Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Оценка 4.6

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Оценка 4.6
Интерактивная доска +6
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
09.05.2018
Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
pptx
Использование опорных схем на уроках в начальных классах по ФГОС.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №153 город Новосибирск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ                                              Калашникова Любовь Петровна                                              учитель начальных классов                                                                                      МБОУ СОШ №153 1 Содержание 2016 г. Введение                                                                                                    3   Теория вопроса                                                                               5 I. II.  Практическое использование опорных схем на уроках            6  в начальной школе                                                                                            Результаты  использования опорных схем                               19       III.      Заключение                                                                                                       Литература                                                                                               25      Приложение                                                                                             26  2 Введение  «Рецепт успеха ученика прост: во­первых, нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему   высказаться,   чтобы   над   ним   не   висел   страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во­вторых, учителю   нужно   очень   четко   все   объяснять»   писал педагог   ­   новатор   Виктор   Федорович   Шаталов, известный   своей   системой   обучения   с использованием опорных сигналов —  ключевых слов, условных   знаков,   рисунков   и   формул   с   кратким выводом.             Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в   качестве   основного   её   источника   обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим материалом.    •             Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я   задавала   себе   вопросы   ­   как   оживить   урок, поддержать   интерес   к   предмету.   Эти   вопросы волнуют меня и сейчас. Первоклассники, которые пришли ко мне в прошлом году, отличались своей «пестротой» по уровню подготовки к школе, по поведению,   по   быстроте   восприятия   нового материала.   Использование   опорных   схем   на 3 и   уроках   –   считаю   необходимым     важным моментом  в своей работе. • Психологи отмечают, что педагогам необходимо учитывать слабость в развитии логической памяти у младших школьников, так как ребенок на этом этапе еще не готов усваивать то, что он не может воспринимать непосредственно. А в ситуации, когда ученик испытывает затруднения, когда ему что-либо непонятно, у него что-то не его интерес к получается, изучаемому предмету достаточно быстро угасает.       Поэтому я обратилась к данной теме.              Актуальность                           На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика ­ это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы   деятельности,   чего   так   не   хватает   в современном,   изобилующем   большим   объёмом информации образовании.   Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое   развитие,   так   и   грамотность   школьника   и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно   мыслить,   выражать   свои   чувства, доказывать   свою   точку   зрения.   Трудно   добиться 4 результатов,  если  школьники   не   активны  на  уроках. Следовательно,   у   них   пропадает   мотивация   к изучению   предмета,   что   ведёт   к   снижению   качества знаний.  Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его   запоминанию,   осмысленному   и   более   прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и,   более   того,   самостоятельно   делать   определённые выводы?                             Использование на уроке схем и таблиц помогает   решить   эти   проблемы,   помогает разнообразить его   более запоминающимся,   нестандартным,   эмоциональным, способствует   глубокому   и   последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том, чтобы   помочь   учащимся   активизировать   их деятельность,   сформировать   умение   использовать теоретические сведения в практике .   урок,   сделать   Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели   и   схемы,   понимать   информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.             Целью своей работы вижу создание условий и эффективность   использования   опорных   схем   на различных   предметах   в   начальной   школе, способствующих   повышению   качества   обучения младших школьников. 5 Использование схем и таблиц на уроках в начальных   классах   активизирует   познавательную деятельность   учеников   и   развивает   их   мышление, способствует   глубокому   и   последовательному усвоению материала. Теория вопроса материала, Всё  новое  –  это хорошо забытое  старое.  Так ещё в начале   своей   педагогической   деятельности   я, интересовалась методикой крупноблочной подачи    разработанной   Ю.С.Меженко,   и некоторое время  использовала  её на своих занятиях. Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется   с   помощью   опорных   схем.   Опорная схема   по   Шаталову   –   это   «ассоциативный   символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию.  