работа с несовершеннолетними с выявленным суицидальным риском

  • docx
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Алгоритм.docx

Алгоритм

межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения и образования Костанайской области в работе с несовершеннолетними с выявленным суицидальным риском

 

1.     Общие положения:

 

1.                 Настоящий алгоритм межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения и образования Костанайской области в работе с несовершеннолетними с выявленным суицидальным риском (далее – Алгоритм) определяет порядок взаимодействия медицинских и педагогических работниковпри организации раннего выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению, и проведения с ними коррекционной /реабилитационной работы.

2.                 Целью принятия Алгоритма являетсяулучшение психического здоровья детей и подростков, создание благоприятных условий для сохранения их жизни и здоровья.

3.                 Основными задачами реализации Алгоритма являются:

1)                организацияраннего выявление несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению;

2)                 оказание несовершеннолетним с выявленным суицидальным риском и их законным представителям своевременной комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

3)                организация взаимодействия субъектов системы профилактики для проведения индивидуальной медицинской, психокоррекционной и реабилитационной работы с несовершеннолетними с имеющимся (совершившие суицидальную попытку) или выявленным суицидальным риском и их законными представителями.

4.                 Индивидуальная профилактическая и реабилитационная работа с несовершеннолетним с выявленным суицидальным риском проводится органами и учреждениями системы профилактики с соблюдением конфиденциальности информации.

 

 

 

2.     Основные этапымежведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения и образования в работе с несовершеннолетними с выявленным суицидальным риском

 

1.                 Проведение педагогом-психологом (психологической службой)организации образования обязательного диагностического минимума (первичное)собучающимисяорганизации образования (учащиеся 1-11 классов школ, студенты колледжа до 18 лет)с целью мониторинга психологического здоровья, выявления несовершеннолетних с высоким уровнем показателей психоэмоциональной нестабильности, нуждающихся в помощи квалифицированных специалистов.

2.                 При выявлении по результатам диагностических исследований обучающихся с признаками аутодеструктивного поведения либо кризисного состоянияпедагогом-психологом (психологической службой) организации образованиянеобходимо провести индивидуальную работу с данным учащимся(консультирование, интервьюирование)для исключения ложноположительных результатов. Такжепри самостоятельном обращении участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги) с обучающимися проводится экспериментально-психологическое обследование с целью определения суицидальных рисков. Информация о проведении индивидуальной формы работы с обучающимися либо о самостоятельном обращении к педагогу-психологу обязательно фиксируется в журнале консультаций.

К суицидальным рискамотносятся:

- прямые суицидальные тенденции (высказывающие идеи, мысли, угрозы о самоубийстве, готовящиеся к самоубийству, совершившие попытку самоубийства);

- тяжелые заболевания с заведомо неблагоприятным исходом, нарушающие способность к передвижению, самообслуживанию, социальное функционирование;

- момент переживания тяжелых утрат (смерть родителя, друга, одноклассника, значимого человека);

- признаки депрессивных расстройств (длительно сниженный фон настроения, снижение работоспособности, повышенная утомляемость, отсутствие интереса к жизни, одиночество, безнадежность, эмоциональный и психосоциальный стресс и другие сопутствующие психоэмоциональные и поведенческие расстройства);

- наличие сведений о насилии (физическое, сексуальное, психологическое);

- конфликтные ситуации с социальным окружением, неблагоприятная семейная обстановка (утрата значимого близкого человека, развод, асоциальный образ жизни родителей,  неблагополучие, трудная жизненная ситуация и т.д.);

- внешние признаки психического расстройства (депрессия, психозы, неврозы, тревожные расстройства, нарушение развития, поведенческие расстройства, психические заболевания и др.).

3.                 Подготовка педагогом-психологом (психологической службой) организаций образованияаналитической справки по результатам проведенного мониторинга психологического здоровья обучающегося с выводами, заключениями и рекомендациямивсем участникам образовательного процесса (учащемуся, родителям, педагогам)и с указанием выявленных факторов суицидального риска у несовершеннолетнего.

4.                 Проведение педагогом-психологом(психологической службой)разъяснительной работы с администрацией, классным руководителем,учителями-предметниками, классным коллективом (группой) по организации дальнейшей работы с несовершеннолетним с выявленным суицидальным риском.

5.                  Проведение педагогом-психологом(психологической службой)разъяснительной работы с родителем/законным представителемнесовершеннолетнего с выявленным суицидальным риском о необходимости оказания помощи квалифицированными специалистами системы здравоохранения(в том числе кабинеты экстренной психологической помощи). В случае отказа родителя/законного представителяот консультации специалиста здравоохранения для несовершеннолетнего заполняется бланк отказа (образец прилагается) в двух экземплярах.Один экземпляр хранится в личном деле учащегося, второй отдается на руки законному представителю.

6.                 При подозрении на психическое расстройство у обучающегося незамедлительно решается вопрос об информировании законных представителей о необходимости консультации учащегося у врача-психиатра.

