Рабочая учебная программа по музыке
Оценка 4.8

Рабочая учебная программа по музыке

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
музыка
1 кл
13.03.2018
Рабочая  учебная программа по  музыке
Рабочая учебная программа по музыке для 1 класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2012 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012.
музыка.doc
1. Пояснительная записка. Рабочая   учебная программа по   музыке для   1 класса разработана и       составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального  общего образования 2012 года, примерной программы начального общего образования  по музыке с учетом  авторской программы по музыке ­  «Музыка. Начальная школа», авторов:   Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012.  Цели программы:   формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;     воспитание эмоционально­ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие  достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,  певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; обогащение знаний  о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно­творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально­ пластическое движение и импровизация). Задачи программы:  развитие эмоционально­осознанного отношения к музыкальным произведениям; понимание их жизненного и духовно­нравственного содержания; освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов); изучение особенностей музыкального языка;      формирование музыкально­практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей. Общая характеристика учебного предмета Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего  человечества. Опыт эмоционально­образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально­творческой  деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для  духовно­нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно­смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно  выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы ­ охват широкого культурологического пространства,  которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и  прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально­эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.  Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания»,  «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует  развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения  каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое  интонирование и музыкально­ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного  1 характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке,  импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Описание места учебного предмета. В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.                                                                                                                                                  Уроки музыки, как и  художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной  взаимосвязь  образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества  предполагает:  формирование опыта эмоционально­образного восприятия;    начальное овладение различными видами музыкально­творческой деятельности; приобретение знаний и умении; овладение УУД Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников  через эмпатию, идентификацию, эмоционально­эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей  человека, его духовно­нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для  человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. 2. Содержание программы Раздел 1. «Музыка вокруг нас»       16 часов Урок 1. И Муза вечная со мной!  Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель. Урок 2.. Хоровод муз.  Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод ­  древнейший  вид  искусства, который  есть  у  каждого  народа.  Сходство  и  различие   русского  хоровода, греческого  сиртаки,  молдавской  хоры.  Урок 3. Повсюду музыка слышна.  Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными   песенками­попевками. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы. Ролевая игра «Играем в композитора». Урок 4. Душа музыки ­ мелодия.  Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). 2 Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно­музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого  музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.  В   марше ­ поступь,  интонации  и  ритмы   шага,  движение. Песня­ напевность, широкое  дыхание,  плавность   линий  мелодического  рисунка.  Танец­  движение  и  ритм,  плавность  и  закругленность  мелодии,  узнаваемый  трехдольный  размер   в  вальсе, подвижность,  четкие  акценты,  короткие  “шаги”  в  польке.  В  песне  учащиеся  играют  на  воображаемой  скрипке.  В  марше  пальчики­ “солдатики” маршируют  на  столе,  играют на  воображаемом  барабане.  В  вальсе  учащиеся  изображают  мягкие  покачивания  корпуса. Урок 5. Музыка осени.  