работа с МОми

  • Семинары
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Иконка файла материала Коучинг Моделирование школы будущего.docx
Разработка коучинг­ занятия " Моделирование школы будущего" 1 Развитие творческих способностей учителей.  Общие цели 2 Обучение моделированию как способу умственной деятельности.  3 Актуализация коммуникативных навыков при работе в команде. Ожидаемые результаты  1 Включение   участников   коучинг­занятия   в   обсуждение   проблем школы и моделирование её будущего (в игровой форме).  2 Учет мнения учителей как основных участников образовательного процесса в разработке концепции будущего состояния школы.  3 Формирование   мыслительных,   творческих   и   коммуникативных способностей участников коучинг­занятия.  Ключевые идеи Суметь увидеть  необычное  в  обычном  ­  важный  признак  способности  к творчеству. Источники 1 Ильенко Л.П. Программа развития школы: структура, содержание, перспективное   планирование   работы.   Опытно­ориентированная монография,   пособие   для   руководителей   различных   типов образовательных   учреждений.   2.   Лазарев   В.С.,   Поташник   М.М.   Как   разработать   программу развития   школы:   методическое   пособие   для   руководителей образовательных   учреждений.   ­   М.:   Новая   школа,   1993     АРКТИ,   ­   М.:   2001. Материалы оборудование   и Листы А­4, стикеры, ватманы для постеров, маркеры Ход занятия Этапы   коуч сесии прведения Время  Действия преподователя и действия участников коучингаПриветствие  участников коучинга.  Создание  благоприятной среды. Упражнение  «Внутренний луч» (5  мин) 3 мин. Коуч приветствует участников коуч­ сессии, сообщает тему и  цель коуч сессии. Цель: упражнение направлено на снятие  утомления и внутренних «зажимов», на обретение внутренней  стабильности. Необходимо занять удобную позу сидя. ­ Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части,  возникает светлый луч, который медленно и последовательно  движется сверху вниз, освещая изнутри теплым, ровным и  расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т.д.  По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка,  разглаживаются морщины на лице, лучше видят глаза,  опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую  внешность спокойного человека, довольного собой и своей  жизнью, своей профессией и своей работой. Мысленное движение «внутреннего луча» сверху вниз, а затем  снизу вверх необходимо осуществлять несколько раз. От  выполнения упражнения важно получать внутреннее  удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение  словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным,  спокойным и стабильным! Я все теперь буду делать хорошо!» Задание 1. . Разгадайте метафоры: 1 мин.  Твердая жидкость (Лед)  Задание 2. 5 мин.  Вкусная замерзлость (Мороженое)   Слезы неба (Дождь)   Утро года (Весна)   Мать жизни (Вода)  "Ассоциативная продуктивность" ­Необходимо создать как можно больше ассоциаций по  сходству, ответив на вопрос: "На кого или на что это  может быть похоже?" Учитываются все, особенно самые  оригинальные ответы: чем больше, тем лучше. Например, на что  похож утюг? Самые прямые сравнения: пароход, асфальтовый  каток, печка. Более интересны оригинальные ассоциации:  стартующая ракета, зеркало, горячий паровозик. Но самыми  ценными будут совсем необычные сравнения: груженая баржа,Задание 3. 3 мин. Задание 4. 5 мин. Задание 5. 6 мин. шипящий муж, мамина рука, первопроходец чистого белья. ­А теперь новое  задание. На кого или на что похожа  школа? Даны 3 минуты для обсуждения в группах. ( На муравейник, на большую семью, на огромный  перенаселенный многоэтажный дом, на своих учеников, на  планету Земля) "Составление предложений" ­Объедините в одно предложение 3 далеких друг от друга по  смыслу слова. Например, ЗАЯЦ. ЧАСЫ. ЧАШКА. Вот как их объединила Алиса в сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес": "Мартовский ЗАЯЦ взял ЧАСЫ и уныло  посмотрел на них, потом окунул их в ЧАШКУ с чаем…" Соревнование. ­ За 3 минуты составьте разные предложения, в которых  объедините слова: ШКОЛА. СОЛНЦЕ. ЗЕРКАЛО.  (Лучшие из предложенных вариантов:  Над зеркалом в школе было нарисовано солнце. Когда я шел в школу, ярко светило солнце и отражалось в  зеркале луж. В солнце, как в зеркале, я увидел отражение школы.) Задание 5 "Словесная ассоциация" ­Подберите как можно больше определений, признаков предмета. Например, назовите признаки книги. (Интересная, прочитанная,  старая, новая, рукописная,  напечатанная, художественная, фантастическая, справочная,  библиотечная, личная, популярная, редкая, дорогая, дешевая,  умная, полезная и т. д.) Соревнование.  ­У вас опять 3 минуты. Назовите как можно больше признаков  2­ х объектов: УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ. Запись ведется в две колонки. Деление на группы 5 мин ­Разминка окончена. Вы действительно творческие люди.  Однако, основное творческое дело у нас впереди. А для этогоРабота в группах. Смоделировать школу будущего. 20 мин. нам надо разделиться на группы. Попрошу  участников  коучинг­ занятия кинуть в чашку по одной личной вещи. Затем  коуч достает личные вещи участников и кладет на столы  согласно их количеству. После этого он просит участников  коучинг занятия разделиться на группы согласно личным  вещам, положенных на столах в свободном порядке. Выполняя  последнее задание, мы с вами подошли к теме нашего проекта.  Нам необходимо смоделировать школу будущего.   Попробуем   представить,   какой   будет   школа   через   20лет. Ваши   мысли   о   будущей   школе   ­   не   только   игра,   педагоги задумываются о будущем школы. Так, в этом году педколлектив вместе   со   старшеклассниками   разработал   Программу   развития школы на ближайшие годы. А мы с вами попробуем заглянуть еще   дальше   ­   через   20   лет.   И   вполне   возможно,   ваши   идеи помогут   спланировать   развитие   нашей   школы   на   ближайшие десятилетия.  Действие первое. Давайте подумаем и представим, что может в школе измениться  за 20 лет, что будет не таким, как сейчас. Ваши варианты? (Новые предметы, по­новому оборудованные учебные кабинеты,  новые формы проведения уроков, новые взаимоотношения между учениками и учителем. А нужен ли вообще будет учитель?  Может быть, его заменит компьютер? Нужна ли такая замена?) Действие второе. Моделирование школы будущего. а) Распределите роли в  группах:  ∙ кто будет рисовать проект внешнего вида школы и её кабинетов; ∙ кто ­ составлять расписание школы будущего;  ∙ кто будет фиксировать идеи, составлять "Банк идей" для  разработки проекта новой школы; ∙ кто потом представит проект команды.Защита проектов  моделей школы  будущего. 10 мин Предоставляем   слово   группам   для   защиты   проектов   моделей школы будущего.Другие группы в это время выступают в роли экспертов, оценивают проекты друг друга. Создание банка идей. 5 мин. Интересные предложения внесём в "Банк идей"  Каждому ученику ­ свой компьютер.   Собственный бассейн и стадион в школе.   Десятибалльная система оценок.   Введение новых предметов: экскурсия по родному краю, плавание,   медицина, кулинария,   конструирование,   проектирование,   вождение автомобиля и др.    хореография,   игроведение,  Диваны и столики с пирожными и фруктами в школьных коридорах.   Игровые площадки и залы в школе.   Обучение без домашних заданий.   Суббота ­ день экскурсий.   Обязательные летние поездки школьников за рубеж  ­Мне очень понравились ваши творческие идеи.  Благодарю всех за совместную работу. Происходящие за последние несколько лет изменения  в обществе предъявляют новые требования к  системе образования, к самому человеку и его  образованию: к его личностным и  профессиональным качествам, творческим  возможностям, его знаниям и умениям. В  современном образовании необходимо обеспечить  формирование важной компетенции личности ­  умения учиться, создать благоприятные условия  для личностного и познавательного развития  Слово коуча. 1мин.Игра   №1   “В   школе животных” учащихся. Игра №1 “В школе животных” Рассказывает притчу: Была однажды создана школа для животных.  Преподаватели были уверены, что у них очень  понятный учебный план, но, почему­то, учеников  преследовали неудачи. Утка была звездой урока по  плаванию, но полностью проваливалась на лазании  по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании  по деревьям, но получала тройки по плаванию.  Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так  срывали уроки по лазанью по деревьям, что их  ежедневно отправляли в кабинет к директору.  Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им  пришлось нанимать индивидуального  преподавателя по плаванию. Печальнее всего  обстояли дела у черепах, которые, после многих  диагностических тестов, были объявлены  “неспособными развиваться”. И их послали в  специальный класс, в отдаленную нору суслика. Выходит Учительница. Учительница дает замечания участникам игры в  авторитарно­агрессивном стиле. Задает вопросы и выставляет двойки, не дав время на  обдумывание.  