Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
2 кл
31.08.2017
В последнее время много пишут и говорят о введении ФГОС в начальной и средней школе. В связи с этим от учителей требуется ежедневная и кропотливая работа по подготовке к обучению учащихся по новым ФГОС. Учителя изучают справочные материалы в интернете , в дополнительной специализированной литературе, составляя собственные тесты для подготовки учащихся, затрачивая при этом большое количество времени.
Научная статья__3апр.doc
VIII Муниципальная научнопрактическая конференция
«Я познаю мир»
Играем ли мы в традиционные народные игры?
Секция: «Психология и педагогика»
Выполнил:
Карасиков Матвей Максимович
МАОУ «Лицей №102»,
2Б класс
Руководитель:
Еремеева Т.Л.,
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей№102» Железногорск – 2017
2 Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Как трудились и отдыхали мои сверстники в начале 20 века…………...5
Глава II. Традиционная народная игра: классификация, функции……………….8
Глава III. Исследование знаний о традиционных народных играх
среди моих сверстников……………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………….22
Список используемой литературы………………………………………………...24
Приложения………………………………………………………………………...26
3 Введение
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности»
(В. А. Сухомлинский).
Я являюсь участником фольклорноэтнографической студии «ТаланЪ»
городского Дворца культуры. На занятиях мы не только поем, пляшем,
занимаемся прикладным творчеством, но очень много играем. Играем в игры
традиционные, народные, в те, что играл мой прадед. А когда у нас проходят
вечерки и к нам приходят гости зрители, то правила большинства игр
приходится объяснять. Я задумался над этим вопросом. Почему так
происходит? Знают ли современные дети игры, в которые играли их предки?
Играют ли вообще мои сверстники и если да, то в какие игры? Ведь, выходя во
двор с братом, мы практически всегда гуляем вдвоем. Двор пустой, и очень
редко к нам присоединяется ктолибо еще. В школе на переменах мои
одноклассники заняты телефонами, планшетами, или играют в непонятные,
бессмысленные игры. Обо всем этом я решил поговорить со своим дедом,
которому очень доверяю. Он знает и помнит много интересного из своего
детства и детства своего отца – моего прадеда.
У нас состоялась очень познавательная для меня беседа, из которой я
узнал, в какие игры играл мой дед и прадед, как они проводили свой досуг. А
самое главное, я узнал, что наш русский народ, издревле славился своим
здоровьем, силой богатырской, находчивостью, взаимовыручкой, широкой
душой. После всего услышанного, я решил всерьез разобраться во всех вопросах,
которых у меня стало еще больше.
Актуальность
выбранной мною темы очевидна. Частоболеющие
современные дети, пустые дворы, засилье всевозможных гаджетов и виртуальное
общение… Именно поэтому в данной работе я хочу изучить наследие наших
4 предков богатейший мир народной игры и ее влияние на развитие детей. А
также понять, действительно ли игры забыты и ушли из жизни современного
школьника? Как можно их вернуть?
Гипотеза: думаю, что современные не играют в традиционные народные
игры, потому что их не знают.
Объект исследования: ученики 2х и 3х классов.
Предмет исследования: традиционная народная игра.
Цель работы: исследовать, знают ли современные дети народные игры,
играют ли в них.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Узнать, как жили мои сверстники 100 лет назад.
2. Побеседовать с людьми носителями традиции.
3. Классифицировать народные игры.
4. Понять, для чего нужно играть и чему игра учит.
5. Провести анкетирование учеников 2х, 3х классов.
6. Проанализировать и систематизировать полученные результаты.
Методы исследования:
1. Изучение литературы.
2. Ознакомление с научными статьями.
3. Опрос моих родственников.
4. Работа с экспедиционными архивами ФЭСт «ТаланЪ».
5. Анкетирование.
6. Сравнительносопоставительный анализ полученной информации.
7. Экспериментальная работа.
5 Глава I. Как
трудились и
отдыхали мои
сверстники в начале
20 века
Чтобы понять,
место
какое
традиционная
народная
игра
занимала в жизни моих
сверстников век назад,
нужно узнать, как они
жили,
как
воспитывались.
