В материале представлены основные направления работы с персоналом: наем, обучение, трудовые отношения, техника безопасности. По всем направлениям выделены основные, функции в виде двух вариантов: «а» или «б», каждый из которых и следует закрепить либо, за руководителем (администрацией), либо за работником службы управления персоналом.В материале представлены основные направления работы с персоналом: наем, обучение, трудовые отношения, техника безопасности. По всем направлениям выделены основные, функции в виде двух вариантов: «а» или «б», каждый из которых и следует закрепить либо, за руководителем (администрацией), либо за работником службы управления персоналом.
Ситуация "Как распределить обязанности"
Исходные данные. Для средних и особенно мелких промышленных
организаций, где может отсутствовать подразделение по управлению
персоналом, важной проблемой является четкое распределение обязанностей
и ответственности между, специалистом пo управлению кадрами и
руководителями. Для таких предприятий следует разработать перечень
обязанностей и ответственности специалистов по управлению персоналом и
руководителей по важнейшим функция управления кадрами.
В табл. 14 представлены основные направления работы с персоналом:
наем, обучение, трудовые отношения, техника безопасности. По всем
направлениям выделены основные, функции в виде двух вариантов: «а» или
«б», каждый из которых и следует закрепить либо, за руководителем
(администрацией), либо за работником службы управления персоналом.
Основные функции по управлению персоналом.
Таблица 14
Наем:
1. а) поиск источников квалифицированной рабочей силы (объявления,
связь с вузами, техникумами, ПТУ);
б) подготовка заявку с указанием квалификации и деловых качеств
работников, для вакантных должностей. Наличие стиля поведения,
производящего приятное впечатление на поступающих на работу;
2. а) собеседование и выбор кандидатов из числа отобранных отделом
персонала. Назначение на должность с учетом квалификации вновь принятого
с целью получения от него оптимальной отдачи;
б) собеседование с поступающими на квалификационном уровне с
учетом заявок из специализированных подразделений. Отбор поступающих с
учетом задач фирмы и правил найма;
3. а) инструктаж вновь принятых по вопросам техники безопасности,
зарплаты, часов работы, правил местного распорядка;
б) направление после тщательной оценки квалификации и здоровья
лучших кандидатов к начальнику отдела персонала;
4. а) предварительный инструктаж вновь принятых, включающий
сведения о предприятию, льготах, общие указания по технике безопасности,
первой помощи, сменности работы и т. д.;
б) инструктаж и обучение по месту работы согласно программе, заранее
согласованной с отделом персонала;
5. а) развитие потенциальных возможностей работника и их оценка;
принятие решений о его продвижении, переводе или увольнении;∙б) ведение полного дела на каждого работника с включением туда его
характеристик, достижений, перспектив роста и данных о других
возможностях;
6. а) собеседование с увольняющимися и определение причин,
вызвавших желание уволиться. Принятие мер внутри подразделения по
сокращению текучести кадров;
б) анализ информации, полученной при собеседованиях, определение
причин и мер по устранению обнаруженных недостатков.
Техника безопасности:
1. а) конкретная помощь по внедрению техники безопасности; принятие
решений об ассигнованиях по покрытию расходов (на дополнительное
освещение, щитки, транспортное оборудование и т. д.) в соответствии с
производственными требованиями и бюджетом;
б) периодическая инспекции силами квалифицированных специалистов
по технике безопасности с целью внедрения безопасных условий труда,
применения защитных приспособлений и др. Составление рекомендаций по
предупреждению несчастных случаев на производстве;
2. а) анализ выполнения работ для разработки практических правил
техники безопасности. Наглядная агитация и организация обучения технике
безопасности;
б) руководство и контроль за внедрением техники безопасности,
поощрение работников, соблюдающих правила ТБ и вносящих предложения
по их усовершенствованию;
3. а) техническая консультация по конструированию новой техники,
защитных приспособлений, а также по безопасности эксплуатации
оборудования;
б) контроль за применением защитных устройств и приспособлений,
развитие у работников чувства ответственности;
4. а) агитация на собственном примере в пользу соблюдения правил ТБ;
б) расследование несчастных случаев, анализ их причин, составление
отчетов по технике безопасности;
5. а) быстрое и точное составление протоколов о несчастных случаях;
внедрение профилактических мер, рекомендованных специалистом по
ТБ;
б) знание законов и положению, касающихся ТБ; расследование в су де
случаев, связанных с компенсацией за увечье;
6. а) подготовка статистики травматизма к совещаниям по ТБ,
агитационных материалов для работников предприятия;
б) участие в работе комитета по ТБ; про явление интереса к ТБ.
