МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Разработка коучинг занятия
" Моделирование школы будущего"
1 Развитие творческих способностей учителей.
Общие цели
2 Обучение моделированию как способу умственной деятельности.
3 Актуализация коммуникативных навыков при работе в команде.
Ожидаемые результаты
1 Включение участников коучингзанятия в обсуждение проблем
школы и моделирование её будущего (в игровой форме).
2 Учет мнения учителей как основных участников образовательного
процесса в разработке концепции будущего состояния школы.
3 Формирование мыслительных, творческих и коммуникативных
способностей участников коучингзанятия.
Ключевые идеи
Суметь увидеть необычное в обычном важный признак способности к
творчеству.
Источники
1 Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание,
перспективное планирование работы. Опытноориентированная
монография, пособие для руководителей различных типов
образовательных учреждений.
2. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу
развития школы: методическое пособие для руководителей
образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993
АРКТИ,
М.:
2001.
Материалы
оборудование
и
Листы А4, стикеры, ватманы для постеров, маркеры
Ход занятия
Этапы
коуч сесии
прведения
Время Действия преподователя и действия участников коучингаПриветствие
участников коучинга.
Создание
благоприятной среды.
Упражнение
«Внутренний луч» (5
мин)
3 мин.
Коуч приветствует участников коуч сессии, сообщает тему и
цель коуч сессии. Цель: упражнение направлено на снятие
утомления и внутренних «зажимов», на обретение внутренней
стабильности.
Необходимо занять удобную позу сидя.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части,
возникает светлый луч, который медленно и последовательно
движется сверху вниз, освещая изнутри теплым, ровным и
расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т.д.
По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка,
разглаживаются морщины на лице, лучше видят глаза,
опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую
внешность спокойного человека, довольного собой и своей
жизнью, своей профессией и своей работой.
Мысленное движение «внутреннего луча» сверху вниз, а затем
снизу вверх необходимо осуществлять несколько раз. От
выполнения упражнения важно получать внутреннее
удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение
словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным,
спокойным и стабильным! Я все теперь буду делать хорошо!»
Задание 1.
. Разгадайте метафоры:
1 мин.
Твердая жидкость (Лед)
Задание 2.
5 мин.
Вкусная замерзлость (Мороженое)
Слезы неба (Дождь)
Утро года (Весна)
Мать жизни (Вода)
"Ассоциативная продуктивность"
Необходимо создать как можно больше ассоциаций по
сходству, ответив на вопрос: "На кого или на что это
может быть похоже?" Учитываются все, особенно самые
оригинальные ответы: чем больше, тем лучше. Например, на что
похож утюг? Самые прямые сравнения: пароход, асфальтовый
каток, печка. Более интересны оригинальные ассоциации:
стартующая ракета, зеркало, горячий паровозик. Но самыми
ценными будут совсем необычные сравнения: груженая баржа,Задание 3.
3 мин.
Задание 4.
5 мин.
Задание 5.
6 мин.
шипящий муж, мамина рука, первопроходец чистого белья.
А теперь новое задание. На кого или на что похожа
школа? Даны 3 минуты для обсуждения в группах.
( На муравейник, на большую семью, на огромный
перенаселенный многоэтажный дом, на своих учеников, на
планету Земля)
"Составление предложений"
Объедините в одно предложение 3 далеких друг от друга по
смыслу слова.
Например, ЗАЯЦ. ЧАСЫ. ЧАШКА.
Вот как их объединила Алиса в сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в
стране чудес": "Мартовский ЗАЯЦ взял ЧАСЫ и уныло
посмотрел на них, потом окунул их в ЧАШКУ с чаем…"
Соревнование.
За 3 минуты составьте разные предложения, в которых
объедините слова: ШКОЛА. СОЛНЦЕ. ЗЕРКАЛО.
(Лучшие из предложенных вариантов:
Над зеркалом в школе было нарисовано солнце.
Когда я шел в школу, ярко светило солнце и отражалось в
зеркале луж.
В солнце, как в зеркале, я увидел отражение школы.)
