Пояснительная записка
Программа по обществознанию составлена и разработана на основе:
· ФЗ -273 «Об образовании в РФ» (статья №28);
· Устава МБОУ-ООШ №15 п. Восход;
· ФГОС ООО (приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 с изменениями согласно приказу № 1577 от 31.12.15 г);
· Учебного плана МБОУ- ООШ №15 п. Восход;
· Положения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ- ООШ №15 п. Восход;
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приказ № ___ от __ мая 201__ г «Об утверждении учебного плана для МБОУ-ООШ №15 п. Восход на 2018-2019 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
¾ развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
¾ воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
¾ освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
¾ овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
¾ формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
¾ создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
¾ способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
¾ помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
¾ содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
¾ обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
¾ предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
¾ помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
¾ предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования. В том числе: в V,VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 175 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Но в соответствии с Уставом школы, годовым календарным графиком, учебным планом, расписанием уроков на 2017-2018уч.годрабочая программа составлена в 5 классе на 33 часов, в 6 классе – 34 часа в 7 классе- 34 часа
.
Уровень обучения – базовый.
Содержание программы учебного предмета, курса
Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
На втором этапе курса для старших подростков (8—9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.
В 8 классе предложены четыре темы. Первая — «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема — «Сфера духовной жизни» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляет во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования: Клуб юных учёных, кружки социальной направленности «СМИ», спортивные секции и музейно-экскурсионная работа. Курс имеет своё логическое продолжение в деятельности Ученического совета, системе воспитательной работы и системе самоуправления. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. Основные методы обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Тематическое планирование
Обществознание– 5 класс
Название раздела |
Характеристика основных видов деятельности |
К-во час |
Время изучения материала
|
Вид контроля |
Сроки контроля
|
1.Введение
|
Познакомится с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиям к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания |
1 |
4.09 |
|
|
2.Человек
|
Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животного. Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности. Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения. Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков.
|
5 |
11.09 9.10 |
|
|
3. Семья
|
Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя. Описывать собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни. |
5 |
16.10 21.11 |
К.р. №1 |
21.11 |
4. Школа
|
Исследовать несложные ситуации из жизни человека и обществ, которые раскрывают значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний. Систематизировать полученную информацию в процессе изучения темы содержательную информацию о роли образования в жизни человека, значении образования для общества, ступенях школьного образования, отношениях младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учебу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека. Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками.
|
6 |
28.11 09.01 |
|
|
5.Труд
|
Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.
|
6 |
16.01 20.02 |
К.р №2 |
20.02 |
6. Родина
|
Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма. Описывать основные символы государства РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России. |
11 |
27.02 22.05 |
|
|
Итого |
|
34 |
|
|
Обществознание– 6 класс
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности |
К-во час |
Время изучения материала |
Вид контроля |
Сроки контроля |
1. Введение
|
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. |
1 |
4.09 |
|
|
2. Человек в социальном измерении |
Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей. Характеризовать деятельность человека, ее отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности.
|
12 |
11.09 4.12 |
К.р. №1 |
4.12 |
3. Человек среди людей |
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства |
10 |
11.12 26.02 |
К.р №2 |
26.02 |
4. Нравственные основы жизни
|
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали. На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла. Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нем. |
11 |
5.03 21.05 |
К.р №3 |
14.05 |
Итого |
|
34 |
|
|
|
Обществознание– 7 класс
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности |
К-во час |
Время изучения материала
|
Вид контроля |
Сроки контроля
|
1. Повторение.
|
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. |
1 |
06.09 |
|
|
2.Человек и закон
|
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Находить и извлекать социальную информацию о механизмах реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних. Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости. |
16 |
13.09 27.12 |
К.р. №1 |
27.12 |
3.Человек и экономика
|
Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Объяснять значение распределения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства. Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности. Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций. Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
|
13 |
10.01 11.04 |
К. р. №2 |
11.04 |
4.Человек и природа
|
Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе. Характеризовать деятельность государства по охране природы. Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы. |
4 |
18.04 23.05 |
К. р. №3 |
16.05 |
Итого
|
|
33 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ Урока |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1. |
Работа с текстом учебника с. 5-8 |
1 |
04.09 |
|
Глава 1. Человек (5 ч.) |
||||
2-3. |
Загадка человека.
