Рабочие программы
Оценка 4.8

Рабочие программы

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—9 кл
21.04.2019
Рабочие программы
Публикация является частью публикации:
история 6 (Автосохраненный).docx
Рабочая программа составлена на основе: Пояснительная записка  ФЗ ­273 «Об образовании в РФ» (статья №28);  Устава МБОУ­ООШ №15 п. Восход;  ФГОС ООО (приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 с изменениями согласно приказу № 1577 от 31.12.15 г);  Учебного плана МБОУ­ ООШ №15 п. Восход;  Положения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;    Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ­ ООШ №15 п. Восход;  Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Приказ №   ___ от ____ мая  201__ г « «Об утверждении учебного плана для МБОУ­ООШ №15 п.  Восход на 2018­2019 учебный год; Общая характеристика учебного предмета Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся   приобретают   исторические   знания,   приведенные   в   простейшую   пространственно­ хронологическую   систему,   учатся   оперировать   исторической   терминологией   в   соответствии   со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных   возможностей   учащихся   5­9   классов,   особенностей   их   социализации,   а   также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета. Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов. 2.Историческое пространство ­ историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической   карте   взаимодействия   человека,   общества   и   природы,   основных   географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3.Историческое движение:  эволюция   трудовой   и   хозяйственной   деятельности   людей,   развитие   материального производства, техники;  формирование   и   развитие   человеческих   общностей   –   социальных,   этнонациональных,    религиозных и др.,  образование и развитие государств, их исторические формы и типы; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями. Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Содержание учебного предмета «История» для 5­9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история». Курс   «История   России»   дает   представление   об   основных   этапах   исторического   пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.   Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с базисным учебным планом предмет «История» относится к  учебным  предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.Реализация  рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Предмет  «История» в 6 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая  история» (история Средних веков) 30 часов. Предполагается последовательное изучение двух  курсов. Но в соответствии с Уставом школы, учебным планом, годовым календарным графиком,  расписанием уроков на 2018­2019 уч. год рабочая программа составлена Всеобщая история на 30  часов, История России на 36 часов. Содержание программы учебного предмета Всеобщая история. История Средних веков  Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Западная и Центральная Европа в V—XIII вв. Великое   переселение   народов.   Кельты,   германцы,   славяне,   тюрки.   Образование   варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст. Создание   и   распад   империи   Карла   Великого.   Образование   государств   в   Западной   Европы. Политическая   раздробленность.   Норманнские   завоевания.   Ранние   славянские   государства. Просветители славян ­ Кирилл и Мефодий. Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства ­ православия и католицизма. Римско­католическая церковь в   Средневековье.   Фома   Аквинский.   Монастыри   и   монахи.   Ереси   и   борьба   церкви   против   их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности   хозяйственной   жизни.   Феодалы   и   крестьянская   община.   Феодальные   повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Византия и арабский мир. Крестовые походы. Византийская   империя:   территория,   хозяйство,   государственное   устройство.   Императоры   Ви­ зантии. Арабские   племена:   расселение,   занятия.   Возникновение   ислама.   Мухаммед.   Коран.   Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые   походы   и   их   влияние   на   жизнь  европейского   общества.   Католицизм,   православие   и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V­XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия   кочевников.   Создание   империи   Мин.   Индийские   княжества.   Создание   государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. Государства Европы в XIV­XV вв. Возникновение сословно­представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во   Франции.   Особенности   сословно­представительной   монархии   в   Англии.   Великая   хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV­XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV­XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк.   Война   Алой   и   Белой   розы.   Крестьянские   и   городские   восстания.   Жакерия.   Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Культурное наследие Средневековья. Духовный   мир   средневекового   человека.   Быт   и   праздники.   Средневековый   эпос.   Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие   науки   и   техники.   Появление   университетов.   Схоластика.   Начало   книгопечатания   в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. История России. История России с древности до XV в.  Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение   Евразии.   Великое   переселение   народов.   Народы   на   территории   нашей   страны   до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия,   образ   жизни,   верования.   Города­государства   Северного   Причерноморья.   Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество.   Распространение   христианства,   ислама,   иудаизма   на   территории   нашей   страны   в древности. Восточные славяне в древности (VI­IX вв.) Праславяне.   Расселение,   соседи,   занятия,   общественный   строй,   верования   восточных   славян. Предпосылки   образования   государства.   Соседская   община.   Союзы   восточнославянских   племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Древнерусское государство (IX ­ начало XII в.) Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII ­ первая половина XIII в.). Удельный   период:   экономические   и   политические   причины   раздробленности.   