово». Открытие   удивительного феномена   детства   ­ неосознанного   словесного творчества   –   детской этимологии. Знакомство  с детского примерами словотворчества.   Игра «Пойми меня». Просмотр   презентации   о научной этимологии. Поиск  в   этимологическом словаре научных терминов. Шуточная   игра   «Бред профессора» Рассказ   о   мастерстве писателей   и   поэтов сочинять слова. Виртуальное   путешествие в «Мастерскую слова».           с Знакомство заимствованной   лексикой. Нахождение в этимологическом   словаре иностранных   слов   и определение   их   значения. Кроссворд «Одним словом». Лаборатория Лексический современных слова. анализ слов­         Аналитичес кая, познаватель ная. Частично­ поисковая,  игровая. Познаватель ная,  поисковая,  игровая. Познаватель ная, аналитическ ая.  Познаватель но­ аналитическ ая, поисковая, игровая. Аналитиче ская беседа, просмотр фрагмента фильма. Микро­ исследован ие,  интеллекту альная  игра. Презентац ия,   работа со словарями, игра. Аналитиче ская беседа, виртуально е путешеств ие. Словарная работа, электронн ый кроссворд. Учебно­ исследовате льская, Творческа я лаборатор 2 Лаврова С.А. Откуда берутся слова, или Занимательная этимология.­ М.: Воскресный день, 2013.­ С.7­10. 3 Там же. С.12. 4 Там же. С.14. 5 Там же. С.17. 6 Там же. С.30. 7 Там же. С.118.
неологизмов. «Слова­пришельцы».   Квест­игра игровая.  7. Великий   и 1 могучий… школьный язык.  8. Современные слова:   сленг   и жаргонизмы. 1 ­ ­ 1 1  9. Старая   сказка   на новый лад.    1   ­ 1     «Лексика Сообщение школьного обихода». Анкета «Как мы говорим». Составление словаря школьного сленга.       Ознакомление   с   истоками жаргонной лексики, причинами появления слов­сорняков   в   языке; разграничение литературных   слов   и ненормативной   лексики. Игра «Переводчики». русской Создание народной   сказки   «Репка» на   языке   молодежного сленга.    Раздел 4. Необыкновенные родственники.  «В соседстве дальних слов я нахожу родство,  мне нравится сближать их смысл и расстоянья…»  1 Проследить Познаватель но­ана­ литическая, поисково­ исследовате льская. Познаватель но­ аналитическ ая, частично­ поисковая, игровая. Коллективн о­творчес­ кая деятель­ ность. Научно­ исследовате льская, познаватель но­ аналитическ ая, игровая. ия   слова, интерактив ная игра. Анкетный опрос, словарная работа. Микро­ исследован ие, словарная работа,  деловая игра. Сказочная мастерская «В   гостях у   “клёвой” сказки». Микро­ исследован ие,   работа со словарями, компьютер ная презентаци я, лингвистич еская игра. Поисково­ исследовате льская, аналитико­ синтетическ ая, игровая. Микро­ исследован ие,   работа со справочно й литературо й, загадки. 10 Необычное происхождение обычных слов. 1 ­ 11 Найдите родственников.    1   ­                   слов его «родословную» вплоть до этимологического рождения, научиться аргументировать   родство слов посредством сравнительно­ исторического   анализа. Сравнение   современных   исходными слов с единицами языка, выяснение их фонетических   изменений. Показ презентации «Знакомые   незнакомцы». Игра   «Лингвистическое домино». слов, восходящих   к   одному   и тому же общеславянскому корню. Анализ морфемной структуры   с и современной исторической точки   Отгадывание зрения. к   подбор загадок, слов           1 Нахождение
12 Идем по следу. 1 ­ 1 13 Разберем полочкам.   по 1 14 “Зри” в корень. 15 Устный   журнал «Портрет   одного слова». 1 1 ­ ­ ­ 1 Составление 1 Подбор отгадкам   однокоренных слов. Работа с этимологическим словарем,   установление этимологически родственных связей, поиск исторического корня, варианта подбор   слова. проверочного Интерактивный flash­ тренажер   «Родственные слова».           «этимологического гнезда»     однокоренных слов,   обозначение   общей части   слов   языковой цепочки.   Логическая   игра «Найди лишнее».   Решение однокоренных слов, проверка «корневых» орфограмм   с   помощью этимологических родственников. онлайн­кроссворда «Этимология   на   службе орфографии».8 Рассмотреть   различные аспекты   одного   слова   (на выбор):   его   значение, происхождение, произношение, его употребление, уникальность   и   место   во фразеологизмах.   