МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Разработка коучинг занятия
" Моделирование школы будущего"
1 Развитие творческих способностей учителей.
Общие цели
2 Обучение моделированию как способу умственной деятельности.
3 Актуализация коммуникативных навыков при работе в команде.
Ожидаемые результаты
1 Включение участников коучингзанятия в обсуждение проблем
школы и моделирование её будущего (в игровой форме).
2 Учет мнения учителей как основных участников образовательного
процесса в разработке концепции будущего состояния школы.
3 Формирование мыслительных, творческих и коммуникативных
способностей участников коучингзанятия.
Ключевые идеи
Суметь увидеть необычное в обычном важный признак способности к
творчеству.
Источники
1 Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание,
перспективное планирование работы. Опытноориентированная
монография, пособие для руководителей различных типов
образовательных учреждений.
2. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу
развития школы: методическое пособие для руководителей
образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993
АРКТИ,
М.:
2001.
Материалы
оборудование
и
Листы А4, стикеры, ватманы для постеров, маркеры
Ход занятия
Этапы
коуч сесии
прведения
Время Действия преподователя и действия участников коучингаПриветствие
участников коучинга.
Создание
благоприятной среды.
Упражнение
«Внутренний луч» (5
мин)
3 мин.
Коуч приветствует участников коуч сессии, сообщает тему и
цель коуч сессии. Цель: упражнение направлено на снятие
утомления и внутренних «зажимов», на обретение внутренней
стабильности.
Необходимо занять удобную позу сидя.
Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части,
возникает светлый луч, который медленно и последовательно
движется сверху вниз, освещая изнутри теплым, ровным и
расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т.д.
По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка,
разглаживаются морщины на лице, лучше видят глаза,
опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую
внешность спокойного человека, довольного собой и своей
жизнью, своей профессией и своей работой.
Мысленное движение «внутреннего луча» сверху вниз, а затем
снизу вверх необходимо осуществлять несколько раз. От
выполнения упражнения важно получать внутреннее
удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение
словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным,
спокойным и стабильным! Я все теперь буду делать хорошо!»
Задание 1.
. Разгадайте метафоры:
1 мин.
Твердая жидкость (Лед)
Задание 2.
5 мин.
Вкусная замерзлость (Мороженое)
Слезы неба (Дождь)
Утро года (Весна)
Мать жизни (Вода)
"Ассоциативная продуктивность"
Необходимо создать как можно больше ассоциаций по
сходству, ответив на вопрос: "На кого или на что это
может быть похоже?" Учитываются все, особенно самые
оригинальные ответы: чем больше, тем лучше. Например, на что
похож утюг? Самые прямые сравнения: пароход, асфальтовый
каток, печка. Более интересны оригинальные ассоциации:
стартующая ракета, зеркало, горячий паровозик. Но самыми
ценными будут совсем необычные сравнения: груженая баржа,Задание 3.
3 мин.
Задание 4.
5 мин.
Задание 5.
6 мин.
шипящий муж, мамина рука, первопроходец чистого белья.
А теперь новое задание. На кого или на что похожа
школа? Даны 3 минуты для обсуждения в группах.
( На муравейник, на большую семью, на огромный
перенаселенный многоэтажный дом, на своих учеников, на
планету Земля)
"Составление предложений"
Объедините в одно предложение 3 далеких друг от друга по
смыслу слова.
Например, ЗАЯЦ. ЧАСЫ. ЧАШКА.
Вот как их объединила Алиса в сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в
стране чудес": "Мартовский ЗАЯЦ взял ЧАСЫ и уныло
посмотрел на них, потом окунул их в ЧАШКУ с чаем…"
Соревнование.
За 3 минуты составьте разные предложения, в которых
объедините слова: ШКОЛА. СОЛНЦЕ. ЗЕРКАЛО.
(Лучшие из предложенных вариантов:
Над зеркалом в школе было нарисовано солнце.
Когда я шел в школу, ярко светило солнце и отражалось в
зеркале луж.
В солнце, как в зеркале, я увидел отражение школы.)
Задание 5 "Словесная ассоциация"
Подберите как можно больше определений, признаков предмета.
Например, назовите признаки книги.
(Интересная, прочитанная, старая, новая, рукописная,
напечатанная, художественная, фантастическая, справочная,
библиотечная, личная, популярная, редкая, дорогая, дешевая,
умная, полезная и т. д.)
Соревнование.
У вас опять 3 минуты. Назовите как можно больше признаков 2
х объектов: УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ.
Запись ведется в две колонки.
Деление на группы
5 мин
Разминка окончена. Вы действительно творческие люди.
Однако, основное творческое дело у нас впереди. А для этогоРабота в группах.
Смоделировать школу
будущего.
20 мин.
нам надо разделиться на группы. Попрошу участников
коучинг занятия кинуть в чашку по одной личной вещи. Затем
коуч достает личные вещи участников и кладет на столы
согласно их количеству. После этого он просит участников
коучинг занятия разделиться на группы согласно личным
вещам, положенных на столах в свободном порядке. Выполняя
последнее задание, мы с вами подошли к теме нашего проекта.
Нам необходимо смоделировать школу будущего.
Попробуем представить, какой будет школа через 20лет.
Ваши мысли о будущей школе не только игра, педагоги
задумываются о будущем школы. Так, в этом году педколлектив
вместе со старшеклассниками разработал Программу развития
школы на ближайшие годы. А мы с вами попробуем заглянуть
еще дальше через 20 лет. И вполне возможно, ваши идеи
помогут спланировать развитие нашей школы на ближайшие
десятилетия.
Действие первое.
Давайте подумаем и представим, что может в школе измениться
за 20 лет, что будет не таким, как сейчас. Ваши варианты?
(Новые предметы, поновому оборудованные учебные кабинеты,
новые формы проведения уроков, новые взаимоотношения между
учениками и учителем. А нужен ли вообще будет учитель?
Может быть, его заменит компьютер? Нужна ли такая замена?)
Действие второе.
Моделирование школы будущего.
а) Распределите роли в группах:
∙ кто будет рисовать проект внешнего вида школы и её кабинетов;
∙ кто составлять расписание школы будущего;
∙ кто будет фиксировать идеи, составлять "Банк идей" для
разработки проекта новой школы;
∙ кто потом представит проект команды.Защита проектов
моделей школы
будущего.
10 мин Предоставляем слово группам для защиты проектов моделей
школы будущего.Другие группы в это время выступают в роли
экспертов, оценивают проекты друг друга.
Создание банка идей.
5 мин.
Интересные предложения внесём в "Банк идей"
Каждому ученику свой компьютер.
Собственный бассейн и стадион в школе.
Десятибалльная система оценок.
Введение новых предметов: экскурсия по родному краю,
плавание,
медицина,
кулинария, конструирование, проектирование, вождение
автомобиля и др.
хореография,
игроведение,
Диваны и столики с пирожными и фруктами в школьных
коридорах.
Игровые площадки и залы в школе.
Обучение без домашних заданий.
Суббота день экскурсий.
Обязательные летние поездки школьников за рубеж
Мне очень понравились ваши творческие идеи.
Благодарю всех за совместную работу.
Происходящие за последние несколько лет изменения
в обществе предъявляют новые требования к
системе образования, к самому человеку и его
образованию: к его личностным и
профессиональным качествам, творческим
возможностям, его знаниям и умениям. В
современном образовании необходимо обеспечить
формирование важной компетенции личности
умения учиться, создать благоприятные условия
для личностного и познавательного развития
Слово коуча.
1мин.Игра №1 “В школе
животных”
учащихся.
Игра №1 “В школе животных”
Рассказывает притчу:
Была однажды создана школа для животных.
Преподаватели были уверены, что у них очень
понятный учебный план, но, почемуто, учеников
преследовали неудачи. Утка была звездой урока по
плаванию, но полностью проваливалась на лазании
по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании
по деревьям, но получала тройки по плаванию.
Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так
срывали уроки по лазанью по деревьям, что их
ежедневно отправляли в кабинет к директору.
Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им
пришлось нанимать индивидуального
преподавателя по плаванию. Печальнее всего
обстояли дела у черепах, которые, после многих
диагностических тестов, были объявлены
“неспособными развиваться”. И их послали в
специальный класс, в отдаленную нору суслика.
Выходит Учительница.
Учительница дает замечания участникам игры в
авторитарноагрессивном стиле.
Задает вопросы и выставляет двойки, не дав время на
обдумывание.
Учительница ругает ученика, затрагивая его
личностные качества, например: “ Обезьянка! Ты,
почему все время вертишься, кривляешься, как
обезьяна!!! С таким отношением к учебе ты не
станешь человеком. Ты неудачница. Я тебе ставлю
двойку!!!”
1 Кто в притче неудачник: учитель или ученики?
2 Как учить разных?
3 Как поддерживать разнообразных?
4 Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли
хорошо чувствовать себя разные дети?
5 Как оценивать разных детей:
по способностям,
по старанию,
или еще какнибудь?
Хорошо известно, насколько различным бывает уровень
знаний и компетенций учеников, которых учит один и тот
же педагог. Почему это происходит? Разные учащиеся
воспринимают и усваивают одни и те же объяснения
учителя, один и тот же материал поразному, что и
приводит к неодинаковым успехам. Поразному же
переживается и оценивается детьми сам процесс познания.
Закономерно, что у учеников, которым трудно дается
Групповая работа .
Дискуссия,
обсуждение, разработка
рекомендаций по
проблеме.Нарисовать цветок.
учеба, падает интерес к учению, возникает нежелание
учиться. Поэтому индивидуальный подход к
преподаванию, основанный на личностноцентрированном
принципе и новые методы оценивания учащихся помогут
решению этой проблемы. Этот новый подход в системе
оценивания учащихся называется формативным
оцениванием.
Коуч просит участников коуч сессии нарисовать цветок, затем
участники коуч сессии оценивают свои работы, затем оценивают
работы друг друга и задает им вопрос:
Довольны ли вы оценкой?
Как вы считаете обьективно ли вас оценили?
Что вы брали за основу оценки?
С какими трудностями вы сталкивались при оценивании
рисунка?
3.Оценивание работ с представленными критериями.
Критерии оценивания по цветку.
4.Вопросы коуча к участникам коучинга.
Насколько отличались оценки и почему?
Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?
Какой из оценок вы остались довольны и почему?
Коуч предлагает участникам коучинг занятия:
составить рецепт пирога с использованием яблок,
составить критерии оценивания рецепта по пятибалльной шкале
оценить свой рецепт по критериям и поставить оценку,
обменяться рецептами и оценить их по своим критериям.
Затем коучем задаются такие вопросы:
Нравятся ли Вам оценки?
Если не нравятся, почему это произошло? Какой можно сделать
вывод?
Должно ли быть оценивание прозрачным и понятным для
учащихся?
Для того чтобы процесс формативного оценивания проходил
более эффективно, учителю необходимо постоянно задавать
себе вопросы: «Какие существенные знания и умения я долженГрупповая работа.
преподать своим ученикам?», «Как я могу выяснить, научились
ли они этому?» и «Как я могу помочь им учиться лучше?»
Современный мир – мир необычайного роста нового знания.
Трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут
решать нынешние школьники, и какие технологии они будут
использовать через 10 лет. Задача современной школы –
перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу
невозможно старыми педагогическими технологиями и
приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная
задача выбора педагогических средств достижения планируемых
результатов, включая оценку.
Заключение
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег,
администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой
отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет
стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом
заключается объективность и справедливость отметки.
Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации
образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля
достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации
целей образования .
Мы приподняли только небольшой пласт данной проблемы. Я благодарю всех, кто принял
участие в подготовке данного семинара, своих коллег, учителей, выступивших на
сегодняшнем семинаре, принявших участие в обсуждении, всех кого эта тема не оставила
равнодушным. Спасибо за внимание. Спасибо , что вы, уважаемые коллеги пришли
поучаствовать.Способы форматированного оценивания
1. Фронтальный опрос
Начинается уже на этапе после получения слушателями задания. Учитель должен задать
вопросы и оценить ответы на них:
Есть ли вопросы по заданию?
Необходима ли Вам какая-либо дополнительная информация?
Задумывались ли Вы о…?
