Тема самообразования: «Работа с математическим текстом в рамках внедрения ФГОС».
Без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней меры понимания.
А. Герцен.
Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными
стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа
направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся
для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и
самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Сегодня умение читать не
сводится только к овладению техникой чтения, а ориентировано в первую очередь на формирование
«грамотности чтения». Понятие «грамотность чтения» включает способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Одним из
решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на
каждом уроке и дома по трем этапам: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым
направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
5 – 6 классы
7 – 8 классы
* выделение главного в тексте;
* составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
* умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
* грамотно пересказать прочитанный текст.
* умение составить план прочитанного;
* воспроизводить текст по предложенному плану;
* умение пользоваться образцами решения задач;
* запоминание определений, формул, теорем.
9 – 11 классы
* работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
* использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
* подтверждение научных фактов;
* конспектирование новой темы.
Мы работаем в рамках внедрения ФГОСС ООО. В основе Стандарта лежит системно
деятельностный подход, который предполагает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебнопознавательную деятельность обучающихся;
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника
основной школы»):
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
способный применять полученные знания на практике.
Для школьников основой получения знаний остается учебник, несмотря на современные носители
информации, в которых также приходится работать с текстовой информацией. При обращении
внимания на работу по овладению учениками навыками понимания прочитанного, на первый план
выходят такие функции работы с учебником:
обучающая (информационная); закрепления материала и осуществление самоконтроля детьми;
координирующая (привлечение к обучению таких качеств личности, как мыслительная активность,
трудолюбие, творческие способности) и др.
Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания начинают уже с
начальной школы, эту работу необходимо продолжить и в 5 классе и дальше. Выделяют три этапа, по
которым следует проводить работу с учебником на уроках математики.
Работа до чтения. Большим плюсом в работе с книгой станет, то если составит труда по
1.
заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться. Основной прием, который учитель может
использовать это прием «Банк идей, гипотез», когда ученики высказывают мысли о том, что
сегодня будет изучаться. Учитель на доске записывает высказывания, чтобы в конце урока проверить,
верны или нет выдвинутые гипотезы. Таблицы ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Прием «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли Вы?» может быть началом урока,
когда учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную
тему. В начале изучения темы «Углы» в 5 классе можно предложить учащимся поиграть в игру «Верю
не верю»:
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы
возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя
полученную на уроке информацию.
Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом
Угол – это геометрическая фигура.
Угол состоит из двух пресекающихся прямых
Бывают углы остроумные и тупые
Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки
Равные углы – это те, у которых равны стороны
Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны.
Бывает угол прямой
Угол может быть тощим
Острый угол – это угол, который меньше прямого
Работа непосредственно с текстом. Основная цель работы с текстом: знакомство с
2.
информацией, понимание, запоминание, применение, отыскание примеров, работа с иллюстрацией.
Выделим способы чтения: опережающее чтение, выборочное чтение, чтение вслух, чтение про себя,
чтение по ролям, выборочное чтение, просмотр.
Для лучшего понимания текста следует вводить такие приемы работы с книгой: вопросы к тексту,
работа с примерами, выписывание и подчеркивание, выделение главного. Составление плана.
Конспектирование, составление схем, рисунков, таблиц и др.. Предлагаю некоторые приемы и
способы чтения и обработки информации, которые я провожу.
«Дерево знаний». На уроке или дома учащиеся работают с текстом. Составляют вопросы к
изученному тексту. Каждый пишет свой вопрос на листочках, которые прикрепляет на «дерево
знаний». После чего с «дерева» по очереди снимаются листочки, зачитываются вопросы и ученики
отвечают на него. Можно подвести итог, поставить оценки за ответы, определить какой вопрос был
самым сложным, проблемным, оригинальным.
Использую приемы критического мышления. КМ – под этим понятием подразумевается
самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от
постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам
конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления
своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной
стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать,
сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а
также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
«Толстый тонкий вопрос». Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо
учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на
которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это
проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. На первых порах даю карточки,
таблицы «толстый и тонкий вопросы». Оценки ставятся как за составление, так и за ответы на
вопросы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
дайте объяснение, почему...