1 1 Работа со  справоч­ ной ин­ формацией ,   интерактив ная игра­ тренажер. Практичес кая   работа со словарями, интеллек­ туальная игра. Словарная работа, интерактив ная игра. Мини­ исследован ие,   устный журнал. Поисково­ исследовате льская, аналитико­ синтетическ ая, игровая. Поисково­ исследовате льская, аналитико­ синтетическ ая, игровая. Аналитико­ синтетическ ая, частично­ поисковая, игровая. Проектно­ исследовате льская, аналитико­ синтетическ ая, творческая. Раздел 5. Псевдоэтимология, или “народная” этимология. 16 От серьезной   науки до словесной шутки.9   1 17 Слова   ­ 1 ­ ­ Знакомство   с   понятием «псевдоэтимология».   Что это   –   игра   или стилистическое   средство? Поиск примеров “ложных” слов   в   фельетонах, юмористических рассказах сатирического   журнала «Крокодил». Познаватель но­ аналитическ ая, поисково­ исследовате льская. Практичес кая   работа с текстовой информаци ей. 1 Открытие   слов­палиндро­ Познаватель Микроиссл 8 Андронова М. Кроссворд «Этимология на службе орфографии». [Электронный ресурс]. URL:  http://www.openclass.ru/node/276634  (дата обращения: 12.09.2015). 9 Введенская Л.А., Колесников Н.П.  От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии. Книга для старших   школьников   —   М.:   Новая   школа,  URL: http    —   144   с.  pdf  (дата обращения: 13.09.2015).   [Электронный   ресурс].   1996.  /  Vved  /15/15.      .  ru   /  media  /  images    ://   www   /  upload    .  library    .  sfedu    /  show
“перевертыши”. мов   –   “перевертышей”. Чтение   примеров   в стихотворениях Г.Р. Державина,   А.А.   Фета,   В. Хлебникова «Перевертень».   Игра­лото «Слово наоборот».   но­ аналитическ ая, частично­ поисковая, игровая. едование, работа   с художеств енным текстом, игра. 18 Это   было   бы смешно, если б не было так печально. Поговорим   “ляпах”. о   19 Псевдоэтимологи ческий   словарь «Всерьез о шутке».   1 1 ­ ­ 1 20 Презентация псевдоэтимологич еского словаря. 1 ­ 1 1 Познакомиться   с   видами в   речевых   ошибок   неоправданном использовании   структуры языковой единицы. Деловая   игра   «Юный корректор». Творческая   мастерская «От слова к слову». Запись слов и подбор к ним своих необычных языковых ассоциаций. Классификация словарных статей   по   алфавиту. Составление псевдоэтимологического словаря. Выступление   от   каждой группы   с   презентацией продукта   творческой деятельности.   Познаватель но­ аналитическ ая, игровая. Коллективн о­ творческая, аналитическ ая.  Работа   с информаци ей, составлени е   таблицы, игра. Творческа я мастерская слова. Коллективн о­ творческая. Презентац ия продукта совместно й деятельнос ти. Раздел 2. Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской. 21 Почему Кошки?10 1 22 К   истокам 1 Кондурчи.11 ­ ­ 1 1 23 Семь   чудес 1 ­ 1   Мини­ проект. Познаватель но­ аналитическ ая, проектно­ исследовате льская. Поисково­ исследовате льская, художестве нно­ творческая.  Знакомство   из   архивных источников     с   версиями происхождения села Кошки.   Создание   мини­ проекта   «Кондурчинская слобода, или история села Кошки». Сбор   информации   о возникновении   названия реки   Кондурча.   Чтение стихотворений   поэта­ земля­ка И.Ф. Акулиничева, посвященных   Кондурче. Конкурс рисунков «Капелька   моей   любви   к России ­ солнечная речка Кондурча». Рассказ   об   удивительных Познаватель Обсуждени Микроиссл едование, конкурсы чтецов   и рисунков.     10 Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989.­ 27 мая 11 Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992.­ 24 ноября
Кошкинского района.12 1 24 Вот моя   деревня…  Что означает село Нижняя Быковка?13 25 Экскурсия   в 1 1 1 Кошкинский историко­ краеведческий музей. словарь Кошкинского района.14 26 Топонимический 27 Презентация словаря топонимов Кошкинского района.     памятниках   природы, истории   и   культуры Кошкинского   района   ­ Белоключевском роднике, прудах, Гудковских Ивановских камнях, Максимкинском   дубе, Марьевской   горе   и храмах «Во имя св. князя А. Невского» и «В честь Рождества   Христова». Создание   буклета   «Семь чудес района». с 1 Поиск   информации   об истории   названия   своего   Интервью   со села. старожилами.   Выпуск школьной   газеты   «Мое село     необычным названием».  1 Посещение   Кошкинского историко­краеведческого музея.   Знакомство   с историей   и   культурой малой родины. Составление словаря топонимов   Кошкинского района. 1   1 Представление топонимического  словаря своей местности. но­ аналитическ ая, художестве нно­ творческая.   