Задание 5 "Словесная ассоциация"
Подберите как можно больше определений, признаков предмета.
Например, назовите признаки книги.
(Интересная, прочитанная, старая, новая, рукописная,
напечатанная, художественная, фантастическая, справочная,
библиотечная, личная, популярная, редкая, дорогая, дешевая,
умная, полезная и т. д.)
Соревнование.
У вас опять 3 минуты. Назовите как можно больше признаков 2
х объектов: УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ.
Запись ведется в две колонки.
Деление на группы
5 мин
Разминка окончена. Вы действительно творческие люди.
Однако, основное творческое дело у нас впереди. А для этогоРабота в группах.
Смоделировать школу
будущего.
20 мин.
нам надо разделиться на группы. Попрошу участников
коучинг занятия кинуть в чашку по одной личной вещи. Затем
коуч достает личные вещи участников и кладет на столы
согласно их количеству. После этого он просит участников
коучинг занятия разделиться на группы согласно личным
вещам, положенных на столах в свободном порядке. Выполняя
последнее задание, мы с вами подошли к теме нашего проекта.
Нам необходимо смоделировать школу будущего.
Попробуем представить, какой будет школа через 20лет.
Ваши мысли о будущей школе не только игра, педагоги
задумываются о будущем школы. Так, в этом году педколлектив
вместе со старшеклассниками разработал Программу развития
школы на ближайшие годы. А мы с вами попробуем заглянуть
еще дальше через 20 лет. И вполне возможно, ваши идеи
помогут спланировать развитие нашей школы на ближайшие
десятилетия.
Действие первое.
Давайте подумаем и представим, что может в школе измениться
за 20 лет, что будет не таким, как сейчас. Ваши варианты?
(Новые предметы, поновому оборудованные учебные кабинеты,
новые формы проведения уроков, новые взаимоотношения между
учениками и учителем. А нужен ли вообще будет учитель?
Может быть, его заменит компьютер? Нужна ли такая замена?)
Действие второе.
Моделирование школы будущего.
а) Распределите роли в группах:
∙ кто будет рисовать проект внешнего вида школы и её кабинетов;
∙ кто составлять расписание школы будущего;
∙ кто будет фиксировать идеи, составлять "Банк идей" для
разработки проекта новой школы;
∙ кто потом представит проект команды.Защита проектов
моделей школы
будущего.
10 мин Предоставляем слово группам для защиты проектов моделей
школы будущего.Другие группы в это время выступают в роли
экспертов, оценивают проекты друг друга.
Создание банка идей.
5 мин.
Интересные предложения внесём в "Банк идей"
Каждому ученику свой компьютер.
Собственный бассейн и стадион в школе.
Десятибалльная система оценок.
Введение новых предметов: экскурсия по родному краю,
плавание,
медицина,
кулинария, конструирование, проектирование, вождение
автомобиля и др.
хореография,
игроведение,
Диваны и столики с пирожными и фруктами в школьных
коридорах.
Игровые площадки и залы в школе.
Обучение без домашних заданий.
Суббота день экскурсий.
Обязательные летние поездки школьников за рубеж
Мне очень понравились ваши творческие идеи.
Благодарю всех за совместную работу.
Происходящие за последние несколько лет изменения
в обществе предъявляют новые требования к
системе образования, к самому человеку и его
образованию: к его личностным и
профессиональным качествам, творческим
возможностям, его знаниям и умениям. В
современном образовании необходимо обеспечить
формирование важной компетенции личности
умения учиться, создать благоприятные условия
для личностного и познавательного развития
Слово коуча.
1мин.Игра №1 “В школе
животных”
учащихся.
Игра №1 “В школе животных”
Рассказывает притчу:
Была однажды создана школа для животных.
Преподаватели были уверены, что у них очень
понятный учебный план, но, почемуто, учеников
преследовали неудачи. Утка была звездой урока по
плаванию, но полностью проваливалась на лазании
по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании
по деревьям, но получала тройки по плаванию.
Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так
срывали уроки по лазанью по деревьям, что их
ежедневно отправляли в кабинет к директору.
Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им
пришлось нанимать индивидуального
преподавателя по плаванию. Печальнее всего
обстояли дела у черепах, которые, после многих
диагностических тестов, были объявлены
“неспособными развиваться”. И их послали в
специальный класс, в отдаленную нору суслика.
Выходит Учительница.
Учительница дает замечания участникам игры в
авторитарноагрессивном стиле.
Задает вопросы и выставляет двойки, не дав время на
обдумывание.
Учительница ругает ученика, затрагивая его
личностные качества, например: “ Обезьянка! Ты,
почему все время вертишься, кривляешься, как
обезьяна!!! С таким отношением к учебе ты не
станешь человеком. Ты неудачница. Я тебе ставлю
двойку!!!”
1 Кто в притче неудачник: учитель или ученики?
2 Как учить разных?
3 Как поддерживать разнообразных?
4 Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли
хорошо чувствовать себя разные дети?
5 Как оценивать разных детей:
по способностям,
по старанию,
или еще какнибудь?
Хорошо известно, насколько различным бывает уровень
знаний и компетенций учеников, которых учит один и тот
же педагог. Почему это происходит? Разные учащиеся
воспринимают и усваивают одни и те же объяснения
учителя, один и тот же материал поразному, что и
приводит к неодинаковым успехам. Поразному же
переживается и оценивается детьми сам процесс познания.
Закономерно, что у учеников, которым трудно дается
Групповая работа .
Дискуссия,
обсуждение, разработка
рекомендаций по
проблеме.Нарисовать цветок.
учеба, падает интерес к учению, возникает нежелание
учиться. Поэтому индивидуальный подход к
преподаванию, основанный на личностноцентрированном
принципе и новые методы оценивания учащихся помогут
решению этой проблемы. Этот новый подход в системе
оценивания учащихся называется формативным
оцениванием.
Коуч просит участников коуч сессии нарисовать цветок, затем
участники коуч сессии оценивают свои работы, затем оценивают
работы друг друга и задает им вопрос:
Довольны ли вы оценкой?
Как вы считаете обьективно ли вас оценили?
Что вы брали за основу оценки?
С какими трудностями вы сталкивались при оценивании
рисунка?
3.Оценивание работ с представленными критериями.
Критерии оценивания по цветку.
4.Вопросы коуча к участникам коучинга.
Насколько отличались оценки и почему?
Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?
Какой из оценок вы остались довольны и почему?
Коуч предлагает участникам коучинг занятия:
составить рецепт пирога с использованием яблок,
составить критерии оценивания рецепта по пятибалльной шкале
оценить свой рецепт по критериям и поставить оценку,
обменяться рецептами и оценить их по своим критериям.
Затем коучем задаются такие вопросы:
Нравятся ли Вам оценки?
Если не нравятся, почему это произошло? Какой можно сделать
вывод?
Должно ли быть оценивание прозрачным и понятным для
учащихся?
Для того чтобы процесс формативного оценивания проходил
более эффективно, учителю необходимо постоянно задавать
себе вопросы: «Какие существенные знания и умения я долженГрупповая работа.
преподать своим ученикам?», «Как я могу выяснить, научились
ли они этому?» и «Как я могу помочь им учиться лучше?»
Современный мир – мир необычайного роста нового знания.
Трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут
решать нынешние школьники, и какие технологии они будут
использовать через 10 лет. Задача современной школы –
перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу
невозможно старыми педагогическими технологиями и
приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная
задача выбора педагогических средств достижения планируемых
результатов, включая оценку.
Заключение
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег,
администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой
отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет
стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом
заключается объективность и справедливость отметки.
Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации
образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля
достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации
целей образования .
Мы приподняли только небольшой пласт данной проблемы. Я благодарю всех, кто принял
участие в подготовке данного семинара, своих коллег, учителей, выступивших на
сегодняшнем семинаре, принявших участие в обсуждении, всех кого эта тема не оставила
равнодушным. Спасибо за внимание. Спасибо , что вы, уважаемые коллеги пришли
поучаствовать.