почему вы думаете...
почему вы считаете...
в чем разница...
предположите, что будет, если...
что, если...
?
?
кто...
что...
когда...
может...
будет...
мог ли...
как звали...
было ли...
согласны ли вы...
верно...
Прием "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использован на любом этапе урока: изучении
нового материала, закреплении, повторении, домашнее задание.
Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий
сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной
текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют
«наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и
логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис,
который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для
данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У
каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые
логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет
информационное поле данного текста.
Работа после чтения. На этом этапе работы с книгой необходимо вернуться к заголовку и
3.
проверить вдвинутые гипотезы. По примерам, плану, тезисам, конспекту составленному на втором
этапе, ученики воспроизводят неоднократно прочитанный материал.
Прием «Вопрос». На уроке работают в группе. После изучения материала группы по очереди задают
вопросы. Остальные отвечают на них. В итоге определяют, какая группа была самой активной.
Соревновательный момент, дети активизируются на уроке.
Умения и навыки работы с книгой в последствии призваны помочь каждому ученику в успешном
образовании.
В качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза
оценки понятийного и словарного багажа учащихся можно предложить составить синквейн. Слово
«синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк,
Первая строка
Вторая строка
Третья строка
Четвертая
строка
Пятая строка
тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным
описание темы в двух словах, как правило, прилагательными
описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами
фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме
одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское
обобщение, повторяющее суть темы
Прямые.
Пересекающиеся,
Строим,
Нет ни начала,
Бесконечность!
переносим,
параллельные.
совмещаем.
ни конца?!
Масштаб
Арифметический, географический
Делить, находить, вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение
Призма
Правильная, выпуклая, пугольная
Рисовать, находить площадь, строить
Мир, как через призму
Радуга
Обязательный экзамен по математике за курс основной школы ввел в практику работы многие
задания, для которых необходимы приемы смыслового чтения и работы с текстом.
Представим примеру типы заданий для закрепления, развития и проверки навыков смыслового чтения1:
1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:
Просвещение, 2011. – 31 с. 1.Задания «множественного выбора»:
выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
определение вариантов утверждений, соответствующих, не соответствующих содержанию текста, не
имеющих отношения к тексту;
установление истинности, ложности информации по отношению к содержанию текста.
2.Задания «на соотнесение»:
нахождение соответствия между вопросами, пунктами плана, картинками, знаками, схемами,
диаграммами и частями текста (короткими текстами);
нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т.
п.;
соотнесение данных слов со словами из текста (нахождение синонимов, антонимов).
3.Задания «на дополнение информации»:
заполнение пропусков в тексте предложениями, несколькими словами, одним словом;
дополнение (завершение) предложений.
4.Задания «на перенос информации»:
заполнение таблиц на основе прочитанного текста;
дополнение таблиц, схем на основе прочитанного текста.
5.Задания «на восстановление деформированного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов
текста в правильной последовательности.
Таким образом, решения также школьных задач даёт возможность обучению смысловому чтению. В
соответствие с требованиями ФГОС ученики должны обладать регулятивными умениями поиска
решения задач. Весьма актуальным в данном случае считаются методики поиска решения задач, а так
же внеурочные занятия, факультативы которые необходимо вернуть в практику школы. Сегодня
ученикам необходимо прививать вкус и навыки смыслового чтения математической литературы. Эта
задача является одной из самых важных задач математического сообщества.
Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать
технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных
форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Технология
критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Кроме того, при
переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать
утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей. Использование данной стратегии
ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом.
Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит перед
учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с
учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно
работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения
изложенного в ней материала.
Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного
материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому
предмету.
"Работа с математическим текстом в рамках внедрения ФГОС"
"Работа с математическим текстом в рамках внедрения ФГОС"
"Работа с математическим текстом в рамках внедрения ФГОС"
"Работа с математическим текстом в рамках внедрения ФГОС"
"Работа с математическим текстом в рамках внедрения ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.