Рахмат Файзи «Его величество Человек»
Оценка 4.9

Рахмат Файзи «Его величество Человек»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
05.01.2024
Рахмат Файзи «Его величество  Человек»
Трудно переоценить вклад народа Узбекистана в великую Победу над фашистской Германией в годы Второй мировой войны. Как свидетельствуют последние данные, из Узбекистана на фронт было мобилизовано около 1 миллиона 951 тысячи человек. Это значит, что в борьбу против фашизма с оружием в руках вступил каждый третий узбекистанец. В суровые годы войны весь наш народ неустанно трудился с единой целью: Всё - для фронта, всё - для победы! Наша страна превратилась в надежный тыл по обеспечению фронта. В Узбекистан были эвакуированы полтора миллиона человек из республик, где шла война. В том числе свыше 250 тысяч детей. Наш народ дал им кров, окружил любовью и заботой, делился подчас последним куском хлеба, проявив присущий ему высокий гуманизм. В то суровое время кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Ахмедова усыновили четырнадцать детей-сирот разных национальностей, среди которых были русские, белорусы, молдаване, украинцы, латыши, казахи, татары и дети других национальностей. Шамахмудовы подарили им родительскую любовь и теплоту. Роман узбекского писателя Рахмата Файзи «Его величество Человек» посвящён этой подлинной истории о широте человеческой души. Это произведение выросло в повествование о великой дружбе между народами, о самоотверженном труде простых людей в годы войны.
Его величество Человек.docx

РАЗРАБОТКА  УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В  6  КЛАССЕ

ПО ОТРЫВКУ ИЗ РОМАНА РАХМАТА ФАЙЗИ

 "ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЧЕЛОВЕК"

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

 И ЛИТЕРАТУРЫ  СОШ № 21

НУРМАНОВОЙ З.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудно   переоценить вклад   народа Узбекистана в   великую  Победу   над  фашистской  Германией в  годы Второй  мировой   войны.  Как   свидетельствуют последние   данные, из Узбекистана  на   фронт  было мобилизовано около 1  миллиона  951 тысячи человек. Это   значит,  что   в  борьбу против  фашизма  с  оружием  в  руках  вступил  каждый третий   узбекистанец. В суровые  годы  войны  весь  наш народ   неустанно  трудился с  единой  целью:  Всё - для   фронта,  всё   -   для   победы! Наша  страна превратилась   в  надежный  тыл по   обеспечению фронта. В  Узбекистан   были  эвакуированы  полтора  миллиона  человек  из  республик,  где  шла   война. В  том  числе свыше  250 тысяч  детей. Наш народ дал им кров, окружил любовью и заботой, делился  подчас последним  куском  хлеба, проявив  присущий  ему  высокий   гуманизм.

   В  то   суровое   время  кузнец  Шаахмед Шамахмудов  и его   жена Бахри Ахмедова  усыновили  четырнадцать   детей-сирот  разных  национальностей,  среди  которых  были  русские,  белорусы, молдаване, украинцы, латыши, казахи,  татары и  дети  других   национальностей. Шамахмудовы  подарили  им  родительскую любовь  и  теплоту. Роман  узбекского  писателя Рахмата  Файзи  «Его величество Человек» посвящён  этой  подлинной  истории о  широте  человеческой души. Это  произведение  выросло в  повествование  о  великой  дружбе   между  народами, о самоотверженном  труде  простых  людей  в годы    войны.

 

Урок  литературы  в 6-м  классе  по  отрывку из  романа Рахмата  Файзи

«Его величество  Человек» (по   новому    учебнику)

    Тема  урока:

Рахмат Файзи «Его величество  Человек» (отрывок)

Цели   урока:

образовательная: познакомить  учащихся   с современным   узбекским писателем Рахматом  Файзи  и  его  романом «Его   величество Человек»;

развивающая:  развивать  связную  речь учащихся, вырабатывать навыки чтения и анализа литературного произведения, развивать  умение  слушать  и   выражать  свои  мысли;

воспитательная: формировать представление  о Родине, её истории, культуре,  традициях и  ценностях; воспитывать  чувство  гордости  за  свою страну  и  народ; прививать   высокие    патриотические  качества.

Тип  урока: комбинированный

Оборудование: фотопортрет Рахмата  Файзи, обложка  книги «Его  величество  Человек»,  слайдовая  презентация, эпизоды  из   кинофильма «Ты  не  сирота»(1962 г.) автор  сценария  Рахмат Файзи («Узбекфильм» на русском  языке).

Ход урока.

1. Организационный  момент.

Взаимное  приветствие преподавателя  и  учащихся, проверка  подготовки  учащихся   к  работе  на  уроке.

