Работа по теории стихосложения на материале пушкинских текстов
Оценка 4.8

Работа по теории стихосложения на материале пушкинских текстов

Оценка 4.8
Лабораторные работы
doc
математика +1
9 кл—11 кл
03.03.2018
Работа по теории стихосложения на материале пушкинских текстов
Разработка занятия по программе курса внеурочной деятельности "Русская словесность"("И творчество, и чудотворство") ориентирована на осознанное лабораторно-творческое исследование приложения теоретических понятий стихосложения к конкретным текстовым явлениям.Теория стиха оживает в ярких пушкинских строках, и становится понятен прикладной характер определения особенностей поэтических строк и стихотворных размеров .
3. Теория стихосложения.doc

Тема: « Работа по теории стихосложения на материале пушкинских текстов».

 

Цели: повторить ряд изученных и ввести несколько новых понятий,

            связанных с теорией русского стихосложения, на материале

             классических образцов  поэтики в  текстах стихов А.Пушкина, развивать логическое и аналитическое мышление учащихся, их

литературоведческие навыки и читательское мастерство.

                                                        

                                                   ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Стихотворная и прозаическая форма:

- Сравните пары отрывков из произведений Пушкина

1а)  «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрыввали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев».

1б)  Унылая пора! очей очарованье!

        Приятна мне твоя   прощальная краса –

        Люблю я пышное природы увяданье,

        В багранец и  в золото одетые леса…

Учащимся предлагается назвать пушкинские произведения, откуда взяты пейзажные зарисовки.(Первый отрывок  -  из повести «Станционный смотритель»,  второй – из стихотворения  «Осень». При общности тематики существенным отличием является то, что первый текст прозаический, второй -  поэтический. В первом таксте осень названа как конкретное указание времени года, во   втором тексте  о ней говорится описательно. В стихотворении множество эмоционально окрашенных слов, обращает на себя внимание оценочная лексика,перифраз, выдвинутый на роль обращения, эхо гулкого ассонанса. В первом тексте выделено событие: « это случилось», дальше идет описание природы, что типично для эпического рода литературы. Второй текст, как и свойственно лирике, отражает внутренние переживания лирического героя).

 

2а)  «Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи».

2б)  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

        На мутном небе мгла носилась:

        Луна, как бледное пятно,

        Сквозь тучи мрачные желтела,

        И ты печальная сидела –

        А нынче … погляди в окно:

        Под голубыми небесами,

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит …

(Прозаический отрывок -  из повести «Капитанская дочка», поэтический -  из стихотворения «Зимнее утро»).

- В чем же отличие прозаической и стихотворной форм словесного выражения?

( Prorsa  (лат.) – прямая, простая; stichоs (греч.) -  ряд, строка.

 Стихотворную форму отличает расчленённость на соразмерные в ритмико-интонационном отношении отрезки – строки, стихи).

 

   II. Рифма.

Rhуthmos (греч.) -  соразмерность, звуковой повтор в заключительных слогах строки ( клаузулах), связывающий две строки ( или более)

  1. – Рассмотрим виды рифм в зависимости от расположения ударения на  последних слогах  слова:

а) Смеясь жестоко над собратом,

     Писаки русские толпой

     Меня зовут аристократом.

     Смотри, пожалуй, вздор какой!

     Не офицер я, не асессор,

     Я по кресту не дворянин,

     Не академик, не профессор;

     Я просто русский мещанин.  («Моя родословная»)

( В нечётных строках - женские рифмы (клаузулы), в четных – мужские. Такой традиционный вариант чередования мужских и женских рифм наиболее гармоничен и близок традиционным «качелям» поэтической речи.)

 

  1. – Вспомним различие рифм  по расположению в строках, способы рифмовки:

а) Сижу за решеткой в темнице сырой           а

     Вскормленный в неволе орел молодой,      а

     Мой грустный товарищ, махая крылом,         б

      Кровавую пищу клюет под окном.                 б

             (смежные (попарные) рифмы)

 

б)  Во глубине сибирских руд                 а

     Храните гордое терпенье,                   Б

      Не пропадет ваш скробный труд        а

      И дум высокое стремленье                 Б

 

           ( перекрестная рифма)

 

 

в)  … Текла в изгнанье жизнь моя,           а

      Влачил я с милыми разлуку.                б

      Но он мне царственную руку

      Простёр – и с вами снова я.                  а

         (кольцевая рифма)

(Вывод: если представить  подобными схемами  системы рифмовки, то воеобразные интонационно-смысловые «горки» помогут объяснить природу эмоционального воздействия того или иного стихотворения: параллельные линии – независимое развитие микротем, пересечение – «сцепление» мыслей, чувств, образов).

