Открытый урок по программе «Вокал» 3 год обучения для ДШИ, эстрадных студий. В данной работе раскрываются вопросы по улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата. Приведены упражнения на восстановление носового дыхания и на укрепления и развитие дыхательной системы по методике Александры Николаевны Стрельниковой.Открытый урок по программе «Вокал» 3 год обучения для ДШИ, эстрадных студий. В данной работе раскрываются вопросы по улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата. Приведены упражнения на восстановление носового дыхания и на укрепления и развитие дыхательной системы по методике Александры Николаевны Стрельниковой.
Конспект открытого урока по вокалу 2015.doc
Открытый урок по программе «Вокал» 3 год обучения
ПДО Апряткиной Ю.Э. на тему:
" Работа над дикцией на уроке эстрадного вокала "
Дата проведения: 19.12.2014 г
Возраст учащегося: 10 лет
Продолжительность занятия: 40 минут
Цель урока:
Улучшение дикции и качества звука путем работы над
активностью артикуляционного аппарата
Задачи урока:
Образовательные:
развитие дикции при исполнении музыкального произведения;
развитие певческой артикуляции;
Воспитательные:
привить навыки сценического поведения;
формировать чувство прекрасного на основе современного
музыкального материала;
Развивающие:
развитие музыкального слуха;
углубление и закрепление теоретических знаний учащегося;
развивать музыкальноэстетический вкус;
Методы работы:
по источнику знаний:
наглядные – показ, ТСО;
словесные –пояснения практического действия, практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности:
объяснительноиллюстративный,
репродуктивный,
частичнопоисковый,
элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики:
фонетический,
вокальные упражнения,
методы показа и подражания,
мысленного пропевания,
сравнительного анализа.
Технологии:
личностноориентированная,
развивающего обучения,
элементы проблемного обучения,
информационной,
арттехнологии;
исполнительские технологии: формирования певческой культуры,
становления ассоциативнообразного мышления.
Материально – техническое обеспечение урока:
фортепиано,
раздаточный материал ноты, текст песни;
магнитофон;
флэшноситель, фонограмма 1. Структура занятия.
1. Организационная часть
П.: Здравствуй, Оксана. Сегодня наш урок будет посвящен певческой
дикции и артикуляции. Знакома ли ты с правилами певческой дикции и
артикуляции? (учащийся отвечает)
2. Основная часть
П.: Давай еще раз вспомним, что дикция – это четкое, ясное произношение
гласных и согласных звуков. Проблема дикции была и остается одной из
самых острых проблем, особенно в пении. Слушатели часто не понимают, о
чем поют певцы на сцене, потому что певец не всегда четко и внятно
произносит текст».
Согласные буквы в пении воспринимаются намного хуже гласных. Это связано
с расстоянием между исполнителем и зрителем. И значит, певцам следует
больше внимания во время пения уделять произношению согласных. Но перед
тем как мы приступим к вокальным упражнениям, нам нужно правильно
подышать и «разогреть» наши губки и язычок.
Выполним сначала упражнения на дыхание, которые улучшат наши голосовые
возможности и восстановят носовое дыхание.
1) Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки на нижние
ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились одновременно, надувая живот.
(шарик надулся) Дышать нужно в нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно наклониться, упираясь руками в стол. При
этом, вдох следует делать комбинированным: приоткрытым ртом и носом,
сразу формируя « зевок».( приподнятое мягкое нёбо) Уголки губ чуть
приподнять, чтобы открылись верхние зубы. Чтобы почувствовать, где
именно находится опора звука, можно « покашлять», или медленно выдувать
букву «с».
2) Для укрепления и развития дыхательной системы существует система
Александры Николаевны Стрельниковой. Ее
дыхательных упражнений
основная идея в том, что дышим в режиме сопротивления. В этом случае
дыхательным мышцам приходится более активно работать.
Ладошки
Погончики
Кошка
Обними плечи
Насос
Обними плечи +насос
Повороты головы
Ушки
Маятник
Перекаты
Передние шаги
Задние шаги
А теперь «разогреваем» наши губки и язычок.
Упражнение 1.
«Выталкивание» диафрагмой согласных «Б», «П», «Г», «Ж», «Д», «М»
(каждая согласная произносится 57 раз). Упражнение 2.
Складываем губы трубочкой и поворачиваем их влево и вправо (упражнение
повторяется 8 раз)
Упражнение 3.
Поворот нижней челюсти влево и вправо (упражнение повторяется 8 раз)
Умница. Ты очень хорошо справилась с этой задачей. Теперь приступим к
вокальным упражнениям.
Упражнение 4.
1. брабрэбрибробру
2. Мамэмимому
При пении необходимо следить за четким произношением согласных звуков.
Так же обратить особое внимание на использование дыхания (выдох не
должен быть сильным).
Метод «эмоционального тренинга» для развития образного
мышления учащегося,
«Барашеньки –
крутороженьки…» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость,
используя скороговорку
гнев, восхищение и т.д.
Подвести учащегося к постепенному осмыслению своих вокальных
действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти
внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя
зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
П.: У тебя хорошо получается. А теперь приобретенные навыки постараемся
«перенести» на музыкальное произведение. Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко
позиционным, улучшит дикцию.
Учащаяся исполняет 1 куплет «Волшебный дом» (муз. и сл. А. Воинова)
П.: Оксана, как ты считаешь, смогла ли ты четко произнести согласные и
хорошо ли ты формировала гласные буквы? (Учащийся анализирует свое
исполнение)
П.: Теперь, давай еще постараемся произнести согласные боле четко и ясно.
(Работа над произведением).
В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать
учащемуся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его.
Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти
соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их
поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и
творчество обучающегося пению.
3. Заключительная часть.
П.: Оксана, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться со всеми заданиями
сегодня на занятии? (Учащийся анализирует свою работу на занятии, получает
оценку своей деятельности, домашнее задание)
П.: На мой взгляд, ты справилась хорошо! Мы обязательно продолжим работу
над дикцией и певческой артикуляцией на последующих занятиях. Мне бы
очень хотелось, чтобы упражнения, которые мы делали на уроке, повторялись
и дома. Спасибо за внимательность и собранность при выполнении заданий.
До свидания.
Заключение. Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и
упражнения для развития и укрепления певческой дикции и артикуляции.
Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с
удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть
очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар,
позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика.
Работа над дикцией на уроке эстрадного вокала
Работа над дикцией на уроке эстрадного вокала
Работа над дикцией на уроке эстрадного вокала
Работа над дикцией на уроке эстрадного вокала
Работа над дикцией на уроке эстрадного вокала
Работа над дикцией на уроке эстрадного вокала
Работа над дикцией на уроке эстрадного вокала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.