--Ребята! К сегодняшнему  уроку  вы  самостоятельно прочитали в  учебнике  отрывок  из   романа  Рахмата Файзи «Его  величество  Человек». Наш  урок  посвящается  подвигу узбекского  народа  в годы  Второй  мировой  войны, о котором  повествует  этот  роман. Но сначала  узнаем  об  авторе  произведения  - Рахмате  Файзи.

2. Введение нового материала.  Выступление подготовленного ученика  с сообщением о писателе.

          Рахмат Файзи (настоящее имя Файзиев  Рахмат Файзиевич) - известный  узбекский писатель - родился  в  1918 году в  городе  Ташкенте в  семье  ремесленника.

          После  окончания  школы продолжил  образование  в ФЗУ (фабрично-заводском  училище) при Ташкентской  железной  дороге, а  потом  -  в  электромеханическом  техникуме. В 1937 году Рахмат Файзи  поступает  на  работу  в  редакцию  газеты «Ленин учкуни», через  год  преходит  в   газету «Ёш ленинчи». В  разное   время  работал в  газетах «Фрунзевец», «Кызыл Узбекистони». С 1951 по 1954  год- заведующий  отделом журнала  «Шарк юлдузи», а  с 1957 по 1959 год - редактор   газеты «Узбекистон маданияти». В  шестидесятые  годы писатель  работал  главным  редактором на  киностудии «Узбекфильм».  До 1974 года Рахмат Файзи занимал  пост  заместителя председателя  правления  Союза  писателей  Узбекистана.

         Писатель скончался в возрасте 70  лет  в 1988 году.

После  окончания Второй  мировой  войны Рахмат Файзи  опубликовал несколько  сборников  повестей  и рассказов  -  «Свадебные подарки», «В пустыню  пришла  весна», «Шёлковый   занавес». Наибольшую  известность  писателю  принёс роман «Его  величество Человек».

 

3. Подготовка учащихся к активному  и  сознательному  усвоению  знаний. Проверка   домашнего  чтения.

Учитель:

     Рахмат  Файзи - народный  писатель Узбекистана. В романе «Его   величество Человек» рассказывается  о  страшных годах Второй  мировой войны, когда  узбекский   народ приютил тех, чьи дома  были  уничтожены  фашистами.  Доброта, забота, гостеприимство  наших  людей  спасли  жизни и отогрели сердца тысяч  людей, потерявших кров.

Беседа  с  классом  по  прочитанной  дома главе  из   романа.

-- Вы  прочитали  восьмую главу романа.  О чём  она?

-- Кто  главные герои? Как  их  зовут?

-- На  перроне железнодорожного вокзала  Махкам-ака и  Мехринисо среди  других,  встречающих эшелон  с  детьми, коротко  пообщались  с  Ахунбабаевым. Кто   этот  человек?

     (Юлдаш Ахунбабаев - видный  государственный   деятель в  Узбекистане, происходил  из  семьи  бедного  дехканина)

-- Как   вели  себя   ташкентцы,  ожидая  эшелон?

-- Почему  встречающих  просили  не  плакать?

-- С кем  познакомились  Махкам-ака  и  Мехри  на  перроне? О чём   рассказал  им   новый   знакомый?

-- Почему  супруги  не   смогли  в  этот   день взять  себе  ни  одного   ребёнка?

-- Какая  радость  ожидала  наших   героев  дома? Почему   второе  послание  Батыра  удивило  и  озадачило   супругов?  О чём   они  договорились  между собой?

-- Глава   заканчивается  на   самом  интересном   месте. Как  вы  думаете,   что случится   потом?

4. Изучение  нового  материала.

 

Рассказ   учителя   (сопровождается   мультимедийной   презентацией):

 

-Величие   человека наиболее полно  проявляется  в  тяжёлое время   испытаний. Война  коснулась каждого  человека,  ведь  Победа ковалась  не  только  на фронте,  но  и  в  глубоком   тылу. Люди   разных   национальностей, объединённые  общей   бедой  стали  браитями  по  духу, были  как  никогда  сплочены  и  едины.

     Прототипами Махкама-ака  и  Мехринисы  стали  реальные  люди - ташкентский  кузнец Шаахмед  Шамахмудов  и  его   жена Бахри Акрамова, которые  в  начале   войны  взяли  на  воспитание  и  усыновили  14  детей  разных   национальностей.

 

.

 

   У Шамахмудовых   не  было  собственных   детей. В момент,  когда  они  начали   забирать  эвакуированных   сирот, Шаахмеду-ака было 53 года, а  его   супруге - 40.