Учительница ругает ученика, затрагивая его  личностные качества, например: “ Обезьянка! Ты,  почему все время вертишься, кривляешься, как  обезьяна!!! С таким отношением к учебе ты не  станешь человеком. Ты ­ неудачница. Я тебе ставлю двойку!!!” 1 Кто в притче неудачник: учитель или ученики? 2 Как учить разных? 3 Как поддерживать разнообразных? 4 Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли  хорошо чувствовать себя разные дети? 5 Как оценивать разных детей:  ­по способностям, ­по старанию,  ­или еще как­нибудь?  Хорошо известно, насколько различным бывает уровень  знаний и компетенций учеников, которых учит один и тот  же педагог. Почему это происходит? Разные учащиеся  воспринимают и усваивают одни и те же объяснения  учителя, один и тот же материал по­разному, что и  приводит к неодинаковым успехам. По­разному же  переживается и оценивается детьми сам процесс познания. Закономерно, что у учеников, которым трудно дается  Групповая работа .  Дискуссия,  обсуждение, разработка рекомендаций по  проблеме.Нарисовать цветок. учеба, падает интерес к учению, возникает нежелание  учиться. Поэтому индивидуальный подход к  преподаванию, основанный на личностно­центрированном  принципе и новые методы оценивания учащихся помогут  решению этой проблемы. Этот новый подход в системе  оценивания учащихся называется формативным  оцениванием.  Коуч просит участников коуч­ сессии нарисовать цветок, затем   участники коуч­ сессии оценивают свои работы,  затем оценивают работы друг друга и задает им вопрос: ­Довольны ли вы оценкой? ­Как вы считаете обьективно ли вас оценили? ­Что вы брали за основу оценки? ­С какими трудностями вы сталкивались при оценивании  рисунка? 3.Оценивание работ  с представленными критериями. Критерии оценивания по цветку. 4.Вопросы коуча к участникам коучинга. ­ Насколько отличались оценки и почему? ­ Какую оценку вам было легче всего  поставить и почему? ­ Какой из оценок вы остались довольны и почему? Коуч предлагает участникам коучинг­ занятия: составить рецепт  пирога с использованием яблок,  составить критерии оценивания рецепта по пятибалльной шкале   оценить свой рецепт по критериям и поставить оценку,  обменяться рецептами и оценить их по своим критериям.  Затем коучем задаются такие вопросы: Нравятся ли  Вам оценки?  Если не нравятся, почему это произошло? Какой можно сделать  вывод? Должно ли быть оценивание прозрачным и понятным для  учащихся? Для того чтобы процесс формативного оценивания проходил  более эффективно, учителю необходимо постоянно задавать  себе  вопросы:  «Какие существенные знания и умения я долженГрупповая работа. преподать своим  ученикам?»,  «Как я могу выяснить, научились  ли они этому?» и «Как я могу помочь им учиться лучше?» Современный мир – мир необычайного роста нового знания.  Трудно предсказать,  какие профессиональные задачи  будут  решать нынешние школьники,   и какие технологии они будут  использовать через  10 лет. Задача современной школы –  перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу  невозможно старыми педагогическими технологиями и  приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная  задача выбора педагогических средств достижения планируемых  результатов, включая оценку.   Заключение Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег,  администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой  отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет  стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом  заключается объективность и справедливость отметки. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации  образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля  достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации  целей образования . Мы приподняли только небольшой пласт данной проблемы. Я благодарю всех, кто принял  участие в подготовке данного семинара, своих коллег, учителей, выступивших на  сегодняшнем семинаре, принявших участие в обсуждении, всех кого эта тема не оставила  равнодушным. Спасибо за внимание. Спасибо , что вы, уважаемые коллеги пришли  поучаствовать.Способы форматированного оценивания 1. Фронтальный опрос Начинается уже на этапе после получения слушателями задания. Учитель должен задать  вопросы и оценить ответы на них:   Есть ли вопросы по заданию?  