|
2 |
11.09 18.09 |
|
4-5. |
Отрочество – особая пора жизни |
2 |
25.09 02.10 |
|
6. |
Практикум
|
1 |
09.10 |
|
Глава 2. Семья (5 ч.) |
||||
7. |
Семья и семейные отношения
|
1 |
16.10 |
|
8. |
Семейное хозяйство
|
1 |
23.10 |
|
9. |
Свободное время
|
1 |
07.11 |
|
10. |
Практикум
|
1 |
14.11
|
|
11. |
Контрольная работа №1 по теме: «Семья» |
1 |
21.11 |
|
Глава 3. Школа (6 ч.) |
||||
12-13. |
Образование в жизни человека
|
2 |
28.11 05.12 |
|
14-15. |
Образование и самообразование
|
2 |
12.12 19.12 |
|
16. |
Одноклассники, сверстники, друзья.
|
1 |
26.12 |
|
17. |
Практикум.
|
1 |
09.01 |
|
Глава 4. Труд (6 ч.) |
||||
18-19.
|
Труд – основа жизни.
|
2
|
16.01 23.01
|
|
20-21. |
Труд и творчество.
|
2
|
30.01 6.02
|
|
22. |
Практикум.
|
1 |
13.02 |
|
23. |
Контрольная работа №2 по теме: «Труд» |
1 |
20.02 |
|
Глава 5. Родина (11 ч.) |
||||
24-25. |
Наша Родина-Россия.
|
2 |
27.02 6.03 |
|
26-27. |
Государственные символы России.
|
2 |
13.03 20.03 |
|
28-29. |
Гражданин России
|
2 |
3.04 10.04 |
|
30-31. |
Мы – многонациональный народ.
|
2 |
17.04 24.04 |
|
32. |
Практикум. Основы граждановедения
|
1 |
8.05
|
|
33-34. |
Защита проекта |
2 |
15.05 22.05 |
|
Календарно-тематическое планирование в 6 классе
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
||
план |
факт |
||||
1 |
Вводный урок |
1 |
04. 09 |
|
|
Глава 1. Человек в социальном измерении (12 ч.) |
|||||
2-3 |
Человек-личность |
2 |
11.09 18.09 |
|
|
4 |
Человек познает мир |
1 |
25.09 |
|
|
5 |
Практикум «Учимся узнавать и оценивать себя» |
1 |
2.10 |
|
|
6 |
Человек и его деятельность |
1 |
9.10 |
|
|
7 |
Учимся правильно организовывать свою деятельность |
1 |
16.10 |
|
|
8 -9 |
Потребности человека |
2 |
23.10 6.11 |
|
|
10-11 |
На пути к жизненному успеху |
2 |
13.11 20.11 |
|
|
12 |
Повторительно-обобщающий урок «Человек в социальном измерении» |
1 |
27.11 |
|
|
13 |
Контрольная работа №1 по теме: «Человек в социальном измерении» |
1 |
04.12 |
|
|
Глава 2. Человек среди людей (10 ч.) |
|||||
14-15 |
Межличностные отношения |
2 |
11.12 18.12 |
|
|
16-17 |
Человек в группе |
2 |
25.12 15.01 |
|
|
18-19
|
Общение
|
2 |
22.01 29.01 |
|
|
20-21 |
Конфликты в межличностных отношениях |
2 |
5.02 12.02 |
|
|
22 |
Практикум. «Человек среди людей» |
1 |
19.02 |
|
|
23 |
Контрольная работа №2 по теме: «Человек среди людей» |
1 |
26. 02 |
|
|
Глава 3. Нравственные основы жизни (11 ч.) |
|||||
24-25 |
Человек славен добрыми делами |
2 |
5.03 12.03 |
|
|
26-27 |
Будь смелым. |
2 |
19.03 2.04 |
|
|
28-29 |
Человек и человечность |
2 |
9.04 16.04 |
|
|
30-31 |
Нравственные основы жизни |
2 |
23.04 30.04 |
|
|
32 |
Нравственные основы жизни |
1 |
7.05 |
|
|
33 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
14.05 |
|
|
34 |
Итоговый урок |
1 |
21.05 |
|
Календарно-тематическое планирование в 7 классе:
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
дата |
|
план |
факт |
|||
1 |
Повторение изученного в 6 классе. |
1 |
06.09 |
|
Тема 1. Человек и закон (16ч) |
||||
2 |
Что значит жить по правилам |
1 |
13.09
|
|
3 |
Учимся общаться в интернете |
1 |
20.09
|
|
4 |
Права и обязанности граждан |
1 |
27.09 |
|
5 |
Учимся пользоваться своими правами |
1 |
04.10 |
|
6 |
Почему важно соблюдать законы |
1 |
11.10 |
|
7 |
Учимся читать и уважать закон |
1 |
18.10 |
|
8 |
Защита Отечества |
1 |
25.10 |
|
9 |
Учимся быть мужественным |
1 |
08.11 |
|
10 |
Для чего нужна дисциплина |
1 |
15.11 |
|
11 |
Учимся быть дисциплинированным |
1 |
22.11 |
|
12 |
Виновен- отвечай |
1 |
29.11 |
|
13 |
Учимся уважать закон |
1 |
06.12 |
|
14 |
Кто стоит на страже закона |
1 |
13.12 |
|
15 |
Учимся защищать свои права |
1 |
20.12 |
|
16 |
Контрольная работа №1 по теме: «Человек и закон» |
1 |
27.12 |
|
Тема 2. Человек и экономика (13 ч) |
||||
17 |
Экономика и ее основные участники |
1 |
10.01 |
|
18 |
Учимся принимать рациональное решение |
1 |
17.01 |
|
19 |
Мастерство работника. |
1 |
24.01 |
|
20 |
Учимся секретам профессионального успеха |
1 |
31.01 |
|
