Тема: « Работа по теории стихосложения на материале пушкинских текстов».
Цели: повторить ряд изученных и ввести несколько новых понятий,
связанных с теорией русского стихосложения, на материале
классических образцов поэтики в текстах стихов А.Пушкина, развивать логическое и аналитическое мышление учащихся, их
литературоведческие навыки и читательское мастерство.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Сравните пары отрывков из произведений Пушкина
1а) «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрыввали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев».
1б) Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багранец и в золото одетые леса…
Учащимся предлагается назвать пушкинские произведения, откуда взяты пейзажные зарисовки.(Первый отрывок - из повести «Станционный смотритель», второй – из стихотворения «Осень». При общности тематики существенным отличием является то, что первый текст прозаический, второй - поэтический. В первом таксте осень названа как конкретное указание времени года, во втором тексте о ней говорится описательно. В стихотворении множество эмоционально окрашенных слов, обращает на себя внимание оценочная лексика,перифраз, выдвинутый на роль обращения, эхо гулкого ассонанса. В первом тексте выделено событие: « это случилось», дальше идет описание природы, что типично для эпического рода литературы. Второй текст, как и свойственно лирике, отражает внутренние переживания лирического героя).
2а) «Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи».
2б) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит …
(Прозаический отрывок - из повести «Капитанская дочка», поэтический - из стихотворения «Зимнее утро»).
- В чем же отличие прозаической и стихотворной форм словесного выражения?
( Prorsa (лат.) – прямая, простая; stichоs (греч.) - ряд, строка.
Стихотворную форму отличает расчленённость на соразмерные в ритмико-интонационном отношении отрезки – строки, стихи).
II. Рифма.
Rhуthmos (греч.) - соразмерность, звуковой повтор в заключительных слогах строки ( клаузулах), связывающий две строки ( или более)
а) Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин. («Моя родословная»)
( В нечётных строках - женские рифмы (клаузулы), в четных – мужские. Такой традиционный вариант чередования мужских и женских рифм наиболее гармоничен и близок традиционным «качелям» поэтической речи.)
а) Сижу за решеткой в темнице сырой а
Вскормленный в неволе орел молодой, а
Мой грустный товарищ, махая крылом, б
Кровавую пищу клюет под окном. б
(смежные (попарные) рифмы)
б) Во глубине сибирских руд а
Храните гордое терпенье, Б
Не пропадет ваш скробный труд а
И дум высокое стремленье Б
( перекрестная рифма)
в) … Текла в изгнанье жизнь моя, а
Влачил я с милыми разлуку. б
Но он мне царственную руку
Простёр – и с вами снова я. а
(кольцевая рифма)
(Вывод: если представить подобными схемами системы рифмовки, то воеобразные интонационно-смысловые «горки» помогут объяснить природу эмоционального воздействия того или иного стихотворения: параллельные линии – независимое развитие микротем, пересечение – «сцепление» мыслей, чувств, образов).
Клянусь тебе, что сердца моего
Ты вымучить одна могла признанье.
Клянусь тебе, что никогда, нигде,
Ни в пиршестве за чашею безумства,
Ни в дружестком, заветном разговоре,
Ни под ножом, ни в муках истязаний
Сих тяжких тайн не выдаст мой язык
- Учащиеся отмечают, что стихи не имеют рифмы. Вводится понятие белого стиха. Подчёркивается игра женских и мужских клаузул, создающая своеобразное хитросплетенье ритмов, а также прослеживается наличие стихотворного размера:
( _ _' ) ( _ _ ) (_ _' ) ( _ _' ) ( _ _' )_ (пятистопный ямб)
Подготовленный ученик читает «Вновь я посетил» и представляет анализ поэтики одного из шедевров белого стиха. Отмечается, что описание места былой ссылки из элегически грустного вырастает до космически глубокого рассуждения овзаимосвязи всего сущего и круговороте жизни.
Вывод: отсутствие рифмы при определённом ритмическом рисунке размера и клаузул делает стихи глубже по силе изречённой мысли (не отвлекают прелести созвучий), читать их хочется с соблюдением особой длительности, ощущая, как песком течёт сквозь пальцы время.
III. Строфа и строфическая организация стихов.
Strophe (греч.) - поворот,сочетание стихов, представляющее собой смысловое, синтаксическое и ритмико – интонационное целое и имеющее определенную систему рифмовки
( Учащиеся приводят примеры различной строфической организации стихов).
а) Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печать.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил
(двустишия)
б) … Тогда я демонов увидел черный рой,
Подобный издали ватаге муравьиной –
И бесы тешились проклятою игрой:
До свода адского качалася вершиной
Гора стеклянная, как Арарат остра –
И разлегалася над темною равниной.
( трехстишия, терцины)
в) Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты
( четверостишие, катрен)
г) В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать
( пятистишие)
д) Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам:
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
(шестистишие)
Вывод: с «утяжелением» строф появляется больше микротем, их связи философичнее.
е) Четырехстоптанный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давнвм -давно приняться за октаву.
И в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучьем. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со сной живут:
Две придут сами, третью приведут
( восьмистишие, октава, важно рассмотреть описанные особености организации стихов в октаве)
ж) Найти среди стихов Пушкина сонеты ( строфические формы из двух четверостиший и двух трехстиший) ( «Поэту», «Мадонна», «Сонеты» … )
Рассмотреть на примере названных стихотворений пушкинское сочетание традиций и новаторства в сонете, сочетание микротем: «тезис – антитезис –синтез – вывод»
з) Что такое «онегинская строфа»?
А - строфа из 14 стихов 4-х стопного ямба, 3 четверостишия с разными видами рифмовки( перекрёстная, смежная, кольцевая) и завершающие 2 строки с парной рифмой ,
Б - строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.
В - метрический стих из шести стоп дактиля, как правило, имеет цезуру, которая разделяет стих на два полустишия : с восходящей и нисходящей звучностью
( верный ответ – А)
Предлагается дать определения двум другим описаниям.
(Б – октава, В –гекзаметр)
Подтверждение правильности ответа анализом отрывка из романа «Евгений Онегин».
Вывод: онегинская строфа очень гибко организована и оттого выразительно звучит, её источники – сонет и октава, но изобретение сложного ритмико-синтаксического сращения предстающего лёгким и кружевным словесным рисунком – заслуга Пушкина. Заключительное двустишие интересно как своеобразная крылатая фраза, кода строфы.
и) Примеры астрофических стихов ( без строф)
IV. Стихотворные размеры.
Игра: «Кто лучше умеет определять стихотворные размеры»
- Учащиеся поочередно тянут карточки с цитатами из пушкинских стихов, определяют размер. Неправильно ответивший выбивает из игры. Оставшиеся поясняют, какую мелодию позволяет услышать тот или иной размер.
Сравним зависимость мелодики от размера и метрики стихов.
1. Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник …
( трехстопный амфибрахий) ( _ _' _) ( _ _′_) ( _ _′_) _ _'
( _ _'_) ( _ _'_) (_ _'_)
(Плавное, гармоничное, летописно-размеренное движение лирического сюжета)
Я здесь, Инезилья,
Я здесь, под окном,
Объята Севилья
И мраком, и сном.
( двухстопный амфибрахий) ( _ _' _ ) ( _ _′_ )
( _ _' _ ) ( _ _′
( _ _' _ ) ( _ _′_)
( _ _' _ ) ( _ _′ )
(Тот же размер приобретает романсовые нотки, звучит песней бессонного рыцаря под размеренный стук копыт верного коня)
2. Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид…
(четырехстопный хорей) ( _' _ ) ( _' _ ) ( _' _ ) ( _' _ )
( _' _ ) (_' _ ) ( _'_ ) _'
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя …
(четрехстопный хорей) ( _' _ ) ( _′_ ) ( _′_ ) ( _' _ )
( _' _ ) ( _′_ ) ( _ _ ) _'
(Разные по тематике стихотворения обретают сходную мелодическую окраску: мы слышим удары колокола с тревожными нотками)
3. Подите прочь – какое дело
Поэту мирному до вас!
(четырехстопный ямб, во 2-м стихе - пиррихий )
( _ _' ) ( _ _′ ) ( _ _' ) (_ _′ ) _
( _ _' ) ( _ _′ ) ( _ _ ) ( _ _')
(Классический ямб, утяжелённый пиррихием звучит воинственнее, воспринимается как брошенная толпе перчатка)
Играй, Адель,
Не знай печали
Хариты, Лель
Тебя венчали …
( двухстопный ямб) ( _ _' ) ( _ _′ )
( _ _' ) ( _ _′ ) _
( _ _' ) ( _ _′ )
( _ _' ) ( _ _′ ) _
(Скачкообразный, считалочный ритм, уместный для записи в альбом и для произнесения полушутливого мадригала)
V. Инсценирование отрывка из «Сказки о попе и о работнике его Балде».
Введение понятия «раёшный стих» ( свободный стих со смежными рифмами)
Вывод: раёшник у Пушкина сохраняет балаганно-сатирическую свободу фольклорных стихов.
VI. Лабораторно-творческая работа.
Каждый из учащихся получает отрывки и зпушкинских стихотворных текстов. После определенного времени подготовки следует выразительное чтение, определение типа рифмовки, размера, типа строфы. Звучит вывод о взаимосвязи теории стихосложения и мастерства исполнения поэтического текста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.