Формы   земле­ владения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение,   хозяйство,   политический   строй   крупнейших   русских   земель   (Новгород   Великий, Киевское, Владимиро­Суздальское, Галицко­Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая   культура   восточных   славян.   Религиозно­культурное   влияние   Византии.   Особенности развития древнерусской культуры. Единство   и   своеобразие   культурных   традиций   в   русских   землях   и   княжествах   накануне   мон­ гольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы. Борьба с внешней агрессией в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба   народов   нашей   страны   с   завоевателями.   Золотая   Орда   и   Русь.   Экспансия   с   Запада. Ливонский   орден.   Александр   Невский.   Сражение   на   Неве   и   Ледовое   побоище.   Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII ­ середина XV в.). Русские земли во второй половине  XIIII  первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление   хозяйства   на   Руси.   Вотчинное,   монастырское,   помещичье   и   черносошное землевладение.   Города   и   их   роль   в   объединении   Русских   земель.   Иван   Калита   и   утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо­восточных и северо­западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII­XV вв. Монгольское   завоевание   и   культурное   развитие   Руси.   Куликовская   победа   и   подъем   русского национального   самосознания.   Москва   ­   центр   складывающейся   культуры   русской   народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина».   Теория   «Москва   —   Третий   Рим».   Феофан   Грек.   Строительство   Московского Кремля. Андрей Рублев. Тематическое планирование Всеобщая история. История Средних веков Кол­во  часов по  рабочей  програм ме 1 5 Сроки прохождения материала 3.09 6.09 – 20.09 №  разде ла   Название темы (раздела) Характеристика основных  видов деятельности  Введение. Понятие  «Средние века».  Хронологические рамки  Средневековья  Воспроизводить информацию,  содержавшуюся в устном  изложении учителя. Тема 1.  Становление  средневековой  Европы(VI­XI вв.) Выявлять отличия власти  короля от власти вождя;  работать с контурной картой.  Разъяснять смысл  высказываний. Уметь  анализировать, отвечать на  вопросы, выделять главное,  использовать ранее    изученный   материал для  решения познавательных задач  Оценивать деятельность  исторических личностей (на  примере Карла Великого);  работать с историческими  документами 2 2 2 2 2 24.09 – 27.09 1.10 – 4.10 8.10 – 11.10 15.10 – 18.10 22.10 – 25.10 Тема 2.  Византийская империя и  славяне в VI – XI вв. Тема 3.  Арабы вVI­XI вв. Тема 4. Феодалы и крестьяне.  Тема 5. Средневековый город в  Западной и Центральной  Европе. Тема 6. Католическая церковь в  XI­XIII веках. Крестовые  походы. Выделять причины  возвышения Византии,  показывать на настенной карте территорию империи,  Составлять описание  произведений искусства;  давать характеристику  государства  Давать  характеристику государства.  Составлять развернутый план  параграфа; выявлять  особенности развития  славянских государств Выявлять различия  католической и православной  церквей. Умения и навыки  работы с контурной и  настенной  картой, составлять  описание произведений  искусства. Составлять  описание произведений  искусства. Использовать иллюстрации  при описании снаряжения и  замка рыцаря. Называть  существенные черты  социального положения людей  (на примере феодалов и  крестьян). Устанавливать причинно­ следственные связи (на  примере возникновения  городов).  Сравнивать особенности  религиозного развития, давать  самостоятельную оценку  историческим событиям. Наносить на контурную карту  походы крестоносцев,  обозначать государства  крестоносцев. Называть  существенные черты  представлений средневекового человека о мире. Тема 7. Образование  централизованных  государств  в Западной  Европе в XI—XV вв.  Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV­XV веках Тема 9. Культура Западной  Европы в Средние века Тема  10.   Страны Азии, Америки и  Африки  в Средние века Итого Сравнивать причины, ход,  последствия восстаний во  Франции и Англии. Работать с контурной картой  (на примере завоеваний турок­ османов). Разъяснять смысл  высказываний. Уметь  анализировать, отвечать на  вопросы, выделять главное,  использовать ранее    изученный   материал для  решения познавательных задач. Знать основные проявления  культуры и искусства раннего  Возрождения. Отвечать о  развитии схоластики как науки и возникновении  книгопечатания (И.  Гуттенберг). Составлять описание  достижений и особенностей  развития культуры страны.  Сравнивать особенности  развития Китая и Индии. 6 2 2 4 30 8.11 – 26.11 29.11­ 3.12 6.12 – 10.12 13.12 – 24.12 Итого вая контр ольна я работ а 20.12 История России. История России с древности до XV в. № раздела   Название темы  (раздела) Введение. Родина — Россия   Наша Тема 1. Народы и государства  на территории нашей  страны в древности Сроки прохождения материала 27.12 10.01 – 24.01 Тест 24.01 Кол­во часов   по рабочей программе 1 5 Характеристика основных   видов деятельности Воспроизводить  информацию,  содержавшуюся в  устном изложении учителя. Работать с  исторической  картой; выявлять  сходства и  отличия  государств 11 28.01 – 4.03 Тест 4.03 5 9 5 7.03 – 21.03 Тест 18.03 1.04 – 29.04 Тест 29.04 6.05 – 23.05 Тест 20.05 Тема 2. Русь   в   IX   —   первой половине XII в. Тема 3. Русь в середине ХII — начале XIII в. Тема 4. Тема 5. Русские земли в  середине XIII — XIV  в. Формирование  единого Русского  государства Устанавливать  причинно­ следственные  связи (на примере  образования  Древнерусского  государства);  работать с  документами. Выявлять  особенности  зависимости Руси  от Золотой Орды  и её последствия  на развитие Руси. Наносить на карту походы Батыя;  использовать  карту при  рассказе о  сопротивлении  русских городов. Характеризовать  деятельность  исторических  личностей (на  примере  Владимира  Мономаха). Определять  причины и  предпосылки  создания единого  государства;  характеризовать  деятельность  исторических  личностей (Иван  Калита).  Использовать  схему при  рассказе о битве;  характеризовать  деятельность  исторических  личностей  (Дмитрий  Донской).  Характеризовать  политику исторических  личностей  (Василий I);  использовать  карту при  рассказе об  объединении  русских земель. Итого 36 Календарно­тематическое планирование Всеобщая история. История Средних веков (30 часов) № п /п Содержание (разделы, темы) Кол­ во часов Дата план факт 1 Введение.  «Средние   Хронологические Понятие века». рамки   1 3.09 Средневековья. Тема 1. Становление средневековой Европы (VI­XI вв.) 5 ч. 2 6.09 1 Образование варварских  королевств. Государство  франков в VI­VIII вв. 3 4 5 6 Христианская церковь в  раннее Средневековье. Возникновение   и   распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX­XI вв. Англия в раннее  Средневековье 1 1 1 1 10.09 13.09 17.09 20.09 Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв.  2 ч. 24.09 7 1 1 1 1 1 1 27.09 1.10 4.10 8.10 11.10 Византийская империя при  Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.  Культура Византии. Образование славянских  государств. 8 Тема 3. Арабы в VI ­ XI  веках.  2ч Возникновение ислама.  9 Арабский халифат и его  распад. Культура стран халифата. 10 Тема 4. Феодалы и крестьяне. 2 ч 11 12 В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее  обитатели Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе  2ч. 13 15.10 1 Средневековый город.  Торговля в Средние века. 14 Горожане и их образ жизни. 1 18.10 Тема 6. Католическая церковь в XI­XIII веках. Крестовые походы. 2ч 15 22.10 1 Могущество папской власти. Католическая церковь и  еретики. 16 Крестовые походы.  1 25.10 Тема 7. Образование централизованных государств   в Западной Европе в XI—XV вв.6 ч 17 1 Как происходило  объединение Франции. Что англичане считают  началом своих свобод. Столетняя война. Усиление королевской  власти в конце XV века во  Франции и Англии.  Реконкиста и образование  централизованных  государств на Пиренейском  полуострове. Германия и Италия в 12­15  веках. Усиление власти  князей в Германии. Расцвет  итальянских городов 8.11 12.11 15.11 19.11 22.11 26.11 1 1 1 1 1 18 19 20 21 22 26 Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV­XV веках 2ч. 23 24 Гуситское движение в Чехии Завоевание турками ­  османами Балканского по­ луострова 1 1 29.11 3.12 Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века 2ч. 25 1 6.12 Образование и философия,  литература, искусство Культура Раннего Возрож­ дения. Научные открытия и  изобретения 1 10.12 Тема 10. Страны Азии, Америки и Африки в Средние века 4ч 27 13.12 1 Средневековое общество в  Индии, Китае, Японии. 28 29 30 Государства и народы  Африки и доколумбовой  Америки в средние века. Итоговая контрольная  работа по курсу истории  средних веков. Итоговое повторение и  обобщение по курсу  1 1 1 17.12 20.12 24.12 истории средних веков. № п /п Содержание   темы) (разделы, 1 Введение. Наша Родина­ Россия 1 История России Количество часов Дата план 27.12 факт Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности  5ч 2 10.01 1 Древние люди и их  стоянки на территории  современной России 3 4 5 6 1 1 1 1 Неолитическая революция. Первые скотоводы,  земледельцы,  ремесленники. Образование первых  государств Восточные   славяне   и   их соседи Повторительно­ обобщающий урок по теме  I « Народы и государства на территории нашей  страны в древности» Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.11  11ч 7 8  1 1 Первые известия о Руси Становление  Древнерусского  государства 9 10 11 12 Становление   Древнерусского  государства Правление князя  Владимира. Крещение  Руси Русское государство при  Ярославе Мудром Русь при наследниках  1 1 1 1 14.01 17.01 21.01 24.01 28.01 31.01 4.02 7.02 11.02 14.02 13 14 15 16 17 Ярослава Мудрого.  Владимир Мономах Общественный строй и  церковная организация на  Руси Культурное пространство  Европы и культура  Древней Руси Повседневная жизнь  населения Место и роль Руси в  Европе.  Повторительно­ обобщающий урок по теме II «Русь в IX  — первой половине XII  в.» 1 1 1 1 1 Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в.  5ч 18 1 Политическая  раздробленность в Европе  и на Руси 19 20 21 22 Владимиро­Суздальское  княжество Новгородская республика  Повторительно­ обобщающий урок по теме  III « Русь в середине ХII  — начале XIII в.» Южные и юго­западные  русские княжества 1 1 1 1 Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.  9ч 23 1 Монгольская империя и  изменение политической  картины мира 18.02 21.02 25.02 28.02 4.03 7.03 11.03 14.03 18.03 21.03 1.04 24 Батыево нашествие на Русь 1 4.04 25 26 27 28 29 30 31 Северо­Западная Русь  между Востоком и  Западом Золотая Орда:  государственный строй,  население, экономика и  культура Литовское   государство   и Русь Усиление Московского  княжества в Северо­ Восточной Руси Объединение русских  земель вокруг Москвы.  Куликовская битва Развитие культуры в  русских землях во второй  половине XIII — XIV в.  Повторительно­ обобщающий урок по теме  IV «Русские земли в  середине XIII — XIV в.»  1 1 1 1 1 1 1 8.04 11.04 15.04 18.04 22.04 25.04 29.04 Тема V. Формирование единого Русского государства  5ч 6.05 32 1 Русские земли на  политической карте  Европы и мира в на­ чале XV в. 33 34 Московское княжество в  первой половине XV в.  Московское государство и его соседи во второй  половине XV в. Распад Золотой Орды и  его последствия.  Формирование  культурного пространства  единого Российского  1 1 13.05 16.05 35 36 государства Повторитель­но­ обобщающий урок по теме  V   «Формирование  единого Русского  государства» Русская православная  церковь в XV — начале  XVI в. Человек в  Российском государстве  второй половины XV в. 1 20.05 1 23.05 Перечень учебно­методического обеспечения Программно­нормативное обеспечение: 1. Федеральный   государственный     образовательный     стандарт     основного   общего   образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. История. 5­9 классы: проект. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2015. 3. Концепция   единого   учебно­методического   комплекса   по   отечественной   истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483). 4.  Историко­культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483). Учебно­методический комплект:  Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков.М.: Просвещение, 2018  Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях.М.: Просвещение, 2018 Интернет – ресурсы  http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов.  http://school­collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.  