дети и подростки, попав в трудную (кризисную) жизненную ситуацию, не всегда могут самостоятельно и открыто обратиться за помощью. Часто они таят в себе свои переживания и заметить проблему можно лишь по изменению поведения: ухудшение учебы, появление агрессивности и пр.
Данная разработка раскрывает диагностические, профилактические и коррекционные методы работы с детьми, подростками и их семьями.
Работа социально-психологической
службы
МАОУ СШ «Земля родная»
по оказанию помощи подросткам,
попавшим в кризисную ситуацию
Мария Николаевна Петрова
Педагог-психолог МАОУ СШ «Земля родная»
Эпиграф:
«…Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются «трудными» дети,
Просто им вовремя не помогли!»
Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение,
поворотный пункт, исход) – переломный
момент, тяжелое переходное состояние,
обострение, опасное неустойчивое
состояние.
В китайском языке понятие кризис
определяется как «полный опасности
шанс», как возможность роста
человеческой личности.
Цель работы социальнопсихологической
службы школы в данном направлении:
Выявление неблагоприятных факторов
и оказание своевременной помощи
детям и подросткам в кризисных
ситуациях.
КДН и
ЗП
ОУУП
и ПДН
МБУ
"ОБЪЕДИНЕНИЕ
МОЛОДЕЖНЫХ
КЛУБОВ"
СРЦ
"САДКО"
СПС
школ
ы
Управление
Физической
культуры,
спорта и
туризма
НМРО
УФСКН
Мероприятия, проводимые службой для выявления
неблагоприятных эмоциональноличностных и
поведенческих факторов подростков:
первичная психологическая диагностика подростка и
родителей;
психокоррекционные мероприятия с участниками
образовательного процесса (психологическая
профилактика/просвещение; групповые занятия с
элементами психологического тренинга и т.д.);
разработка практических рекомендаций;
повторная психологическая диагностика.
I
Первичная психологическая
диагностика
Проводится с помощью определенного
психодиагностического инструментария,
который учитывает возрастные особенности
детей, а также особенности кризисной
ситуации.
Психологическая диагностика
подростка
Психодиагностический
инструментарий
1. Тест акцентуаций
характера «Чертова
Дюжина» К.Леонгарда
в модификации
А.Реана.
ЦЕЛЬ: Определение
индивидуальных, ярко
выделяющихся, черт
личности.
Результат диагностики
Привлекательные черты характера подростка: доброта, спокойствие,
внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя
дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность,
повышенные требования к себе, стремится преодолеть свои слабые стороны.
Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, склонность к
самобичеванию, растерянность в трудных ситуациях, повышенная.
«Слабое звено» характера : не переносит насмешки или подозрения окружающих в
неблаговидных поступках, недоброжелательное внимание или публичные обвинения.
Особенности общения и дружбы: охотно идет на контакт с узким кругом людей,
которые вызывают у них особые симпатии.
Отношение к учебе. Такие подростки учатся изза нежелания огорчать своих
родных и преподавателей, а также изза определенного страха перед контрольными,
зачетами, экзаменами. При доброжелательном отношении со стороны педагогов они
могут показать прекрасные результаты. В работе может быть исполнительной и
преданной.
Психологическая диагностика
подростка
Психодиагностический
инструментарий
2. Опросник суицидального
риска (модификация
Т.Н.Разуваевой).
ЦЕЛЬ: экспрессдиагностика
суицидального риска; выявление
уровня сформированности
суицидальных намерений с
целью предупреждения
серьезных попыток
самоубийства.
Результат диагностики
Временами подросток чувствует свою несостоятельность,
некомпетентность, «выключенность» из мира, окружающий мир для него
не всегда соответствует представлениям о нормальных или
удовлетворительных для человека отношениях с окружающими.
В то же время, у подростка есть глубокое понимание чувства
ответственности за близких ей людей, чувство долга, он имеет четкое
представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь
боли и физических страданий.
Психологическая диагностика
Психодиагностический
инструментарий
1. Опросник родительского
отношения
(А.Я.Варга, В.В.Столин)
ЦЕЛЬ: выявление родительского
отношения у лиц, обращающихся
за психологической помощью по
вопросам воспитания детей и
общения с ними.
родителей
Результат диагностики
Родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным, неудачливым,
не доверяет ему.
Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться
в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет
ребенку самостоятельности никогда.
Родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго
контролировать его действия.
по результатам психологической диагностики:
Рекомендации
В перечень конфликтогенных ситуаций для данного подростка следует включить:
•
ситуации критики, насмешек над ней или ее поведением;
• ситуации постоянного контроля ее деятельности, недоверия;
•
вынужденного одиночества, невозможности поделиться
ситуации
своими
переживаниями с друзьями.
Основной целью психологопедагогической помощи является постепенное повышение
самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности.