 Они  приходили на железнодорожный  вокзал, куда  прибывали поезда из  охваченных   войной   районов,  и   забирали  одного   ребёнка   за   другим.

 

 

   За  один   только  1943 год   пожилой  кузнец стал  отцом  четверых  детей. Среди  них  Рая  Мальцева  -  белоруска, Малика  Исламова  -  татарка, Володя  Урусов  -   русский, Саша Брынин -   украинец. Были  и  казашка,  молдаванка, евреи,  узбеки  в  этой  большой  и   дружной   многонациональной  семье.

          По сценарию Рахмата  Файзив 1962 году на киностудии «Узбекфильм» был  снят  художественный   фильм  «Ты  не  сирота».

   (Просмотр эпизода  из  кинофильма «Ты  не  сирота» с  начала  фильма  до  момента, когда  Махкам-ака и  Ваня  купают Колю)

-- В  этом  эпизоде  мы видим, как большая семья  кузнеца принимает  ещё  одного  сироту - Колю  из Смоленска, который  сам разыскал  дом, знаменитый  на  всю  страну, и стал   самым старшим  среди  детей, а  затем  и  самым   хорошим  помощником приёмным  родителям и младшим   братьям  и  сёстрам.

          Просмотр второго  эпизода из  кинофильма «Ты  не  сирота» (Отец  уходит работать  в  кузницу  на  два  дня, дети  самостоятельно  хозяйничают   в  доме.  Сцена   с  белым  хлебом.)

 

-- Ребята, что вы  можете  сказать  об  этих   детях, посмотрев   данный   эпизод? Можно  ли  их  считать   братьями  и  сёстрами? Почему?  Что их  всех  сблизило  и  объединило?

Учитель:

           В  самый  разгар  этой  страшной  войны известный  узбекский  поэт Гафур Гулям написал   замечательное  стихотворение  «Ты  не  сирота». Оно  впервые  прозвучало в  1943  году  и   вошло  в  цикл стихотворений  поэта «Иду  с Востока».

   Подготовленный  к  уроку   ученик  декламирует  стихотворение Гафура Гуляма  «Ты  не  сирота» в  переводе Анны Ахматовой.

 

Разве ты сирота?.. Успокойся, родной!

Словно доброе солнце, склонясь над тобой,

Материнской, глубокой любовью полна,

Бережет твое детство большая страна.

 

Здесь ты дома. Здесь я стерегу твой покой.

Спи, кусочек души моей, маленький мой!

Я — отец! Я что хочешь тебе подарю,

Станут счастьем моим .Все заботы мои…

 

День великой войны – это выдержки день,

Если жив твой отец, беспокойная тень

Пусть не тронет его средь грозы и огня,

Пусть он знает, растет его сын у меня!

 

Если умер отец твой, - крепись, не горюй.

Спи мой мальчик, ягненок мой белый усни.

Я – отец! Я что хочешь тебе подарю,

Станут счастьем моим все заботы твои.

 

Что такое сиротство – спроси у меня.

Малышом пятилетним в десятом году

Грел я руки свои у чужого огня.

Полуголый, таскал по дорогам нужду.

 

О, как горек сухой подаяния хлеб!

О, как жестки ступени чужого крыльца!

Я, приюта искавши, от горя ослеп,

И никто моего не погладил лица…

 

Испытал я, что значит расти сиротой,

Разве ты сирота? Спи спокойно родной…

Пока старый охотник – кочующий сон -

На меня не накинул волшебную сеть,

Гордой радости – чувства отцовского полн,

Буду я над кроваткой твоею сидеть,

Над головкою русой твоей, дорогой,

И смотреть на тебя, и беречь твой покой…

 

… Почему задрожал ты? Откуда испуг?

Может горе Одессы нахлынуло вдруг?

Иль трагедия Керчи? И в детском уме

Пронеслись, громыхая в пылающей тьме,

Кровожадные варвары, те, что губя

Все живое, едва не убили тебя!

 

Может матери тело любимой твоей,

С обнаженными ранами вместо грудей,

И руки её тонкой порывистый взмах

Отпечатались в детских тоскливых глазах?

 

Я припомню печальные эти глаза,

Когда выйду на битву громить палачей.

За ребяческий взор, что затмила слеза,

За разрушенный дом, за позор матерей -

Покараю я страшно двуногих зверей,

 

Этот Гитлер – ублюдок, не знавший отца, -

Он не матерью – подлой гиеной рожден,

Отщепенец понурый с глазами скопца -

Цену детства как может почувствовать он?

 

Этот Гитлер – навозный коричневый жук,

Плотоядно тупые усы шевеля,

Захотел, чтобы свой предназначенный круг

По желанью его изменила земля.