Конечно же, в этом
могут мне помочь книги. В нашей домашней библиотеке очень много редких и
интересных книг об обычаях, традициях, жизненном укладе и фольклоре
сибиряков. И вот что я узнал, прочитав их.
На протяжении веков крестьянская семья являлась хранительницей
народных традиций. Испокон веков детей воспитывали без посторонней
помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых.
Воспитание ребенка включало в себя три основных составляющих: семейно
родственное воспитание, самовоспитание и общественное воспитание.
В первый год жизни ребенка большое внимание уделялось его
Малыша с первых дней
физическому развитию, сохранению здоровья.
закаливали. Особую роль в оздоровлении детей играла баня.
6 Воспитанием в семье традиционно занимались дедушка и бабушка: они
были менее других заняты крестьянским трудом. Одновременно считалось, что
родители еще «не созрели для роли воспитателей». Наши предки считали, что
воспитывать детей нужно
«ровно», без унижения и
Часто
оскорбления.
бабушка
именовала
малыша по имени
отчеству,
спрашивала
совета, беседовала с ним
на серьёзные темы.
Важнейшее
место
занимало нравственное,
духовное и трудовое
воспитание.
Семьи раньше были
большие, в среднем по 10
детей, которые воспитывались все вместе. Старшие дети непременно
участвовали в воспитании младших. Помогая родителям, они рано приобретали
навыки и опыт воспитания. Кроме того, у них формировалась ответственность
по отношению к младшим в семье. Младшие же дети, в свою очередь, получали
пример и обязанности перед старшими. Такая форма семейного воспитания
закладывала в детях очень важные и на сегодняшний день устои: забота о
ближнем,
взаимовыручка,
ответственность,
самостоятельность.
взаимопомощь,
Огромное
уделялось
место
трудовому
воспитанию.
Но
любовь к работе,
труду,
ремеслу
прививалась
постепенно,
назиданиями
наставлениями,
исключительно
собственным
примером. Наблюдая за родителями, за старшими братьями и сестрами ребёнок
незаметно овладевал традиционным набором умений и навыков,
соответствующих его возрасту, силам, здоровью. Ребятишки с 67 лет
не
и
а
7 ухаживали за домашней птицей, вместе с дедушкой и бабушкой следили за
порядком в доме и на подворье. В этом возрасте мальчики и девочки
воспитывались
еще
вместе, и не было
различия в их занятиях
и мелких поручениях.
С 9 лет мальчики
уже стерегли лошадей,
пригоняли с речки
гусей, загоняли во двор
возвращавшийся
с
пастбища скот.
Им
поручались и более
серьезные работы на
подворье.
Они
начинали принимать
деятельное участие в
работах отца, постигать азы мужских умений и навыков. У девочек же были свои
знания, свои обязанности. К 11 годам девочки должны были уметь обрабатывать
пряжу, прясть на прялке и самопрялке, шить, вышивать, выполнять все
посильные виды женской работы по дому и на подворье.
Большую роль в воспитании детей возрасте 89 лет играло знакомство с
лесом, тайгой: ребятишки собирались артелями и под присмотром опытного
взрослого ходили собирать ягоды, грибы, учились распознавать травы и другие
растения, ловить рыбу.
Воспитанием детей занималась не только семья, но и общество
(односельчане). В деревнях испокон веков существовали негласные правила и
нормы поведения. Главным из них было уважительное обращение к старшим. А
уважение к матери это первое, чему учили с самого раннего детства.
«Общество» зорко следило за поведением детей, подавало пример и спрашивало
за нарушения по всей строгости. Любой взрослый человек, а тем более пожилой,
мог сделать замечание, пожурить за проступок. Об этом сразу же становилось
известно родителям.
Свободного времени в будни у детей было не очень много. Гулять
отпускали лишь тогда, когда домашняя работа была выполнена. Но зато в
праздники, которых раньше было гораздо больше, чем сейчас, существовал
запрет на работу. Поэтому дети собирались на «полянки», «лужки» в теплое
время года, на «посиделки», «вечерки», «игрища» в холодное. В процессе
совместного времяпровождения, через разнообразные традиционные игры и
происходило самовоспитание.