Интонационно­образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная  форма  песен. Урок 6. Сочини мелодию.  Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».  Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Урок 8. Музыкальная азбука.  Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Запись нот ­  знаков для обозначения музыкальных звуков. Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.  Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.  Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.  Игра «Угадай мелодию» на определение  музыкальных произведений и композиторов, написавших  эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.                                      Урок 10. Музыкальные инструменты.  Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа –  свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы­исполнители и мастера­изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Урок 11. «Садко». Из русского былинного сказа.  Наблюдение народного творчества. Знакомство  с  народным  былинным  сказом  “Садко”. Знакомство  с  жанрами  музыки,  их  эмоционально­образным  содержанием,  со  звучанием  народного  инструмента ­ гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского ­Корсакова дать понятия «композиторская музыка».  Урок 12. Музыкальные инструменты.  Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление звучания народных  инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель­ флейта, гусли – арфа – фортепиано.  Урок 13. Звучащие картины.  Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно­образного мышления  на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры  разных эпох. Направление   на  воспитание  у  учащихся  чувство  стиля ­ на  каких  картинах  “звучит”  народная  музыка, а  каких  ­ профессиональная, сочиненная  композиторами. Урок 14. Разыграй песню. 3 Многозначность  музыкальной речи, выразительность  и смысл. Постижение общих закономерностей  музыки: развитие музыки  ­ движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие  умений и навыков выразительного исполнения  детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление  этапов  развития  сюжетов.   Подойти  к  осознанному делению  мелодии  на  фразы,  осмысленному  исполнению  фразировки.  Основы  понимания  развития  музыки.   Урок 15. Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины.  Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.   Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство  с  сюжетом  о   рождении  Иисуса  Христа  и  народными обычаями  празднования  церковного   праздника  ­ Рождества  Христова. Осознание  образов  рождественских  песен,  народных  песен­колядок. Урок 16.  Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.  Обобщенное представление об основных образно­эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок  посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год.  Знакомство  со  сказкой   Т.Гофмана и музыкой  балета  П.И.Чайковского «Щелкунчик»,  который ведет детей в мир чудес, волшебства,  приятных   неожиданностей.  Раздел 2. «Музыка и ты»     17 часов Урок 17. Край, в котором ты живешь.  Сочинения отечественных композиторов о Родине.            Россия­ Родина  моя.  Отношение  к  Родине,  ее  природе,  людям,  культуре,  традициям  и  обычаям.  Идея  патриотического  воспитания.   Понятие  “Родина” ­ через эмоционально­ открытое, позитивно­уважительное   отношение   к   вечным   проблемам жизни и искусства. Родные   места,   родительский дом,   восхищение   красотой   материнства,   поклонение труженикам  и  защитникам  родной  земли. Гордость за  свою  родину. Музыка  о родной  стороне,  утешающая  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшая  силы  в  дни испытаний  и трудностей,  вселявшая  в  сердце  человека  веру,  надежду,  любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Урок 18. Художник, поэт, композитор.  Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.   Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь.   Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства  для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их  в  ярких запоминающихся  слушателям, читателям,  зрителям  художественных  образах. Обращение  к  жанру  пейзажа, зарисовкам  природы  в  разных  видах  искусства.  Музыкальные  пейзажи­ это  трепетное  отношение  композиторов  к  увиденной,  “услышанной  сердцем”, очаровавшей  их природе.  Логическое  продолжение  темы  взаимосвязи  разных  видов  искусства,  обращение  к  жанру  песни  как  единству  музыки  и  слова. Урок 19. Музыка утра.  Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст  музыкальных  произведений,  которые рисуют  картину утра. У  музыки  есть удивительное  свойство­ без  слов  передавать  чувства,   мысли,  характер  человека, состояние  природы.  Характер  музыки  особенно отчетливо  выявляется  именно  при сопоставлении  пьес. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов, гармонии,  принципов  развитии  формы.  