 

Чтобы людям без крова по миру блуждать,

Чтобы детям без ласки людей умирать,

Но земле выносить его больше невмочь.

Спи спокойно, мой сын, Скоро кончится ночь!

 

Спи спокойно, мой сын… В нашем доме большом

Скоро утру цвести. И опять за окном

Зацветут золотые тюльпаны зарниц,

В нашей книге домовой без счета страниц.

Будет памятна книга на все времена.

Сохранит твое имя навеки она!

 

Улыбаешься ты, и улыбка светла.

Не впервые ль за долгие, долгие дни

На лице исхудавшем она расцвела,

Как фиалка на тающем снеге весны?

 

И продрогший простор словно сразу согрет

Полусонной улыбки внезапным лучом.

Это скоро рассвет, Это белый рассвет.

Это белый рассвет у меня за плечом.

 

 

Учитель:

-- 26   мая 1982  года в Ташкенте  на  площади «Дружбы народов» был  установлен   памятник  семье  Шамахмудовых - монумент   Дружбы  народов. Скульптор  Д.Б. Рябичев, архитекторы Л.П.Адамов, С.Р.Адылов)

 

 

5. Обобщение.

-Ребята,  Рахмат  Файзи назвал  свой  роман «Его величество Человек».

Слово «величество» -  многозначное. 

Первое   значение: титулование  монархов, жен монархов, монархинь.

Второе - (с  последующим   словом  или  словосочетанием) употребляется  о ком (-чём)-либо, заслуживающим  уважения,  преклонения.

- Какое  значение  вкладывал  писатель  в  название  своего   произведения?

-Почему   слово «человек» в  названии  написано  с  большой  буквы?

- Подходит  ли  это   название  к  роману Рахмата Файзи?

- Правда, ребята, «Его  величество Человек» -  гениальное  название  романа,  отражающего  всю   суть  той  эпохи.

-Ариф-ата, один  из героев романа, произносит   такие   слова:  «Душа человека твёрже   камня,  но  нежнее  розы и  широка как море .  Помни  это.  И  никогда  не  ошибёшься».

Как   можно  соотнести  это  высказывание  с  героями   романа «Его  величество Человек»? Согласны  ли  вы  с  этими словами?

6. Итоги  урока. Рефлексия.

1) Метод  «Микрофон»  По  рядам  передаётся  микрофон (или  предмет,  имитирующий  его). Учащиеся, получив  микрофон,чётко и лаконично  излагают  свои  мысли, отвечая  на   вопросы:

§  Что   запомнилось  на  уроке?

§  Что  понравилось?

§  Что  было  самым  интересным?

§  О чём бы  ты рассказал  своим  родителям  или  друзьям? и др.

2) Оценивание  работы   учащихся.

Учитель:

-- Ребята, я  очень  надеюсь, что  вы   прочитаете роман Р.Файзи «Его  величество Человек» в  полном  объёме  и  посмотрите  художественный  фильм «Ты  не  сирота», снятый  кинорежиссёром  Шухратом Аббасовым  по  этой  книге.

 

Задание  на  дом:

переписать  в  тетрадь  таблицу  анализа  произведения  «Его  величество Человек» на  стр. 221-222 и заполнить её.

 

                                                                                                    Нурманова Замира Аблокуловна,

                                                                                                 учитель  русского  языка и литературы

                                                                                                 сош № 21 г.Ангрена  Ташкентской обл.

                                                                                                 Мой  телефон:   +9989-0-957-11-97

 

 

 

 

 


 

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Трудно переоценить вклад народа

Трудно переоценить вклад народа

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

Кто главные герои? Как их зовут? --

Кто главные герои? Как их зовут? --

У Шамахмудовых не было собственных детей

У Шамахмудовых не было собственных детей

За один только 1943 год пожилой кузнец стал отцом четверых детей

За один только 1943 год пожилой кузнец стал отцом четверых детей

Просмотр второго эпизода из кинофильма «Ты не сирота» (Отец уходит работать в кузницу на два дня, дети самостоятельно хозяйничают в доме

Просмотр второго эпизода из кинофильма «Ты не сирота» (Отец уходит работать в кузницу на два дня, дети самостоятельно хозяйничают в доме

Полуголый, таскал по дорогам нужду

Полуголый, таскал по дорогам нужду

Плотоядно тупые усы шевеля, Захотел, чтобы свой предназначенный круг

Плотоядно тупые усы шевеля, Захотел, чтобы свой предназначенный круг

Обобщение. -Ребята, Рахмат

Обобщение. -Ребята, Рахмат

О чём бы ты рассказал своим родителям или друзьям? и др

О чём бы ты рассказал своим родителям или друзьям? и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024