МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 9 Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
«Работа с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности на примере «Занимательной математики» путем создания кроссвордов»
Выполнила: Сигинишина А.А.
учитель начальных классов
2020 г.
Выявление одаренных талантливых детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "талантливый" следующим образом "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями". Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Учитель должен верить, что каждый его ученик по-своему одарён.
И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Создать условия для раскрытия этих способностей, и является одной из задач, которые я ставлю в своей работе.
Определение своих педагогических целей я начинаю с уточнения представлений об одаренности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Существует
значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в
раннем возрасте. В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом
определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные,
познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
· высокоразвитая любознательность, пытливость;
· способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;
· высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);
· раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;
· развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;
· способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;
· раннее развитие сенсорных способностей;
· оригинальность суждений, высокая обучаемость;
· стремление к самостоятельности.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Основные направления моей работы с одаренными детьми: использование дидактических игр и логических заданий на уроках математики, проведение математических соревнований, подготовка и проведение олимпиад, исследовательская работа, кружковая работа. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные материалы и задачи. Использую развивающие задачи, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу 1 - 2 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. В случае затруднения даю подсказки, подробно разбираем эти задачи.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью моей работы с одарёнными детьми. Цель работы - активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их математических способностей. На занятиях кружка «Занимательная математика» отрабатывается мышление, внимание, креативность. Большое место занимают ситуации из современной жизни, рассматриваемые с математической точки зрения; например, о современных и старинных деньгах, о человеке, о планетах Солнечной системы и т.д. Данные занятия не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни. На занятиях ввожу много материала, имеющего отношение к познанию мира (сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физиологией и анатомией); к охране окружающей среды. В деятельности развивающего курса предусматриваю разные виды групповой и индивидуальной работы. Формирую алгоритмические и эвристические приемы действий. Развиваю интеллектуальную активность, формирую положительное отношение к учебе, потребность в знаниях.
Практика обучения показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью и использую средства занимательной математики.
В работе с детьми применяю различные виды занимательного материала:
· занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
· задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
· группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
· наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.
На занятиях дети обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. На творческом уровне развития способностей ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед учениками.
Занятия включают в себя три этапа.
I этап «Разминка». На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий. Это придает дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Приведу пример простой репродуктивной задачи интенсивного характера:
«Прочитать числа: 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28 ,29. Сосчитать их сумму рациональным способом, уменьшить ее на 25 и разделить на 2. Сколько у вас получилось? (100). С какими постоянными величинами в математике оно у вас ассоциируется?»
Большинство учащихся на этом этапе работы стараются работать, используя все свои возможности и способности.
II этап «Развитие психических механизмов: памяти, воображения, внимания».
Следует отметить, что тренировка памяти не заменяет обучения, а способствует повышению его эффективности.
III этап «Решение частично-поисковых задач разного уровня»
Интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи этого этапа являются выражением именно такого подхода к проблеме развития творческих способностей.
Например, тема «Нахождение периметра прямоугольника»
№1
Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника.
№2
Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами.
№3
Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4 см. Вычисли периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.
Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиадах систематически предлагаю учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус и т. д.
Сегодня представляю вам одно из творческих заданий по созданию математического кроссворда.
Цели и задачи данного задания:
• расширение кругозора учащихся;
• развитие интереса учащихся к изучению математики;
• повторение математических терминов.
Обучение ребят составлению математического кроссворда провожу в несколько этапов:
1. Знакомлю с историей создания кроссворда.
2. Знакомлю с правилами создания кроссворда.
3. Представляю разновидности кроссвордов.
4. Представляю кроссворд, который составила я. Предлагаю его решить.
5. Предлагаю составить кроссворд самостоятельно.
Начинаю с кроссворда, состоящего из пяти слов. Сначала необходимо придумать вопросы, ответами на которые будут числа: один, два, три, восемь и ключевое слово десять. Далее, выполняя задание вопрос – ответ, заполнить готовые ячейки кроссворда. Затем усложняю. Придумать вопросы к числам: двадцать, сорок, пятьдесят, семьдесят, сто и заполнить кроссворд. Потом предлагаю подобную работу самостоятельно. Постепенно задание усложняется. Предлагаю использовать слова – термины. Облегчает работу детям ключевое слово, а усложняет – заданная тема, например «Произведение».
Один из своих кроссвордов вам сегодня представит моя ученица Овчинникова Милана (коллективное разгадывание кроссворда).
А теперь предлагаю вам составить кроссворд на тему «Геометрические фигуры» (прямоугольник, квадрат, ромб, овал, круг – используемые слова).
Анализируя свою деятельность, я задаю себе вопрос: «Что приобретают дети, посещая внеурочные занятия?» Прежде всего, ученики приобретают навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывает, предлагает, работает с дополнительной литературой, то есть происходит мыслительная деятельность. Есть и коммуникативная деятельность – все делятся информацией, своими идеями, задают вопросы. Выполняется и практическая работа. В результате внеурочной деятельности по математике раскрывается творческий потенциал обучающихся. Их математический кругозор расширяется.
Конечно, работа с одаренными детьми ещё будет продолжаться, но остановимся и посмотрим, какие промежуточные результаты она даёт:
Мои ученики приняли участие в VI онлайн – олимпиаде «Плюс» по математике. Дубровин Даниил получил диплом победителя, шесть человек получили похвальные грамоты и один ученик – сертификат участника.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Талант явление не массовое. В школе, среди обычных детей найти "алмаз" очень трудно, но еще труднее огранить и превратить в "бриллиант"!
Он – тайна. Он – загадка. Он - маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с утренней звездой, холодный блеск которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.
Вот почему учителя, по моему мнению, должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.