Работа классного руководителя
по созданию условий для саморазвития
и реализации личности обучающихся
Подготовила Асочакова Е.Г.
классный руководитель 11 класса
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не
подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а
учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком
много вдохновляющих минут.
Януш Корчак
Ребёнок - росток человеческий. В нём изначально заложено неуемное стремление к развитию.
Цель становящейся личности – утвердить своё
уникальное «я», выявить своё неповторимое предназначение. А цель педагога
помочь ему в этом. При обновлении содержания и организации педагогического
процесса главным направлением становится воспитание. Цель воспитательной работы
современной образовательной организации по ФГОС: помочь взрослеющему человеку
стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный
отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.
Ключевой фигурой в реализации задач воспитания в образовательной
организации был и остаётся классный руководитель. От того, насколько изменится
его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.
Цель деятельности классного руководителя по ФГОС создание условий для саморазвития
и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Эти и другие факторы приводят к обновлению
деятельности классного руководителя. В какой бы роли ни выступал классный
руководитель — учителя, психолога, исследователя, — он остается главным
воспитателем класса: все виды осуществляемой им деятельности должны носить
воспитательный характер и дополнять, обогащать его ведущую деятельность —
воспитательную.
Каким должен быть современный классный руководитель? Носителем каких ценностей и целевых установок он призван стать? Что следует изменить в содержании его работы?
Анализ деятельности классного руководителя с классным коллективом в воспитательной системе позволяет выделить ряд условий эффективности этой деятельности, связанных с личностными характеристиками педагога-воспитателя. Это развитие профессионально значимых качеств (креативность, педагогический оптимизм, самосознание классного руководителя как воспитателя, его способность и готовность к коллективной педагогической деятельности). Само содержание профессиональной деятельности педагога как воспитателя заставляет его развивать определенные личностные качества как профессионально значимые. Эти качества, реализуясь в деятельности педагога с коллективом класса в условиях воспитательной системы, обеспечивая успешность педагогической деятельности, с одной стороны, актуализируются воспитательной системой, а с другой стороны, сама воспитательная система способствует их формированию и развитию, тем самым обеспечивая развитие личности самого педагога, способствуя становлению его профессионального мастерства.
Осознание классным руководителем себя как воспитателя — одно из условий его эффективной деятельности с коллективом класса. Классный руководитель выступает как активный участник процесса совместной педагогической деятельности, что способствует формированию и развитию профессионального самосознания, побуждая педагога к анализу своей деятельности в рамках всей системы, всего педагогического коллектива, осознанию своей роли в воспитательном коллективе школы, сравнению себя, своей деятельности, ее результатов с коллегами, включая педагогов, в совместный с детьми анализ коллективных дел.
Свою
работу я планирую, выделяя основные направления:
Гражданско – патриотическое, правовое
Задачи: воспитание патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории
своей Родины, знание государственной символики своей страны. Совершенствование
нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры
поведения, чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному
самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном
общении. Формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок,
правосознания, гражданской ответственности обучающихся.
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы, день Конституции, День России, Дни воинской славы; классные
часы, посвящённые правовой и патриотической тематике; акции.
Учебно-познавательное
Задачи: интеллектуализация познавательных процессов, развитие мышления,
памяти, внимания, умения оперировать гипотезами, формирование основ научной
организации труда, сознательного отношения к обучению.
Формы внеклассной работы:
курсы внеурочной деятельности( «Путь в профессию»); предметные олимпиады
(школьные, районные, дистанционные).
Духовно-нравственное, эстетическое.
Задачи: воспитание нравственных чувств и этического сознания; развитие художественных способностей и эстетической культуры обучающихся, воспитание уважения к народному творчеству, формирование представлений о вкусах и моде, о необходимости привносить подлинную красоту в поведение, труд, быт, досуг.
Формы внеклассной работы:
беседы по нравственной тематике; тематические классные часы; тесты нравственного самосовершенствования; знакомство с историческими и памятными местами страны, района (виртуальные экскурсии); дискуссии по нравственной тематике; РДШ.
Информационное.
Задачи: ориентация в социальной, политической и культурной жизни общества, развитие познавательной активности бучающихся.
Формы внеклассной работы:
классные часы, беседы познавательной направленности; беседы, посвящённые истории, образованию, культуре, экономике; профилактические беседы по ПДД, пожарной безопасности.
Спортивно-оздоровительное (физическое, половое, гигиеническое).
Задачи: укрепление
здоровья обучающихся, повышение санитарно-гигиенической культуры, формирование
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Формы внеклассной работы:
инструктажи по охране труда; дни здоровья; профилактические беседы о здоровом образе жизни; беседы о внешнем виде и личной гигиене обучающихся; беседы с медицинскими работниками; беседы по охране труда, о предупреждении травматизма; дни профилактики «Безопасность на дорогах»
Трудовое, экологическое.
Задачи: расширение политехнического кругозора обучающихся, определение их интересов и склонностей к конкретным видам деятельности, воспитание ответственного отношения к труду, развитие системы самоуправления в классе и школе. Воспитание бережного отношения к историко-культурным памятникам, любви к природе, понимания и осмысления себя как частицы природы.
Формы внеклассной работы:
субботники по уборке территории школы, села; беседы о заповедниках нашей страны, экологии области, охране кружающей среды; инструктажи и беседы о поведении в лесу, у водоёмов, предупреждении травматизма.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основное назначение классного руководителя состоит в обеспечении непрерывного педагогического процесса в урочное и внеурочное время, в организации внеурочной воспитательной работы с закреплённой группой, направленной на создание условий для самореализации и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель проводит всю воспитательную работу под руководством заместителя по воспитательной работе, в тесном контакте с преподавателями, администрацией школы, родителями обучающихся.
Работа классного руководителя тогда обретает содержание, когда обучающимся предъявляются ценности человеческой жизни. Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение. Венчает эту пирамиду ценностей сам человек.
«Нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия… и вы не решите никакой другой задачи». (В.А. Сухомлинский)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.