Выражение  своего  впечатления  от  музыки  к  рисунку. Урок 20. Музыка вечера.  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение  в  тему  через  жанра ­ колыбельной  песни. Особенности   колыбельной музыки.  Особенность  вокальной  и  инструментальной  музыки  вечера  (характер, напевность, настроение). Исполнение  мелодии  с  помощью  пластического  интонирования:  имитирование  мелодии  на  воображаемой  скрипке.  Обозначение   динамики,  темпа,  которые подчеркивают   характер  и  настроение  музыки. 4 Урок 21. Музыкальные портреты.  Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.   Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно­осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна  замысла композитора  в  названии  музыкального произведения.  Отношение  авторов  произведений  поэтов  и  композиторов  к  главным героям  музыкальных  портретов.  Урок 22. Разыграй сказку. «Баба Яга» ­ русская народная сказка.  Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Знакомство  со  сказкой  и  народной   игрой  “Баба­Яга”. Встреча  с  образами  русского  народного  фольклора.   Урок 23. Музы не молчали.  Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.  Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник  ­  общность  в  родственных  словах. Память  о  полководцах, русских  воинах, солдатах,  о  событиях  трудных  дней  испытаний  и  тревог,  сохраняющихся  в  народных    песнях,  образах,  созданными  композиторами. Музыкальные  памятники защитникам  Отечества. Урок 24. Мамин праздник.  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок   посвящен   самому   дорогому   человеку   ­   маме.   Осмысление   содержания   построено   на   сопоставлении   поэзии   и   музыки.   Весеннее   настроение   в   музыке   и   произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена  в  колыбельных  песнях,  которые  могут  передать  чувство  покоя,  нежности,  доброты,  ласки. Урок 25. Обобщающий урок 3 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3   четверть. Урок 26. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные  инструменты. Инструментовка  и  инсценировка    песен.  Игровые  песни,  с  ярко  выраженным  танцевальным   характером. Звучание   народных  музыкальных  инструментов. Урок 27. Музыкальные инструменты.  Музыкальные  инструменты. Встреча с музыкальными инструментами –  арфой и флейтой.  Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство   с   внешним   видом,   тембрами, выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  ­ лютня,  клавеснн.   Сопоставление  звучания  произведений,  исполняемых  на  клавесине  и  фортепиано.  Мастерство  исполнителя­музыканта. Урок 28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.  Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство  с  музыкальными  инструментами,  через  алжирскую  сказку  “Чудесная лютня”.  Размышление  о  безграничных возможностях  музыки  в  передаче  чувств,  мыслей человека,  силе  ее  воздействия.  Обобщенная  характеристика  музыки,  дающая  представление  об  особенностях  русской  народной  протяжной,  лирической песни  разудалой плясовой.  Выполнение  задания  и выявление  главного  вопроса: какая   музыка  может  помочь  иностранному  гостю  лучше  узнать  другую  страну? Художественный  образ. Закрепление  представления  о  музыкальных  инструментах  и исполнителях.  Характер  музыки  и  ее  соответствие  настроению  картины.  Урок 29. Музыка в цирке.  Обобщенное представление об основных образно­эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое  представление  с  музыкой,  которая  создает  праздничное  настроение. Музыка,  которая  звучит   в   цирке  и помогает  артистам  выполнять  сложные  номера, а  зрителям  подсказывает  появление  тех  или  иных  действующих  лиц  циркового представления.  Урок 30. Дом, который звучит.  Обобщенное   представление   об   основных   образно­эмоциональных   сферах   музыки   и   о   многообразии   музыкальных   жанров.   Опера,   балет.   Песенность,   танцевальность, маршевость.   5 Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет.   Герои   опер ­ поют,     герои   балета   ­ танцуют. Пение   и   танец объединяет  музыка.  Сюжетами  опер  и  балетов  становятся  известные  народные  сказки. В  операх  и  балетах  “встречаются” песенная,   танцевальная  и  маршевая  музыка. Урок 31. Опера­сказка.  Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.   Детальное  знакомство  с  хорами  из  детских  опер. Персонажи  опер  имеют  свои  яркие  музыкальные  характеристики – мелодии­темы.  Герои  опер  могут  петь по одному ­ солист  и  вместе – хором  в  сопровождении  фортепиано  или  оркестра. В  операх  могут  быть  эпизоды,  когда  звучит  только  инструментальная музыка. Урок 32. «Ничего на свете  лучше нету».  Музыка для детей: мультфильмы. Любимые мультфильмы  и музыка,  которая  звучит  повседневно  в  нашей жизни. Знакомство  с  композиторами­песенниками,  создающими  музыкальные  образы. Урок 33. Обобщающий урок. (Урок­концерт.)  Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год. Исполнение  выученных  песен в течение  всего  года. Составление афиши и программы концерта. 3. Календарно­тематическое планирование Темы уроков Дата Тип урока Предметные результаты Универсальные учебные действия Знать/понимать: выразительность и  изобразительность музыкальной интонации,  Уметь:  продемонстрировать личностно­ окрашенное эмоционально­образное восприятие музыки, показать определенный уровень  развития образного и ассоциативного  мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса. Знать/понимать:  названия изученных жанров  (романс), смысл понятий: солист, мелодия,  аккомпанемент, лирика. Уметь: узнавать изученные музыкальные  произведения и называть их авторов,    продемонстрировать понимание интонационно­ образной природы музыкального искусства,  взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке, многозначности  музыкальной речи в ситуации сравнения  произведений разных видов искусств. Знать/понимать:  названия изученных жанров  (кант), смысл понятий: песенность,  маршевость. Уметь:  эмоционально откликнуться на  6 Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: № урока 1. «И Муза вечная со  мной!» план факт Урок  ознакомление 2. Музыкальные  произведения  русских  композиторов. Комбинированный урок.  3 Повсюду музыка  слышна. Комбинированный урок. 4 Душа музыки –  мелодия.   Урок обобщения и систематизации  знаний. 5 Музыка осени. Комбинированный урок  6 7 Музыка осени.  Сочини мелодию. Урок закрепления  нового материала. «Азбука, азбука  каждому нужна…» Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний. музыкальное произведение и выразить свое  впечатление в пении, игре или пластике; Знать/понимать: названия изученных  произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата) Уметь: узнавать изученные произведения,  называть их авторов; эмоционально  откликнуться на музыкальное произведение и  выразить свое впечатление в пении, игре или  пластике; продемонстрировать знания о  различных видах музыки, Знать/понимать: названия изученных  произведений и их авторов, названия изученных жанров и форм музыки (опера), смысл понятий: хоровая сцена, певец, солист, ария. Уметь: продемонстрировать понимание  интонационно­образной природы музыкального  искусства, взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке, многозначности  музыкальной речи в ситуации сравнения  произведений разных видов искусств. Знать/понимать: названия изученных  произведений и их авторов; смысл понятий:  песенность, развитие. Уметь: эмоционально откликнуться на  музыкальное произведение и выразить свое  впечатление в пении, игре или пластике;  передавать собственные музыкальные  впечатления с помощью различных видов  музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей. Знать/понимать: названия изученных  произведений и их авторов;   Уметь: продемонстрировать понимание  интонационно­образной природы музыкального  искусства, взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке, многозначности  музыкальной речи в ситуации сравнения  произведений разных видов искусств; передавать настроение музыки в пении,  7       мышления; самостоятельность ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения; Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. самостоятельность   мышления; Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. 8 Музыкальная азбука. Урок изучения и  первичного  закрепления новых знаний. 9 Обобщающий  урок  Музыкальные  инструменты. Урок  контроля,  оценки  и  коррекции знаний  учащихся. 10 Звучащие картины.  Урок изучения и  закрепления новых знаний. музыкально­пластическом движении. Знать/понимать: названия изученных  произведений и их авторов, выразительность и  изобразительность музыкальной интонации;  смысл понятий: песенность , танцевальность,  маршевость, музыкальная живопись. Уметь: передавать собственные музыкальные  впечатления с помощью различных видов  музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей;  продемонстрировать понимание интонационно­ образной природы музыкального искусства,  взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке, многозначности  музыкальной речи в ситуации сравнения  произведений разных видов искусств; Знать/ понимать: названия изученных  произведений и их авторов.  Уметь: продемонстрировать личностно­ окрашенное эмоционально­образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально­творческой деятельностью;  охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных  музыкальных образов; узнавать изученные  музыкальные сочинения, называть их авторов;  выступать в роли слушателей, критиков,  оценивать собственную исполнительскую  деятельность и корректировать ее. Знать/ понимать: образцы духовной музыки,   религиозные традиции. Уметь:  продемонстрировать понимание  интонационно­образной природы музыкального  искусства, взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке, многозначности  музыкальной речи в ситуации сравнения  произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные произведения  и называть имена их авторов, определять  и  сравнивать характер, настроение и средства   8 Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения; 11 «Садко». Из  русского былинного  сказа. Комбинированный урок 12 Разыграй песню.  