Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
8 кл
05.01.2017
Программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» осуществляет реализа-цию духовно-нравственного направления: воспитание у детей ценностного отношения к природе планеты, страны и родного края, окружающей среде на ступени основного общего образования и расширяет образовательную область «География» и «Биология». Программа ориентирована на стандарты второго поколения, где одной из задач является – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, т.е. осуществление экологического воспитания.
Нормативно-правовой базой разработки программы являются:
-Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ут-вержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189
Программа Восхождение к культуре 8 класс.doc
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Восхождение к культуре»
на 20162017 уч.г.
Направление развития личности школьника: духовнонравственное
Составитель:
Правдина Наталия Аликовна
учитель географии и биологии,
высшая квалификационная категория 2016 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» осуществляет реализацию
духовнонравственного направления: воспитание у детей ценностного отношения к природе
планеты, страны и родного края, окружающей среде на ступени основного общего образования и
расширяет образовательную область «География» и «Биология». Программа ориентирована на
стандарты второго поколения, где одной из задач является – воспитание ценностного отношения
к природе, окружающей среде, т.е. осуществление экологического воспитания.
Нормативноправовой базой разработки программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(часть 5 статья 12).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03 296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
Санитарноэпидемиологические требования
общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.282110 от 29 декабря 2010 года №189;
к условиям и организации
обучения в
Одним из направлений духовнонравственного развития и воспитания учащихся является
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое
воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность
природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за
окружающую среду.
Актуальность данной программы выражается в необходимости формирования у
учащихся знаний о уникальных объектах природного и культурного наследия не только родного
края, но и уникальных объектах природного и культурного наследия страны и планеты. Эти
знания помогают воспитать у детей патриотическое отношение к малой Родине, и бережное к
природе в целом. Огромное значение имеет то, что данная программа связана как с получением
знаний и практических навыков, так и с формированием мировоззренческих, культурных
ориентиров учащихся, формированием целостной, всесторонне развитой личности. Цель:
создание условий для становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России для
формирования осознанного ценностного отношения к объектам живой и неживой природы
планеты, страны и родного края.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
обучающие:
расширить представление о 7 чудесах света, 7 чудесах России, 7 чудесах Самарской
области, 7 чудесах Кошкинского района;
дать представление об уникальности объектов природного и культурного наследия;
формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
закрепить и углубить имеющиеся знания о уникальных природных и культурных
объектах планеты, страны, родного края
развивающие:
развивать интерес к изучению природы,
осознать активную роль человека в природе;
развивать коммуникативные умения (общение в группе, умения высказывать свое мнение,
умение слушать друг друга, умение договариваться)
развивать умения работы с различными источниками информации ( географической
картой, энциклопедиями, справочным материалом, ресурсами Интернет)
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально
относится к объектам живой и неживой природы;
формировать ответственность за свои поступки;
Педагогическая целесообразность и новизна программы
Программа курса способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных
способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей
интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной
деятельности, умению самостоятельно планировать и организовать своё свободное время.
Освоение программы позволяет получить определенную сумму знаний о 7 чудесах
современного мира и 7 древних чудесах света, 7 чудесах России, 7 чудесах Самарской области, 7
чудесах родного края и его особенностях. На занятиях по данной программе обучающиеся
научатся общаться, выражать свое мнение, уметь его аргументировать и доказывать.
Используемые материалы по краеведению способствуют познанию окружающего мира,
воспитанию у школьников коллективистских качеств, развитию интеллектуальной деятельности. У обучающихся формируется чувство любви к малой Родине, эмоциональноположительное
отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать
красоту окружающей жизни, развивается интерес к изучению особенностей природы и истории
своего края, гордость за свой родной край.
Основные принципы программы:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Разработанная программа соответствует категории учащихся в возрасте 1415 лет. Именно
в этот период у младших подростков меняется характер учебной деятельности, появляется
желание иметь свою точку зрения. Учащимся средних классов свойственна повышенная
активность, стремление к деятельности, выходящей за рамки предмета. В среднем школьном
возрасте формируется исследовательский стиль мышления.1
Срок реализации программы – 1 год, в объеме – 1 час в неделю (35 часов).