Обучение:1. а) принятие решений о потребности работников подразделения
обучении; обучение и конкретные рекомендации отделу персонала;
б) исследовательская работа (разработка общих планов, задач,
уточнение потребности, разделение ответственности), развитие связей с
другими предприятиями:;
2. а) активное личное участие в учебном процессе в соответствии
общими планами; передача собственных знаний, информации и опыта;
б) помощь директору в разработке общего подхода к проблеме
обучения работников; планирование действий руководителей для
удовлетворения потребностей предприятия в обученном персонале,
руководство программой обучения, ее координации;
3. а) консультации и помощь подразделениям в планировании,
организации и проведении учебы и переподготовки рядового персонала
руководства;
б) использование кадровиков специалистов по обучению в реализации
специальных про грамм обучения по месту работы;
4. а) повседневный инструктаж и участие в индивидуальном обучении
подчиненных по месту работы; оценка их успехов и рекомендации по
дальнейшему усовершенствованию учебных программ;
б) подготовка про грамм и наглядных пособий с учетом последних
достижений техники обучения, предназначенных ускорить и улучшить
усвоение учебного материала;
5. а) развитие у руководителей подразделений преподавательских
навыков для повышения эффективности этой стороны их деятельности;
б) ответственность за проведение учебы в подразделении (в части
развития потенциальных возможностей работников);
6. а) проведение совещаний руководства по вопросам обучения и
оценки его результатов;
б) принятие решений по перспективам обучения на основе достигнутых
результатов.
Трудовые отношения:
1. а) анализ и профилактика причин снижения производительности
труда и ухудшения трудовых отношений, работы с руководителями; меры по
стабилизации и укреплению доверия в отношениях между людьми;
б) создание доверительных отношений с представителями профсоюза;
постоянное и неукоснительное соблюдение законов о труде, условий
коллективного договора;
2. а) рекомендации по повышению эффективности производства и
качества продукции;
б) подготовка коллективного договора (его задач, условий и
формулировок, увязывание внутренних нужд с внешними факторами;3. а) рассмотрение особых случаев и технические консультации по
трудовым отношениям;
б) участие в качестве представителя или cовeтника администрации в
переговорах с профсоюзом, поддержание связи с юристом по техническим
вопросам;
4. а) подготовка руководства на всех уровнях по соблюдению и
толкованию договора; рассмотрение положений договора, требующих и не
требующих вмешательства юриста; точная регистрация трудового стажа
работников;
б) постоянное соблюдение условий трудового договора на основе
консультаций отдела персонала; соблюдение правил выдвижения, перевода,
увольнения и т. д.;
5. а) принятие окончательных решений по жалобам и претензиям
работников после тщательного расследования и учета рекомендаций отдела
персонала; сбор предварительных данных по просьбе отдела персонала;
б) консультирование руководства и выявление фактов по вопросам,
связанным с жалобами и претензиями работников; участие в качестве
представителя или cовeтника администрации в разборе претензий третьих
сторон и в арбитраже;
6. а) поддержание постоянной связи с профсоюзным руководством;
б) поддержание прямой связи и партнерских отношений с
представителями профсоюза.
Поставка задачи:
1. Составить таблицу, распределив основные обязанности по
управлению персоналом между специалистом по управлению персоналом и
администрацией (или руководителем подразделения), по следующей форме:
Специалист по управлению персоналом
Администрация (или руководителя
подразделения)
Наем
1 а) 1 б)
2 б) 2 а)
и т.д. и т. д.
Техника безопасности
1 б) 1 а)
2 б) 2 а)
и т.д. и т. д.
Обучение
1 б) 1 а)
2 а) 2 б)
и т.д. и т. д.
Трудовые отношения
1 а) 1 б)
2 а) 2 б)и т.д. и т. д.
2. Объяснить, к каким последствиям для работы предприятия в целом
приведет невыполнение отдельных функций по управлению персоналом
3. Объяснить к каким негативным последствиям может привести
отсутствие отдельных функций по управлению персоналом, а также
возложение на специалиста по персоналу несвойственных ему функций.