http://www.ug.ru/ ­ Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения  http://pedsovet.org/ ­ Всероссийский интернет­педсовет http://www.1september.ru/ru/ ­ Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для    педагогов http://www.it­n.ru/ ­ Сеть творческих учителей Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета и система их оценки Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов. Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются: •   первичная   социальная   и   культурная  идентичность   на  основе   усвоения   системы   исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально­положительное принятие своей этнической идентичности; • познавательный интерес к прошлому своей Родины; • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им; • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; • навыки осмысления социально­нравственного опыта предшествующих поколений; • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; •   следование   этическим   нормам   и   правилам   ведения   диалога   в   соответствии   с   возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности; •   обсуждение   и   оценивание   своих   достижений,   а   также   достижений   других   обучающихся   под руководством педагога; • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении. Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки: •   формулировать   при   поддержке   учителя   новые   для   себя   задачи   в   учёбе   и   познавательной деятельности; • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; •   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результата   ми,   осуществлять   контроль   своей деятельности в процесседостижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи; • работать с учебной и внешкольной информацией(анализировать графическую, художественную, текстовую,аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.); • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога); •   использовать   современные   источники   информации   ­   материалы   на   электронных   носителях: находить   информацию   в   индивидуальной   информационной   среде,   среде   образовательного учреждения,   федеральных   хранилищах   образовательных   информационных   ресурсов   и контролируемом Интернете под руководством педагога; • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач; • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу; • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; •   решать   творческие   задачи,   представлять   результаты   своей   деятельности   в   форме   устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ; •   использовать   ИКТ­технологии   для   обработки,   передачи,   систематизации   и   презентации информации; •   планировать   этапы   выполнения   проектной   работы,   распределять   обязанности,   отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы; • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_ • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат. Предметные результаты изучения истории включают: • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных  хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век); • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии; • составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • определение и использование исторических понятий и терминов; • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества  с древности, в начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию; • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли  России во всемирно­историческом процессе в изучаемый период; • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении  человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств,  местах важнейших событий; • изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности,  расположении древних государств, местах важнейших событий; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности,  памятников культуры, событий древней истории; • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь  человека; • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их  соседей; • описание характерных, существенных черт форм до государственного и государственного  устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований  людей; • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках  исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого; • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.),  правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических  произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и  Московской Руси; • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие  причинно­следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.); • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников,  специфики учебно­познавательной работы с источниками древнейшего периода развития  человечества; • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I  Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра  Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из  гуманистических ценностных ориентаций, установок; • умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в  источниках и их комментирование (при помощи учителя); • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и  личностей с опорой на конкретные примеры; • определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая  раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале  XVI в.); • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение  краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на  территории современной России; • приобретение опыта историко­культурного, историко­антропологического, цивилизационного  подходов к оценке социальных явлений; • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и  Московской Руси; • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного  многообразия народов Евразии в изучаемый период. Критерии оценивания     Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся,  дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.      В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в  письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на  определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.      При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме  программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной  деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с  заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.    Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;  2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на  практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно  составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для  оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1 – 2 недочёта в  последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной  темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои  примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик: 1) обнаруживает незнание большей части излагаемого материала; 2) допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл;  3) беспорядочно и неуверенно излагает материал. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ  ОЦЕНОК         За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по обществознанию усвоение теоретического  материала, овладение умениями, речевое развитие.         Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое  предшествующих оценок. Решающим при определении следует считать фактическую подготовку  ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы  стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при  выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров  обобщать, делать выводы, устанавливать меж предметные и внутри предметные связи, творчески  применяет полученные знания в незнакомой ситуации.  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение  культуры устной речи.  Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала.  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров  обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи, применять полученные знания  на практике.  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,  соблюдение основных правил культуры устной речи.  Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при  самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые  вопросы.  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала,  незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2":  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные  представления об изученном материале.  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на  стандартные вопросы.  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного  материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. Отметка "5" ставится, если ученик:  1) правильно определил цель опыта;  2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;  3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все  опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с  наибольшей точностью;  4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В  представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики,  вычисления и сделал выводы;  5) проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок  на столе, экономно использует расходные материалы).   Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;  2. или было допущено два­три недочета;  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,  4. или эксперимент проведен не полностью;  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик:  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако  объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по  основным, принципиально важным задачам работы;  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с  помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании  наблюдений, формулировании выводов;  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей  погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях  единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для  данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в  соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая  исправляется по требованию учителя.  Отметка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в  требованиях к оценке "3";  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении  работы, которые не может исправить даже по требованию учителя. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка "5" ставится, если ученик:  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;  2) допустил не более одного недочета.  Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  2. или не более двух недочетов.  Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:  1. не более двух грубых ошибок;  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  3. или не более двух­трех негрубых ошибок;  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов.  Отметка "2" ставится, если ученик:  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена  оценка "3";  2. или если правильно выполнил менее половины работы. Приложение 1 Итоговая контрольная работа за курс истории средних веков 6 класс 1 ВАРИАНТ ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1) Как называется «главный» над вассалом, его покровитель  а) король;   б) сеньор   в) феодал  2) Взятие Константинополя турками­османами произошло в:  а) 1352 г.   б)1386 г.   в) 1453 г.    г) 1445 г. 3) В крестовые походы отправлялись: а) римские священники для обращения германцев­язычников в христианство; б) первые христиане для распространения своей веры в Римской империи; в) европейские рыцари и простолюдины для освобождения Святой земли. 4. Карл Великий был: а) императором Франкского государства;   б) королём Англии; в) императором Западной Римской империи. 5. Церковный суд, созданный папой в 13 век назывался       а)Аутодафе    б)индульгенция    в)инквизиция 6. Парламент – это   а) Собрание представителей рыцарей и городов    б)Собрание представителей крестьян и ремесленников    в)Собрание представителей духовенства, дворян и богатых горожан 7. Банкир – это…   а)  Человек, который давал деньги под проценты    б) человек, который обменивал деньги разных  стран       в) Человек, который брал деньги на хранение 8. Принудительные обязанности зависимых крестьян, которые они несли за пользование  землёй:         а)повинности      б) штрафы      в)налоги        г) взносы 9.  Строгие правила изображения и размещения библейских сцен:    а) закон       б) указ       в) кодекс      г) канон 10. Лучший образец изделия мастера назывался:    а) товар      б) оригинал      в) шедевр       г) раритет ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Характерные черты романского стиля:  1. высокие узкие башни  2.