Учитель МБОУ СОШ № 40 Тимофеева Е.А.
Тема: УМК «Перспективная начальная школа»
«Работа со словарями»
(Слайд №1)
Своё выступление, я бы хотела начать со слов А. Франца «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке». ( Слайд №2)
Развитие универсальных учебных действий – одно из требований ФГОС, и связано оно с саморазвитием ребёнка, его исследовательских поисковых умений. Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности.
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Идея использования словарей как одних из важных вспомогательных средств борьбы за грамотность учащихся для методики не является новой.
Хотелось бы вспомнить слова Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». Поэтому следует не только разрешать, но и всячески поощрять пользование учащимися словарями во всех случаях письма, на любых уроках, кроме, разумеется, контрольных работ по русскому языку.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
На мой взгляд, замечательная идея УМК “Перспективная начальная школа” - это система словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе. На уроках Походы в словари по программе ПНШ включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнения (только во 2 классе обращение в словари на уроке русского языка 153 раза, а дальше – больше). Ещё первый навык, формирующийся у детей благодаря УМК – работа со словарями во 2-ом классе – 5 словарей, в 3-4 классах – 7 словарей. На уроках русского языка, литературного чтения, математики, ознакомления с окружающим миром создаются учебные ситуации, требующие от учащихся обращения к словарям различного типа. (Слайд №3) Пять словарей: 1) орфографический (словарь «Пиши правильно»); 2) толковый; 3) этимологический («Словарь происхождения слов”); 4) орфоэпический («Произноси правильно»); 5) обратный словарь
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Система работы со словарями, разработанная в УМК “Перспективная начальная школа” формирует (Слайд №4) Познавательные УУД Информационные: формирование умения поиска информации в словаре; обучение работе с информацией, представленной в табличной форме; анализ и интерпретация информации; оценка получаемой информации Логические: подведение под понятие (например, правило правописания парных согласных) установление причинно- следственных связей (установить связь между родом существительного с основой на шипящий и его правописанием) формирование умения осуществлять сравнение Общеучебные: применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; самоконтроль процесса и результатов деятельности (Слайд № 5) Коммуникативные УУД: коммуникация как взаимодействие - учет позиции собеседника Личностные УУД: самоопределение Регулятивные Воспитывает живой интерес к слову, к предмету “русский язык”, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Условные обозначения (Слайд № 6) В каждом учебнике имеются свои условные обозначения, в том числе и условные обозначения словарей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд № 7) «Толковый словарь» помогает объяснить лексическое значения трудных слов и используется для того, чтобы школьник выяснил значение неизвестных ему слов, встретившихся в учебниках “Русский язык”, “Литературное чтение”, хрестоматии по литературному чтению, в учебнике “Наш мир”. В некоторых текстах, упражнениях перед чтением или выполнением стоит обозначение в виде буквы «Т». Ученики хорошо знают, что необходимо сначала выполнить Поход в «Толковый словарь», выяснить или уточнить толкование незнакомого слова, а после выполнять работу. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд № 7, 8, 9, 10) Этот словарь позволяет работать и с другими целями, например для того, чтобы школьник познакомился с многозначными словами, с омонимами, с синонимами; а также, чтобы учился правильно читать словарную статью.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд №11) Этимологический словарь объясняет слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить школьников с историческим составом слова, который отличается от современного. Рассматривание этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку. (Слайд №12) Например: Найди в словаре происхождение слова басня. Правда ли, что слова басня и байка – дальние родственники? Сочини два словосочетания со словами басня и байка. Многие словарные слова в этимологическом словаре объясняют своим происхождением непроверяемое написание, например: сирень, снегирь и т.д. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд № 13) Постоянное использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков. (Слайд № 14) Например: Поставь ударение: Телефон звонит. В магазине много тортов. Проверь по словарю.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд № 15) Работа с обратным словарём на уроках русского языка является необычной. В нём расположение слов подчиняется алфавитному принципу, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Как же мы используем “Обратный словарь” на уроках русского языка? (Слайд № 16) Например, освоение орфограммы парные звонкие – глухие согласные на конце и в середине слова. Пример задания. Открой обратный словарь на букву – А. Найди слова, оканчивающиеся на – дка. Как ты думаешь, в чём трудность написания этих слов? Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку. Точно также можно работать и со словами, оканчивающимися на В и Ф, Г и К и т. д. (“ Русский язык”, часть 1, стр. 133 – 136; 163).
На основе материала «Словаря» можно создать серию разнообразных упражнений, которые формируют навыки правописания:
(Слайд № 17) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Открой словарь на букву – Е. Посмотри какое окончание у всех слов с основой – Ц. Стоит ли окончание под ударением, или оно безударное? А какое окончание у слов с основой на – Щ? В этих словах оно также безударное? А теперь открой словарь на – О. Найди в конце списка слова с основой на – Ц и –Ч. Какое окончание у этих слов? Является ли оно ударным? Закончи формулировку правила: В существительных с основой на шипящий или –Ц пишем в начальной форме окончание –Е, если это (ударное? безударное?) окончание. Для примера также приведу тему «Удвоение согласного на стыке частей слова» (Слайд № 18) 3 класс Тема: «Удвоение согласного на стыке частей слова». с.129, упр. 122 Открой словарь на –К. Найди слова на –ник. Рябинник, малинник, осинник, На какую букву оканчивается корень всех этих слов? А на какую букву начинается суффикс? Сделай вывод. с.131, упр. 125; с.133, упр. 128, 129 Лимонный сонный пенный ценный оконный (Слайд № 19) 3 класс, с.35, упр. 27 Тема: «Непроизносимые согласные» Открой словарь на –Й. Найди слова на –стный и на –сный. Покажи, как и от каких существительных образованы эти слова. Что общего и чем различаются слова? Сделай вывод.
На основе материала «Словаря» можно создать серию разнообразных упражнений, которые формируют навыки правописания: (Слайд № 20)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.