Урок ознакомле ние 13 «Пришло  Рождество,  начинайся  торжество». Комбинированный урок. 14 Родной обычай  старины. Комбинированный урок. музыкальной выразительности в музыкальных  произведениях. Знать/ понимать: образцы духовной музыки,   религиозные традиции. Уметь: продемонстрировать понимание  интонационно­образной природы музыкального  искусства, взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке, многозначности  музыкальной речи в ситуации сравнения  произведений разных видов искусств;  эмоционально откликнуться на музыкальное  произведение и выразить свое впечатление в  пении. Знать/ понимать: образцы духовной музыки,  народные  музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Уметь:  продемонстрировать понимание  интонационно­образной природы музыкального  искусства, взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке, многозначности  музыкальной речи в ситуации сравнения  произведений разных видов искусств;  эмоционально откликнуться на музыкальное  произведение и выразить свое впечатление в  пении, игре или пластике; Знать/ понимать: смысл понятий: величание,  молитва;  Уметь: продемонстрировать знания о  различных видах музыки;  определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Знать/ понимать: различные виды музыки  (былина), музыкальные инструменты (гусли);  былинный напев, распевы. Уметь: проявлять интерес к отдельным  группам музыкальных инструментов  (гусли);  9     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;     мышления; самостоятельность Личностные:   умение ­ устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения; 15 Добрый праздник  среди зимы. Урок  контроля,  оценки  и  коррекции знаний  учащихся 16 Добрый праздник  среди зимы..  Обобщающий урок 17 Край, в котором ты  живешь.  Урок изучения и  закрепления новых знаний. охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных  музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Знать/ понимать: изученные музыкальные  произведения и называть имена их авторов,    смысл понятий: певец – сказитель, меццо­ сопрано. Уметь: определять, оценивать, соотносить  содержание, образную сферу и музыкальный  язык народного и профессионального  музыкального творчества; продемонстрировать  знания о различных видах музыки, певческих  голосах, музыкальных инструментах;  воплощать в звучании голоса или инструмента  образы природы. Знать/понимать: названия изученных  произведений и их авторов,  Уметь: узнавать изученные музыкальные  произведения, называть имена их авторов,  передавать собственные музыкальные  впечатления с помощью различных видов  музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей, критиков,  оценивать собственную исполнительскую  деятельность и корректировать ее;   продемонстрировать знания о различных видах  музыки, певческих голосах, музыкальных  инструментах. Знать/понимать: названия изученных  произведений и их авторов,  Уметь: узнавать изученные музыкальные  произведения, называть имена их авторов,  передавать собственные музыкальные  впечатления с помощью различных видов  музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей, критиков,  оценивать собственную исполнительскую  деятельность и корректировать ее;   10     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. 18 Художник, поэт,  композитор. Урок  обобщения  и систематизации  знаний. 19 Музыка утра. Урок ознакомле ние 20 Музыка вечера. Комбинированный урок. 21 Музыкальные  Урок изучения и  продемонстрировать знания о различных видах  музыки, певческих голосах, музыкальных  инструментах. Знать/понимать: названия изученных  произведений и их авторов, смысл понятий:  музыка в народном стиле; народные  музыкальные традиции родного края  (праздники и обряды);   Уметь: продемонстрировать понимание  интонационно­образной природы музыкального  искусства, взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке, многозначности  музыкальной речи в ситуации сравнения  произведений разных видов искусств;  исполнять музыкальные произведения  отдельных форм и жанров (пение,  драматизация, музыкально­пластическое  движение, инструментальное музицирование). Знать/понимать: названия изучаемых жанров   и форм музыки (рондо), названия изученных  произведений и их авторов; смысл понятий:  контраст, ария, каватина, увертюра. Уметь: продемонстрировать знания о  различных видах музыки, певческих голосах  (баритон, сопрано, бас); передавать  собственные музыкальные впечатления с  помощью различных видов музыкально­ творческой деятельности,  выступать в роли  слушателей. Знать/понимать: названия изучаемых жанров,   смысл понятий – хор, солист, опера,  контраст; названия изученных произведений и  их авторов. Уметь: узнавать изученные музыкальные  произведения и называть имена их авторов,  передавать собственные музыкальные  впечатления с помощью различных видов  музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей Знать/ понимать: названия изученных жанров  11 Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения; Личностные: портреты.  