большие окна с витражами  3. многочисленные полукруглые арки внутри храма и на его фасаде  4. толстые колонны, поддерживающие свод 2. Установите соответствие:  а)  Юстиниан                                 1) французский король, при    котором впервые были                                                                  созваны Генеральные штаты  б) Мухаммед                                2)  изобретатель книгопечатания  в) Филипп IV  Красивый            3) император Византии                                   г) Гильом Каль                             д) Иоганн  Гуттенберг                  4) вождь французской Жакерии                                                             5) создатель религии ислам                                                           3.Установите соответствие:  а) 1265 г.                                    1) империя Карла Великого  б) 1453                                       2) Поход Вильгельма Завоевателя на Англию  в) 800 г.                                    3) первый парламент в Англии  г) 1066                        д) 1389                                        4) падение Константинополя 4. Завершите фразу:  1) человек, принявший ислам…. 2) работа крестьян на феодала….. 3) специальный церковный суд…… 4) деление феодального государства на ряд самостоятельных областей    при слабой центральной  власти…..  5. Расположите в хронологической последовательности:  а) казнь Жанны д’Арк  б) Верденский договор  в) окончание четвертого крестового похода  г) первые Генеральные штаты во Франции 6. Дайте определения: а)майордом         б) Каролингское возрождение       в)сословно­представительная монархия 7. Соотнесите понятие и определение: а) барщина; 1. Группа людей, обладающих закреплёнными  законом  и  предаваемыми по наследству правами и обязанностями 2. Человек, который был противником господствующего   б) натуральное хозяйство в) сословие г) еретик д) сословная монархия. вероучения  церкви 3. Принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве  феодала; 4. Централизованное государство, в котором королевская власть  опиралась на собрание представителей сословий. 5. Хозяйство, в котором продукты и вещи производятся  не для  продажи, а для собственного потребления 8. Назовите событие      а) 476     б) 1453    в) 1077    г) 1066 9. Альтернативные тесты (отвечать нужно «да» или «нет»). 1. По повелению Юстиниана юристы создали «Свод гражданского права» ­ наиболее полный из сборников Римской империи. 2. Раскол христианской церкви произошел в 1054г. 3. Мусульманское право называется рамазан. 4. «Салическая правда» ­ это свод законов франков, составленный по указу Хлодвига. 5. Викинги – это жители Византии. Приложение 1 1. 2. 3. 4. 5. Тест «Русь в IX – первой половине XIIв.» Слова подсека, соха, борона связаны с: Вариант 1. 1)рыболовством    2) бортничеством    3) развитием скота   4) земледелием Древнерусское государство образовалось в: 1)конце 9 в.   2) начале 9 в.     3) конце 8 в. Полюдье – это: 1)запись событий по годам   2)объезд князем подвластных земель для сбора дани 3)точное распределение размера дани Крещение Руси связано с именем князя: 1)Ярослава Мудрого     2) Святослава    3) Владимир Святославович Одна из причин принятия христианства на Руси: 1)желание князя Святослава породниться с правителями европейских стран 2)стремление киевских князей избежать порабощения хазарами 3)стремление киевских князей усилить свою власть 6. Правитель Руси с 980 по 1015 г. 1)Владимир Святославович    2) Ярослав Мудрый   3) Святослав Игоревич 7. 8. Первый письменный сборник  законов на Руси был составлен: 1)Рюриком   2) Олегом   3) Владимиром Святославовичем  4)Ярославом Мудрым Расположите имена правителе Древней Руси в хронологической последова­тельности: А. Ярослав Мудрый             Б. Святослав В Игорь                      Г. Ольга Д. Олег Е. Владимир 9. Соотнеси понятия и определения 1. Рядович           А. разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за  2. Закуп                      ссуду 3. Холоп               Б. сельский житель, который повинности в пользу князя 4. Смерд              В. человек, который заключил договор, согласившись работать                                     и жить у господина на определенных условиях                                Д. человек, попавший в полную зависимость от господина, раб 10. Определите имя исторического деятеля 1) Этот правитель управлял государством от имени малолетнего сына. Первым среди княжеских особ  принял личное крещение, которое произошло в Византии 2) Этот правитель в походах вел жизнь простого воина. Он не имел не шатра, но спал, подослав потник, с  седлом в головах… И посылал гонцов в иные земли со словами «Хочу на вас идти». Приложение 1                                  1. 2. 3. 4. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани: Вариант 2. 1)Колонизация    2) полюдье    3) урок     4) поход Причина убийства князя Игоря древлянами: 1)Месть за гибель их соплеменников в неудачном походе за Византию 2)Грубое нарушение князем договора о полюдье 3)Изменение порядка сбора дани 4)Определение погостов В 882 г. столицей своих земель князь Олег объявил: 1)Новгород    2) Киев    3) Смоленск Одним из результатов деятельности княгини Ольги было: 1)Установление уроков и погостов 2)Заключение выгодного торгового договора с Византией 3)Усиление языческого культа 5. 6. 7. 8. Принятие христианства на Руси произошло в: 1)957г.    2) 980г.   3) 988г.    4) 972г. Принятие христианства на Руси привело к: 1)Усилению племенной разобщенности 2)Усилению позиций западной Римской церкви 3)Проникновению на Русь письменности и византийской культуры Годы правления Ярослава Мудрого 1)1015 – 1019     2) 1019 – 1054    3) 1019 – 1036    4) 1113 – 1125 Расположите события в хронологической последовательности: А) Подписание князем Олегом торгового договора с Византией Б) начало правления Ярослава мудрого В) Создание вдоль южных границ оборонительных рубежей, избавивших Русь от набегов  печенегов Г) Убийство Аскольда и Дира Е) крещение Руси 9. Соотнесите понятия и определения.      1) житие                А) поэтическое сказание о прошлом, прославляющее подвиги       2) летопись                  богатырей      3) былины            Б) строгие правила написания букв      4) устав                 В) запись происходящих событий, составленная по годам                                     Г) биография человека, причисленного Церковью к лику святых 10. Определите имя исторического деятеля     1) Этот правитель провел первую в истории России налоговую реформу, устано­вив  размеры дани и  место их сбора. Соблюдая традиции своего времени, он жестоко отомстил за гибель близкого человека.    