е, сбор информаци и, создание буклета   в программе Microsoft Publisher. Поисково­ исследовате льская, художестве нно­ творческая. Познаватель но­ аналитическ ая. Коллективн о­творчес­ кая, аналитическ ая. Коллективн о­творчес­ кая. Работа   с информаци ей,   мини­ иссле­ дование, выпуск газеты. Экскурсия в районный музей краеведени я. Сбор информаци и, словарная работа. Презентац ия продукта совместно й деятельнос ти. ­ ­ ­ ­ Раздел 3. Познай самого себя. Этимология имен и фамилий. 28 Что в имени тебе   Тайны моем? наших имен. 1 ­ 1 29 Моя   фамилия. Мое отчество. 1 ­ 1 Знакомство   с   историей происхождения   своего имени,   толкованием   его значения. Как раскрывает имя   характер   человека, влияет   на   его   судьбу. онлайн­ Работа   словарями и справочниками по ономастике. Высказывания­предполо­ жения   о   значении   своей с       Познаватель но­ аналитическ ая, частично­ поисковая. Работа   со справочно й информаци ей в Интернете.   Познаватель но­ Обсуждени е 12 Ходоренко Т.А. Семь чудес района// Северные нивы. – 2007. – 7 апреля 13 Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989.­ 30 мая 14 Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историко­краеведческий словарь­справочник. Кошки, 2005.
Да­ля, фамилии   и   отчества. Знакомство   с   «Толковым словарем живого великорусского   языка» В.И.   поиск значения своей фамилии и отчества. Рассмотреть   примеры «говорящих»   фамилий   в русской литературе, соотнести   их   значения; определить   роль   данного художественного   приема в   стилистическом   образе произведения. Прослушивание   рассказа «Лошадиная фамилия» из аудиокниги А.П. Чехова. Решение кроссворда «Герои   литературных   и народных сказок». Обмен мнениями, почему именно эти   имена   имеют   герои. Просмотр   презентации литературного   проекта создания «Средства образа   Бабы­Яги  в народных русских составление сказках», данного плана исследования.   Обмен мнениями   о   проекте. Работа в группах по теме   «Этимология и лексическое значение слова «Кощей».   Выступления учеников об этимологии   имён   героев сказок.   Самостоятельное определение степени успешности своей работы и   работы   других   в соответствии   с   ранее разработанными критериями. Составление словаря имен   и   фамилий   своей семьи. Работа со словарем В.И.   Даля   и   поиск информации в Интернете.               30 «Говорящие» фамилии. 1 1 ­ 31 Герои   сказок рассказывают   о себе. 1 ­ 1 32 Антропонимическ ий словарь имен и фамилий   моей семьи. 33 Презентация антропонимическ 1 1 ­ ­ 1 1 аналитическ ая, частично­ поисковая. Познаватель но­ аналитическ ая, художестве нно­ творческая. предполож ений работа   со словарем, мини­ исследован ие. Составлен ие таблицы, прослушив ание аудиокниг и. Познаватель но­ аналитическ ая, коллективн о­ творческая. Отгадыван ие кроссворда ,   просмотр презентаци и, работа в группах, выступлен ия ребят. Коллективн о­ творческая. Словарная работа, сбор материала в Интернете. Презентац ия  словаря Выступление презентацией   с Коллективн о­
ого словаря «Имя дома моего». 34 Подведение итогов. КВН. 1 ­ 1 творческая. Интеллекту ально­ творческая. по антропони мике. Выступлен ия  команд, подведени е итогов. антропонимического словаря   «Имя   дома моего». Класс   делится   на   две   В   каждой команды. назначается команде   капитан.   Участники выполняют   следующие задания:  1. Разминка «Лексические слухи». 2. Конкурс «Этимологический   мик­ роскоп». 3. «Старославянские родственники». 4.   Конкурс   капитанов «Регулировщик слова». 5.   Домашнее   задание «Фэнтези   «Невероятные приключения слов­“иностранцев” России». Конкурс в       Описание предполагаемой результативности курса Планируемые результаты Личностные результаты:      положительное  отношение  к изучению  русского языка,  понимание  его богатства, признание себя носителем этого языка;     появление желания умело пользоваться языком, сознательно относиться к своей речи;      интерес  к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;  патриотическое сознание, интерес к историческим и культурным ценностям родного  слова и края;  интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков. Метапредметные результаты: Ученик научится или получит возможность научиться:
Познавательные:  искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;  читать   и   слушать,   извлекая   нужную   информацию,   соотносить   её   с   имеющимися знаниями, опытом;   фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной;  пользоваться различными словарями, справочниками, находить в них нужные сведения;  выполнять   логические   действия   с   языковым   материалом:   проводить   анализ,   синтез, сравнение, классификацию, обобщение;  подводить под понятие, доказывать, делать выводы;  проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;  строить объяснение в устной форме по предложенному плану;  строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные:  осознавать   речь   (говорение,   слушание,   письмо,   чтение)   как   способ   устного   и письменного общения людей;   участвовать   в   диалоге,   в   общей   беседе,   выполняя   принятые   правила   речевого поведения, культуры речи;   понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач. Регулятивные:  понимать, принимать и сохранять учебную задачу;   действовать по плану и планировать свои учебные действия;  контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;  адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Предметные результаты:  иметь представление о сущности понятий «этимология», «топонимика», «ономастика», «псевдоэтимология»;  владеть необходимыми теоретическими знаниями об истории происхождения слов;
 уметь моделировать этимологическое гнездо слов;  научиться   аргументировать   родство   слов   посредством   сравнительно­исторического анализа;  уметь   определять   слова,   образованные   народно­этимологическим   путем,   давать собственную справку о значении слова;  знать   историю   происхождения,   значение   имени,   фамилии   и   отчества   своей   семьи; местных топонимов;  уметь составлять антропонимический и топонимический словари;  понять   особенности   молодежного   сленга,   причины   проникновения   ненормативной лексики в школьную речь;  получить сведения о составе сленговых слов, употребляемых учениками ГБОУ ООШ  с. Нижняя Быковка. Контроль и оценка результатов  Основными   формами   выявления   уровня   усвоения   программы являются презентации продуктов проектной и исследовательской деятельности: различных словарей, буклета,   сценария   сказки,   школьной   газеты,   устного   журнала;     деловые   и   ролевые   игры, викторины,  кроссворды,   загадки,   лингвистическое   домино,   интерактивный   flash­тренажер, лото, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям, защита творческих проектов, участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, коллективные обсуждения пройденных тем. Результатом итогового прохождения программы будет выступление команд в игре КВН. Критерии оценки знаний, умений и навыков Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации мини­проектов, элементарные представления об исследовательской деятельности. Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы,   иметь   представление   об   учебно   –   исследовательской   деятельности,   участие   в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать   методы   исследования,   проводить   учебно   –   исследовательскую   деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.  Портфель достижений школьника За время прохождения курса внеурочной деятельности учащиеся выполняют в конце каждого   раздела     итоговые   работы   разного   формата.   Результатом   творчества   становятся продукты совместной или индивидуальной деятельности:   словарь школьного сленга;  старая сказка на новый лад;  мини­проект «Кондурчинская слобода, или история села Кошки»;  конкурс рисунков «Капелька моей любви к России – солнечная речка Кондурча»;  создание буклета «Семь чудес района»;  выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием»;  составление словаря топонимов Кошкинского района;  выступления учеников об этимологии имен героев сказок;  антропонимический словарь «Имя дома моего»;  устный журнал «Портрет одного слова»;  творческая мастерская «От слова к слову»;  псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке»;  фэнтези «Невероятные приключения слов ­“иностранцев” в России». Собранный языковой материал может послужить базой для дальнейшего использования  при   организации   внеклассных   мероприятий:   Неделе   русского   языка   и   литературы,   Дне славянской   письменности,   школьной   научно­практической   конференции,   районных краеведческих чтениях, районной филологической конференции. «Первые шаги в науку» ­ путь к успеху!