21 |
Производство: затраты, выручка, прибыль |
1 |
07.02 |
|
22 |
Учимся прогнозировать успешность своего дела |
1 |
14.02 |
|
23 |
Виды и формы бизнеса |
1 |
21.02 |
|
24 |
Учимся создавать свой бизнес |
1 |
28.02 |
|
25 |
Обмен, торговля, реклама |
1 |
07.03 |
|
26 |
Учимся быть думающим покупателем |
1 |
14.03 |
|
27 |
Деньги, их функции
|
1 |
21.03 |
|
28 |
Экономика семьи |
1 |
04.04 |
|
29 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Человек и экономика» |
1 |
11.04 |
|
Тема 3. Человек и природа (4 ч) |
||||
30 |
Воздействие человека на природу |
1 |
18.04 |
|
31 |
Охранять природу — значит охранять жизнь.Закон на страже природы. |
1 |
25.04 |
|
32 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Человек и природа» |
1 |
16.05 |
|
33 |
Подведение итогов за курс 7 класса |
1 |
23.05 |
|
Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного
процесса
Методические пособия для учителя:
1. Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
2. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
3. Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
4. Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
5. Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
6. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
7. Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5–9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
8. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, |010.
2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс,
Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета и система их оценки
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
· овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
¾ социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
¾ сущность общества как формы совместной деятельности людей;
¾ характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
¾ содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
¾ описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
¾ сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
¾ объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
¾ приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
¾ оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
¾ решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
¾ осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
¾ самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
¾ для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
¾ общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
¾ нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
¾ реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнениягражданских обязанностей;
¾ первичного анализа и использования социальной информации.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Критерии оценки устного ответа:
· глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
· твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
· неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
· наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
· отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
· активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
· активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
· неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
· полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
· 75-100% - отлично «5»;
· 60-74% - хорошо «4»
· 50-59% - удовлетворительно «3»;
· менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
· глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
· привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
· выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
· полное отсутствие работы - отметка «2»;
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________Г.И.Сухорученко Протокол №____ от____ «___» _________ 20__г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ – ООШ №15 п. Восход ______________Е.Н.Крыгина «___» _________ 20__г.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.