2)  Этот правитель в походах вел жизнь простого воина. Он не имел не шатра, но спал, подослав  потник, с седлом в головах… И посылал гонцов в иные земли со словами «Хочу на вас идти». Тест по истории для 6 класса на тему: «Русь в середине XII – начале XIII века». Приложение 1 1.Название периода в истории Руси середины 12 начала 13 века А) расцвет государства б) распад государства в) удельный период 2.Допишите причины политической раздробленности Руси А) исчезновение внешней опасности Б) перемещение торговых путей В)…… 3.Соотнесите типы государственности и территории Руси Тип государства Территория А.Псковская земля Б.Галицко­Волынская земля В.Владимиро­Суздальская земля 1.Монархия с большой ролью дворянства 2.Монархия с решающей ролью князя 3.Боярская республика 4.Слуги князя, получившие землю (двор) во временное владение назывались: А) холопы Б) бояре В) дворяне 5.Дата упоминания в летописи посёлка Москва А)1147 Б)1156 В) 1203 6.Найдите в перечне владимирских князей лишнего, подчеркните его имя     и объясните, почему он лишний: Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский. 7.Перечислите   в   правильной   последовательности  1.алтарь,2.корабль, 3.крыльцо, 4.притвор   ОТВЕТ: 8.О чем свидетельствовало большое количество берестяных грамот, найденных археологами  в Новгороде А) о развитии ремесла Б) об отсутствии на Руси книг В) о грамотности населения части   древнерусского   храма:     9.Кто автор этих строк?  «Княже мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен; мед источают      уста твои, и дар твой как плод райский. Когда услаждаешься многими яствами, меня вспомни, хлеб сухой жующего; или когда пьешь сладкое питье, вспомни меня, теплую воду пьющего в укрытом от ветра месте; когда же лежишь на мягкой постели под собольими одеялами, меня вспомни, под одним платком лежащего, и от стужи оцепеневшего, и каплями дождевыми, как стрелами, до самого сердца пронзаемого» А) Владимир Мономах Б) Даниил Заточник В) архиепископ Новгородский 10. Укажите определение термина «государство».            а) политическая организация общества во главе с правитель­ством и подчиненным ему аппаратом, который   осуществляет власть;          б) государство происходит от исконного русского слова «су­дарь», «государь» и означает наличие сильной власти царя или князя;      в) государство — это племенной союз.             11.Храм Покрова на Нерли был заложен в память:         а) об умершем сыне Андрея Боголюбского; б) о походе на Киев Андрея  Боголюского;          в)  об убийстве князя Андрея Боголюбского. Контрольная работа 6 класс Тема: Русские земли в середине XIII – XIV в. Часть А 1.Укажите дату, когда начался великий монгольский поход на Европу? 1) 1206г 2) 1235г 3) 1238 г 4) 1202 г    Приложение 1 2.Укажите дату, когда произошла битва на реке Калке? 1) 1223 г 2) 1240 г 3) 1230 г 4) 1235 г 3.Укажите дату, когда произошла Невская битва? 1) 15 июля 1240 г. 2) в 1246 г. 3) в 1270 г. 4) в 1045 г. 4.Какое из перечисленных событий произошло раньше других? 1) Раковорская битва 2) нашествие «Неврюевой рати» 3) Завоевание Руси ханом Батыем 4) битва на реке Калке 5.Когда произошло завоевание Руси ханом Батыем? 1) 1242­1244 г 2) 1237­1241г 3) 1223 г 6. Когда произошло Ледовое побоище? 1) в 1234 г. 2) в 1016 г. 3) 15 июля 1240 г 4) 5 апреля 1242 г 7. В каком городе вспыхнуло восстание против ордынского посла и его многочисленной  свиты: 1)Тверь 2)Ростов 3)Полоцк 4) Киев 8.Укажи имя княгини, которая предпочла смерть монгольскому плену: 1) княгиня Ольга 2) княгиня Евпраксия 9.Во сколько лет Александр Невский одержал первую победу? 1)в 24 г 2) в 30 лет 3) в 16 лет 4) в 18 лет 10. О каком городе гласит легенда: « И как только татары ринулись к городу, воды озера  разлились и стали затоплять город. …..стал уходить под воду. Воды озера сомкнулись над  городом. Татары в страхе бежали прочь. И сей град Большой …. невидим стал и оберегаем  рукою Божией» 1) Новгород 2)Китеж 3) Тверь 4) Галич Часть В 11.Дайте определение: Сарай –__________________________________________________________________ Улус­ __________________________________________________________________ Чингизиды –_______________________________________________________________ Приложение 1 Тестирование по истории России   6 класс по теме:   «Формирование  единого  Российского государства». Вариант 1 Часть     I  . А1. Чем помещик отличался от вотчинника?         1) он являлся противником централизации               2) он был наследственным владельцем земли          3) он освобождался от несения военной службы           4) он получал землю во временное пользование А2. Что ускорило создание единого Российского государства?         1) господство натурального хозяйства               2) наличие больших запасов нефти и газа         3) необходимость освобождения от ордынской зависимости          4) прикрепление крестьян к земле  A3. Как назывался центральный орган управления в Русском государстве конца XV — первой половины XVI в.?        1) вече           2) наместники        3) Боярская дума             4) тысяцкий А4. При каком князе Новгородская земля вошла в состав Московского княжества?        1) при Дмитрии Ивановиче          2) при Иване Калите          3) при Иване III            4) при Василии III А5. Имя какого князя пропущено в отрывке из сочинения историка? Почувствовав себя в новом положении и еще рядом с такой знатной женой,  наследницей византийских императоров, нашел тесной и некрасивой прежнюю  кремлевскую обстановку, в какой жили его невзыскательные предки. Вслед за  царевной из Италии выписаны были мастера, которые  построили...  новый  Успенский собор, Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних  деревянных хором. 1 2 3 4  Даниила Александровича    Ивана Калиты    Василия II      Ивана III А6. С какими событиями связано выражение «Юрьев день»?      1) с антиордынским восстанием в Твери        2) с событиями феодальной войны второй четверти XV в.      3) с созданием Судебника                      4) со свержением монголо­татарского ига  А7. С чем связаны даты 1380 г., 1480 г.?      1) с созданием памятников культуры                 2) с принятием нового законодательства      3) с военными сражениями                          4) с изменениями в политическом управлении страной А8. Что означало понятие «кормление» на Руси в XIV— XVI вв.?      1) сбор дани в Золотую Орду          2) объезд великим князем подвластной ему территории       3) феодальные повинности крестьян        4) порядок содержания должностных лиц за счет местного населения  А9. В XV—XVI вв. крестьяне делились на:      1) посадских         2) служилых      3)владельческих        4) дворцовых         5) черносошных А10. Какое соответствие верно?     