Таким образом, воспитание детей век назад происходило в процессе
труда, в совместной деятельности рядом с родителями и членами семьи,
8 односельчанами. А также в процессе «живого» общения со сверстниками,
посредством разнообразных игр.
Глава II. Традиционная народная игра: классификация, функции
Узнав и поняв, сколько свободного времени было у моих сверстников век
назад, хотелось бы разобраться в следующем: в какие игры играли наши предки
и чему могли в них
научиться.
Для начала мне
нужно было понять, что
такое игра и почему мы
играем.
Я
поинтересовался у своих
родителей, любят ли они
играть и для чего это
нужно. В ходе беседы
понял,
что взрослые
играют, чтобы уйти от
отдохнуть,
проблем,
отвлечься,
вспомнить
детство и порадоваться.
А мы, дети? Проанализировав свой день, я сделал следующий вывод. Игра это
моя жизнь, я живу играя. Играют абсолютно все дети, без игры – нет детства.
Хочется разобраться – почему.
Слово «игра» происходит от древнего «гра»,
что означает познание мира. Датировать точное появление игры невозможно.
Многие исследователи, ученые уверены, что человечество переняло игру у
животных. Я тоже придерживаюсь этой точки зрения, ведь много раз наблюдал,
как играют котята, щенки и даже козлята у моей прабабушки в деревне.
Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сначала,
будучи ребенком, он играет сам, потом, став родителем, играет со своими
детьми, позже с внуками. Интересно было узнать, что каждый народ,
населяющий нашу планету, обладает настоящим сокровищем – традиционными
играми. Различные географические условия, особенности культуры и быта,
традиций привели к тому, что у каждой народности возникли свои народные
9 связаны
Они
с
игры и игрушки.
неразрывно
мировосприятием
конкретного народа, образом
его жизни,
его
нравственными
нормами,
ценностями, верованиями. К
сожалению, большинство из
этих игр сегодня утрачены, их
правила забыты.
бытом,
Я заинтересовался, а
как ребенок учился играть?
На этот вопрос я тоже нашел
ответ в книгах. У наших
предков усвоение игрового
фольклора начиналось с самого рождения, с простых пестушек и потешек
(«Ладушки», «Сорокаворона», «Совушкасова»). Все они сопровождались
различными движениями подпрыгиванием, притопыванием, подбрасыванием,
переваливанием головки ребенка со стороны на сторону и т.п. Характерной
чертой народного воспитания являлась постепенность, неспешность усвоения
игры. Вначале ребенок всецело подчинялся взрослому и выполнял движения,
следуя его воле, затем он копировал действия взрослого и, в конце концов,
становился активным участником или инициатором игры.
(«Мальчикпальчик»,
Существовала довольно значительная группа игр, направленных на
совершенствование движений рук и пальцев – так называемые, пальчиковые
игры
«Иванубольшаку»,
«Банька»). Их разнообразие,
несомненно, свидетельствует
о том, что они выполняли
важную функцию
в
формировании ребенка, его
умственного развития, ведь
уже доказано,
что «ум
находится в кончиках
пальцев».
Современные
психологи и педагоги
убежденны, что пальчиковые
игры стимулируют ранее
речевое развитие ребенка.
С двухтрех лет дети начинали проводить время в обществе сверстников и
детей постарше, выполнявших при них роль нянек. Игры малышей, конечно,
10 всецело зависели от изобретательности старших детей, которые часто или сами
придумывали для них забавы, или адаптировали свои игры к возможностям
маленьких. Вообще традиционные игры, по большей части, – игры
коллективные. Благодаря им дети
учились общаться в коллективе
(обществе), договариваться,
следовать общим правилам,
чувствовать свою принадлежность
к группе играющих, и в целом к
своему народу.
