Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)
Оценка 5

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
4 кл
07.02.2017
Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)
Решая проблему развития пространственного мышления в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентирован на общекультурные цели обучения математике и направлен на развитие у учащихся интуиции, образного (пространственного) и логического мышления (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.
Занимательная математика.docx
«Занимательная  математика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа является программой дополнительного образования.  Тип программы – развивающая.  Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с: ●  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего обра­ зования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ от 6.10.2009г. №373;  ● Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России; ● Планируемыми результатами начального общего образования. При разработке программы использованы: ● Методический   конструктор   «Внеурочная   деятельность   школьников»   Москва «Просвещение» 2011г.         Решая  проблему  развития  пространственного  мышления   в  русле  методической концепции  развивающего  обучения  младших  школьников  математике,  данный  кружок ориентирован  на  общекультурные  цели  обучения  математике  и  направлен на  развитие у     учащихся     интуиции,     образного     (пространственного)     и     логического     мышления (приемы     умственной     деятельности:     анализ     и     синтез,     сравнение,     классификация, аналогия,  обобщение),  формирование  у  них  конструктивно­геометрических  умений  и навыков,     способности     читать     и     понимать     графическую     информацию,     а     также комментировать  ее  на  доступном   детям  данного  возраста  языке. Цели: формирование и развитие образного логического мышления Задачи:  Дать  материал  для  умственной  гимнастики, для  тренировки  сообразительности и  находчивости.  Отрабатывать  арифметический  и  геометрический    навык;  Подготовить  ум для  более  серьезной  работе.  Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только много   знать,   но   и   последовательно   мыслить,   догадываться,   проявлять   умственное напряжение.  Интеллектуальная  деятельность,  основанная  на  активном  думании,  поиске способов   действий,   при   соответствующих   условиях   может   стать   привычной   для детей.      Так,   головоломки   целесообразны   при   закреплении   представлений   ребят   о геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи­шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения арифметических     временных представлений  и  т.д.  формы  организации  учеников   разнообразны:  игры  проводятся  со всеми,   с   подгруппами   и   индивидуально.   Педагогическое   руководство   состоит   в создании  условий  проведения  кружка,  поощрении  самостоятельных  поисков  решений задач,   стимулировании   творческой   инициативы.   В   данный кружок включены   игры, смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочки или  другие  предметы  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данном   формирование     числами,     задач,     действий     над кружке     формируются     важные     качества     личности     ребенка:     самостоятельность, наблюдательность,     находчивость,     сообразительность,     вырабатывается     усидчивость, развиваются  конструктивные  умения.     В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать свои   действия,   обдумывать   их,   догадываться   в   поисках   результата,   проявляя   при этом   творчество.   Эта   работа   активизирует   не   только   мыслительную   деятельность ребенка,   но   и   развивает   у него   качества,   необходимые   для   профессионального мастерства,  в  какой  бы  сфере  потом  он   не  трудился. В   Концепции   модернизации   российского   образования   и   введении   Федерального государственного   образовательного   стандарта   второго   поколения   ставится   задача   по формированию «целостной системы универсальных учебных действий» и формулирование планируемых результатов. ИКТ в работе кружка: демонстрации презентаций и мультимедиа, поиск информации в  Интернете. Кружок «Занимательная математика» проводится два раза в неделю     Характер  материала  определяет  назначение  кружка:     Развивать  у  детей  общие  умственные  и  математические  способности,  заинтересовать их  предметом  математики,  развлекать,  что  не  является  ,  безусловно ,  основным.         Любая     математическая     задача     на     смекалку,     для     какого     возраста     она     не предназначалась,     несет     в     себе     умственную     нагрузку,     которая     чаще     всего замаскирована  занимательным  сюжетом,  внешними  данными,  условием  задачи  и  т.д.    Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать число   ­   реализуется   средствами   игры,   в   игровых   действиях.   Развитие   смекалки, находчивости,   инициативы   осуществляется   в   активной     умственной     деятельности, основанной  на  непосредственном  интересе.       Занимательность     математическому     материалу     придают     игровые     элементы, содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  шашки или  самая  элементарная  головоломка.  Например,  в   вопросе:  «Как  из  двух  палочек сложить   на   столе   квадрат?»   ­   необычность   его   постановки   заставляет   ребенка задуматься  в  поисках  ответа,  втянуться  в  игру  воображения.    Многообразие  занимательного  материала  ­  игр,  задач,  головоломок,  дает  основание для  классификации,  хотя  довольно  трудно  разбить  на  группы  столь  разнообразный материал,     учителями. Классифицировать   его   можно   по   разным   признакам:   по   содержанию   и   значению, характеру  мыслительных  операций,  а  также  по  признаку  общности,  направленности  на развитие  тех  или  иных   умений.   математиками,     методистами     созданный     и     нами           Исходя     из     логики     действий,     осуществляемых     решающим,     разнообразный элементарный   занимательный   материал   можно   классифицировать,   выделив   в   нем условно  3  основные  группы:  развлечения,  математические  игры  и  задачи,  развивающие (дидактические)  игры  и  упражнения.  Такие  группы  представлены  в  схеме. Характер  и  назначение  материала  того  или  иного  вида.  Обоснование  актуальности  кружка  и  возможности  её  реализации.          Программа   «Занимательная математика»   рассчитана     на   ребят   10­11   лет,   срок реализации   1 год (4 класс), 68 учебных часов.  Формировать  у  них  математические  знания  и  навыки,  способность  читать  и   понимать  графическую  информацию,  а  также  умении  доказывать  свое  решение  в ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок,  через  ­  интересную  деятельность,   необходимо  отметить,  что  только  в  ней  ребенок  реализует  поставленные  перед  собой  цели,  познает  предмет,  развивает  свои  творческие  способности. в реализации данной  программы                                        Принципы программы: 1.Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление  развивать интеллектуальные возможности  учащихся. 2.Научность  Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть  количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. 3.Системность Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к  общим (решение математических задач). 4.Практическая направленность Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии,  которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые  впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и  других математических играх и конкурсах. 5.Обеспечение мотивации Во­первых, развитие интереса к математике как науке физико­математического  направления, во­вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление  на олимпиадах по математике. 6.Реалистичность  С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно  усвоение за 33 занятия. 7.Курс ориентационный Он осуществляет учебно­практическое знакомство со многими разделами математики,  удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,  расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине. Формы и режим занятий Занятия учебных групп проводятся: 2 занятия в неделю по 35 минут. Основными формами образовательного процесса являются: практико­ориентированные учебные занятия; творческие мастерские; тематические праздники, конкурсы;                                            Основные виды деятельности учащихся: ­решение занимательных задач; ­оформление математических газет; ­участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; ­знакомство с научно­популярной литературой, связанной с математикой; ­проектная деятельность;  ­самостоятельная работа; ­работа в парах, в группах; ­творческие работы. Принципы  реализации  программы:   Индивидуально ­ личностный  подход  к  каждому  ребенку;  Коллективная работа;  Креативность (творчество);  Ценностно­смысловое  равенство  педагога  и  ребенка;  Научность;  Сознательность  и  активность  учащихся;  Наглядность.  Формы:   Математические   (логические)   игры,     задачи,     упражнения,     графические     задания, развлечения  ­  загадки,  задачи­шутки,  ребусы,  головоломки,  игр,  дидактические  игры  и упражнения, математические игры (геометрический  материал), конкурсы и др.  Методы:   Взаимодействие;  Поощрение;  Наблюдение;  Коллективная  работа;  Игра.  