В наши дни даже неспециалисту понятно, что именно язык в его непосредственном существовании выступает не просто ёмким, а универсальным «хранилищем» культуры. Манипуляции с русским языком и русской речью, отношение отрицания многовековой национальной культуры, прежде всего её духовно-нравственной составляющей, являются основными причинами деструктивной трансформации мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций нескольких поколений россиян, т. е. очевидное проявление кризиса духовно-нравственного потенциала русского народа.В наши дни даже неспециалисту понятно, что именно язык в его непосредственном существовании выступает не просто ёмким, а универсальным «хранилищем» культуры. Манипуляции с русским языком и русской речью, отношение отрицания многовековой национальной культуры, прежде всего её духовно-нравственной составляющей, являются основными причинами деструктивной трансформации мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций нескольких поколений россиян, т. е. очевидное проявление кризиса духовно-нравственного потенциала русского народа.
работа с текстом на уроках ОРКЭСЭ.doc
Учитель русского языка и литературы: Кохно Н.Н.
МБОУ «СОШ №2»
г. Югорск, ХМАОЮгра.
Работа с текстом на уроках ОРКЭСЭ.
В наши дни даже неспециалисту понятно, что именно язык в его непосредственном
существовании выступает не просто ёмким, а универсальным «хранилищем» культуры.
Манипуляции с русским языком и русской речью, отношение отрицания многовековой
национальной культуры, прежде всего её духовнонравственной составляющей, являются
основными причинами деструктивной трансформации мировоззренческих позиций,
ценностных ориентаций нескольких поколений россиян, т. е. очевидное проявление
кризиса духовнонравственного потенциала русского народа.
Одно из средств для выхода из сложившейся ситуации работа с текстом на
уроках ОРКЭСЭ. Ведь в слове сокрыта великая энергия человеческого духа, поэтому
русский язык всевечен и велик. Бесспорно, назначение национального языка, а в нашем
случае государственного языка, его главная роль – быть духовным аккумулятором
культуры, её этнической самобытности. Это свойство языка может быть
самодостаточным для того, чтобы русская земля, русский народ были сильными в своём
достоинстве и хранили целомудренно и свято российский дух.
Учёный и поэт Н.А. Асташов уделял специальное внимание проблеме русскому
языку в начальных классах, его личностно развивающему потенциалу. Он считал, что
именно родной язык на начальной ступени обучения может и должен стать источником и
средством
формирования у будущего гражданина России этнокультурных ориентаций. Это
возможно, если русский язык и русская речь как системы манифестируют духовный
уклад народа и обусловливают духовную специфику русского человека; родной язык и
родная речь выступают как средство привития гражданскопатриотических устремлений:
язык и речь представлены как материал, «обслуживающий» практическую
жизнедеятельность человека в обстановке его взаимодействия с другими людьми. Вполне
оправданным при этом может быть введение таких лексикосемантических групп, как
«христианскоправославная вера», «душа и её проявления», «Россия – моё отечество», «Я
и другие» и т.п.
Опираясь на изученный мною опыт других педагогов, в своей работе с текстом на
уроках ОРКЭСЭ использую следующие приёмы:
а) включать эмоциональноволевую сферу личности через стимулирование модальной
оценки учащимися содержания (значения) языкового знака, выступающего предметом
усвоения;
б) поощрять речевую деятельность детей на основе личностной интерпретации слова или
произведения;
в) стимулировать условноигровые формы поведения, выражающие аффективные
реакции на усваиваемый материал.
Размышляя над проблемой приобщения подрастающего поколения к истинно
народному, глубокому и выразительному русскому языку, мы ощущаем в обществе
кризис слова, кризис языка, который, по мнению Н.А. Асташова, ведёт к кризису
самосознания и самовыражения.
Выходом из этого порочного круга может быть продуманная языковая политика
как на идеологическом, так и на культурнообразовательном уровне. Образовательная
сфера благодатная возможность коррекции бездумноволюнтаристского обращения с
родным языком.
Осуществлять эту неимоверно трудную и в то же время благороднейшую задачу
можно и должно разными путями, среди которых первое место, бесспорно, принадлежит
риторическому образованию. Человеку, начиная едва ли не с дошкольного периода развития и далее – без ограничения возраста, предстоит освоить несколько учебных
курсов риторики, чтобы
убедиться в том, что СЛОВО – ЭТО ДУША, РАЗУМ, ДЕЛО. При этом нельзя экономить
ни силы, ни средства, ибо воспитание благоговейного и вместе с тем хозяйского
отношения к речи обязательно будет оплачено сторицей в виде улучшения духовного
здоровья народа в целом и каждого соотечественника в отдельности. Речь человека
представляет собой живое воплощение духовных недр личности.
Работа с текстом на уроках ОРКЭСЭ.
Работа с текстом на уроках ОРКЭСЭ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.