К восьми годам репертуар
игр у детей расширялся,
усложнялись правила. Но играли
в основном в
уже реже,
праздничные дни, зачастую вместе со взрослыми. Повторяли за старшими
определённый комплекс действий в таких играх, как «Лен», «Мак», «Просо» и
других. Участвуя в этих инсценированных играх, дети под руководством
взрослых как бы отрабатывали реальные жизненные ситуации, которые ждали их
в недалёком будущем, приобщались к культурнобытовым традициям прошлого,
«хранили» их в себе, чтобы затем во взрослой жизни передать этот опыт своим
детям.
Изучая литературу, я узнал, что на Руси существовало около 3 тысяч игр.
Представить себе трудно, какое это многообразие! К сожалению, до наших дней
сохранилась лишь их мизерная часть. Основательно собирать и изучать
традиционные народные игры начали только в конце 19 века. Но по сей день, эта
тема вызывает огромный интерес у психологов, педагогов, этнографов,
фольклористов. Все они пишут о несомненной пользе игры, о том, что народная
игра развивает ребенка всесторонне. Интересно, что единой четкой группировки
традиционных игр и на сегодняшний день не существует. Каждый исследователь
предлагает свою классификацию.
Я попытался разобраться в этом вопросе и для себя смог выделить
следующие виды традиционной народной игры:
1. Игры, забавы взрослых с малышами :
Пестушки («Потягушечки», «Месить тесто» )
Потешки («Ладушки», «Сорокаворона»)
Пальчиковые и жестовые игры («Птичкаптичка», «Ай, тата…»)
11 2. Самостоятельные игры:
Игры ролевые ( войнушка, дочкиматери, казакиразбойники)
Игры с предметами, игрушками («Пристенок», «В чижа»).
Подвижные (спортивные) – игры соревновательного характера,
включающие в себя бег, прыжки, развивающие силу, ловкость,
быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки»,
«Прятки», «Жмурки», «Штандер»).
Обрядовые (календарные) – игры, имеющие связь с народным
календарём, праздниками. К сожалению, большинство из них давно
утрачены (Шабиряла», ««Кукушечка», «Покойник», «Кострома» и
др.)
Природные (По отношению к природе) – русский народ всегда
очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её.
Эти игры не
только
воспитывали
любовь и доброе
отношение
к
окружающему
миру, но и несли
познавательное
значение: дети
знакомились с
окружающей
природой
12 ( «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и
др.)
Трудовые (бытовые) игры, знакомящие с историческим наследием
с
русского
народа,
повседневным
трудом наших
предков.
(«Горшки»,
«Каравай», «Я
весёлая
ткачиха»,
«Клубочек»,
сеяла
«Баба
горох», «Просо»
и др.)
С ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какоето
действие или ведёт игру («Номера», «Колечко», «Море волнуется»,
«Сижу на камушке».)
Драматические (с элементами театрализованных действий) это
игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время
превратиться в какогото героя игры и выполнять его действия
(«Заинька мимо саду», «По городу царевна», «БабкаЁжка», «Идёт
коза по лесу», «Дрёма», и др.).
Словесные эти игры отличаются от подвижных игр тем, что почти
или совсем не имеют никакого действия, движения. Весь интерес в
слове и выражен словом. Это игра – состязание, и решающее
значение в ней несут степень занимательности, индивидуальные
способности участников игры, определённые навыки и умения.
Побеждает в ней всегда сильнейший, искуснейший («Барыня»,
«Захарка», молчанки, сечки, голосянки, скороговорки).
Поскольку игры проходили в разных календарных, бытовых, климатических
условиях, то их, в свою очередь, опираясь на сведения носителей традиции,
можно разделить на две большие группы:
1. «Улошные»(игрались в теплое время года, на улице).
2. «Избовые» (игрались с Покрова до Красной горки в избах).
13 А так как все народные игры проводились поразному, их условно можно
разделить на три типа:
1. Хороводные или круговые («Селезень», «В хороводе были мы»).
2. «Стенка на стенку» («Просо», «Уж мы сеяли лен», «Бояре»).
3. Хороводышествия или выполнение разного вида движения («Горелки»,
«Ручеек», «Шла утка лугом», «Змея»).
Изучив все многообразие традиционных народных игр, ознакомившись со
многими из них на практике, в ходе занятий и вечерок фольклорно
этнографической студии «ТаланЪ», я могу сделать следующий вывод,
относительно того, чему может научить традиционная народная игра.
