Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
· ФЗ -273 «Об образовании в РФ» (статья №28);
· Устава МБОУ-ООШ №15 п. Восход;
· ФГОС ООО (приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 с изменениями согласно приказу № 1577 от 31.12.15 г);
· Учебного плана МБОУ- ООШ №15 п. Восход;
· Положения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
· Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ- ООШ №15 п. Восход;
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
· Программы основного общего образования по обществознанию ( 6- 9 классы ) авторы Л.Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор , Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук, Л.Ф.Иванова, кандидат педагогических наук, А.И.Матвеев, кандидат педагогических наук «М.,«Просвещение», 2009 г.
Приказ № ___ от __ мая 201__ г « «Об утверждении учебного плана для МБОУ-ООШ №15 п. Восход на 2018-2019 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения учебного предмета "Обществознание" на этапе основного общего образования. В том числе: V,VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Примерная программа рассчитана на 175 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Но в соответствии с Уставом школы, годовым календарным графиком, графиком ГИА рабочая программа составлена в 8 классе на 32 часа, в 9 классе на 32часа.
Уровень обучения – базовый.
Содержание учебного предмета
Второй этап (8—9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
В 8 классе курс включает четыре темы.
Первая – «Личность и общество» - дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности.. Тема вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений.
Следующая тема курса - « Сфера духовной культуры»- вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии.
Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях ( производство, обмен, потребление ) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики – экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший объем учебного времени, вводит учащихся в сложный мир права и закона. Цикл уроков по этой теме рассчитан на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материалы темы включают сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка, дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами.
Тематическое планирование.
Обществознание– 8 класс
Название раздела |
Характеристика основных видов деятельности |
К-во час |
Время изучения материала |
Вид контроля |
Сроки контроля |
|
|
|
|||
Повторение
|
|
1 |
07.09 |
|
|
1.Личность и общество
|
Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять свое отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности человека Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы. |
4 |
14.09 5.10 |
|
|
2. Сфера духовной культуры
|
Объяснять роль морали в жизни общества.
Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону
различных социальных ситуаций. Использовать элементы причинно-следственного
анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и
человека. Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки
собственным поступкам, поведению других людей.
|
8 |
12.10 7.12 |
К.р. №1 |
7.12 |
3. Социальная сфера |
Выявлять и различать различные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях ее изменения из адаптированных источников различного типа. Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанные и достигаемый статус. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их появление ив различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями. |
5 |
14.12 18.01 |
К.р. №2 |
26.04 |
4. Экономика
|
Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора. Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах. Называть основные источники доходов граждан. Раскрывать причины неравенства доходов населения. Объяснять необходимость перераспределения доходов. Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. |
14 |
25.01 24.05 |
|
|
Итого
|
|
32 |
|
|
|
Обществознание– 9 класс
Название раздела |
Характеристика основных видов деятельности |
К-во час |
Время изучения материала |
Вид контроля |
Сроки контроля |
1. Повторение
|
Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся. |
1 |
07.09 |
|
|
2.Политика и социальное управление |
Знать: - что мораль и право неразрывно взаимосвязаны; - что право связано с юридическими законами и государством; - что право- это система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Называть основные признаки права. Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать основные понятия. Объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве. Доказывать свою точку зрения. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Называть факторы возникновения государства. Раскрыть смысл определений понятия «государство». Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства. Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского государства. Политические партии и движения, их роль в общест венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах
|
10 |
14.09 23.11 |
К. р. №1 |
16.11 |
3. Право
|
Знать понятие права, его роль в жизни человека, общества и госу дарства.. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правонарушения. Называть признаки и виды правона рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Структура правоохранительных органов. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Знать, что конституция: - обладает высшей юридической силой; - провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; - базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических. Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать тексты. Знать: - основания возникновения трудовых отношений; - стороны трудовых отношений; - рабочее время и время отдыха Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов Социальные права. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Закон РФ «Об образовании», конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного праваУметь анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Делать выводы. отвечать на вопросы. Сравнивать положения международных документов по правам человека
|
20 |
30.11 17.05 |
К.р. №2 К.р. №3 |
25.01 2405 |
4.Обобщающее повторение |
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества. Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия. Находить нужную социальную информацию, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей. Анализировать реальные социальные ситуации. Выбирать адекватные способы деятельности. Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности. |
1 |
24.05 |
|
|
Итого |
|
32ч |
|
|
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
дата |
|
|
план |
факт |
||
1 |
Повторение изученного в 6-7 классах |
1 |
7.09
|
|
Глава I. Личность и общество. 4 часа |
||||
2 |
Что делает человека человеком? Человек, общество, природа |
1 |
14.09
|
|
3 |
Общество как форма жизнедеятельности людей |
1 |
21.09 |
|
4 |
Развитие общества, как стать личностью |
1 |
28.09 |
|
5 |
Практикум по теме «Личность и общество» |
1 |
5.10 |
|
Глава II. Сфера духовной культуры. 8 часов |
||||
6 |
Сфера духовной жизни |
1 |
12.10 |
|
7 |
Мораль |
1 |
19.10 |
|
8 |
Долг и совесть |
1 |
26.10 |
|
9 |
Моральный выбор – это ответственность |
1 |
9.11 |
|
10 |
Образование |
1 |
16.11 |
|
11 |
Наука в современном обществе |
1 |
23.11 |
|
12 |
Религия как одна из форм культуры. Практикум |
1 |
30.11 |
|
13 |
Контрольная работа №1 по теме: «Сфера духовной культуры» |
1 |
7.12 |
|
Глава III. Социальная сфера. 5 часов |
||||
14 |
Социальная структура общества |
1 |
14.12 |
|
15 |
Социальные статусы и роли |
1 |
21.12 |
|
16 |
Нации и межнациональные отношения |
1 |
28.12 |
|
17 |
Отклоняющееся поведение |
1 |
11.01 |
|
18 |
Практикум по теме «Социальная сфера» |
1 |
18.01 |
|
Глава IV. Экономика. 14часов |
||||
19 |
Экономика и её роль в жизни общества. Главные вопросы экономики |
1 |
25.01 |
|
20 |
Собственность |
1 |
1.02 |
|
21 |
Рыночная экономика |
1 |
8.02 |
|
22 |
Производство – основа экономики |
1 |
15.02 |
|
23 |
Предпринимательская деятельность |
1 |
22.02
|
|
24 |
Роль государства в экономике |
1 |
1.03 |
|
25 |
Распределение доходов |
1 |
15.03 |
|
26 |
Потребление |
1 |
22.03 |
|
27 |
Инфляция и семейная экономика |
1 |
5.04 |
|
28 |
Безработица, её причины и последствия |
1 |
12.04 |
|
29 |
Мировое хозяйство и международная торговля |
1 |
19.04 |
|
30 |
Контрольная работа №2 по теме «Экономика» |
1 |
26.04 |
|
31 32 |
Повторение изученного в 8 классе |
2 |
17.05 24.05 |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 КЛАССЕ.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
дата |
|
|||
план |
факт |
|
|||||
1 |
Повторение изученного в 6-8 классе |
1 |
07.09 |
|
|||
ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (10ч) |
|||||||
2 |
Политика и власть |
1 |
14.09 |
|
|
||
3 |
Государство |
1 |
21.09 |
|
|
||
4,5 |
Политические режимы |
2 |
28.09 05.10 |
|
|
||
6 |
Правовое государство |
1 |
12.10 |
|
|
||
7 |
Гражданское общество и государство |
1 |
19.10 |
|
|
||
8 |
Участие граждан в политической жизни |
1 |
26.10 |
|
|
||
9 |
Политические партии и движения |
1 |
09.11 |
|
|
||
10 |
Контрольная работа №1 по теме: «Политика» |
1 |
16.11 |
|
|
||
11 |
Практикум по теме
«Политика» |
1 |
23.11 |
|
|
||
ПРАВО (20ч) |
|
||||||
12 |
Право, его роль в жизни общества и государства. |
1 |
30.11 |
|
|
||
13 |
Правоотношения и субъекты права |
1 |
07.12 |
|
|
||
14 |
Правоотношения и юридическая ответственность |
1 |
14.12 |
|
|
||
15 |
Правоохранительные органы |
1 |
21.12 |
|
|
||
16, 17 |
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. |
2 |
28.12 11.01 |
|
|
||
18 |
Практикум по теме: «Право» |
1 |
18.01 |
|
|
||
19 |
Контрольная работа №2 по теме: «Право» |
1 |
25.01 |
|
|
||
20, 21 |
Права и свободы человека и гражданина |
2 |
01.02 08.02 |
|
|
||
22 |
Гражданские правоотношения |
1 |
15.02 |
|
|
||
23 |
Право на труд. Трудовые правоотношения. |
1 |
22.02 |
|
|
||
24 |
Семейные правоотношения |
1 |
01.03 |
|
|
||
25 |
Административные правоотношения |
1 |
15.03 |
|
|
||
26 |
Уголовно – правовые отношения |
1 |
22.03 |
|
|
||
27 |
Социальные права |
1 |
05.04 |
|
|
||
28 |
Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
1 |
12.04 |
|
|
||
29 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования |
1 |
19.04 |
|
|
||
30 |
Практикум по теме «Права человека» |
1 |
26.04 |
|
|
||
31 |
Контрольная работа №3 по теме: «Права человека» |
1 |
17.05 |
|
|
||
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (1ч) |
|
||||||
32 |
Повторение темы «Политика», «Право» |
1 |
24.05 |
|
|
||
Учебно - методическое и материально – техническое обеспечение образовательного
процесса
Для учителя:
§ Стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право)
· Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы. М. Просвещение, 2010. Авторская программа Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Иванова. «Обществознание». 6-9 классы, базовый уровень.
· 8 класс «Обществознание»Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова- М.: Просвещение,2014.
· «Поурочные разработки по обществознанию» А.В.Поздеев М, «ВАКО»,2009г.
· С.Н.Степанько Поурочное планирование по обществознанию 8 кл по учебнику Л.Н.Боголюбова Волгоград Учитель, 2009.
· 9 класс «Ообществознание» 9кл, Боголюбов Л.Н., М.Просвещение ,2018г.
· «Обществознание. Поурочные планы 9кл.»С.Н.Степанько-Волгоград:Учитель,2009
· Чернышква О.А., Пазин Р.В. Обществознание. Подготовка к ГИА – 2010: учебно-метод пособие. Ростов н\Д: Легион, 2010. – 190с.
ГИA...2009 : Экзамен в новой форме: Обществознание : 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме / авт.СОСТ. О.А. Котова, М.:: Астрель, 2009. - 74,[6] с. - (Федеральный институт педагогическихизмерений).
Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета и система их оценки
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности, справки и т.п.)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии оценки
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированностьметапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
Критерии оценивания
Оценка «5»ставится,
если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного
материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и
закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала;
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными
примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать,
выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и
внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает
учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием
принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение
и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст
учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально
использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении
проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко
исправляет по требованию учителя.
Оценка «4»ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и
правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и
недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий,
неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
материал излагает в определенной логической последовательности, при этом
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в
видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и
письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником,
первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает
негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3»ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно.
2. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве
доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при
их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных
явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического
применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит
содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения,
имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении
текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы
учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2»ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и
обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного
материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и
неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не
может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Оценка письменных работ
Отметка «5» ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4» ответ неполный или доведено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3» работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2» работа выполнена меньше чем наполовину илисодержит несколько существенных ошибок.
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________Г.И.Сухорученко Протокол №____ от____ «___» _________ 20__г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ – ООШ №15 п. Восход ______________Е.Н.Крыгина «___» _________ 20__г.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.