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации
требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального
государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых
учебных достижениях выпускников. Содержание программы внеурочной деятельности
«Восхождение к культуре», формы и методы, применяемые при реализации программы,
позволяют, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность
следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;
эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
адекватно воспринимать предложения педагогов, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок;
умение в ходе своей деятельности находить правильные пути поиска информации,
работать с географическими картами, энциклопедиями, ресурсами Интернет;
1 Психологические особенности подростков 1012 лет. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kirov.spb.ru/sc/ppms/images/docs/Infomaciya_dlya_OU/Psychological_characteristics_of_adolescents_1
0_12_years.pdf (дата обращения: 14.09.2015) умение ставить задачу и находить пути ее решения
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
формулировать собственное мнение и позицию;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к родному краю.
Предметные
знать 7 чудес современного мира, которые в настоящее время существуют физически,
знать 7 древних чудес света, которые физически не существуют, за исключением
Великой пирамиды в Гизе,
знать 7 чудес России, особенности данных природных и культурных объектов, уметь находить
их на физической карте России,
знать 7 чудес Самарской области, знать особенности данных природных и культурных
объектов, уметь находить их на физической карте России и Самарской области,
- знать 7 чудес Кошкинского района, знать особенности данных природных и
культурных объектов, уметь находить их на физической карте России и
Самарской области и Кошкинского района.
Методы работы
словесный метод (рассказ, беседа, работа с информацией);
наглядный метод (наблюдение, демонстрации, иллюстрации);
эмпирический метод;
исследовательский метод;
метод эвристической беседы;
метод самоконтроля.
Технологические приемы
технология учебнопоисковой деятельности;
ИКТтехнологии;
игровая технология;
технология обучения в сотрудничестве;
метод проектов.
Содержание курса
№
п/п
1
Разделы программы
Колво
часов
Планируемые образовательные
результаты
7 чудес
7
Предметные: знать 7 чудес современного современного мира
2
7 чудес
Древнего мира
3
7 чудес
России
4
7 чудес
Самарской области
7
7
7
мира, которые в настоящее время существуют
физически
Метапредметные:
извлекать
фактуальную информацию из текстов,
содержащих теоретические сведения; уметь
составлять тексты публицистического стиля
Личностные: сохранение мотивации к
учебной деятельности, проявление интереса
к новой информации, применение её в
практической деятельности.
Осознание
ценности географических знаний для
практической деятельности людей.
Предметные: знать 7 древних чудес
света, которые физически не существуют, за
исключением Великой пирамиды в Гизе.
Метапредметные: развивать способности
к самостоятельному приобретению новых
знаний, кратко формулировать свои мысли,
участвовать в совместной деятельности,
диалоге
Личностные: сохранение мотивации к
учебной деятельности, проявление интереса
к новой информации, применение её в
практической деятельности.
Осознание
ценности географических знаний для
практической
людей,
выражение положительного отношения к
процессу познания
Предметные:
7 чудес России,
особенности данных природных и культурных
объектов, уметь находить их на физической
карте России.
Метапредметные: сравнение объектов
участие в
по заданным критериям,
коллективном
обсуждении,
обмен
мнениями, понимание позиции партнёра,
прогнозирование
усвоения
изучаемого материала
Личностные: сохранение мотивации к
учебной деятельности, проявление интереса
к новой информации, применение её в
практической деятельности.
Осознание
ценности географических знаний для
практической
людей,
выражение положительного отношения к
процессу познания, адекватное принятие
причин успешности/неуспешности
Предметные: знать 7 чудес Самарской
области,
знать особенности данных
деятельности
уровня
деятельности
знать исторической
патриотизма,
знать
7
района,
природных и культурных объектов, уметь
находить их на физической карте России и
Самарской области.
Метапредметные: овладение приёмами
отбора и систематизации материала на
определенную тему,
умение вести
самостоятельный поиск информации,
способность к преобразованию, сохранению
и передаче информации; формирование и
развитие компетентности в области
использования ИКТтехнологий.
Личностные: приобщение к краеведческой
поисковоисследовательской деятельности;
памяти;
сохранение
воспитание
духовное
приобщение к красоте и богатству родного
края.
Предметные:
чудес
знать
Кошкинского
особенности данных природных и
культурных объектов,
уметь
находить их на физической карте
России и Самарской области и
Кошкинского района.
Метапредметные: умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций
и учёта интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
к
Личностные:
краеведческой
поисково-
исследовательской деятельности;
сохранение исторической памяти;
воспитание патриотизма, духовное
приобщение к красоте и богатству
своей малой родины.
приобщение
5
7 чудес
Кошкинского района
7
ИТОГО
35 Тематическое планирование
№
п/
п
Раздел, тема
о
г
е
с
в
Количество
часов
я
и
р
о
е
т
к
и
т
к
а
р
а
п
Содержание занятий
Виды
деятель
ности
учащихся
Формы
занятий
Раздел 1. Откуда берутся слова? Всему название дано.
1. История
возникновения
первых слов.2
1
1
2. Слова
придумывают
дети.3
3. Слова изобретают
ученые.4
4. Слова сочиняют
писатели.5
5. Слова приходят
из других языков.6
6. Совсем недавние
пришельцы.7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Знакомство с понятием
«этимология»,
ее
происхождением.
истории
Изучение
первых
возникновения
слов.
Просмотр
видеофрагмента «Откуда
пришло слово».
Открытие удивительного
феномена детства
неосознанного словесного
творчества – детской
этимологии. Знакомство с
детского
примерами
словотворчества.
Игра
«Пойми меня».
Просмотр презентации о
научной
этимологии.
Поиск в этимологическом
словаре научных терминов.
Шуточная игра «Бред
профессора»
Рассказ о мастерстве
писателей и поэтов
сочинять
слова.
Виртуальное путешествие
в «Мастерскую слова».
с
Знакомство
заимствованной лексикой.
Нахождение
в
этимологическом словаре
иностранных слов и
определение их значения.
Кроссворд
«Одним
словом».
Лаборатория
Лексический
современных
слова.
анализ
слов
Аналитичес
кая,
познаватель
ная.
Частично
поисковая,
игровая.
Познаватель
ная,
поисковая,
игровая.
Познаватель
ная,
аналитическ
ая.
Познаватель
но
аналитическ
ая,
поисковая,
игровая.
Аналитиче
ская
беседа,
просмотр
фрагмента
фильма.
Микро
исследован
ие,
интеллекту
альная
игра.
Презентац
ия, работа
со
словарями,
игра.
Аналитиче
ская
беседа,
виртуально
е
путешеств
ие.
Словарная
работа,
электронн
ый
кроссворд.
Учебно
исследовате
льская,
Творческа
я
лаборатор
2 Лаврова С.А. Откуда берутся слова, или Занимательная этимология. М.: Воскресный день, 2013. С.710.
3 Там же. С.12.
4 Там же. С.14.
5 Там же. С.17.
6 Там же. С.30.
7 Там же. С.118. неологизмов.
«Словапришельцы».
Квестигра
игровая.
7. Великий
и
1
могучий…
школьный язык.
8. Современные
слова: сленг и
жаргонизмы.
1
1
1
9. Старая сказка на
новый лад.
1
1
«Лексика
Сообщение
школьного
обихода».
Анкета «Как мы говорим».
Составление
словаря
школьного сленга.
Ознакомление с истоками
жаргонной
лексики,
причинами
появления
словсорняков в языке;
разграничение
литературных слов и
ненормативной лексики.
Игра «Переводчики».
русской
Создание
народной сказки «Репка»
на языке молодежного
сленга.
Раздел 4. Необыкновенные родственники.
«В соседстве дальних слов я нахожу родство,
мне нравится сближать их смысл и расстоянья…»
1 Проследить
Познаватель
ноана
литическая,
поисково
исследовате
льская.
Познаватель
но
аналитическ
ая,
частично
поисковая,
игровая.
Коллективн
отворчес
кая деятель
ность.
Научно
исследовате
льская,
познаватель
но
аналитическ
ая, игровая.
ия слова,
интерактив
ная игра.
Анкетный
опрос,
словарная
работа.
Микро
исследован
ие,
словарная
работа,
деловая
игра.
Сказочная
мастерская
«В гостях
у “клёвой”
сказки».
Микро
исследован
ие, работа
со
словарями,
компьютер
ная
презентаци
я,
лингвистич
еская игра.
Поисково
исследовате
льская,
аналитико
синтетическ
ая, игровая.
Микро
исследован
ие, работа
со
справочно
й
литературо
й, загадки.
10 Необычное
происхождение
обычных слов.
1
11 Найдите
родственников.
1
слов
его
«родословную»
вплоть
до
этимологического
рождения,
научиться
аргументировать родство
слов
посредством
сравнительно
исторического анализа.
Сравнение современных
исходными
слов
с
единицами
языка,
выяснение
их
фонетических изменений.
Показ
презентации
«Знакомые незнакомцы».
Игра «Лингвистическое
домино».
слов,
восходящих к одному и
тому же общеславянскому
корню. Анализ морфемной
структуры
с
и
современной
исторической
точки
Отгадывание
зрения.
к
подбор
загадок,
слов
1 Нахождение 12 Идем по следу.
1
1
13 Разберем
полочкам.
по
1
14
“Зри” в корень.
15 Устный журнал
«Портрет одного
слова».
1
1
1 Составление
1 Подбор
отгадкам однокоренных
слов.
Работа с этимологическим
словарем,
установление
этимологически
родственных связей, поиск
исторического
корня,
варианта
подбор
слова.
проверочного
Интерактивный
flash
тренажер «Родственные
слова».
«этимологического
гнезда»
однокоренных
слов, обозначение общей
части слов языковой
цепочки. Логическая игра
«Найди лишнее».
Решение
однокоренных
слов, проверка «корневых»
орфограмм с помощью
этимологических
родственников.
онлайнкроссворда
«Этимология на службе
орфографии».8
Рассмотреть различные
аспекты одного слова (на
выбор):
его значение,
происхождение,
произношение,
его
употребление,
уникальность и место во
фразеологизмах.
1
1
Работа со
справоч
ной ин
формацией
,
интерактив
ная игра
тренажер.
Практичес
кая работа
со
словарями,
интеллек
туальная
игра.
Словарная
работа,
интерактив
ная игра.
Мини
исследован
ие, устный
журнал.
Поисково
исследовате
льская,
аналитико
синтетическ
ая, игровая.
Поисково
исследовате
льская,
аналитико
синтетическ
ая, игровая.
Аналитико
синтетическ
ая,
частично
поисковая,
игровая.
Проектно
исследовате
льская,
аналитико
синтетическ
ая,
творческая.
Раздел 5. Псевдоэтимология, или “народная” этимология.
16 От
серьезной
науки
до
словесной шутки.9
1
17 Слова
1
Знакомство с понятием
«псевдоэтимология». Что
это – игра
или
стилистическое средство?
Поиск примеров “ложных”
слов в фельетонах,
юмористических рассказах
сатирического журнала
«Крокодил».
Познаватель
но
аналитическ
ая,
поисково
исследовате
льская.
Практичес
кая работа
с
текстовой
информаци
ей.
1 Открытие словпалиндро Познаватель Микроиссл
8 Андронова М. Кроссворд «Этимология на службе орфографии». [Электронный ресурс]. URL:
http://www.openclass.ru/node/276634 (дата обращения: 12.09.2015).
9 Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы об этимологии. Книга для
старших школьников — М.: Новая школа,
URL:
http
— 144 с.
pdf (дата обращения: 13.09.2015).
[Электронный ресурс].
1996.