В любой коллективной народной игре вырабатывается умение
взаимодействовать со своими игровыми партнерами, соотносить свои желания с
чужими, учиться контролировать себя. Большое влияние оказывает игра на
формирование таких качеств характера как выдержка, упорство, стремление к
победе. Игра развивает воображение, образное мышление, без которых не
возможна творческая деятельность. В подвижных играх ты учишься
ориентироваться в сложных ситуациях, делать единственно правильный выбор
из множества открывающихся возможностей в быстром, напряженном темпе
игры. Развиваешься физически, становишься ловким, гибким, сильным,
выносливым, тренируешь реакцию и координацию движений. Игра всегда
эмоциональна, она пробуждает у играющих сильные и яркие чувства, но учит не
слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами и конечной целью
игры.
Таким образом, игра воспитывает практически все качества, необходимые
ребенку в будущем: умение сосредоточиться и мгновенно реагировать,
командовать и подчиняться, стоять за себя и разделять чужое настроение, с
уважением относиться к выбору и чувствам другого человека. А также
сострадать, сопереживать, радоваться не только своей удаче, но и удаче
близкого человека. Народная игра учит любить: семью, друзей, природу, Родину.
Любая традиционная игра положительно воздействует одновременно на
двигательную,
интеллектуальную,
эмоциональную и социальную
функции ребёнка. Способствует
всестороннему и гармоничному его
развитию,
и
интеллектуальному созреванию.
творческому
14 Глава III. Исследование знаний о традиционных народных играх среди
Узнав, как интересно и с большой пользой проводили свой досуг мои
моих сверстников
предки, я решил выяснить, а как и в какие игры играю современные дети, играют
ли вообще. И самое интересное для меня – знают ли они о старинных народных
играх и о том, что играя в них можно многому научиться. Для этого я
разработал Анкету из 10 важных, на мой взгляд, вопросов. И попросил ответить
на них учащихся 2х и 3х классов моей школы. Ребятам было предложено
ответить на вопросы в течение 10 минут. Всего опрошено было 5 классов – это
111 учащихся. Получены следующие результаты.
1. Много ли у тебя свободного времени после школы?
Да – 40
Нет – 71
2. Как ты проводишь свой досуг (свободное время)?
Играю – 27
Читаю – 7
Гуляю – 16
Делаю уроки – 27
Посещаю секции, кружки – 24
Отдыхаю – 10
Помогаю родителям по хозяйству – 1
Смотрю телевизор, играю в компьютер, планшет, телефон – 33
Другие ответы – 14
15 Следует отметить, что были такие ответы, как: рисую, занимаюсь
рукоделием, хожу в гости, сплю, валяюсь на диване. И 2 человека сообщили, что
у них вообще нет свободного времени.
3. В какие игры ты играешь дома? C кем?
Не играю – 7
Не ответили 4
Конструктор, настольные игры (шашки, шахматы, «Монополия», лото) – 37
Прятки – 12
Компьютерные игры – 30
С игрушками (куклы, машинки) – 18
Другие ответы – 15
Среди других ответов были следующие: в войнушку, в школу, в жмурки, в
словесные игры ( «города», «ассоциации»), игры с мячом.
На вопрос «с кем играешь?» получены такие ответы:
Играю один – 33
С родителями – 31
С братьями, сестрами – 31
С домашними животными – 8
С друзьями – 12
16 4. В какие игры ты играешь на улице (во дворе)?
Не ответили – 5
Не играют – 16
В прятки – 21
В догонялки – 18
В спортивные игры (футбол, волейбол, хоккей, пионербол, перестрелка) – 17
Другие ответы – 57
Среди других ответов встречались следующие: катание с горок, снежки,
катание на качелях и каруселях, войнушка, «Тукита», «Вышибала»,
«Стрелялки». А так же «Заморозки», «Царь горы», «Слепая ворона», «В
слепока», «В акулу», «Выше ноги от земли», «Слепой крот» и другие. Хочется
отметить, что среди отвечающих многие написали, что не играют на улице,
потому что совсем никогда не гуляют.