Опорные схемы ­ это оформленные в виде таблиц, карточек,   чертежа,   рисунка,   выводы,   которые рождаются   в   момент   объяснения.   Всего   основных функций   опорных   схем   шесть:   обобщение   и систематизация,   адаптация,   ограничения,   снятие социального   барьера,   оптимизация   самостоятельной деятельности. Схема – опора ­  опора мысли ученика, опора   его   практической   деятельности,   связующее звено между учителем и учеником. От традиционной наглядности   они   отличаются   тем,   что   являются опорами мысли, опорами действия.  6 Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном   случае   своевременно  предупредить   ошибку,  а   в другом   –  проработать   допущенную  тут   же   на   уроке,   в третьем   –  провести   профилактическое   обобщённое повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.  I. Практическое использование опорных схем на уроках в начальной школе              Все педагоги знают, что главным принципом обучения   в   начальной   школе   является   принцип наглядности.   опорных       детей   в использования В   соответствии   с   этим,   основным   методом преподавания   в   начальных   классах   стал   остается метод схем, алгоритмов. Причём   этот   метод   используется   не только в 1 классе для составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах.  Опорные  схемы обеспечивают успешную работу всех, без   исключения,   условиях   реально осуществленного   принципа   равных   возможностей   и доступности обучения.               Вот, например, простейшая опорная схема, использованная   на   уроке   математики   в   1   классе   по теме  «Задача».  Она   применяется   при   самых   первых уроках в  работе с задачей.              Цель схемы­ таблицы – помочь запомнить при первом   объяснении   элементов   задачи.   Ученики рассуждают,   выделяя   условие,   вопрос,   решение   и ответ задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких лишних слов, нет напряжения, исчезает скованность даже у слабых учеников.   Дети 7 ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей  на   доске.  Задания  формулируются  коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни решение». .   Изучая состав чисел , пользуемся схемой «Все, что мы знаем о числе »            Невозможно обучение  задач без опорных схем по теме во 2­3 классах «Скорость, время, расстояние», для запоминания величин (единиц длины   и   других),   при   изучении   периметра     фигур, площади фигур.                Начиная с 1 класса, можно использовать на уроках технологию  опережающего обучения. Так в 1 классе, в букварный период, дети составляют «город букв и звуков». Это таблица, где каждая буква строго имеет   своё   место.   Ленту   букв     дети   «заселяют»   в ячейку   таблицы,   предварительно   раскрасив   её   по правилу,   которое   подразумевает   под   собой характеристику этого звука: для гласных – ударный или   безударный   звук;   для   согласных   –   мягкий   или твердый,   звонкий   или   глухой   звук.   В   городе появляются дом гласных и дом согласных звуков. В доме   согласных   заселяется   этаж   глухих   и   этаж звонких   звуков.   Обращаю   внимание   детей   на образование пар глухих и звонких согласных, на всегда мягкие согласные и всегда твёрдые согласные звуки, на звуки, которые не произносятся в словах. В доме гласных   заселяется   этаж   звуков,   обозначающих твердость   согласных   и   этаж   звуков,   обозначающих мягкость согласных. Обращаю внимание детей на пары гласных букв, которые имеют общие звуки. А чтобы 8 легко и понятно было выполнять анализ каждой буквы использую схему           Опорные схемы  использую почти на всех уроках в 1 классе. Так, на уроке обучения грамоте  вместе с ребятами составили  схему звуко­ буквенного анализа слова.  На уроках письма  при записи предложений с комментированием опираемся на схему.     Изучая   тему   «Буква   И,   и.   Звук   [и].   Обозначение мягкости   согласных   звуков   на   письме   буквой     и   », пользовались схемами, на которых ясно видна разница между   твердыми   и   мягкими   согласными  в   слогах­ слияниях               На уроках ознакомления с окружающим миром составляли схемы при изучении темы «Осень», когда   говорили  о  сезонных  изменениях   природы,  об изменениях в жизни птиц с приходом осени  Обучение по опорным схемам   требует активной   Схема мыслительной   деятельности   учащихся. представляет собой приём, облегчающий восприятие темы и её понимание. По   словам   психологов,     у   каждого   человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно  используются, то уровень усвоения нового материала повышается.  При объяснении   нового   материала  с   помощью   опорных сигналов   работают  зрительная   и   слуховая  память, причём   способ   запоминания   не   механический,   а 9 основанный   на   установлении   смыслового   понимания сигналов.  При   воспроизведении   опорных   конспектов как  усвоения   знаний подключается двигательная (моторная) память.              Требования к составлению опорных схем  контрольном   моменте   детей   класса   следует При   обучении   руководствоваться   задачами,   поставленными   перед общеобразовательной   школой:(   обеспечить   усвоение учениками   знаний,   умений,   навыков   в   пределах   программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного,   правильного,   выразительного   чтения;   расширить кругозор   школьников;   заложить  основы  навыков  учебной   работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные   и   эстетические   представления;   способствовать развитию наглядно­образного и логического мышления.)  Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе является принцип наглядности.                      Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации.     Схема привлекает простотой составления (это может   сделать   каждый   учитель   и   порой   ученик)   и простотой   применения,   поскольку   знакомить   с   ней можно   учащихся   с   помощью   классной   доски, компьютера,   интерактивной   доски,   а   для   этого   не нужно   специального   времени,   как   на   изготовление некоторых других пособий.                  Схема уместна на разных этапах обучения: при   вводе   нового   понятия,   знакомстве   с орфографическим   правилом,   при   отработке, закреплении и повторении учебного материала.  10 Осознанное   применение   теоретического материала,   содержащегося   в   опорных   схемах, приходит к школьникам не сразу. Однако,                        Систематическая   работа   со   схемами, составление их при непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются   только   сильные   ученики,   затем инициативу проявляют и более слабые.                       Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам познавательной деятельности. При   проведении   я   столкнулась   с   тем,   что   при работе над новой темой теряется активность детей на уроке, они начинают отставать.  Симон   Львович   Соловейчик   писал   о   том,   что   ни   у одного ребенка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка бумаги, отпавший от учения.                        Включать  каждого  ученика  в активную деятельность на всех уроках, довести представления по   изучаемой   теме   до   формирования   понятий, устойчивых   навыков   –  вот   моя   цель.  Помогают достичь   ее   схемы.  Схемы   –   это   выводы,   которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются   в   виде   таблиц,   карточек,   наборного 11 полотна,   чертежа,   рисунка.  Именно   использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если   при   ответе   он   смотрит   на   опорную   схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока прочно не   отложится   в   памяти.  Схемы   –   способ   внешней организации   мыслительной   деятельности   детей.  Не теряется   впустую   время   на   уроке:   не   приходится ждать,   пока   ребенок   вспомнит   и,   наконец,   что­то скажет.   Необходимые   для   выполнения   заданий правила   детям   не   нужно   вспоминать,   тратя   на   это драгоценное время урока: они читают их по схемам.                         Из всех существующих форм наглядности сейчас   наиболее   распространены   схемы.  Из   опыта работы знаю, что систематическое и целенаправленное использование опорных схем на уроках в начальных классах   способно   не   только   заложить   определённый уровень   знаний,   но   и   хорошо   развивает   память, мышление, внимание, эти качества в последнее время западают   у   большинства   учеников.  Самое   важное достоинство   схем   в   том,   что   они   позволяют сэкономить  время,  которое можно  использовать  для формирования практических умений,                        Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая даётся   параллельно   с   устным   или   письменным изложением   материала,   сколько   ключом   к   решению практических   задач,   схема   активизирует   не   только познавательную,   но   и   мыслительную   деятельность 12 учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его успешным.  Методы и приёмы  использования схем на уроках    зрительно   подчеркивающего               Из всех существующих форм наглядности на уроках   в   начальной   школе     наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются   опорные   схемы,  которые   представляют   собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, соотношение зависимости   явлений,   характеризующих   определенную   проблему. Такое изображение создается в упрощенно­обобщенном виде. При систематическом,   грамотном     применении   оно   способно   придать сложному   многоплановому   процессу   обучения   определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы­ опоры,   которая   должна   быть   системной,   емкой   по содержанию,   краткой,   четкой   по   оформлению, простой, понятно  по восприятию и воспроизведению. В   процессе   работы   по   опорным   схемам   необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся   к   восприятию   и   анализу   схемы,   их способность   записать,   проговорить   информацию,   а позже   самостоятельно   ее   составить   в   виде   схемы, алгоритма   или   прочесть   незнакомую   запись, расшифровать ее. Такая  работа   должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более   глубокому   пониманию   и   постепенному запоминанию   теоретического материала,   а   не   "зазубриванию"   его.   Постоянная   составление   их   при работа   по   13   схемам, необходимого непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые" учащиеся могут   учиться   самостоятельно,   пользуясь   опорой, логично, связно изложить материал.                  Активизация познавательной деятельности учащихся   посредством   схем   формирует   навыки грамотного анализа, развивает логическое мышление, учит   устанавливать   взаимосвязи,   определять взаимозависимость   между   объектами   и   явлениями   в природе             Схема учит ребят пользоваться особым видом записи   теоретического   материала.  Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.     Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её содержание словами.     Подкрепите примерами каждое положение схемы.     