С подростком необходимо проводить индивидуальные беседы с детальным разбором и
анализом ситуаций, с последующим включением ее в групповые занятия с элементами
тренинга, помогающие преодолеть неуверенность, эмоциональную напряженность.
В семье и классе необходимо создавать ситуации, стимулирующие убежденность
подростка в том, что он нужен другим.
В семье при общении с подростком противопоказаны чрезмерная опека, контроль над
каждым ее шагом.
II
Психологопедагогическое
сопровождение
участников
образовательных
отношений
ПОДРОСТОК
• Индивидуальные тематические беседы: об «идеале» детскородительских
отношений; о влиянии правильного питания на развитие организма подростка; о
профессиональном самоопределении; о том, как правильно строить отношения с
противоположным полом; о способах преодоления предэкзаменационного
стресса и т.д.
• Индивидуальные психотерапевтические занятия: занятия по методике
«Линия жизни», арттерапевтические занятия «Мои страхи», «Положительные
ассоциации» и т.д.
•
•
Групповые занятия с элементами психологического тренинга с
учащимися 11 класса: занятия по программе коррекционнообучающего
тренинга «Переживаниепреодоление критической ситуации», занятия по
информационнопрофилактической программе «Технологии школьной медиации
как средство формирования безопасного пространства для детей и подростков»:
«Ценности моей жизни», «Внимание: конфликт!», «Мир внутри меня – какой он?!»
и пр.
Тематические классные часы: «Экзамены и стресс: сдавать нельзя отступать»,
«Злое» занятие», «Золотые ключи общения» и т.д.
РОДИТЕЛИ
• Индивидуальные профилактические беседы: о
психологических особенностях подросткового возраста; о стилях
воспитания в семье; о роли родителей в становлении и развитии
личности подростка; о необходимости эмоциональной поддержки
ребенка в семье.
• Групповые тематические занятия (в рамках классных
родительских собраний): занятия по информационно
профилактической программе «Технологии школьной медиации
как средство формирования безопасного пространства для детей и
подростков»: «Взрослые дети: возрастные особенности
подросткового возраста», «Подростковый суицид», «Сдаем
экзамены вместе» и пр.
• Разработка и распространение буклетов: «Брошюра
выпускниками и их родителям», «Письмо от подростка родителям»,
«Родителям о суициде», «Родителям об экзаменах».
тематические буклеты, листовки, а также
размещение актуальной информации на
сайте школы
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
• Консультации по организации индивидуального
подхода к подростку;
• Разработка психологопедагогических
рекомендаций по работе с подростком:
привлечение к реализации социальнозначимых
проектов через внеурочную деятельность.
УЧИТЕЛЯПРЕДМЕТНИКИ
• Индивидуальные беседы об уровне
успеваемости и поведении подростка;
• Разработка психологических рекомендаций
по работе с подростком.
III
Повторная психологическая
диагностика
Психологическая диагностика
подростка
Психодиагностический
инструментарий
1. «Самооценка личности
старшеклассника»
(опросник Казанцевой Г.Н.)
ЦЕЛЬ: Изучение общей
самооценки с помощью
процедуры тестирования
Результат диагностики
Адекватный уровень самооценки с тенденцией к снижению:
отсутствие у подростка «комплекса неполноценности», время от
времени старается подстроиться под мнения других, потому что их
мнение для него имеет весомое значение.
Психологическая диагностика
подростка
Результат диагностики
Высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, в
том числе над отрицательными событиями. Подросток считает, что
большинство важных событий в его жизни – это результат его собственных
действий, таким образом, он чувствует свою собственную ответственность за
эти события и за то, как складывается его жизнь в целом.
Считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с
окружающими.
Психодиагностический
инструментарий
2. Методика
«УСК» (уровень
субъективного контроля)
Е. Ф. Бажина, Л. М.
Эткинда
ЦЕЛЬ: определение
уровня субъективного
контроля подростка.
Психологическая диагностика
Психодиагностический
инструментарий
1. Методика «PARI»
(Е.С.Шефер, Р.К.Белл;
адаптация Т.В.Нешерет)
ЦЕЛЬ: изучение отношения
родителей (прежде всего,
матерей) к разным
сторонам семейной жизни
(семейной роли).
родителей
Результат диагностики
Отношение к семейной роли: высокие показатели по признакам
«сверхавторитет родителей» и «доминирование матери» это говорит о том,
что в любых ситуациях родители сами решают как поступать не только им, но
и их детям.
Отношение родителей к ребенку: высокие показатели по признакам
«развитие активности ребенка» это говорит о стремлении родителей
развивать коммуникативные способности ребенка.
«исключение внесемейных влияний» это говорит о том, что родители
стараются ограждать ребенка от влияния на него друзей и других людей, не
входящих в их семью, полагая, что это поможет избежать лишних проблем в
поведении, учебе и т.п.