5. Какая игра твоя любимая?
Не ответили – 9
Нет любимой игры – 5
Догонялки – 5
Прятки – 12
Конструктор, настольные игры – 25
Спортивные игры – 13
17 С игрушками – 3
Компьютерные – 20
Другие ответы – 27
следующие: «Светофор», молчанка, «Выши ноги от земли», «Зайцы и волки». И
один человек ответил, что любит все игры без исключения.
Среди других ответов наиболее интересными, на мой взгляд, оказались
6. Знаешь ли ты игры, в которые играли твои родители, бабушки и
дедушки? Если да, то напиши их название.
Нет – 64
Да – 47
Среди ответов на вопрос о названии игр, в которые играли родители,
бабушки и дедушки наиболее часто встречались такие варианты, как:
«Казакиразбойники» 8
Лапта – 4
Прятки – 7
Догоняшки – 6
Классики, резиночка – 14
Другие ответы – 18
18 В других ответах я выделил такие игры, как «Ручеек», «Чехарда»,
«Ножечки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Дочкиматери». А так же куклы,
солдатики, машинки, шахматы, домино, лото.
7. Знаешь ли ты традиционные народные игры? Если да, то
напиши какие.
Да – 10
Нет – 101
Те 10 ребят, которые утвердительно ответили на заданный вопрос,
перечислили следующие старинные игры: «Ручеек», «Догонялки», «Горелки»,
«Лапта», «Прятки», «Жмурки», «Лиса и зайцы», «Ножечки». Так же ими были
названы настольные игры: лото, шахматы, шашки. Ну, и совсем не традиционные
игры, такие, как пионербол, баскетбол, волейбол, «Танчики», «Супер Марио»,
«Монополия».
8. Есть ли в вашей семье игры, в которые вы играете только по
праздникам? (Святки, Масленица, Пасха, Троица и т.п.). Если
да, то напиши их название.
Да – 17
Нет – 94
19 Проанализировав положительные ответы, я пришел к выводу, что
половина ребят, не поняли сути вопроса. Потому как отвечали: Пасха, Троица.
Называя, видимо, праздники, которые в семье отмечают, а не игры, связанные с
ними. Либо писали игры, совершенно с праздниками не связанные. Такие как:
викторина, монополия, менеджер, лото, домино. Смею предположить, что в эти
игры в их семьях играют на любой праздник, в качестве совместного
времяпровождения. Но все же 9 человек из 17 написали именно традиционные
Пасхальные игры, связанные с крашенками (яйцами): разбивание яиц, их
катание, поиск.
9. Как ты думаешь, чему можно научиться, играя в старинные
народные игры?
Не дали ответа – 35
Не знают – 20
Добру – 14
Уму – 22
Дружелюбию 5
Другие варианты ответов – 34
Анализируя ответы на данный вопрос, я очень удивился. Ведь ребята,
совершенно интуитивно, называли очень верные функции народной игры,
которые я рассматривал во 2 главе своей работы. Перечислю лишь самые
интересные и точные из полученных ответов. Итак, мои сверстники, не знающие
20 (и это очень важно) традиционных игр, не играющие в них считают, что
народные игры могут научить:
Внимательности
Сообразительности
Честности
Ловкости
Взаимопомощи
Смекалке
Хитрости
Терпению
Соблюдать правила игры
Просто играть
Веселиться и радоваться
Общаться друг с другом
10.Хотел (а) бы ты научиться играть в игры, в которые играли
твои прабабушки и прадедушки 100 лет назад?
Конечно! С радостью! 75
Скорее да, чем нет – 11
Не знаю – 21
Нет. Не вижу в этом смысла – 4
Подводя итоги по данному анкетированию, хочется отметить, что дети
желают играть! Играть в игры полезные и интересные, вместе со сверстниками, а
не в одиночку. Огорчает лишь процент ответивших «не знаю». С чем связан
данный ответ, я объяснить пока не могу. Возможно, это повод продолжать
исследование в данной области.