/ Vved
/15/15.
. ru / media
/ images
:// www
/ upload
. library
. sfedu
/ show “перевертыши”.
мов – “перевертышей”.
Чтение примеров в
стихотворениях
Г.Р.
Державина, А.А. Фета, В.
Хлебникова
«Перевертень». Игралото
«Слово наоборот».
но
аналитическ
ая,
частично
поисковая,
игровая.
едование,
работа с
художеств
енным
текстом,
игра.
18 Это было бы
смешно, если б не
было
так
печально.
Поговорим
“ляпах”.
о
19 Псевдоэтимологи
ческий словарь
«Всерьез
о
шутке».
1
1
1
20 Презентация
псевдоэтимологич
еского словаря.
1
1
1 Познакомиться с видами
в
речевых ошибок
неоправданном
использовании структуры
языковой
единицы.
Деловая игра «Юный
корректор».
Творческая мастерская
«От слова к слову». Запись
слов и подбор к ним своих
необычных
языковых
ассоциаций.
Классификация словарных
статей по алфавиту.
Составление
псевдоэтимологического
словаря.
Выступление от каждой
группы с презентацией
продукта
творческой
деятельности.
Познаватель
но
аналитическ
ая, игровая.
Коллективн
о
творческая,
аналитическ
ая.
Работа с
информаци
ей,
составлени
е таблицы,
игра.
Творческа
я
мастерская
слова.
Коллективн
о
творческая.
Презентац
ия
продукта
совместно
й
деятельнос
ти.
Раздел 2. Словесные раскопки. Топонимы земли Кошкинской.
21 Почему Кошки?10
1
22 К
истокам
1
Кондурчи.11
1
1
23 Семь
чудес
1
1
Мини
проект.
Познаватель
но
аналитическ
ая,
проектно
исследовате
льская.
Поисково
исследовате
льская,
художестве
нно
творческая.
Знакомство из архивных
источников с версиями
происхождения
села
Кошки. Создание мини
проекта «Кондурчинская
слобода, или история села
Кошки».
Сбор информации о
возникновении названия
реки Кондурча. Чтение
стихотворений поэта
земляка
И.Ф.
Акулиничева,
посвященных Кондурче.
Конкурс
рисунков
«Капелька моей любви к
России солнечная речка
Кондурча».
Рассказ об удивительных Познаватель Обсуждени
Микроиссл
едование,
конкурсы
чтецов и
рисунков.
10 Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989. 27 мая
11 Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992. 24 ноября Кошкинского
района.12
1
24 Вот
моя
деревня…
Что означает село
Нижняя
Быковка?13
25 Экскурсия
в
1
1
1
Кошкинский
историко
краеведческий
музей.
словарь
Кошкинского
района.14
26 Топонимический
27 Презентация
словаря
топонимов
Кошкинского
района.
памятниках
природы,
истории и культуры
Кошкинского района
Белоключевском роднике,
прудах,
Гудковских
Ивановских
камнях,
Максимкинском дубе,
Марьевской
горе и
храмах «Во имя св. князя
А. Невского» и «В честь
Рождества Христова».
Создание буклета «Семь
чудес района».
с
1 Поиск информации об
истории названия своего
Интервью со
села.
старожилами.
Выпуск
школьной газеты «Мое
село
необычным
названием».
1 Посещение Кошкинского
историкокраеведческого
музея.
Знакомство с
историей и культурой
малой родины.
Составление
словаря
топонимов Кошкинского
района.
1
1 Представление
топонимического словаря
своей местности.
но
аналитическ
ая,
художестве
нно
творческая.
е,
сбор
информаци
и, создание
буклета в
программе
Microsoft
Publisher.
Поисково
исследовате
льская,
художестве
нно
творческая.
Познаватель
но
аналитическ
ая.
Коллективн
отворчес
кая,
аналитическ
ая.
Коллективн
отворчес
кая.
Работа с
информаци
ей, мини
иссле
дование,
выпуск
газеты.
Экскурсия
в районный
музей
краеведени
я.
