Целевая аудитория:5 класс
Тип урока:объяснение нового материала, 1 час.
Цели урока: способствовать формированию понимания важного значения наследия Древнего Рима, в т.ч. раннего периода для дальнейшего развития мировой цивилизации.
Знание: знать государственное устройство ранней республики в Древнем Риме, хронологию, терминологию и персоналии царского периода и ранней древнеримской республики, актуализация знаний о древнегреческой демократии.
Понимание: понимать специфику Римской республикию
Применение: анализ письменных и вещественных источников по истории древнеримской республикию
Анализ: умение решать проблемные вопросы, сравнивать демократии в Древней Греции и Древнем Риме, систематизировать знания в таблице.
Синтез: формулировать выводы по теме, обобщать знания в форме рассужденияю
Оценка: оценивать значение древнеримского периода для дальнейшего развития античной цивилизации и мировой цивилизации в целом; проводить самооценку по предложенным критериям.
"Ранняя республика в Риме". 5й класс
Целевая аудитория:5 класс
Тип урока:объяснение нового материала, 1 час.
Цели урока: способствовать формированию понимания важного значения наследия Древнего Рима, в т.ч. раннего периода
для дальнейшего развития мировой цивилизации.
Знание: знать государственное устройство ранней республики в Древнем Риме, хронологию, терминологию и персоналии
царского периода и ранней древнеримской республики, актуализация знаний о древнегреческой демократии.
Понимание: понимать специфику Римской республикию
Применение: анализ письменных и вещественных источников по истории древнеримской республикию
Анализ: умение решать проблемные вопросы, сравнивать демократии в Древней Греции и Древнем Риме,
систематизировать знания в таблице.
Синтез: формулировать выводы по теме, обобщать знания в форме рассужденияю
Оценка: оценивать значение древнеримского периода для дальнейшего развития античной цивилизации и мировой
цивилизации в целом; проводить самооценку по предложенным критериям.
Оборудование: мультимедийная презентация, приложение к учебнику на CDROM (УМК В.И. Уколовой, Л.П.
Маринович / под редакцией А.О. Чубарьяна), технологическая карта урока.
План урока:v/strong>
1. Проверка домашнего задания.
2. Подготовка к восприятию нового.
3. Объяснение нового материала.
4.
Закрепление изученного.
5. Домашнее задание.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Викторина «Царский период в Риме» (§ 47, за правильный ответ обучающийся получает жетон (или смайл)).
Какие слова из истории царского периода Древнего Рима мы используем в своей речи? (форум, фашизм,
гражданин, республика, плебей, патриций, сенат, тиран)
Найди на карте и покажи римские холмы
Назовите римского бога, считавшегося хранителем Рима
Кто согласно Вергилию в его поэме «Энеида» основал Рим?
Почему римляне называли себя «сыновьями волчицы»?
Кто был первым царем в Риме? Когда это произошло?
Какой бог был согласно легенде отцом Ромула и Рема?
С кем делил власть римский царь?
Что заимствовали римские цари у этрусков?
Почему римский народ сверг ТорквинияГордого? Когда это событие произошло?
Кто был первым римским консулом? (Брут)II. Подготовка к восприятию нового.
Вопросы, которые нацеливают вспомнить ранее изученный материал:
1. Сравните понятия «республика» и «демократия»
2. Чьи законы укрепили демократию в Афинах?
III. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: В какой из двух республик – Римской или Афинской свободные бедняки играли большую роль в
управлении?
Первый этап (Знание)
По ходу рассказа учителя выполни одно из заданий:
Задание 1. Составь глоссарий по теме «Государственное устройство римской республики»
Задание 2. Составь схему управления в Ранней Римской республике.
Задание 3. Придумай рассказ по рисунку (стр. 241) «Заседание сената»
Второй этап (Понимание)
Используя полученные знания, выполни задания
Задание 1. Сформулируй причины борьбы плебеев с патрициями
Задание 2. Сравните роль плебеев в управлении государством в царский период и в период Римской республики
Задание 3. Укажите сильные и слабые стороны управления Римской империи, избиравшей ежегодно двух консулов.
Третий этап (Применение)
Работа с историческим документом
«Законы XII таблиц» (стр. 241)
Задание 1. Ответь на вопрос к документу (стр. 241)
Задание 2. Составь 23 вопроса к документу.
Четвёртый этап (Анализ)
Решение проблемного вопроса
В какой из двух республик – Римской или Афинской свободные бедняки играли большую роль в управлении?
(заполнение таблицы):
Вопросы для
сравнения
Афинская демократия
Римская демократия
Принятие
законов
Оплата
должностей
Роль знати
Вывод
Афины – демократическая
республика, в которой власть в
полной мере принадлежала народу, а
ареопаг утратил свое значение.
Рим – аристократическая республика, власть в которой
принадлежала знати. Сенат играл определяющую роль в
разработке законов, ни перед кем не отчитывался и не
нес ответственности за ошибочные действия.
Пятый этап (Синтез)
Задание. Выполнение теста (вторая часть презентации «Рим: от возникновения до завоевания власти над Италией»).В 1 части презентации тренировочные тесты (в каждом задании предусмотрена возможность проверки (самопроверки)
знаний обучающихся по изученной теме:
Слайд 3 – вставить пропущенные буквы в имена царей Рима.
Слайд 4 – «Крылатые выражения» (тест с вводом ответа).
Слайд 5 – тест с вводом ответа на знание обучающимися хронологии Раннего Рима
Слайд 6 – тест с использованием элемента «Изображение» для проверки знаний обучающимися сохранившихся
памятников по истории Раннего Рима
Слайд 7 – 4 вопроса теста посвящены терминологии изучаемого периода истории Древнего Рима
Слайд 8 – о богах Рима. Задание для обучающихся заключается в том, чтобы перетаскивая объекты (элемент
«изображение») правильно распределить по группам – «Боги патрициев» и «Плебейские боги».
2 часть презентации – диагностические тесты. Обучающиеся по желанию могут начать тестирование с того уровня,
который осознают, что успешно справятся с заданием.
1 уровень – средний;
2 уровень – выше среднего;
3 уровень – сложный.
Возможные варианты:
учитель распределяет обучающихся по уровням теста в соответствии с их способностями.
1.
2. Обучающимся предложено начать работу с прохождения любого уровня теста и получить отметку в соответствии
с критериями:
Уровень/максимальный балл «5»
«4»
«3»
«2»
Уровень 1/7 баллов
Уровень 2/14 баллов
Уровень 3/22 баллов
7
14
20
22
6
4,5 Менее 4
11 –
13
16 –
19
7 – 10 Менее 7
11 –
15
Менее
11
Домашнее задание: § 46 + задания (обучающийся выполняет по желанию и знает о баллах, которые пойдут в зачет
технологической карты урока «Ранняя республика»).
Шестой этап (Оценивание)
Карта самооценки обучающегося
Оценка работы учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания
Викторина – от 0 до 13 баллов
Глоссарий – от 0 до 3 баллов
Составление схемы – 0 до 4 баллов
Составление рассказа по рисунку – от 0 до 5 баллов
Анализ источника – 0 до 5 баллов
Заполнение таблицы – 0 до 10 баллов
Тест – от 0 до 22 баллов
Домашнее задание:
Составление развернутого плана – от 0 до 2 баллов
Объяснение терминов «церемония», «кандидат» и «консультироваться» – от 0 до 2 баллов Написание синквейна – от 0 до 2 баллов
Максимальный балл – 62
«5» – 51 – 62 баллов
«4» – 41 – 50 баллов
«3» – 31 – 40 баллов
30 и менее баллов – «дополнительные консультации»