21 Поскольку большинство моих сверстников ответили все же, что с
радостью бы хотели узнать и поиграть в традиционные народные игры, я
решился на эксперимент.
В последний учебный день 3 четверти по моей просьбе к нам в класс
пришли моя мама и дедушка, для того чтобы помочь мне научить
одноклассников играть в некоторые старинные, любимые мною, игры. Мы
планировали за 2 урока познакомить ребят с двадцатью играми. Но дети
настолько увлеклись процессом, что успели поиграть лишь в 11 из них. Стоит
отметить, что каждый раз приходилось уговаривать ребят закончить с очередной
игрой и начать новую. Я с радостью делился своими знаниями с
одноклассниками и с удовольствием наблюдал, как им нравиться играть. Но все
же отметил для себя, что дети не умеют быть сосредоточенными,
внимательными в игре, не могут соблюдать ее правила. Когда в играх чтото
получалось против воли некоторых участников, они не могли с этим смириться,
переставали подчиняться правилам игры и вовсе могли из нее выйти. Все это
навело меня на мысль о том, что современные дети не умеют играть в полезные
народные игры. Этому, конечно, нужно учиться, постоянно играя в них. Но
хотят ли они этого? Чтобы узнать ответ на данный вопрос, я попросил
одноклассников ответить всего лишь на 3 вопроса.
1. Понравилось ли тебе играть в старинные народные игры?
24 человека из 25 ответили положительно. Причем, ответы были
развернутые, эмоциональные.
2. Хотел (а) бы ты узнать еще больше старинных игр?
24 ученика ответили, что очень бы хотели и сделали бы это с радостью.
3. Научишь ли ты играть своих друзей (братьев, сестер) в игры,
которые узнал (а) сегодня?
23 положительных ответа я получил на этот вопрос. Хочу отметить,
что они не были однозначными. Ребята отвечали очень эмоционально,
используя восклицательные знаки, и писали крупными буквами. Самые
интересные ответы были такими: «Да, я обязательно научу всех своих
родных», «Конечно, научу, брат будет очень рад», «Я очень хочу, чтоб мои
друзья узнали о старинных играх», «Я с удовольствием научу играть в эти
игры всех своих близких».
Таким образом, я убедился в том, что традиционные народные игры очень
интересны для современных детей, они с радостью хотят играть в них. Мои
одноклассники долго благодарили маму, дедушку и меня за то, что мы
«открыли» для них новый мир, мир традиционной народной игры. И просили,
чтоб наши встречи стали постоянными.
22 Заключение.
Итак, начиная данную работу, мною была поставлена цель узнать, знают
ли современные дети традиционные народные игры. Для того чтобы ответить на
данный вопрос я изучил литературу и узнал, как жили мои сверстники 100 лет
назад, в какие игры они играли, чему в них учились. Далее мне предстояла
интересная исследовательская работа: создать анкету, провести анкетирование
моих сверстников, проанализировать полученную информацию. И, самое
увлекательное, провести эксперимент в моем классе – познакомить ребят с
традиционными народными играми и научить играть в некоторые из них.
Осуществив все вышеперечисленное, я пришел к выводу, что моя гипотеза,
к сожалению, подтвердилась: современные дети не знают традиционных
народных игр и, соответственно, не играют в них. Я считаю, что это настоящая
проблема. Ведь «живая» игра, живое общение стремительно вытесняется
«виртуальным» миром. Но игра не может и не должна уйти из жизни детей, это
противоестественно! И об этом в первую очередь должны задуматься взрослые:
родители и учителя. Кто как не они помогут вернуть игры детям. Ведь в ходе
моего исследования я убедился, что ребята открыты к новым знаниям. А все
новое – это забытое старое. Дети желают знать старинные игры, хотят учиться
играть, радоваться общению. И этими желаниями можно умело пользоваться!
Игра может облегчить ребенку учебный процесс, сделать его
увлекательным и радостным, возбудить интерес, пробудить творчество, полнее
раскрыть способности учащегося. Игра может воспитать в ребенке такие ценные
качества, как дисциплинированность, воля, настойчивость, честность. Она
тренирует память, внимание, находчивость, сообразительность, развивает силу,
23 выносливость, ловкость. Всесторонне укрепляет здоровье ребенка. Дети учатся
считаться с мнением других. Народные игры очень сплачивают. Все это давно
известно, хорошо изучено и в доказательствах не нуждается.