Что Вы имеете в виду?
Хотите ли Вы что-нибудь добавить?
Есть ли у Вас другие варианты?
Готовы ли Вы записать Ваши разработки на доске?
Сколько еще времени Вам необходимо?Для получения информации о стадии осмысления пройденного задания, Учитель может
задать вопросы:
Чему Вы научились?
Что все это для Вас значит?
Работает ли этот принцип на практике?
Как можно связать все то, о чем мы говорили?
Приобрели ли Вы какие-либо новые взгляды о…?
Каковы были основные моменты обсуждения?
Какие уроки мы можем еще извлечь?
С чем Вы это связываете?
Основная роль Учителя – быть консультантом для обучающегося. Так как обучающийся
стремится к улучшению своей деятельности, Учитель должен способствовать этому: дать
совет и стимулировать обучающегося к улучшению приобретенных навыков. Вопросы,
задаваемые и способствующие формативному оцениванию:
Что Вам больше всего понравилось?
Что было наиболее трудным?
Как Вы можете применить это у себя дома?
Можно ли это сделать в ближайшие две недели?
Что Вы считаете необходимым сделать сразу после тренинга?
Что Вы думаете, будет наиболее трудным при осуществлении этого?
Если Вы делали уже это, то, что Вы можете изменить?
Что Вы нашли для себя значимым в этой работе?
Ожидаете ли Вы какого-либо сопротивления по возвращении?
Что Вы можете сделать для преодоления этого сопротивления?
В каких областях Вы хотели бы попрактиковаться больше?
Есть ли у Вас еще вопросы?
Как можно сделать это лучше?Приведенная выше техника формативного оценивания применяется в том случае, если:
изучен некоторый объем нового материала;
необходимо сделать промежуточный вывод;
некоторые слушатели перестали реагировать на указания по выполнению задания.
Вне зависимости от содержания ответов, которые прозвучат в качестве обратной связи,
следует:
отметить, что выполнено хорошо;
при наличии ошибок предоставить конкретные рекомендации по улучшению
работ/результатов.
2. Стратегия «Знаю/Хочу знать/Узнал».
Кроме устной обратной связи часто применяется стратегия критического мышления
«Знаю/Хочу знать/Узнал». В этом случае Учитель может ответить слушателям не только в
устной форме, но и в письменной.
В работе «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения
эффективности учебновоспитательного процесса» П. Блэк и Д. Уильям (2002)
корректировку процесса обучения с учетом результатов оценивания обозначают как
обязательный компонент формативного оценивания. Поэтому необходима работа, которую
можно выделить в следующий пункт.
3. Рекомендации.
Внесение корректив в свою деятельность по результатам обратной связи с целью
улучшения процесса обучения, обычно проводится несколькими способами:
Вместо исправлений ошибок используйте рекомендации перечитать,
обдумать, проанализировать ту часть работы, которая не соответствует
предъявляемым требованиям.
Выбирается для этого одна из форм:
Напоминание. Этот тип рекомендаций больше подходит успешным слушателям.
Поэтапная помощь. Этот тип рекомендаций больше подходит слушателям, которые
предпочитают работать согласно инструкции. Она осуществляется несколькими
средствами:
а) посредством вопросов, б) описания, в) незаконченных предложений.
Сигнальный знак. Делается пометка на плакате (смайлик, наклейка, надпись) – сигнал о
наличии спорного утверждения, а также можно дать более детальную информацию в
конце работы. Часто проводится стрелка от места расположения спорного
утверждения к месту написания рекомендации. Иногда указывается название учебника,
параграфа, правила, например, в руководстве.
4. Целенаправленное действияКонцентрирую свое внимание на тех ошибках, которые встречаются часто. Если
большинство слушателей выполнили неправильно какоелибо задание, необходимо внести
изменения в свою деятельность, например: продолжить изучение проблемных мест темы;
выделить дополнительное время для улучшения понимания изучаемого материала;
корректирую методику преподавания.
5. Сравнение
Можно предложить слушателям сравнить работу другой группы, найти отличия, объяснить
возникшие расхождения, проанализировать их и сделать выводы. А после этого можно
вернуться к своей работе и сделать корректировку.