7.                 Проведение администрацией организации образования заседанияпсихолого-педагогического консилиума с участием родителя/законного представителя несовершеннолетнего с выявленным суицидальным риском с рассмотрением вопроса о направлении несовершеннолетнего в медицинское учреждение для получения квалифицированной помощи специалистов.

8.                 Ежемесячно 5 числа следующего месяца заотчетным, педагог-психолог отделов образования акиматов городов/районов направляет отчет о проведенной работе с подростками с выявленным суицидальным риском по установленной форме специалисту управления образования(форма отчета прилагается).

9.                 По решению психолого-педагогического консилиумас согласия родителя/законного представителя администрация организации образования через школьного медицинского работника направляет несовершеннолетнего с выявленным суицидальным риском и его родителя/законного представителя к врачу ВОП (поликлиника, ЦРБ), который организует консультативный прием несовершеннолетнего с законным представителем для оценки суицидального риска. При отсутствии ВОП консультацию может осуществить психолог кабинета экстренной психологической помощи при поликлиниках и ЦРБ по месту жительства.

10.            Проведение врачом ВОП оценки суицидального риска несовершеннолетнего.

 

 

 

Оценка суицидального риска:

- низкий риск – наличие незначительных факторов (ссоры с социальным окружением), неблагоприятные события в детстве (неблагоприятная семейная обстановка), психосоциальный стресс;

- умеренный риск – тревога и беспокойство, наличие соматического заболевания, насилие, острый психосоциальный стресс (смерть близких, развод и т.д.), семейная история или история социального окружения суицида;

- чрезвычайный риск – наличие суицидальных мыслей или попытки, суицидальные планы, депрессия, частое употребление алкоголя, наличие самопорезов, безнадежность и возбуждение, тревога (в том числе бессонница), семейная история или история социального окружения суицида.

11.            После определения зоны суицидального риска врачу ВОП необходимо определить тактику ведения пациента:

- при низком и умеренном риске – амбулаторный способ лечения;

- при чрезвычайном риске – направление на консультацию к врачу-психиатру для дальнейшего решения вопроса обследования в стационарных условиях.

12.            Если при проведении оценки суицидального риска у несовершеннолетнего специалист органов здравоохранения определил ложноположительный результат обращения, то специалист здравоохранения обязан предоставить рекомендации родителю/законному представителю и педагогу-психологу организации образования о формах и методах работы с данным несовершеннолетнем.

13.            На амбулаторном способе лечения, помимо медикаментозного лечения, психолог поликлиники или ЦРБ проводит психокоррекцию, врач ВОП в течение 4-6 недель проводит мониторинг оценки риска суицидального поведения.

14. Если после 4-6 недель наблюдается улучшение психического состояния данного подростка, то врач ВОП или психолог поликлиники, ЦРБ передают его школьному педагогу-психологу для наблюдения в динамике и психологического сопровождения подростка в течение 6 месяцев.

15. Если после амбулаторного лечения не наблюдается улучшение психического состояния данного подростка, то врач ВОП или психолог поликлиники, ЦРБ рекомендуют консультацию врача-психиатра или стационарное лечение в психиатрической больнице.

16. Медицинские работники учреждений здравоохранения, оказывающие психиатрическую, психотерапевтическую, психологическую помощь, с согласия законных представителей в течение 3 рабочих дней после выписки направляют рекомендации по организации дальнейшей психологической помощи по месту обучения.

17. Педагог-психолог организации образования (психологическая служба) на основе рекомендаций медицинских работников, результатов диагностик, собственных наблюдений, бесед с несовершеннолетним, имеющим факторы суицидального риска, разрабатывает индивидуальную программу сопровождения (далее - ИПС), включающую мероприятия по оказанию психологической помощи, проведение коррекционно-развивающих занятий индивидуальной и групповой форм работы, мероприятия по формированию поддерживающего окружения несовершеннолетнего, работу с законными представителями (родителями, опекунами), различные формы продуктивной занятости и т.д.

18. Наставником ИПС является классный руководитель/куратор класса/группы. Для планирования мероприятий ИПС в случае необходимости организации образования привлекают специалистов других субъектов системы профилактики.

19. Ведение данных учащихся осуществляется до полной реабилитации. По результатам проведенной профилактической работы в рамках заседания психолого-педагогического консилиума принимается решение о завершении индивидуальной программы сопровождения несовершеннолетнего.

20. После завершения реализации ИПС за несовершеннолетним (его поведением, эмоциональным состоянием) продолжает наблюдать классный руководитель/куратор класса/группы, поддерживая взаимодействие с родителями/законными представителями несовершеннолетнего, при необходимости, подключая педагога-психолога.

21. При повторном выявлении риска суицидального поведения разрабатывается новое ИПС с учетом ранее проведенных мероприятий.

22. Несовершеннолетние с неустойчивой психикой или риском суицидального поведения должны иметь информацию о работе телефона доверия Кризисного центра 8(7142)22-65-32 (круглосуточно), кабинета экстренной психологической помощи поликлиники или ЦРБ по месту жительства, суицидологического кабинета 8(7142)54-19-12, г. Костанай, ул. Амангельды 134.