Сбор
информаци
и,
словарная
работа.
Презентац
ия
продукта
совместно
й
деятельнос
ти.
Раздел 3. Познай самого себя. Этимология имен и фамилий.
28 Что в имени тебе
Тайны
моем?
наших имен.
1
1
29 Моя фамилия.
Мое отчество.
1
1
Знакомство с историей
происхождения своего
имени, толкованием его
значения. Как раскрывает
имя характер человека,
влияет на его судьбу.
онлайн
Работа
словарями
и
справочниками
по
ономастике.
Высказыванияпредполо
жения о значении своей
с
Познаватель
но
аналитическ
ая,
частично
поисковая.
Работа со
справочно
й
информаци
ей
в
Интернете.
Познаватель
но
Обсуждени
е
12 Ходоренко Т.А. Семь чудес района// Северные нивы. – 2007. – 7 апреля
13 Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989. 30 мая
14 Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историкокраеведческий словарьсправочник. Кошки, 2005. Даля,
фамилии и отчества.
Знакомство с «Толковым
словарем
живого
великорусского языка»
В.И.
поиск
значения своей фамилии и
отчества.
Рассмотреть
примеры
«говорящих» фамилий в
русской
литературе,
соотнести их значения;
определить роль данного
художественного приема
в стилистическом образе
произведения.
Прослушивание рассказа
«Лошадиная фамилия» из
аудиокниги А.П. Чехова.
Решение
кроссворда
«Герои литературных и
народных сказок». Обмен
мнениями, почему именно
эти имена имеют герои.
Просмотр презентации
литературного проекта
создания
«Средства
образа БабыЯги
в
народных
русских
составление
сказках»,
данного
плана
исследования.
Обмен
мнениями о проекте.
Работа в группах по теме
«Этимология
и
лексическое
значение
слова
«Кощей».
Выступления учеников об
этимологии имён героев
сказок. Самостоятельное
определение
степени
успешности своей работы
и работы других в
соответствии с ранее
разработанными
критериями.
Составление
словаря
имен и фамилий своей
семьи. Работа со словарем
В.И.
Даля и поиск
информации в Интернете.
30
«Говорящие»
фамилии.
1
1
31 Герои
сказок
рассказывают о
себе.
1
1
32 Антропонимическ
ий словарь имен и
фамилий моей
семьи.
33 Презентация
антропонимическ
1
1
1
1
аналитическ
ая,
частично
поисковая.
Познаватель
но
аналитическ
ая,
художестве
нно
творческая.
предполож
ений
работа со
словарем,
мини
исследован
ие.
Составлен
ие
таблицы,
прослушив
ание
аудиокниг
и.
Познаватель
но
аналитическ
ая,
коллективн
о
творческая.
Отгадыван
ие
кроссворда
, просмотр
презентаци
и, работа в
группах,
выступлен
ия ребят.
Коллективн
о
творческая.
Словарная
работа,
сбор
материала
в
Интернете.
Презентац
ия словаря
Выступление
презентацией
с
Коллективн
о ого словаря «Имя
дома моего».
34 Подведение
итогов. КВН.
1
1
творческая.
Интеллекту
ально
творческая.
по
антропони
мике.
Выступлен
ия команд,
подведени
е итогов.
антропонимического
словаря «Имя дома
моего».
Класс делится на две
В каждой
команды.
назначается
команде
капитан.
Участники
выполняют следующие
задания:
1. Разминка «Лексические
слухи».
2.
Конкурс
«Этимологический мик
роскоп».
3.
«Старославянские
родственники».
4. Конкурс капитанов
«Регулировщик слова».
5.
Домашнее задание
«Фэнтези «Невероятные
приключения
слов“иностранцев”
России».
Конкурс
в
Описание предполагаемой результативности курса
Планируемые результаты
Личностные результаты:
положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства,
признание себя носителем этого языка;
появление желания умело пользоваться языком, сознательно относиться к своей речи;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
патриотическое сознание, интерес к историческим и культурным ценностям родного
слова и края;
интерес к истокам собственной родословной, фамильная гордость за своих предков.