Список литературы  Для учителя Нормативно­правовая база 1. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования (5­9 кл.)  [Электронный ресурс]. URL:  http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 10.09.2015). 2. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад.   образования.     М.:   Просвещении,   2009.   [Электронный   ресурс].   URL: ―   http   ://   www   .  nou   ­  gelios    .  ru   /  assets  /  files    /  dokumentyi    /  FGOS    /  koncepciya    ­  duhovnaya    .  pdf  (дата обращения: 12.09.2015). 3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. [Электронный   ресурс].  URL:    http://минобрнауки.рф/новости/3405/файл/2222/13.05.23­ воспитание.pdf (дата обращения: 12.09.2015). 4. Концепция   школьного   филологического   образования:   русский   язык   и   литература: проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс]. URL:  http://uchitel­slovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf  (дата   обращения: 12.09.2015) 5. Планируемые   результаты   освоения   обучающимися   основной   общеобразовательной программы   основного   общего   образования.   [Электронный   ресурс].  URL: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/  (дата обращения: 12.09.2015) Дополнительная литература 1. Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историко­краеведческий словарь­ справочник. Кошки, 2005.
2. Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989.­ 27 мая 3. Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989.­ 30 мая 4. Арнольдов Н.А. Становление // Маяк Ильича. – 1989.­ 1 июня 5. Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992.­ 24 ноября 6. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5­9 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 304 с. – (Мастерская учителя­словесника). 7. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982. – 122 с. 8. Введенская Л.А. Стихотворения для работы на уроках русского языка. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 90, [1] с. – (Сердце отдаю детям). 9. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. — М.: АСТ: Астрель, 2001. 10.   Игровые   технологии   на   уроках   русского   языка.   5­9   классы:   игры   со   словами, разработки уроков/ авт.­сост. В.Н. Пташкина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.: ил. 11. Лаврова С.А. Откуда берутся слова, или Занимательная этимология. – М.: Воскресный день, 2013.  – 128 с. 12.   Ожегов   С.   И.,   Шведова   Н.Ю.   Толковый   словарь   русского   языка,   4­е   изд.,   РАН, Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999. 13. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: Около 2600 имен. – 2­е изд. – М.: Русский язык, 1984. – 384 с. 14. Подшибякова Н. А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку //Русский язык в школе – 1984. №2 – с. 24. 15.  Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М.: Просвещение, 1975.­ 160 с. 16.  Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. – 2­е изд. – М.: ВАКО, 2015. ­128 с.­ (Мастерская учителя­словесника). 17. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. — 3­е изд., испр. и доп. — М.: АСТ: Астрель, 2008. 18.  Трубачев   О.Н.   Русская   ономастика   и   ономастика   России:   Словарь–пособие.   ­   М.: ШколаПресс, 1994. – 291 с. 19. Ходоренко Т.А. Семь чудес района // Северные нивы. – 2007. – 7 апреля 20. Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. 2­е изд. М.: Прогресс, 1986. Для учащихся
1. Аникин А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М.: Школа Пресс, 1993. 2. Волина В. В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. 3. Ковалевская Е.Г. История слов: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1968. 4. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1984.­352 с. 5. Лев Успенский. Ты и твое имя. Рассказы об именах. – М.: Детская литература, 1972. 6. Шанский   Н.М.,   Боброва   Т.А.   Школьный   этимологический   словарь   русского   языка. Происхождение слов. — 7­е изд., стереотип. — М.: Дрофа,  2004. — 398 с. Интернет­ресурсы 1. Андронова М. Кроссворд «Этимология на службе орфографии». [Электронный ресурс]. URL: http://www.openclass.ru/node/276634  (дата обращения: 12.09.2015). 2.  Арнольдов Н.А. История Кошкинского района в названиях и документах.  Краеведческий справочник. [Электронный ресурс] // Портал образовательной медиа­сети  Северо­Западного управления. URL:   /  images http     /  newhistory    ://   medianet  _  koshki  .  pdf  (дата   .  ru   /  rodina  /  history    /  stories    .  yartel         обращения: 12.09.2015). 3. Введенская Л.А., Колесников Н.П.  От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы  об этимологии. Книга для старших школьников — М.: Новая школа, 1996. — 144 с.  [Электронный ресурс]. URL:  http   ://   www   .  library    .  sfedu    .  ru   /  media  /  upload    /  images    /  show   /  Vved  /15/15.      pdf  (дата обращения:    13.09.2015). 4. Откупщиков Ю. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии: [Электронный ресурс].  2005. URL:  http   ://   royallib  .  com   /  book    /  otkupshchikov    _  yu   /  k  _  istokam  _  slova  _  rasskazi  _  o  _  nauke  _  etimologii  .  htm             l  (дата обращения: 13.09.2015). 5. Онлайн­библиотека http://slovarionline.ru/ 6. Онлайн­словарь русских имен  http://www.onlinedics.ru/slovar/nam.html
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)