Исходя из всего вышесказанного, могу предложить родителям рассказать
своим детям, в какие игры играли они в своем детстве, вспомнить их, вместе
поиграть. Ребятам поговорить об этом со своими бабушками и дедушками. Уж
онито точно знают и помнят многое. В этом я убедился на собственном
примере.
Также могу рекомендовать и учителям умело использовать народную
игру, как мощный воспитательный инструмент в процессе учебной деятельности
и во внеклассной работе.
Я очень заинтересован в том, чтобы традиционная народная игра
вернулась в ту среду, где и должна быть, к детям. Я готов продолжать свой
эксперимент и учить своих одноклассников тем играм, которые знаю сам. С
удовольствием буду играть на переменах, на прогулке. Конечно же, буду
приглашать ребят к нам в студию на вечерки, на традиционные народные
праздники: Святки, Масленку, Пасха, Троицу.
Я уверен, что нам это пойдет только на пользу. Мы станем дружнее,
добрее, отзывчивее. Мы научимся играть и интересно и с пользой проводить
свой досуг.
24 Список литературы
1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение.2е издание.Красноярск,РНО
КНПУ,2003.
2. Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск: изд. Вост. Сибирского
общества, 1926.
3. Игра – игрушка игровые технологии и праздник в социальной педагогике
детства: Материалы научнопрактической конференцмии по празднично
игровой культуре.//ответств.редактор С.В. Григорьев М.: МГДД (Ю)Т,
2012200с.
4. Игры народов СССР.// Сост. Былёва Л. В., Григорьев В. М. Москва:
физкультура и спорт, 1985.
5. Каменец А. В. Основные проблемы сохранения и развития традиционной
культуры в современных условиях.// Сборник статей и материалов научно
практической конференции: Проблемы этнологии и этнопедагогики.
Новосибирск, 1997.
6. Качанова И.А. Народные игры и их значение для развития современного
ребенкадошкольника.// Журнал : Сборники конференций НИЦ
Социосфера выпуск 21/2014.
7. Мельников М. Н. Русский детский фольклор.// Москва: Просвещение,
1987.
8. Морозов И.А., Слепцова И.С. Круг игры. Праздник и игра в жизни
северорусского крестьянина (ХIХ ХХ вв).М.: Индрик, 2004 – 920с.
25 9.
Морозов И.А., Слепцова И.С. Не робей воробей. Детские игры, потешки,
забавушки Вологодского края. М.: Вологодский научнометодический
центр народного творчества. Российский союз любителей фольклорных
ансамблей,1995,107с.
10.Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань!// Русское народное
музыкальное творчество. Москва: Советский композитор, 1998.
11.Науменко Г. М. Этнография детства.// Сборник фольклорных и
этнографических материалов. Москва: Российский союз любительских
фольклорных ансамблей, издво Беловодье, 1998.
12.Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. Спб.: Речь,
Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011. – 184с.
13.Розманова Т.Ю. Народная педагогика Приенисейских старожилов в
первой половине ХХ века.// Сибирский педагогический журнал выпуск 11
– 2011.
14.Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании. //
Сборник.Русские народные традиции и современность.М.: Наука,1995.
15. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских
традициях. М.: Айриспресс,2003,208с.
16.Тарасевич Н. А. Золотые ворота. Русские подвижные игры для детей и
молодёжи.// Методическое пособие. Новосибирск: Книжница,2002.
17.Ушинский К. Д. Избранные сочинения. М.: Просвещение,1956.
18.Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос,1999.
19.Этнопедагогика. Теория и практика: материалы ХII чтений, посвященных
памяти Г. С. Виноградова.// Сост. Айвазян С. Г.// Москва: Институт
Наследия,2003.
20.Экспедиционные архивы ФЭСт «ТаланЪ» 20012010 гг.
26
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Работа для научно-практической конференции "Играют ли дети в традиционные игры?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.