Приемы:   Анализ  и  синтез;  Сравнение;  Классификация;  Аналогия;  Обобщение. Программа кружка направлена на формирование следующих УУД (универсальных учебных действий) Личностные УУД:  ­самоопределение  (формирование   положительного   отношения   к   полученным знаниям)  ­ смыслообразование   (дети определяют степень нужности полученных на кружке знаний)  ­ нравственно­этическая ориентация   (оценивание усвоенного материала, исходя из личностных ценностей) Регулятивные УУД:  ­ саморегуляция (управление своей речью, поведением на занятиях кружка)  ­ целеполагание (соотнесение того, что известно и того, что ещё предстоит узнать)  Познавательные УУД: 1) общеучебные:  ­ формулирование цели занятия;  ­ поиск и выделение необходимой информации из данной;  ­ осознанное построение своего ответа; 2) логические:  ­ анализ данных объектов;  ­ классификация данных объектов;  ­ установление связей объектов; 3) постановка и решение проблемы:  ­ формулирование проблемы (например, назвать тему занятия) Коммуникативные УУД:  ­ сотрудничество с учителем и сверстниками на занятии кружка;  ­ разрешение спорных ситуаций;  ­ выражение собственных мыслей по данному вопросу;  ­ управление партнёром и партнёрами в групповых работа Планируемые результаты Личностные  Предметные  Метапредметные  1 Мотивация к изучению  математики. 2 Формирование личностного смысла изучения  математики. 3 Готовность слушать  собеседника и вести диалог 4 Уметь работать в группах. 5 Уметь доказывать способ  правильного решения. 6 Уметь опровергать  неправильное направление  1. Приобретение начального  опыта применения  математических знаний. 2. Использование начальных  математических знаний. 3. Овладение основами  логического и  алгоритмического мышления, пространственного  воображения и  математической речи. 4.Умение выполнять устно и  1 Мотивация к изучению  математики. 2 Формирование  личностного смысла  изучения математики. 3 Готовность слушать  собеседника и вести диалог 4 Уметь работать в группах. 5 Уметь доказывать способ  правильного решения. 6 Уметь опровергать  неправильное направление поиска. поиска. письменно арифметические  действия с числами и  числовыми выражениями,  решать текстовые задачи,  умение действовать в  соответствии с алгоритмом 5.Приобретение первоначальных представлений компьютерной грамотности.   о     и     читать   взаимосвязь и 6.Умения  ориентироваться  в пространственных отношениях    «справа­слева», «перед­за»,   «между»,   «над­ под»,  «выше­ниже» ит.д.; 7.Находить   плоских   пространственных  фигур; 8.Отличать     кривые   плоские  поверхности; 9.Уметь графическую  информацию; 10.Дифференцировать видимые   линии; 11.Конструировать геометрические  фигуры;   простые 12.Анализировать   изображения,     выделять     в   окружающих них   предметах     геометрические формы; 13.Уметь существенные несущественные  признаки. 14.Уметь   решать   ребусы, головоломки, кроссворды.   невидимые различать и     и     в     и                                                                  Содержание программы 1.Математика – царица наук.­    1 час Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. 2. Интересные приемы счета.­ 2часа Знакомство   с   материалом   из   истории   развития   математики.   Решение   занимательных заданий, связанные со счётом предметов. 3. Взаимное расположене предметов.­ 2часа Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. 4.Решение занимательных задач в стихах­2 часа Инсценирование загадок, решение задач 5.Графические диктанты, решение ребусов. – 3часа Решение занимательных ребусов по теме «Умножение» 6. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)­ 2 часа Работа с алгоритмами 7. Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения­3 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения 8. Ломаная. Углы. Многоугольники.­ 3 часа Совершенствование умения проводить линии и изображать их на рисунках. 9. Математические игры­2 часа Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах. 10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.­ 3 часа Уяснение   формальной   сущности   логических   умозаключений   при   решении   задач   с неполными данными, лишними, нереальными данными. 11.Занимательные задачи.­ 3 часа Решение занимательных  задач  12. Игра «Знай свой разряд». – 1час Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.  13. Обратные задачи.­ 2 часа Решение обратных задач, используя круговую схему. 14. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа Анализ   и   решение   задач,   самостоятельное   изменение   вопроса   и   решение   составленных задач. 15. «Газета любознательных» ­ 3 часа Проектная деятельность 16. Решение нестандартных задач. – 3 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 17. Решение олимпиадных задач. – 3 часа Решение задач повышенной сложности. 18. Математические горки. – 3 часа Формирование числовых и пространственных представлений у детей. 19. Практикум «Подумай и реши».­ 3 часа Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения 20. Наглядная алгебра. ­1 час Включение в активный словарь детей алгебраических терминов. 