 

  1. –  Проанализируем отрывок из драматического произведения «Борис Годунов»

 Клянусь тебе, что сердца моего

Ты вымучить одна могла признанье.

 Клянусь тебе, что никогда, нигде,

 Ни в пиршестве за чашею безумства,

 Ни в дружестком, заветном разговоре,

 Ни под ножом, ни в муках истязаний

 Сих тяжких тайн не выдаст мой язык

- Учащиеся отмечают, что стихи не имеют рифмы. Вводится понятие белого стиха. Подчёркивается игра женских и мужских клаузул, создающая своеобразное хитросплетенье ритмов, а также прослеживается наличие стихотворного размера:               

( _ _' ) ( _ _  ) (_ _' ) ( _ _' ) ( _ _' )_ (пятистопный ямб)

 

     Подготовленный ученик читает «Вновь я посетил» и представляет   анализ  поэтики одного из шедевров белого стиха. Отмечается, что описание  места былой ссылки из элегически грустного вырастает до космически глубокого рассуждения  овзаимосвязи всего сущего и круговороте жизни.

 Вывод: отсутствие рифмы при определённом  ритмическом рисунке размера и клаузул  делает стихи глубже по силе изречённой мысли (не отвлекают прелести созвучий), читать их хочется с соблюдением особой длительности, ощущая, как песком течёт сквозь пальцы время.

   III. Строфа и строфическая организация стихов.

Strophe (греч.)  - поворот,сочетание стихов, представляющее собой смысловое, синтаксическое и ритмико – интонационное целое и имеющее определенную систему рифмовки

( Учащиеся приводят  примеры различной строфической организации стихов).

а)   Гляжу, как безумный, на черную шаль,

      И хладную душу терзает печать.

 

      Когда легковерен и молод я был,

      Младую гречанку я страстно любил

                     (двустишия)

б)   … Тогда я демонов увидел черный рой,

       Подобный издали ватаге муравьиной –

        И бесы тешились проклятою игрой:

 

       До свода адского качалася вершиной

       Гора стеклянная, как Арарат остра –

       И разлегалася над темною равниной.

                   ( трехстишия, терцины)

в)   Я помню чудное мгновенье

      Передо мной явилась ты,

      Как мимолетное виденье,

      Как гений чистой красоты

             ( четверостишие, катрен)

г)   В последний раз твой образ милый

      Дерзаю мысленно ласкать,

      Будить мечту сердечной силой

      И с негой робкой и унылой

      Твою любовь воспоминать

              ( пятистишие)

д)  Как ныне сбирается вещий Олег

      Отмстить неразумным хазарам:

      Их  села и нивы за буйный набег

      Обрек он мечам и пожарам:

      С дружиной своей, в цареградской броне,

      Князь по полю едет на верном коне.

(шестистишие)

 

Вывод: с «утяжелением» строф  появляется больше микротем, их связи философичнее.            

е) Четырехстоптанный ямб мне надоел:

     Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

     Пора б его оставить. Я хотел

     Давнвм -давно приняться за октаву.

     И в самом деле: я бы совладел

     С тройным созвучьем. Пущусь на славу!

     Ведь рифмы запросто со сной живут:

     Две придут сами, третью приведут

          ( восьмистишие, октава, важно рассмотреть описанные особености организации стихов в октаве)

ж)  Найти среди стихов Пушкина сонеты ( строфические формы из двух четверостиший и двух трехстиший)   ( «Поэту», «Мадонна», «Сонеты» … )

 Рассмотреть на примере названных стихотворений пушкинское сочетание традиций и новаторства в сонете, сочетание микротем: «тезис – антитезис –синтез – вывод»

з) Что такое «онегинская строфа»?

 А - строфа из 14 стихов 4-х стопного ямба, 3 четверостишия с разными видами рифмовки( перекрёстная, смежная, кольцевая) и завершающие 2 строки с парной рифмой ,

Б -  строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой.

В -  метрический стих из шести стоп дактиля, как правило, имеет цезуру, которая разделяет стих на два полустишия : с восходящей и нисходящей звучностью

 ( верный ответ – А)

 Предлагается дать определения двум другим описаниям.