Попытайтесь с помощью схемы рассказать содержание темы.      Какие сведения являются главными? Как они отражены в схеме?    Схема на уроке может:  ­  подготовить восприятие; ­   являться   средством   осмысления   нового   или обобщения и закрепления старого.               При такой организации работы развивается не только мышление, но и язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно, сознание находится в непрерывном развитии.            На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик   уже   знает.   Но   при   этом   забываем,   что   уже известное   —   это   средний   уровень   трудности.   А обучение возможно только при развитии, то есть при 14 высоком   уровне   трудности,   и   этот   уровень   для каждого индивидуален. Индивидуально и восприятие. Поэтому,   если   поставить   проблему,   выдвинуть   гипотезу   и организовать   самостоятельный   поиск­исследование,   то   ученик открывает для себя заново уже знакомое, или, взяв в руки учебник, начинает чтение в ожидании самостоятельных открытий.  Результаты использования опорных схем Использование опорных схем при изучении предметов в   начальной   школе,   несомненно,   дают   определённые результаты.  Во­первых,   можно   значительно   увеличивать   объём изучаемого  на уроке материала,  формировать  навык самостоятельной   работы,   исследовательские   и проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания и умения по предмету.               Во­вторых, использование данной технологии способствует   повышению   творческого   потенциала учащихся, развитию речи, мышления.                       По мнению самих учащихся, использование данной   технологии   намного   разнообразит   уроки,   им легче воспринимать изучаемый материал.              Использование опорных схем на уроках в 1­4 классах     помогает   детям   освоить   навыки аналитической работы с текстом учебника, помогает в запоминании   учебного   материала,     развивает логическое мышление, учащиеся приобретают умения вести   дискуссию,   отстаивать   свою   точку   зрения, логично излагать свои мысли.  Заключение   15 На мой взгляд, одно из важных умений ученик умение понимать и кодировать большой   объём   информации,   тем   самым   выстраивать   логическую   цепочку рассуждений, а следовательно, овладевать новым способом деятельности. Не секрет,   что   с   каждым   годом   учащиеся   читают   всё   меньше   и   меньше, следовательно,   тормозится   их   речевое   развитие,   страдает   грамотность, ученики с трудом запоминают орфографические правила, т.к. в большинстве случаев не понимают его. Поэтому трудно добиться хороших результатов при изучении . Использование схем является одним из приёмов, облегчающих понимание учебного материала, в данном случае по окружающему миру. При использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает   не   только   слуховую,   но   и   зрительную   память,   схема облегчает   восприятие   теоретического   материала,   активизирует мыслительную   деятельность   учащихся,   что   положительно сказывается   на   учебных   достижениях   ученика,   делает   его   более успешным.   регулятивных, Я   считаю,   применение   метода   составления   способствует   формированию опорных   схем   познавательных   и личностных, коммуникативных   универсальных   учебных   действий как основы умения учиться.  Поэтому     метод   составление опорных   схем   на   уроках     в   начальной   школе   является   очень актуальным   и   отвечает   всем   требованиям   по   организации образовательного   процесса     по   ФГОС   начального   общего образования. В сфере   личностных универсальных учебных действий   формируется   адекватная   мотивация учебной   деятельности,   включая   учебные   и познавательные мотивы. В сфере регулятивных универсальных учебных действий   обучающиеся   овладевают   всеми   типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять   учебную   цель   и   задачу,   планировать   ее 16 реализацию,   контролировать   и   оценивать   свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В   сфере   познавательных   универсальных учебных действий  обучающиеся учатся использовать знаково­символические   средства,   овладеют   широким спектром логических действий. В   сфере   коммуникативных   универсальных учебных   действий   обучающиеся   приобретают умение собеседника,   учитывать организовывать   и   осуществлять   сотрудничество   и кооперацию   с   учителем   и   сверстниками,   адекватно передавать информацию. позицию     1. Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности. Часть 1.­Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. – 237с.  17 2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с.  3. Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. – М., 1970. – С. 347­348.  4. Международный конкурс учителей. Сборник материалов 1­го пед.семинара. "Артек", 2000. ­ 68с.  5.    Конспекты Ю.С. Меженко 6. С.Ю.Антюхова Использование опорных схем при обучении математике в начальной школе. Начальная школа, 2005, №5 7. Интернет ресурсы: http://yandex.ru/yandsearch 8.Интернет­ресурсы:http://nsportal.ru/nachalnaya­  sh   kola   Приложение  1 18 19 Приложение   2 20 Приложение  3                                                                                                             Приложение  4 21 22 Приложение  5                                                                                                  Приложение  6 23 24

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Районный семинар  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018
Посмотрите также: