Одним из условий достижения кантилены, является умение пальцев как-бы «переступать» с одной клавиши в другую мягко погружаясь «до дна». Поднимать палец также следует мягко, не спеша и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу. Рука при этом идет сохраняя плавное движение за пальцами, как бы очерчивая контуры мелодии. Можно сказать, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца. Лишенный «изнутри» звук теряет глубину, певучесть и становится сухим и колючимРабота над звуком в классе фортепиано
Работа над звуком в классе фортепиано
«Звук – это материя музыки, её плоть –
должен быть главным содержанием наших
повседневных трудов»
Г. Нейгауз
«Музыка по природе своей – это
искусство звука, поэтому забота о звуке
должна являться первоочередной задачей»
Я.И. Мильштейн.
Работа над звуком должна начинаться с первых же шагов изучения
музыки и музыкального инструмента. Необходимо заложить «зернышки»
образного,
посредством правильного
найденного звука, его характера, в начальном обучении: ощущение веса всей
руки (упражнение «Радуга», пьеса М. Красева «Журавель»). Также
необходимо помнить и об общих принципах звукоизвлечения на фортепиано:
художественного исполнения,
общая свобода тела;
ощущение веса свободной руки;
ощущение цепкости кончиков пальцев.
свобода первого пальца;
эластичная и свободная кисть;
Хороший звук возможен только при полной свободе предплечья, кисти и руки
от плеча до кончиков пальцев.
Необходимо также следить и за посадкой ученика. Ученик должен
сидеть свободно, не сутулиться, не поднимать плечи, не кивать головой, не
прижимать локти к туловищу. Несоблюдение этих правил затрудняет свободу
движений и приводит к прямолинейному, сухому, жесткому, бескрасочному
1звучанию.
Необходимо также следить, чтобы все, что играет ученик, было
элементом музыки. Даже гаммы и упражнения нельзя играть немузыкальным
звуком. Очень часто встречается проблема беззвучного пиано или грубого
форте в исполнении учащегося. Так, пиано нельзя играть расслабленно
физически, так как в силу специфики инструмента нужна активность
прикосновения пальца, иначе молоточек не ударит по струне и звук не
появится. Прикосновение должно быть от дна клавиатуры, а не на
поверхности, в противном случае возникает шероховатость звука. В пиано
пальцы играют по ощущению как форте, сольным звуком. В певучем пиано в
кантиленных произведениях на legato необходимо продолжить чувствовать
опору каждого пальца, сохранять хорошую артикуляцию (как в non legato)
пальцами.
Одним из условий достижения кантилены, является умение пальцев как
бы «переступать» с одной клавиши в другую мягко погружаясь «до дна».
Поднимать палец также следует мягко, не спеша и не раньше, чем следующий
полностью погрузится в очередную клавишу. Рука при этом идет сохраняя
плавное движение за пальцами, как бы очерчивая контуры мелодии. Можно
сказать, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца.
Лишенный «изнутри» звук теряет глубину, певучесть и становится сухим и
колючим. Известный педагогпианист А.Б. Гольденвейзер говорил, что
ненапряженность руки – одно из условий естественной игры на инструменте,
но надо всетаки помнить, что свобода рук есть понятие очень относительное.
Всякое движение есть напряжение. Здесь надо говорить не об абсолютной
свободе, а о стремлении к максимальной экономии энергии. Основой для
исполнения должно быть соответствие звукового образа с движениями и
ощущениями рук. Рука должна быть не распластана, а собрана горсткой и
большой палец должен быть под вторым и третьим пальцами.
Также существуют такие факторы музыкального воспитания ученика,
оказывающие воздействие на решение звуковых задач, как дослушивание
звука до конца и ощущение горизонтального движения и развития музыки.
Эти два фактора на первый взгляд противоречат друг другу, ведь дослушать
звук – это значит слушать предыдущее, а ощущать движение музыки – это
думать и слушать вперед. Но ведь говоря о дослушивании, мы имеем в виду
движение музыки, а не покой, и это движение должно стать импульсом
дальнейшего развития. Так, даже в упражнении на перенос руки на другую
клавишу (через октаву), ученик должен переносить не только руку, но и как
2бы «нести звук». Это ощущение помогает ученику понять процесс, состоящий
из дослушивания и переноса. Задания ученику также следует формулировать
соответственно: не ставить палец и руку на клавиатуру, а извлекать звук; не
держать клавишу, а слушать и вести звук; не поднимать руку, а брать дыхание
– такие задания гораздо естественнее формируют руку, чем требования
неподвижной (пусть и правильной) позиции.
Чтобы ученику были понятны требования преподавателя, нужно
подбирать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру и
настроению, близкие и понятные ученику. Всегда в работе над пьесами
следует добиваться выразительного исполнения и показывать игровые
движения, которые облегчают звуковую задачу, помогают выражению
музыкального смысла. Важно, чтобы ученик умел слышать звук до конца,
иначе каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а
берется какбы заново, с помощью нового движения кисти или руки. В
результате фраза становится разорванной, а исполнение статичным.
Не меньшее значение имеют факторы музыкального развития
(дослушивания звука, ощущение горизонтального движения и навыки
звукоизвлечения) для соотношения звучности мелодии и аккомпанемента.
Еще Г. Нейгауз отмечал одну из распространенных ошибок у учеников – это
динамическое сближение мелодии и аккомпанемента недостаток «воздушной
прослойки» между первым и вторым планом. Это выражается как в
форсированном звучании аккомпанемента, так и в стремлении «заковать»
мелодию в тиски метрического движения.
Есть основные принципы исполнения кантилены:
не смешивать звучание вокальной линии с басом и
аккомпанементом;
разделить партию левой руки на бас и гармоническую прослойку,
crescendo и другую динамику делать по басу;
не дополнять мелодию аккомпанементом – «держать» звучание в
рамках каждого участка.
В мелодии палец вместе с рукой должен опираться в клавишу таким
образом, чтобы вокальный голос нигде не пропадал, не терялся его тембр,
играть только пальцами, регулируя опору – где больше, где меньше.
Необходимо соблюдать расстояние между басом и гармонической фактурой с
мелодией: «не залазить» гармонической фактурой на территорию вокальной
мелодии. Для правильного соотношения звучности необходимо, чтобы сквозь
живое и выразительное сопровождение ухо дослушивало, а палец доводил
3каждый звук мелодии до конца. «Звучит только то, что держится» (К.
Игумнов).
Приобщая детей к музыке, нужно увлекать их именно Музыкой. Учить
фантазировать, думать, анализировать, слушать, бережно относиться к звуку,
грамотно, содержательно и заинтересованно играть произведения слушателям,
иметь собственное отношение к исполняемой пьесе. Необходимо помочь
ребенку раскрыть его внутренние резервы и через звуки попробовать выразить
себя и свое видение окружающего мира. Именно работу над смыслом,
содержанием и характером звука необходимо определить основным
требованием обучения.
Список использованной литературы
1. Гольденвейзер Е. В классе А.Б. Гольденвейзера – М.: «Музыка», 1986.
2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой – М.: «Фигароцентр»,
1996.
3. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства – М.:
«Советский композитор», 1983.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры – М.: «Государственное
музыкальное исполнительство», 1961.
5. «Как научиться играть на рояле. Первые шаги» – М.: Издательский дом
«КлассикаXXI», 2008.
4