(Б – октава, В –гекзаметр)

Подтверждение правильности ответа анализом отрывка из  романа «Евгений Онегин».

Вывод: онегинская строфа очень гибко организована  и  оттого выразительно звучит, её  источники – сонет и октава, но изобретение сложного ритмико-синтаксического сращения предстающего лёгким и кружевным словесным рисунком – заслуга Пушкина.  Заключительное двустишие интересно как  своеобразная крылатая фраза, кода строфы.

и) Примеры астрофических стихов ( без строф)

   IV. Стихотворные размеры.

Игра: «Кто лучше умеет определять стихотворные размеры»

- Учащиеся поочередно тянут карточки с цитатами из пушкинских стихов, определяют размер. Неправильно ответивший выбивает из игры. Оставшиеся поясняют, какую мелодию позволяет услышать  тот или иной размер.

Сравним зависимость мелодики от размера и метрики стихов.

1.   Из темного леса навстречу ему

      Идет вдохновенный кудесник …

      ( трехстопный амфибрахий)  ( _ _' _) ( _ _′_) ( _ _′_)  _ _'  

                                                        ( _ _'_) ( _ _'_) (_ _'_)

(Плавное,  гармоничное,  летописно-размеренное  движение лирического сюжета)

 

     Я здесь, Инезилья,

Я здесь, под окном,

Объята Севилья

И мраком, и сном.

( двухстопный амфибрахий)   ( _ _' _ ) ( _ _′_ ) 

                                                  ( _ _' _ ) ( _ _′

                                                   ( _ _' _ ) ( _ _′_)

                                                   ( _ _' _ ) ( _ _′ )

 (Тот же  размер приобретает романсовые нотки, звучит песней  бессонного рыцаря под размеренный стук копыт верного коня)                     

 

 

2. Город пышный, город бедный,

     Дух неволи, стройный вид…

    (четырехстопный  хорей)    ( _' _ ) ( _' _ ) ( _' _ ) ( _' _ )

                                                    ( _' _ ) (_' _ ) ( _'_ ) _'

   Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя …

    (четрехстопный хорей)          ( _' _ )  ( _′_ )  (  _′_ ) (  _' _ )

                                                      (  _' _ ) (  _′_ )  (  _ _ )  _' 

(Разные  по тематике стихотворения обретают сходную мелодическую окраску: мы слышим удары колокола с тревожными нотками)

 

3. Подите прочь – какое дело

    Поэту мирному до вас!

    (четырехстопный ямб, во 2-м стихе -  пиррихий ) 

                                                      ( _ _' ) ( _ _′ ) ( _ _' ) (_ _′ ) _

                                                       ( _ _' ) ( _ _′ ) ( _ _ ) ( _ _')

 (Классический ямб, утяжелённый пиррихием звучит воинственнее, воспринимается как брошенная  толпе перчатка)

      Играй, Адель, 

Не знай печали

Хариты, Лель

Тебя венчали …

( двухстопный ямб)    ( _ _' ) ( _ _′ )

                                      ( _ _' ) ( _ _′ )   _

                                       ( _ _'  ) ( _ _′ )

                                       ( _ _'  ) ( _ _′ ) _

(Скачкообразный, считалочный ритм, уместный для записи в альбом и для  произнесения полушутливого мадригала)

   

    V. Инсценирование отрывка из «Сказки о попе и о работнике его Балде».

            Введение  понятия «раёшный стих» ( свободный стих со смежными рифмами)

 Вывод: раёшник у Пушкина сохраняет балаганно-сатирическую свободу фольклорных стихов.

 

   VI. Лабораторно-творческая  работа.

            Каждый из учащихся получает  отрывки и зпушкинских стихотворных текстов. После определенного времени подготовки следует   выразительное чтение, определение типа рифмовки, размера, типа строфы. Звучит    вывод о взаимосвязи  теории стихосложения и мастерства исполнения поэтического текста.


Тема: « Работа по теории стихосложения на материале пушкинских текстов»

Тема: « Работа по теории стихосложения на материале пушкинских текстов»

Писаки русские толп о й

Писаки русские толп о й

Ни в пиршестве за чашею безумства,

Ни в пиршестве за чашею безумства,

Князь по полю едет на верном коне

Князь по полю едет на верном коне

Тот же размер приобретает романсовые нотки, звучит песней бессонного рыцаря под размеренный стук копыт верного коня) 2

Тот же размер приобретает романсовые нотки, звучит песней бессонного рыцаря под размеренный стук копыт верного коня) 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018