1) А. Фиораванти — церковь Покрова на Нерли         2) А. Рублев ­ икона «Троица»     3) А. Никитин — «Хронограф»                        4) Филофей — теория «Москва — Третий Рим»     5) Дионисий — Грановитая палата  В заданиях А9—А10 может быть как один, так и несколько правильных ответов. Часть     II   . В 1. В первой четверти XVI  в.  укреплению авторитета московских княжеской  династии способствовало создание «Сказания о …………». Ответ: B2. Установите соответствие между элементами левого; и правого столбиков. Понятие 1. Регалия 2. Пожилое 3.Привилегия A.Исключительное право, преимущество, предоставленное кому­либо Б. Денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца за неделю до и      неделю после Юрьева дня B.Предмет, являющийся символом  монархической власти Определение                  Ответ: А Б В ВЗ. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Учтите, что одно из понятий (имен) лишнее. 1).Василий II    2).Великое княжество Литовское   3).Иван III 4). Киевское княжество   5).Новгородское государство Во второй четверти XV в. процесс объединения русских земель был замедлен  феодальной войной.  Победителем из нее вышел ………1…… , получивший  прозвище «Темный». В 1478 г  его сын уничтожил привилегии и независимость ………2……… . Русь освободилась от ордынской зависимости во время правления великого  московского князя ……3……. . Свержение  монголо­татарского ига позволило  вступить в борьбу за обладание городом Смоленском с ………4………  Возвращение  Смоленска означало воссоединение всех   русских земель в границах единого  государства.  Ответ:    1­ 2­               3­               4 Приложение 1 Тест по истории России   6 класс по теме:   «Формирование  единого  Российского государства». Вариант 2 Часть     I  . А1. Чем поместное землевладение отличалось от вотчины?         1) после смерти владельца поместье передавалось  в дар церкви          2) поместье освобождалось от уплаты налогов          3) поместье выдавалось за службу и на время службы        4) поместье было наследственным владением крупных    феодалов А2. Что ускорило создание единого Российского государства?        1) упадок торгового пути «из варяг в греки»                    2) наличие больших запасов железной руды        3) наличие общего языка, правовых норм и православной веры          4) отсутствие внешней опасности  A3. Местное управление в Русском государстве конца XV ­ первой половины XVI в.       осуществлялось:        1) Грановитой палатой            2) наместником             3) Боярской думой        4) советом старейшин А4. При каком князе в состав Московского княжества  вошли Рязанское княжество и  Смоленск?         1) при Дмитрии Ивановиче            2) при Иване Калите           3) при Иване III             4) при Василии III А5. Имя какого князя пропущено в отрывке из сочинения историка? Свержение ига устраняло политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание: мог теперь считать себя единственным оставшимся в  мире православным  и  независимым государем, какими были византийские  императоры и верховным властителем Руси          1)Даниила Александровича           2) Ивана III        3) Ивана Калиты           4) Дмитрия Ивановича А6. С чем связано выражение «Шемякин суд»? 1) с антиордынским восстанием в Твери               2) с феодальной войной второй четверти XV в.         3) с созданием Судебника                              4) с созданием Русской Правды А7. С какими событиями связаны даты 1478 г., 1521 г.?         1) с созданием памятников культуры              2) с принятием нового законодательства         3) с крупными военными сражениями             4) с расширением границ Московского княжества  А8. Что означало в XIV—XVI вв. понятие «местничество»?         1) хозяйственную специализацию районов        2) стремление удельных князей стать самостоятельными правителями       3) объезд великим князем подвластной ему территории       4) порядок занятия должностей по знатности происхождения А9.Кто   освобождался   от   уплаты   налогов   в   Российском   централизованном государстве?      1) купцы        2) вотчинники         3) ремесленники          4) помещики         5) священники А10. Какое соответствие верно?       1) А. Рублев — «Хождение за три моря»          2) А. Фиораванти ­ Успенский собор в Москве        3) монах Филофей ­ икона «Троица»               4) Сафоний Рязанец ­ «Задонщина»       5) Дионисий — икона Владимирской Богоматери  В заданиях А9—А10 может быть как один, так и несколько правильных ответов. Часть     II   . В1. В конце XV— начале XVI в. получила распространение политическая теория  «Москва ……………». Ответ: В 2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. 1. Ясак 2. Чин 3. Кормление A.Порядок содержания должностных   лиц за счет местного населения Б. Служебный разряд, свидетельствующий о месте, которое занимает     человек на военной или гражданской службе B. Натуральный налог с народов Поволжья, Сибири, Севера Ответ: А Б В ВЗ. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков.  Учтите, что одно из названий лишнее. 1).Великое княжество Литовское      2).Казанское ханство          3).Новгород 4). Рязанское княжество      5).Смоленск  Вставь во главе создания централизованного государства, Москва столкнулась с  притязаниями на русские земли со стороны ……1……. . Правители этого государства  захватили земли Киевской Руси  и даже дважды пытались взять Москву. Сложные  отношения были у Москвы с северо­западным соседом ……2……….  В XV в. Иван III  ликвидировал его независимость, а вечевой колокол ­ символ республики ­ увез в  Москву. Но оставалась еще важная задача: вернуть город ……3……….«ключ» от  русских земель. Процесс объединения русских земель был завершен присоединением  к владениям московских  князей территории ………4……... Ответ:  1­               2­               3­               4­ «Рассмотрено»  Руководитель МО _______________Г.И.Сухорученко Протокол №____ от____ «___» _________ 20__г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР  МБОУ – ООШ №15 п. Восход ______________Е.Н.Крыгина «___» _________ 20__г.

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы

Рабочие программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2019