Метапредметные результаты:
Ученик научится или получит возможность научиться: Познавательные:
искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися
знаниями, опытом;
фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную
в разных формах: изобразительной, схематичной;
пользоваться различными словарями, справочниками, находить в них нужные сведения;
выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез,
сравнение, классификацию, обобщение;
подводить под понятие, доказывать, делать выводы;
проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения
или правильный ответ;
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и
письменного общения людей;
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого
поведения, культуры речи;
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои
диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом
этой ситуации и конкретных речевых задач.
Регулятивные:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться
искать способы их преодоления.
Предметные результаты:
иметь представление о сущности понятий «этимология», «топонимика», «ономастика»,
«псевдоэтимология»;
владеть необходимыми теоретическими знаниями об истории происхождения слов; уметь моделировать этимологическое гнездо слов;
научиться аргументировать родство слов посредством сравнительноисторического
анализа;
уметь определять слова, образованные народноэтимологическим путем, давать
собственную справку о значении слова;
знать историю происхождения, значение имени, фамилии и отчества своей семьи;
местных топонимов;
уметь составлять антропонимический и топонимический словари;
понять особенности молодежного сленга, причины проникновения ненормативной
лексики в школьную речь;
получить сведения о составе сленговых слов, употребляемых учениками ГБОУ ООШ с.
Нижняя Быковка.
Контроль и оценка результатов
Основными формами выявления
уровня усвоения программы являются
презентации продуктов проектной и исследовательской деятельности: различных словарей,
буклета, сценария сказки, школьной газеты, устного журнала; деловые и ролевые игры,
викторины, кроссворды, загадки, лингвистическое домино, интерактивный flashтренажер,
лото, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям, защита творческих проектов,
участие в конкурсах, фестивалях, конференциях, коллективные обсуждения пройденных тем.
Результатом итогового прохождения программы будет выступление команд в игре КВН.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам
курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации
минипроектов, элементарные представления об исследовательской деятельности.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,
умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и
опросы, иметь представление об учебно – исследовательской деятельности, участие в
конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий. Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение
анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины,
подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность,
активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию
на практике.
Портфель достижений школьника
За время прохождения курса внеурочной деятельности учащиеся выполняют в конце
каждого раздела итоговые работы разного формата. Результатом творчества становятся
продукты совместной или индивидуальной деятельности:
словарь школьного сленга;
старая сказка на новый лад;
минипроект «Кондурчинская слобода, или история села Кошки»;
конкурс рисунков «Капелька моей любви к России – солнечная речка Кондурча»;
создание буклета «Семь чудес района»;
выпуск школьной газеты «Мое село с необычным названием»;
составление словаря топонимов Кошкинского района;
выступления учеников об этимологии имен героев сказок;
антропонимический словарь «Имя дома моего»;
устный журнал «Портрет одного слова»;
творческая мастерская «От слова к слову»;
псевдоэтимологический словарь «Всерьез о шутке»;
фэнтези «Невероятные приключения слов “иностранцев” в России».
Собранный языковой материал может послужить базой для дальнейшего использования
при организации внеклассных мероприятий: Неделе русского языка и литературы, Дне
славянской письменности,
школьной научнопрактической конференции,
районных
краеведческих чтениях, районной филологической конференции. «Первые шаги в науку»
путь к успеху! Список литературы
Для учителя
Нормативноправовая база
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (59 кл.) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938
(дата обращения: 10.09.2015).
2. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России
в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.
акад. образования.
М.: Просвещении, 2009. [Электронный ресурс].
URL:
―
http
:// www
. nou
gelios
. ru / assets
/ files
/ dokumentyi
/ FGOS
/ koncepciya
duhovnaya
. pdf
(дата
обращения: 12.09.2015).
3. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
[Электронный ресурс]. URL:
http://минобрнауки.рф/новости/3405/файл/2222/13.05.23
воспитание.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
4. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература:
проект. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 112 с. [Электронный ресурс].
