Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Оценка 4.6
Педсоветы
pptx
классное руководство +2
6 кл—11 кл
16.02.2018
дети и подростки, попав в трудную (кризисную) жизненную ситуацию, не всегда могут самостоятельно и открыто обратиться за помощью. Часто они таят в себе свои переживания и заметить проблему можно лишь по изменению поведения: ухудшение учебы, появление агрессивности и пр.
Данная разработка раскрывает диагностические, профилактические и коррекционные методы работы с детьми, подростками и их семьями.
помощь подросткам попавшим в ТЖС.pptx
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Работа социально-психологической
службы
МАОУ СШ «Земля родная»
по оказанию помощи подросткам,
попавшим в кризисную ситуацию
Мария Николаевна Петрова
Педагог-психолог МАОУ СШ «Земля родная»
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Эпиграф:
«…Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются «трудными» дети,
Просто им вовремя не помогли!»
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение,
поворотный пункт, исход) – переломный
момент, тяжелое переходное состояние,
обострение, опасное неустойчивое
состояние.
В китайском языке понятие кризис
определяется как «полный опасности
шанс», как возможность роста
человеческой личности.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Цель работы социальнопсихологической
службы школы в данном направлении:
Выявление неблагоприятных факторов
и оказание своевременной помощи
детям и подросткам в кризисных
ситуациях.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
КДН и
ЗП
ОУУП
и ПДН
МБУ
"ОБЪЕДИНЕНИЕ
МОЛОДЕЖНЫХ
КЛУБОВ"
СРЦ
"САДКО"
СПС
школ
ы
Управление
Физической
культуры,
спорта и
туризма
НМРО
УФСКН
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Мероприятия, проводимые службой для выявления
неблагоприятных эмоциональноличностных и
поведенческих факторов подростков:
первичная психологическая диагностика подростка и
родителей;
психокоррекционные мероприятия с участниками
образовательного процесса (психологическая
профилактика/просвещение; групповые занятия с
элементами психологического тренинга и т.д.);
разработка практических рекомендаций;
повторная психологическая диагностика.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
I
Первичная психологическая
диагностика
Проводится с помощью определенного
психодиагностического инструментария,
который учитывает возрастные особенности
детей, а также особенности кризисной
ситуации.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Психологическая диагностика
подростка
Психодиагностический
инструментарий
1. Тест акцентуаций
характера «Чертова
Дюжина» К.Леонгарда
в модификации
А.Реана.
ЦЕЛЬ: Определение
индивидуальных, ярко
выделяющихся, черт
личности.
Результат диагностики
Привлекательные черты характера подростка: доброта, спокойствие,
внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя
дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность,
повышенные требования к себе, стремится преодолеть свои слабые стороны.
Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, склонность к
самобичеванию, растерянность в трудных ситуациях, повышенная.
«Слабое звено» характера : не переносит насмешки или подозрения окружающих в
неблаговидных поступках, недоброжелательное внимание или публичные обвинения.
Особенности общения и дружбы: охотно идет на контакт с узким кругом людей,
которые вызывают у них особые симпатии.
Отношение к учебе. Такие подростки учатся изза нежелания огорчать своих
родных и преподавателей, а также изза определенного страха перед контрольными,
зачетами, экзаменами. При доброжелательном отношении со стороны педагогов они
могут показать прекрасные результаты. В работе может быть исполнительной и
преданной.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Психологическая диагностика
подростка
Психодиагностический
инструментарий
2. Опросник суицидального
риска (модификация
Т.Н.Разуваевой).
ЦЕЛЬ: экспрессдиагностика
суицидального риска; выявление
уровня сформированности
суицидальных намерений с
целью предупреждения
серьезных попыток
самоубийства.
Результат диагностики
Временами подросток чувствует свою несостоятельность,
некомпетентность, «выключенность» из мира, окружающий мир для него
не всегда соответствует представлениям о нормальных или
удовлетворительных для человека отношениях с окружающими.
В то же время, у подростка есть глубокое понимание чувства
ответственности за близких ей людей, чувство долга, он имеет четкое
представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь
боли и физических страданий.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Психологическая диагностика
Психодиагностический
инструментарий
1. Опросник родительского
отношения
(А.Я.Варга, В.В.Столин)
ЦЕЛЬ: выявление родительского
отношения у лиц, обращающихся
за психологической помощью по
вопросам воспитания детей и
общения с ними.
родителей
Результат диагностики
Родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым,
не доверяет ему.
Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться
в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет
ребенку самостоятельности никогда.
Родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго
контролировать его действия.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
по результатам психологической диагностики:
Рекомендации
В перечень конфликтогенных ситуаций для данного подростка следует включить:
•
ситуации критики, насмешек над ней или ее поведением;
• ситуации постоянного контроля ее деятельности, недоверия;
•
вынужденного одиночества, невозможности поделиться
ситуации
своими
переживаниями с друзьями.
Основной целью психологопедагогической помощи является постепенное повышение
самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности.