21. Решение логических задач. – 2 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения 22. Игра «У кого какая цифра». – 1 час Закрепление знаний разрядов 23. Знакомьтесь: Архимед!­ 1 час Исторические сведения: ­ кто такой Архимед ­ открытия Архимеда ­ вклад в науку 24.Задачи с многовариантными решениями. – 3 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 25. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час Исторические сведения: ­ кто такой Пифагор ­ открытия Пифагор ­ вклад в науку 26. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.­ 3  часа Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов. 27.  Задачи с многовариантными решениями.­ 3 часа Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 28. Математический КВН. – 1 час Систематизация знаний по изученным разделам. 29. Кроссворды ­2 часа Решение математических ребусов 30. Головоломки­ 2 часа Работа с простейшими умозаключениями на математическом уровне. 31. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час Систематизация знаний по изученным разделам Учебно­тематический план кружка   «Занимательная математика»   4 класс (68 ч) Тема № п/п Виды деятельности Количество часов Дата Всего Теория Практи ка Кол­ во 1  Вводное занятие «Математика – царица наук» 2­3 Интересные приемы устного  счёта. 4­5 Взаимное расположение  предметов. 6­7 Решение занимательных задач в  стихах 8­10 Графические диктанты. Решение ребусов. 11­ 12 13­ 15 Упражнения с многозначными  числами (класс млн.) Задания  на  развитие   мышления,  памяти,   логического  рассуждения 16­ 19 Ломаная.  Углы.  Многоугольники.   Математические игры. Задачи с неполными данными,  лишними, нереальными данными. Занимательные задачи. 20­ 21 22­ 24 25­ 27 28 Игра «Знай свой разряд». Определение  интересов,  склонностей  учащихся. Устный счет 68 1 2 2 2  3  3 3 2 Закрепление  понимание  пространственных  отношений. Работа в группах:  инсценирование  загадок, решение  задач Закрепление и  проверка знаний и  пространственных представлений. Учатся решать  ребусы. Работа с  алгоритмами Продолжается   работа,  начатая  в   первом  и  втором   классах. Закрепление и  расширение  представления о  кривой и плоской  поверхности,  совершенствование  умения проводить  линии и изображать  их на рисунках. Закрепление  полученных знаний  и навыков  полученных на  уроках математики Составление схем,  диаграмм Закрепление  полученных знаний  и навыков  полученных на  уроках математики Работа с таблицей  1 3 3 2 4 1 62 1 2 1 2 –  3 – 1 2 3  2 2 3 3 1 Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса «Газета любознательных». Решение нестандартных задач Решение олимпиадных задач Математические горки. разрядов Работа в группах  «Найди пару» Инсценирования  задач Проектная  деятельность Решение задач на  установление  причинно­ следственных  отношений Решение заданий  повышенной  трудности Решение задач на  преобразование  неравенств Практикум «Подумай и реши». Самостоятельное  2 2 2 3 3 3 3 2 29­ 30 31­ 32 33­ 35 36­ 38 39­ 41 42­ 44 45­ 47 48 Наглядная алгебра. Решение логических задач. 49­ 50 51 Игра «У кого какая цифра» 52 Знакомьтесь: Архимед! 53­ 55 Задачи с многовариантными  решениями. 56 Знакомьтесь: Пифагор! Учимся комбинировать  элементы знаковых систем. Задачи с многовариантными  решениями. 57­ 59 60­ 62 63 Математический КВН 64­ 65 Кроссворды  1 2 3 решение задач с  одинаковыми  цифрами Работа в группах:  инсценирование Схематическое  изображение задач Творческая работа 1 Работа с  1 энциклопедиями и  справочной  литературой Работа над  созданием  проблемных  ситуаций,  требующих  математического  решения работа с  информацией  презентации:  «Знакомьтесь:  Пифагор!» Составление  знаковых систем Индивидуальная  работа работа в группах Формирование  умения решать  1 2 1 3 3 2 2 1 3 3 3 2 1 2 1 1 3 1 3 3 1 2 66­ 67 68 Головоломки   Круглый стол «Подведем  итоги»                                         2 1 кроссворды Формирование  умения решать  головоломки Коллективная  работа по  составлению отчёта  о проделанной  работе 2 1 Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:  Ожидаемые результаты и способы их проверки ­ Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). ­ В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех   простые   правила   поведения,    делать   выбор,   при   поддержке   других   участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые воспитанника качества) используется     простое наблюдение,  проведение математических игр, анкетирование Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование  универсальных учебных действий (УУД).  Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:      занятия­конкурсы на повторение практических умений,  занятия  на  повторение  и  обобщение  (после  прохождения  основных  разделов программы),  самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),  участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.  Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:       результативность и самостоятельную деятельность ребенка,  активность,  аккуратность,  творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.  Предметными   результатами  изучения   курса     являются   формирование   следующих умений.  ­ описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; ­ выделять существенные признаки предметов; ­ сравнивать между собой предметы, явления; ­ обобщать, делать несложные выводы; ­ классифицировать явления, предметы; ­ определять последовательность событий; ­ судить о противоположных явлениях; ­ давать определения тем или иным понятиям; ­ определять отношения между предметами типа «род» ­ «вид»; ­ выявлять функциональные отношения между понятиями; ­ выявлять закономерности и проводить аналогии.   ­  создавать   условия,   способствующие   наиболее   полной   реализации   потенциальных познавательных   возможностей   всех   детей   в   целом   и   каждого   ребенка   в   отдельности, принимая во внимание особенности их развития.  ­ осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Проверка результатов проходит в форме:      игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),  собеседования (индивидуальное и групповое),  тестирования,  проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.       Занятия  рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом,   что   один   вид   деятельности   сменяется   другим.   Это   позволяет   сделать   работу динамичной,   насыщенной   и   менее   утомительной, при   этом   принимать   во   внимание способности   каждого   ученика   в   отдельности,   включая   его   по   мере   возможности   в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные   в   обыденной   жизни;   их   анализ   и   проигрывание   могут   стать   основой   для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка. Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: ­ тестирование; ­ практические работы; ­ творческие работы учащихся; ­ контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания ­   незнания», своих   потенциальных   возможностей,   а   также   осознание   тех   проблем,   которые   ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.       Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной   динамики   качества   усвоения   предмета   ребёнком   и   не   допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.  В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте. Материально­техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор. Литература  используемая  при  составлении  занятий  по  кружку: 1.   Федеральный   Государственный   Образовательный   Стандарт   начального   общего образования   приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   6 октября 2009 г. №373. 2.   А.Г.   Асмолова   Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   в   начальной школе//Москва "Просвещение" 2011г. 3. .А.Б. Воронцова Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2011г 4. «Веселые  задачки»,Остер Г.,М.,2000. 5. «Веселые  задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005. 6. «Дидактические  карточки – задания  по  математике»1кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004. 7. «Дидактические  карточки – задания  по  математике»2кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004. 8. «Дидактические  карточки – задания  по  математике»3кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004. 9. «Дидактические  карточки – задания  по  математике»4кл., ИстоминаН.Б.,М., 2004. 10. «Занимательные  материалы  к  урокам  математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005. 11. «Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников» , МихалковаЗ.А., М., 1985. 12. «Логика»,Нежинская О.Ю., В.,2004. 13.  ВолинаВ.,М.,2002. 14. «Математические  задания», ВолковС.И., СтоляроваН.Н., М.,»Просвещение»1994. 15. «Наглядная  геометрия»тетрадь  по  математике  для 1кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004. 16. «Наглядная  геометрия»тетрадь  по  математике  для 2кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004. 17. «Наглядная  геометрия»тетрадь  по  математике  для 3кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004. 18. «Наглядная  геометрия»тетрадь  по  математике  для 4кл.,ИстоминаН.Б.,М.,2004. 19. «От  игры  к  знаниям»МинскинЕ.М.,М.  «Просвещение»,1982. 20. «Практикум по специальной психологии» Учебное   пособие БГПИ, ШаповаловаО.Е., Биробиджан, 2000. 21. «Развивающие     занятия    с   детьми»,  ЗабрамнаяС.Д., КостенковаЮ.А., «Психолого­ педагогическая   диагностика   и   консультирование»,   Институт   общегуманитарных исследований СекачевВ.,М.,2006. «Математические     загадки,     ребусы,     игры     для     тех,     кто     умеет     считать»,

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)

Рабочая программа "Занимательная математика" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017