URL:
http://uchitelslovesnik.ru/data/uploads/conception/conception.pdf
(дата обращения:
12.09.2015)
5. Планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной
программы основного общего образования.
[Электронный ресурс].
URL:
http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ (дата обращения: 12.09.2015)
Дополнительная литература
1. Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский от А до Я. Историкокраеведческий словарь
справочник. Кошки, 2005. 2. Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989. 27 мая
3. Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989. 30 мая
4. Арнольдов Н.А. Становление // Маяк Ильича. – 1989. 1 июня
5. Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992. 24 ноября
6. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 59 классы. – М.: ВАКО,
2015. – 304 с. – (Мастерская учителясловесника).
7. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982. – 122 с.
8. Введенская Л.А. Стихотворения для работы на уроках русского языка. – Ростов н/Д:
Феникс, 2012. – 90, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
9. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. — М.: АСТ: Астрель, 2001.
10. Игровые технологии на уроках русского языка. 59 классы: игры со словами,
разработки уроков/ авт.сост. В.Н. Пташкина [и др.] – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.:
ил.
11. Лаврова С.А. Откуда берутся слова, или Занимательная этимология. – М.: Воскресный
день, 2013. – 128 с.
12. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 4е изд., РАН,
Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 1999.
13. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: Около 2600 имен. – 2е изд. – М.:
Русский язык, 1984. – 384 с.
14. Подшибякова Н. А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому
языку //Русский язык в школе – 1984. №2 – с. 24.
15. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий. – М.: Просвещение, 1975. 160 с.
16. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. – 2е изд. – М.: ВАКО, 2015. 128 с.
(Мастерская учителясловесника).
17. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. — 3е изд., испр. и
доп. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
18. Трубачев О.Н. Русская ономастика и ономастика России: Словарь–пособие. М.:
ШколаПресс, 1994. – 291 с.
19. Ходоренко Т.А. Семь чудес района // Северные нивы. – 2007. – 7 апреля
20. Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. 2е изд. М.: Прогресс,
1986.
Для учащихся 1. Аникин А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М.:
Школа Пресс, 1993.
2. Волина В. В. Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. – М.:
АСТ – ПРЕСС, 1996.
3. Ковалевская Е.Г. История слов: книга для учащихся. М.: Просвещение, 1968.
4. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1984.352 с.
5. Лев Успенский. Ты и твое имя. Рассказы об именах. – М.: Детская литература, 1972.
6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка.
Происхождение слов. — 7е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.
Интернетресурсы
1. Андронова М. Кроссворд «Этимология на службе орфографии». [Электронный ресурс].
URL: http://www.openclass.ru/node/276634 (дата обращения: 12.09.2015).
2. Арнольдов Н.А. История Кошкинского района в названиях и документах.
Краеведческий справочник. [Электронный ресурс] // Портал образовательной медиасети
СевероЗападного управления. URL:
/ images
http
/ newhistory
:// medianet
_ koshki
. pdf (дата
. ru / rodina
/ history
/ stories
. yartel
обращения: 12.09.2015).
3. Введенская Л.А., Колесников Н.П. От серьезной науки до словесных шуток. Рассказы
об этимологии. Книга для старших школьников — М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
[Электронный ресурс]. URL:
http
:// www
. library
. sfedu
. ru / media
/ upload
/ images
/ show
/ Vved
/15/15.
pdf (дата обращения:
13.09.2015).
4. Откупщиков Ю. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии: [Электронный ресурс].
2005. URL:
http
:// royallib
. com
/ book
/ otkupshchikov
_ yu / k _ istokam
_ slova
_ rasskazi
_ o _ nauke
_ etimologii
. htm
l (дата обращения: 13.09.2015).
5. Онлайнбиблиотека http://slovarionline.ru/
6. Онлайнсловарь русских имен http://www.onlinedics.ru/slovar/nam.html
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре» на 2016-2017 уч.г. Направление развития личности школьника: духовно-нравственное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.