Мы называем этот вид работы чаще всего Самооценивание и взаимооценивание.
П. Блэк и Д. Уильям (2002) пишут: «Ученики должны уметь сами оценивать свои знания».
Эта фраза подходит и для слушателей наших курсов. Поэтому я часто провожу
формативное оценивание в форме взаимооценивание и самооценивание.
Такой вид оценивания является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме
того, взаимное оценивание дает возможность закреплять изученный материал, а также
проанализирировать собственный прогресс.
Для взаимооценивания я использую техники формативного оценивания «Внутренний и
внешний круг» и «Динамические пары». Можно использовать технику «Две звезды и
пожелание» в качестве не только оценивания, но и создания благоприятной атмосферы в
группе.
Удачным примером формативного оценивания можно считать самопроверку.
Обучающимся раздаются карточки, которые содержат несколько заданий. Учащиеся
отвечают на них, а потом получают документ с правильными ответами и подробным
разъяснением по ходу выполнения работы и с возможными вариантами ошибок.
6. Личная беседа
Пока все заняты письменным заданием, приглашаем отдельных слушателей по одному и
тихо беседуем с ними о ходе его работы.
7. Избирательное оценивание
Сообщается слушателям, что проверяется или прослушивается только часть выполненной
работы, наиболее значимой для дальнейшего продвижения каждого слушателя и всей
группы.
Например, фраза может звучать так: «Сегодня я уделю внимание графическому
представлению информации на плакатах, потому что…»
Сбор и регистрация результатов формативного оценивания
По итогам формативного оценивания Учитель получает информацию об уровне учебных
достижений слушателей. Они должны зафиксировать полученные результаты. Для этого
курсанты могут использовать доску, ватман, листы бумаги с текстами анкет, различные
формы регистрационных журналов. Это могут быть специально заведенные журналы, такие
как «Журналы комментариев», «Учетные листы бесед», и т.д.
В дальнейшем просматриваются все собранные факты, и делается вывод о
результативности проведенного занятия.
«Журналы комментариев» позволяет вести учет успешности занятий в течение длительного
времени, а также проводить сравнительный анализ результатов занятий, упражнений,
успехов слушателей.
Анализ результатов формативного оценивания
Один из важнейших этапов оценивания – это проведение анализа результатов работ.
Учитель должен уметь анализировать результаты оценивания/наблюдения на протяжении
всей учебной деятельности. Анализ результатов формативного оценивания позволит
выявить группы слушателей, для которых определенные задания представляют сложность
и наиболее трудные, проблемные для большей части группы вопросы или задания.Анализируя, в общем, результаты формативного оценивания, Учитель может определять
темы, цели и задачи, в которых слушатели добились хороших результатов и те моменты,
которые требуют дальнейшего улучшения, достоинства и недостатки форм преподавания,
возможные пути их совершенствования.
Например, при обработки рефлексии слушателей после окончания занятия было отмечено,
что 36% всех слушателей курса указали на отсутствие материала по теме Преподавание в
соответствии с возрастными особенностями. Это позволило к следующему занятию
подобрать дополнительный материал для освещения данной темы.
Другими примерами реагирования на низкие показатели результатов формативного
оценивания могут служить пересмотр:
методов и приемов обучения;
управления временем – распределение времени на работу над материалом;
детального изучения состава слушателей и планирования занятий с учетом полученных
данных;
изучения предыдущих проблем группы по теме, т.е. проведение диагностического
оценивания по теме и планирование с учетом полученных результатов;
техник управления классом;
проведением индивидуальных консультаций и др.
Все перечисленные выше виды формативного оценивания можно использовать во время
проведения мастерклассов, совещаний МО, педагогических советов.
Вывод: Формативное оценивание – это движущий фактор развития каждого слушателя и
один из решающих компонентов обучения. Учитель посредством такого мониторинга
регулирует процесс обучения, обеспечивает продвижения всех обучающихся к успешному
усвоению материала, а также, изучая потребности слушателей, не показавших достижений
на требуемом уровне, оказывает им дополнительную помощь. В этом смысле, результаты
фактической деятельности учителей превращаются в реальные индикаторы эффективности
обучения для Учителя.