С подростком необходимо проводить индивидуальные беседы с детальным разбором и
анализом ситуаций, с последующим включением ее в групповые занятия с элементами
тренинга, помогающие преодолеть неуверенность, эмоциональную напряженность.
В семье и классе необходимо создавать ситуации, стимулирующие убежденность
подростка в том, что он нужен другим.
В семье при общении с подростком противопоказаны чрезмерная опека, контроль над
каждым ее шагом.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
II
Психологопедагогическое
сопровождение
участников
образовательных
отношений
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
ПОДРОСТОК
• Индивидуальные тематические беседы: об «идеале» детскородительских
отношений; о влиянии правильного питания на развитие организма подростка; о
профессиональном самоопределении; о том, как правильно строить отношения с
противоположным полом; о способах преодоления предэкзаменационного
стресса и т.д.
• Индивидуальные психотерапевтические занятия: занятия по методике
«Линия жизни», арттерапевтические занятия «Мои страхи», «Положительные
ассоциации» и т.д.
•
•
Групповые занятия с элементами психологического тренинга с
учащимися 11 класса: занятия по программе коррекционнообучающего
тренинга «Переживаниепреодоление критической ситуации», занятия по
информационнопрофилактической программе «Технологии школьной медиации
как средство формирования безопасного пространства для детей и подростков»:
«Ценности моей жизни», «Внимание: конфликт!», «Мир внутри меня – какой он?!»
и пр.
Тематические классные часы: «Экзамены и стресс: сдавать нельзя отступать»,
«Злое» занятие», «Золотые ключи общения» и т.д.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
РОДИТЕЛИ
• Индивидуальные профилактические беседы: о
психологических особенностях подросткового возраста; о стилях
воспитания в семье; о роли родителей в становлении и развитии
личности подростка; о необходимости эмоциональной поддержки
ребенка в семье.
• Групповые тематические занятия (в рамках классных
родительских собраний): занятия по информационно
профилактической программе «Технологии школьной медиации
как средство формирования безопасного пространства для детей и
подростков»: «Взрослые дети: возрастные особенности
подросткового возраста», «Подростковый суицид», «Сдаем
экзамены вместе» и пр.
• Разработка и распространение буклетов: «Брошюра
выпускниками и их родителям», «Письмо от подростка родителям»,
«Родителям о суициде», «Родителям об экзаменах».
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
тематические буклеты, листовки, а также
размещение актуальной информации на
сайте школы
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
• Консультации по организации индивидуального
подхода к подростку;
• Разработка психологопедагогических
рекомендаций по работе с подростком:
привлечение к реализации социальнозначимых
проектов через внеурочную деятельность.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
УЧИТЕЛЯПРЕДМЕТНИКИ
• Индивидуальные беседы об уровне
успеваемости и поведении подростка;
• Разработка психологических рекомендаций
по работе с подростком.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
III
Повторная психологическая
диагностика
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Психологическая диагностика
подростка
Психодиагностический
инструментарий
1. «Самооценка личности
старшеклассника»
(опросник Казанцевой Г.Н.)
ЦЕЛЬ: Изучение общей
самооценки с помощью
процедуры тестирования
Результат диагностики
Адекватный уровень самооценки с тенденцией к снижению:
отсутствие у подростка «комплекса неполноценности», время от
времени старается подстроиться под мнения других, потому что их
мнение для него имеет весомое значение.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Психологическая диагностика
подростка
Результат диагностики
Высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, в
том числе над отрицательными событиями. Подросток считает, что
большинство важных событий в его жизни – это результат его собственных
действий, таким образом, он чувствует свою собственную ответственность за
эти события и за то, как складывается его жизнь в целом.
Считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с
окружающими.
Психодиагностический
инструментарий
2. Методика
«УСК» (уровень
субъективного контроля)
Е. Ф. Бажина, Л. М.
Эткинда
ЦЕЛЬ: определение
уровня субъективного
контроля подростка.
Работа социально-психологической службы по оказанию помощи подросткам, попавшим в кризисную ситуацию
Психологическая диагностика
Психодиагностический
инструментарий
1. Методика «PARI»
(Е.С.Шефер, Р.К.Белл;
адаптация Т.В.Нешерет)
ЦЕЛЬ: изучение отношения
родителей (прежде всего,
матерей) к разным
сторонам семейной жизни
(семейной роли).
родителей
Результат диагностики
Отношение к семейной роли: высокие показатели по признакам
«сверхавторитет родителей» и «доминирование матери» это говорит о том,
что в любых ситуациях родители сами решают как поступать не только им, но
и их детям.
Отношение родителей к ребенку: высокие показатели по признакам
«развитие активности ребенка» это говорит о стремлении родителей
развивать коммуникативные способности ребенка.
«исключение внесемейных влияний» это говорит о том, что родители
стараются ограждать ребенка от влияния на него друзей и других людей, не
входящих в их семью, полагая, что это поможет избежать лишних проблем в
поведении, учебе и т.п.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.