закрепления новых знаний. Разыграй сказку.  «Баба Яга» ­  русская народная  сказка. Комбинированный урок. У каждого свой  музыкальный  инструмент. Комбинированный урок. 22 23 24 Мамин праздник. Комбинированный урок. и форм музыки; смысл понятий: ария,  каватина, тенор, зерно­интонация, развитие,  трехчастная форма. Уметь: узнавать изученные музыкальные  произведения и называть имена их авторов,  передавать собственные музыкальные  впечатления с помощью различных видов  музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей Знать/понимать: контрастные образы,  балет, развитие. Уметь: узнавать изученные музыкальные  произведения и называть имена их авторов,  передавать собственные музыкальные  впечатления с помощью различных видов  музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей;  исполнять музыкальные произведения  отдельных форм и жанров (пение, музыкально­ пластическое движение). Знать/ понимать: названия изученных жанров  и форм музыки, названия изученных  произведений и их авторов. Уметь: охотно участвовать в коллективной  творческой деятельности при воплощении  различных музыкальных образов; показать  определенный уровень развития образного и  ассоциативного мышления и воображения,  музыкальной памяти и слуха, певческого  голоса. Знать/ понимать: смысл понятий: композитор  – исполнитель – слушатель вариационное  развитие.  Уметь: передавать собственные музыкальные  впечатления с помощью различных видов  музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей, узнавать  изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. 12     мышления; самостоятельность ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения; 25 Музы не молчали.  Обобщающий урок. Урок обобщения и систематизации  знаний. 26 Музыкальные  инструменты.  Урок изучения и  закрепления новых знаний 27 Музыкальные  инструменты.  «Чудесная лютня». Урок изучения и  закрепления новых знаний. 28 Звучащие картины. 29  Музыка в цирке. Урок обобщения и систематизации  знаний. Комбинированный урок. Знать/ понимать: изученные музыкальные  сочинения, называть их авторов; Уметь:  продемонстрировать знания о  музыкальных инструментах (флейта);  продемонстрировать понимание интонационно­ образной природы музыкального искусства,  взаимосвязи выразительности и  изобразительности в музыке. Знать/ понимать: изученные музыкальные  сочинения, называть их авторов; смысл  понятий: скрипач, виртуоз. Уметь: продемонстрировать знания о  музыкальных инструментах (скрипка);  эмоционально откликнуться на музыкальное  произведение и выразить свое впечатление в  пении, игре или пластике.  Знать/понимать: смысл понятий:  вариационное развитие, сюита, тема,  контрастные образы. Уметь:  передавать собственные музыкальные  впечатления с помощью различных видов  музыкально­творческой деятельности,   выступать в роли слушателей, ­ узнавать изученные музыкальные сочинения,  называть их авторов; ­ показать определенный уровень развития  образного и ассоциативного мышления и  воображения. Знать/понимать:  продемонстрировать  понимание интонационно­образной природы  музыкального искусства, взаимосвязи  выразительности и изобразительности в музыке,  Уметь:  эмоционально откликнуться на  музыкальное произведение и выразить свое  впечатление в пении, игре или пластике; Знать/понимать:    смысл понятий: ритм,  импровизация, джаз­оркестр, песенность,  танцевальность. Уметь:  продемонстрировать знания о  13     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;   самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные:   мышления; 30 Дом, который  звучит. Урок изучения и  закрепления новых знаний. 31 Опера­сказка. Урок закрепления  знаний. 32 33 «Ничего на свете   лучше нету».  Комбинированный урок. Обобщающий урок.  Тест  Урок­концерт. различных видах музыки, музыкальных  инструментах, составах оркестров;  эмоционально откликнуться на музыкальное  произведение и выразить свое впечатление в  пении, игре или пластике; Знать/понимать:  смысл понятий:  музыкальные иллюстрации, музыкальная  речь. Уметь:   продемонстрировать знания о  различных видах музыки, продемонстрировать  понимание интонационно­образной природы  музыкального искусства, взаимосвязи  выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации  сравнения произведений разных видов  искусств; показать определенный уровень  развития образного и ассоциативного  мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха. Знать/понимать:    смысл понятий:  «композитор», «исполнитель», «слушатель»;  выразительность и изобразительность  музыкальной интонации; музыкальная речь,  лирика. Уметь:  определять, оценивать, соотносить  содержание, образную сферу и музыкальный  язык творчества композиторов;  узнавать  изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Знать/понимать: опера, симфония, песня. Уметь:  определять, оценивать, соотносить  содержание, образную сферу и музыкальный  язык творчества композиторов;  узнавать  изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Знать/понимать: названия изученных жанров  музыки: опера, симфония, гимн, кант, ода;  названия изученных произведений и их авторов. 14 ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;     мышления; самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. Личностные: ­   готовность   и   способность   к   саморазвитию; способность к самоорганизованности; Метапредметные: ­  понимание   и   принятие   учебной   задачи,   поиск   и нахождение способов ее решения;   самостоятельность Личностные: ­   умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;   мышления; Уметь:  узнавать изученные музыкальные  произведения и называть имена их авторов;   определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык  творчества композиторов;  показать  определенный уровень развития образного и  ассоциативного мышления и воображения,  музыкальной памяти и слуха, певческого  голоса. Метапредметные: ­   готовность   слушать   собеседника,   вести   диалог; активное   использование   речи   для   решения разнообразных коммуникативных задач; ­ умение работать в информационной среде. 4. Требования к уровню подготовки учащихся развитие устойчивого интереса к  музыкальным  занятия; побуждение  эмоционального отклика  на  музыку  разных  жанров; развитие  умений  учащихся  воспринимать  музыкальные   произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения;     формирование  навыков  выражения  своего  отношения  музыке  в  слове (эмоциональный словарь), пластике, а  так же, мимике;    формирование  навыков  элементарного  музицирования   на  простейших инструментах;  освоение  элементов  музыкальной   грамоты  как  средство  осознания музыкальной речи. развитие певческих  умений и навыков  (координации  между слухом и голосом, выработка унисона,  кантилены,  спокойного дыхания),  выразительное  исполнение песен; развитие  умений  откликаться  на  музыку  с  помощью   простейших   движений и пластического интонирования,   драматизация  пьес  программного характера. Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса  обучающиеся научатся:         воспринимать    музыку  различных   жанров; эстетически    откликаться    на  искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему  в  различных  видах  музыкально   творческой    деятельности; определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы  в звучании   различных   музыкальных   инструментов,    в том  числе  и  современных    электронных; общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения  различных   художественных    образов. воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; продемонстрировать понимание интонационно­образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности  музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально­пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация  и др.). 5. Учебно – методическое обеспечение Методические и учебные  пособия Оборудование  и приборы 15 Дидактический материал 1. Учебник «Музыка» 1 класс (авторы Е.Д.Критская,  Г.П.Сергеева) – Просвещение, 2010  «Музыка» 1 класс поурочные планы ­ Волгоград, 2010 2. 3. Программы общеобразовательных учреждений  «Музыка» начальные классы ­ Просвещение, 2012 1. Проигрыватель 2. Магнитофон 1. Грамзаписи: «Камаринская», «Итальянская полька» Рахманинов, «Три  варианта маршей» Д.Кабалевский, «Марш» Прокофьев, «Зима в музыке»  пьеса Р.Шумана, «Весело. Грустно» ­ пьеса Л.Бетховена, «Упрямый  братишка», «Три подружки» Кабалевский, «Неополитанская песенка» 2. Презентации «Музыкальные инструменты», «Композиторы» 6. Список литературы 1. Учебник «Музыка» 1 класс (авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина) – Просвещение, 2012  2. 3. Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» начальные классы ­ Просвещение, 2012 «Музыка» 1 класс поурочные планы ­ Волгоград, 2012 7. Приложение  Тема раздела: « Музыка вокруг нас» 1. Найдите лишнее: Три «кита» в музыке – это… а) Песня б) Танец в) Вальс г) Марш 2. Выберите верное утверждение:       а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.       б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.       в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает   и понимает музыку.       3. Выберите верное утверждение:       а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.       б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет  музыку.       в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.  Найдите лишнее: 4. Народные инструменты – это… а) флейта б) гусли в) дудка Симфонические инструменты – это… а) флейта б) гусли в) арфа 5. Найдите лишнее: Народные праздники – это… а) Новый год б) Рождество в) 1 сентября 16

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке

Рабочая учебная программа по музыке

Рабочая  учебная программа по  музыке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2018