Необходима ли Вам какая-либо дополнительная информация?  Задумывались ли Вы о…?  Что Вы имеете в виду?  Хотите ли Вы что-нибудь добавить?  Есть ли у Вас другие варианты?  Готовы ли Вы записать Ваши разработки на доске?  Сколько еще времени Вам необходимо?Для получения информации о стадии осмысления пройденного задания, Учитель  может  задать вопросы:   Чему Вы научились?  Что все это для Вас значит?  Работает ли этот принцип на практике?  Как можно связать все то, о чем мы говорили?  Приобрели ли Вы какие-либо новые взгляды о…?  Каковы были основные моменты обсуждения?  Какие уроки мы можем еще извлечь?  С чем Вы это связываете?  Основная роль Учителя – быть консультантом для обучающегося. Так как обучающийся  стремится к улучшению своей деятельности, Учитель должен способствовать этому: дать  совет и стимулировать обучающегося к улучшению приобретенных навыков. Вопросы,  задаваемые  и способствующие формативному оцениванию:   Что Вам больше всего понравилось?  Что было наиболее трудным?  Как Вы можете применить это у себя дома?  Можно ли это сделать в ближайшие две недели?  Что Вы считаете необходимым сделать сразу после тренинга?  Что Вы думаете, будет наиболее трудным при осуществлении этого?  Если Вы делали уже это, то, что Вы можете изменить?  Что Вы нашли для себя значимым в этой работе?  Ожидаете ли Вы какого-либо сопротивления по возвращении?  Что Вы можете сделать для преодоления этого сопротивления?  В каких областях Вы хотели бы попрактиковаться больше?  Есть ли у Вас еще вопросы?  Как можно сделать это лучше?Приведенная выше техника формативного оценивания применяется в том случае, если:     изучен некоторый объем нового материала; необходимо сделать промежуточный вывод; некоторые слушатели перестали реагировать на указания по выполнению задания. Вне зависимости от содержания ответов, которые прозвучат в качестве обратной связи,   следует:    отметить, что выполнено хорошо; при наличии ошибок предоставить конкретные рекомендации по улучшению  работ/результатов. 2. Стратегия «Знаю/Хочу знать/Узнал». Кроме устной обратной связи часто применяется стратегия критического мышления  «Знаю/Хочу знать/Узнал». В этом случае Учитель может ответить слушателям не только в  устной форме, но и в письменной. В работе «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения  эффективности учебно­воспитательного процесса» П. Блэк и Д. Уильям (2002)  корректировку процесса обучения с учетом результатов оценивания обозначают как  обязательный компонент формативного оценивания. Поэтому необходима работа, которую можно выделить в следующий пункт.  3. Рекомендации.  Внесение корректив в свою деятельность по результатам обратной связи с целью  улучшения процесса обучения, обычно проводится несколькими способами: Вместо исправлений ошибок используйте рекомендации перечитать, обдумать, проанализировать ту часть работы, которая не соответствует  предъявляемым требованиям.  Выбирается для этого одна из форм:   Напоминание. Этот тип рекомендаций больше подходит успешным слушателям.  Поэтапная помощь. Этот тип рекомендаций больше подходит слушателям, которые  предпочитают работать согласно инструкции. Она осуществляется несколькими  средствами:  а) посредством вопросов, б) описания, в) незаконченных предложений.   Сигнальный знак. Делается пометка на плакате (смайлик, наклейка, надпись) – сигнал о наличии спорного утверждения, а также можно дать более детальную информацию в  конце работы. Часто проводится стрелка от места расположения спорного  утверждения к месту написания рекомендации. Иногда указывается название учебника,  параграфа, правила, например, в руководстве. 4. Целенаправленное действияКонцентрирую свое внимание на тех ошибках, которые встречаются часто. Если  большинство слушателей выполнили неправильно какое­либо задание, необходимо внести  изменения в свою деятельность, например: продолжить изучение проблемных мест темы;  выделить дополнительное время для улучшения понимания изучаемого материала;  корректирую методику преподавания. 5. Сравнение Можно предложить слушателям сравнить работу другой группы, найти отличия, объяснить возникшие расхождения, проанализировать их и сделать выводы. А после этого можно  вернуться к своей работе и сделать корректировку. Мы называем этот вид работы чаще всего Самооценивание и взаимооценивание. П. Блэк и Д. Уильям (2002) пишут: «Ученики должны уметь сами оценивать свои знания».  Эта фраза подходит и для слушателей наших курсов. Поэтому я часто провожу  формативное оценивание в форме взаимооценивание и самооценивание. Такой вид оценивания является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме  того, взаимное оценивание дает возможность закреплять изученный материал, а также  проанализирировать собственный прогресс. Для взаимооценивания я использую техники формативного оценивания «Внутренний и  внешний круг» и «Динамические пары». Можно использовать технику «Две звезды и  пожелание» в качестве не только оценивания, но и создания благоприятной атмосферы в  группе. Удачным примером формативного оценивания можно считать самопроверку.  Обучающимся раздаются карточки, которые содержат несколько заданий. Учащиеся  отвечают на них, а потом получают документ с правильными ответами и подробным  разъяснением по ходу выполнения работы и с возможными вариантами ошибок.  6. Личная беседа Пока все заняты письменным заданием, приглашаем отдельных слушателей по одному и  тихо беседуем с ними о ходе его работы. 7. Избирательное оценивание Сообщается слушателям, что проверяется или прослушивается только часть выполненной  работы, наиболее значимой для дальнейшего продвижения каждого слушателя и всей  группы. Например, фраза может звучать так: «Сегодня я уделю внимание графическому  представлению информации на плакатах, потому что…» Сбор и регистрация результатов формативного оценивания По итогам формативного оценивания Учитель получает информацию об уровне учебных  достижений слушателей. Они должны зафиксировать полученные результаты. Для этого  курсанты могут использовать доску, ватман, листы бумаги с текстами анкет, различные  формы регистрационных журналов. Это могут быть специально заведенные журналы, такие как «Журналы комментариев», «Учетные листы бесед», и т.д. В дальнейшем просматриваются все собранные факты, и делается вывод о  результативности проведенного занятия.  «Журналы комментариев» позволяет вести учет успешности занятий в течение длительного времени, а также проводить сравнительный анализ результатов занятий, упражнений,  успехов слушателей. Анализ результатов формативного оценивания Один из важнейших этапов оценивания – это проведение анализа результатов работ. Учитель должен уметь анализировать результаты оценивания/наблюдения на протяжении  всей учебной деятельности. Анализ результатов формативного оценивания позволит  выявить группы слушателей, для которых определенные задания представляют сложность  и наиболее трудные, проблемные для большей части группы вопросы или задания.Анализируя, в общем, результаты формативного оценивания, Учитель может определять  темы, цели и задачи, в которых слушатели добились хороших результатов и те моменты,  которые требуют дальнейшего улучшения, достоинства и недостатки форм преподавания,  возможные пути их совершенствования. Например, при обработки рефлексии слушателей после окончания занятия было отмечено,  что 36% всех слушателей курса указали на отсутствие материала по теме Преподавание в  соответствии с возрастными особенностями. Это позволило к следующему занятию  подобрать дополнительный материал для освещения данной темы. Другими примерами реагирования на низкие показатели результатов формативного  оценивания могут служить пересмотр:   методов и приемов обучения;       управления временем – распределение времени на работу над материалом;  детального изучения состава слушателей и планирования занятий с учетом полученных  данных;  изучения предыдущих проблем группы по теме, т.е. проведение диагностического  оценивания по теме и планирование с учетом полученных результатов;  техник управления классом;  проведением индивидуальных консультаций и др.  Все перечисленные выше виды формативного оценивания можно использовать во время  проведения мастер­классов, совещаний МО, педагогических советов.  Вывод: Формативное оценивание – это движущий фактор развития каждого слушателя и один из решающих компонентов обучения. Учитель посредством такого мониторинга  регулирует процесс обучения, обеспечивает продвижения всех обучающихся к успешному  усвоению материала, а также, изучая потребности слушателей, не показавших достижений  на требуемом уровне, оказывает им дополнительную помощь. В этом смысле, результаты  фактической деятельности учителей превращаются в реальные индикаторы эффективности обучения для Учителя.